Частые простуды у детей – одна из самых обсуждаемых тем на родительских форумах в интернете. «Недавно выздоровел, и опять начинает сопливиться», – сетуют многие мамы и папы. Постепенно у взрослых начинает нарастать паника – с иммунной системой ребенка что-то не так! Естественно, примерные родители не будут сидеть сложа руки: нужно срочно принимать меры.
На помощь спешит телевизионная реклама, призывающая срочно купить новый препарат для повышения иммунитета, родственники и знакомые делятся секретами народной медицины и проверенными домашними средствами.
Что же по этому поводу говорят врачи? Стоит ли беспокоиться из-за частых простуд у ребенка, и надо ли «активировать» детскую иммунную систему с помощью лекарств? Давайте разбираться.
Несколько простуд за год – это нормально?
Обычно «простудная эпопея» начинается после того, как ребенку исполняется шесть месяцев. Иммунитет, который малыш получил от мамы, к этому времени исчезает, а собственный пока еще не прошел «тренировку» и не умеет отбивать атаки зловредных вирусов.
А простудные вирусы, конечно же, не дремлют: их существует около 200 разновидностей, они постоянно мутируют, меняются и ищут новые жертвы. Иммунитет ребенка не сможет им уверенно противостоять, пока не «познакомится» с врагами. На это уходят годы. Можно сказать, что частые простуды – это и есть «тренировка» для иммунной системы малыша.
Дошкольники болеют простудой в среднем 7–8 раз в год, школьники – 5–6, и это совершенно нормально. В подростковом возрасте иммунитет окрепнет, и число простудных заболеваний сократится примерно до 4 раз в год – как у взрослого.
Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) – это чаще всего неопасные самоизлечивающиеся заболевания. Среди врачей есть такая шутка: «Если не лечить простуду, она пройдет через семь дней, а если лечить – через неделю». Нет таких препаратов, которые могли бы «вывести» вирус раньше, чем организм избавится от него сам. Лечение носит только симптоматический характер: капли для носа, отхаркивающие, жаропонижающие. Конечно же, ребенка нужно показать врачу и внимательно следить за его состоянием, потому что иногда простудные вирусы могут приводить к серьезным осложнениям. Самый опасный в этом плане – вирус гриппа. Единственный эффективный способ защититься от него – ежегодная вакцинация.
Нужен ли «допинг» для иммунитета?
«Низкий иммунитет» – наверное, вам часто приходится слышать такую формулировку? Любой грамотный врач объяснит, что в ней нет никакого смысла, и она в корне неверна. Иммунитет человека устроен очень сложно, он включает множество компонентов и сложнейших механизмов. Он не может быть низким или высоким. Он может работать правильно или неправильно. Если в нем действительно возникают сбои, дело не ограничивается частыми простудами. Развиваются серьезные заболевания, которые требуют специального лечения.
Если у человека нет врожденных дефектов иммунной системы, он не страдает тяжелыми хроническими инфекциями или серьезными заболеваниями внутренних органов, ему не нужно повышать иммунитет. Все разрекламированные «иммуностимуляторы» – это в основном для самоуспокоения родителей. Если вы считаете, что ваш ребенок болеет слишком часто или дольше, чем обычно – эту проблему нужно решать вместе с врачом.
Защитные силы организма вполне можно укрепить с помощью простейших правил здорового образа жизни, о которых знает каждый:
- Здоровое полноценное питание с преобладанием в рационе фруктов и овощей.
- Регулярная физическая активность.
- Поддержание нормального веса.
- Полноценный отдых и сон.
- Спокойная обстановка, отсутствие стрессов в семье.
Когда ребенок ходит в детский сад или школу, он болеет чаще. Что вполне предсказуемо: он находится среди других детей, а ОРВИ в коллективах, как известно, распространяются очень легко и быстро.
Частые простуды – распространенная проблема среди первоклашек, и это совсем не повод диагностировать у ребенка «низкий иммунитет». Важно, чтобы были сознательными родители: ребенок простудился – значит, нужно отсидеться дома и не заражать других.
Детские простуды – частое явление в многодетных семьях, особенно если все дети ходят в школу или садик.
Если у ребенка плохо работает иммунитет, проблема, скорее, будет не с частотой простуд, а с выздоровлением после них. Дети с хроническими заболеваниями и иммунодефицитными состояниями болеют дольше, тяжелее, у них выше риск осложнений.
Кто виноват: вирусы или аллергия?
Простуду не всегда просто отличить от аллергии. Основные поводы насторожиться и проконсультироваться с аллергологом:
- Если у ребенка старше двух лет очень долго заложен нос, и он чихает, но при этом не повышена температура.
- Если симптомы возникают во время цветения растений.
Как защитить ребенка от простуды?
Защититься от простуды невозможно. Промокшие ноги, переохлаждение, прогулки зимой без шапки, плохое питание, частые стрессы и переутомления, – всё это НЕ причина ОРВИ, а лишь факторы, ослабляющие защиту организма. Единственная прямая причина – вирус, который передается по воздуху от больного человека. Некоторые меры профилактики во время «простудного сезона» помогают снизить риск заражения:
- Не стоит бывать в местах массового скопления детей, ездить в общественном транспорте.
- Нужно чаще мыть руки – вирусы передаются через них, когда ребенок засовывает пальцы в рот, нос, трет глаза.
- Следите, чтобы ребенок не дотрагивался до лица немытыми руками.
Если у ребенка появились симптомы ОРВИ, ему нужно остаться дома и не ходить в школу, детский сад. Обратитесь к врачу. Хорошего педиатра вы всегда сможете найти в клинике «Сова».
Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!
От падений к уверенности: Этапы развития способности сидеть у малышей
Неутомимо повторяем, что у каждого малыша свой индивидуальный темп развития. Поэтому даже у детей из одной семьи момент, когда они начинают садиться и приобретают навык уверенного сидения без поддержки, может значительно различаться. Однако существуют средние сроки (с описанием всех этапов), на которые родители могут ориентироваться, чтобы понять темпы развития своего малыша.
Важное напоминание для заботливых родителей
Не стоит спешить искусственно ускорять процесс сидения у ребенка. Такие попытки могут привести к возникновению патологий позвоночника и общих нарушений здоровья.
Дело в том, что мышечный каркас новорожденного еще недостаточно прочен, чтобы удерживать его в вертикальном положении. Поэтому, если пытаться посадить ребенка раньше времени, вся нагрузка будет ложиться на позвоночник.
Со временем мышцы укрепляются. Сначала крепнут мышцы шеи, и малыш учится держать головку самостоятельно. Затем начинают укрепляться мышцы спины, и только после этого малыш делает первые попытки сесть. Родители могут только терпеливо наблюдать и, по возможности, помогать малышу. Однако следует помнить, что специалисты не рекомендуют спешить с этим процессом!
Рекомендации педиатров:
— При держании или ношении младенца на руках, прижимайте его в полулежачем положении к себе, чтобы снизить нагрузку на позвоночник.
— До полугода не рекомендуется сажать малышей ни в автокресло, ни в коляску, ни на столик для кормления, ни в шезлонг, ни на подушки.
— Специалисты также не рекомендуют носить новорожденных в сидячих кенгуру до достижения полугодовалого возраста.
Средние сроки и краткое описание этапов
Когда приходит время для сидения? Однозначного ответа нет, но ребенок сам даст вам знать, что настало время! Ведь сидячее положение позволяет малышу лучше видеть окружающий мир, и ему становится интереснее его изучать. Навык самостоятельного сидения развивается поэтапно:
1. Возраст около 5 месяцев: малыш делает первые попытки сесть.
На этом этапе он постоянно падает, и это абсолютно нормально. Мышцы еще очень слабые, поэтому не стоит тянуть его за ручки, чтобы принудить его сесть. Важно, чтобы ребенок сам стремился удерживать вертикальное положение и укреплять мышечный корсет. Ваша помощь в этот период заключается в создании безопасных условий для падений в любом направлении (например, использование мягких подушек или одеял).
2. Около 6 месяцев: малыш обычно сидит немного увереннее.
Он может задерживаться в сидячем положении на непродолжительное время. Однако равновесие все еще нестабильно, и время от времени он может падать назад или в стороны.
3. В основном в 7 месяцев: дети начинают сидеть недолго без поддержки.
То есть малыш может сидеть некоторое время самостоятельно. Ребенок уже способен удерживать равновесие в сидячем положении, но его мышцы все еще слабы, поэтому он быстро устает.
4. Примерно к 8 месяцам: малыш обычно уверенно сидит.
Когда малыш научился достаточно долго играть, сидя и садиться из лежачего положения, можно считать, что он освоил сидение.
Еще раз напоминаем, что каждый ребенок индивидуален, и указанные сроки являются средними. Расхождение в несколько месяцев в развитии навыков считается нормой!
Более 10 лет мы в Boan Baby помогаем будущим мамам найти идеальную ДЕТСКУЮ КОЛЯСКУ. Ответьте на 6 простых вопросов, и получите персональную рекомендацию.
Нервно-психическое развитие ребёнка представляет собой сложный процесс. Для нормального психофизического развития ребёнка необходимы следующие условия: нормальное функционирование головного мозга, физическое здоровье ребёнка, сохранность органов чувств и благополучие социальной среды.
Биологический фактор является основой психического развития, социальная среда его источником, активное взаимодействие ребёнка с окружающим – движущей силой психического развития.
Наличие нарушений в работе органов и систем организма замедляют темп усвоения нового и своевременный переход ребёнка с одного уровня психического развития на другой более сложный, а также приводят к трудностям социальной адаптации.
С клинической точки зрения к детям с риском нарушения психического развития различной этиологии могут быть отнесены дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с эмоциональными расстройствами, дети с задержкой темпов речевого развития.
Выделяют следующие группы детей с риском нарушения развития:
- Дети с неочевидными после рождения, но выявляющимися на первом году жизни ограничениями здоровья и проблемами психического развития. Это дети с риском формирования нарушений эмоционально-волевой сферы; задержки психического развития разной природы, системного недоразвития речи разной степени тяжести, нарушений интеллектуального развития разной степени тяжести.
- Дети без очевидных ограничений здоровья, но с выявляемыми в течение первого года жизни рисками задержки психического развития в связи с неблагополучной социальной ситуацией развития ребенка в семье. Если в прошлом подобные риски возникали в семьях социально неблагополучных, где близкими уделяется недостаточно внимания ребенку, то в настоящее время они присутствуют и в семьях с высоким уровнем доходов, где родители тоже недостаточно взаимодействуют со своим ребенком, передоверяя эти функции приглашенному и часто меняющемуся персоналу.
- Дети с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших медико-биологических и цифровых технологий (например, глухие дети, прошедшие кохлеарную имплантацию).
В норме ведущей деятельностью детей младенческого возраста является эмоционально-личностное общение с близким взрослым. Этап младенчества завершается кризисом первого года жизни, когда благодаря обретению возможности самостоятельно передвигаться, создается новая социальная ситуация развития.
Ведущей деятельностью детей раннего возраста является предметно-орудийная. Она связана с овладением умениями использовать предметы по назначению. В этот же период преимущественное развитие имеет познавательная сфера; формируются такие психические процессы, как речь, мышление, внимание, память. Завершается период раннего возраста кризисом трех лет — кризис «Я сам». В это время происходит коренная перестройка отношений между малышом и взрослым, возрастает уровень самостоятельности ребенка.
У детей с риском нарушения психического развития в младенческом периоде эмоционально-личностное общение с матерью не становится ведущей деятельностью. Основные этапы развития на первом году жизни у ребенка остаются незавершенными.
К концу периода новорожденности у детей с риском нарушения психического развития отсутствует четкая ориентация на процессы сна, бодрствования и кормления, не вырабатывается правильное реагирование на смену режимных моментов. В три месяца у детей остается несформированным комплекс оживления.
В пять-шесть месяцев ребёнок не ориентируется на лицо близкого взрослого: не рассматривает лицо, он не ищет взгляд, не выражает отрицательных реакций на появление «чужого» взрослого.
На этапе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка с риском нарушения психического развития отсутствуют активные ориентировочные реакции на слуховые и зрительные стимулы, нет у него потребности и в новых впечатлениях. К десяти месяцам такой ребенок с трудом удерживает игрушку в руках, не стремится проследить за ней взглядом, не ищет игрушку, спрятанную взрослым. Первые предметные действия не появляются даже к году.
Многие из детей минуют этап переворота со спины на живот и с живота на спину. У большинства из них этап ползания весьма короткий либо отсутствует. Многие дети начинают сидеть раньше, чем ползать, а овладение навыком ходьбы начинается либо рано (к девяти-десяти месяцам), либо после пятнадцати-шестнадцати месяцев.
Речевое развитие детей имеет следующие особенности: в три месяца отсутствует активное гуление, почти отсутствуют вокализации; лепет возникает лишь в раннем возрасте, к двум годам оформляясь в виде отдельных слогов. К трем годам появляются отдельные слова. Формирование понимания обращенной к ребенку речи также задерживается: отсутствуют указательный жест, фиксация взгляда на двигающихся губах взрослого, действия по речевой инструкции.
Наряду с отставанием в формировании психических функций у детей отмечаются особенности физического развития: неловкость, неуклюжесть, отсутствие гибкости и координации в действиях крупных и мелких мышечных групп.
Дети с риском нарушения психического развития в раннем возрасте не проявляют активной ориентировки на предмет: «Что это? Что с этим можно делать?». Предметы не являются стимулами для развития их познавательной активности.
К концу третьего года жизни у детей не складывается делового общения со взрослым, они не готовы к сотрудничеству с ним и со сверстниками, у многих из них отсутствуют активные подражательные способности.
На фоне отсутствия делового общения со взрослыми и интереса к взаимодействию со сверстниками малыш испытывает колоссальные трудности при переходе из одной социальной ситуации в другую. В одних случаях такой ребенок долго привыкает к режимным требованиям и пространству дошкольного учреждения, в других — не может расстаться с матерью или близким взрослым, в третьих — становится унылым и пассивным, не реагируя на окружающую действительность, не замечая вокруг себя детей и взрослых.
Ребенок, родившийся с риском нарушения психического развития, оказывается в состоянии неравных возможностей по сравнению со сверстниками. При этом его потребность в заботе и любви близких, удовлетворении коммуникативных контактов находится на высоком уровне, иногда превышающем потребности ребенка с нормативным развитием, у которого формирование важнейших нервно-психических процессов будет осуществляться спонтанно. Для того чтобы осуществить «равный старт» на этапе раннего онтогенеза, необходима педагогическая поддержка.
Инструктор по лечебной физкультуре Дома детства, как и другие специалисты учреждения, использует индивидуальный подход к каждому получателю социальных услуг. Дети занимаются по предварительно разработанным циклам занятий в соответствии с рекомендациями врача, а взрослые получают тематические консультации.
Каждый ребёнок развивается по-своему. Один начинает сидеть в 5 месяцев, а в 8 уже пытается стоять и даже делать первые шаги по периметру кроватки, другой в этом возрасте еще только осваивает сидячую позу. Есть дети, которые сидеть будто бы вообще не собираются – они стремятся сразу ползать, поскольку в такой позе им наиболее удобно и безопасно. А некоторые не ползают. Совсем. Из положения сидя они сразу начинают вставать и делать первые шаги.
Между тем, этап ползания очень полезен и необходим для правильного формирования позвоночника человека. Если ребенок начал ползать сам, родителям будет проще. Если он категорически отказывается перемещаться по-пластунски или на четвереньках, это повод для родителей задуматься. Умение ползать заложено природой, нужно лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина – в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Но стимулирование ползания – это необходимый комплекс мер.
Положите красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет – не стоит усаживать его насильно. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать – всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить. Основной этап обучения также включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота.
Несколько приёмов, которые помогут научить малыша ползать.
Эффективно упражнение, напоминающее движения лягушки: положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат); через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.
Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках: если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками; не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.
Достаточно повторять эти упражнения 2-3 раза в сутки по 15-20 минут. Чтобы процесс пошел быстрее, лучше всего организовать малышу место для физических упражнений на полу.
Для мотивации детей к ползанию используйте маленькие хитрости.
«Все дети – жадины!». Если вы пригласите в гости подругу с ребенком, который уже прекрасно ползает или даже ходит, и оставите детей поиграть в одном пространстве, гость, который более мобилен, довольно быстро завладеет всеми игрушками вашего маленького лентяя. Обычно чувство собственности берет верх, и ребенок начинает предпринимать попытки перемещаться, чтобы забрать свое имущество обратно.
«Все дети любят играть!». Если вы сделаете из простыни небольшие вожжи, которые одеваются под мышки ребенку для поддержки сверху, а поверхность оборудуете по методу Глена (наклонная поверхность на основной), то такой досуг будет восприниматься ребенком как игра, и ползание станет естественным финалом этой игры.
«Все дети любят комфорт!». Чтобы ползать с удовольствием, ребенок не должен чувствовать себя дискомфортно. Проверьте, насколько просторная на нем одежда, не мешают ли ему швы, молнии и застежки-кнопочки. Летом лучше проводить такие упражнения в одном подгузнике. Зимой ребенка следует одевать легче, чем в состоянии покоя, ведь активные движения увеличат потоотделение.
Инструктор по лечебной физкультуре Дома детства не только организует оздоровительные процедуры для малышей, но и даст доступные разъяснения родителям по социально-медицинским вопросам! Мы ждём вас по адресу: п. Безенчук, ул. Нефтяников, 45а. Тел.: для справок 8 (84676) 2-49-05. Контактное лицо – Наталья Александровна Агафонова.
Период, когда ваша кроха пытается самостоятельно сидеть, является моментом первостепенной важности в правильном физическом развитии ребенка. То, на каком месяце малыш начнет сидеть, имеет серьезное значение не только для педиатра, но и для папы и мамы. Несмотря на все ожидания родителей, что их кроха вот—вот начнет сидеть, детские врачи—ортопеды не советуют торопить события. Потому что для каждого крепыша свое время.
Когда малыш должен начать присаживаться?
По мнению врачей, малыш должен начать присаживаться и сидеть самостоятельно согласно таким параметрам:
- 5—6 месяц — начинает садиться с помощью мамы;
- 6—7 месяц — малыш уверенно сидит без помощи;
- 7—8 месяц — ребенок самостоятельно может подняться, чтобы сесть и потом обратно лечь.
Если слишком рано начать присаживать кроху, то можно спровоцировать сильный дугообразный прогиб в позвоночном столбе и последующее неправильное развитие физиологических изгибов в шейном и поясничном отделе. Также, мышечный скелет ребенка может быть еще не приспособлен для такой нагрузке. Впоследствии у взрослого ребенка будут развиваться различные заболевания позвоночника.
Для начала давайте разберемся, во сколько месяцев ребенок начинает держать голову. Обычно это происходит к четвертому месяцу жизни. С этого возраста начинается активное развитие мышц, которые расположены на спине и шее. После того, как кроха начнет держать голову, она будет стараться приподняться, опираясь на локотки. В это время ребенок похож на «лягушонка» и нуждается в вашей помощи. Лишь на секунду он может остаться без вашей поддержки.
К концу шестого месяца ваш крепыш должен научиться самостоятельно сидеть без помощи родителей. Его не должно раскачивать из стороны в сторону, и он уже не нуждается в подпорках в виде подушек. Так у малыша освобождаются руки и пространство для новых исследований.
К концу восьмого месяца ребенок твердо сидит в стульчике и не нуждается в помощи родителей. Он самостоятельно может оттолкнуться руками и уверенно сесть. Очень легко ему должно даваться сесть на попу из положения лёжа на животике. Прежде чем подробнее рассмотреть вопрос, во сколько ребенок начинает сидеть, необходимо учесть, что девочки и мальчики развиваются по разному.
Когда девочки начинают сидеть?
Внутренние половые органы у девочек располагаются в малом тазу, что абсолютно не связанно с вертикализацией ребенка и физиологическим развитием позвоночника.
Однако не стоит и торопиться. Если вы начнете присаживать малышку в начале пяти месяцев, то это будет оптимальным вариантом. Уже к шести месяцам можно смело садить девочку и поддерживать ее, чтобы она не упала.
Когда мальчики начинают сидеть?
Важно помнить, что даже если это и мальчишка, но физиологически у него мышечный корсет начинает крепнуть только после 4 месяцев. И если рано начать присаживать, то можно нарушить позвоночник вашему будущему «мужчине».
Мальчики, чаще всего, более упорные и всем своим видом могут показывать, что очень желают лицезреть мир сидя. Когда ваш мальчишка крепко упирается на ручки, чтобы сесть, помогите ему в этом. Для поддержки положите несколько подушек для подпорки, чтобы ему было комфортно сидеть, не шатаясь из стороны в сторону.
К шести месяцам вы заметите, что ваш мальчик уже самостоятельно сидит, держа спинку прямо. После этого уже можно переходить к изучению следующего вопроса, когда начинает ползать ребёнок?
Рекомендации
Отклонения в нервной системы могут привести к снижению мышечного тонуса. В связи с этим, когда ребенок (мальчик или девочка) начинает сидеть, он может неуверенно держать туловище и ему может быть сложно долго находиться в вертикальном положении. Поэтому возрастной показатель может увеличиться и ребенок может на несколько месяцев позже начать самостоятельно садиться. При индивидуальном подходе, включающий регулярные гимнастики, укрепляющие массажи и занятия в воде помогут эффективно укрепить мышцы малыша.
Ребенок начинает держать голову, и сразу возникает вопрос, когда начинает переворачиваться ребенок (об этом можно прочитать тут), вскоре малыш самостоятельно садится, потом делает первые шаги. Дети растут, и вместе с ними растет и количество возникающих вопросов. Но в настоящее время мамы не остаются с ними один на один, на помощь родителям приходят не только врачи—педиатры, наблюдающие за развитием ребенка, но и различные интернет—ресурсы.
Видео—советы молодым родителям
Как правило, все дети начинают присаживаться сами к восьми месяцам. Но некоторые делают это раньше, а кто-то позже, просмотрев видео-инструкцию вы поймете, как научить малыша садиться.
Что такое «нормы развития» и как их надо воспринимать?
Ребенка необходимо регулярно показывать педиатру: на плановых осмотрах он оценивает его физическое и психомоторное развитие, осматривает на предмет наличия признаков заболеваний и дает рекомендации по питанию и уходу. В идеальном варианте родителям не надо ни о чем думать – если что-то не так, им об этом скажет доктор. Но нередко родители все равно волнуются, что их ребенок не умеет делать что-то, что умеют делать его сверстники. Изучение таблиц и графиков нормального развития нередко еще больше их запутывает, потому что данные в них отличаются, а иногда вообще не соответствуют истине. Чего стоит только такой критерий нормального развития, который указан в таблице, обычно используемой в районных поликлиниках, как 10 слов в 1 год. Совсем нечасто в практике педиатра встречаются дети, которые говорят в год 10 слов, пусть даже односложных (под «словами» здесь надо понимать любое, но всегда одинаковое, обозначение определенного предмета: например, машина – «би», собака – «ка» или «ав» и т.п.).
Кроме того, «нормы», указанные в таблицах и графиках, – это в лучшем случае диапазон среднестатистических значений: например, может быть указано, что в среднем дети начинают ходить в возрасте от 11 месяцев до 1 года и 3-х месяцев. Да, так ведет себя большинство, но это «большинство» – всего 65%. А есть еще 35% здоровых детей, которые пойдут раньше или позже. В худшем случае в таблицах указаны вообще только одни средние значения: например, сидеть надо в 6 месяцев, ходить в 1 год и т.п.
Стоит еще отметить, что есть таблицы, где указаны признаки, которые вообще не надо оценивать. Например, когда ребенок начинает переворачиваться с живота на спину, поскольку даже новорожденные могут случайно это делать просто из-за несимметричного тонуса в ручках. Или когда ребенок начинает ползать, потому что на первом году жизни это необязательный навык, и т.п.
Как же педиатр определяет, какое отклонение от указанных «норм» считать патологией? – Единственно верный подход – комплексная оценка развития и здоровья ребенка. Например, если в 1 год и 3 месяца он не ходит самостоятельно, но у него уже развиты другие положенные по возрасту навыки и нет признаков заболеваний (например, дисплазии тазобедренного сустава и т.п.), то педиатр признает его здоровым. Самостоятельно родители такую оценку провести не могут.
Существует несколько хороших шкал для оценки развития детей. Они похожи, но одни для быстрой оценки, а другие – более детальные, для оценки ребенка, у которого подозревается задержка. Не будем приводить их здесь именно по той причине, что оценивать развитие ребенка должен человек, обученный этому.
Признаки задержки развития
Ниже перечислены признаки того, что задержка развития, вероятно, есть (оригинал взят здесь). Почти 100% здоровых детей уже имеют указанные для каждого этапа навыки. Однако, возможно, задержки и нет.
Обязательно придите на прием к врачу, если ребенок не делает что-то из перечисленного.