Познавательная активность ребенка дошкольника

Виртуальный офис Независимого Консультанта СДРЦ «ВундеркиндикИ» Суржанской Виктории Анатольевны

Выставочный зал

Познавательная активность ребенка дошкольника

Познавательная активность ребенка дошкольника

Что такое познавательная активность ребенка?

Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности — важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни. Так что же такое познавательная активность? По каким показателям можно судить о наличии познавательной активности? Как и когда она проявляется у ребенка?

Активный — лат. activus — деятельный, энергичный. Активность — усиленная деятельность, деятельностное состояние. Итак, активный — значит деятельностный, энергичный, инициативный, предприимчивый. Разве не эти черты каждый родитель хотел бы видеть в своем ребенке?

В научной литературе можно найти множетсво определений понятия активность, а также огромное количество ее разновидностей. Термин «познавательная активность» связывают с рассмотрением деятельности, в которой ребенок, познавая окружающий мир, как активный субъект, пытается показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить энергию, волю, действия на достижение позитивного результата. Итак, познавательная активность — это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления.

Распознать познавательную активность ребенка несложно. Понаблюдайте и заметите:
• увлеченность предметом, рассказом, деятельностью;
• ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, особо сложные задания, желание продолжать занятие по его окончанию;
• проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижения результата, осуществлении контроля;
• общение со взрослым, вопросы направленные на познавательные интересы;
• эмоциональное отношение к предмету (рассказу, деятельности и т.п.), постоянное к нему стремление.
Проявляться познавательная активность может на разных уровнях. Высокий уровень познавательной активности характеризуется творческим отношением ребенка к окружающему, умением нестандартно мыслить, креативно использовать полученные знания.
Познавательную активность детей можно охарактеризовать следующими особенностями:
• познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства, выходя за его пределы, обеспечивая ребенку накопление разных способов познания окружающего мира;
• она проявляется в разных видах деятельности, как правило не характеризуясь целенаправленностью познания в отдельной сфере — ребенка интересует все, что его окружает;
• познавательная активность ребенка-дошкольника ярко проявляется в вопросах, раздумиях, сравнении, экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребенком окружающих предметов и явлений;
• ребенок дошкольного возраста проявляет познавательный интерес и всеохватывающее любопытство от «Что это?» до «Хочу все знать!» Эта активность ребенка направлена не только на познание отдельного предмета или явления, а и на распознание устройства, причины, цели, назначения, способа использования и т.п. Познавательный интерес является важнейшей составляющей познавательной активности и усиливается с накоплением ребенком опыта познавательной деятельности. От младшего до старшего дошкольного возраста познавательные интересы приобретают стойкость. Интерес ребенка напрямую зависит от его знаний, а также способов, которыми взрослый передает ребенку новые знания;
• в процессе формирования у ребенка познавательного отношения к окружающему четко прослеживается единство интелектуального и эмоционального (как доминирующего) отношения к предметам и явлениям действительности. Ребенок в процессе познания проявляет эмоции, свидетельствующие об отношении к процессу познания;
• в конце дошкольного возраста наблюдаются признаки самостоятельности, определенной саморегуляции и самоконтроля познавательной деятельности ребенка, что проявляется в постановке цели, нахождении способа, контролем за процессом деятельности, самостоятельной оценке результата. Ребенок все чаще перестает подражать действиям взрослого, а иногда, в рамках дозволеного, отходит от его требований. Со стороны ребенка можно наблюдть проявление инициативы, определенных волевых усилий, направленных на выполнение заданий или просто регуляцию собственного поведения;
• в процессе познания ребенок выступает как полноценная личность, способная к определению собственной активности, творчества в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей;
• развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для дальнейшего школьного обучения;
• эфективным фактором формирования познавательной активности является создание условий для проявления ребенка как субъекта собственой деятельности, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
• после 4-5 лет познавательная активность приобретает форму инициативной преобразующей активности. Приобретенные ребенком знания и практический опыт дают возможность осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, порождает новые желания, побуждает к инициативным, а после и творческим действиям;
• все указанные особенности познавательной активности в дошкольном возрасте пребывают на уровне становления и после становятся основой для развития познания в предстоящей жизнедеятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Достойно пройти описанный путь человек сможет только при нормальном уровне познавательного развития. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л.С.Выгодский.

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Интеллектуально-познавательное развитие является основой умственного воспитания. Для обеспечения познавательного развития в ДОУ создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие старшего дошкольника.

Познавательная деятельность – это безусловно активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной позицией как субъекта этой деятельности. Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой. Компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес – направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.) связанная с положительными эмоциями. Принцип организации познавательной деятельности дошкольников – принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности мыслить, преодолевать трудности при решении разных задач. Следуя из вышесказанного, эта работа по познавательному развитию должна вестись комплексно. Учитывая всю трудность фиксации такого сложного феномена, как познавательная активность, и предвидя возможность неравномерного развития отдельных ее компонентов, мы избрали подход поэлементного изучения.

В каждом структурном компоненте нами обозначены эмпирические элементы поддающиеся наблюдению, фиксированию и теоретическому анализу. Каждый внешний признак элемента структуры познавательной активности может быть отражен в определенных критериях, которые характеризуют уровень проявления данного элемента. Задача педагога состоит прежде всего в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Игровые приемы, занимательные игры и упражнения, игры – эксперименты, увлекательные задания пронизывают детскую деятельность. Интересная и развивающая направленность содержания позволяет давать знания в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо выбрать, придумать, отгадать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствие, изобразить, смоделировать.

Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В ролевой игре ребёнок часто отождествляет себя со взрослыми и воспроизводит их функции и отношения в специально создаваемых им самим условиях. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли, выстраивать общение, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность строгим правилам, учится быть целенаправленным.

В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе, кооперироваться с друзьями, вступать в соревновательные отношения, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод. Он используется, как вариант интеграции разных видов деятельности детей. Интеграция – взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное решение различных задач и образовательных технологий. Основа интеграции – единая проблема ,решаемая в теме занятия; серии занятий; занятий; разделов программы. Вариантов работы с детьми достаточно много. Педагог имеет право выбора. Каждый вариант организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста педагог может самостоятельно разработать и наполнить его содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы. Главное – умело и эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса: познавательных занятиях; в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем; в самостоятельной познавательной деятельности детей Положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности. Одним из основных факторов, определяющих развитие познавательной активности, является позиция взрослого, который может своей деятельностью вызвать устойчивое неприятие образовательного процесса, а может и пробудить в ребенке скрытый талант, либо просто интерес к получению знаний.

Одной из главных движущих сил образовательного процесса является рождение естественного искреннего общения педагога и детей, когда взрослый проявляет живой интерес к жизни ребенка, устанавливает с ним личные доверительные отношения, искренне верит в возможности ребенка, стремится к раскрытию его самобытной природы. Этому способствует отказ от традиционного авторитарно-контролирующего стиля взаимоотношений и обретение взаимоотношений, при которых педагог выступает в роли старшего товарища, стремление педагога принимать и уважать каждого ребенка, желание дать ему чувство защищенности, признания и одобрения.

Поэтому дошкольнику так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.

Соответственно, важнейшими путями развития познавательной активности детей является развитие интересов и потребностей детей, осмысление и осознание ими себя в окружающем мире, своей индивидуальности, а также средства и способы добывания знаний.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector