Твердые и мягкие согласные звуки

В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:

Буква Звуки Буква Звуки
Б [б], [б’] П [п], [п’]
В [в], [в’] Р [р], [р’]
Г [г], [г’] С [с], [с’]
Д [д], [д’] Т [т], [т’]
Ж [ж], [ж’] Ф [ф], [ф’]
З [з], [з’] Х [х], [х’]
Й [й’] Ц [ц]
К [к], [к’] Ч [ч’]
Л [л], [л’] Ш [ш]
М [м], [м’] Щ [щ’]
Н [н], [н’]

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука в транскрипции обозначается [‘ ].

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Твёрдый согласный звук получается, если после согласной стоит гласная А, О, У, Ы или Э:

на, ло, ку, мы, фэ.

Мягкий согласный звук получается, если после согласной стоит гласная Е, Ё, И, Ю или Я:

бе, лё, ки, ню, ля.

Мягкость согласных звуков также обозначается с помощью мягкого знака — Ь. Сам мягкий знак звука не обозначает. Он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает один мягкий согласный звук:

рысь [рыс’], огонь [огон’], вьюга [в’й’уга].

Большинству согласных букв соответствует два звука: твёрдый и мягкий, такие согласные называются парными.

Парные согласные по твёрдости — мягкости:

Буква Звук Пример
Твёрдый Мягкий
Б [б] [б’] ба – би
В [в] [в’] ва – ви
Г [г] [г’] га – ги
Д [д] [д’] да – ди
З [з] [з’] за – зи
К [к] [к’] ка – ки
Л [л] [л’] ла – ли
М [м] [м’] ма – ми
Н [н] [н’] на – ни
П [п] [п’] па – пи
Р [р] [р’] ра – ри
С [с] [с’] са – си
Т [т] [т’] та – ти
Ф [ф] [ф’] фа – фи
Х [х] [х’] ха – хи

Но есть согласные буквы, которым соответствует только один из звуков: твёрдый или мягкий. Такие согласные называются непарными.

Непарные твёрдые согласные (всегда твёрдые):

Ж [ж], Ш [ш], Ц [ц].

Непарные мягкие согласные (всегда мягкие):

Ч [ч’], Щ [щ’], Й [й’].

В русском языке есть долгий звонкий мягкий звук [ж’]. Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд:

вожжи, дребезжать, дождь.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие.

Глухие согласные звуки — это звуки, при произношении которых не используется голос. Они состоят только из шума. Например, звуки: [с], [ш], [ч’].

Звонкие согласные звуки — это звуки, при произношении которых используется голос, то есть они состоят из голоса и шума. Например, звуки: [р], [ж], [д].

Некоторые звуки составляют пару: звонкий — глухой, такие звуки называются парными.

Парные согласные по глухости — звонкости:

Звонкие Б В Г Д Ж З
Глухие П Ф К Т Ш С

Непарные звонкие согласные:

Непарные глухие согласные:

Шипящие и свистящие согласные звуки

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж] и [ш] — это непарные твёрдые шипящие согласные звуки:

железо [жэл’эзо], шесть [шэст’];

но в сочетаниях жи, ши не пишется буква ы. Сочетания жи, ши всегда пишутся с буквой и:

живот, гаражи, шило, карандаши.

Звуки [ч’] и [щ’] — это непарные мягкие шипящие согласные звуки:

часы [ч’асы], щука [щ’ука],

но в сочетаниях ча, ща пишется буква а, а в сочетаниях чу, щу пишется буква у:

чашка, площадь, чулок, щука.

Звуки [з], [з’], [с], [с’], [ц] называются свистящими согласными звуками.

Буква и звук Й

Буква Й (и краткое) обозначает звук [й’]: рай [рай’].

Буква Й пишется:

лайка, майка, кофейник.

рай, май, твой.

Звук [й’] встречается чаще буквы Й, так как он появляется в словах, где нет буквы Й, но есть гласные Я, Е, Ю и Ё. Рассмотрим, в каких случаях звук [й’] встречается в словах, не содержащих букву Й:

Твердые и мягкие согласные звуки

Нередко учитель или родители, когда помогают делать уроки детям, не могут доступно объяснить ему, как различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Эта тема изучается в первом классе, но её понимание и знание требуется детям на протяжении всего времени обучения в школе. Разберёмся в ней подробнее.

Как различать твёрдые и мягкие согласные звуки

Все буквы русского языка (за исключением Ь и Ъ) обозначают какой-либо звук. Он может быть либо гласным, либо согласным. Согласные звуки, в свою очередь, могут обозначать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Важно слышать разницу в произношении между твёрдыми и мягкими звуками. Начинать нужно со слов с открытыми слогами (теми, что оканчиваются на гласный звук).

Например, МАМА, ПАПА, МОЛОКО. В подобных словах после твёрдых согласных звуков имеются гласные, которые и показывают твёрдость звука. К таким гласным относятся А, О, У, Э, Ы.

Несколько гласных букв Е, Ё, И, Ю, Я и Ь показывают на письме, что перед ними стоит буква, обозначающая мягкий согласный.

Например, ТЁТЯ, ЛЁЛЯ, ЛЯЛЯ – все согласные мягкие.

Получается, что одна и та же буква может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный. Такие согласные буквы называют парными.

Однако есть ряд звуков, которые всегда или твёрдые, или мягкие. Вот эти звуки нужно запомнить.

Всегда твёрдые: [Ж], [Ш], [Ц].

Всегда мягкие: [Й], [Ч], [Щ].

Таблица твердых и мягких согласных

Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х

Особое внимание нужно уделить звуку Й. Он отличается от других согласных и дети часто не слышат его в словах. Особенно, если он находится в начале слова или после Ь, Ъ и обозначается на письме буквами Е, Ё, Ю, Я. Например, [ЙА]блоко, [ЙО]лка, [ЙЕ]ль, [ЙУ]нга, под[ЙО]м.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Твердые и мягкие согласные звуки

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Твердые и мягкие согласные звуки

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

0 Спам
3 druzhininiura • 07:32, 12.11.2020
0 Спам
2 druzhininiura • 07:31, 12.11.2020
-1
1 Комментарии • 00:07, 24.12.2018
1

Вы ошибаетесь))) Во первых, звуки [ш] и [ц] — всегда твёрдые! И в данной фразе звуки [с], [п], [к], [х] — тоже твёрдые!

Есть другая фраза для запоминания:»Фока, хочешь поесть щец?» Здесь все согласные звуки глухие.

0
5 Екатерина_Пашкова • 22:27, 17.11.2020

2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, [email protected]
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.

В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:

б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з],
к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с],
т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].

Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.

В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.

Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.

Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные звуки делятся на:

  • звонкие и глухие,
  • твёрдые и мягкие,
  • парные и непарные.

Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.

Твердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные

Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Твердые и мягкие согласные звуки

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.

Твердые и мягкие согласные звуки

Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.

Твердые и мягкие согласные звуки

Шипящие согласные

Свистящие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки

Свистящие согласные

Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

4 комментария

Исправьте ошибки в разделе «Твердые и мягкие согласные звуки»:
«согласны(е)й звук является твердым, если после него стоят (со)гласные: а, о, у, ы, э;»

Й никогда не будет твердым. Он всегда мягкий согласный. не путайте людей!

В таблице ж, ш, ц(всегда твердые)почему-то отнесены к столбику непарные, хотя потом противоречие, что ж/ш-парные согласные звуки.

Дети с первого класса сталкиваются со звуками. Если с гласными все просто, то согласные вызывают сложности. При чем, не только у детей, но и у родителей.

Но по требованиям ФГОС ученик обязан знать звуко-буквенный анализ слов. Если с твердостью ещё более-менее понятно, то звонкие и глухие многих путают. А ведь есть простые способы их отличить!

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные звуки делятся на два типа: твёрдые и мягкие. При их произношении происходит смягчение артикуляции, меняется положение языка. Во время произношении основная часть языка продвигается вперёд по направлению к зубам, а средняя часть языка сводится к твёрдому нёбу.

Многие из них образуют пары с твёрдыми согласными. Например, мягкий [н’] согласуется с твёрдым [н] — [н’]ёс — [н]ос, [м’]ел — [м]ал, пы[л] — пы[л’]ь.

Мягкость согласных звуков на письме выражается гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И, а также с помощью мягкого знака Ь, но указывают знаком мягкости (апострофом) только в транскрипции.

Чтобы отличить мягкие согласные звуки от твёрдых есть ряд правил:

  • после согласного звука стоит гласная и, е, ё, ю, я — согласный звук имеет мягкое значение. Тётя, сени, тени, так как после согласных идут гласные ё, я, е, и — согласные будут мягкими;
  • позиция согласного звука приходится на конец слова, и буква Ь стоит после него — согласный мягкий (лень, мигрень, степь);
  • звуки j, ч, щ всегда будут мягкими, независимо в какой позиции стоят, и не учитывая на то, какая гласная присутствует в данном слове.

Почувствуйте разницу в звучании [п] в словах [П’ет’я] и [пол’е]. Вы заметите, что в первом слове — середина языка поднимается к нёбу. А во втором слове язык даже немного опускается вниз и звук более низкий.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

  • Когда следом за согласной идут буквы а, о, у, ы, э , то мы точно можем сказать: эта согласная- твердая. Проверим: дом, сад, гусь, сыр, рэп. Здесь первые звуки в словах [д], [с], [г], [с], [р] — твердые.

Если две согласные подряд, то первая даст твердость. Проверим: смена — [см’ена]. Твёрдый знак ъ — показатель твердости согласного: [съезд], [подъезд].

  • Когда следом за согласной идут буквы е, ё, и, ю, я , то мы точно можем сказать: эта согласная- мягкая. Проверим: лев, лён, сила, мюсли, мяч. Здесь первые звуки в слове [л’], [л’], [с’], [м’], [м’] — мягкие.

Так же мягкий знак, стоящий за согласной, помогает ребенку определить мягкость. Проверим: [пал’ьто], [крыл’ьцо], [учител’ьница]. Заметим, что мягкую [л’] в середине слова, всегда на письме обозначаем мягким знаком ь: [мул’ьтик], [стул’ьчик]. Для других букв нужно сверяться со словарём.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые Мягкие
перед а, о, у, ы, э перед е, ё, и, ю, я
ъ ь
перед другой согласной буквой

Всегда мягкие звуки в русском языке

Буквы ч, щ, й всегда мягкие, даже если следом идут гласные а, о, у, ы, э: [ч’ащ’а].

Всегда твердые звуки в русском языке

Буквы ж, ш, ц всегда твердые, даже если следом идут гласные е, ё, и, ю, я: [желоб].

Звонкие и глухие согласные звуки

Если гласная произносится голосом, то согласная сочетанием голоса и шума. Если голоса больше, то согласная — звонкая, а если шума больше, то глухая.

В русском языке всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Делятся они по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости, парности и непарности.

Звонкость согласных звуков проявляется от звучания и устройства речевого аппарата. При их произношении, помимо голоса, добавляются вибрации, разные шумовые препятствия. Эти преграды искажают волну звуков, при котором в полость рта проходит не чистый воздух, а звук.

К примеру, во время произношения звука [б], наши губы смыкаются, а воздух, что выдыхаем, старается пробить преграду. Исходя из этого, мы выделяем звонкие согласные звуки. К таким звукам относятся б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р — их произношение содержит шум и голос.

Большинство звуков имеют пары, к ним относятся: б — п (балка — палка), в — ф (влага — фляга), г — к (гол — кол), д — т (дом — том), з — с (злой — слой), ж — ш (жило — шило).

Остальные звонкие согласные звуки: й, л, м, н, р называются сонорными, что означает звучный. Сонорные звуки отличаются от остальных звонких согласных звуков тем, что при произношении уровень шума практически не участвует в образовании звука.

Сонорные шумные и шипящие согласные

Буквы й, л, м, н, р, образуются при помощи голоса и совсем немного шума. Их называют сонорными.

Когда мы произносим шумные согласные, то используем шум и немного голос. Они бывают звонкими [в], [з], [ж], [б], [д], [г] и глухими [ф], [с], [ш], [п], [т], [к], [х].

Звук шипения дают буквы ж, ч, ш, щ, поэтому они называются шипящими.

Парные и непарные согласные звуки

Согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш, — парные, где первая — звонкая, вторая — глухая.

Есть согласные, которые не имеют пары:

  • Непарные звонкие — сонорные й, л, м, н, р, о которых рассказывалось выше.
  • Непарные глухие х, ц, ч, ш.

В некоторых словах происходит оглушение звука: снег. Или озвончение: молотьба.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Ребенок усвоит разницу, если ему показать её визуально или дать почувствовать на опыте. Например, кубики Зайцева с мягкими согласными — маленькие по размеру, с твердыми — большие. Ребенок составляет слова и всякий раз видит эту разницу.

Так же разбирая слова, можно взять картинки, которые напоминают ребенку что-то мягкое и что-то твердое. Например, подушка и камень. Слыша мягкий звук, ребенок показывает картинку с подушкой. Картинки можно прикреплять к карточкам, рисовать рядом с буквами в тетради.

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками. Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.

Из шума и голоса состоят звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р]. Эти согласные звуки называют звонкими.

Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ».
См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных.

Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фу!».

Согласные звуки обозначаются буквами:

Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Всего в русском языке есть 21 согласная буква.

Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.

Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
Мягкие [б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [к’] [л’] [м’] [н’] [п’] [р’] [с’] [т’] [ф’] [х’]

Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]
Мягкие [ч❜] [щ❜] [й❜]

Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)

Твердые и мягкие согласные звуки

Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А , О , У , Ы , Э .

Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е , Ё , И , Ю , Я , а также буквой Ь (мягкий знак).

Непарные звонкие звуки [й❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называют сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».

Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими. Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.

Звуки [ж] , [ш] — это непарные твёрдые шипящие звуки.
Звуки [ч❜] и [щ❜] — это непарные мягкие шипящие звуки.

Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими.

Согласный звук не бывает ударным или безударным.

В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].

Внимание! Согласный звук может образовывать слог только с гласным звуком.

Читайте также похожие темы:

Много правил по орфографии смотрите в книге «Курс русского языка»

Согласные звуки — это звуки, при произношении которых на пути потока воздуха возникают препятствия. Согласных звуков в русском языке 36. Согласные буквы — это буквы, обозначающие согласные звуки на письме. Их в русском языке 21. Все согласные буквы русского алфавита: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные звуки могут быть твёрдыми или мягкими, глухими или звонкими. Согласные буквы могут быть глухими или звонкими, признака твёрдость/мягкость не имеют.

Твёрдые и мягкие согласные

Большинство согласных звуков являются парными по признаку твёрдости/мягкости. Одна и та же буква может представлять соответствующий твёрдый или мягкий звук в разных словах. Например, буква Б обозначает мягкий звук в слове бинт и твёрдый – в слове бык. Мягкость согласного при транскрибировании обозначается запятой (апостроʹфом) справа над значком согласного звука: бʼ.

Мягкими согласные звуки в русском языке становятся, если после них следуют гласные второго ряда (Е, Ё, Ю, Я, И) и Ь. Сравните: спят [спʼат] и спать [спатʼ].

Парные согласные звуки по признаку твёрдость/мягкость

Твёрдые б в г д з к л м н п р с т ф х
Мягкие бʼ вʼ гʼ дʼ зʼ кʼ лʼ мʼ нʼ пʼ рʼ сʼ тʼ фʼ хʼ

Иногда ученики забывают, Й,Щи Ч – мягкие или твердые согласные. Определение мягкости/твёрдости непарных согласных часто вызывает трудности, так как их не с чем сравнить.

Классификация парных и непарных согласных, мягких и твердых согласных, звонких и глухих согласных в таблице представлена ниже:

Твердые и мягкие согласные звуки

Й, Щ и Ч – всегда мягкие согласные буквы.

Щ и Ч всегда произносятся мягко, независимо от того, какая буква стоит после. Это мягкие непарные шипящие согласные звуки. Они становятся причиной орфографических ошибок в написании слов с сочетаниями ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА (чудо [чʼу], щука [щʼу], чаща [чʼащʼа]).

Й — особая буква. Она представляет согласный звонкий мягкий звук, в транскрипции обозначаемый значком [j] (йот).

[Ж] и [ш] – непарные твердые шипящие согласные звуки. Ц – тоже непарный твёрдый звук. Из-за их твёрдости у школьников возникает распространённая ошибка в сочетаниях ЖИ, ШИ (широкий [шы], жизнь [жы]), ЦЫ- ЦИ (цыплёнок – цирк).

Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные звуки состоят из шума (глухие) или из шума и голоса (звонкие). Схожие по звучанию согласные образуют пары.

Звонкие согласные звуки, в которых доля шума минимальна, называются сонорными (от латинского sonorus,что значит «звучный»).Это [м] – [мʼ], [н] – [нʼ], [л] – [лʼ], [р] – [рʼ] и [jʼ]. Они не имеют пары по глухости/звонкости.

Согласные буквы и звуки могут быть глухими и звонкими. Значит ли это, что за звонкой согласной буквой всегда стоит звонкий звук, а за глухой буквой – глухой звук? Вовсе нет. Напрмер: кот [кот] и код [кот].

Парные и непарные согласные ведут себя в слове по-разному. Для парных по глухости/звонкости звуков сильной позицией (то есть такой, в которой звук ясно, чётко проявляется) является позиция перед гласным или сонорным звуком. Перед согласной и в конце слова согласный звук может изменять звучание.

Глухие согласные буквы могут представлять звонкие согласные звуки, если стоят перед звонкой согласной. Например: вокзал – во[гз]ал, сбить – [збʼ]ить, косьба – ко[зʼб]а. Этот процесс называется озвончением.

Звонкие согласные буквы представляют глухой согласный звук в конце слова или перед глухой согласной. Например: зуб – зу[п], подпрыгнуть – по[тп]рыгнуть, глаз – гла[с]. Этот процесс называется оглушением.

Часто у детей возникает вопрос: ц – звонкая или глухая согласная? Объясним природу этого звука. [ц] – аффриката, то есть происходит от слияния двух звуков: [т] и [с]. Обе составляющих являются глухими, и образующийся [ц] – тоже глухой.

Таблица глухих и звонких согласных парных:

Звонкие б бʼ д дʼ з зʼ в вʼ ж
Глухие п пʼ т тʼ с сʼ ф фʼ ш

Непарные по глухости звонкости согласные звуки:

Звонкие йʼ л лʼ м мʼ н нʼ р рʼ
Глухие х хʼ ц чʼ щʼ

Запомнить глухие буквы поможет мнемотехника. В фразе «Стёпка, хочешь щец? Фи!» содержатся все глухие согласные буквы и ни одной звонкой.

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.

Твердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название – твёрдый .

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу(звук [в’]), репу(звук [р’]), помидор(звук [м’]),огурец(звук [р’]). Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук .

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд – звук [р’] – рад – звук [р]

люк – звук[л’] – лук – звук [л]

Твердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки

мял – звук [м’] – мал – звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] — ? [ж] — ? [р’] — ? [ч’] — ? [с’] — ? [л] — ? Проверим правильность выполнения задания: [з] — [з’]; [р’] — [р]; [с’] — [с]; [л] — [л’]. [ж], [ч’] – непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

Твердые и мягкие согласные звуки

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов. (урок русского языка) 1 класс

Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова по учебнику Н.В. Нечаевой. Урок отработки умений и рефлексии.Цель урока: способствовать формированию навыка произношения и написания йотированных .

Презентация » Мягкие и твердые согласные звуки»

Презентация к уроку по русскому языку, автор курса Н.В.Нечаева.

Урок русского языка во 2 классе » Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков».

Данный урок направлен на развитие познавательного интереса обучающихся, так как проводится в игровой форме;на воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, на создание условий для оц.

«Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»

урок-закрепления умений учащихся различать на слух и на письме в потоке речи твёрдые и мягкие согласные звуки.

Конспект урока русского языка по теме: «Упражнение в различении мягких и твердых согласных звуков» 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Создание условий для формирования умений различать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки; способствование воспитанию культуры поведения и речи в школе, в общест.

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: «Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]» (4 класс VIII вид).

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог.

Конспект урока русского языка Мягкие и твердые согласные звуки 2 класс УМК Ритм

Конспект урока русского языка «Мягкие и твердые согласные звуки»во 2 классе, УМК Ритм. Урок помогает познакомить школьников с алгоритмом обозначения мягкости и твердости согласных на п.

Твердые и мягкие согласные звуки

В русском языке каждая буква (кроме морфем «ь» и «ъ») обозначает гласный или согласный звук.

Согласные звуки — это те, при произношении которых воздух в речевом аппарате встречает препятствие, из-за чего звук состоит из шума и голоса, либо только из шума. В русском есть 37 согласных звуков и 21 буква для их письменного обозначения.

По специфике произношения согласные звуки делятся на мягкие и твердые, звонкие и глухие.

Деление согласных по мягкости

Большинство букв могут обозначать как твердые, так и мягкие звуки, в зависимости от того, какие звуки находятся рядом с ними. Здесь, для наглядности, они расположены в виде таблицы:

локон [локан], лед [л’от]

рост [рост], рябина [р’иб’ина]

фокус [фокус], филин [ф’ил’ин]

Твердые согласные

Твердыми становятся согласные, которые расположены перед гласными «а», «о», «у», «ы», «э»:

  • каштан [каштан], дорога [дарага], трава [трава], каша [каша], фантазия [фан’таз’ий’а];
  • корона [карона], Тора [тора], горб [горп], солнце [сонцэ], лоск [лоск];
  • буря [бур’а], пустыня [пустын’а], мудрость [мудраст’], рутина [рут’ина], шуба [шуба];
  • пыль [пыл’], мыться [мыц:а], рысь [рыс’], быль [был’], зыркать [зыркат’];
  • мэрия [мэр’ий’а], каратэ [каратэ], фэнтези [фэн’т’из’и].

Также есть три твердых согласных звука, которые не зависят от соседних гласных или других факторов, всегда оставаясь твердыми: [ж], [ш], [ц].

Большинство твердых согласных, особенно находящихся в слове перед «а», «о», «у», легко узнать: при произношении они звучат четко, а прохождение потоком воздуха через преграду в речевом аппарате можно услышать. В зависимости от звонкости, твердые согласные будут звучать либо четко и звонко, либо более приглушентверно и шумно. Также они могут попарно оглушаться для простоты произношения.

Важно запомнить: твердые согласные «ж», «ш», «ц», а также согласные, стоящие перед гласными «а», «о», «у», «ы», «э» не должны смягчаться при произношении. Если возникают малейшие сомнения о том, как правильно произнести слово — стоит провести его фонетический разбор и удостовериться в твердости или мягкости согласного звука.

Мягкие согласные

Согласные буквы начинают обозначать мягкие звуки в словах, в которых они расположены перед гласными «е», «ё», «и», «ю», «я» либо графемы «ь»:

Для начала давайте обратимся к понятию «мягкие звуки», чтобы нам с вами было полегче разобраться!

Мягкие согласные — согласные, образующиеся в результате палатализации — дополнительной артикуляции, при которой средняя часть спинки языка сближается с твёрдым нёбом и вся масса языка подвигается вперёд.

Важно помнить, что мягкими бывают только звуки, но не буквы!

Стоит обратить внимание на то, в фонетическом разборе как элемент транскрипции мягкость имеет обозначение: «‘».

На мягкость согласного указывают эти признаки:

  • если после согласного употребляется мягкий знак, который не обозначает звука (якорь [р’])
  • после мягких согласных пишутся гласные буквы «я», «ё», «е», «и», «ю» (лес [л’эс], мир [м’ир])
  • согласные смягчаются перед последующими мягкими согласными: [з’], [л’], [н’], [с’], [т’], [ч’], [щ’]

Буквы, которые обозначают мягкие звуки

Давайте перечислим буквы, которые всегда будут обозначать мягкие согласные звуки:

В данном случае важно помнить, что вышеперечисленные мягкие согласные всегда останутся мягкими, независимо от последующей гласной буквы.

Буквы, которые обозначают мягкие и твёрдые согласные звуки

А теперь давайте перечислим буквы которые могут относиться как к твёрдым, так и к мягким согласным звукам.

А ещё вышеперечисленные буквы являются парными по мягкости и твёрдости.

Таким образом, мы с вами ознакомились с важной темой «Мягкие согласные». Мы выяснили, как на транскрипции нужно выделять мягкость согласных звуков, узнали о буквах, которые обозначают мягкие и твёрдые согласные звуки.

Игры и упражнения, направленные на предупреждение нарушений письменной речи у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями и без них. Игры также помогут подготовить детей к усвоению правил правописания. Они способствуют:

  • развитию фонематического восприятия;
  • формированию первоначальных навыков звукового анализа и синтеза слов;
  • развитию логического мышления, зрительного и слухового внимания, памяти;
  • количественному и качественному обогащению активной лексики.

Игры, представленные в пособии, помогут ребенку:

  • закрепить представления о твердости и мягкости согласных в русском языке;
  • научиться различать на слух и в произношении твердые — мягкие согласные звуки изолированно, в прямых слогах и в словах (в начале слова перед гласными звуками).

Игры могут проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Прежде чем начать игру, педагог должен разрезать по пунктирным линиям и разложить по конвертам:

  • 72 карточки с цветными предметными картинками (для игр 1, 2);
  • 108 черно-белых карточек серии I со словами (для варианта 2 игры 1; игры 2);
  • 36 маленьких черно-белых карточек серии II (для игры 3).

Для проведения игр педагогу помимо предлагаемого материала необходимо приготовить на каждого ребенка синюю и зеленую карты из цветного картона (размер А5 — 210×150 мм).

Играм предшествуют подготовительные упражнения, способствующие различению твердых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ на различение твердых — мягких согласных звуков на слух и в произношении.

  1. Произнесите вместе с детьми (ребенком):
  • 15 пар твердых — мягких звуков:
    Б-Б’ В-В’ Г-Г’ Д-Д’ 3-3С
    К-К* Л-Л’ М-М’ Н-Н’ П-П’
    Р-Р’ С-С’ Т-Т’ Ф-Ф Х-Х’
  • 6 согласных, не имеющих пар по твердости — мягкости (Ж, Ц, Ш — всегда твердые, Й, Ч, Щ — всегда мягкие).

Предложите ребенку послушать слоги и слова и повторить их отраженно, заменяя твердые согласные звуки на мягкие и наоборот.

Твердые и мягкие согласные звуки

Игра 1. ВЫДЕЛИ ЗВУК

Педагог выдает каждому ребенку цветные карты (одну синюю и одну зеленую), а предметные картинки кладет перед собой стопочкой картинками вверх.

Ведущий показывает детям по одной карточке. Дети по очереди называют изображенный предмет, выделяют первый согласный звук, определяют, твердый он или мягкий. Если ребенок ответил правильно, педагог отдает ему картинку для того, чтобы ребенок положил ее на свою синюю карту (если первый звук твердый) или зеленую (если первый звук мягкий).

Если ребенок дает неправильный ответ, педагог просит других детей помочь ему. Картинку получает тот ребенок, который ответил правильно.

Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся картинки на столе у ведущего. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число картинок.

Проводится так же, как и вариант 1, но вместо картинок используются карточки серии I (с именами существительными, начинающимися на мягкие или твердые согласные звуки). Слова на карточках читает взрослый.

Напомните детям цветовые обозначения твердых и мягких согласных звуков: твердые согласные звуки в начале слова обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки в начале слова — зеленым.

Игра 2. СОРЕВНОВАНИЕ

Проводится как соревнование двух команд — команды «Синих» и команды «Зеленых».

I тур. Из ряда карточек «Синие» подбирают предметные картинки на твердые согласные, «Зеленые» — на мягкие.

II тур. Вместо предметных картинок команды подбирают карточки со словами, обозначающими предметы.

III тур. Команды соревнуются в припоминании подобранных картинок и слов.

За каждое правильно названное слово, картинку команда получает 1 очко (фишку).
Игра 3. НАОБОРОТ

Взрослый читает на карточках серии II слова. Ребенок должен заменить твердый согласный мягким, а мягкий — твердым. Например: нос — нёс.

Правильно ответивший ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше всего фишек.

Твёрдые соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в про­из­но­ше­нии кото­рых отсут­ству­ет допол­ни­тель­ная арти­ку­ля­ция язы­ка по срав­не­нию с мяг­ки­ми соглас­ны­ми.

Узнаем, как отли­чить твёр­дые соглас­ные от ана­ло­гич­ных мяг­ких зву­ков.

Чтобы выяс­нить, что такое твёр­дые соглас­ные, вна­ча­ле вспом­ним, что зву­ки нашей речи каче­ствен­но отли­ча­ют­ся друг от дру­га.

Если звук про­из­но­сит­ся толь­ко голо­сом, а выды­ха­е­мый воз­дух сво­бод­но выхо­дит нару­жу, при­чём меня­ют­ся толь­ко очер­та­ния губ, то воз­ни­ка­ют глас­ные зву­ки [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

В обра­зо­ва­нии дру­гих зву­ков участ­ву­ет обя­за­тель­но шум, кото­рый воз­ни­ка­ет, если выды­ха­е­мая струя воз­ду­ха встре­ча­ет на сво­ём пути пре­пят­ствие в виде язы­ка, зубов, губ и пр. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки, состо­я­щие из шума и голо­са или толь­ко из шума, то есть звон­кие и глу­хие соглас­ные.

Согласные зву­ки раз­ли­ча­ют­ся не толь­ко спо­со­бом обра­зо­ва­ния, сте­пе­нью уча­стия шума и голо­са, но и при­зна­ком твёр­до­сти и мяг­ко­сти. И звон­кие, и глу­хие соглас­ные делят­ся на твёр­дые и мяг­кие.

Твердые и мягкие согласные звуки

Что такое твёрдые согласные?

В рус­ской речи соглас­ный звук, обо­зна­чен­ный на пись­ме одной и той же бук­вой, может быть в сло­ве твёр­дым, а в дру­гом — мяг­ким:

  • с оло [ с о л а] — с ера [ с’ е р а]
  • т ыл [ т ы л] — т ина [ т’ и н а]
  • р ама [ р а м а] — р ябь [ р’ а б’]

Чтобы понять, что такое твёр­дые соглас­ные, срав­нив их с мяг­ки­ми.

Мягкие соглас­ные обра­зу­ют­ся с помо­щью допол­ни­тель­ной арти­ку­ля­ции язы­ка. При их про­из­не­се­нии сред­няя спин­ка язы­ка одно­вре­мен­но с основ­ной арти­ку­ля­ци­ей про­дви­га­ет­ся к твёр­до­му нёбу.

Согласные, кото­рые про­из­но­сят­ся с подъ­ёмом язы­ка, явля­ют­ся мяг­ки­ми. Произнесите мяг­кие зву­ки и убе­ди­тесь в этом:

Согласные, кото­рые про­из­но­сят­ся с подъ­ёмом язы­ка явля­ют­ся мяг­ки­ми. Соответственно те же соглас­ные, но не име­ю­щие этой допол­ни­тель­ной арти­ку­ля­ции язы­ка, явля­ют­ся твёр­ды­ми.

Твёрдые соглас­ные — это зву­ки, кото­рые про­из­но­сят­ся без подъ­ёма язы­ка к нёбу.

При про­из­но­ше­нии твёр­дых соглас­ных воз­дух выхо­дит более широ­кой стру­ёй, так как язык не выги­ба­ет­ся и не созда­ет допол­ни­тель­но­го пре­пят­ствия, как при арти­ку­ля­ции мяг­ких соглас­ных.

Парные твёрдые и мягкие согласные

Большинство соглас­ных обра­зу­ют меж­ду собой пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости. Таких пар в совре­мен­ном рус­ском язы­ке 15.

Каждой бук­ве рус­ско­го алфа­ви­та соот­вет­ству­ют пар­ные твёр­дые и мяг­кие соглас­ные зву­ки:

БукваТвёрдый звукМягкий звук
б [б] [б’]
в [в] [в’]
г [г] [г’]
д [д] [д’]
з [з] [з’]
к [к] [к’]
л [л] [л’]
м [м] [м’]
н [н] [н’]
п [п] [п’]
р [р] [р’]
с [с] [с’]
т [т] [т’]
ф [ф] [ф’]
х [х] [х’]

С помо­щью пар­ных твёр­дых и мяг­ких соглас­ных отли­ча­ют­ся раз­ные по зна­че­нию сло­ва:

  • том­ный — тём­ный;
  • мыло — мило;
  • лук — люк.

В пись­мен­ной речи после твёр­дых соглас­ных пишут­ся бук­вы «а», «о», «у», «э», «ы», а после мяг­ких — «е», «ё», «и», «ю», «я» и «ь».

Твердые и мягкие согласные звуки

Всегда твёрдые согласные

Учтем, что в фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка не все соглас­ные обра­зу­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Существуют соглас­ные как все­гда твёр­дые, так и мяг­кие.

В рус­ском язы­ке все­гда твёр­дые соглас­ные — это зву­ки [ж], [ш], [ц].

Эти соглас­ные про­из­но­сят­ся толь­ко твёр­до, хотя после них пишут­ся бук­вы «е», «ё», «и» или мяг­кий знак. В зву­ко­вой запи­си сло­ва (тран­скрип­ции) после этих соглас­ных нико­гда не ста­вит­ся апо­строф.

Сравним, как зву­чат непар­ные твёр­дые соглас­ные.

Всегда твёр­дый соглас­ный [ж]:

  • жаба [ж а б а]
  • жираф [ж ы р а ф]
  • жёл­тый [ж о л т ы й’]
  • за́лежь [з а л’ и ж]

Всегда твёр­дый соглас­ный [ш]:

  • шаги [ш а г’ и]
  • шор­ты [ш о р т ы]
  • шёлк [ш о л к]
  • шипов­ник [ш ы п о в н’ и к]
  • плешь [п л’ э ш]

Всегда твёр­дый соглас­ный [ц]:

  • цара­пи­на [ц а р а п’ и н а]
  • цокот [ц о к о т]
  • цех [ц э х]
  • циф­ра [ц ы ф р а]

При напи­са­нии слов с все­гда твёр­ды­ми соглас­ны­ми поль­зу­ем­ся пра­ви­ла­ми орфо­гра­фии, а не их зву­ча­ни­ем.

Твердые соглас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «ж» и «ш», пишут­ся толь­ко с бук­вой «и».

Твердые и мягкие согласные звуки

В напи­са­нии букв «и» и «ы» после «ц» обра­тим­ся к пра­ви­лу.

После этих непар­ных соглас­ных не пишут­ся бук­вы «ю», «я», а толь­ко в неко­то­рых ино­стран­ных сло­вах (пара­шют, жюри, бро­шю­ра, Цюрих).

Мягкий знак после твёр­дых шипя­щих слу­жит не для выра­же­ния их мяг­ко­сти, а для обо­зна­че­ния форм слов:

На этом уроке ученики встретятся с симпатичным инопланетянином, у которого возникла проблема с русским языком: он не различает твёрдые и мягкие согласные, из-за чего попадает в курьёзные ситуации. Двое мальчиков берутся помочь пришельцу улучшить произношение. Какие звуки называют твёрдыми и мягкими? Что служит сигналом мягкости звука? Какие звуки всегда остаются мягкими, а какие — всегда твёрдыми? Вот вопросы, на которые предстоит ответить друзьям.

Наша история начинается с того, что мальчик Гоша встречает забавного инопланетянина Муффа. Муф жаждет попрактиковаться в русском языке, который он освоил при помощи суперпереводчика.

Гоша совсем не против беседы с инопланетным гостем. Но — вот незадача! — реплики Муффа звучат как-то странно.

Твердые и мягкие согласные звуки

«Я сломал свой лук», «Мне нужен угол», «Нам поможет мой друг Кола»… О чём вообще говорит этот странный пришелец? К счастью, тут появляется мальчик Коля, друг Муффа. И объясняет, что инопланетянин просто не различает твёрдые и мягкие звуки. А ведь очень важно помнить, что согласные в русском языке могут быть твёрдыми и мягкими.

Твердые и мягкие согласные звуки

Мальчики решают взяться за обучение Муффа и объяснить ему разницу между твёрдыми и мягкими согласными звуками. Они рассказывают своему другу, что твёрдые и мягкие звуки обычно составляют пары. И даже показывают, какие именно звуки могут образовывать пары.

Твердые и мягкие согласные звуки

Но и после объяснения Муфф продолжает делать ошибки. Ведь он не знает, что мягкостью нельзя разбрасываться направо-налево. Есть условия мягкости для согласного звука. Мальчики называют эти условия: буквы ь, я, ё, ю, и, е.

Твердые и мягкие согласные звуки

Но и с этими объяснениями Муфф не избавлен от ошибок. Поэтому мальчики объясняют ему, что некоторые согласные могут быть только твёрдыми или только мягкими.

Твердые и мягкие согласные звуки

Благодаря стараниям друзей речь Муффа претерпела разительные перемены. Он улетает практиковаться на родную планету, оставляя ученикам памятку в виде классификации согласных звуков по твёрдости-мягкости.

— Сегодня мы продолжим изучать твердые и мягкие согласные звуки. Но сначала повторим то, о чем говорили ранее.

(Запись числа, классной работы).

3.Повторение.

— Чем отличаются звуки от букв?

— Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем.

— На какие группы делятся все звуки?

— Гласные и согласные.

— Чем отличаются гласные от согласных?

(Ответы детей).

— Какими могут быть согласные звуки?

— Звонкими и глухими, твердыми и мягкими, парными и непарными.

— Какие всегда твердые звуки вы знаете?

— Какими буквами они обозначаются?

— Какие всегда мягкие согласные звуки вы знаете?

— Какими буквами они обозначаются?

— Назовите данные звуки. (Показ карточек): [к], [м’], [л’], [р], [в’], [т’], [с], [ф], [ш’].

— Все ли правильно?

— [ш]- всегда твердый звук.

— Сейчас я вам прочту предложения, которые вы продолжите предложенными вам словами.

(Карточка ПЫЛЬ – ПИЛ).

Я сотру со шкафа… (пыль).

Я кисель сегодня… (пил).

— Сравните последние звуки в данных словах. Чем они отличаются?

— Один твердый, другой – мягкий.

— Как на письме обозначается мягкость согласного звука?

(Карточка НЁС – НОС).

— От мороза красный… (нос).

Я дрова для печки… (нёс).

— Сравните первые звуки в данных словах. Чем они отличаются?

— Один твердый, другой – мягкий.

— Как на письме обозначается мягкость согласного звука?

— Буквой Ё.

— А какие еще гласные звуки обозначают мягкость предшествующего согласного звука?

4.Минутка чистописания.

Разминка, упражнение «Солнышко-тучка»

— Давайте пропишем в минутке чистописания эти буквы.

— Обведите зелёной ручкой самую красивую букву.

5.Словарная работа.

— Откройте учебник на стр.66. С каким новым словом из словаря мы сегодня познакомимся? (Коньки)

— Произнесите слово, выделяя ударный звук.

-Сколько в этом слове слогов? Как определили? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

— Назовите первый слог, второй слог.

— Запишите слово в тетрадь.

— Составьте звуковую модель слова. Используйте цветные карандаши. (Один ученик работает у доски)

— Составьте и запишите предложение с этим словом.

— Послушаем, какие предложения вы записали.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон и два наклон –

Зашумел листвою клён.

(С показом движений.)

6.Работа по учебнику

— Прочитайте задание к упр. 99.

— Ответьте на вопросы: Кто это? Или что это? Почему?

Кто это, потому что одушевленные.

— Первый ряд записывает только названия птиц, второй ряд записывает только названия зверей, третий ряд записывает только названия рыб.

— Подчеркните буквы, указывающие на мягкость согласного звука.

Птицы Звери Рыбы

журавль медведь карась

гусь лось окунь

снегирь рысь сельдь

голубь лань пескарь

Задание на карточке

Подчеркните букву, обозначающую мягкость предшествующего согласного звука на письме.

Подчеркните ряд слов, в которых нет мягких согласных звуков.

8.Итог урока

— Как обозначается мягкость согласного звука на письме?

— Буквами Ь, Е, Ё, Ю, Я, И.

— Какие буквы обозначают твердость предшествующих согласных звуков?

— С ними мы познакомимся на следующих уроках.

9.Домашнее задание: упр. 103 стр.66.

Твердые и мягкие согласные звуки

Олимпиада для дошкольников «СТУПЕНЬКИ ЗНАНИЙ » Геометрия

Твердые и мягкие согласные звуки

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества, посвященный Дню Неизвестного солдата «ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО, ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН »

Твердые и мягкие согласные звуки

Всероссийский творческий конкурс для детей с ОВЗ «МИР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

  • Предыдущая работа
  • Следующая работа

Также вас может заинтересовать

  • Конспект занятия по русскому языку для дошкольников «Конспект интегрированного занятия по развитию речи через театрализованную деятельность в средней группе» Русский язык
  • Презентации по русскому языку для дошкольников «Индивидуальный проект по дисциплине «ОУД.01 Русский язык» на тему «Слоговое деление у дошкольников»» Русский язык
  • Планирование по русскому языку для дошкольников «Особенности организации ОД при реализации образовательной области «Речевое развитие» в условиях внедрения ФГОС ДО» Русский язык
  • Уроки по русскому языку для 6 класса «Обращение. Знаки препинания при обращении.» Русский язык
  • Конспект занятия по русскому языку для 2 класса «Методическая разработка урока на тему «Орфограммы в словах.Зоркий глаз»» Русский язык

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59675 от 23 октября 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор). Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.art-talant.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Учредитель — Ковалев Денис Сергеевич, Главный редактор — Ковалев Д.С. Телефон 8 (800) 550-76-36 Электронный адрес [email protected]

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Сонорные согласные звуки состоят из голоса и шума, голоса больше, чем шума. Таких звуков всего 9: [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й’] .

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные звуки состоят из голоса и шума, шума больше, чем голоса. Таких звуков всего 11: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’] . Глухие согласные звуки состоят только из шума. Таких звуков всего 16: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .

К шипящим согласным относятся звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] . А свистящие согласные звуки включают: [з], [з’], [с], [с’], [ц] .

К мягким согласным звукам относятся: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] . Из них всегда мягкими являются согласные звуки [ч’], [й’], [щ’] , то есть пар по мягкости-твёрдости у этих согласных звуков нет.

Твёрдые согласные звуки включают: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш] . Из них всегда твёрдыми являются согласные звуки [ж], [ц], [ш] , то есть пар по мягкости-твёрдости у этих согласных звуков нет.

Мягкость согласного звука на письме можно обозначить мягким знаком (ь) , а также с помощью букв е, ё, и, ю, я .

Согласные звуки состоят или из одного шума, или из голоса и шума, который возникает в ротовой полости, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути.

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «рука» слышится твёрдый согласный звук [р], а в слове «река» — мягкий. На мягкость согласных звуков могут оказывать влияние гласные буквы и мягкий знак. В слове «мел» согласный звук [л] звучит твёрдо, а в слове «мель» – мягко.

Мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа , например: [р’].

Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове «перерыв» при произношении первого согласного звука [р’] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Однако в этих правилах имеются исключения:

1) Согласные звуки [з], [с] могут смягчаться перед мягкими [н’], [д’], [т’], например: «кузнечик», «снегирь», «вести», «везде».

2) В некоторых иностранных словах, вошедших в русский язык, согласный звук произносится твердо, но после буквы, его обозначающей, пишется все-таки е, а не э, как слышится. Например, в словах: «компьютер», «тест», «темп».

Развитие ребенка – это непрерывный процесс, который состоит из множества ступеней. Малыш и родители ежедневно шагают вверх по этой лесенке индивидуального развития, набираясь опыта, новых знаний, умений и навыков. Одна из важных ступенек речевого развития – это освоение твердых и мягких согласных звуков. Как это сделать естественно и без труда – читайте далее.

Образование согласных звуков

Чтобы научиться различать твердые и мягкие согласные, сначала необходимо научиться их слышать. Зубрежка в данном случае не поможет! Гласные – это река, Твердые и мягкие согласные звукиа согласные – ее берега, не позволяющие речи растекаться в разные стороны.

Ребенок научится слышать звуки, если ему подсказать, как они образуются и формируются. Так, гласные звуки получаются только при помощи голоса, а вот для произнесения согласных необходим еще и шум.

Большинство согласных образуется в ротовой полости, когда струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути препятствие, созданное органами артикуляции: языком, губами или зубами. Для преодоления препятствия применяется мышечная энергия. От того, какие органы больше принимают участия в артикуляции, зависит полученный на выходе согласный звук.

Твердые и мягкие согласные звуки

Малышу непонятно, как научиться различать твердые и мягкие звуки, ведь их нельзя потрогать ручками и определить на ощупь. При этом согласные действительно делятся на твердые и мягкие. Например, бывают случаи, когда согласные могут быть только твердыми или только мягкими, так как ничто не может их смягчить или укрепить в произношении.

Всегда твердые согласные – Ж, Ш и Ц. Всегда мягкие согласные – Ч, Щ и Й. Чтобы малыш запомнил эти звуки, их следует написать на карточках. Зрительная память у большинства детей развита намного лучше, особенно у дошкольников. Ведь лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать. Чтобы малышу еще легче было воспринять данную информацию, твердые согласные можно нарисовать над кирпичной стеной, а мягкие – над подушками и перышками.

Эту табличку лучше всего повесить над рабочим столом ребенка, где он невольно будет на нее натыкаться и быстро запомнит представленную информацию. А вот теперь можно перейти к тому, что остальные согласные звуки бывают как твердыми, так и мягкими, в зависимости от соседства с другими буквами. Так, если после согласной буквы стоит еще одна согласная – это твердый звук (стол, стремянка, откровение, портки). Также твердыми будут согласные, после которых стоят гласные А, О, У, Э, Ы. Они «командуют» вести себя тверже (трактор, подвал, портал). Мягкими согласные будут, только если после них стоят гласные И, Е, Ю, Я, Ё (баян, ёжик, петух, пюпитр). Мягким предыдущий согласный делает еще и мягкий знак (конь, лань, карьера, портьера, калька, галька).

Развитие знаний через игры

В процессе игры дети легко запоминают любую информацию. И если у вас не складываются отношения с согласными, возможно, вы просто не так преподносили информацию о них. Попробуйте поиграть в развивающие игры.

Твердые и мягкие согласные звуки

Попросите ребенка приложить указательный пальчик к нёбу и произнести различные слоги, состоящие из согласных и гласных, при этом чтобы один вариант был твердым, а второй мягким. Например, НА – НЯ, ТА – ТЯ, ЛА – ЛЯ, РА – РЯ и т.д. Регулярные занятия помогут понять малышу, что при образовании мягкого звука язык сдвигается немного вперед и вверх, а при произнесении твердых согласных этого не происходит.

В школе твердые звуки выделяют синим цветом, а мягкие – зеленым. Гласные – красного цвета. Этот прием можно использовать, сделав цветные карточки с буквами, из которых потом можно складывать слова. Пусть ребенок собирает мозаику. А еще лучше – пишите крохе слова на отдельном листочке, а он будет составляет их из карточек. Все это можно сопровождать методичными и регулярными объяснениями. В итоге различие звуков можно довести до автоматизма.

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Твердые и мягкие согласные звуки

Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Твердые и мягкие согласные звуки

Здесь вы можете скачать карточки-слоги «Твердые и мягкие согласные звуки». Благодаря этим карточкам, ваш ребенок узнает в каких случаях согласные буквы могут быть мягкими, а когда твёрдыми.

Как пользоваться карточками «Твердые и мягкие согласные звуки»:

Когда распечатаете карточки «Твердые и мягкие согласные звуки», приведите малышу несколько примеров. Например, в слове «микроб» слышится мягкий согласный звук [м’], а в слове «матрас» — согласный звук [м] твердый. Помогите ребенку запомнить, что [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие звуки, а [ж], [ш], [ц] – всегда только твёрдые.
Следует также запомнить, что все остальные звуки считаются мягкими, если в след за ними идут гласные буквы -е, -ё, -и, -ю, -я или –ь. Звуки считаются твёрдыми, если за ними идут гласные и согласные.

Согласные буквы образуют 15 пар противопоставленных по мягкости или твёрдости звуков.

Пары «Твердые и мягкие согласные звуки»:

Предоставленные карточки со слогами выполнены по методике Зайцева и являются авторской работой детского портала chudo-udo.org

Синим цветом на карточках обозначены твёрдые согласные звуки, а мягкие согласные – зелёным .

На нашем сайте карточки с буквами и слогами «Твердые и мягкие согласные звуки» можно скачать бесплатно, распечатать и разрезать по кубикам.

Совет! Если хотите самостоятельно сделать кубики по методике Зайцева, можете дополнительно к карточкам со слогами скачать кубик в развёрнутом виде. Его можно обклеить карточками и материал для обучения чтению готов!

Перепубликация и коммерческое использование материалов запрещены законом об авторских правах.

Картинки находятся в свободном скачивании, без использования файлообменников. Не забывайте писать свои комментарии — для нас это очень важно.

Твердые и мягкие согласные звуки Твердые и мягкие согласные звукиТвердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки Твердые и мягкие согласные звукиТвердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки Твердые и мягкие согласные звукиТвердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки Твердые и мягкие согласные звукиТвердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки Твердые и мягкие согласные звукиТвердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки Твердые и мягкие согласные звукиТвердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки Твердые и мягкие согласные звукиТвердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки Твердые и мягкие согласные звукиТвердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки Твердые и мягкие согласные звукиТвердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки Твердые и мягкие согласные звукиТвердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки Твердые и мягкие согласные звукиТвердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки Твердые и мягкие согласные звукиТвердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки Твердые и мягкие согласные звукиТвердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звукиТвердые и мягкие согласные звуки

Скачать «Карточки-слоги — Твердые и мягкие согласные звуки» по ссылке ниже

Твердые и мягкие согласные звуки«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.

Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «пе с ня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Знакомство школьников с согласными буквами и звуками происходит в 1 классе. В данной статье говорится о мягких согласных и буквах, их обозначающих.

Мягкость

Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита.

Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.

Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.

Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.

На письме мягкость выражается двумя способами:

  • с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков;
  • с помощью мягкого знака (ь).

Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.

Буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки

Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки: [й‘], [ч‘], [щ‘].

Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.

Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:

Буквы

Звуки

Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.

При сравнении слов мама ([мама]) и мята ([м‘ата]) можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.

Что мы узнали?

Мягкие согласные звуки характеризуются тем, что при произнесении средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Именно это позволяет определить мягкость согласного звука. Мягкие согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами, на транскрипции используется знак ’. Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака. В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ. Следующие буквы могут обозначать мягкие и твердые звуки: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector