Навыки детей 2 3 лет

В период с 2 до 3 лет в развитии малышей заметен значительный прогресс. Ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится с новыми понятиями, явлениями и предметами. Стремительно пополняется словарный запас, совершенствуется моторика. Создаются благоприятные условия для развития логического мышления и знакомства с доступными азами математики.

Содержание

Многих родителей интересует вопрос: на что следует ориентироваться, занимаясь с крохой? Мы предлагаем примерный перечень знаний, умений и навыков для детишек 2-3 возраста. Полезная информация поможет оценить уровень развития ребёнка. Узнать, в каких областях он преуспевает, а чему нужно уделять больше внимания.

Не стремитесь любой ценой соответствовать средним нормам. Используйте их с поправкой на индивидуальные особенности любимого чада. В раннем возрасте идёт формирование личности. Малышу необходимо понимание и поддержка главных людей в его жизни ― мамы с папой.

Математические навыки и логическое мышление

Продолжается развитие логического мышления. Усвоение элементарных математических понятий помогает формированию детского интеллекта.

К 3 годам малышам полагается:

  • считать до 5, определять количество предметов (сколько всего?). Понимать, что значит «один, мало, много, столько же». По порядку пересчитывать пальчики, кубики, любые предметы;
  • хорошо ориентироваться в основных геометрических формах, отличать их друг от друга. Знать название круга, треугольника, квадрата, прямоугольника;
  • сравнивать размеры различных объектов ― меньше, больше, выше, ниже, такой же. Строить пирамидки и башни из кубиков в правильной последовательности. Вкладывать меньшие предметы в большие (ведёрки, колпачки);
  • сортировать вещи по заданному признаку ― форме, цвету, размеру;
  • знать пространственные понятия «низ» и «верх».

В этом возрасте малыши способны мыслить логически. Определяя сходство и отличия вещей, они пытаются рассуждать и делать умозаключения.

Особенности памяти и внимания у детей 2-3 лет

На третьем году жизни объём памяти и концентрация внимания заметно возрастают. Малыш запоминает последовательность 2―3 простых действий.

Повторяет и воспроизводит новые слова и короткие фразы, копирует движения. Может, не отвлекаясь, выполнять задание до 5 минут. Благодаря развитию зрительной памяти, ребёнок легко узнаёт знакомые лица на фотографиях, предметы на картинках. Зовёт по имени близких людей, знает своё имя.

Навыки детей 2 3 лет

Типичные умения и навыки:

  • находит названную взрослым вещь;
  • выбирает парный или нужный предмет из нескольких;
  • запоминает и воспроизводит короткие стихи, песенки;
  • умеет складывать пазлы из 2―4 деталей;
  • исключает лишний предмет из группы однотипных;
  • отличает и помнит названия основных цветов, может найти их у радуги.

Рассматривая картинки, дети способны заметить ошибки. Отвечают на вопросы: «Что здесь лишнее? Чего не хватает?». Обсудите с ребёнком рисунок в книге, затем закройте её. Попросите рассказать о том, что изображено на картинке. Можно задавать наводящие вопросы.

Владение речью

С каждым днём у вашего крохи пополняется словарный запас. Всего за пару месяцев его объём может увеличиться втрое. Если двухлетка использует 300―500 слов, то в речи трёхгодовалого малыша их насчитывается больше тысячи.

С этим вопросом «Летидор» обратился к психологу. Об обязательных навыках трехлетних малышей нам рассказала Елена Первухина, автор книг, тренингов и онлайн-курсов, эксперт теле- и радиопередач.

Годовалый малыш очень сильно отличается от полуторагодовалого ребенка, а трёхлетка совсем не похож на двухлетку. Маленькие дети стремительно растут и развиваются, ведь мозг в этом возрасте пластичен и способен поглощать всю доступную информацию.

«У меня не получается!» — это не преграда для малыша до 3 лет

Ребенок в этом возрасте активен, весел и любознателен. Каждый день ребенок делает открытия, старается, растет и развивается.

Задумайтесь только, как хочется колечко надеть на пирамидку, а не получается — ручка маленькая, координации нет. Но ребенок каждый день старательно работает над тем, чтобы колечко оказалось именно там, где надо. Ему потребуется много проб и ошибок, чтобы получить результат. И он его получает! Колечко на месте.

А через несколько месяцев перед ребенком стоит новая задача — собрать пирамидку правильно. Сначала большое колечко, потом среднее, потом маленькое. И это испытание пройдено…

Я всегда удивляюсь и учусь у маленьких детей их оптимизму и умению справляться со сложными задачами. Они никогда не унывают, а идут к своей цели через препятствия и неудачи. Начал ходить — упал, встал, пошел, опять упал, опять встал, толкнул мячик, упал вместе с мячиком, встал, побежал за мячиком, упал, встал.

Ребенка до трех лет не сломить преградами, несмотря на то, что у него многое не получается, он готов каждый день стараться и получать то, что ему необходимо.

Трёхлетка делает колоссальный скачок в развитии. И вот несколько основных навыков, которые обязательно должны сформироваться у малыша до этого возраста.

Навык 1: самостоятельность

До 3 лет важно позволить ребенку делать многое самостоятельно. Необходимо следовать за ним в его желаниях.

Например, на площадке собираются мамы с погодками. Маме хочется поговорить с подругами, постоять на одном месте. У ребенка же другие планы. За 5 минут он осмотрел все, что ему интересно — ему становится скучно, он начинает тянуть маму за собой, зовя ее в новое путешествие. Мама не соглашается, ребенок начинает капризничать, мама — ругаться и злиться: «Играй здесь, зачем я тебе столько игрушек вынесла, все дети как дети, а тебе все идти куда-то надо».

Чем больше желаний будет исполнено до 3 лет, тем больше желаний у него будет во взрослой жизни.

Когда мама следует за ребенком и слышит его, он понимает на подсознательном уровне: «Мои желания ценные, их видят, к ним прислушиваются, их исполняют. Желать хорошо, желать можно».

Если стремления ребенка игнорируются и вместо них навязываются свои — «не стучи в барабан, играй лучше в посудку», — то ребенок делает вывод: «Я не имею право сам желать, другие лучше меня знают, что мне надо».

Тогда во взрослой жизни человеку трудно будет найти любимую работу, любимое дело.

У маленького ребенка внимание носит непроизвольный характер, малыш обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию, то есть сделать внимание произвольным. И именно в играх происходит развитие внимательности, наблюдательности и умения длительное время сосредотачиваться на определенном предмете.

Навыки детей 2 3 летРебенка первых месяцев жизни привлекают только сильные раздражители: яркие свет и цвет, громкий звук. Постепенно круг объектов внимания расширяется и увеличивается продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Малыш начинает проявлять всё больший интерес к окружающим предметам, внимательно рассматривает их, берет в рот, ощупывает руками. Однако в годовалом возрасте ребенок ещё чрезвычайно быстро отвлекается. Стоит ему увидеть другой предмет или услышать посторонний звук – и его внимание тут же переключается на новый объект.

В два года ребенок делает только то, что ему нравится, и внимание в таком случае называется непроизвольным (пассивным). Зависит оно от того, чем заинтересовался малыш. Чем интереснее объект, тем дольше он задержит внимание крохи. Но как только интерес к объекту пропадает – ребенок оставляет это занятие.

Постепенно ребенок учится сосредоточиваться на своём занятии, не обращая внимания на посторонние раздражители. Его внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью. В два с половиной года малыш может сам направлять и некоторое время (приблизительно 10 — 15 минут) удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности (собирать башню из кубиков, раскрашивать картинку), т.е. появляются зачатки произвольного внимания.

Условия развития внимания детей 2-3 лет

• Обогащайте знания ребенка, знакомьте его с многообразием окружающего мира, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное.

• Выявляйте интересы ребенка и старайтесь поддерживать внимание ребенка к тому, что ему интересно (спрашивайте, предлагайте сравнить, закончить, хвалите, придумывайте новые варианты игры и т.д.).

• Занятия с ребенком должны проводиться только в игровой форме, быть посильными и не превышать 10 минут.

• Не давайте малышу для постоянных игр игрушки, с которыми предполагаете проводить занятия – иначе интерес к ним может пропасть.

• Перед занятиями уберите из поля зрения ребенка предметы, которые могут отвлечь его внимание.

• Рассказывая о чём-то ребенку, старайтесь сделать свой рассказ эмоциональным, живым, интересным, доступным и наглядным.

• Привлекайте ребенка к играм, давайте ему свободу выбора и свободу действий, предоставляйте малышу возможность проявлять активность и самостоятельность.

• Проявляйте уважение к занятиям ребенка. Не отрывайте его от них по пустякам. Если есть необходимость прервать игру малыша, предупредите его об этом заранее («Через пять минут мы будем обедать»), или присоединитесь к этой игре и помогите ее логично завершить («Давай, эта коробка будет домиком! Пусть куклы зайдут в него и лягут поспать! А мы с тобой пока сходим в магазин»)

• Объясняйте ребенку, зачем нужно выполнять то или иное задание («сделаем из пластилина шарики, чтобы котёнок смог в них поиграть»).

• Разнообразьте виды занятий с ребенком, чередуйте активные и пассивные задания.

• Не торопите малыша, так как торопливость приводит к невнимательности.

Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет

Навыки детей 2 3 лет

2 года – 2 года 6 месяцев

— Если вы укажете ребенку на какой-нибудь предмет (рукой или словом), он его внимательно рассмотрит (опосредованное внимание).

— Пытается заканчивать начатые игры. Происходит формирование привычного внимания (переходная стадия между пассивным и активным вниманием).

2 года 6 месяцев – 3 года

— Учится переключать внимание. Если ребенок занят игрой, его можно спросить о чём-то постороннем, малыш ответит и продолжит заниматься своим делом.

— Может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом.

— Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

— Ребенок может проявлять волевое усилие, т.е. появляются зачатки произвольного внимания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector