Когда начинают говорить дети норма

С самого момента рождения на младенца обрушивается огромное количество информации. Воспринимать эту информацию можно по-разному: у нас есть слух, обоняние, вкус, осязание и зрение. В течение жизни мы учимся определять, какой из способов восприятия будет наиболее эффективен в рамках поставленной задачи. Поначалу ребёнок учится только воспринимать информацию, но со временем он начинает пытаться и сам выразить свои чувства и эмоции, а лучше всего это делать, научившись разговаривать. Он начинает развивать свои речевые навыки, которые помогут ему найти друзей, научиться читать, а впоследствии — успешно осваивать школьную программу. Разбираемся, когда ребенок должен заговорить и когда стоит начинать волноваться.

Развитие речевого аппарата и усвоение языка тесно связано с развитием слухового восприятия. Части слухового анализатора начинают развиваться ещё на втором месяце беременности, а уже на примерно на 18 неделе плод может услышать свои самые первые звуки. Со временем чувствительность к звуку только растёт: так, на 19 неделе гестации плод реагировал на звук частотой 500 Гц, а на 27 неделе 96% реагировали на звуки с частотой 1000 Гц и 3000 Гц, при этом для всех частот наблюдалось значительное снижение уровня интенсивности, необходимой для выявления реакции. После рождения младенец некоторое время привыкает к голосам, которые он слышал, находясь в утробе матери: слуховые центры мозга только развиваются, а знакомые могут звучать несколько иначе. Со временем ребёнок начинает искать источник звука, а после — пытается имитировать эти звуки.

Голос типичного взрослого мужчины имеет фундаментальную частоту от 85 до 155 Гц, типичной взрослой женщины от 165 до 255 Гц. Если человек поет, то мужской голос может иметь диапазон до 7000 Гц, женский — до 9000 гц.

Первые 3 года жизни являются наиболее интенсивным периодом, в который ребёнок приобретает речевые и языковые навыки. Эти навыки лучше всего развиваются в том случае, если окружающий мир малыша богат звуками, зрительными контактами и постоянным знакомством с речью и языком других людей. Дети различаются по уровню развития языковых навыков, тем не менее все они в большей или меньшей степени следуют естественному «графику» освоения речи. Если малыш не достигает одного или нескольких из этих этапов, необходимо обратиться к специалистам и врачам. Не стоит забывать и тот факт, что иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, в то время как в других случаях это может быть связано с нарушением развития речевого аппарата. Развитие речи и изучение языка ребёнком можно поощрить. Если у родителей и опекунов возникают какие-то вопросы или сомнения, можно обратиться к логопеду за консультацией.

Через 2-4 месяца после рождения ребёнок учится реагировать на некоторые тона голоса: например, может начать плакать, если при нём повысят голос, или засмеяться. Примерно к 6 месяцам ребёнок уже начинает имитировать некоторые звуки, смотрит на лицо собеседника, а также издаёт определённые звуки, возвещающие о том, что он голоден, устал или в чём-то нуждается. Во время кормления малыш может также издавать довольные звуки. Плач и издавание разных громких звуков также очень важны, поскольку именно так ребёнок учится контролировать поступление воздуха в дыхательную систему и тренирует свои голосовые связи. Именно плач он будет использовать как основное средство общения в первые месяцы жизни, но вскоре начнёт постепенно расширять диапазон звуков: первыми в речи появятся простые гласные — «ааа», «ооо», затем — добавятся и согласные.

К 9 месяцам ребёнок уже реагирует на своё имя, телефонные звонки, стуки в дверь, может понимать простые слова (например, «нет», «нельзя», «да»), может играть в игры со взрослыми и постоянно лопочет и повторяет нечто похожее на «баба», то есть складывает их в простые слоги, иногда — слова. К 12 месяцам уже учится использовать жесты в общении (машет рукой, говоря «пока» или «привет», привлекает внимание жестами). К концу первого года жизни у ребёнка есть свой небольшой словарный запас. Ребёнок может объединять звуки в более длинные последовательности, вполне возможно, что ему понравится повторять определённые звуки снова и снова. Он понимает названия предметов, действий, имена взрослых, может выполнять поручения («найди», «принеси», «отнеси», «положи»), легко подражает новым словам и произносит до 10 облегчённых слов.

На втором году жизни ребёнок учится не только прослушивать новые слова, но и больше старается понимать их. Очень часто на этом этапе он может понимать даже больше слов, чем может воспроизвести. В самом начале второго года он может понимать отдельные короткие предложения вроде «где папа?». Ребёнку интересно слушать, как называют части тела, например, глаза или живот, а затем указывать на них. Вероятно, каждую неделю он будет учить новые слова.

К 15 месяцам малыш способен строить небольшие предложения во время какой-то активности («машина би-би», «собака гав-гав»). К 18 месяцам — может находить по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине, учит названия предметов. К 2 годам — уже пользуется двух-трёхсловными предложениями, употребляет прилагательные, местоимения при общении со взрослыми, понимает короткие рассказы. Благодаря этому ребёнок учится лучше понимать картинки, короткие рассказы в картинках.

Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но о том, КАК он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки), родители часто не задумываются. Часто родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников. Как правило, они ошибаются.

Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу.

В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения. Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме.

В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П. Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба. Несколько позднее усваиваются другие звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й. Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет. Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми звуками. Самые сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет.

Становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков. Сама по себе «задержка» в сроках становления звукопроизношения говорит о наличии у ребенка речевой патологии.

Причинами речевых нарушений могут быть:

  • Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей: профессиональные «вредности», наркомания, алкоголизм и курение, аборты.
  • Неблагоприятные факторы, потенциально влияющие на будущую речь ребенка во время беременности: токсикозы беременности, острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.), резус конфликт, падения и ушибы матери во время беременности, острые стрессовые ситуации, осложнения при родах.
  • Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития: травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга, воспалительные заболевания головного мозга (менингит), недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм.
  • Социальные факторы: двуязычие в семье, наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей, обстановка, когда родители сознательно «подстраиваются» под речь ребенка, «сюсюкают» с ним либо, напротив, невнимательно относятся к речи ребенка.

Итак, Вы обнаружили, что у Вашего ребенка не все звуки произносятся правильно и часть слов он «проглатывает» Что делать в таких случаях? Немедленно обращаться к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным!
Чаще всего задержка развития речи отражается на всем развитии ребенка – не позволяет ему полноценно общаться со сверстниками, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.
Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Что может логопед?

На логопедических занятиях работа ведется по следующим направлениям:

  • Формирование правильного звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • Совершенствование фонематических процессов
  • Совершенствование грамматического строя речи;
  • Обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
  • Развитие связной речи;
  • Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Логопедическая работа проводится 2 раза в неделю. График работы — индивидуальный.

Чем именно мы занимаемся на логопедических занятиях?

Берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

  • По расширению и активизации словаря;
  • По отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существи-тельных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
  • По выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
  • По обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.

Занятия по развитию связной речи включают обучение пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
На занятиях по развитию фонематического слуха ребенок учится различать звук на слух, вычленять его из речи («Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» и пр).

Занятия по развитию психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания и занятия по развитию мелкой моторики: массаж пальцев рук, пальчиковая гимнастика, формирование аккуратности и моторной ловкости.

Занятия по звукопроизношению включают следующие этапы:

  • Артикуляционные упражнения;
  • Коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

Помните, что для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми!

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • Не ругать за неправильную речь;
  • Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом;
  • Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат!

Консультация для родителей
«Когда ребенок начинает говорить…»

Подготовила: учитель–логопед Авдеева Е.В.

Речь — одно из главных отличий человека от представителей животного мира. Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в общество. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос «со скольки дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша.

Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка, но не стоит излишне паниковать и ориентироваться на рассказы о соседских детях, которые уже к году рассказывают наизусть стихи. Конечно, существуют сроки, когда ребенок должен начать говорить определенные звуки или слова, но они являются примерными. Реально ребенок может заговорить раньше или позже, и это будет считаться индивидуальной нормой.

Во сколько ребенок начал говорить — важно! Но не для того, чтобы порадовать родственников и похвастаться перед соседями. По развитию речи можно судить, гармонично ли развиваются психика и мышление ребенка.

Во сколько дети начинают говорить

и как интенсивно развивается их речь?

Речь ребенка до года

Времени, когда ребенок начинает говорить «агу», с благоговением ждут все родители. Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок начинает уже к двум-четырем месяцам. Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги.

Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно— и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе ребенка должно быть пять-десять.

Речь ребенка до двух лет

Период с года до двух — время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы. Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми предложениями, могут обобщать предметы по определенному признаку, воспринимают несложные рассказы на слух, без картинок.

Речь ребенка до трех лет

Период с двух до трех лет — время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.

Как помочь ребенку начать говорить?

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том говорю». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение телевизором или аудиозаписями — должного эффекта не будет.

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

  • Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить

Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.

  • Не игнорируйте признаки задержки речевого развития:

— к году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;

— к полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов, не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;

— к 2 годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослым;

— к трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов.

Насторожить родителей также должны странные гортанные звуки вместо обычных слов, невнятная речь, в которой ничего нельзя разобрать, гиперактивное поведение, а также некоторые странные особенности ребенка: если он не умеет жевать пищу, держит открытым рот, не смотрит в глаза. Такие особенности также могут указывать на проблемы в развитии.

Если вы заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам, обратитесь за консультацией к специалистам (неврологу, логопеду, психологу, дефектологу). Возможно, ему потребуются занятия с логопедом или другая терапия. Не ждите, когда ребенок заговорит сам, надеясь на услышанные где-то истории про «молчал до пяти лет, а потом резко заговорил предложениями». Задайте специалистам вопрос: почему ребенок не начинает говорить? Чем раньше вы заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем лучших результатов достигнет ребенок, и к школе его речь не будет отличаться от речи сверстников.

Существуют четкие нормативы появления и накопления словарного запаса у Ребенка:

К 1 году — 10-20 слов (звукоподражание — мяу, ав-ав, ма-ма, па-па. )

К 1,5 годам — 50 слов (появление глаголов — дай, иди. )

К 2 годам — 200-400 слов (формируется простая фраза)

К 3 годам — 800-1000 слов

Иногда случается так, что достигнув определенного возраста, ребенок не начинает говорить или использует в своей речи совсем небольшое количество слов. Родителям, бабушкам и дедушкам, следует насторожиться и постараться разобраться в причинах молчания ребенка.

Прежде всего необходимо выяснить насколько хорошо Ребенок Слышит.

Нужно записаться на консультацию к Детскому Сурдологу, сделать Аудиометрическое исследование и Отоакустическую эмиссию.

Если при обследовании у Ребенка выявляется снижение Слуха, то это снижение необходимо как можно быстрее скорректировать (медикаментозное лечение, Слухопротезирование или Кохлеарная имплантация).

Одновременно с этим, нужны занятия с Сурдопедагогом для формирования Речи и умения общаться.

Если Слух у Вашего Ребенка в норме, а он не говорит и существуют проблемы в поведении (дерется, кричит или наоборот, замкнут), то появляется необходимость в консультации Логопеда-Дефектолога, который разработает индивидуальный план мероприятий по реабилитации малыша и подскажет родителям, как правильно его развивать.

Необходимо отметить, что в современном обществе все еще существуют ложные стереотипы и ошибочные представления Родителей о том, что:

— Ребенок может заговорить и после трех лет-папа тоже начал поздно говорить;

-что мальчики начинают говорить позже девочек;

-что соседский мальчик до пяти не говорил, а сейчас в школе на пятерки учится и т.д.

В любом случае, если Вы замечаете, что Ваш Ребенок в речевом развитии отстает от своих сверстников, необходимо обратиться к Специалисту и выяснить причину этой задержки.

Лучше маленькие предосторожности, чем большие разочарования!

Наиболее благоприятный период для коррекции поведения и Речи Ребенка — с 3 до 4лет. Это связано со стадиями развития мозга у малыша.

Чем раньше Вы обратитесь к услугам Специалистов, тем быстрее Ваш Малыш догонит по развитию своих сверстников, научится свободному речевому общению со слышащими людьми, сможет поступить в обычную школу, успешно закончит ее, а затем сам выберет и получит хорошую профессию.

Помните, что будущее Вашего Малыша зависит только от Вас!

Специалисты Уральского Медицинского Центра «Мастерская Слуха» готовы оказать Вам всю необходимую помощи и поддержку. Прием ведется по предварительной записи.

Когда начинают говорить дети норма

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.

Задача родителей — вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно.

Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет «само собой», «когда-нибудь он научиться говорить'»? Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните — он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка. Речевые проблемы — это бич нашего времени. Нужно насторожиться, если ребенок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нужно бить тревогу, если ребенок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные. Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка.

Примерный возраст и умения ребенка:

4 месяца: Произносит гласные звуки, близкие к «а», «ы», «у», возможно с сочетанием с согласным «г» (гулит).

Существуют нормы, которые свидетельствуют о нормальном развитии речи малыша. До года динамика наиболее интенсивна, поскольку каждый месяц ребенок приобретает новые навыки: произносит отдельные звуки, гуление, потом лепет, слоги. К двум годам малыш уже понимает двухступенчатые конструкции. В 3 года словарный запас насчитывает 500 и более слов, дети начинают говорить короткими предложениями. Если вы заметили, что малыш сильно отстает от норм, начал поздно говорить, это должно насторожить. Подобные проблемы часто свидетельствуют о задержке речевого развития, которая корректируется специальными коррекционными методами.

Проявления

Распознать проблему вы можете легко, сопоставив уровень развития ребенка с нормой. Если до трех лет малыш так и не научился говорить, не может повторять за родителями слова, не реагирует на обращенную речь, посетить специалиста стоит обязательно.

Причины задержки речи

  • нарушения слуховой функции;
  • наследственность;
  • аномалии центральной нервной системы;
  • тяжелая беременность и роды;
  • патологии органов речи;
  • проблемы с интеллектуальным развитием;
  • билингвизм;
  • чрезмерное увлечение ребенка гаджетами;
  • нервная обстановка в семье;
  • гиперопека и т. д.

Когда нужно обратиться к врачу

Длительное молчание ребенка говорит о том, что его обязательно нужно показать специалисту. Если факторы социальные, здесь поможет работа с психологом. Физические проблемы требуют длительной и сложной коррекции под руководством логопедов, неврологов и т. д.

Рекомендации для родителей

Старайтесь больше говорить со своим ребенком, расширять его круг общения. Поощряйте желание малыша играть и общаться с другими детьми.

Как наш центр может помочь

Если у вашего малыша наблюдаются проблемы с речью, обращайтесь к нашим специалистам. Мы проанализируем особенности его развития и способности, подберем оптимальный метод коррекции и реабилитации. Занятия проводят опытные специалисты. Для записи позвоните по телефону или воспользуйтесь формой на сайте.

С детьми надо играть. Играть в игрушки, в снежки, в прятки. Но только не в молчанку. Если Ваше чадо не обзавелось приемлемым словарным запасом к 2 годам — это тревожный симптом. Это знак того, что следует показать его врачам. Потому что задержка речевого развития совсем не игра. Она влияет на психологическое развитие ребенка, формирование его навыков межличностного взаимодействия и коммуникации между детьми. Кроме того, задержка речевого развития может отрицательно сказаться на развитии познавательных навыков ребёнка.

Признаки задержки речевого развития у ребёнка

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата.

В первый год жизни ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.) и первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков). По его окончании в активном словаре ребенка должно появится примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т. д.), а в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий).

До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6–1,8 года начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет. Однако, в целом, их речевое и психическое развитие протекает нормально.

К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы; говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Таким образом, признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации);
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Комплексная диагностика детей с задержкой речевого развития в клинике «МЕДИК»

Дети с задержкой речевого развития должны быть проконсультированы группой специалистов клиники «МЕДИК», включающих педиатра, детского невролога, детского отоларинголога и логопеда. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Неврологическая диагностика задержки речевого развития применяется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов и тугоухости у ребенка. А логопедическое обследование включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарата, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. Важно отличать задержку речевого развития от общих нарушений развития. И тут никак не обойтись без специалистов.

В случае с задержкой речевого развития следует говорить скорее о коррекционной помощи маленьким пациентам, нежели лечении. Объем этой самой помощи зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если же в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать и лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов.

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Помните: эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и от ваших конкретных усилий, дорогие родители!

Занятия для детей с задержкой речевого развития в Чебоксарах

Записаться на консультацию к нашим детским специалистам можно по телефону 8 (8352) 23-77-23 или самостоятельно в мобильном приложении «МЕДИК»!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector