Общее недоразвитие речи 1 уровня

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это расстройство, при котором не формируются звуковые и смысловые компоненты речи при нормальном слухе и развитии.

ОНР — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической).

Существует три уровня ОНР.

Первый уровень — самый тяжёлый. У ребенка отсутствует общеупотребительная речь, словарь крайне ограничен, нарушено звукопроизношение и слоговая структура слова.

Второй уровень — фразовая речь грубо аграмматична, звукопроизношение 10-15 звуков с дефектом, навыки словообразования отсутствуют.

Третий уровень — развернутая фразовая речь с пробелами в лексико-грамматической и фонетико-фонематическом развитии, ошибки в употреблении падежных конструкций, согласовании слов, в произношении основных групп звуков, нарушение слоговой структуры в трудных словах.

ОНР 4 уровня – речь ребенка практически не отличается от сверстников, но наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Диагностика общего недоразвития речи

Обследование ОНР выявляет логопед, общаясь с ребенком. Для выявления степени недуга проводится тестирование устной речи с оценкой лексики, звукопроизношения и грамматики. Специалист просит ребенка составить рассказ по картинке, пересказать услышанное, составить собственный рассказ.

Игнорирование признаков ОНР может привести к полному отсутствию речи и замкнутости ребенка из-за невозможности наладить общение со сверстниками и взрослыми. Как следствие, возможны трудности с обучением и социализацией.

Лечение и коррекция ОНР у дошкольников в логопедическом центре в Москве

Терапия выстраивается под каждого ребенка индивидуально, и зависит, прежде всего, от тяжести общего недоразвития речи, насколько ребенок открыт, идет на контакт и поддается терапии. Большую роль в преодолении общего недоразвития речи играют родители, ведь занятия по ОНР с логопедом должны дополняться выполнением домашних заданий.

Кроме навыков построения связной речи, на логопедических занятиях по ОНР работают над повышением внимания и организации мыслительного процесса. Ведь ребенок не научится правильно строить предложения, если не понимает, о чем идет речь.

Наши специалисты помогут устранить ошибки в речи ребенка, расширить словарный запас, научат произносить сложные слова. Также ребенок приобретет навыки в составлении рассказа по картинке и серии картинок, научится пересказывать простые тексты.

Если речь ребенка не скомпенсирована к 3,5 годам, логопед, у которого вы наблюдаетесь, должен дать логопедическое заключение и определить степень общего недоразвития речи.

Специалисты выделяют четыре уровня общего недоразвития речи . От полного отсутствия речи (или ее минимального уровня развития – не более 30 слов в активном словаре) на I уровне до развернутой фразовой речи с отдельными элементами недоразвития – на III. ОНР IV уровня обычно ставится детям, страдавшим нарушением речи в прошлом, но скорректированным. Он свидетельствует об остаточных проблемах с речью с обязательным нарушением грамматических конструкций (ошибки в спряжении глаголов или форме множественного числа и т.д.). Иногда логопеды тянут с постановкой диагноза ОНР до 4-х лет и даже дольше, продолжая списывать речевые трудности на ЗРР. Особого смысла в этом нет. ОНР может являться как самостоятельным логопедическим нарушением, так и следствием других, более сложных дефектов. И на этом этапе необходимо как можно раньше разобраться, что является первопричиной. Тут крайне важна совместная работа специалистов. Необходимо наблюдение невролога (лучше получить консультации нескольких специалистов), исследования и начало лечения, в некоторых случаях медикаментозного. Занятия с логопедом-дефектологом и курсы нейрокоррекции. Возможно, помощь детского клинического психолога. И домашняя регулярная работа – как выполнение заданий, так и просто всемерное внимание близких к ежедневному развитию ребенка.

Конечно, ничего приятного в диагнозе ОНР нет, но не стоит отчаиваться. В нашей практике (при условии отсутствия органической патологии) мы достигаем превосходных результатов при регулярных и интенсивных занятиях. Через несколько лет вы и не вспомните, что когда-то волновались о том, что ребенок не говорит.

  • При ОНР I-II уровней целесообразно начать с курса-интенсива “Запуск речи” – он дает отличную динамику и закладывает базу для быстрого развития речи.
  • После этого рекомендуем переходить на регулярные занятия с логопедом-дефектологом 2-3 раза в неделю.
  • Дополнить их стоит занятиями на логотренажере Дэльфа-М и компьютерном комплексе “Timocco” .Тепла и опыта специалиста ничто не заменит, но при поддержке новейшего оборудования, занятия станут еще более эффективными.
  • Курс нейрокоррекции в случае ОНР обязателен. Без него невозможно рассчитывать на быстрый результат. Нейрокоррекция помогает развитию всех зон мозга, запуская в нем процессы, необходимые для появления речи.
  • Хорошим подспорьем станет курс коррекции на логопедическом комплексе БОС – это уникальное оборудование дает поразительные результаты.
  • И одно из наших новейших приобретений – занятия по программе Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics по мозжечковой стимуляции. Программа, которая с успехом применяется долгие годы в Европе и США, теперь есть и в нашей Академии.

Если ребенку уже 3,5-4 года, а речи все еще нет (ОНР I уровня), то медлить нельзя. Занятия должны быть регулярными, разносторонними и интенсивными. Нужно быть готовыми к тому, что полная коррекция может занять несколько лет.Вот почему важно начать как можно раньше. Чем младше ребенок, тем более лабильна его психика, что положительно сказывается на результатах занятий. Начиная работу с ОНР заранее, вы будете уверены, что ваш ребенок будет полностью адаптирован к началу школьных занятий. Кстати, нарушения грамматического строя речи нередко сопровождает ОНР. Это проявляется в том, что дети путают окончания слов, единственное и множественное число, не всегда могут согласовать прилагательное и существительное, неверно употребляют предлоги. Это, к сожалению, не сможет не сказаться на процессе обучения ребенка в школе и поэтому требует такого же пристального внимания специалистов. Коррекционная работа, которую проводят специалисты Детской Академии речи, оказывает положительное влияние на развитие грамматического строя речи, так как ведется сразу в нескольких направлениях. Точный план действий индивидуально для вашего малыша сможет разработать только специалист после тщательной диагностики. Занятия в Детской академии речи будут дополнены упражнениями, которые следует делать дома. Только при таких условиях речевая задержка будет скомпенсирована и не отразится на развитии ребенка.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у ребенка — это ярко выраженные нарушения абсолютно всех аспектов, влияющих на формирование речевых навыков: лексико-грамматического, звукового и прочих. Проявляется в виде сложного речевого нарушения, но при этом ребенок обладает развитым интеллектом и нормальным физиологическим слухом. Симптомы общего недоразвития речи всегда зависят от степени несформированности компонентов речевой системы. Они могут проявляться в полном отсутствии умения разговаривать и применять речь, либо в наличии связной речи с некоторыми признаками ФФНР и ЛГНР. Выявить недоразвитие речи можно во время диагностики у логопеда. Коррекционные мероприятия подразумевают развитие понимания речи, лексического запаса, грамматического строя, произношения звуков и прочие мероприятия. Признаки недоразвития речи проявляются при таких патологических нарушениях, как алалия, дизартрия (в том числе и скрытая форма), задержка речевого и психического развития.

Симптомы общего недоразвития речи

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. Дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; включает отдельные звуки, звукоподражания и некоторые обиходные слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Но, высказывания бедны и однотипны.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но употребляют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных.

При ОНР 4 уровня дети испытывают затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении.

Специалисты

  • Невролог
  • Психиатр
  • Дефектолог

Записаться на прием

Формы общего речевого недоразвития

Общее речевое недоразвитие у ребенка классифицируют на три основных группы, так как расстройство проявляется у детей с неодинаковой клинической картиной. Это:

  1. Неосложненная форма, проявляющаяся у ребенка с минимальными нарушениями функций головного мозга, моторных дифференцировок и незрелостью конгитивной сферы.
  2. Осложненная форма, проявляющаяся у детей с различными патологиями психопатического и неврологического характера.
  3. Грубая форма недоразвития функции речи. Таким расстройством может страдать ребенок, имеющий органические поражения отделов головного мозга, отвечающих за речь.

Степени нарушения речи

Принято выделять четыре уровня нарушения речи у любого ребенка, вне зависимости от формы его заболевания. К ним относятся:

  • 1 уровень. Ребенок не говорит вообще, у него полностью отсутствует речь.
  • 2 уровень. У ребенка присутствуют элементарные навыки речи, но его словарный запас скуден, также в нем прослеживаются признаки аграмматизма.
  • 3 уровень. Речь ребенка развернута, он говорит фразами. Но смысловая и звуковая сторона речи недоразвиты.
  • 4 уровень. Расстройство такой степени характеризуется наличием остаточных пробелов в развитии лексико-грамматических и фонетико-фонематических аспектов речи у ребенка.

Причины ОНР

Как правило, ОНР развивается вследствие перинатальных нарушений. К основным причинам относятся:

  • гипоксия плода;
  • несовместимость резус-факторов крови матери и ребенка;
  • асфиксия новорожденного;
  • травмы, полученные во время родов;
  • тяжелое течение беременности.

Также речь может нарушиться из-за:

  • перенесенных тяжелых инфекционных патологий;
  • хронических заболеваний у ребенка;
  • сложных черепно-мозговых травм;
  • недостатка внимания со стороны родителей.

Прогноз на коррекцию нарушений речи

Если коррекция общего недоразвития речи начата своевременно, когда ребенку исполнилось 3 года, прогноз весьма благоприятный. Коррекция при общем речевом недоразвитии может затянуться на долгие месяцы, поэтому важно, чтобы ребенок был к этому готов и упорно трудился. На данный момент существуют различные методики, которые позволяют эффективно справиться с ОНР.

Чем раньше вы обратитесь за помощью,

тем благоприятнее будет прогноз коррекции.

ДИАГНОСТИКА

Начальный этап логопедического обследования включает сбор анамнеза, в ходе которого специалист изучает медицинскую документацию ребенка, начиная с раннего детского возраста. Хорошо, если имеются данные о том, как протекала беременность матери и роды, так как именно в этом периоде развития плода нередко кроются причины данного патологического состояния.

Логопед

После этого диагностируют устную речь, в ходе чего выявляют:

  • правильно ли ребенок произносит звуки, дифференцирует ли их,
  • может ли назвать первый и последний звук, сосчитать звуки в слове,
  • способен ли ребенок составлять связные предложения, рассказы по картинкам или пересказывать услышанное;
  • способен ли правильно изменять слова, склонять их и связывать между собой (грамматическая составляющая речи);
  • словарный запас ребенка относительно возрастной нормы.

Невролог

Дальнейшее обследование предполагает изучение анатомического строения органов речевого аппарата. В результате обследования специалист делает заключение о том, насколько сильно выражено общее недоразвитие речи ребенка.

КОРРЕКЦИЯ

Логопедическая работа по коррекции ОНР осуществляется с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления).

При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. А также уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) является достижение детьми возрастной нормы устной речи.

Для этого совершенствуются и закрепляются произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическая сторона речи, развернутая фразовая речь; развиваются графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня проходят в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушения, касающиеся формирования речи у детей. Данное речевое недоразвитие затрагивает все стороны речи: звуковую, лексико-грамматическую и семантическую и касается детей с нормальным уровнем интеллекта и отсутствием проблем с физическим слухом. Проявление тех или иных признаков ОНР зависит от уровня несформированности компонентов речевой системы.

ОНР — патология, характеризующаяся несформированностью звуковой и смысловой речи. При ОНР речь отличается наличием проблем в лексико- грамматических и фонетико-фонематических процессах, а также наблюдаются проблемы со стороны связанности речи ребенка.

Уровни общего недоразвития речи

Отличительной особенностью детей с ОНР считается позднее появление первых слов (к 3-4, а иногда к 5 годам). Речь при ОНР характеризуется неправильным звуковым и грамматическим оформлением, она малопонятна для окружающих. Речевая активность таких детей снижена.

Логопедические занятия при общем недоразвитии речи у детей являются необходимостью, так как неполноценная речевая деятельность в дальнейшем оказывает негативное влияние на память и внимание. ОНР способно привести ребенка к трудностям с мыслительными операциями, а также негативно сказывается на познавательной деятельности. Дети с диагнозом ОНР отличаются недостаточным развитием координации движений, а также наличием проблем с общей, тонкой и речевой моторикой. Развитие ОНР часто связывают с:

  • внутриутробной гипоксией;
  • резус-конфликтом;
  • родовыми травмами;
  • асфиксией;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • частыми инфекциями;
  • хроническими заболеваниями.

Торможение речевого развития ребенка также могут вызывать такие факторы, как неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения. С учетом степени ОНР выделяют различные уровни общего недоразвития речи: 1, 2, 3 и 4.

ОНР 1 уровня характеризуется несформированностью фразовой речи. Дети с таким уровнем речевого недоразвития используют в общении «лепетные» слова, однословные предложения, дополняя их мимикой и жестами. Словарный запас таких детей очень ограничен и включает в себя, как правило, отдельные звуки и звукоподражания, иногда ряд простых обиходных слов. У детей с ОНР первого уровня отмечается нарушение фонематического слуха, в следствие чего, ребенку тяжело понять и выполнить задачу фонематического анализа слова.

В случае, если у ребенка ОНР 2 уровня, то наряду с лепетом и жестами он применяет в своей речи простые предложения (из 2-3 слов). Стоит отметить, что несмотря на это, высказывания ребенка с данным уровнем нарушения речи бедны и однотипны по своему содержанию: как правило, с помощью этих предложений ребенок обозначает предмет или действие. Для ОНР 2 уровня характерно значительное отставание ребенка по уровню словарного запаса (согласное его возрастной категории) — ребенок не знает значение многих слов и заменяет их в своей речи похожими по смыслу словами. Фонематические процессы также нарушены: дети с данным нарушением речи не готовы к звуковому анализу и синтезу.

ОНР 3 уровня характеризуется развернутостью фразовой речи, однако, дети с данной речевой патологией испытывают трудности при построении сложных предложений, поэтому их речь состоит преимущественно из простых речевых конструкций.. Словарный запас детей с ОНР 3 уровня довольно обширен: такие дети употребляют при общении практически все части речи, однако, часто используют неточное название предметов. Фонематическое восприятие нарушено в меньшей степени, чем при ОНР 1 и 2 уровней.

Для ОНР 4 уровня характерно затрудненное звукопроизношение и повторение сложных слов. Дети с данным уровнем недоразвития речи склонны допускать ошибки при словообразовании и словоизменении, что обусловлено низким уровнем фонематического восприятия. Словарный запас таких детей довольно широк, но, стоит отметить, что ребенку с подобной речевой патологией трудно понять значение редко встречающихся слов. Особенные трудности такие дети испытывают при необходимости логического изложения событий: они часто пропускают главное и акцентируют внимание на второстепенных деталях. Также при повествовании характерно повторение ранее сказанного.

Преодоление общего недоразвития речи

Первый детский медицинский центр — лечение ОНР любого уровня. В настоящее время специалистами Центра накоплен достаточный опыт для успешной коррекции различных речевых патологий.

Коррекция ОНР логопедом выстраивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Занятия при общем недоразвитии речи направлены на:

  • развитие речевой активности;
  • понимания речи;
  • работу по формированию правильного фонетического оформления высказывания;
  • развитие связной речи;
  • закрепление правильного звукопроизношения;
  • развитие графо-моторных навыков.

В перечень логопедических услуг Первого детского медицинского центра входят:

  • консультация логопеда;
  • логопедический массаж;
  • индивидуальныен логопедические занятия.

Стоимость услуг Вы можете уточнить в разделе «Прайс-лист».

Профилактика ОНР

Коррекционная работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который следует начать как можно раньше (с трех-четырех лет).

Профилактика общего недоразвития речи у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалия, дислалия, брадилалия, дизартрия и пр.). Стоит отметить, что родители должны уделять должное внимание речевой среде, в которой проходит воспитание ребенка. Кроме того, нужно следить за развитием речевой активности малыша и, в случае возникновения каких-либо проблем, как можно быстрее обратиться за консультацией специалиста.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

ОНР (общее недоразвитие речи) – это системное нарушение, при котором уровень речевого развития ребенка отстает от возрастной нормы: у детей нарушено звукопроизношение и различение звуков, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы по количественным и качественным показателям, страдает связная речь. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Уровни ОНР

ОНР 1 уровня характеризуется отсутствием речи (так называемые — «безречевые дети») или наличием элементов речи: словарный запас таких детей состоит из звукоподражаний и лепетных слов. Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот. Фразовой речи нет. В речи преобладают слова из 1 – 2 слогов.

ОНР 2 уровня (начатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные обще.употребительные слова. В речи детей с ОНР присутствует фраза из двух, трех слов, но связи между словами грамматически не оформлены. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм: замены падежных окончаний («катался гокам» — катается на горке); ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» — Коля писал); при изменении существительных по числам («да памидка» — две пирамидки, «дв кафи» — два шкафа); отсутствие согласования прилагательных с существительны.ми, числительных с существительными. Предлоги во фразе ребенок чаще всего пропускает, реже произносит простые предлоги или их лепетные варианты. Речь детей со вторым уровнем речевого развития часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух – трех и более слогов. Дети c ОНР нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги. Рассказ чаще сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

ОНР 3 уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения. Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Дети пользуются в основном простыми предложениями, при этом структура их может нарушаться: отсутствие главных и второстепенных членов предложения.

Дошкольники с ОНР неправильно употребляют формы множественного числа существительных, смешивают падежные окончания существительных мужского и женского рода, неправильно согласуют существительные с прилагательным, числительные с существительным. Отмечаются ошибки в употреблении сложных предлогов. Словарный запас достаточен в рамках бытовой повседневной ситуации. Отмечаются трудности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры, например «экскурсовод проводит экскурсию».

Дети с трудом выделяют первый и последний звук в слове, что в дальнейшем будут служить препятствием для овладения чтением и письмом.

Хотя дети с ОНР пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. При пересказе дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета.

IV уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями недоразвития лексики, грамматики, фонетики и связной речи.

Коррекция общего недоразвития речи

Работу с ОНР ведет логопед на индивидуальных занятиях.

При поступлении ребёнка в детское логопедическое отделение проводится углублённое первичное обследование логопедом.

Ваш ребёнок поздно начал говорить (3-4 года), у него присутствуют: неразборчивая речь («каша во рту»), несогласованность слов друг с другом, неправильное употребление падежей, трудности в изложении своих мыслей?

Всё это может быть признаками одной из распространённых речевых проблем детей — общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это системное речевое расстройство, возникающее при нарушении формирования таких сторон речи как лексика, грамматика, фонетика. При этом ребёнок имеет нормальный слух и интеллект.

Причины нарушения:

— родовые травмы и асфиксия;

— частые инфекционные заболевания или травмы мозга в младенчестве;

— неблагоприятные условия воспитания, недостаточность общения, педагогическая запущенность.

Чтобы поставить правильный диагноз, необходимо обратиться к логопеду, и выяснить, действительно ли это ОНР или же задержка речевого развития.

Диагностика общего недоразвития речи

На консультации он беседует с родителями о внутриутробном периоде развития малыша и основных этапах развития речи ребёнка, изучает данные медицинских обследований у таких детских специалистов, как педиатр, невролог и др.

В ходе диагностики логопед выясняет, насколько сформированы все стороны речи.

Подробно исследуются: строение речевого аппарата, особенности звукопроизношения, возможности фонематического восприятия, словарный запас, развитие связной речи, грамматические процессы, слухоречевая память и т.д.

В процессе обследования он определит, чем именно вызвано нарушение, наметит методы его коррекции.

В основе ОНР лежит одна из патологий речевого развития: дизартрия, алалия, ринолалия, афазия, которую специалист обязательно указывает в логопедическом заключении.

Помимо этого определяется и уровень развития речи. В итоге диагноз может выглядеть так: например, ОНР 3 уровня (дизартрия).

Уровни речевого развития при общем недоразвитии речи

В логопедии при ОНР выделяют четыре уровня речевого развития.

1 уровень.

Речь отсутствует, либо словарный запас ребёнка ограничивается «лепетными» словами, звукоподражаниями, применяется активная мимика, жесты. В речи дети часто употребляют одно слово для обозначения нескольких общих по смыслу предметов, большинство звуков произносят неправильно, имеют трудности в воспроизводстве слогов, грамматическая сторона речи отсутствует.

2 уровень.

Помимо жестов в речи присутствуют плохо произносимые, часто употребляемые в обиходе слова. Но словарный запас скудный, предложения состоят из 2-3-х слов. У детей отмечаются затруднения в грамматической (числа, падежи, предлоги), слоговой стороне речи, звукопроизношении, фонематическом восприятии.

3 уровень.

При этом уровне присутствует развёрнутая фразовая речь, но ещё нарушено развитие смысловой и звуковой сторон (искажение, смешение звуков). Дети общаются с другими людьми в присутствии знакомых взрослых, которые выступают в роли переводчиков.

4 уровень.

Характерны незначительные лексические, грамматические ошибки, но вместе они ведут к затруднениям при обучении. Речь детей невнятна, они часто переставляют слоги и звуки.

Первые два уровня представляют собой наиболее серьёзную патологию.

От определения уровня речевого развития и первичного клинического диагноза будет зависеть индивидуальная программа коррекции.

Характерные признаки у детей с общим недоразвитием речи

— истощаемость нервной системы;

— сложности с ориентировкой в пространстве.

Если не заниматься устранением ОНР, это отразится на школьной успеваемости. У ребёнка возникнут трудности с обучением чтению и письму — дислексия и дисграфия.

Логопедическая коррекция общего недоразвития речи ребенка

К коррекции ОНР необходимо подходить всесторонне.

Она включает в себя:

— регулярные специальные логопедические занятия по коррекции первопричины (клинической формы нарушения: дизартрия, алалия, ринолалия);

— занятия с нейропсихологом;

— логопедический массаж (по показаниям);

— лечение витаминами, ноотропными препаратами (влияющими на высшие психические функции) у невролога (по необходимости);

— использование рекомендованных специалистами речевых игр в домашних условиях.

Исходя из выше изложенного понятно, что процесс по преодолению общего недоразвития речи детей — длительный. Его успешность зависит от своевременности начатой работы, систематичности занятий и степени вовлечённости родителей.

Хотим ещё раз подчеркнуть: не упустите драгоценное время и доверьтесь специалистам.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это состояние, связанное с неправильным формированием речи ребенка. Чаще всего данное логопедическое заболевание выявляют в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно пользоваться речью. Общее недоразвитие речи не является симптомом какого-либо заболевания у ребенка и проявляется в большинстве случаев при недостаточном речевом внимании к ребенку со стороны родителей. В некоторых случаях ОНР может развиваться на фоне поздно проведенной коррекции патологии ротовой полости (короткая уздечка, расщелина мягкого или твердого неба).

Причины

Основные факторы, которые приводят к формированию недоразвитости:

— различные инфекции;
— токсикоз матери на протяжении беременности;
— различные заболевания ЦНС;
— несовместимость матери и ребенка по группе крови или резус-фактору крови;
— родовые травмы;
— травмы головного мозга в течение первого года жизни;
— асфиксия при рождении;
— психическая депривация;
— неблагоприятная социальная среда.

Довольно часто данный вид нарушений речевого аппарата возникает в результате влияния сразу нескольких факторов.

Симптомы

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстает в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения двигательной сферы.

У детей имеет место плохая координация движений, снижение скорости, ловкости, отмечается недоразвитие мелкой моторики.

Одним из ведущих признаков является более позднее возникновение речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена.

Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи (понимает, но сам не говорит).

Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Диагностика

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностической речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи — способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Лечение

Для того чтобы предотвратить любые вариации общего недоразвития речи, необходимо как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребёнка и вовремя начать работу с логопедом.

Логопедическая работа должна быть построена комплексно, т.е. должна включать:

— лечение лекарственными препаратами;
— занятия с логопедом;
— работу с психологом;
— активное участие родителей.

Всегда нужно помнить, что нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с детьми ОНР будут как общеразвивающие, так и логопедические. Так как развитие детей с речевыми нарушениями должно происходить и на обычных занятиях, где дети получают знания об окружающем их мире, приобретают разнообразные умения и навыки, что, несомненно, способствует наиболее успешному преодолению речевых расстройств.

Что такое общее недоразвитие речи и как определить, есть ли оно у вашего ребёнка? ОНР представляет собой сложное речевое расстройство, при котором наблюдается нарушение фонетической, смысловой, лексической, звуковой и других речевых функций. Это нарушение может возникнуть как у детей, не имеющих никаких патологий, так и у детей с такими заболеваниями как:

  • Задержка речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР)
  • Алалия
  • Дизартрия
  • Риноалалия
  • Нарушение интеллекта или слуха
  • Олигофрения

Особенности ОНР

Речь детей, у которых имеется ОНР, можно отличить благодаря следующим особенностям:

  • Формирование речи после 3-х лет (а также после 4 и 5 лет)
  • Бедный словарный запас
  • Неспособность выразить мысли (ответить на вопрос)
  • Ярко выраженные аграмматизмы (ребёнок не использует предлоги, путает падежи, неправильно согласует различные части речи и т.д.)
  • Большое количество нарушений в произношении групп звуков
  • Неправильная постановка слогов в слове
  • Трудность в построении сложного предложения
  • Малопонятная речь
  • Резкое падение речевой активности (недостаточная речевая активность)

Почему возникло общее недоразвитие речи?

Возникновение данного расстройства может быть из-за ряда физических и социальных факторов. Так, например, к физическим факторам относятся:

— инфекция во время беременности (гипоксия плода), токсикоз, резус-конфликт, любая другая патология, возникшая во время беременности

— поражение ЦНС (центральной нервной системы)

— травмы головы (мозга)

-генетически передаваемые заболевания, а также инфекции

К социальным факторам относятся:

— отсутствие благоприятных условий, оказывающих влияние на воспитание и учебный процесс

— недостаток общения или отсутствие контакта с окружающими людьми,

— дефицит внимания со стороны взрослых

Уровни ОНР

По степени несформированности речи ОНР делят на несколько групп (уровней):

ОНР 1-го уровня

Отсутствие речи. Просьбы и желания выражаются при помощи жестов, звуков, лепета. Слова детей с ОНР 1-го уровня состоит из простых звуковых подражаний (ав, ма, па, ба) и аморфных слов «ай» -дай, «ди» — иди, «па» -упал и т.д., причём одним словом ребёнок может обозначать сразу несколько предметов.

Фраза может состоять из одного или двух слов, в которой, как правило, нарушены слоги и произношение звуков.

В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ОНР 1-го уровня имеют пассивный словарь, который превышает активный.

Умение пользоваться общепринятыми словами. К лепету добавляются простые слова, которыми ребёнок часто пользуется, однако, запас слов очень беден и есть грубые грамматические нарушения (используется неправильная форма падежа, нет в предложениях частиц и союзов, перестановка слогов).

Ребёнок владеет развернутой речью и может пользоваться фразами, но разговор таких детей непонятен, что затрудняет общение с другими людьми. В предложениях часто наблюдаются нарушения лексической, грамматической, фонетической функции, а также незнание редко произносимых слов, плохое звукопроизношение, особенно тех слов, которые имеют сложную слоговую структуру (например: электричка, пластилин, фломастер)

Нарушена дикция, а также фонематическая функция речевой системы. Ребёнок может путать слоги и звуки, а также заменять одно слово другим, но при этом произношение звуков может быть чистым. Дети с ОНР 4-го уровня могут испытывать незначительные трудности в разговоре.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — комплексное заболевание, при котором ребенок не может правильно говорить и выражать свою мысль. Дефекты речи носят патологический характер. Ребенок не только неправильно воспроизводит звуки, но и не понимает принцип построения фразы, отдельные слова. Общее недоразвитие речи обязательно должно лечиться, т.к. речевая дисфункция может привести к различным нарушениям письма и общего развития.

Причины общего недоразвития речи

По данным статистики, порядка 40% дошкольников страдают общим недоразвитием речи в той или иной степени.

На развитие у ребенка ОНР влияют множественные факторы внутриутробного развития: асфиксия и гипоксия, конфликт резус-факторов матери и плода, тяжелый токсикоз, частый прием неподходящих лекарственных средств, вредные привычки будущей матери — употребление наркотиков, курение, алкоголь, неблагоприятная обстановка для вынашивания, травмы при родах. Итог один — у ребенка повреждена Центральная нервная система. Отсюда вытекает целый ряд возможных патологий, среди которых и речевая дисфункция. Расстройство речи может прогрессировать, если ребенок часто болеет, имеет хронические заболевания, воспитывается в неподходящей обстановке, страдает нехваткой внимания со стороны взрослых. Спровоцировать развитие ОНР может перенесенная черепно-мозговая травма.

Симптомы общего недоразвития речи

В 3 года специалист может уверенно диагностировать общее недоразвитие речи.

Дети с ОНР начинают поздно разговаривать: к 3 годам малыш только начинает пытаться говорить. Некоторые дети даже к 5 годам так и не осваивают речь. Стоит бить тревогу, если Вы не можете разобрать речь уже “взрослого” ребенка. Ребенок все понимает, но ответ дать не может. Он достиг 4-5-летнего возраста, но речь его на уровне двухлетки: медленная, со множеством ошибок. Если все вышеперечисленное имеет отношение к Вашему ребенку, то срочно покажите его психоневрологу и дефектологу. Промедление опасно, ведь развитие ОНР ведет за собой нарушения в развитии: плохая память, несостоятельность мыслительного процесса, замедленные движения, нарушение в развитии мелкой моторики, отсутствие хорошей координации движений; ребенок равнодушен ко всем детским “слабостям”, не стремится к общению ни со сверстниками, ни с родителями.

Диагностика общего недоразвития речи

Диагностировать общее недоразвитие речи поможет логопед. Грамотный специалист обязательно запрашивает результаты осмотра коллег. В первую очередь его интересуют данные психолога, педиатра, невролога. Подробный “отчет” о развитии речевого поведения дают родители. Далее логопед продолжает диагностику при участии ребенка. Оценивает развитие связной речи, возможность ребенка составлять осмысленный, правильно выстроенный по предложениям текст. Логопед изучает особенности речевого аппарата маленького пациента, то, как он произносит звуки.

После анализа всех собранных данных, логопед может дать заключение, к какой из форм общего недоразвития речи относится данный конкретный случай, после чего начнет планировать лечение.

Формы общего недоразвития речи

1 уровень ОНР. Словарный запас у ребенка значительно ограничен. Для такого ребенка одно слово — целое предложение. Малыш не всегда понимает значение слов, постоянно путает слоги, сокращает произносимое слово до 1-2 слогов. Большую часть времени речь ребенка — детский невнятный лепет.

2 уровень ОНР. На этом уровне ребенок может составлять примитивные предложения из 2-3 слов. Часто малыш путает значения слов, заменяет одни другими. Допускает частые грамматические ошибки в построении речи. Детский лепет и искаженные звуки изобилуют в речи малыша.

1 и 2 уровень нарушения речи требуют усиленной и продолжительной работы целого ряда специалистов.

3 уровень ОНР. Произношение слов гораздо более четкое, замена одних слогов другими — явление редкое. Однако ребенок все также меняет окончания слов, невпопад вставляет предлоги, союзы и междометия. Лексический запас расширен. Ребенок понимает о чем идет речь, но дать полный развернутый ответ пока не может.

Почему пациенты обращаются за помощью в Центр «АКМЕ»

Центр “Акме” более 10 лет помогает детям с общим недоразвитием речи на всех трех стадиях. Специалисты высочайшего уровня каждый день работают по авторской методике коррекции речевых нарушений у малолетних. К процессу коррекции подключаются такие специалисты как психолог, невролог, нейропсихолог, дефектолог, остеопат, кинезиолог.

Центр “Акме” практикует совместную деятельность специалиста, пациента и родных для скорейшего выздоровления. Работа вне стен Центра закрепляет полученный результат, родители становятся не просто наблюдателями, а помощниками и наставниками.

Развивающие занятия проводятся в игровой форме, чтобы ребенок не чувствовал, что его лечат.

Центр “Акме” не похож на больницу, а наши специалисты не носят белые халаты, в связи с чем у наших пациентов нет “синдрома боязни врача”. Маленький пациент приятно проводит время в кругу новых знакомых в присутствии родных.

План лечения составляется индивидуально для каждого и основывается на возрасте пациента, его психологических особенностях.

Особенностью Центра “Акме” является безмедикаментозное лечение. Лекарственные препараты выписываются только в исключительных случаях, когда врач уверен в необходимости последних для улучшения состояния больного.

Более полутора тысяч пациентов как взрослых, так и юных вышли из стен Центра здоровыми, полными сил, оставив позади свои страхи и комплексы. Дети растут и развиваются, даря радость общения себе и своим близким.

Если Вашему ребенку необходима помощь и поддержка, позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector