Янушко сенсорное развитие детей раннего возраста

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Слинько К.Ю., Черкашина О.В. Сенсорное развитие детей раннего возраста // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 29.10.2021).

Работая с детьми группы раннего возраста, мы поняли, что сенсорное развитие играет большую роль в развитии ребенка, поскольку оно составляет основу всего развития.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на первый план выдвигается развивающаяся функция образования, которая обеспечивает формирование личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности.

Сенсорное развитие является необходимым условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки навыков лежат в общем уровне сенсорного развития, достигнутом в раннем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет – это период наиболее интенсивного физического и умственного развития детей.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, размере. Познание начинается с восприятия объектов и явлений окружающего мира.

В педагогическом процессе сенсорного развития детей существуют такие задачи, как обогащение непосредственного сенсорного опыта детей при различных видах деятельности, движения рук к предмету в процессе ознакомления, нахождение сходств и различий между предметами и умение обозначать свойства предметов.

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, визуальная деятельность (рисование, конструирование, игровая деятельность, так как игра легче запоминается ребенку).

Ценность сенсорного развития заключается в том, что оно развивает внимание, развивает наблюдение, составляет основу интеллектуального развития и усваивает сенсорные стандарты.

Начиная со второго года жизни основное место в сенсорном развитии детей занимает знакомство их с общепринятыми сенсорными стандартами и способами использования.

Для сенсорного развития детей в моей группе была создана соответствующая предметно-развивающаяся среда. У нас есть центр игры с песком и водой. Дети очень любят переливать воду из одной емкости в другую. Дети любят смешивать песок с водой и делать различные формочки.

У нас также есть дидактический стол для сенсорики. Там у нас есть такие игры, как: пирамиды разных размеров, лабиринты, головоломки, разделенные изображения из 2 частей и 4 частей и т. д. Игры, купленные в магазине, а так же игры, сделанные своими руками. Мы создали много дидактических материалов на различные темы и фетровые игры для сенсорного развития.

Учитывая особенности работы с детьми для достижения цели, мы используем метод повторения одних и тех же занятий, но с использованием нового материала.

Чтобы ребенок мог лучше понять все, что мы даем родителям рекомендации, как заниматься с ребенком дома. После проведения анкетирования родителей, выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не все заняты дома. Для родителей была организована консультация на тему «сенсорное развитие маленьких детей», проведена выставка дидактических игр и пособий по тематическим мероприятиям, которые можно не только купить в магазине, но и изготовить своими руками, например, подобрать краску, собрать «веселые бусы» , шнуровку и т.д. Мы создали небольшую библиотеку для наших родителей, где мы подобрали книги по сенсорному развитию.

Также мы провели диагностику сенсорного развития, которая проводилась на основе программы диагностики и развития. Мы использовали дидактические игры, потому что они близки и понятны детям.

1 задание: игра «Найди цветок для бабочки». Цель: выявление умения ребенка различать цвета по принципу такой же – не такой, называть их цвет – красный, желтый, синий, зеленый.

2 задание: игра «Занимательная коробочка». Цель: выявление у ребенка знания о форме (шар, куб).

3 задание: Дидактическая игра «Собери пирамидку». Цель: выявление умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой, маленький, больше-меньше, различать понятия один-много).

По проведению этих 3 заданий нами было выявлено, что в начале учебного года у многих детей был низкий уровень показателей по сенсорному развитию, учитывая специфику работы с детьми раннего возраста, чтобы добиться лучших результатов, мы планируем использовать способ повторения тех же занятий, но применяя новый материал, и уже к концу года уровень показателей должен повыситься.

В своей работе мы поставили и решаем следующие задачи:

  • Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
  • Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).

В своей работе с детьми мы придерживаемся следующих принципов:

  1. Принцип дифференцированного подхода. Мы помним о том, что ребенок – уникальная личность. Стараемся ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираем задания в соответствии с его умениями и навыками.
  2. Принцип сотрудничества. Даем понять ребенку, что мы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Если ребенок не справляется, с каким-либо заданием, я предлагаю: «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все получится», «Ты, конечно же, справишься».
  3. Принцип психологического комфорта каждого ребенка. Проявляем понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях. В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное, чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!», «Здорово у тебя получилось!», «Замечательно!», «Я очень горжусь тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты сможешь!», «Большое тебе спасибо!» и др.
  4. Принцип вариативности. В работу вне «занятий», в индивидуальной работе или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараемся использовать варианты заданий близких по целям, но предполагающих действия с разными предметами. Например, по ознакомлению с цветом – «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Подбери попугаю колечки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару», «Собери мешочки по цвету, по форме», «Помоги зайчику собрать урожай овощей, фруктов», «Укрась ёлочку» и др. В повседневной жизни мы обращаем внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке.

Планируемые результаты: дети станут более самостоятельными, любопытными, у них появится интерес к экспериментированию, расширится кругозор. Благодаря этому большинство детей станут более инициативны, активны в общении. Установится тесный контакт с родителями.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Н.В., Пьянова М.Н., Репина И.Н.

В данной статье рассматривается проблема сенсорного развития детей раннего возраста , которая занимает особое место в дошкольной педагогике. Дидактическая игра — один из основных средств сенсорного развития ребенка. Благодаря дидактической игре ребёнок учится распознавать, классифицировать и сравнивать предметы окружающего мира. Поэтому она является помощником при познании мира ребенком раннего дошкольного возраста.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Н.В., Пьянова М.Н., Репина И.Н.

Текст научной работы на тему «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Высшая категория воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №3 п. Маслова Пристань Белгородской области Шебекинского района»

I категория воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №3 п. Маслова Пристань Белгородской области Шебекинского района»

I категория воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №3 п. Маслова Пристань Белгородской области Шебекинского района»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В данной статье рассматривается проблема сенсорного развития детей раннего возраста, которая занимает особое место в дошкольной педагогике. Дидактическая игра — один из основных средств сенсорного развития ребенка. Благодаря дидактической игре ребёнок учится распознавать, классифицировать и сравнивать предметы окружающего мира. Поэтому она является помощником при познании мира ребенком раннего дошкольного возраста.

Ключевые слова: сенсорное развитие, дидактические игры, ранний возраст.

Наша педагогическая работа связана с самыми маленькими воспитанниками от 1,5 до 3 лет. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Данная тема представляет особую актуальность, не зря профессор Н.М. Щелованов

называл этот возраст «золотой порой» сенсорного развития [4, с.1]. Именно на этом сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные ученые, так как оно имеет огромное значение у малыша на определённом этапе его развития.

На практике, мы смогли убедиться в том, что чувственный опыт ребёнка является основой познания окружающего мира. От того, как ребёнок мыслит, видит, как он ощущает мир осязательным путём, во многом зависит его сенсорное воспитание. Насколько хорошо будет развит малыш в раннем детстве, насколько просто и легко он будет овладевать новым в старшем возрасте.

Основным и ведущим видом деятельности в раннем детстве, является игра. Играя, ребёнок овладевает всеми пространственными представлениями.

Одним из основных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов, главное их свойство определено названием — это обучающие игры. Они оказывают помощь ребёнку в познании окружающего мира и расширяют его кругозор. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая оказывается для малыша лучшей формой обучения.

Игрой они становятся, за счёт наличия в них различных игровых моментов: ожидание сюрприза, элементов загадки, движения, состязания, назначение ролей и др.

В ходе игры, мы оказываемся одновременно и наставником, и игроком. Воспитатель обучает и играет, а дети, играя, учатся. Свои игры — занятия мы проводим в определённой системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания малышей.

Работу с детьми ведём на протяжении всего дня, используя все виды детской деятельности. Организуя игры с ребятами, принимаем во внимание возрастные и индивидуальные особенности, чем больше анализаторов принимают участие в восприятии, чем активнее малыш, тем ярче впечатление и устойчивее запоминание.

Мы все стремимся, чтобы детям было хорошо и уютно в группе. Вместе с родителями, организовали развивающую среду, которая стимулирует детей исследовать в ней, развивает инициативу и творчество, что соответствует ФГОС дошкольного образования.

В сенсомоторном уголке расположены игры и предметы, предназначенные для работы с воспитанниками и их самостоятельной деятельности: «Волшебная дорожка», «Кладоискатели», «Сухой бассейн», «Покорми друга», «Поймай муху», «Паучок», «Волшебная прищепка», «Волшебный ветерок», «Найди свой домик» и др.

Степень сенсорного развития дошкольников во многом формируется уровнем осведомленности родителей по этому вопросу. Поэтому существенное значение имеет просвещение родителей в этой области развития детей посредством дидактических игр. С этой целью нами проведены: -консультации о подборе развивающих игр для ребенка;

-индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

— изготовление развивающих игр для детей группы;

— оформление информации по данной теме в уголках для родителей;

Подключение родителей в процесс воспитания и обучения, учит их воспринимать воспитание ребёнка, как тяжёлый, трудоёмкий процесс.

Мониторя рост сенсорного и интеллектуального развития, как видно при постоянном использовании дидактических игр, можно утверждать, что:

— значительная часть воспитанников, испытывают устойчивый интерес к развивающим дидактическим играм, увеличилась степень их активности в самостоятельной деятельности;

— воспитанники делают первые шаги в развитии сенсорного и интеллектуального развития;

— у ребят появился особый интерес к новому.

В заключение, следует отметить, что с каждым днём, в результате воспитательно-образовательной работы с использованием дидактических игр у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей. Список использованной литературы:

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста /Н.М. Аксарина. — М.: Педагогика, 2012 — 356 с.

2. Буянова Р. Сенсорное развитие детей /Р.Буянова //Социальнаяработа. — 2006 — №12. С.32-36.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с.

4. Пилюгина Э. Г.П32 Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1983.- 96 с.

5. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. — М.; Мозаика-Синтез, 2009. — 72с.

© Андреева Н. В., Пьянова М. Н., Репина И. Н. 2020

учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ Летошникова С. А. учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Русский язык обладает разнообразными способами построения предложений. Выбор той или другой

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
  • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
  • Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
  • Презентация для родителей.
  • Фотовыставка «Учимся играя».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
  • Проведение мониторинга.
  • Анализ полученных результатов, выводы.
  • Проведение анкетирования родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

  1. Дидактические игры с малышами:
  1. Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
  2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
  3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
  4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
  5. Мозаика: настольная и напольная.
  6. Настольно-печатные дидактические игры.
  1. Самостоятельные игры малышей.
  2. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
  2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
  3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми

МОНТЕССОРИ — (Montessori) Мария [31.8.1870, Кьяравалле, близ г. Анкона, 6. 5. 1952, Нордвейк ан Зе, Нидерланды], итал. педагог, врач. В 1894 окончила Рим. ун т. Первая женщина в Италии дер мед. наук (1896). Проф. гигиены в Высш. жен. школе (1896 1906). В 1900 … Российская педагогическая энциклопедия

МОНТЕССОРИ Мария — [31.8.1870, Кьяравалле, близ г. Анкона, 6. 5. 1952, Нордвейк ан Зе, Нидерланды], итал. педагог, врач. В 1894 окончила Рим. ун т. Первая женщина в Италии д р мед. наук (1896). Проф. гигиены в Высш. жен. школе (1896 1906). В 1900 07 читала курс пед … Российская педагогическая энциклопедия

РАННИЙ ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ — период жизни ребёнка от 1 года до 3 лет. Для Р. д. в. характерен быстрый темп физич. и психич. развития, обусловленный интенсивным созреванием ряда органов и систем (в особенности нервной системы), совершенствованием их функций в результате… … Российская педагогическая энциклопедия

Солнцева, Людмила Ивановна — Солнцева Людмила Ивановна Дата рождения: 24 марта 1927(1927 03 24) Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 26 октября 2009(2009 … Википедия

ВЕНГЕР — Леонид Абрамович (1925 1992) российский психолог, исследователь умственного развития дошкольников. Д р психологических наук (1968), профессор (1973). Демобилизовавшись из армии после ВОВ, окончил психологическое отделение философского фак та МГУ… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

5.Актуальность темы : Сенсорное воспитание- важнейшее средство полноценного развития ребенка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме , цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. У детей, воспитывающихся в домах ребенка, уже в раннем возрасте возникает сенсорная депривация, связанная с бедностью представлений об окружающем мире, дефицитом раздражителей органов чувств, недостатком новых впечатлений и отсутствием материнской заботы. Для детей, переживающих сенсорную депривацию, свойственно резкое отставание и замедление всех сторон развития. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, дает возможность ребенку овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, оказывает влияние на развитие высших психических функций у детей.

Проблема : 100% детей, воспитывающихся в Доме ребенка, находятся в состоянии сенсорной депривации. Большинство из них имеют выраженное отставание в сенсомоторном развитии, не знают основных цветов спектра и их оттенков, названий геометрических фигур, не ориентируются в величинах и свойствах предметов. В результате этого возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста

6.Цель проекта : Систематизация работы по сенсорному развитию детей раннего возраста

  1. Задачи проекта :

-Формировать у детей представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве

-Развивать высшие психические функции ( речь, внимание, воображение, мышление, память) у детей.

-Упражнять детей в установлении сходства и различия между предметами.

-Способствовать развитию у детей исследовательских умений и навыков.

-Повышать уровень педагогической компетенции работников по формированию представлений по сенсомоторной деятельности детей

-Изготовление дидактических игр и пособий для развития сенсорных эталонов у детей

Предполагаемый результат:

-У детей будут сформированы сенсорные эталоны цвета, формы и величины предметов

-У детей повысится познавательный интерес, речевая активность, творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость

-Дети научатся находить сходства и отличия между предметами

— Разнообразят предметно-развивающую среду дидактическими играми

-Установят более тесные и доверительные отношения с детьми.

  1. Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническая база

Дидактические пособия и игры, адаптированные под возможности детей, Блоки Дьенеша, , игрушечная разноцветная посуда, разноцветные ведерки, кубики, шарики, деревянный конструктор, цветные карандаши, досочки Сегена, Волшебные комодики, мягкие модули.

Методическое обеспечение:

1.М.Д Маханева, С.В. Рещикова. « Игровые занятия с детьми от 1 года до 3 лет»

2.Венгер Л.А. « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

  1. Е.А Янушко « Сенсорное развитие детей раннего возраста»

4.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников

  1. Альбомы для работы с Блоками Дьенеша для самых маленьких

Этапы работы по проекту

1.Организационный этап

-Составление паспорта проекта.

-Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.

— Подбор методической литературы

-Обновление развивающей среды дидактическими играми, сделанными своими руками и покупными настольно-печатными и развивающими играми

  1. Практический этап.

Реализовать проект в режимных моментах, осуществляя цель и задачи проекта.

-Осуществить контроль реализации проекта.

3.Заключительный этап.

-Обработать результаты реализации проекта.

-Предоставить конечные продукты деятельности

-Провести презентацию проекта.

План реализации проекта.

Перспективный план работы с детьми

Занятия по формированию сенсорных эталонов проводились 1 раз в неделю по понедельникам.

игрушки, футболки, посуда,

Д.И. Чайники и чашки.

Результаты деятельности:

-Дети ориентируются в формах, величинах и цветах предметов. Называют синий, зеленый, желтый, красный, белый и черный цвета.

-У детей сформированы пространственные представления.

— Дети находят сходства и различия между предметов.

-У детей повысилась познавательная активность и уровень речевого развития

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

На вебинаре мы поговорим о том, каким образом лучше познакомить детей раннего возраста с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина и количество. Узнаем, что такое сенсорное развитие?

Вебинар ведет Журова Инна Александровна – учитель-логопед, олигофренопедагог, высшая квалификационная категория.
С 2012 г. по 2017 г. член экспертной группы по экспертизе профессиональной деятельности педагогических работников социальных учреждений.
С 2017 г. по настоящее время — член экспертной группы по аттестации педагогических работников Департамента Смоленской области по образованию и науке.
Активный участник международных, всероссийских, региональных научно-практических конференций, семинаров, акций, круглых столов.

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятий, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств — это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Библиографическая ссылка на статью:
Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/02/6414 (дата обращения: 05.10.2021).

Раннее развитие ребенка в настоящее время является востребованной темой. Многие родители стремятся как можно раньше научить своих детей читать, считать. Для этого используются обучающие книги, игрушки, пособия. Однако, в большинстве случаев это приводит к тому, что родители изо всех сил стараются ускорить развитие ребенка, практически заставляя его заниматься тем, что ему, в силу особенностей психического развития, еще недоступно. Дети лишаются важных навыков, пропуская сенситивные периоды для их развития, в попытках овладеть тем, что естественным образом должно было прийти позже. И потом, возможно, всю жизнь тратят на компенсацию. А родители разочаровываются в своих детях, сокрушаясь о потраченных усилиях и деньгах. Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью раннего развития, продиктованной современными тенденциями, и наличием адекватных данному возрасту методик.

В данной статье мы приведем примеры того, как с помощью простых предметов, имеющихся в доме, развивать сенсорные навыки детей. Вместо того, чтобы покупать дорогие и, зачастую, совершенно ненужные развивающие пособия для самых маленьких, родителям стоило бы обратить внимание на потребности ребенка, его познавательные способности и интерес. А отталкиваясь от этого, строить развивающую работу, не отнимая у ребенка радость игры. Это значит, развивать у ребенка сенсорные навыки.

Проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как Монтессори М., Фребель Ф., а так же Запорожец А.В., Сакулина Н.П., Тихеева Е. И. Усова А. П, и др. В работах таких психологов как Бронштейн А.И., Касаткина Н.И. Левикова А.И. и др. отмечается важность повышения чувствительности анализаторов для развития восприятия.

Сенсорные навыки – это навыки восприятия, в которых главную роль играют органы чувств. Их развитие подразумевает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического (ощущения движения, положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий) и других видов ощущения и восприятия.[1]

Жизненная среда человека включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие и функционирование человека. К ним, в частности, относится специфическое физическое окружение, в котором живет конкретный индивид, будь то сельская местность или городские условия, большой или маленький город с характерной для него архитектурой, горный ландшафт или равнинная территория, наконец, живет ли данный индивид в собственном доме или в квартире, живет ли постоянно и на одном месте или часто переезжает и тому подобное.[2]

Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В раннем возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Чем больше новых ощущений получит ребенок, тем полнее будет формироваться психика. Задача родителей быть рядом с ребенком, объясняя, направляя и помогая исследовать новые предметы.[3]

В возрасте от одного до трех лет родители постепенно дают ребенку представления о цвете, форме, величине, фактуре. С помощью различных анализаторов, ребенок узнает, что можно различать или объединять предметы по множеству различных признаков. Кроме того, данный возраст является сенситивным для развития речи, следовательно, выполняя рекомендации, приведенные в данной статье, родители создают для ребенка оптимальные условия для ее формирования.

Осязательные ощущения – это первое, что испытывает ребенок сразу после рождения. Все тело новорожденного сильно реагирует на различные прикосновения к нему, именно поэтому в период младенчества так важен контакт «кожа к коже». В раннем детстве осязание все еще играет очень важную роль, постепенно сосредотачиваясь на кончиках пальцев. Необходимо давать ребенку потрогать и изучить различные ткани (бязь, флис, фланель, бархат, атлас, мех и другие), поверхности, предметы. Наверняка в каждом гардеробе найдутся уже давно не используемые вещи, которые можно отдать на изучение ребенку. Можно время от времени проходить с ребенком по квартире, касаясь стен, штор, столов и того что на них находится. Проговаривать названия, давать краткие характеристики. Например: “Это стол. Он гладкий и прохладный. За ним едят. Это ковер, он мягкий и теплый” и так далее. Это поможет ребенку не только получить различные сенсорные ощущения, но и запомнить названия предметов, их предназначение.

Зрительные ощущения являются одними из самых важных. Они дают нам около 80% всей получаемой информации. С ребенком можно рассматривать не только находящееся в квартире, но и за окном, обучая обращать внимание на далекие или близкие предметы. Так же важно обращать внимает ребенка на яркость освещения, цвет, величину и форму. Количество предметов и то, как они располагаются в пространстве.

Слуховые ощущения ребенок получает постоянно – его окружают разнообразные звуки – музыка, речь, звуки природы и города, а так же многое другое. Родители могут показывать ребенку, что при различных воздействиях предметы вокруг могут издавать звуки. Например, удар металлической ложкой по дереву будет отличаться по звуку от удара по металлу. Мягкая игрушка упадет на пол почки беззвучно, а пластиковый кубик звонко стукнется несколько раз.

Вкусовые и обонятельные ощущения чаще всего соседствуют. При знакомстве с новой едой, внимание ребенка стоит обратить на привлекательный запах. Так же дает много новой информации изучение цветущих растений, но тут нужно быть осторожным, чтобы не вызвать аллергию.[4]

Постепенно ребенок начинает больше интересоваться окружающими предметами. Его словарный запас постоянно пополняется, психическое развитие происходит гармонично и правильно. Самое важное – удовлетворять этот познавательный интерес, а не отмахиваться от него, занимаясь с ребенком только тогда, когда у взрослого есть настроение.

Из всего вышеизложенного становится ясно, что гармоничное развитие сенсорных навыков ребенка раннего возраста не требует большого количества специальных развивающих пособий и игрушек. Необходимо внимание родителей, стимулирующих познавательный интерес ребенка с помощью предметов окружающей среды.

№3 2012

  • Автор(ы):

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и brинтенсивности.

Что такое сенсорное развитие? Сенсорные ощущения могут быть разными:

  • зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
  • слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, шумы города, человеческую речь – и учится их различать;
  • осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности разных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
  • обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать запахи окружающего мира;
  • вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания.

Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости для человека. Доми­нирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как мож­но больше разнообразных предметов, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать его более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Рекомендуем Янушко сенсорное развитие детей раннего возраста Шримад Бхагаватам 1.1 (Творение)

Янушко сенсорное развитие детей раннего возраста

В пособии рассматривается сенсорное развитие ребенка, т. е. развитие его восприятия с первого года жизни и до 3-летнего возраста. Даются определения понятий видов сенсорных ощущений, способов действий ребенка с предметами, сенсорной среды (природа, мир людей), сенсорным эталонам (цвета, формы, величины, звуки, запахи, вкусовое восприятие), а также методика организации и проведения занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте.

Занятия и методические рекомендации позволят научить детей раннего возраста правильным представлениям о сенсорной среде и эталонах, научат комплексному восприятию сенсорных ощущений. Описанные методы работы могут быть использованы как в работе с обычными малышами, так и с детьми, отстающими в психо-речевом развитии.

Издание адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Предлагаем Вам скачать ознакомительный фрагмент произведения «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1–3 года. Методическое пособие для воспитателей и родител» автора Елена Янушко в электронном виде в форматах FB2 или TXT. Также есть возможность скачать книгу в других форматах, таких как RTF и EPUB (электронные книги). Рекомендуем выбирать для скачивания формат FB2 или TXT, которые в настоящее время поддерживаются практически любым мобильным устроиством (в том числе телефонами / смартфонами / читалками электронных книг под управлением ОС Андроид и IOS (iPhone, iPad)) и настольными ПК. Книга издана в 2016 году в серии «Развивающее обучение (Владос)».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector