Развитие речи у детей 2 лет

Недостатки в развитии речи у детей дошкольного возраста — это распространенная проблема в наше время. Дети неохотно начинают говорить, поэтому с ними нужно заниматься: тщательно прорабатывать технику речи, ставить произношение звуков, исключать дефекты, развивать навыки ораторского искусства и учить складно выражать свои мысли.

Занятия по развитию речи в 2-3 года в центре «Паллада»

В центре развития «Паллада» на программе «Вырастай-ка» наш педагог Елена Сальникова занимается речью с малышами от 2 лет. Она совмещает в часовом занятии полезные и увлекательные упражнения и игры на развитие моторики, артикуляции, памяти, внимания и воображения.

На каждом занятии дети выполняют упражнения по артикуляционной и дыхательной гимнастике и занимаются логоритмикой. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, поэтому особое внимание мы уделяем гимнастике пальцев.

Уже в 2-3 года ребенка можно приобщать к изучению букв, поэтому каждое занятие включает в себя раздел «Знакомство с буквой»: дети изучают одну из букв зрительно и на слух, лепят ее из пластилина или рисуют.

На занятиях по развитию речи дети 2-3 лет учатся реагировать на обращения, отвечать на вопросы и строить диалоги друг с другом. Все упражнения проходят в игровой форме и строятся на любимых детских образах из сказок и мультиков.

В рамках игровых занятий по развитию речи дети 2-3 лет обсуждают картинки с их любимыми персонажами, инсценируют различные ситуации с их участием, разыгрывают сценки с репликами и диалогами.

Занятие по развитию речи на программе «Вырастай-ка» построено по принципу частой смены деятельности. Так ребенку не успевает надоесть то или иное упражнение, и он остается увлеченным в течение всего процесса. Такой принцип направлен и на развитие памяти и внимания у ребенка. Мы учим детей сосредотачиваться, запоминать новую информацию и концентрироваться на одном деле. Сначала в течение нескольких минут, а потом и больше.

Игры для развития речи в 2-3 года

— Игра «Назови ласково»

Детям говорят какое-либо слово и просят, чтобы они назвали его уменьшительно-ласкательную форму. Или называют животное, чтобы дети сказали, каким слово можно назвать его детеныша (кот — котенок, слон — слоненок и прочее).

Развитие речи у детей 2 лет

— Игра «Назови лишнее»

Педагог показывает ученикам несколько картинок на одну тему, одна из них к этой теме не относится. Дети должны назвать то, что изображено на этой картинке.

Развитие речи у детей 2 лет

Диагностика развития речи детей 2-3 лет

Помимо программы «Вырастай-ка» в нашем центре развития проводятся занятия с Логопедом (как индивидуально, так и в группах). Он также работает над постановкой звуков и исключением дефектов.

Важно понимать, что данный возраст ребенка — это время, когда формируются основы его грамотной и красивой речи. Чтобы он успешно развивался в будущем, необходимо заложить прочный фундамент знаний и навыков. Грамотное совмещение физических и интеллектуальных упражнений, игр и практических занятий позволяет ребенку развиваться без переутомления и стресса. В итоге ребенок правильно и легко говорит, умеет общаться и раскрепощается в социуме.

Занятия по программе «Вырастай-ка» проходят на Бардина, 48а (Юго-Западный район) по вторникам и пятницам с 12.00 до 12.50.

Педагог: Сальникова Елена -Музыкальный педагог-психолог первой категории – имеет 2 образования: высшее психологическое, среднее специальное – музыкально-педагогическое.

На Садовой, 7 (Пионерский район) — по понедельникам и четвергам с 11:50 до 12:40.

Педагог: Обухова Юлия — Семейный и детский психолог, арт- терапевт, Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

Звоните и узнавайте подробности по телефонам +7 (343) 235-74-00 (Юго-Западный филиал) и +7 (343) 286-61-59 (филиал на Пионерском).

К концу первого года жизни ребенок пытается вслед за взрослыми повторять отдельные слова. Девочки начинают говорить раньше — на 8—9-м месяце жизни, мальчики позже— на 11—12-м. Первые слова, которые произносит ребенок, как правило, МА-МА, ПА-ПА, БА-БА, ДЯ-ДЯ, ТЕ-ТЯ, АМ-АМ и т.д. Все существительные употребляются в именительным падеже и единственном числе.

К полутора годам ребенок попытается связать два слова: «Мама! Дай!», усваивает повелительное наклонение глаголов: «ИДИ!», «Дай!», «Положи!», выражающих его желание и потому имеющих для него важное значение. Месяца через два появляются формы множественного числа: КИСКА — КИСКИ. К двум годам жизни активный словарь ребенка включает до 1000 слов.

Поскольку он уже задает первый .вопрос: «Что это?», он усваивает названия многих предметов, и в начале второго года жизни слова становятся для него сигналами соответствующих предметов: ЭТО СТОЛ, ЭТО ЛИСА. Одновременно запоминаются и названия действий: ДАЙ, ВОЗЬМИ, ПОКАЖИ, ПОЛОЖИ.

От слова к понятию
Для того, чтобы вычленить из словосочетания (ДАЙ РУЧКУ) отдельные слова (ДАЙ и РУЧКУ), и ребенку, и взрослому надо немало потрудиться. Мама моет сыну ручки и говорит: «Где ручка? Вот ручка у Мити! Вымоем ручки чисто-чисто!»

Слово ДАЙ тоже употребляется в сочетании с различными словами и по отношению к разным предметам: «Дай куклу!», «Дай ложку!».
Предмет не только много раз показывается малышу, ему дают его потрогать, просят назвать его. Например, ребенок видит помидор, ощущает его прикосновение, фиксирует цвет, форму, вкус и слышит слово ПОМИДОР. Комплекс ощущений от предмета ассоциируется со словом. Через какое-то время слово заменяет предмет, становится его эквивалентом. Постепенно слова вырываются из фразы и начинают самостоятельную жизнь.

Родители должны знать, что для превращения слова-названия в слово-понятие важно выработать на него большое число двигательных условных связей. Интересный эксперимент, проведенный психологами в Доме ребенка, описан М.М. Кольцовой в книге «Ребенок учится говорить».
Изучали две группы детей от 1 года до 1 года 3 месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев ежедневно 10 раз по пять секунд показывали незнакомый предмет (КНИГУ) и говорили: «Книга, это книга». Дети каждый раз обращали взгляд в сторону показываемого предмета. За время наблюдения реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также использовали КНИГУ, но производили большое количество действий: «ВОТ КНИГА», «ОТКРОЙ КНИГУ», «ЗАКРОЙ КНИГУ», «ПОЛОЖИ КНИГУ» и т.д. — всего 20 такого рода команд, каждая из которых требовала двигательных реакций.
В результате на просьбу дать книгу дети из первой группы брали ту книгу, с которой имели дело в предыдущих опытах, и отдавали ее.
Когда просили взять еще какую-нибудь книгу, то они либо брали любой другой предмет (куклу, машинку), либо двигательной реакции не следовало вообще. То есть для них слово КНИГА осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело.
Все малыши второй группы выбрали из лежащих перед ними предметов сначала знакомую им книгу, а затем и все остальные. Они не только отличали книги от других предметов, но и смогли обобщить их словом КНИГА. Значит, слово стало для них понятием, относящимся ко многим предметам, в чем-то сходным, а в чем-то различающимся между собой.

Следовательно, родители должны учить ребенка производить как можно больше действий с любым предметом: ВОЗЬМИ, ПОЛОЖИ, ОТКРОЙ, ЗАКРОЙ и т.д. Малыш не должен быть предоставлен себе — он должен под руководством взрослого учиться нужным действиям с предметами, потому что это развивает его мышление.
Пока сам ребенок не знает, что и как делать, ему надо показать и подсказывать даже самые простые действия, научить его этим действиям. Девочек, скажем, играть в куклы, одевать и раздевать их, кормить, купать и т.д. Мальчиков — складывать из кубиков дом, катать машинки и т.д.
Все действия необходимо комментировать: «Вот белое платье. Надень кукле Маше платье, а я тебе помогу. Сейчас мама идет в гости к кукле Кате — топ, топ. » Мама включается в игру и говорит о том, что делает кукла. Так действия с предметами способствуют формированию обобщающих понятий.

Различают четыре степени обобщения:
1 степень — слово обозначает один конкретный предмет (ЭТО КУКЛА; ЭТО КУБИК). Оно совпало с ощущениями от него и между ними образовалась прочная связь.
2 степень — слово обозначает уже группу однородных предметов (КУКЛА относится к любой кукле). Значение его шире, менее конкретно, менее связано с каким-то определенным предметом. 1 и 2 степени обобщения доступны детям второго года жизни.
3 степень — слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее название (ОДЕЖДА, ПОСУДА, ИГРУШКИ). Эта степень обобщения достигается детьми к трем годам.
4 степень — слово как бы аккумулирует предыдущие уровни обобщения (ДОБРЫЙ, ЗЛОЙ и т.д.) Такой уровень обобщения доступен лишь к четырем годам.
При 1 и 2 степени обобщения ребенок должен связать слово с ощущениями от данного предметами и, главное, действиями, которые он с ним производит. В свое время И.М. Сеченов приводил наглядный пример с колокольчиком: малыш видит его — получает зрительное ощущение, трогает — получает осязательное ощущение, колокольчик издает звук — слуховое ощущение, и, наконец, взрослый говорит «динь-динь».
На втором году жизни ребенок уже понимает, что каждый предмет имеет название, что каждое свойство предмета — большой или маленький, красный — синий, соленый — сладкий — тоже имеет название, как и всякое действие — съел, пошел* заговорил. Малыш узнает, что предметы и действия объединяются в группы, имеющие словесные обозначения: еда, игра, посуда и т.д.

Звуки речи
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает: губные звуки — п, пь, б, бь, м, мь; губно-зубные — ф, фь, в, вь; переднеязычные — т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль; заднеязычные — к, кь, г, гь, х, хь.
Свистящие звуки (с, сь, з, зь), шипящие (ш, щ, ж, ч) и сонорные (р, рь, л, ль) ребенок в этом возрасте пропускает или заменяет. Задача родителей — проводить подготовительную работу, которая поможет ему овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Например, можно предложить ему определить игрушку по звукоподражанию (используя озвученные собачку, кошку и т.д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан и т.д.).
Мы произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Точность, сила, объем этих движений развиваются у ребенка постепенно. Мы можем помочь ему в этом упражнениями артикуляционной гимнастики. С детьми от 1 года до 2 лет можно поиграть в ЛОШАДКУ — пощелкать языком, широко раскрывая рот, причем лошадка едет то медленно, то быстро. Упражнение «Лошадка» способствует укреплению мышц языка и его подъему вверх за счет подтягивания подъязычной связки.

Пользуясь тем, что от 1 года до 2 лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков, очень важно воспитывать у него потребность в общении, внимание к речи окружающих, а также речевую память и умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.
Шевцова Е. Е. Воробьева В. Е.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методы речевого развития детей раннего возраста. (2-3г)

Рассмотрим важные действия со стороны родителей.

Малыши начинают повторять звуки, лепетать и гулить еще до года, к году обычно ребенок уже воспринимает речь взрослого, узнает слова по ритму, общему звуковому характеру, понимает ясные короткие предложения по интонации, сопровождаемые жестами или действиями. Необходимо уже на этом этапе всячески поощрять и акцентировать внимание ребенка на звукоподражательных словах. Как правило ребенок начинает охотнее повторять за взрослым «бубух! Упал» «оппа, прыгай» «хлоп хлоп, похлопаем» и тд, обратите внимание что такие слова я намеренно отмечаю как бы пояснительным, полным словом не искажая его. Не стоит употреблять постоянно слова в уменьшительно-ласкательной форме, иначе ребенок так и усвоит общую манеру говорить. Если используете к примеру слово «масенький» постарайтесь исключить его, заменить на равносильное «крошечный» или хотя бы сопроводить словом поясняющим «жучок масенький, маленький, совсем крошка!». Этой тактики придерживаться стоит пока ребенок сам не начнет употреблять слова в предложениях, правильно вставляя их по смыслу.

Чтобы речь ребенка развивалась плавно и не травматично для вас и для него, не обязательно специально учить и требовать произносить слова. Достаточно понять несколько принципов и следовать им. Только к началу третьего года жизни у ребенка достаточно развиваются слуховые функции, чтобы воспринимать звуковой состав слов, различая «чистый» от «чипсы», характер слов до этого момента сливало их в одно, теперь же ребенок четко начинает различать подмену.

1. Стараться использовать звукоподражательные слова. «Водичка льется буль-буль». Фокусируя внимание ребенка на звуках, слушайте вместе как птичка поет, ветер завывает, дождик капает.

2. В играх и действиях можно повторять одни и те же потешки, стишки и приговорки. Так к примеру когда моете руки с ребенком, можете разучить для него рифмованную маленькую песенку и со временем ребенок с радостью будет повторять ее за вами, а вспомнить слова помогут закрепленные одни и те же действия. Сюда же относятся игры такие как «по кочкам-по кочкам» «ладушки-ладушки» и тд.

3. Показывая, помогать ребенку изображать звуки животных. Вы гладите кошку и произносите «кошка мурлыкает мур-мур». Или к примеру на улице громко залаял пес, нужно указать ребенку откуда звук и прокомментировать «смотри, большая собака громко лает гав-гав, а маленькая тяв-тяв» Так ребенок не будет пугаться резких звуков и в следующие разы уже сам будет предполагать что это «гав-гав».

4. Так же дети очень охотно повторяют за взрослыми действия и звуки, которые у них ассоциируются именно с этим человеком. К примеру бабушка всегда садиться со звуком «охохох», или папа ругается когда что то упало «елки зеленые!». Здесь надо понимать, что для ребенка нет пока плохих или хороших слов, он запоминает наиболее яркие события и связывает их с тем что услышал. Этот эффект можно использовать во благо. Мама вместе с малышом машут папе пока «чао-какао», слова необычные, только ваши и говорить ребенок их будет только с вами. Не в коем случае не ругайтесь на ребенка, если он говорит плохие слова, меньше на этом акцентируйте внимание иначе ваши негативные эмоции дадут обратный эффект. Ребенку ваша реакция может показаться забавной и он намеренно в этом случае будет повторять запретные слова вновь и вновь. Можно аккуратно сказать, что так говорят только папы.

5. Использовать речь для выполнения действия. «покорми куклу» «подними игрушку» «сыпь песок» и так же для описания действия других «мама танцует» «девочка бегает» Проговаривать провоцируя ребенка не показывать пальцем на кружку, а говорить «дай» или «пить» «на ручки»и тд. Постепенно он осознает значение речи, понимает что словом может достичь желаемого а не криком или жестом. Пускай слова даже плохо и нечетко произносятся, главное произносятся.

Развитие фонематического слуха продолжает развиваться и у взрослых людей, сильную роль здесь играет артикуляция, правильное произношение и его закрепление зависит от способности различить звук на слух. В свою очередь слуховое восприятие работает активно и точечно при условии достаточного уровня сформировавшегося устойчивого внимания.

В дошкольном возрасте самой эффективной часто оказывается игровая деятельность. Следует создавать как можно больше игровых ситуаций если у ребенка наблюдается задержка в освоении звуков. Игры можно создавать на основе вышеприведенных принципов. Слушать звук одинаковый или различный. Угадывать и запоминать звуки. Идти на звук. Озвучивать вместе игры ( лошадка бежит- цокаем язычком, лягушка прыгает-игрушкой пищим, мышка бежит-стучим в металлофон и тд)

Выполнение плавных или ритмичных движений так же способствует речевому развитию. Чередуя эти действия можно сочетать их со звуками. Мишку качаем, салат солим, мяч подкидываем, ножками топаем, ключом открываем замок и тд, придумаете действия и вместе с ребенком выполняйте их понарошку.

Доказано, что развитие мелкой моторики влияет на развитие речи. Поэтому также можно использовать игрушки развивающие по такому же принципу- действие+звук. Отличный вариант бизиборды, они бывают настолько разнообразными, для малышей это могут быть мягкие книги с интерактивными страницами, где надо расстегивать молнии-пуговицы-липучки, открывать кармашки, доски с различными замками-щеколдами, вариантов множество. Тактильные занятия помогают концентрировать внимание на мелких деталях, на пальчиках, на ощущениях от прикосновения. Следовательно, как было сказано выше, внимание повышается и в других сферах, в том числе и в восприятии на слух различных звуков и их четкому произношению.

Читая или рассказывая ребенку сказку лучше выбрать спокойное время дня, к примеру когда вы уже собираетесь ложиться спать, когда ребенок спокоен и не будет суетиться а внимательно послушает. Важно обратить внимание на зрительный контакт. Чем меньше ребенок, тем четче надо ему видеть ваши движения губами во время произношения для того чтобы повторить. Читаете «слоник протянул нуууу» и показывайте ребенку как губки трубочкой слоник сделал «НУУУУ». «Бегемотик широко зевнул», покажите ребенку как бегемотик открыл ротик «АААА».

В отдельных случаях, если ребенок плохо выговаривает звуки, возможно надо проверить минимальные нарушения слуха. Для детей с особенностями развития следует обращаться к специалистам, это действие поможет выяснить причину и устранить ее на начальном этапе.

Общайтесь со своим ребенком, старайтесь дать ему понимание что речь это способ взаимодействия с окружающим миром, его изучения.

Развитие речи у детей 2 лет

Возраст от полутора до трех лет — ключевой для развития речи у человека. Хотя каждый ребенок растет и развивается в своем собственном темпе, очень важно проконтролировать развитие речи именно в этот период и оценить количество и качество слов. Сколько же слов должен говорить ребенок в 2 года и какие причины могут вызвать задержку речевого развития? Давайте разберемся!

Этапы и нормы развития речи ребенка

В возрасте около 2 лет ребенок находится на преддошкольном этапе (от 1 года до 3-х лет) формирования речи (по А.А. Леонтьеву). Поэтому, все стадии подготовительного этапа (с момента рождения до 1 года) должны быть пройдены и твердо закреплены.

Но у некоторых детей возможна задержка речевого развития. Такие малыши могут:

  • задерживаться на стадии «лепета»;
  • не проходить стадию эхолалии (эхолалия — это автоматическое повторение слов другого человека), нормальную до возраста 2–2,5 лет;
  • не уметь обобщать, то есть называть однородные предметы одним словом (например, не зная слова «ворона», не называть ее «птицей»; не понимать, что слово «стул» относится ко всем стульям);
  • копировать вопросительную интонацию вместо ответа на вопрос.

Главным показателем оценки развития речи служит лексика — количество слов, которые знает ребенок, и то, как он их использует.

Сколько и какие слова должен говорить ребенок в 2 года

Хотя ребенок может неправильно произносить звуки и делать ошибки в структуре слова, он должен иметь словарь устойчивых «опорных» слов, делать попытки связать их в предложение и уметь использовать простую грамматику.

К двум годам большинство детей могут

  • произносить около 50 или более слов;
  • использовать личные местоимения — «мой», «моя», «мое»;
  • знать и использовать названия своей любимой еды;
  • издавать по просьбе родителей различные звуки животных — «муу», «бее», «хрю», «гав» и т п.;
  • говорить простые фразы, например, «еще молоко»;
  • задавать вопросы из одного-двух слов, используя вопросительную интонацию, например, «Пойдем домой?»;
  • выполнять простые команды и понимать простые вопросы;
  • говорить понятно для родителей или часто находящихся в семье людей (хотя бы в половине случаев).

В возрасте от 2 до 3 лет

  • увеличивают свой словарный запас до 200–1000 слов;
  • говорят предложениями из 2 или 3 слов, например, «я хочу еще» или «я люблю сосиски»;
  • начинают понимать пространственные понятия и использовать такие предлоги, как «на» или «в»;
  • лучше понимают личные местоимения, например, «я», «ты» или «мне»;
  • называют свое имя;
  • могут начать понимать и использовать слова для описания людей, мест и предметов; например, «счастливый» или «грустный», «большой» или «маленький»;
  • говорят понятно для родителей и друзей семьи большую часть времени.

Возможные причины нарушений речи

Но некоторые малыши отстают от этих норм. И причин этому может быть много, в том числе и вследствие различных заболеваний.

Развитие речи у детей 2 лет

Некоторые причины, не связанные с каким-либо заболеванием

  • Нарушение экспрессивного развития речи. Дети с этим расстройством имеют проблемы с выражением своих мыслей с помощью речи, жестов и письма (нарушения письма появляются позже, на школьном этапе развития речи). Причина этого расстройства, к сожалению, пока неизвестна.
  • Расстройство рецептивного языка. Дети с расстройством рецептивного языка испытывают трудности с пониманием и обработкой услышанной речи. Эти дети могут слышать слова вокруг себя, но не могут связать их со значением. Как и в случае с расстройством экспрессивной речи, причина обычно неизвестна.

Некоторые причины, связанные с различными заболеваниями:

  • детский церебральный паралич;
  • детская апраксия речи;
  • дизартрия;
  • потеря слуха до или после развития речи;
  • умственная отсталость;
  • селективный мутизм.

Расстройство аутистического спектра (РАС)

Это самое частое опасение родителей детей с задержкой речевого развития. Однако у детей с аутическими расстройствами задержка речевого развития сопровождается трудностями с общением в целом. Например, родители могут заметить, что ребенок не реагирует на свое имя или не выполняет просьбы. Но даже эти формы поведения могут быть частью характера или развития ребенка.

Врачи не рекомендуют самостоятельно диагностировать аутизм, особенно в раннем (до 3 лет) возрасте. В данном случае необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

Профилактика и лечение задержки речи

Развитие речи у детей 2 лет

Ученые говорят, что лучшая профилактика задержки речевого развития у детей — это обращенная к ним родная речь.

У детей, родители которых активно разговаривали с ними в течение первого и второго года жизни, задержки речевого развития не наблюдается.

В случае объективных причин для развития задержки, связанных со здоровьем, отставание значительно меньше обычного для подобных заболеваний.

Лечение задержки развития речи в возрасте 2 лет зависит от ее причины и тяжести. В большинстве случаев исправление задержки речи требует вмешательства квалифицированного логопеда или педиатра, специализирующегося на развитии речи.

При своевременном лечении задержки и нарушения речи и языка обычно исправляются, и ребенок догоняет своих стандартно развивающихся сверстников.

Каждый ребенок индивидуален, но если вы понимаете лишь некоторые слова своего двухлетнего малыша или не понимаете их вовсе, поговорите с педиатром о возможном обследовании. Задержка речи в возрасте 2 лет может быть не только ранним признаком других проблем в развитии, но и сама по себе становится источником психологических и поведенческих проблем в более позднем возрасте.

В 2 года многие дети уже балаболят. У них активно развивается артикуляционный аппарат. Помимо простых звуков, которые они с лёгкостью произносили в год (гласные + «б», «п», «м») появляются более сложные, вроде «ф», «в», «ш», «ж», «с», «ч».

Звуки «р» и «л» в 3 года у ребёнка вряд ли получится выговорить, так как они сложные и появляются ближе к 5 и 6 году. Так что родители, которые приходят в 3 года с проблемой «не говорит “р”» делают это напрасно. Тут главное — терпение, умение наблюдать за своим ребёнком и уверенность в том, что всему своё время.

Не стоит беспокоиться, если малыш путает местами слоги, не произносит начало слов или, наоборот, проглатывает окончание. Это не критично, ведь он узнает речь, и такие непроизвольные ошибки будут встречаться в ней вплоть до 4 лет.

Словарный запас ребёнка к 3 годам, как правило, составляет уже 1,5 тысячи слов (а то и больше!).

Часто поводом для переживания в семье становится молчание малыша. Мамы приходят на консультацию со словами «всё видит, слышит, понимает, но почему-то не говорит».

Стоит отметить, что малыш в 2-3 года накапливает слова и пополняет не только активный, но и пассивный словарный запас. Если вы много разговариваете с ребёнком, читаете книжки, проговариваете свои действия, но ребёнок по-прежнему не проявляет большого интереса к речи, проверьте, насколько хорошо он воспринимает ваши инструкции.

Как проверить, понимает ли ребёнок речь

В 2-3 года малыш уже должен выполнять самые простые инструкции. Например, мама показывает на чашку и говорит: «Возьми чашку». И ребёнок выполняет просьбу. Более того, многие дети способны воспринимать сложные инструкции: «Пойди в комнату и принеси чашку со стола». Если ребёнок адекватно реагирует на просьбы взрослых, но сам ограничен в словах, пока не стоит акцентировать на этом внимание.

Старайтесь обсуждать с крохой, что происходит вокруг.

Не ограничивайтесь предложениями с употреблением только простых слов, вроде дерева, машины или собаки. Копните немного вглубь, увеличивайте пассивный словарный запас малыша. Например, гуляя по парку, расскажите, чем клён отличается от осины или ели. Разбирайте цельные «образы» по частям: «Под землёй у дерева есть корни, над землёй — ствол, ветки и листочки. Все листья вместе с ветками называются кроной».

Не ограничивайтесь предложениями с употреблением только простых слов, вроде дерева, машины или собаки. Копните немного вглубь, увеличивайте пассивный словарный запас малыша. Например, гуляя по парку, расскажите, чем клён отличается от осины или ели. Разбирайте цельные «образы» по частям: «Под землёй у дерева есть корни, над землёй — ствол, ветки и листочки. Все листья вместе с ветками называются кроной».

Что делать, когда ребёнок упорно молчит

Конечно, если ребёнок не говорит в 3 года совсем, нужно понемножку подталкивать его к этому, делать так, чтобы это стало ему интересно, выгодно. Обычно в 3 года 2 месяца большинство детей произносят свои первые фразы, которые состоят из двух слов. Например, «мама, гулять» или «мама, гу» (одно из слов может быть лепетным).

Самый простой способ развязать малышу язык — задавать открытые вопросы.

Порой родители считают, что если будут говорить что-то за ребёнка, то он быстрее заговорит. Нет, это заблуждение. В таком случае у ребёнка просто не возникает потребности говорить. А зачем, если мама и так за него всё сказала?

Вместо того чтобы спрашивать перед обедом «ты будешь кашу» и ждать, когда малыш кивнёт в знак согласия или помашет головой в знак отрицания, задайте ему такие вопросы: «Что ты будешь есть?» или «Что ты будешь есть: кашу или суп?». Этим вы побудите его к речи.

Также родителям не надо реагировать на «молчаливые» вопросы ребёнка (когда без слов он пытается что-то выяснить без слов – особенно актуально если ребёнок не говорит совсем). Например: малыш показывает на еду и начинает плакать. Мама обеспокоенно спрашивает: «Ты хочешь это? Это? Это?» И ребенок кивает головой. Нужно спокойно сказать: «Милый, я тебя не понимаю, что ты хочешь? Скажи словами, пожалуйста, я не могу понять, что ты просишь» (ласково, с участием).

Что делать, когда у ребёнка во рту «каша»

Бывает, что в 3 года у крохи словарный запас развит более чем надо, и тут родители сталкиваются с другой проблемой. Малыш говорит так быстро, что никто не может разобрать, что он хотел донести. Слова вылетают со скоростью пулемёта и превращаются в «кашу».

Такая особенность может свидетельствовать о небольших проблемах с нервной деятельностью, мышечных тонусах.

Тут необходимо проводить комплексную работу.

Во-первых, важно, чтобы родители соблюдали спокойствие. Они сами должны говорить чётко и медленно.

Во-вторых, стоит научить ребёнка отбивать ритм, чтобы он умел отличать быстрый ритм от медленного.

В-третьих, можно слушать спокойную музыку и петь песни, учить выделять интонационно роли героев в любимых сказках. Произносите одно и то же предложение разными интонациями и голосами, чтобы у ребёнка появился интерес повторить за вами. Это потребует от него больших усилий, но желание сказать что-то как любимый супермен, поможет добиться цели.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector