Когда ребенок должен сесть самостоятельно

Когда малыш попробовал свои первые блюда при помощи взрослого и уже пытается забрать ложку у мамы, чтобы перехватить инициативу, можно смело начинать обучение. Как помочь ребёнку, если пока у него не очень хорошо получается есть самому?

Развитие каждого малыша идёт по индивидуальному графику, поэтому некоторые малыши пытаются есть сами в 6–7 месяцев, а другие просят помочь взрослых даже в полтора года. Определить оптимальный возраст приучения к ложке может только мама, ориентируясь на состояние ребёнка.

Когда учить ребенка есть ложкой самостоятельно

Малыш знакомится с приборами во время первого прикорма, когда мама предлагает первую ложку каши или пюре. Так он понимает, что приборы нужны не для игр, а для питания. Уже ближе к году ребёнок обычно с интересом просит у взрослого ложку, чтобы попробовать есть самостоятельно [1] .

Чем больше дать малышу самостоятельности, тем быстрее он научится есть сам. Не стоит проявлять гиперопеку и забирать ложечку при первой же оплошности малыша — придётся смириться с тем, что аккуратно есть кроха сможет не скоро, а любой хорошо отточенный навык требует ежедневной практики.

В борьбе с беспорядком маме поможет непромокаемый передник для ребёнка и клеёнка, которой можно застелить пол вокруг стульчика. Так можно снизить количество уборки и стирки после обеда.

Какую ложку выбрать для первых экспериментов

Не стоит предлагать малышу обычную чайную ложку — она достаточно тяжёлая для маленькой ручки, и ею можно повредить хрупкую зубную эмаль. Лучше всего купить небольшой специальный набор для первого прикорма, в котором будет тарелка, ложка и вилка. Как правило, их изготавливают из пластика, который не наносит вреда организму крохи или бамбука, который считается экологичным материалом.

Иногда на ложки наносят термочувствительный элемент — он помогает понять, не перегрета ли пища. Сами малыши с удовольствием наблюдают, как меняется её цвет.

Как подготовить ребёнка

Лучше всего выбрать момент, когда малыш не слишком голоден и настроен на игру. Так он будет готов с энтузиазмом вовлечься в процесс.

Залог успешного освоения навыка — обучение в лёгкой и непринуждённой обстановке. Если малыш и мама будут спокойны, кроха научится держать ложку быстро и естественно. Обратная реакция может произойти, если ребёнка заставлять насильно есть ложкой или руководствоваться принципом «ему уже пора есть самому».

Прежде всего, нужно разобраться, как научить ребенка держать ложку. Для этого надо положить её в ручку крохе и помочь ему сделать правильный захват. Можно отрепетировать это действие несколько раз, чтобы малыш смог сам правильно взять прибор. После этого можно разбираться с тем, как научить ребёнка есть ложкой.

Три способа приучить малыша есть самостоятельно

Наверняка ребёнок уже не раз наблюдал за тем, как ложечка с любимым обедом отправляется ему в рот, поэтому скорее всего сам поможет родителю. Тем не менее, есть три способа, как научить ребенка кушать самостоятельно.

Покормить любимую игрушку. Малыши любят проявлять заботу, поэтому с удовольствием попробуют угостить любимого медведя. Можно вместе покормить вообще всех животных и заправить кашей все автомобили — главное, чтобы у родителей были силы всё отмыть.

Показать на своём примере. Главный ориентир в мире малыша — его родители, поэтому если мама или папа с преувеличенным энтузиазмом будут есть с ложки, то и кроха с удовольствием попробует повторить этот сложный фокус.

Поиграть в игры. Самолётик заходит на посадку или автомобиль заезжает в гараж? Какой транспорт предпочтёт малыш, тем и станет ложечка. Можно придумать разные маршруты или направления, главное, чтобы каша достигала цели.

Как помочь малышу, если у него не получается

Не стоит быть настойчивым или оставлять кроху один на один с ложкой, рассчитывая, что он всё-таки справится и поест. Обучение должно проходить под контролем родителей, чтобы малыш не остался голодным.

В первое время некоторым детям сложно справляться не только с ложкой, но и с эмоциями. Возможно, малыш будет сердиться, что с ложкой он управляется далеко не так ловко, как мама. Но в этом случае время работает на ребёнка — чем взрослее он становится, чем больше у него практики, тем лучше у него получается.

Чем в обучении поможет дисциплина

Главное — соблюдать постоянство. Если родители начали обучать малыша есть самостоятельно, то возвращаться к кормлению не стоит — только корректировать направление движения и захват крохи. Со временем у малыша будет получаться всё лучше.

И не стоит забывать об этикете. Когда ребенок сам ест ложкой, хоть и немного в игровой форме, обед не должен полностью превращаться в игру. Малыша стоит приучать к тому, что за столом есть определённые правила, которые необходимо соблюдать.

Любой родитель со временем понимает, как приучить ребёнка есть ложкой самостоятельно. Мама или папа обязательно найдут подход к своему крохе, несмотря на первые протесты или неудачи. Поэтому не стоит расстраиваться, если малыш не сразу проявит энтузиазм к таким урокам. Рано или поздно заботливо приготовленная близкими людьми еда растопит его сердце, и малыш с удовольствием протянет к ней ручку с ложечкой.

Когда малышу исполняется 4-5 месяцев, многие родители задумываются, как научить ребенка садиться самостоятельно. Некоторые из них опасаются, что раннее высаживание девочки может быть губительно для будущего женского здоровья. Однако навыки сидения никак не связаны с полом ребенком и зависят совершенно от других факторов. Рассмотрим, как научить ребенка садиться.

Когда ребенок начинает сидеть?

Во сколько месяцев можно высаживать малыша?

Обычно ребенок начинает сидеть в 6 месяцев.

Когда кроха активно познает окружающий мир, хорошо ползает, бойко переворачивается, то уже должен и сесть. Малыш может сесть и в 6, и в 9 месяцев. В этот период формирование навыка сидения считается нормой.

Начинать высаживать можно в 5 месяцев. Чтобы знать, как научить ребенка сидеть, нужно учитывать следующие факторы.

  • Состояние ребенка. Малыш должен быть в хорошем расположении духа, сытый, довольный. Когда кроха противится, значит, высаживать его пока рано. Возможно, поза для него неудобна и доставляет дискомфорт. Не нужно усаживать насильно: добивайтесь, чтобы ребенок сел сам. Можно помочь ему, аккуратно переведя из положения на четвереньках в положение сидя.
  • Вес. Малыш с недостаточным или избыточным весом будет испытывать проблемы с высаживанием. Для таких детей обязательно нужно делать «скидку» на проблемы с весом.
  • Удобное место. Упражнения на высаживания нужно проводить в удобном для ребенка месте. Это можно делать, усадив малыша к себе на колени, на мягком стульчике или на кровати. Можно постелить на пол матрац или коврик. Место должно быть безопасным.
  • Не спешите. Не нужно высаживать ребенка слишком рано. Отдавайте предпочтение ползанию. У малыша должен сформироваться позвоночник, чтобы служить основой для сидения. Высаживать необходимо, начиная с нескольких минут, под углом 45 градусов. Когда спина ребенка окрепнет. Время можно увеличивать.
  • Крепкие мышцы. Не используйте искусственную опору для спины. Наоборот, старайтесь формировать у ребенка мышечный корсет. Тогда он сможет сесть гораздо раньше.
  • Стимулы. Включайте стимулы: подвешивайте яркие игрушки. Пусть ребенок тянется за ними сам. Не помогайте ему: он должен сделать это самостоятельно.

Зависит ли время высаживания ребенка от его пола?

В отличие от родительских суеверий, педиатры уверены, что сроки и позиция высаживания не зависят от того, какого пола ребенок: мальчик или девочка.

Мальчик может долго готовиться к тому, чтобы сесть. Девочка начинает эти попытки на 3-4 недели раньше. В связи с более быстрым развитием возник миф о том, что если девочку садить рано, у нее может сформировать загиб матки. Эта гипотеза на получила научного подтверждения. Однако следить за правильным формированием мышц у детей нужно независимо от того, мальчик это или девочка.

О том, что думает по поводу раннего высаживания известный врач Е. Комаровский, и во сколько можно высаживать малыша, можно посмотреть на видео.

Упражнения

Мальчик и девочка могут выполнять одинаковые упражнения для укрепления мышц.

Итак, в процессе высаживания нет никакой разницы, когда и во сколько месяцев садить мальчика или девочку. Самое главное – не форсировать события, а дождаться, когда малыш начинает садиться сам. Останется только стимулировать его, выполнять нехитрые упражнения для укрепления мышц и … радоваться!

Видео с малышами, начинающими садится в первый раз

Подходит время, и каждый ребенок по любому поводу заявляет: «Я все сам!».

Он желает сам одеться, сам умыться, сам достать упавшую игрушку. Вы с удивлением наблюдаете, как ваш малыш, покраснев от напряжения и прилагаемых усилий, засовывает ножку в свой «непослушный» ботиночек. Вы незаметно ему помогаете, и его глазки загораются радостью и гордостью: он сам обулся!

Но когда ребенок пытается самостоятельно есть суп, вас тревожит, что он может обжечься, залить скатерть, одежду. Вполне вероятно, что ваши опасения имеют под собой основания. Возможно, скатерть и одежда под угрозой, но что касается ожога, то это совсем не обязательно, так как, подавая ребенку пищу, вы должны проследить, чтобы еда была не горячей.

В возрасте 7 месяцев ребенок во время еды проявляет активность, пытается взять ложку, вилку. Эту активность ни в коем случае не следует обрывать и, тем более, наказывать. Это желание малыша надо всячески поощрять, тем более что, принимая активное участие в процессе, ребенок кушает с большим аппетитом.

С восьми месяцев во время еды можно в руку ребенка дать корочку хлеба или сухарик, к девяти месяцам нужно приучать его самостоятельно пить из чашки. Вначале в нее налейте молоко или сок наполовину.

Когда ребенок еще совсем маленький, его кормит мать, держа на руках, но к 8-9 месяцам необходимо придать процессу принятия пищи привлекательный вид. Даже очень маленький ребенок ожжет отличить красивую, понравившуюся чашку, его заинтересует забавный рисунок на тарелке, он ест из нее с большим аппетитом. Посуда для маленького ребенка должна отличаться не только красотой, но и она должна быть удобной, легкой и устойчивой.

Приучайте своего ребенка к эстетическому восприятию каждого приема пищи.

Накрывая стол для ребенка, застелите салфетку, поставьте мягкую тарелку, чашку перед ней, а справа – ложку. Аккуратно сложите красивую салфетку и оставьте ее с левой стороны. Приучайте малыша после еды аккуратно вытирать рот салфеткой, постепенно это станет его хорошей привычкой.

Во время еды поддерживайте на столе идеальный порядок. Пролитый кисель или суп необходимо сразу же вытереть – это приучит ребенка к аккуратности. Важно, чтобы малыш знал, что во время приема пищи его одежда должна оставаться чистой и опрятной. Для этого используйте нагрудники. Не забывайте перед кормлением вымыть себе и ребенку руки.

Кормить ребенка за столом необходимо отдельно от взрослых. За общим столом ребенок отвлекается, просит еду, которую ему употреблять еще рано. Когда он будет сидеть уверенно, сажайте его к столу на высоком стуле с боковыми загородками.

Постепенно, возможно в виде игры, учите ребенка правильно есть и пить, пользоваться ложкой, а затем и вилкой, правильно себя вести за столом. К примеру, когда вы кормите малыша кашей, дайте ему в руку маленькую чайную ложечку и покажите, как в нее набирать кашу. Сами в это время другой ложкой докармливайте ребенка. После того, как он научится есть кашу, можно переходить к супу. Освоив эту сложную для себя науку, ребенок с удовольствием изучит остальные правила поведения за столом.

Вначале вполне допустимо, чтобы ребенок ел ложкой, зажатой в кулачке, но обязательно правой рукой. К 1,5-2 годам надо приучать ребенка держать ложку правильно.
Вилку ребенку дают примерно с трех лет (может быть и раньше, все зависит от развития ребенка). Вилка ребенка должна быть специальной детской, не очень острой. Вначале малыш ест вилкой только правой рукой.

В этом возрасте ребенку постепенно объясняют и показывают на примере, что вилку по-разному держат, это зависимости от блюда. К примеру, если на тарелке лежит жареный картофель, кусочки рыбы или мяса, то вилку правильно и удобно держать зубьями вниз. Если едят пюре или кашу, то вилку надо повернуть изгибом вверх.

Гораздо удобнее яичницу, овощи, котлеты, гарниры есть вилкой, а не ложкой. Об этом надо не только рассказывать ребенку, но и приучать к тому, что к моменту подачи второго блюда ложка со стола убрана.

Когда техника применения вилки правой рукой освоена, начинайте приучать ребенка использовать вилку, взяв ее в левую руку. К этому времени можно добавить к сервировке детского стола и нож, который малыш будет держать в правой руке.

Объясните ребенку, что после еды ложку, нож и вилку складывать надо на тарелку, не на скатерть. Поднявшись из-за стола, малыш должен встать, задвинуть свой стул и поблагодарить.

Когда ребенок должен сесть самостоятельно

Для чего нужен массаж? Мама ответит- укрепить спинку, чтобы, например, быстрее начал самостоятельно сидеть.

Но! Есть массаж, а есть стимуляция двигательных навыков и это разные процессы.

Массаж могут назначать для улучшения кровоснабжения тканей и усиления периферической импульсации для создания новых нейронных связей. Для назначения массажа у ребенка должны присутствовать определенные показания, а не просто замечание, что ребёнок ещё не переворачивается или не встаёт на четвереньки.

Стимуляция же моторных навыков включает в себя внимательное наблюдение за малышом и фиксация новых малых и больших навыков, которые он приобретает самостоятельно. А если что-то пошло не так, то подключается собственно стимуляция двигательных навыков, которую, чаще всего, мама может проводить самостоятельно.

Понимание процесса моторного развития устанавливает реалистичные ожидания возможностей и достижений ребенка на различных этапах роста в детстве.

Давайте постараемся не забывать, что у каждого малыша свой потенциал развития. Не следует сравнивать своего ребёнка с чужими детьми и даже с родными старшими братьями и сестрами. Каждый человек в своём развитии идёт по своему пути и на него влияет множество факторов, таких как:

Рост мозга и созревание центральной нервной системы.

Рост скелета и костей.

Свобода и понимание.

Адекватная ласковая стимуляция.

При таком количестве переменных, влияющих на развитие двигательных навыков, вполне естественно, что сроки достижения каждой двигательной вехи варьируются у каждого ребенка.

Итак, рассмотрим основные навыки, которыми овладевает ребёнок на первом году жизни:

Удержание головы в положении на животе — 1-1,5 мес.

Пальцы руки или часть сложенного кулачка во рту — 1,5- 2,5 мес.

Поворот головы вниз в положении на боку -с 1-2 мес.

Одна кисть вложена в другую, рассматривает руки, обе руки во рту — 3 мес.

Подъем и удержание ног под 90 град.к поверхности, стопы касаются друг друга — с 3 мес.

Поворот на бок и удержание головы — 3 мес.

Пересечение рукой срединной линии тела -4,5 мес.

Поворот на живот- 5-6 мес. («Большой» навык)

Появление контакта » ноги-рот»- 5,5-7,5 мес.

Наклонное сидение -7-8 мес. («Большой» навык)

Поворот с живота на спину- 8-9 мес.

Ползание по-пластунски — 7-9 мес. («Большой» навык)

Ползание на четвереньках — 8-9,5 мес. («Большой» навык)

Умение садиться самостоятельно с прямой спиной -8-9 мес.

Подъем у опоры- 10-13 мес.

Приседание у опоры- 2з-13 мес.

Ходьба — 12-16 мес. («Большой» навык)

Мы познакомились с «большими» и «маленькими» навыками. Многие родители, да и врачи судят о норме или патологии только по наличию «больших» навыков, на основании чего появляются необоснованные тревоги и назначения.

А давайте попробуем понаблюдать за развитием «маленьких» навыков, ведь именно они являются показателями нормы моторного развития детей до года. Формирование «маленьких» навыков происходит в определенные сроки и именно их можно стимулировать.

Так вот, вернёмся к сидению. Этот навык сам по себе оказывается не так важен. Важно то, как прошли все предшествующие навыку сидения процессы. Важно не то в каком возрасте ребёнок сел, а то как он это сделал. Сроки формирования этого навыка 8 мес.+-6 недель. И если в 8 мес. малыш самостоятельно сел с прямой спиной на седалищные бугры, значит всё в норме.

Начинать ли присаживать ребёнка в 6 мес.?

Нет! В положение сидя ребёнок переходит ровно в тот момент, когда мышцы полноценно готовы и включились в работу, могут удержать голову и плечевой пояс, не оказывая нагрузку на связки и суставы. При целенаправленном присаживании ребенок впоследствии может получить неправильно сформированы навык- сидение с круглой спиной на кресце с изгибом в поясничном отделе, что может негативно повлиять на осанку в будущем.

Давайте дадим время малышу, позволив ему постепенно формировать «большие» моторные навыки, осваивая сначала «маленькие» навыки — от простого к сложному!

Статья основана в том числе на информационных материалах книги Галины Лупандиной-Болотовой «Сидеть, ползать, ходить».

Одна из наиболее часто встречающихся проблем у новоиспечённых мам — нежелание ребенка отказываться от прикорма и садиться наконец за стол, кушая с помощью столовых приборов самостоятельно. Особенно насущным становится данный вопрос, если срок овладения таким навыком уже подходит по возрасту малыша.

Как правило, к году ребенок начинает жевать и кусать твёрдую пищу. К 1.5 годам он становится полноправным обладателем своей ложки, уверенно держит её и зачерпывает ею суп.
Но что же делать, если малыш уже давно переступил годовой порог, но до сих пор продолжает кушать с маминых рук, и каждая попытка усадить его за стол заканчивается провалом?

Возможные причины, почему ребёнок не начал есть самостоятельно:

1. Вы боялись, что малыш подавится твёрдой пищей, и каждый раз перемалывали её в кашицу? Увы, теперь ребёнок не хочет есть самостоятельно. Он просто привык к своему рациону и не хочет с ним расставаться.

2. Время. «Всему своё время» — гласит известная пословица. Если ребенку менее 1.5 лет, вполне возможно, что его «время» еще не пришло. Каждый ребенок индивидуален, и абсолютно нормально в каких-то навыках отставать от сверстников, а в каких-то, напротив, перегонять их.

3. Конституция тела. Кому-то достаточно горсти салата, политого оливковым маслом, а кому-то и куска мяса с гарниром и холодным блюдом на аперитив будет недостаточно для насыщения. Возможно, ваш ребёнок из числа тех счастливцев, что предрасположены есть чуть меньше, чем требуется. Или же он может быть просто не голоден. Во всяком случае не заставляйте малыша кушать насильно. Он должен проголодаться, чтобы инстинкт потребления пищи начал работать в полной мере.

4. Ваша напористость. Из предыдущего абзаца вытекает то, что навязчивое желание накормить ребёнка лишь усугубляет проблему. Он запоминает ваши слёзные просьбы съесть блюдо или повышение тона на него, а после воспроизводит «застольные» воспоминания в негативном контексте. Не нужно заставлять ребёнка есть, если он не хочет. Захочет — сделает всё, чтобы получить желаемое.

5. Психологическая травма или невротические реакции. Возможно, во время приёма пищи малыш испугался — услышал громкий крик или подавился. Негативные эмоции остались в памяти, поэтому теперь малыш может принимать пищу только из рук мамы.

6. Слишком нежное воспитание. Представьте, что вы долгое время жили в своей зоне комфорта, вам всё было доступно, вас кормили «с ложечки», любовь и уют были с вами на протяжении всего дня. И вы ничего для этого не делали. А теперь у вас это отняли и сказали, чтобы вы сами предприняли какие-то действия. Сложно? Вот и малышу сложно. Ему нужно время, чтобы выйти из зоны своего комфорта, где он спокойно жил и рос. Дайте ребенку немного времени и мотивируйте его на самостоятельный прием пищи.

7. Затяжное грудное вскармливание. Одна из самых часто встречающихся причин, почему ребенок не хочет есть самостоятельно. Прикорм должен начать вводиться в рацион малыша не позднее 6-месячного возраста, а к году обычная пища должна составлять 90% от общего пищевого довольствия. Грудное молоко в этом возрастном периоде может быть дополнением к приему пищи, а также ночным докормом. В противном случае, если ГВ является основной едой для малыша в год, то вас ожидают не только проблемы с самостоятельным приемом пищи, но и отказ от потребления многих важных для гармоничного роста и развития продуктов питания. Решить данную проблему можно (и нужно) постепенной заменой грудного молока на обычную пищу. В случае, если «свернуть» ГВ не получается, лучше всего проконсультироваться со специалистом.

Проблемы, которые лучше продиагностировать у специалиста:

1. Психологический конфликт. Ребёнок не хочет есть самостоятельно в год из-за созданных в голове барьеров, обеспеченных родителями в первый год жизни малыша. Он жадно запоминает все привычки родителей, их приверженности, например, к здоровой пище или ненависть к мясу и т.д. Лишь тщательная беседа родителей со специалистом может помочь разрушить эти барьеры.

2. Руминация — особый вид рвотного рефлекса у детей грудного возраста. Он характеризуется обратным заглатыванием рвотных масс, при этом тошнота не отмечается. Если же рвота продолжается, приём пищи сопровождается неврозом. У таких детей также отмечается повышенная чувствительность желудка. Поэтому лучше обратиться ко врачу как можно скорее и выявить нарушения в работе пищеварения. Специалист подберет индивидуальный план питания для малыша и выявит его непереносимость к различным блюдам.

3. Полный отказ от пищи. Опять же, это связано с нарушенной психикой ребёнка. Характеризоваться может как протест в сторону родителей, ненавистью к определённым продуктам питания, нежеланием менять вид пищи (затяжное ГВ) и т.д.

4. Плохое самочувствие. Ребёнок не хочет есть самостоятельно не из-за собственных капризов, а из-за болезни. Постарайтесь как можно скорее отвести его ко врачу, чтобы длительное недоедание не привело за собой новых проблем.

Как помочь малышу научиться есть самостоятельно?

Существует множество способов сделать так, чтобы ребёнок захотел есть сам. Главное убедить его в том, что он находится в достаточно комфортной для него обстановке.

1) Привлеките его к самостоятельному преодолению сложившейся проблемы. Не усложняйте себе жизнь — пусть ест, когда действительно этого хочет.

2) Обязательно учитывайте его индивидуальные предпочтения. Разве мы едим то, что нам не по душе? Нет. Вот и ребёнок ест то, что ему нравится. Конечно, это не повод кормить малыша «вредной» едой, придите к консенсусу в этом вопросе.

3) Сопровождайте приём пищи небольшими интерактивами: игры «за маму, за папу», «самолётик летит» и т.д. Можете придумать всё, что пожелает ваша фантазия. Только помните – ребенок в этот момент должен хотеть есть.

4) Украшайте блюда, покупайте разноцветную посуду. Например, теплые оттенки красного, желтого, оранжевого побуждают к приему пищи. Все оттенки голубого – тоже. Таким образом малыш будет ассоциировать приём пищи с позитивом, а это значит, что ему будет комфортно есть самостоятельно.

5) Сажайте за стол, когда кушаете сами. Малыш должен привыкать к семейным обедам. Предлагайте поначалу не стандартную порцию, а микро-. Например, кусочек огурца, хлебец или яблочко. Постепенно переводите за «общий» стол.

6) Не создавайте множественные перекусы. Попробуйте соблюдать режим питания. В год ребенку вполне хватает завтрака, обеда, полдника и ужина. В этом возрасте не исключают и одно ночное кормление. Если в промежутках между приемами пищи вы докармливаете малыша (фрукты, хлебобулочные изделия, молочная продукция и т.д.), не удивляйтесь, что за завтраком он не ест кашу, а за обедом — суп.

7) ГВ «по требованию» также, как и предыдущий пункт, не дает вам возможности приучить ребенка к самостоятельному приему пищи. Малыш уже сыт маминым молоком, поэтому куда менее вкусный суп навряд ли вызовет у него интерес. Другая ситуация, если ребенок действительно был бы голоден к обеду, ведь с завтрака прошло более 3-х часов… Интервалы между приемами пищи (в т.ч. и грудное молоко) обязательно должны быть, особенно если ребенку уже более года.

8) Очень важно вырабатывать правильные пищевые привычки. Постарайтесь готовить здоровую (но вкусную) пищу и предлагать ее малышу. Начинать делать это необходимо как можно раньше.

Важно помнить, что придумывание проблем и самостоятельная постановка диагноза лишь навредят в деликатном вопросе питания ребенка. Разговор с грамотным специалистом всегда будет более эффективен, нежели самостоятельное лечение, и с большей долей вероятности поможет решить детское пищевое расстройство быстрее и проще.

Ссылка на основную публикацию