Эксперты уверяют, что преимущества есть и в том, и в другом случае. Главное — расставить приоритеты: это поможет выбрать способ перевозки и сузит круг подходящих автокресел.
Пока ребенок не научился сидеть, его перевозят в автолюльке (переноске). Устанавливается она всегда против хода движения, так как только такое положение значительно снижает риск травмы при резком торможении или аварии. Но по мере взросления ребенка у родителей появляется свобода выбора.
С какого возраста ребенка можно возить лицом вперед?
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Таким образом, ответственность возложили на производителей детских кресел. Так, если конструкцией автокресла предусмотрена установка лицом вперед по ходу движения автомобиля и оно соответствует возрастной группе ребенка, его росту и весу, то вы вправе возить чадо лицом вперед. Но, к примеру, Американская академия педиатрии (American Academy of Pediatrics, или, сокращенно, AAP) рекомендует возить детей грудного и младшего возраста лицом назад как можно дольше. Современные автокресла позволяют делать это без ущерба для комфорта ребенка вплоть до четырехлетнего возраста.
Почему кресла, ориентированные против хода движения, безопаснее?
Кроме того, в автокресле, обращенном вперед, во время аварии руки и ноги ребенка устремляются вперед и с большей вероятностью получат травмы. Так считает Бен Хоффман, специалист по профилактике травм и педиатр в детской больнице Doernbecher при государственном университете OHSU в штате Орегон (США): «В автокресле, обращенном назад, вероятность получения травм рук и ног при аварии составляет менее 1 на 10 000». Хоффман рекомендует перевозить ребенка на сиденье против движения как можно дольше или, по крайней мере, до двух лет.
Совет родителям. Бывает, что ребенок требует, чтобы его возили лицом вперед, всеми способами демонстрирует, что сидеть лицом назад ему не нравится, капризничает, закатывает истерики. В этом случае постарайтесь в мягкой форме объяснить ему, что есть вещи, которые он вправе выбрать сам: например, какую музыку слушать в машине. Но есть и такие, которые не обсуждаются. Например, вопросы безопасности. Нужно разграничить эти понятия, предоставив ему свободу выбора в чем-то другом.
Как выбрать безопасное кресло?
Я рекомендую ориентироваться на результаты независимых краш-тестов, которые проводит крупнейшая в Европе общественная организация автомобилистов – немецкий автоклуб ADAC. Их методика более жесткая, чем та, что применяется при тестах для сертификации детских автокресел. А еще на официальной странице ADAC можно найти массу полезной информации, включая отзывные кампании по некоторым моделям детских кресел и люлек.
В ноябре 2019 года ADAC провел очередной тест 18 детских автокресел. Два из них провалились, потому что материалы, примененные при изготовлении, содержат слишком много вредных веществ. А самым безопасным в случае лобового и бокового удара, по мнению немецких экспертов, оказалось кресло BeSafe iZi Kid X3 i-Size (для детей от 1 до 4 лет). Эта модель имеет лучший рейтинг безопасности за всю историю тестов с 2015 года. Не удивительно, что такое кресло стоит очень дорого (более 40 000 рублей на момент публикации). Результаты испытаний – здесь. Там же можно подобрать и более доступную модель. Большинство протестированных немецкими специалистами кресел официально представлены и на нашем рынке.
Но минусы-то у кресел, ориентированных назад, есть?
К сожалению, есть. По статистике, второй ряд автомобиля безопаснее, чем первый. Причины очевидны. Проблема в том, что когда вы за рулем, а ребенок сидит лицом назад в кресле на втором ряду, вы практически не видите его и не знаете: уснул он или нет, не пытается ли он вылезти из ремней безопасности. К тому же сам ребенок не видит взрослых – это может его напугать.
— Младенцев действительно возят против хода движения, потому что мышцы тела, в том числе вокруг позвоночника, только к году становятся достаточно крепкими, в том числе для того, чтобы ребенок смог ходить самостоятельно. Плюс малыш только начинает понимать окружающее, ему пока достаточно игрушек, еды и мамы рядом. Детям после года ехать в машине лицом вперед комфортнее, потому что они могут видеть всех, кто едет в машине, и дорогу впереди. Особенно это актуально в дальней дороге. Ребенка при этом легче отвлечь и чем-то занять: показать, что за окошком, поиграть в игрушки, петь песенки или рассказывать сказки. Еще важный момент, ребенку, особенно в возрасте до 3 лет, видеть родителей необходимо для ощущения собственной безопасности. Ребенок всегда ориентируется на родителя, если мама спокойна, то и ребенок воспринимает происходящее вокруг без тревоги и беспокойства.
Выход есть из любой ситуации. В этом случае их даже два. Первый – приобрести недорогой аксессуар (на AliExpress он есть) в виде зеркала, которое крепится к заднему подголовнику. В него вы увидите ребенка, стоит только обернуться.
Зеркало на подголовник второго ряда сидений крепится с помощью ремней. Такой аксессуар с известного онлайн-маркета обойдется в 500-700 рублей.
Другой вариант – установить кресло на пассажирское сиденье впереди. Только не забудьте при этом отключить фронтальную подушку безопасности, как того требует инструкция.
Еще один недостаток – усаживать ребенка в кресло, установленное против хода движения, не всегда удобно. Недостаточно пространства. Поэтому рекомендую рассматривать к покупке автокресло с функцией поворота на 90°. Такие модели, как правило, дороже, зато ими удобнее пользоваться.
Как понять, что ребенок вырос из такого кресла?
Многие родители считают, что ребенку неудобно сидеть в кресле, ориентированном назад, из-за ограниченного пространства для ног. Имейте в виду, что скелет ребенка еще не сформирован. Дети могут удобно сидеть в положениях, которые взрослым кажутся некомфортными. Пока ребенок соответствует по росту и весу параметрам автокресла, беспокоиться не о чем: он находится в безопасности, и ему удобно.
Однако есть пара общих рекомендаций, которые помогут определить, что ваш ребенок вырос из кресла, обращенного назад:
Если ребенок вырос из кресла, обращенного назад, кресло нельзя просто развернуть вперед (некоторые модели кресел устанавливаются в обоих положениях). Следует приобрести кресло, которое подходит ребенку по росту и весу.
★ Кто-то уже уверенно сидит в полгода, а кому-то для этого потребуется на пару месяцев больше. Главное, не торопить события и не начинать слишком рано присаживать малыша: нужно дождаться, пока он сам начнет делать попытки сесть. В таком случае процесс обучения будет протекать максимально естественно и без риска для здоровья.
Нормой считается, если ребенок научился сидеть до 9 месяцев. Если к этому времени ребенок вовсе не проявляет никакого желания сесть, то следует обратиться к специалисту. Возможно, у такого малыша позвоночник еще слишком слаб, и потребуется специальная укрепляющая гимнастика.
★ Бывает и так, что малыш в возрасте 5 месяцев уже начинает делать активные попытки ползания, но еще не пробует садиться. Это также нормально, и не стоит торопить события: ребенок освоит и сидячее положение, когда ему это станет нужно.
❗ Некоторые родители подмечают первые попытки сидеть у ребенка до 4 месяцев и начинают им потакать. Но это опасно! В возрасте до 4.5 месяцев нельзя присаживать малыша, потому что это чревато искривлением позвоночника и нарушением в развитии тазовых костей. По этой же причине нельзя принуждать ребенка садиться и в более позднем возрасте, если его позвоночник к этому еще не готов.
✨ Как правильно подготовить ребенка к «присаживанию»?
- Ежедневно заниматься с ребенком гимнастикой для укрепления мышц: покачивания на мяче, упражнения «велосипед», «лодочка» и «лягушка».
- С 5-6 месяцев можно ребенка притягивать к себе за ручки, чтобы посадить.
- Почаще давать малышу плавать в воде, чтобы снять гипертонус мышц и дать свободу движениям.
- С 4 месяцев использовать детские кресла и шезлонги, где малыш может находиться в полусидячем положении (под углом 40-45 градусов) — так малыш начнет учиться сидеть без нагрузки на позвоночник.
- Не нужно слишком опекать малыша и обкладывать его подушками для безопасности. Надо наоборот, давать ему больше свободы движений. Именно заваливаясь в стороны, малыш начинает тренировать мышцы и приобретает необходимый опыт самостоятельного присаживания.
Сборник ответов на самые главные вопросы о воспитании и развитии ребенка — книга «100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя« — всего за 299 руб.!
Занять ребёнка дома или в дороге (в самолёте, поезде, авто), в кафе/ресторане, в поликлинике, на выставке, в гостях, в отеле или в любом общественном месте (ведь планшеты с мультиками — не самая полезная альтернатива, да и работает не вечно!), стоит набором полезных и интересных «развлекашек», подобранных по возрасту.
Заказать готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят можно у нас на сайте>>> (20+, 30+ или 50+ предметов): это сэкономит Вам уйму сил и времени на подбор и упаковку игр и занятий для ребёнка.
Кстати, такие детские наборы — это еще и отличный подарок ребёнку и его родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).
Если ребёнок отстаёт в развитии от сверстников, для большинства родителей это тяжелое испытание. Но причины того, что малыш вовремя не сел или не заговорил, не обязательно серьёзные и, тем более, неисправимые. Упорство наделяет речью даже тех, кого врачи приговорили к вечному молчанию.
Репортаж Виктора Аверина.
Владик, когда его привели в детский сад, совсем не умел говорить. Каждый день логопед Наталья Юрченко помогает малышу преодолевать затянувшееся молчание. Слоги, как маленькие шаги к навыку разговорной речи. Лучший способ заинтересовать ребёнка — превратить занятия в игру.
Детский сад «Звёздочка» — специализированный. Сюда приходят дети, которые, как и Владик, имеют проблемы с речью. Занятия с куклами, так называемая «куклотерапия» — это лишь один из способов научить малышей говорить.
Педагоги уверены, речь ребёнка начинается на кончиках пальцев. Играя с песком или наполняя бисером формочки, дети призывают на помощь воображение, а оно, в свою очередь, помогает им объяснить свой замысел словами. И большинство молчунов к пятилетнему возрасту становятся разговорчивыми.
Наталья Юрченко, учитель-логопед: «Детям должно быть интересно. И просто сухие занятия не дают такого результата. Ребёнок может замкнуться, ребёнок может не пойти на контакт. Именно эти технологии, которые мы увидели, они помогают сделать занятия интересными для детей и помогают развивать не только мелкую моторику, но и, естественно, решать речевые задачи».
Самую главную задачу — научить дочь Машу говорить — Игорю Красотину пришлось решать, полагаясь только на собственные силы. У девочки родовая травма — растяжение шейных позвонков. Врачи сразу сказали — ребёнок будет отставать в развитии и может так никогда и не заговорить.
Папа выслушал диагноз и в тот же день стал мастерить из дерева развивающие игры. Сначала появились звуки, потом слова, а сейчас Маша знает наизусть десятки стихотворений.
Нужно ещё много заниматься, чтобы Маша могла наравне общаться со сверстниками. Но самый главный и трудный этап уже позади — девочка не стесняется говорить. И если раньше папе приходилось петь под гитару одному, то сейчас на семейных концертах они выступают исключительно дуэтом.
Игорь Красотин: «Всё равно у нас прогресс есть. Всё равно уже получается гораздо больше, чем раньше. Хотя можно было бы этому и порадоваться, но хочется всегда чего-то большего».
Чтобы понять друг друга, семье Шишовых из Омска не нужны слова. Папа Валерий и мама Анфиса лишены слуха. Поэтому между собой и с детьми они общаются преимущественно на языке жестов. Научить ему трех сыновей и одну дочь было не сложно. Гораздо труднее оказалось добиться того, чтобы дети, не имеющие ограничений по слуху, стали говорить. На помощь пришли бабушки. Но и сами родители старались, как могли, разговаривать с детьми.
Анфиса Шишова: «У неё речь сохранена. Она может крикнуть — Наташа, быстрее в школу! Но только не так чисто, как, допустим, мы говорим».
Старший Владислав учил говорить младшего Артёма, Артём Анжелу, а она — самого маленького Павла. Сейчас все дети свободно владеют речью и языком жестов. Всё то, что недоступно папе и маме — им перескажут сыновья и дочь.
Валерий Шишов: «Когда субтитров нет по телевизору, он ему переведёт, Артём. Какую-то новость расскажет. Так он не услышит, а он ему расскажет. И переводит фильмы, содержание фильмов».
Папе и маме не дано было услышать, как их дети говорили свои первые слова. Но это, признаются родители, не омрачает их радости от того, что в семье, несмотря ни на что, звучат детские голоса.
Гость в студии – нейропсихолог Юлия Баркова.
Ведущий: Одни родители «терроризируют» ребенка с пеленок, превращая его в вундеркинда, другие относятся к способностям и навыкам малыша слишком легко. Как же соблюсти баланс? Об этом расскажет руководитель детского психологического центра Юлия Баркова.
Есть ли какие-то четко сформулированные официальные нормативы, что и к какому возрасту дети должны уметь?
Гость: Конечно, есть такие нормативы. Самое главное — это в раннем возрасте, до года: около шести месяцев ребенок должен начать садится, к восьми-девяти месяцам должен начать вставать. В год, год и два месяца ребенок должен уже начать ходить. К году желательно, чтобы ребенок уже говорил некоторые слова.
Ведущий: Каждый человек индивидуален, развивается по-своему. Как же можно всех подогнать под одну норму? Ведь это же, как климатическая норма по температуре, она есть, но не соблюдается никогда.
Гость: Совершенно верно. Каждый ребенок — это индивидуальность, и каждый развивается своими темпами, поэтому самое главное родителям не пытаться загнать ребенка в какие-то рамки, а идти за ребенком. Какой-то ребеночек развивается раньше, какой-то — позже, бывает, что они перескакивают какие-то этапы, и в этом тоже ничего страшного нет.
Ведущий: Если ребенок, допустим, к полугоду не сел, к году не заговорил, стоит ли паниковать сразу? Что это может означать?
Гость: Нет, конечно, паниковать не стоит. Самое главное, если это касается двигательных навыков — просто помочь ребенку, поделать массаж , гимнастику, обратиться к специалистам Это может быть невролог — возможно, у ребенка есть какие-то проблемы, возможно их нет, но просто ребеночек задерживается.
Что касается речи, то здесь к году совершенно надо расслабиться, потому что речь появляется сейчас к двум, к трем годам. Если к трем годам ребенок не говорит, то, конечно же, нужно обязательно пойти к специалисту.
Ведущий: Как родители могут помочь ребенку, чтобы он пораньше заговорил?
Гость: Здесь самое главное — самим много говорить с ребенком, потому что очень многие родители стараются не говорить с ребенком, считая, что он ничего не понимает. Правильные действия: мы все говорим ребенку, все объясняем, все показываем, как можно больше поем песен, рассказываем стишков, сказок и поменьше смотрим телевизора.
Ведущий: А что не так с телевизором? Там же все говорят?
Гость: Там говорят, но он очень сильно стимулирует нервную систему, и детишки, по статистике, которые, особенно до года, смотрят телевизор, они немножко задерживаются в развитии речи.
Ведущий: Как быть с ситуацией, когда ребенок без конца задает вопросы? Это, вообще, нормально, когда он непрерывно про то, про се, про какую-то ерунду, как нам иногда кажется, спрашивает?
Гость: Вопросы — это очень хорошо. На вопросы «почемучки» надо отвечать, и как можно больше, даже на самые неожиданные и глупые, на ваш взгляд, вопросы. Нужно отвечать, потому что это проявление познавательного интереса.
На вопросы нужно отвечать как можно проще, доступным ребенку языком. Самое главное — чтобы не было длинных, сложноподчиненных предложений. Предложения должны быть короткими, слова должны быть понятными. Надо стараться отвечать не очень развернуто, не очень длинно, потому что, как правило, на длинные объяснения ребенок уже отключается, и он их не слушает.
У каждого ребёнка — своя заложенная природой программа развития. Общие нормативы — это лишь некий ориентир. Никто не обязан следовать им неотступно.
Если малыш сильно запаздывает с двигательными навыками, то лучше сходить к врачу. Может потребоваться массаж, гимнастика, консультация невролога.
Современные дети начинают разговаривать позже, чем поколение их родителей. Речь может появиться и к двум, и к трём годам.
Чтобы ребёнок заговорил раньше, с ним надо общаться, читать ему книжки, напевать песенки. Речь с экрана телевизора, напротив, замедляет процесс.
Ни один вопрос малыша нельзя отставлять без ответа. Тут вредны длинные тирады, отвечать лучше коротко и понятно.
Сутулая спина и неправильная осанка – это бич всех школьников. Во время сидения за партой или письменным столом на поясничный отдел позвоночника давит вес всего тела. Это становится причиной усталости и утомляемости, а также ведёт к нарушению осанки, сколиозу и другим заболеваниям. С первых школьных дней ребёнок довольно много времени проводит сидя: на занятиях и дома.
Чтобы не испортить первокласснику осанку, важно следить за положением ученика за столом во время подготовки домашних заданий и учёбы. В этой статье мы расскажем о том, как правильно сидеть за партой и предотвратить проблемы с позвоночником с раннего детства.
Почему стоит беспокоиться
Правильная посадка за письменным столом ребёнку необходима не только для эстетической красоты. Ровная спина позволяет избежать деформаций позвоночника, мышечного корсета и проблем с внутренними органами. Формировать правильную осанку ребёнка очень важно в период активного роста (с 5 до 12 лет). То есть, именно в то время, когда малыш начинает ходить в школу и учится правильно сидеть за столом.
Проблемы с позвоночником носят не только внешний характер, они грозят:
- повышенной утомляемостью;
- деформацией внутренних органов;
- нарушением кровотока и дыхания;
- возникновением таких заболеваний, как межпозвоночная грыжа, мышечные спайки;
- периодическими головными болями.
Поэтому важно объяснять ребенку, как правильно сидеть за столом с первых учебных дней. Выработанная осанка за партой предотвращает развитие искривления позвоночника, способствует повышению работоспособности, позитивно отражается на стимуляции умственной деятельности и внимании.
Правильное положение ученика за партой
- колени согнуты и образуют прямой угол;
- шея ровная, не вытянута вперёд и не наклона вниз;
- локти полностью располагаются на поверхности стола;
- угол спины и бёдер составляет 90 градусов;
- ноги стоят на полу или опоре всей поверхностью стоп;
- спина ровная, но не напряжена, прикасается к спинке стула;
- расстояние от рабочей поверхности до глаз находится в пределах 30–35 см.
Работая за письменным столом, малыш должен опираться на пять точек: руки, ноги, ягодицы. Также профилактической мерой будет периодическая смена места ребёнка в классе по отношению к доске.
Особенности организации рабочего пространства дома
Для подготовки домашних заданий у ребёнка должно быть оборудовано комфортное учебное место. Стоит выбирать стол и стул, которые будут регулироваться под рост малыша. Следите за тем, чтобы во время письма промежуток между туловищем и краем парты составлял ширину ладони или детского кулачка. При работе за компьютером важно, чтобы расстояние от глаз до монитора было не менее 50 см, а взгляд был направлен в центр или на 2/3 высоты экрана.
Следует помнить и о правильном размещении источника света над столом. Чем качественнее освещение, тем меньше ребёнку придётся нагибаться к столу. Лампу лучше всего расположить слева, если малыш правша, и наоборот. Чтобы нагрузка на позвоночник была минимальной, следует давать ребёнку отдохнуть через каждые 45 минут сидения. Во время перерыва полезно выполнить простые физические упражнения, размяться. Это позволит ученику отдохнуть и от умственной нагрузки.
Дочке психолога Александра Люкманова два года, и вот уже чуть больше года он — в отпуске по уходу за ребенком. Александр заботится о дочке и жене, параллельно учится на КПК по детской психотерапии и ведет частную психологическую практику. А ведь еще хочется встречаться с друзьями, заниматься спортом или просто подольше поспать… Что делать?!
— Теперь-то я понимаю, какую нагрузку испытывают женщины, находящиеся в декрете, точнее — в отпуске по уходу за ребенком, — говорит Александр. — Я же хочу рассказать о том, что такое сидеть с маленьким ребенком мужчине:
- как остаться дома с ребенком и не потерять «статус мужчины» в глазах окружающих, близких родственников, друзей (кому-то это важно);
- как не потерять самоуважение и не впасть в уныние/депрессию;
- на что необходимо обратить внимание обоим супругам и как сохранить мир в доме при таком крутом изменении природы семьи, и
Несмотря на то, что сейчас «папа в декрете» — не такой уж и редкий феномен, об этом мало что пишут, да и отпуском это не назовешь!
Часть 1.
Жизнь по чек-листу
Не каждый мужчина способен взять на себя это бремя, поэтому прежде чем примете решение стать «папой в декрете», взвесьте все за и против. Например, моя знакомая предложила своему мужу посидеть с двумя детьми, которые старше моей дочки на несколько лет. Меньше, чем через месяц, он сбежал работать. Хотя, я считаю, что недельку-другую каждому отцу будет полезно остаться наедине с ребенком/детьми.
Сначала вы сталкиваетесь со своими предрассудками и стереотипами, потом могут обрушиться социальные ожидания окружающих. Но если большинство женщин на вас будет смотреть с восхищением, то большинство мужчин — скептически и с непониманием.
Вопрос: как это пережить и принять?
Пробежимся по типичным стереотипам:
«Мужик должен работать, зарабатывать и содержать семью». «Если жена работает, а тем более зарабатывает больше, она понижает статус мужчины». «Сидеть с ребенком — это вообще ерунда, я не понимаю, чего там сложного».
Мой ответ: в здоровых семейных взаимоотношениях это быстро проходит.
Итак, до «декрета» у меня была стабильная работа, параллельно я продолжал консультировать клиентов (детско-родительские отношения, спортивная психология). Нашей дочке исполнился год, и через несколько дней жене предложили улучшенные условия работы. Обсудив, мы решили, что она пойдет работать, а я оформлю отпуск по уходу за ребенком. Дополнительно мы договорились о распределении обязанностей и времени общения с дочкой по будням и выходным. Была и еще одна причина поменяться местами — отсутствие родственников, живущих рядом, а доверять няням и частным детским садам годовалого ребенка совсем не хотелось.
Сомнений в себе не возникло, поскольку уже с первых дней я успешно справлялся с обязанностями молодого папы, а по подгузникам и укладыванию мы, папы, становимся профи за короткий срок.
Ощущения были непередаваемые, даже была легкая эйфория. Страх отсутствовал, одновременно я испытывал кураж и взволнованность. А вдруг что-нибудь забуду и что-то сделаю не так… Вообще, как я успею и погулять, и поиграть, и приготовить еду дочке, себе (вечером еще и жене), и вовремя уложить малышку спать?!
Первый месяц проходила акклиматизация, я регулярно звонил и писал жене. Она звонила в ответ и по чек-листу проверяла, что я сделал. Если какие-то пункты были пропущены, приходилось получать люлей. Да, обидно, чувствуешь себя раздолбаем, хотя взрослый, всё понимаешь, коллективами руководил, как-никак. В общем, с этим надо смириться, кивать и улыбаться. Обескураживает другое. Когда ты под чутким руководством жены приготовил ребенку еду, с восхищением от самого себя и уверенностью, что малышка сейчас всё уплетет за обе щеки, твой супчик или пюрешка стремительно выбиваются вместе с ложкой и летят на пол, а пока ты это всё поднимаешь и убираешь, в другую сторону летит тарелка, потому что ты забыл ее отставить. Ну, забыл… блин! Чем теперь кормить ребенка? Опять готовить — надо время, а скоро укладывать спать. Начинаешь нервничать, злишься, на повышенных объясняешь ребенку, что так нельзя, но лох здесь только ты! И меня осенила мысль: в большинстве случаев виноват ты, на ребенка наезжать смысла нет, практически всё, что он совершает в этом возрасте, — твоя ответственность.
Малыш упал с кровати? А ТЫ не считай ворон. Облился кипятком? Надо было ТЕБЕ отставить чашку. Потащил в рот вилку или нож? Убери подальше колющие и режущие, а также мелкие детали, кошачий корм, уличную обувь, документы и
Несмотря на долю юмора, процесс это тяжелый. Наступают моменты, когда вы жалеете о принятом решении и хотите всё вернуть, обостряются чувство вины, самообесценивание, фрустрация, про самоуважение я вообще молчу. Эти червоточинки будут вас посещать в самый неподходящий момент, когда от вас остались только морально-волевые кожа да кости. И вот уже подступает состояние отчаяния, после которого вы рискуете психануть и разгневаться, а гнев контролировать сложно.
Бывают такие дни, что тебя буквально всё раздражает, особенно неидеальное поведение ребенка. Впереди целый день вахты, а ты проснулся и уже устал.
Пытаешься переключиться, не реагировать на детские шалости, а бомбит так, что начинаешь предъявлять глупые претензии, контролировать: «Не так сидишь, не так ходишь, не так ешь… почему я тебе повторяю всё по нескольку раз?!» В общем, до хорошего не доходит…
Домашние дела стоят, ребенок стоит на голове, а вы от усталости и раздражения уже не можете стоять на ногах! Что делать? Ответ: НИЧЕГО!
У вас есть стандартный родительский «пакет услуг»: «Пить, писать, пирожок, поспать, погулять, поиграть». Остальные дела, не имеющие срочности, смело отменяйте. Ведь общение с ребенком бесценно, для всего остального есть доставка, стиральная/посудомоечная машины, мультиварка и другие бытовые девайсы.
Не осуждайте себя за безделье, дайте себе право на ничегонеделание (у пап, кстати, это получается лучше, чем у мам). Если отсутствуют настроение и силы, не решайте сверхзадачи, посвятите такой день исключительно малышу. Вам потребуется энергия, дети в кризисные периоды могут проверять родительское терпение. А будете в таком настроении воспитывать, учить и что-то объяснять — рискуете испортить настроение малышу и себе. Сорветесь — обязательно пожалеете! Но, сдержавшись, обретете сильный эмоциональный ресурс, безграничное самоуважение и новый уровень супер-родителя.
Постарайтесь смотреть на некоторые действия ребенка сквозь пальцы. Я не про отсутствие заботы о безопасности жизни и здоровья, я про вашу реакцию на детские способы самовыражения в обычных безобидных ситуациях, которые вам могут просто не нравиться. Не будьте контрол-фриком, не корректируйте каждый детский шаг. К сожалению, мы, родители, иногда так поступаем, сами того не замечая.
Как научиться отпускать ситуацию и предоставить ребенку свободу действий, не боясь последствий? Как не стать контрол-фриком?
7 месяцев — этап нового развития ребенка и начало второго полугодия жизни. Малыш становится общительнее, уже меньше спит и больше играет. Продолжаются изменения на психологическом и физическом уровне.
Физическое развитие мальчиков:
- Масса тела — прибавка около 400 г.
- Рост — прибавка примерно 1,6 см.
Физическое развитие девочек:
- Масса тела — прибавка около 300 г.
- Рост — прибавка примерно 1,6 см.
Какие движения способен совершать ребенок в 7 месяцев:
- Возможно, он уже перекладывает предмет из одной руки в другую. Можно даже увидеть, как малыш переворачивает предметы, изучая их.
- Уже может переворачиваться в обе стороны. Многие дети сначала учатся переворачиваться с живота на спину. Будьте очень внимательны, когда малыш находится на высокой поверхности (пеленальный столик, кровать), никогда не оставляйте его без присмотра и всегда придерживайте рукой.
- Сидя, может выставлять вперед ручки для опоры. Попробуйте дать ему игрушку для фокусировки взгляда — это поможет удерживать равновесие. Достаточно скоро ребенок сможет сидеть сам, без опоры и поддержки.
- Лежа на спинке, может дотягиваться до пальчиков ног и хватать их. Постепенно узнает, что могут делать разные части тела, и привыкает к новым ощущениям.
- Некоторые дети начинают ползать. Но не стоит ожидать этого от каждого ребенка — развитие малышей сугубо индивидуально.
Способность сидеть позволяет семимесячному ребенку наблюдать за окружением с совершенно другого ракурса. Его все больше интересуют различные объекты, он перемещает предметы, рассматривая их со всех сторон.
Что обычно умеет делать ребенок в 7 месяцев:
- Брать игрушку правой и левой рукой, перекладывать ее из руки в руку.
- Держать предмет обеими руками, бросать, брать и отдавать его по просьбе взрослого.
- Находить спрятанную под салфеткой или покрывалом игрушку.
- Стучать двумя погремушками друг об друга.
- Ломать или разбирать различные предметы.
- Нажимать на кнопки, стучать по клавишам музыкальной игрушки.
- Хлопать в ладоши.
- Перелистывать книгу с толстыми страницами.
- Показывать пальчиком на вещь, до которой он хочет дотянуться.
- Прятаться на плече у мамы.
Психологическое и социальное развитие ребенка в 7 месяцев:
- Очень привязан к одному из членов семьи — как правило, это мама. Кроха постоянно ищет ее и расстраивается, если она уходит.
- Учится здороваться и прощаться: махать ручкой при встрече и расставании. Учите карапуза вежливости: всегда приветствуйте встретившихся вам людей и прощайтесь с ними, говорите «спасибо» и «пожалуйста».
- В этот период маленький человек постоянно подражает взрослым, копирует их мимику, жесты, интонацию. Вы можете извлечь пользу из этой возрастной особенности: показывайте на своем примере, как нужно есть ложкой, пить из чашки, махать «привет» и «пока» — все это малыш в 7 месяцев уже способен освоить.
- Хорошо относится к знакомым людям, но настораживается при человеке, которого видит впервые. Чтобы помочь карапузу преодолеть этот страх, покажите ему свое расположение к новому человеку. Увидев ваше хорошее отношение, кроха «растает» быстрее.
- Малышу важно не просто находиться рядом с близкими людьми, но и получать их одобрение. Когда хвалите, обязательно проговаривайте, чем именно он заслужил поощрение. Для развития целеустремленности малышу необходимо знать, какие его действия приводят к похвале.
- Развитие коры головного мозга приводит к тому, что малыш понимает, о чем говорят с ним взрослые. Пусть пока на уровне интонации и отдельных слов, но это умение совершенствуется с каждым днем. Ребенок уже прекрасно понимает, что значит «нельзя», и может весьма бурно протестовать, когда слышит это слово.
Иногда 7-месячный ребенок становится на ноги на коленях родителей, если его держат за тело. Часто так делать не стоит, пока малышу еще рано ходить и долго стоять на ногах.
Как развивать ребенка в 7 месяцев:
- Поиск игрушек — это весело. Детям нравится играть с родителями. Частично спрячьте игрушку под тканью перед ребенком и спросите: «Куда она пропала?». Хвалите малыша, когда он находит игрушку. Он будет в восторге от себя.
- Держите ребенка за руки, когда он сидит на ваших коленях, шевелите ногами, чтоб малыш мог подпрыгивать вверх и вниз.
- Позвольте ребенку уронить игрушку на пол, чтобы вы подобрали ее и вернули ему.
- Читайте книги и разговаривайте с малышом каждый день.
Питание ребенка в 7 месяцев:
- Основным питанием все еще остается грудное молоко и/или смесь. Твердая пища — пока лишь добавка и способ научить ребенка есть с ложки. Будьте готовы к тому, что поначалу больше еды окажется в нагруднике, на лице или на полу.
- Используйте маленькую ложку, первый раз предложите малышу половину чайной ложки пюре или еще меньше. Во время кормления ребенок должен сидеть вертикально на коленях взрослого или в стульчике для кормления.
- Для прикорма выбирайте время, когда малыш не устал, в хорошем настроении и не слишком голоден.
- Попробуйте прикармливать ребенка из ложки после сосания груди или бутылочки. Так ложка будет ассоциироваться с комфортной радостью от кормления.
- Из еды можно предложить монокаши, смешанные с грудным молоком, молочной смесью или водой, овощи и фрукты в виде пюре. Лучше давать один продукт за раз в течение нескольких дней: так вы узнаете, вызывает он аллергию у ребенка или нет.
- Если вы хотите сами готовить еду, а не покупать детское питание, можно использовать блендер или обычную вилку, чтобы размять фрукты или овощи. Еда должна быть как следует проварена либо пропарена, быть мягкой и не содержать никаких специй (в том числе соли, сахара).
- Когда малыш сможет сидеть самостоятельно, попробуйте дать ему еду, нарезанную кусочками, которые он может взять рукой и положить в рот. Хороший выбор — небольшие кусочки мягкого батата, курицы или цельнозерновых крекеров.
- Проконсультируйтесь с педиатром, нужно ли вашему ребенку дополнительно принимать витамины.
Малыш будет продолжать осваивать мастерство еды с ложки в течение следующих недель и месяцев. Грудное молоко или детская смесь второй ступени пока остаются основным питанием, поэтому кормите ими ребенка в том же объеме, что и до ввода прикорма. Не так много из предложенной новой еды окажется во рту у малыша — пока он только приучается есть с ложки, знакомится с запахами, вкусами и текстурами блюд. Чтобы точно знать, что ребенок получает нужное количество питательных веществ и развивается по графику, обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Если вы переживаете, что перекармливаете или недокармливаете ребенка, то перед тем, как что-то менять, сначала обсудите питание малыша с врачом.
* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения.