Когда малыш начинает говорить

Речь здорового ребенка зависит от того, как общаются с ним дома родители и близкие. На первом году жизни, обычно в 8-12 месяцев, ребенок начинает говорить, а вернее лепетать и гулить. Все родители, конечно же, поощряют первые звуки малыша. На самом деле эти звуки являются подготовкой речевого аппарата к произнесению более сложных звуков и слогов после года. Начиная с полугода очень полезно показывать ребенку и называть окружающие предметы – такие активности закладывают основу словаря малыша.

Речь в год

В год малыш уже понимает многие слова, пытается общаться при помощи речи. Он уже правильно или почти правильно произносит слова «баба», «мама», «ляля», «папа», отдельные слоги важных для него слов – «зя» (нельзя), воспроизводит «речь» животных – «му». К полутора годам малыш активно использует в своем словаре 20-30 слов, в основном это существительные, реже – глаголы. Иногда дети уже пытаются строить обрывочные предложения со словом «дай» — «дай ку» — «дай кушать».

Речь в полтора года

С полутора лет малыш начинает подражать речи взрослых и пытается повторять за ними, поэтому специалисты очень советуют говорить с ребенком используя простые слова и, конечно, не сюсюкать. В этом возрасте очень полезно рассматривать вместе с малышом большие и яркие картинки с изображениями отдельных предметов. Рассматривайте картинки и называйте предметы.

Стоит помнить, что начинать надо с одного слова, которое может быть применимо к разным картинкам с одним изображением, нюансы придут позже. Например, показывая картинки с разными собаками, обращаем внимание не на разные породы (овчарка, шпиц), а только на животное – собака. Не переусердствуйте со временем занятий – начинайте с 2 минут, постепенно увеличивая время до 15 минут, что будет вполне достаточно для ребенка этого возраста. Не заставляйте малыша заниматься разглядыванием картинок, если ему это не хочется. Значит не пришло еще его время для этих занятий.

Речь от полутора до двух лет

К двум годам малыш уже умеет строить предложения из 3-4 самых простых слов. Он не умеет пока использовать предлоги, а вопрос выражает исключительно при помощи интонации, например, «гу?»- пойдем гулять? В два года малыш прекрасно произносит гласные звуки многие согласные, простые слова («дай», «баба»), но не может произносить слова из трех и более слогов, особенно слова с двумя согласными звуками подряд («хлеб»). В это период малыш, даже если он и не говорит, то уж точно умеет добиться своего жестами, а не плачем.

Какой должна быть речь к концу второго года

Лучше заранее узнать о возрастных критериях развития речи, чтобы направить свои усилия на развитие речевых навыков ребенка. Итак, к концу второго года дети могут:

  • повторить за взрослым простую фразу;
  • выполнить поручение, например, отнести папе игрушку;
  • отозваться на свое имя;
  • выполнить простые указания – «иди сюда», «сядь», «дай мне»;
  • ответить на самые простые вопросы;
  • произносить все гласные и частично согласные звуки;
  • говорить предложениями из 3-4 слов;
  • использовать множественное число для наиболее знакомых и простых слов – куклы, кубики, машинки;
  • понимать и частично произносить от 50 до 300 слов;
  • легко вступить со сверстниками в речевой (пусть пока и не понятный другим) контакт;
  • показывать основные части тела;
  • слушать и пытаться повторить самые простые стишки.

Старайтесь больше общаться, заниматься и играть с малышом. Но, конечно, все занятия должны проходить исключительно в игровой форме и не переходить в обязаловку со слезами. О том, какие игры помогут развитию малыша можно прочитать тут.

Задержка развития речи. Что делать?

Самыми показательными маркерами задержки речевого развития являются следующие моменты.

В полтора года:

  • ребенок не говорит, не понимает и не воспринимает слова «мама» и «дай»;
  • не понимает, когда к нему обращаются по имени;
  • очень однообразно играет с игрушками

В два года:

  • не наращивает запас слов;
  • не пытается повторять слова за взрослыми;
  • говорит одиночными словами, не пытается связывать слова в предложения.

Если вы заметили, что речь малыша характеризуется именно такими параметрами, то следует обязательно проконсультироваться с хорошим неврологом, который определит причины задержки развития речи и порекомендует алгоритм действий – занятия с логопедом, какие-то дополнительные исследования и прочее. А вообще, ребенок, растущий в любви и заботе, крайне редко имеет проблемы с развитием речи. Любите своих детей!

Аннотация к книге «Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет»

Издательства «АСТ» и «Астрель» вместе с известными авторами логопедом-методистом Людмилой Николаевной Смирновой, врачом-педиатром Станиславом Николаевичем Овчинниковым при участии психолога Ирины Вячеславовны Писаревой подготовили увлекательную и полезную книгу «Малыш начинает говорить», которая поможет правильно организовать языковое и речевое развитие ребенка.
Все задания могут быть выполнены детьми дома под руководством взрослых. Для них в книге есть различные рекомендации и советы для ежедневных занятий с детьми.
Книга предназначена для родителей, воспитателей и логопедов, занимающихся развитием речи детей раннего возраста от 0 до 4 лет.

Иллюстрации к книге Смирнова, Овчинников — Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет

  • Покупатели 25

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Наткнулась в «Лабиринте» на книгу случайно. Но не удержалась — взяла. Сейчас более чем довольна. Занимаемся мы по ней уже с неделю. Единственный минус — наш и без того болтливый мАлый, теперь закрывает рот только когда спит. ))

Книга учит как начать развивать речь малыша в буквальном смысле слова с пеленок. Там есть и массаж лица (в картинках!), и МНОГОЧИСЛЕННЫЕ игры с младенцем, и гимнастика для маленьких пальчиков.

Со второго полугодия задания усложняются, а картинки.

Наткнулась в «Лабиринте» на книгу случайно. Но не удержалась — взяла. Сейчас более чем довольна. Занимаемся мы по ней уже с неделю. Единственный минус — наш и без того болтливый мАлый, теперь закрывает рот только когда спит. ))

Книга учит как начать развивать речь малыша в буквальном смысле слова с пеленок. Там есть и массаж лица (в картинках!), и МНОГОЧИСЛЕННЫЕ игры с младенцем, и гимнастика для маленьких пальчиков.

Со второго полугодия задания усложняются, а картинки становятся цветными. Потом следует раздел для занятий с уже годовалым малышом. Заданий ОЧЕНЬ МНОГО. Все ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ. Книга ДЕЙСТВИТЕЛЬНО заинтересовала моего годовалого (год и три месяца) сына также, как интересуют любимые сказки и стишки. НАМ НРАВИТСЯ.

Книгу смело рекомендую всем родителям для занятий с детьми. И начинать эти занятия следует как можно раньше! Все-таки как хорошо, что сейчас появились такие книжки и мы можем покупать их и развивать своих деток с самого раннего возраста! Скрыть

Дети младше трех лет, как правило, говорят о себе в третьем лице («Возьми Машу на ручки», «Коля не хочет кушать»). Такая форма объясняется тем, что они еще не осознают себя как личность. Кроме того, многие родители, общаясь с малышами, сами говорят о себе в третьем лице («Иди к маме!»), и те на первых порах копируют их. Говорить о себе в первом лице ребенок начинает после кризиса трех лет, когда он начнет осознавать свое «Я».

Когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице?

Это происходит ближе к трем годам. Именно к этому возрасту малыш впервые понимает, что он — это именно он, и начинает говорить о себе не «Саша идет гулять», а «Я иду гулять». До этого он отрицает обращение к себе в иной форме («Я не “ты”, а Саша!»). К трем годам у ребенка начинает формироваться самостоятельность и независимость, и в его самосознании происходит радикальное изменение — он начинает понимать: «Мальчик Саша — это я».

Почему ребенок в три года не говорит о себе «Я»?

Строго определенной возрастной нормы не существует, ведь в кризис трех лет каждый ребенок входит индивидуально: кто-то в два с половиной года, а кто-то — ближе к четырем. Однако если все сроки кризиса миновали, а малыш по-прежнему говорит о себе в третьем лице, то в этом случае можно предположить у него задержку нервно-психического развития. Обязательно стоит показать ребенка детскому психологу.

Как лучше обращаться к ребенку — в первом или третьем лице?

В тех семьях, где взрослые с самого начала обращаются к детям в первом лице, и точно так же говорят о себе, малыши минуют «стадию третьего лица», сразу начиная осознавать себя как «Я». В таких случаях, как правило, у ребенка намного легче проходит кризис трех лет (обычно он сопровождается различными проявлениями негативизма: упрямством и даже агрессивностью). Такие дети вырастают более общительными и независимыми, у них больше уверенности в себе, им с раннего детства присуще чувство собственного достоинства.

Иногда совершенно нормальные дети поздно начинают говорить. Это всегда вызывало тревогу у родителей, хотя на самом деле здесь нет никаких оснований для беспокойства. Дело в том, что развитие речевых способностей ребенка зависит от многих обстоятельств.

Например, не последнюю роль в том, что для своего возраста ребенок плохо говорит или говорит мало, играют темперамент и особенности натуры. Веселый, подвижный малыш заговорит раньше, чем спокойный, склонный к созерцательности.

Еще важно в каком окружении находится ребенок, разговаривают ли с ним. А если разговаривают, то достаточно ли ласково и приветливо? Ведь мы чувствуем потребность высказаться больше среди общительных, расположенных к нам людей. Стоит ли удивляться тому, что у матери, которая, чем-то озабоченная, всё время молчит, малыш заговорит позже?
Также нежелательна и другая крайность, когда ребенком постоянно командуют, подавляя его инициативу.

Поздно начинают говорить и дети, слишком избалованные вниманием. Почему? Да потому что с его стороны это вполне нормально, все необходимое подают на «блюдечке», вот и нет смысла напрягаться больше, уж лучше потратить драгоценное время на игры и развлечения (это ведь тоже забирает немало сил). Вспомните старый анекдот:
В семье растет мальчик. Ему уже 5 лет, а он не разговаривает. И вот вся семья садится за стол обедать. Все чинно и красиво, но вдруг раздается чей-то голос:
— Мам, дай соль.
— Сыночек, миленький, ты заговорил? А что же ты раньше молчал? Радость-то какая.
— Так ведь раньше все нормально было.

Зачем малышу стараться произносить слова, просить что-то, если взрослые предупреждают каждое его желание?
Небольшое отставание в развитие речи, как правило, не означает ничего серьезного, если в общем ребенок развивается нормально. На втором году жизни он «разговориться» и догонит сверстников. Но если ребенок плохо реагирует на обращение к нему, нужно обязательно обратиться к врачу.

Очень важно еще, чтобы ребенок с самого начала приучался говорить правильно. Старайтесь не сюсюкать с ним, по-детски искажая слова. Как ни забавна речь с уменьшительными словечками, она задерживает развитие речевых навыков ребенка, лишая его возможности слышать правильно произносимые слова. И у него может надолго закрепиться привычка произносить слова коряво, которая потом уже никому не будет казаться милой. Поэтому лучше не «подделываться» под разговор ребенка, а терпеливо, дружелюбно исправлять недостатки его речи, но ни в коем случае не допускать передразниваний и насмешек.

Разумеется, бывают отклонения, когда нужна помощь врача логопеда или дефектолога. Например, ребенку уже 3, 4 или 5 лет, а он настолько невнятно и плохо говорит, что его почти невозможно понять, или заикается. Часто всё можно исправить простыми занятиями по развитию речи . Но, кроме обращения к специалисту, позаботьтесь о том, чтобы малыш как можно больше находился в обществе детей своего же возраста. Детки этого возраста склонны к подражанию, и слыша, как говорят другие, он будет стремиться к тому же.

Это зависит от самого ребенка и его потребностей в этом. Если с него пылинки сдувать и угадывать каждое его желание за полчаса до того, как он сам чего-то захочет… – то не скоро. Скорее всего, ближе к трем годам.

Девочки, как правило, раньше начинают говорить. И дело не в том, что они способнее, просто спокойствия и рассудительности у них больше. Пока мальчишки лазят по мебели или на детских горках во дворе, балансируя на одной ноге, девчонки спокойно сидят у себя в комнате и забавляются куклами. А что еще нужно этой хорошей компании? Естественно – хорошая беседа!

Но прошу заметить, что все вышесказанное – это еще не факт. Как известно, все мы разные личности и, соответственно, у каждого свой путь развития. Каждый ребенок – это тоже отдельная книга. Не огорчайтесь, если соседский мальчишка заговорил раньше Вашего малыша. Просто любите своих детей такими, какие они есть!

Это слово ребенок будет говорить в течение одного дня, недели, месяца или даже года. Оно чрезвычайно популярно среди двухлетних детей, ему отдают предпочтение дети в возрасте одного и трех лет. Это слово «нет», и если вы часто слышите, как ребенок использует его, то обнаружите, что, в дополнение к его обычному смыслу, «нет» также может означать «никогда», «не сейчас», «нет, пока ты смотришь», «нет, если ты хочешь, чтобы я это сделал», а иногда даже «да».

Все начинается вскоре после того, как ребенок начинает ходить, наиболее часто ребенок начинает говорить слово «нет» несколько месяцев спустя. Дети начинают борьбу за свою независимость, и их первая реальная физическая свобода — быть способными ходить и забираться куда хочется — помогает им делать большие шаги по пути обретении собственной независимости. Как только малыши начинают чувствовать контроль за своими действиями, они сразy же начинают доказывать свою психологическую и социальную независимость.

Готовые к самовыражению, дети начинают сражение при помощи имеющегося у них ограниченного словарного запаса — для некоторых детей он составляет всего пятьдесят слов, т. е. незначительная частица словарного запаса взрослого человека — для фразы, которая демонстрирует их независимость. Несколько слов ребенка способны привлечь внимание, позволить самовыразиться, установить независимость, и одним из них является слово «нет». Почти все дети выбирают именно это слово.

Использование слова «нет» непроизвольным образом поддерживается самими родителями, которые слишком часто говорят его. Поскольку повышенная физическая активность и любопытство помогают вашему ребенку забираться на шкаф в маминой комнате или на стол в кухне, в этот период времени большинство детей слышат много четких «нет» от своих родителей.

Когда ребенок открывает для себя слово «нет», для него открывается целый мир. Внезапно он не делает, не сделает и не сможет — это его собственное дело, несмотря на негативную сторону этого решения.

Иногда дети так довольны собой и тем, что говорят «нет», как будто им удалось одержать собственную личную победу над взрослыми, даже если ребенок на самом деле хочет то, что ему предлагает взрослый человек. Когда они отвечают «нет» на вопрос «Ты готов к обеду?» или «Хотел бы ты сейчас пойти на прогулку?», дети терпят поражение, потому что отказываются от того, что им хочется сделать на самом деле. Многие из них все равно продолжают говорить «нет», поскольку в течение этого непродолжительного периода осознание собственного самоутверждения перевешивает все остальное.

Советы психолога примерным родителям.

Не ловите их на слове. Самое прекрасное в повышенном энтузиазме детей к использованию слова «нет» — то, что вам ничего не нужно делать, только слушать, как они стараются наилучшим образом использовать его. Если ваш ребенок кричит «нет», когда его спрашивают, не хочет ли он перекусить или начать какую-либо игру, только скажите «хорошо» и подождите, подойдет ли он к вам за тем, что вы ему предлагали. Родители часто делают ошибки, насильно предлагая хорошие веши маленьким занудам, вместо того чтобы дать им подумать немного над тем, что они только что сказали.

Другой способ высказаться. Чтобы помочь своему ребенку преодолеть этот период, перестаньте задавать ему вопросы, ответом на которые может стать слово «нет». Вы так или иначе получите «нет» в ответ — разговоры не всегда имеют четкий смысл, когда это касается ребенка, — однако более часто, чем «нет», если вы задаете вопрос, на который требуется другой ответ, вы его получите. Наилучший подход к детям этого возраста — это вопросы, на которые возможны два варианта ответа. Это знание, что ваш ребенок имеет право на собственное мнение — урок, который он старается получить, отвечая отказом на все предложения, — однако это позволяет вам некоторым образом влиять на конечный результат. Вместо того чтобы спрашивать ребенка, не хочет ли он гренки, спросите, хочет он гренки или кашу. Вместо «Надень белые ботинки», скажите: «Что ты хочешь надеть — белые или синие ботинки?»

Послужите хорошим примером. Когда вы стараетесь помочь своему ребенку найти другие способы высказать свое мнение, помимо бесконечного «Нет, нет, нет», вы достигнете успеха только в том случае, если будете сами как можно реже употреблять это слово. Найдите другие способы, чтобы сказать то, что требуется. Когда вы видите, что ваш ребенок бегает, не говорите: «Прекрати бегать» — вместо этого скажите: «Иди помедленнее, дорогой!» или «Будь осторожнее!» Используйте как можно больше позитивных высказываний, применяйте такие слова, как «спокойно» и «осторожно», говоря их по много раз в день. Одним словом, чем меньше отрицаний ваш ребенок услышит от вас, тем меньше вероятность того, что они вернутся к вам обратно.

Поверните другое ухо. Чем более спокойной будет ваша реакция на громкие крики ребенка «нет», тем лучше. Нет лучшего стимула для ребенка, который стремится доказать себе, что у него есть какие-то права в этом мире, чем говорить ему, что он способен сделать так, что волосы на голове у его мамочки встали дыбом, чем ждать, когда это действительно произойдет. Когда вы получаете ничем не обоснованный отрицательный ответ ребенка, сделайте вид, что ничего не слышали. Игнорирование негативных ответов поможет смягчить проблему.

Учите говорить «да». Это хорошо, что ваш ребенок научился говорить «нет». Однако наступило время для знакомства с другими словами. Зачастую новые обороты фразы ребенок понимает намного легче, если вы впервые начинаете употреблять их в ходе игры. Сядьте вместе с ребенком пить чай и пригласите составить вам компанию некоторых из его мягких игрушек — зверей. Когда вы будете спрашивать каждого из них, не хочет ли он чая, говорите другим голосом, давая положительный ответ: «Почему бы и нет, да, это было бы замечательно»; «Конечно, я хотел бы выпить чаю»; «Как мило с твоей стороны спросить меня об этом, дорогой. Я хочу чаю»; «Конечно, ваше печенье всегда такое вкусное». Ваш ребенок будет смеяться оттого, что у него такие вежливые гости, однако он также начнет думать о том, что «да», тоже неплохой ответ.

Интересные статьи по этой теме

  • Телевизор в жизни ребенка
  • Что такое детский гнев и как с ним бороться?
  • Как распознать агрессивного ребенка?
  • Правила ударения, или Почему дети нарочно бьются головой?
  • Пять методик раннего развития для детей

психолог Елена Шамова г. Ростов-на-Дону
пр-т. Космонавтов 39/1, 2 этаж, кб.213

А значит, что дети умеют говорить «НЕТ». И мы, взрослые, их этому специально не учили. В возрасте 1-2 года малыш только учится говорить «НЕТ». Давить на него в этот период нельзя. К 2 годам ребенок уже воспринимает свои вещи как продолжение собственной личности и осознанно говорит «моё».

Важно, чтобы малыш был уверен: вещи, которые ему принадлежат, неприкосновенны, никто не может взять их без его согласия.

В двухлетнем возрасте у ребенка формируется представление о самом себе. Он начинает определять границы между «своим» и «чужим». В 3 года ребёнок уже должен уметь отказывать. Если к 3 годам малыш не научится говорить «НЕТ», это приведёт к тому, что он будет потакать чужим капризам в ущерб себе. Из-за этого он сам будет страдать. Задача родителей — помочь малышу понять, что одно дело — защищать свои вещи от посягательств других людей и другое — откровенная жадность, когда не хочется делиться просто из вредности.

В этот период слово «НЕТ» произносится во всём, что касается еды, сна, отдыха, прогулок, игр, и такое поведение не всегда просто вынести, ведь это «НЕТ» иногда выводит родителей из себя. И они начинают злиться и стремятся подчинить ребёнка своей воле.

Нежелание делиться не обязательно связано с понятием жадности. Ваша кроха просто защищает то, что имеет и что ему дорого. Ведь если он не научится этого делать, что его ожидает в будущем? Он вырастет безвольным, не сможет отстоять свои права, защитить близкого человека, станет слишком уступчивым. В силу возраста, он ещё не осознаёт разницы в ценности вещей и не понимает, какие можно легко отдать, а какие важно отстоять. Это понимание приходит со временем, а если этого не происходит, то формируется личность уступчивая, не умеющая возражать и отстаивать честь и собственное мнение.

Малыш, безвольно расстающийся с собственностью, в будущем может стать слишком мягким и ведомым, не будет в состоянии защитить себя, близких людей, собственные права.

Ссылка на основную публикацию