Поэтапное развитие ребенка

Поэтапное развитие ребенка

Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос самым умным и стал успешным человеком. Вот только успех все понимают по-разному. Для одних — это хорошее образование и большая должность, а для других – самостоятельная самодостаточная личность с интересами в жизни. Задаваясь вопросом, что дает раннее развитие ребенка, родители дают ответ в зависимости от собственного целеполагания. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с занятиями малыша с самого раннего возраста.

Что включает понятие?

Под этим термином понимается отнюдь не обучение чтению и счету с года. Развитие – это гармоничное поэтапное формирование таких качеств как:

  • стремление к познанию;
  • умение получать информацию разными способами: визуально, на слух, тактильно;
  • способность анализировать полученные сведения;
  • умение рассказать о сделанных выводах.

Звучит «по-взрослому», но на самом деле это не так. Развитый малыш не только смотрит вокруг – он стремится потрогать вещь, которая его заинтересовала, задать вопрос. Помните вечные жалобы на «почемучек» и «он везде лезет»? Не отвечайте, не пускайте, запрещайте – и через пару лет ваше чадо станет послушным и равнодушным. Развитие остановится.
К этому же термину относится и спорт. Гимнастика, массаж, подвижные игры необходимы растущему организму как воздух. Без физической активности не будет развиваться и интеллект, испортится осанка, мышцы станут слабыми, а дитя вялым.

Итак, раннее развитие – это комплекс, включающий направляющее к жажде познаний влияние взрослого и гармоничное спортивное воспитание.

Польза или вред?

Зависит от поведения родителей. Амбициозные мамочки, чьи действия направлены исключительно на создание образа «самого-самого-самого», несомненно «перегнут палку» и достигнут обратного эффекта. Заставляя и принуждая, вы ничего не достигнете. У ребенка появится отвращение к процессу обучения, инертность и отторжение самого процесса получения знаний. Дети растут играя, поэтому обучение должно быть непринужденным. То есть превратиться в развитие.

Известно, что если родители не обращают внимания на малыша, не читают и не разговаривают с ним, то процесс интеллектуального роста останавливается в самом раннем возрасте. Это пагубно влияет на формирование нейронных связей в мозгу – для них просто нет питательной среды в виде новой информации. Ведь мозг еще не способен самостоятельно осознать полученные образы.

Где же золотая середина? В общении. Коммуникации в семье, на детской площадке, с друзьями – все это является частью естественного развития. Если вы хотите идти дальше – занимайтесь. Главное, расширить познавательный круг. Мы живем в статичной однообразной среде – одна и та же квартира/дом, площадка, дорога до магазина, редкие путешествия. Как раз на этот случай и были разработаны лучшие методики и развивающие игры. Разноцветные карточки, яркие книжки, настольные игры для самых маленьких – все это раздвигает рамки и рождает познавательный интерес. В том, чтобы учить читать с младенчества нет ничего плохого. Просто нужно знать меру и не упираться, если буквы никак не складываются в слова. Помните, что рождается личность со своими индивидуальными способностями. У одних и тех же родителей старший сын склонен к иностранным языкам и уже в три года знает наизусть массу английских песен и способен сочинить целую повесть, а младшая дочка никак не научится читать, зато с легкостью считает, а закон всемирного притяжения для нее является чем-то естественным, как зеленые листья и синее небо.

Находите в детях то, что дается им легче и развивайте это направление. Не забывайте понемногу внедрять и то, что дается с трудом. Но без агрессии и принуждения.

Как реализовать?

Пока младенец совсем маленький, мама постоянно с ним разговаривает. Можно читать книжки, показывать игрушки. Важен тактильный контакт. По мере роста ребенок вырастает из круга семьи и стремится выбраться во вне. Наступает момент, когда родители затрудняются дать ответы на все многочисленные «почему». Это значит, что пора выводить малыша в большой мир – в детские развивающие центры. Что в них хорошего?

  1. Программа, рассчитанная определенный возраст. Интеллектуальное развитие напрямую связано с физиологическими особенностями роста мозга, поэтому начав обучение не вовремя вы рискуете навредить: не сформируются лобные отделы, снизится «пластичность», произойдет перегрузка ЦНС.
  2. Профессиональные педагоги сумеют организовать индивидуальное и групповое занятие с любым непоседой. Вам могут дать корректную рекомендацию о занятиях, которые будут полезны именно вашему чаду.
  3. Дети проходят мягкую адаптивную социализацию. Это не стресс, который они получают, оставаясь в детском саду. В развивающих центрах происходит именно общение между воспитанниками. Их учат коммуникации, пониманию, показывают, как разрешать конфликты мирным путем.
  4. Занятия проводятся согласно нормам развития – интеллектуальная деятельность сопровождается физическими упражнениями. Никаких «пока не допишешь – не встанешь».
  5. Педагоги не учат, они играют вместе с детьми – это очень важно. Большинство родителей утрачивают этот навык и им тяжело погрузиться в мир детства.
  6. Разнообразие занятий, которые предлагает детский центр может удовлетворить даже самых придирчивых взрослых. При этом, даже посещая три или четыре группы, ваше чадо не переутомится и не «переучится», так как собственно процесса школьного обучения еще нет. Но постепенно, с взрослением ребят, вводятся его элементы.
  7. Еще один плюс – наличие психолога. Он поможет разобраться во внутреннем мире ребенка и подскажет лучшие пути развития. Кому-то нужен лишний урок творчества, чтобы сформировать усидчивость и терпеливость, а другому лучше сделать упор на спортивные занятия. Не бойтесь обращаться за советами, специалисты для того и существуют.

Заключение

Чем раньше вы начинаете развивать своего ребенка, тем лучше. После 6-ти лет сформировать стремление к познанию уже сложно. А именно оно лежит в основе желания учиться. Получать пятерки и быть отличником – это неправильные установки для современного мира. Здесь выше ценится тот, кто способен искать информацию, моментально ее воспринимать, анализировать и использовать. Для этого нужны не пятерки, а гибкость мышления и желание «напрягаться».

Современная система образования с ОГЭ и ЕГЭ не рассчитана на зубрил. В основе успеха лежит умение учиться. Ведь подготовиться к этим экзаменам за три дня, как 30 лет назад, нельзя. Это занимает годы. Поэтому если в базе мировоззрения вашего ребенка лежит установка «учиться – естественно, как дышать», то проблем в средней и старшей школе у него не будет. А формируется это именно в раннем возрасте.

4-й месяц жизни: особенности развития малыша

Поэтапное развитие ребенка

Первые три месяца жизни малыша – время активного освоения окружающего мира. Новорожденный практически все время проводит в кроватке, а его самочувствие нередко омрачается болями в животе и коликами. В 4 месяца малыш уже может похвастаться более-менее стабильной пищеварительной системой. Ребенок становится активным и подвижным. В какой именно степени проявляется активность, зависит от индивидуальных особенностей развития новорожденного.

Физиологические характеристики малыша на четвертом месяце жизни

Темпы взросления малыша на четвертом месяце становятся более медленными. В среднем прибавка в весе составляет около 700-800 г. Рост ребенка увеличивается на 2-3 см. Окружность головы становится больше на 10-20 мм.

Интересный факт: на четвертом месяце жизни голова ребенка уже не кажется такой большой по сравнению с телом. Малыш выглядит более пропорциональным.

К четвертому месяцу жизни легкие новорожденного вырастают примерно в 2 раза по сравнению с тем, что было на момент рождения. Четырехмесячный ребенок имеет достаточно развитую поджелудочную железу, что позволяет ему готовиться к прикорму. Также в 4 месяца малыш уже понимает, каков ход суток, он уже не будет путать день и ночь, и в дневное время суток будет играть, в то время как сон будет проходить по ночам.

Еще одна физиологическая особенность малыша в это время – укрепление тазобедренных суставов. Это готовит его ноги к последующей ходьбе. В 4 месяца видны первые признаки того, что скоро появятся зубки. Иногда болевые ощущения начинаются уже в этот период. Однако прорезывание первых зубов обычно происходит в 6 месяцев.

На четвертом месяце жизни малышу необходимо сделать все прививки. Перед этим родители должны выполнить профилактические действия, которые позволят увеличить успешность прохождения процедуры. Если у ребенка повышается температура или появляются сыпи на коже, то в таком случае следует обратиться к врачу.

Двигательные особенности ребенка на 4 месяце жизни

Четвертый месяц ознаменован активным развитием как физических, так и двигательных реакций организма малыша.

Ребенок способен выполнять следующие движения:

  1. Малыш может переворачиваться на бок, отталкиваться от находящихся поблизости предметов и ложиться на спину или на живот. Чтобы натренировать перевороты, можно располагать поблизости от ребенка яркие игрушки, стимулирующие его интерес. Все движения и действия ребенка лучше выполнять в манеже, чтобы минимизировать риски. Зачастую ребенок на 4 месяце пробует ползать, но обычно он только пятится в обратном направлении.
  2. Лежа на животе, ребенок может поднимать туловище и голову под прямым углом, крутить головой на весу, глядеть по сторонам. Малыш уже чувствует собственное тело, изучает обстановку вокруг себя.
  3. В 4 месяца ребенок может тянуть руки взрослым, чтобы принять сидячее положение. Переводя малыша в сидячее положение на пару секунд, вы тем сам помогаете укрепить его позвоночник и мышцы живота. Однако давать ребенку сидеть долгое время в таком возрасте нельзя.
  4. У ребенка просыпается активная хватательная функция. Малыш старается схватить все, что видит. Он учится пользоваться руками, ногами, пальцами, развивает и оттачивает тактильные ощущения. Малыш раскидывает игрушки, бьет по ним руками, пробует их на вкус.

Также ребенок в 4 месяца начинает проявлять интерес к своему телу. Он изучает себя, касается своего лица, своих волос, ног. Многие дети в этом возрасте начинают хлопать в ладоши. Многие дети в 4 месяца уже активно пытаются ползать и переворачиваться. Однако это происходит не всегда, а потому не нужно пугаться – все строго индивидуально. Если малыш отказывается совершать активные движения, пытайтесь тренировать его, помогая ему делать первые шаги в новом мире.

Психика и эмоции на 4 месяце жизни ребенка

В 4 месяца ребенок увеличивает активность своего диалога с взрослыми. У него появляется потребность в том, чтобы постоянно поддерживать устойчивый контакт. Малыш уже может 2-3 часа подряд не спать, и в этот период он может своими силами развлечь себя. Ему не потребуются услуги нянечек, бабушек и т.д. Ребенок должен постоянно пребывать на руках у родителей. Внимание к малышу поможет развить его как полноценного человека.

В 4 месяца зрение ребенка уже практически сформировано. Он видит мир так же, как и взрослый. Малыш способен различать тех, кто ему близок: отца, мать, разных сиделок, бабушек и т.д. В 4 месяца новорожденный понимает, кто свой, а кто чужой. Потому малыш не захочет находиться на руках у малознакомого человека. Ребенок уже может фокусировать свой взгляд на близлежащих предметах, он понимает их цветовой окрас, форму и т.д. На прогулке ребенок с интересом разглядывает окружающий мир, следит за перемещающимися предметами.

Важно! Для развития ребенка ему можно приобрести специальный развивающий коврик с зеркалом и игрушками.

Слух у малыша развивается еще в утробе, и на 4 месяце он уже слышит все так, как взрослые. Он понимает, откуда идет звук, может отличать голос родного человека от постороннего, реагирует положительно на музыку. Также малыш старательно издает разные звуки, словно изучая их. Он может копировать интересующие его звуки – к примеру, кашель или храп. Новорожденный начинает произносить некоторые буквы, которые до этого он не использовал – к примеру, «б», «м» и т.д.

В 4 месяца ребенок уже способен улыбаться и смеяться не на рефлекторном уровне, а вполне осознанно. Он может громко хохотать, если сделать ему массаж, слегка подкинуть его, поиграть с ним.

Поэтапное развитие ребенка

Как правильно кормить малыша в 4 месяца

Чтобы начинать приучать ребенка к прикорму, 4 месяца является минимально допустимым сроком. Однако специалисты расходятся во мнении: кто-то утверждает, что начинать прикорм следует только с 6 месяцев.

Врачи полагают, что оптимальное питание для малыша в 4 месяца – это материнское молоко или смеси, которые выступают его заменой. Вводить прикорм в 4 месяца можно лишь после обстоятельных консультаций с педиатром. В любом случае, даже если вы решили вводить прикорм на этом этапе, соблюдайте следующие правила и рекомендации:

  1. Самое безопасное питание для малыша – это пюре из кабачков или брокколи. Прикорм можно начать с половины чайной ложки пюре каждый день. Порцию можно понемногу увеличивать, доводя до 100 г ежедневно.
  2. Некоторые педиатры склоняются к тому, чтобы начинать прикорм малыша с детского кефира. Кефир привычен для желудка малыша, а потому его можно понемногу вводить в детский рацион — не более половины чайной ложки. Постепенно объем кефира можно довести до 100 г в сутки.
  3. Каши без глютена (рисовая, гречневая) – их можно вводить в рацион питания новорожденного уже после пюре. Поначалу можно остановиться на небольших порциях. Каши вводят раньше овощей только тем малышам, которые очень плохо набирают вес.
  4. Фруктовые пюре вводятся в рацион питания малыша гораздо позже, уже после всех каш и овощей. Обычно для питания ребенка выбирают такие фрукты, которые имеют низкую аллергенность. К примеру, хорошо подойдут абрикосы, яблоки, груши. Фруктовый сок лучше оставить на период после года, поскольку за счет своей кислотности он может разрушать стенки желудка малыша.

Вводя прикорм, обязательно следите за аллергическими реакциями организма малыша. Стул у малыша в 4 месяца должен быть максимум 2-3 раза в сутки. Более высокая частота свидетельствует о том, что следует обратиться к педиатру.

Рисование для детей от 1 года до 2 лет – это весёлое и познавательное занятие. Малыши открывают для себя новые краски, учатся проводить линии, знакомятся с формами, экспериментируют. Заниматься творчеством с детьми раннего возраста увлекательно и полезно. Ведь рисование не только тренирует мелкую моторику, но и оказывает влияние на общее развитие крохи.

Содержание

Рисуя с малышом, вы не просто интересно проводите время, но и помогаете ему развить познавательные способности. У крохи расширяются представления об окружающем мире, он начинает чувствовать цвета, линии. В увлекательной и непринуждённой игре тренируется сенсомоторная координация, развиваются пальчики, а значит, идёт активное становление речи.

Занимаясь творчеством, малыш экспериментирует, исследует мир. Главная задача уроков рисования – побудить интерес ребёнка к этому виду деятельности, научить радоваться самому процессу и своим результатам. Цели – достичь идеальных очертаний рисунка по шаблону, здесь нет.

Возрастные особенности детей 1-2 лет

Годовалый малыш уже умеет держать в руках ложку, удерживать всевозможные предметы. Он активно изучает инструменты для рисования: берёт карандаш, пробует вести его по листу бумаги и наблюдает за тем, как после него остаётся линия. Для малыша это настоящее открытие.

Некоторые дети пробуют рвать бумагу карандашом, другие – стучат им по альбому, третьи – пробуют на вкус.

Поэтапное развитие ребенка

Чуть позже малыш изучает линии, которые оставляет карандаш, пытается их разнообразить. Сначала получается множество случайных беспорядочных линий, от которых часто рвётся бумага. Не ругайте малыша – так он изучает новый предмет и учится ориентироваться в пространстве.

Шаг за шагом движения непоседы становятся более спокойными, ритмичными, упорядоченными. Уже можно разглядеть спирали, круги и плавные линии. Ближе к 2 годам ребёнок готов зачиркать сразу несколько листов. Ему невероятно интересен этот процесс. И пусть это ещё не изобразительная деятельность, но это отличная подготовка к ней.

Поэтапное развитие ребенка

У одних интерес к рисованию появляется сразу, и их не оторвать от занятий творчеством. Они готовы чуть ли не с головой залезть в краску и перемазаться. У других сначала появляется недоверие и опаска. Они не желают мараться и осторожничают, искоса поглядывая на неизвестный тюбик.

Не торопите время. Даже если ребёнок не проявляет интереса к самостоятельному рисованию, но с радостью смотрит, как это делаете вы, значит, вы идёте в верном направлении. Малыш впитывает новую информацию. Когда придёт время, он сам возьмёт краску и начнёт рисовать.

Поэтапное развитие ребенка

Обратите внимание, что дети в 1-2 года не могут слушать вас внимательно больше пяти минут. А цепочка из действий, которые им необходимо выполнить, должна содержать в себе не больше 2-3 задач.

К примеру, «опустить кисточку в краску и оставить ею точку на листе» – это цепочка содержит 2 элемента и вполне понятна крохе в 2 года. А вот цепочка: «взять краску — обмакнуть кисточку — нарисовать солнышко — промыть кисточку — убрать все инструменты в сторону — подсушить рисунок» — очень трудна и для малыша постарше.

Как проводить уроки рисования с детьми 1-2 лет

Уделяйте урокам рисования около 10 минут 2 раза в неделю. Этого будет вполне достаточно, чтобы малыш приобщился к творческой деятельности. После 10-15 минут ребёнок может утомиться, в таком возрасте дети ещё неспособны долго сидеть в одном положении.

Приобретите альбом, но не давайте его целиком, иначе крохе обязательно захочется весь его испачкать. Лучше предлагайте по одному листу. Чтобы было где разгуляться фантазии, можно брать бумагу формата А3.

Дайте малышу краски и свободу. На первом этапе не ставьте определённых задач: «Сейчас нам нужно нарисовать солнышко».

Поэтапное развитие ребенка

Не ограничивайте свободу и поощряйте любое проявление самостоятельности и индивидуальности. Пусть малыш фантазирует и изображает на листе бумаги всё, что душе угодно.

Когда рисунок будет готов, рассмотрите его вместе с крохой и попробуйте придать картинке смысл: «Ого, да тут у тебя настоящие волны получились» (если малыш изобразил горизонтальные линии). Или: «Смотри, похоже на разноцветный забор» (говорим, обращая внимание ребёнка на вертикальные полосы). Зимой можно «разглядеть» в рисунке снежинки, а летом – капельки дождя или цветы, в зависимости от того, что нравится ребёнку и с чем он уже знаком. Только затем кроха начнёт изображать реальные предметы осознанно.

Поэтапное развитие ребенка

Не старайтесь оценивать результат труда. Главная задача на занятиях – привить чувство прекрасного, создать все условия, чтобы у малыша появилось желание рисовать и исследовать. Уроки рисования должны приносить удовольствие, здесь важен сам процесс, а не отличная работа на пятёрку, выполненная по образцу.

Важно, чтобы кроха научился выплёскивать на бумагу свои чувства и переживания. Чтобы он изображал то, что вызывает у него сильные эмоции и то, что интересно ему самому, а не маме или папе. Такое обучение рисованию в корне отличается от подхода, который применяют в школе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector