Нарушения слуха у детей — достаточно распространенная патология, которая, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, встречается у 3-4 х малышей на 1000 родившихся. В настоящее время в Беларуси внедрена и успешно работает программа по раннему выявлению проблем со слухом у новорожденных.
В рамках данной программы каждый малыш в роддоме должен пройти аудиологический скрининг слуха – простую и быструю процедуру отоакустической эмиссии, которая позволит определить наличие серьезной патологии слуха. Но, к сожалению, здесь не все так просто, ведь примерно у трети малышей с предрасположенностью к тугоухости слух ухудшается в течение первого года жизни. Поэтому, даже если скрининг пройден, нужно внимательно наблюдать за развитием и вовремя заметить первые признаки нарушения слуха у детей.
Реакции на звук в разные периоды развития
Для каждого периода развития ребенка характерны определенные реакции на окружающие звуки, которые говорят о том, что у ребенка нормальный слух:
0-3 месяца. Аудиторная кора головного мозга только начинает знакомиться с окружающими звуками. Ребенок может вздрагивать или, наоборот, затихать при внезапных громких звуках, также могут активизироваться сосательные движения в ответ на звук. Не нужно пытаться трясти погремушками в надежде увидеть какую-то реакцию малыша и тем более расстраиваться, если этой реакции нет. Только к третьему месяцу малыш начнет поворачивать голову в сторону интересующего его звука и локализовать звук глазами.
3-6 месяцев. Ребенок поворачивает голову в сторону негромкого звука, но пока не может найти звук вверху и внизу. К 6 месяцам в ответ на голос мамы появляется так называемый «комплекс оживления» — малыш радуется,
услышав знакомый голос. Малыш прислушивается к речи, начинает повторять некоторые звуки. В лепете присутствуют фонемы [б],[п],[м].
7-12 месяцев. Ребенок знает и откликается на свое имя, понимает простые просьбы и выполняет их, понимает значение слов «можно» и «нельзя». Кроха имитирует различные звуки, подражает интонациям взрослых, использует лепетные слова и усеченные формы, для привлечения внимания использует звуки речи, а не крик.
12-18 месяцев. Ребенок активно использует лепетные слова, имитирует интонации взрослых, выполняет простые команды, в активном словарном запасе имеет до 20 слов, но речь его в основном пока не понятна окружающим.
2 года. У ребенка увеличивается словарный запас: знает до 300 слов, говорит 50-100 и более слов. Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, может указать пальцем на рисунки в книге и произнести названия часто встречающихся в ней предметов.
3-4 года. В эти годы значительно расширяется словарный запас, улучшается произношение, ребенок строит предложения, для того чтобы спрашивать, выражать свои желания.
Здесь мы много внимания акцентируем на развитии речи, ведь речь – это зеркало слуха. Для того, чтобы научиться говорить, нужно для начала слышать. Отсутствие должной реакции в том или ином возрастном периоде еще не говорит о наличии проблем со слухом, потому что у всех детей разные темпы развития и особенности поведения.
Когда нужно насторожиться
• к 5-6 месяцам вашему малышу сложно определить источник звука, он не реагирует на внезапные и громкие звуки;
• в 6 месяцев ребенок не отзывается на свое имя, не поворачивает голову, когда вы его зовете;
• если в возрасте 6-8 месяцев угасает лепет (важно понимать, что первые звуки появятся даже у малыша с серьезной патологией слуха – как признак готовности речевого аппарата, однако затем они постепенно угаснут либо в речи крохи останутся только гласные);
• к 1-му году не выполняет простые просьбы: «покажи», «принеси»;
• в возрасте до 2-х лет в речи малыша нет отдельных слов.
Отдельно хочется сказать о более взрослых детках в возрасте 3-5 лет, которые имеют дефекты в произношении звуков – это тоже может быть признаком нарушения слуха у детей, но особого характера, когда страдает восприятие отдельных фонем, чаще шипящих и свистящих. Грамотный логопед обязательно посоветует пройти проверку слуха у специалиста, чтобы выявить возможные отклонения.
Про объективные методы обследования слуха
Здесь нам на помощь приходят объективные методы обследования слуха малыша:
Это простые, безопасные и безболезненные процедуры, которые помогают с высокой точностью определить, есть ли у ребенка тугоухость.
Если не обнаружить нарушение слуха на раннем этапе развития, это может поставить под угрозу полноценное развитие речевых навыков и повлиять на общее и психическое развитие ребенка.
Дорогие мамы и папы! Не нужно бояться проверки слуха ребенка, ведь своевременное обращение за помощью к врачу-сурдологу позволит вовремя выявить и скорректировать выявленное нарушение.
Сейчас такая проблема не нова и многие детки просят надеть подгузник, чтобы покакать.
Почему так происходит?
⠀
Причина в том, что ребёнок не может расслабить сфинктер в положении сидя.
Он привык это делать стоя.
Положение сидя, где коленки поднимаются выше попы является физиологичной и правильной с точки зрения опорожнения кишечника от кала.
Прогресс предложил нам одноразовые подгузники, поэтому чаще всего мама меняет его на новый, после того, как ребёнок сделал свои «дела». Ребёнок привыкает и делает свои дела лёжа.
Если вы попробуете покакать, когда лежите – сразу поймёте каково это!? Вы просто попробуйте.
⠀
У малыша нет других вариантов, он привыкает делать это лёжа, а потом стоя.
⠀
У меня часто спрашивают: Евгения, как же так! Мы мало пользовались одноразовыми подгузниками, все равно мой ребёнок какает стоя.
⠀
Первая причина тут не в подгузниках, а в том что мама не помогает ребёнку принять физиологичную позу сидя с самого рождения.
Подгузники лишь следствие.
Одноразовые подгузники лишь помогают не увидеть всех этих процессов, которые происходят с малышом.
Если мамы не высаживают, ребёнка, не предлагают ему физиологичную позу он привыкает какать стоя.
⠀
Что необходимо сделать?
Прежде всего, понять малыша и принять, что ему нужно время для адаптации, ему вновь нужно научиться какать и расслаблять сфинктер в позе сидя так, как это делает взрослый человек. Наберитесь терпения, любви, заботы и обучайте малыша.
⠀
Ведь это мы не высаживали, когда это было ему необходимо, поэтому мы просто не имеем права требовать от ребёнка того, что он не может сделать.
Поэтому, терпения, любви ещё раз терпения.
Сколько потребуется времени – я не знаю, никто не знает. Кому-то достаточно недели, а кому-то нужна и два месяца.
Еще одна причина — это запор. Хотя многие мамы это отрицают, но на 99 % это так.
Такое положение он выбирает потому, что ему так легче сдерживать дефекацию. Даже единожды получив болезненный и травмирующий опыт, психологический стресс или давление со стороны взрослых, малыш начинает сдерживать позывы.
Каловый комок становится все более твердым и объемным, вода из него всасывается обратно в кишечник и эта субстанция уплотняется. Каждый раз образуется все больше испражнений, растягивая стенки прямой кишки от поступающих порций.