Развитие познавательных процессов у дошкольников

Дошкольное детство – особо важный период развития, поскольку он является фундаментом последующего развития и становления личности. Все психические познавательные процессы проходят несколько стадий своего развития, и активное манипулирование и исследовательская деятельность позволяет стимулировать развитие психических познавательных процессов (ощущение, внимание, память, мышление, речь), обогатить и расширить словарный запас.

Особую роль в формировании и развитии ребенка имеет восприятие.

Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста. Данный процесс в этот период непроизвольный, то есть не контролируется волевым компонентом, и отдельные признаки предмета (запах, цвет, и пр.) будут выступать существенными факторами для восприятия. То есть предмет должен вызывать яркую эмоциональную реакцию, чтобы быть запечатленным.

Восприятие это сложный процесс, который тем богаче, чем больше анализаторов задействовано при манипулировании с данным предметом. То есть, это зрительный образ, тактильные ощущения, обоняние, вкус. И из всего разнообразия воспринимаемых признаков синтезируется целостный образ предмета, который, впоследствии, становиться эталоном, возникающем в голове ребенка при упоминании о предмете.

Банк эталонов формируется в течение всего дошкольного детства. При этом ребенок совершенствует свои навыки восприятия. Овладевает тончайшими многообразными движениями органов восприятия, необходимых для правильного восприятия сложных предметов и явлений. Важная роль воспитателя в формировании и обогащении арсенала таких действий. Например, если ребенок сам рассматривает картинку, он ограничится беглым осмотром. Когда ребенок осматривает картинку с воспитателем, происходит беседа, направленная на анализ увиденного, изучение деталей, воспитатель проводит рукой ребенка по контуру изображения, облачая визуальный образ в слова, тактильные ощущения, стимулирую произвольность данного процесса.

Таким образом, постепенно ребенок переходит от непроизвольного восприятия к целенаправленному, сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений, объектов. В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первым впечатлениями, а более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие образы восприятия окружающей действительности становятся более богатыми по содержанию. Так же важно подчеркнуть, что процесс восприятия многогранный и невозможно вычленить зрительный образ, осязание и аудиальное восприятие, чаще всего они интегрированы друг в друга, создавая целостный образ предмета.

Таким образом, работа воспитателя направленная на развитие и обогащения восприятия, имеет важное значение в общем развитии детской психики. Поскольку стимулирует развитие познавательных процессов в целом и положительно сказывается на подготовку ребенка к школьному обучению в частности.

К основным познавательным психическим процессам относятся:

  • Воображение;
  • Память;
  • Внимание;
  • Восприятие;
  • Мышление;
  • Ощущение.

Каждый из данных процессов отвечает за определенную сторону познавательного развития. Его полноценность и функциональность обусловлена их комплексным развитием и соотношением с обучением. Поэтому, в основе дошкольного обучения и составления программ дошкольного образования лежат познавательные психические процессы.

Рисунок 1. Познавательные психические процессы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности развития познавательной сферы дошкольников

Познавательные способности ребенка дошкольного возраста формируются постепенно. имеется место поэтапному формированию основ познавательной деятельности, становления каждого процесса познания.

Первоначально, все познавательные процессы дошкольника находятся в стадии непроизвольного развития. Это означает, что ребенок исследует окружающий мир только с позиции своего интереса к нему т.е. его внимание обращается только на то, что его привлекло, что отвечает его интересам, в памяти сохраняются только значимые объекты, процессы и явления, мышление начинает работать только в отношение того, что вызвало интерес и т.д.

В этой связи, развитие познавательной сферы дошкольника характеризуется следующими особенностями:

  • Ориентация на развитие произвольности. Необходимо научить дошкольника контролировать свою познавательную сферу, управлять ее аспектами.
  • Постепенный переход к познанию мира во всем его многообразии, независимо от воздействия его аспектов на познавательную сферу т.е. привлекательность для ребенка или непривлекательность.
  • Развитие волевых качеств личности дошкольника.
  • Развитие основ любознательности, как фактора активизации познавательных психических процессов.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 2. Особенности познавательного развития дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждый психический процесс имеет свои особенности развития в дошкольном возрасте. Исходя из них, формируется порядок организации дошкольного обучения и воспитания.

Развитие внимания дошкольников

Внимание является психическим процессом, основанном на концентрации сознания на конкретном объекте или процессе.

Внимание детей дошкольного возраста характеризуется непроизвольностью т.е. оно формируется на основе сосредоточения сознания на тех объектах и процессах окружающего мира, которые привлекли ребенка, заинтересовали его. Он обращает внимание только на то, что ему интересно и сохраняет внимание на этом до тех пор, пока его интерес не угас. Переключение внимания на дугой объект возможно только тогда, когда интерес вызвал данный объект.

В зависимости от возрастного этапа развития дошкольника, внимание имеет свои особенности развития:

  • Младший дошкольный возраст. В этот период активно развито непроизвольное внимание. Дети могут играть в одну игру в течение получаса. Они быстро теряют интерес к одному виду деятельности.
  • Средний дошкольный возраст. С четырех-пяти лет начинается развитие произвольного внимания. Ребенок может осознанно направлять внимание на конкретные объекты и удерживать его в течение непродолжительного времени.
  • Старший дошкольный возраст. Он связан с формированием устойчивого внимания к тем объектам, которые вызывают у них познавательную заинтересованность.

Таким образом, со среднего дошкольного возраста уделяется внимание развитию произвольного внимания детей, посредством продуктивной, игровой деятельности, ее вариативности и частой смене видов.

Развитие мышления дошкольников

Мышление является способом опосредованного отражения окружающей действительности.

Мышление формируется в конце первого года жизни ребенка. Оно развивается постепенно.

Так, в младшем дошкольном возрасте наблюдается преобладание наглядно-действенного мышления и формирование аналитических навыков.

В среднем дошкольном возрасте активизируется наглядно-образное мышление, позволяющее совершать различные умственные операции: решать задачи, анализировать ситуации и др.

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие задатков логического мышления. Начинают закладываться основы формулирования выводов и умозаключений.

Развитие восприятия дошкольников

Восприятие является способом чувственного познания. Оно связано с отражением в сознании объектов и процессов через их воздействия на органы чувств.

Восприятие дошкольника занимает приоритетную позицию среди познавательных психических процессов. Именно посредством восприятия, ребенок изучает окружающий мир. Оно имеет свои особенности развития в разные этапы дошкольного детства:

  • Младший дошкольный возраст характеризуется предметным характером восприятия. Это означает, что ребенок воспринимает предметы окружающего мира, без акцента на их свойствах.
  • Средний дошкольный возраст характеризуется развитием осознанного восприятия, связанного с выделением свойств и признаков объектов, их детализацией анализом.
  • Старший дошкольный возраст характеризуется переходом восприятия к детальному виду т.е. ребенок воспринимает не объекты, а их отдельные свойства, отделяя их от объекта и придает им системный характер. Также, происходит детализация объекта т.е. его разделение на части и наоборот сбор целостного объекта из частей.

В этот период, важно уделить внимание актуализации познавательного восприятия.

Развитие памяти дошкольников

Память является психическим процессом, отражающим восприятие, обработку и сохранение информации о чем-либо.

Память начинает свое развитие с образной формы т.е. ребенок сохраняет в сознании образы объектов и процессов и воспроизводит их.

Что касается особенностей ее формирования, то в младшем школьном возрасте развита непроизвольная память. Ее функционирование сходно с непроизвольным вниманием т.е. ребенок запоминает что-то неосознанно. Он запоминает интересное и желанное.

В среднем дошкольном возрасте активизируется периодическое запоминание чего-то т.е. начинает развиваться произвольная память.

В старшем дошкольном возрасте развивается произвольная память, как слуховой, так и визуальной направленности. Она ориентирована на запоминание чего-то и носит осознанный характер.

Развитие познавательных процессов у дошкольников

All Groups Spearman Rank Order Correlations (Spreadsheet3 in Диплом _ Ларкина ) MD pairwise deleted Marked correlations are significant at p <,05000

пол = Ж Spearman Rank Order Correlations (Spreadsheet in Диплом _ Ларкина ) MD pairwise deleted Marked correlations are significant at p <,05000

пол = М Spearman Rank Order Correlations (Spreadsheet in Диплом _ Ларкина ) MD pairwise deleted Marked correlations are significant at p <,05000

Развитие познавательных процессов у дошкольников

Развитие познавательных процессов у дошкольников

Развитие познавательных процессов у дошкольников

Features of development of cognitive processes of senior preschoolers.

Smolensk State University

Undergraduate student of the Department of General psychology

Key words: Development, cognitive processes, thinking, memory, senior preschoolers, gender differences.

The article deals with the peculiarities of the development of cognitive processes (thinking and memory) of senior preschoolers. Gender differences in the development of thinking and memory of senior preschool children.

Дети раннего и дошкольного возраста познакомятся с формой, величиной, цветом и другими свойствами предметов окружающего мира. Игры и упражнения способствуют развитию свойств восприятия, формированию и развитию внимания, мышления, общей и мелкой моторики, способствуют развитию коммуникативных навыков, активной речи в общении с другими людьми, обогащению словаря ребёнка.

Педагоги

Зайцева Галина Васильевна, педагог — психолог, высшая квалификационная категория.

Расписание

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут.

Содержание программы

Курс состоит из 65 занятий. С детьми первой младшей группы в течение сентября – в период адаптации – происходит знакомство с психологом, логопедом посредством подвижных игр, общения.

Занятия проводятся в течение 17 учебных месяцев (8 – в первой младшей, 9 – во 2 младшей группах).

Общая структура занятий включает следующие этапы:

1. Организационный момент;

2. Работа по теме занятия;

3. Физкультурная пауза;

4. Дыхательная, голосовая или психогимнастика;

Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, побуждение интереса к познанию нового, а также развитие психофизических функций.

Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Эти упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение, улучшают работу лицевых мышц, раскрепощают детей, способствуют проявлению своего «я», преодолению двигательной активности.

· Работа по теме занятия

Задания, предлагаемые на этом этапе, являются основным ядром изучаемой темы. В этой части занятия проводятся игры и упражнения на развитие общей осведомленности, восприятия, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, речи. Все эти игры направлены на умственное развитие детей через совершенствование их органов чувств.

Основные задачи физкультурной минутки:

— снять усталость и напряжение;

— внести эмоциональный заряд;

— совершенствовать общую моторику;

-выработать четкие координированные действия во взаимодействии с речью.

· Дыхательная, голосовая или психогимнастика помогает малышам научиться контролировать свое дыхание, голос, а также выражать и в дальнейшем контролировать свои эмоции, чувствовать не только свое эмоциональное состояние, но и понимать настроение других людей. В 3 и 4 части занятия используются игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц – рук, ног, туловища, лица, шеи, комплекс психомышечной тренировки «На берегу моря», аутотренинг «Волшебный сон», упражнения на развитие мимических движений, игры на определение и передачу эмоционального состояния человека при помощи жестов и мимики.

Игры по развитию зрительного восприятия, предложенные для занятий с детьми раннего возраста, составлены с опорой на речевые темы и те направления, которые актуальны в данном периоде, а именно: зрительное опознание объектов; прослеживание и зрительно-моторная координация; зрительное опознание изображений; пространственное ориентирование.

Игры расположены в соответствии с основными принципами педагогики (последовательность, повторяемость, опора на определенные умения в определенном возрасте).

На этой стадии определяется результативность занятия. Подведение итогов не сводится к оценке «это хорошо, а это плохо». Здесь присутствует положительная эмоциональная оценка типа: «Спасибо, дети, вы мне очень порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами». Обязательное условие – передача положительных эмоций.

В неменьшей степени важно узнать, как дети оценивают прошедшие занятия. В заключительном «аккорде» должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше.

Но главное, о чем необходимо помнить, – занятие от начала до конца должно быть добрым!

Итого: 18 часов.

Цели программы

— развитие познавательных процессов дошкольников;

— формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов;

— побуждение интереса к предметному миру и миру человеческих взаимоотношений.

Результат программы

Сфомированность элементарных представлений об окружающем мире; усвоение сенсорных эталонов: умение выделять цвет, форму, величину, как основные признаки предметов; проявление доброжелательности в поведении детей; преобладание положительных эмоций.

Особые условия проведения

Занятия по программе «Развитие сенсорики и познавательных процессов» предусматривают посещение занятий детьми с особыми возможностями здоровья.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в кабинете психолога. В кабинете установлены детские столы и стульчики, мягкий диван, на полу ковер. Стены кабинета оклеены обоями светлых тонов, которые способствуют умиротворенности, ощущению пространства, создают приподнятое настроение, психологический комфорт. Обстановка способствует общему расслаблению.

Для проведения занятий в кабинете имеются: фланелеграф, ширма, магнитофон, кассеты с записью спокойной музыки, природных звуков, игрушки для обыгрывания сказочных и других сюжетов, игры-лабиринты, разрезные картинки, мягкие игрушки – зверушки, муляжи овощей, фруктов, куклы, одежд для кукол по сезону, мяч, звучащие игрушки, силуэтные и контурные изображения предметов, сюжетные картинки по временам года, предметные картинки по разным темам.

Стоимость

Стоимость посещений занятий детьми за месяц составляет 263 рубля в месяц.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector