В возрасте двух-трех лет в жизни крохи наступает период предпочтений и привязанностей. Он как магнит прилипает к тем, кого выбрал в любимчики, остальных безоговорочно отвергают. В немилость могут впасть даже любимые некогда бабушки и дедушки, но больше всего достается обычно папам.
Поупражняться в отношениях
После рабочего дня папа раскрывает свои объятия малышу, а тот вместо того, чтобы обнять отца, бежит к маме.
– Я и подумать не мог, что мой долгожданный первенец будет разбивать родительское сердце в столь юном возрасте, – с грустной улыбкой говорит папа трехлетнего Якова Александр Беркушев. – Мне казалось, что мы с сыном – друзья, он всегда не прочь был со мной побаловаться. Но стоит на пороге появиться маме, он бросается к ней, теряя ко всем нашим забавам интерес.
Когда малыш избирательно проявляет свою любовь к одному из родителей, другому неприятно детское безразличие. Но такое поведение – отнюдь не повод для беспокойства, считают специалисты. Напротив, оно говорит о правильном эмоциональном развитии ребенка.
– Это знак того, что малыш эмоционально развивается, учится самостоятельно принимать решения, – говорит социальный педагог Марина Панова. – Он начинает понимать, что может влиять на окружающий мир, и исследует способы этого воздействия. Взрослым такое поведение может показаться капризами, но на самом деле это первые шаги в отношениях и напряженный учебный процесс. Дети экспериментируют с привязанностями и проверяют родителей на прочность. Им важно понять, что сделают взрослые, если малыш их оттолкнет. Единственно правильное поведение – любить своего ребенка также сильно.
Игра в перевертыши
Считается, что в первые два года жизни у малыша происходит формирование особой связи со взрослым, который проводит с ним больше всего времени. Это чаще всего мама, поэтому особая привязанность к ней естественна и даже полезна. Самое главное, чтобы впавший в немилость папа правильно себя повел.
Мама двух дочек Инна Викторова рассказывает, что ее Кира и Лиза в двухлетнем возрасте очень эмоционально выражали свою нелюбовь ко всем членам семьи, кроме мамы.
– Если нужно было помочь им раздеться или разуться, они требовали, чтобы это сделала я, почитать книжку – тоже я, за руку их держать – тоже я, – делится Инна. – Муж сначала обижался на меня, на дочек и даже подумывал, что я их как-то настраиваю на такое поведение. Но когда понял, что от этих капризов я страдаю не меньше, чем он, то придумал, как вести себя с этими привередами.
Когда девчонки требовали, чтобы к ним подошла мама, папа настаивал, что он мама и есть. Строил им рожицы или надевал косынку на голову со словами: «Сегодня я ваша мама!» Это вызывало у дочек приступ хохота. Но подпускать папу, даже в роли мамы, они не хотели, вредничали. И шли на предсказуемую детскую хитрость – звали папу.
– Папа срывал с себя косынку со словами «я здесь», – рассказывает Инна. – Девочки снова хохотали и требовали маму. И папа снова превращался в маму. Иногда я ему подыгрывала, «превращаясь» в папу, и эта игра могла длиться бесконечно долго. Таким способом мы положили конец игнорированию папы и поняли для себя, что дело не в папе, не в том, что он детям не нравится, и не в том, что с ними проводит не так много времени, как мама. Это детская игра, в которую все играют в определенном возрасте.
По мнению специалистов, капризы ребенка, связанные с привязанностью только к одному из родителей, не означают, что второй ему не нужен.
– Часто такое поведение происходит от уверенности в любви второго родителя. Поэтому папе ни в коем случае нельзя уходить в тень, – говорит психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – Именно тогда, когда малыш отталкивает вас, он больше всего в вас нуждается. Поэтому оставайтесь рядом с малышом и не позволяйте обидам разлучать вас.
Отвергнуть могут и маму
Бывает и так, что еще вчера мама была в любимчиках малыша, а сегодня в фаворитах – папа или бабушка. В семье Татьяны Карповой сын и дочь – погодки.
– Сын во мне души не чаял, буквально с рук не слазил, – рассказывает она. – Но за пару недель, которые я провела в роддоме, рожая дочку, охладел ко мне. Все это время он проводил с папой. И когда я вернулась с малышкой, первые дни меня не замечал. Стоило усадить его на колени, он тут же выскальзывал из рук и бежал к папе. Вернуть его расположение было довольно трудно.
Она вспоминает, как сын со слезами провожал каждое утро папу на работу, с какой радостью встречал. Татьяна решила, что доверие сына будет возвращать с помощью творческих занятий.
– К приходу папы мы готовили какой-нибудь подарок – рисунок, поделку из пластилина, учили стишок или готовили вместе что-нибудь на кухне, – говорит она.
По мнению психолога, самый верный способ вернуть себе детское расположение – это быть вместе. Любые отношения строятся только трудом и постоянными усилиями в простых обыденных вещах. Это касается и взрослых, и детей. Чтобы найти подход к ребенку, нужно знать его. Для малыша нет ничего важнее мелочей, которые для него важные составляющие его жизни. И мама и папа должны быть в курсе самой любимой книжки, любимой тарелки и кружки, без которых малыш отказывается садиться за стол, должны знать по именам героев всех любимых сказок и мультиков. И тогда детскую любовь и привязанность можно будет поровну разложить на обе чаши весов.
Признаки и проявления
То, что ребёнок не переворачивается в 4-5 месяцев, еще не является тревожным сигналом. Желательно понаблюдать за малышом на предмет других патологических отставаний. К примеру, ребёнок в 4 месяца не интересуется звуками, не ищет их глазами или не может приподнимать голову в вертикальном положении, лежа на спине. Всё это часто говорит о том, что у него присутствуют задержки в физическом развитии, которые могут коснуться и навыка переворачивания.
Причины
- Проблемы с внутриутробным развитием . В этом случае задержки вызваны токсикозом, неправильным питанием, вредными привычками, хроническими или острыми патологиями будущей мамы.
- Проблемы при рождении . Отсутствие навыка переворачивания наблюдается у недоношенных детей, при стремительных родах или у малышей с гипоксией в родах. Родовые травмы также неблагоприятно сказываются на физическом развитии младенца.
- Проблемы, возникшие после рождения. В эту группу входят врожденные патологии, простудные и инфекционные болезни, нарушения нервно-психического развития. Причиной также является избыточная масса тела малыша, темперамент.
Когда необходимо показаться врачу
В норме ребенок начинает переворачиваться со спины на живот в 4-6 месяцев и позже в обратном направлении. Уже в шесть месяцев двигательная активность заканчивает формироваться и закрепляется. Если к упомянутому возрасту ребёнок так и не научился переворачиваться, стоит посетить доктора.
Общие рекомендации для родителей
- чаще выкладывать малыша на на ровную твёрдую поверхность;
- заниматься с ним двигательной гимнастикой;
- проводить общеукрепляющий массаж;
- аккуратно помогать малышу при попытках перевернуться.
Как наш центр может помочь
Доктора «Импульс Сочи» проконсультируют вас по поводу того, почему ваш малыш не хочет переворачиваться, выявят имеющиеся проблемы и назначат грамотное лечение. Мы работаем даже со сложными случаями, подбирая индивидуальный подход к каждому маленькому пациенту. Записывайтесь на приём в удобное время.
Рассмотрим, в каком возрасте ребенок начинает ползать самостоятельно: мальчик и девочка. Также разберем виды ползания, нормы освоения навыков и как укрепить мышцы спины, рук.
- В чем заключается польза ползания
- Когда ребенок начинает ползать
- Виды ползания
- Как укрепить мышцы спины и рук
- Подведем итог
Малыш начинает улыбаться, держать голову, переворачиваться, садиться и ползать, когда приходит время. Выясним, в каком возрасте ребенок начинает ползать, причем мальчики и девочки осваивают навык в разное время.
В чем заключается польза ползания
Ходьба на четвереньках оказывает благоприятное влияние на развитие интеллектуальных способностей ребенка. По этой причине малыша требуется научить ползать раньше, чем он поймет, как садиться на попу.
Плюсы своевременного ползания:
- Укрепление мышечных тканей.
- Ориентирование в пространстве.
- Появление правильной координации движений.
- Нормализация сна младенца.
- Развитие гибких и подвижных суставов.
- Подготовка организма к прямохождению.
Главная ошибка родителей – стремление научить младенца вертикальному положению тела. Его физическое развитие должно быть постепенным и в соответствии с возрастом, ведь здоровье организма в том числе зависит от правильного формирования осанки и мышечного скелета.
Когда ребенок начинает ползать
С первых минут после рождения кроха начинает изучать окружающий мир. Активная познавательная деятельность появляется раньше, чем малыш начинает ползать или ходить. Дотянуться до яркой и красивой игрушки сложно, так как требуется использовать другие способы движения вперед.
В первую очередь — перекаты на бок, а после на живот. Затем кроха пытается оттолкнуться от опоры ногой или рукой, стараясь развернуться в противоположную сторону. После того как малыш осваивает простые навыки, он начинает двигаться в задуманном направлении.
В каком возрасте девочка или мальчик начинает ползать? Первые попытки у ребенка наблюдаются в 4-5 месяцев. Настойчивые, активные малыши уже полностью осваивают навыки к полугоду и преодолевают длинные расстояния.
Развитие младенцев происходит индивидуально. Поэтому указанный возраст, во сколько ребенок начинает ползать, нельзя считать нормой.
Критерии, от которых зависит, в каком возрасте ребенок начинает ползать на четвереньках:
В каком возрасте ребенок начинает ползать самостоятельно, напрямую зависит и от половой принадлежности: мальчик или девочка. Согласно медицинской статистике, ребенок женского пола быстрее осваивает передвижение на четвереньках, чем мужского.
Поэтому маленькая принцесса способна уже активно ползать в 4-5 месяцев, а богатырь начнет совершать первые попытки ближе к полугоду. Недоношенные дети поползут еще позже — примерно в 10 месяцев.
Появление навыка зависит от телосложения ребенка. Пухлому ребенку тяжелее будет передвигаться, поэтому на обучение уйдет больше времени. Спрогнозировать, в каком возрасте мальчик или девочка начинает ползать на четвереньках, довольно сложно.
Виды ползания
Манеру передвижения ребенок выбирается самостоятельно в зависимости от удобства. Рассмотрим 3 способа ползания.
Когда ребенок должен сесть
Примерно к шести месяцам младенцы должны ползать, переворачиваться и держаться за шею и голову. Чем дольше он остается в горизонтальном положении, тем сильнее будут его двигательные функции. Эта физическая нагрузка поможет укрепить мышцы и позвоночник, и к 6 месяцам ваш ребенок будет пытаться сесть.
Хотя 6 месяцев считается лучшим возрастом для сидения, педиатры считают, что все зависит от физиологии ребенка. Как правило, недоношенные и набирающие вес младенцы развиваются медленнее. В этом случае, даже если малыш в возрасте шести месяцев ленится самостоятельно сидеть, родителям нужно только набраться терпения и не торопиться. Как правило, большинство младенцев способны сидеть к 9 месяцам при условии, что у них нет проблем со здоровьем.
Признаки того, что ребенок готов сесть
Развитие вашего ребенка следует его биологическим часам. Таким образом, способность каждого ребенка удерживать свое тело в вертикальном положении в течение длительного периода времени развивается. Если в возрасте 6 месяцев противопоказаний нет, можно проверить, готов ли малыш самостоятельно сидеть. Это делается в кабинете педиатра или дома в безопасных условиях. Для этого теста вы можете использовать качающийся стол, обычный стол или, по крайней мере, жесткий диван. Вы можете следовать приведенному ниже алгоритму:
1. Положите ребенка на упаковочный стол.
2. Возьмитесь за его руки и слегка приподнимите их.
3 Если ваш ребенок крепко сжимает пальцы, медленно потяните их к себе.
Если ваш ребенок пытается поднять свое тело в этом положении, его позвоночник достаточно силен. Если плохо держится за пальцы, запрокидывает голову или просто держится за руки, садиться рано.
Как развиваются мальчики и девочки
По словам педиатров, возраст, в котором дети учатся сидеть, не зависит от их пола. На него влияет только степень развития позвоночника и мышц спины. Однако есть некоторые различия в развитии мальчиков и девочек. Причина этого в том, что мозг растет и развивается с разной скоростью. Вот некоторые примеры:
У мальчиков быстрее развивается 1-й отдел мозга, отвечающий за пространственную ориентацию. В результате у девочек менее развиты пространственные навыки.
2. Зрительная память мальчиков фиксирует общую картину того, что происходит вокруг них, а зрительная память девочек фиксирует мелкие детали.
3 Мальчики гораздо дольше концентрируются на одном деле, переходя от одного занятия к другому без особого энтузиазма. С другой стороны, девочкам легче переключаться между предметами и классами.
4. Девочки гораздо более общительны и общительны, поэтому они быстрее адаптируются к новой среде. Мальчикам, особенно младенцам и мальчикам дошкольного возраста, требуется больше времени, чтобы приспособиться к своим родственникам.
5. Большинство девочек начинают говорить в первый год жизни. У мальчиков речевые навыки развиваются в возрасте 15-18 месяцев.
Разницу можно увидеть не только в умственном и когнитивном развитии, но и в физическом развитии. Девочки начинают быстрее садиться, ползать и ходить. Особенно, если для этого благоприятствует окружающая среда. Если ребенок постоянно находится на руках у родителей и самостоятельно освоить моторику и чувство пространства не представляется возможным, его физическое развитие задерживается вне зависимости от пола.
Нужно ли «присаживать» малыша
Вопрос о том, когда ребенок начнет самостоятельно сидеть, ползать, ходить и говорить, беспокоит всех родителей. Однако одни полностью полагаются на природу и стараются не мешать физическому развитию ребенка, другие начинают сажать их раньше времени. Обе эти меры являются крайними. Врачи против «торопить» ребенка или позволить всему происходить самому. Родители могут помочь своему ребенку овладеть физическими, умственными или когнитивными навыками, если это не вредит их здоровью.
Что делать родителям, когда ребенок ленится сидеть
Родители 6-месячных детей, которые отказываются сидеть и оставаться в вертикальном положении в течение длительного времени, должны сначала проконсультироваться со своим педиатром. Если проблем со здоровьем нет, то волноваться не о чем.
Родители сами могут сказать, гармонично ли развивается их ребенок. Об этом можно судить по тому, что ребенок
— поворачивается из стороны в сторону лежа на спине или животе;
— может чувствовать руки и ноги в пространстве;
— Сжимает ноги к животу в положении лежа на спине;
— Хорошо держит спину, шею и голову в положении лежа;
Она крепко сжимает указательные пальцы родителей и пытается дотянуться до них.
Эти признаки говорят о том, что малыш развивается в соответствии со своим возрастом, а это значит, что рано или поздно он сможет самостоятельно сесть. Нет необходимости его толкать. Чем дольше ребенок находится в горизонтальном положении, тем сильнее будут его мышцы и позвоночник до 6-7 месяцев.
Многие педиатры рекомендуют вашему ребенку научиться ползать, прежде чем он сможет сесть. Попробуйте положить его на животик и поставить перед ним игрушку. Это заставит его двигаться более активно, когда он находится в горизонтальном положении. Это поможет укрепить мышцы спины и подготовить позвоночник к нагрузкам.
Если ваш ребенок слишком ленив, чтобы сидеть самостоятельно, даже в 7-месячном возрасте можно ввести дополнительные физические нагрузки. Обычно это рекомендуют педиатры:
Массаж должен состоять из поглаживающих движений. Это может сделать профессиональный детский массажист, который знает, как и сколько должен быть массаж. Купаться можно в специальном бассейне или дома в ванне под присмотром взрослого. Для домашней гимнастики понадобится фитнес-мяч. Ваш ребенок должен находиться под присмотром тренера в кабинете лечебной физкультуры.
Если вместо того, чтобы торопить ребенка, внимательно понаблюдать за ним и создать комфортные условия для его всестороннего развития, рано или поздно он начнет самостоятельно сидеть и станет меньше зависеть от родителей.
В шестимесячном возрасте появляются новые особенности в поведении ребенка. Он начинает по-разному реагировать на знакомых и незнакомых людей. Увидев незнакомцев или родственников, редко бывающих в гостях, малыш настораживается и с опаской смотрит на них. Он перестает улыбаться и на попытки постороннего человека взять его на руки может расстроиться и заплакать. Но через некоторое время, когда ребенок привыкнет к присутствию незнакомцев, он будет приветливо смотреть на них и может взять из рук гостей игрушку. Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними.
В этом возрасте совершенствуются моторные навыки. Многие дети пытаются продвигаться на животе вперед, устойчиво сидят, держат игрушку двумя руками.
Ребенок начинает подбирать мелкие предметы с пола, так как лучше «управляет» своими пальчиками.
Малыш узнает знакомые предметы, внимательно рассматривает их и пытается извлечь звук (трясет погремушкой, прислушивается и опять трясет ею). Детям нравится шуршащая бумага (фольга, оберточная бумага). Помните, что в этом возрасте малыши тянут все предметы в рот, поэтому следите за ребенком, когда он играет с бумагой.
Шестимесячный малыш любит общаться со взрослыми и активно показывает свое стремление. Лепет ребенка становится намного выразительнее и может означать просьбу или вопрос.
Чем заниматься с ребенком 6-7 месяцев
Во время кормления посадите малыша на детский стульчик и положите на столик кусочки печенья или сушку. Ребенок будет брать кусочки еды и засовывать их в рот. Таким образом он совершенствует движения пальцев и координацию движений рук.
Приготовьте желе и положите его на столик перед ребенком. Он будет пытаться брать скользкие кусочки желе и тянуть их в рот.
Понаблюдайте за реакцией ребенка на различные запахи. Сделайте несколько шариков из марли или бинта, положите в один из них дольку чеснока, в другой — кусочек лука, в третий — гвоздику, четвертый смочите одеколоном. Поднесите их поочередно к носу малыша с одной стороны, а затем с другой, и посмотрите, как он реагирует на запахи. По мимике ребенка, активным движениям ног или повороту головы в противоположную сторону вы сможете определить, какие запахи ему неприятны.
Учите малыша хлопать в ладошки. Возьмите ладошки ребенка и похлопайте ими друг о друга, напевая песенку «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. ».
Учите ребенка поднимать ручки вверх и класть их на голову, при этом можно читать стишок о птичках. Произнося слова «птички полетели, на головку сели. » возьмите ручки малыша, поднимите их вверх и прикоснитесь к голове.
Предлагая игрушки или выполняя действия с ними, побуждайте ребенка к исследованию и принятию решения. Когда малыш держит в обеих ручках игрушки, предложите ему третью игрушку. Сначала ребенок попытается взять предложенную игрушку, не выпуская из рук те, которые держит. Но со временем малыш поймет: для того чтобы взять эту игрушку, нужно освободить руки.
Возьмите у ребенка игрушку и наполовину прикройте ее пеленкой или платком. Сначала малыш будет брать игрушку за видимый край, а потом научится стаскивать платок с игрушки.
Предлагайте ребенку разные игры со звуками. Не забывайте, что развивающие игрушки для детей этого возраста – практически все окружающие предметы. Наполните несколько металлических баночек крупами или мелкими игрушками. Поочередно потрясите каждой баночкой, чтобы малыш видел, как вы это делаете. Через некоторое время он будет сам трясти баночками, чтобы извлечь звук.
Возьмите несколько пластмассовых или металлических формочек и покажите ребенку, как нужно ударять ими друг о друга. Затем сделайте это вместе.
Покажите малышу жест «пока-пока». Когда кто-нибудь уходит из дома, машите рукой и говорите: «Пока-пока». Очень скоро кроха начнет махать ручкой на прощание.
Повторяйте за ребенком звуки, которые вы слышите в его лепете. Меняйте интонацию и выражение лица, когда произносите звуки. Глядя на выражение вашего лица, малыш будет радоваться или удивляться и, возможно, начнет повторять за вами новые звуки.
Разговаривайте с ребенком простыми фразами и выразительным голосом. Когда вы одеваете, купаете или кормите малыша, всегда озвучивайте свои действия. Например, когда одеваете ребенка, говорите: «Давай ручку. Где твоя ножка?» Вскоре он начнет поднимать ручку или ножку в ответ на вашу просьбу.
Не забывайте время от времени смотреть ребенку в глаза и улыбаться. Когда вы берете малыша на руки, даете ему игрушку, качаете в гамаке или сидите с ним на полу, привлекайте его внимание к своему лицу. Ребенок научится понимать ваше настроение, различать выражение радости, удовольствия, восторга или грусти.
Подносите малыша к радиоприемнику или магнитофону и давайте ему слушать музыку или песенки, танцуйте с ним. Говорите ребенку и показывайте, откуда звучит музыка.
Дети делают много странных вещей, которые в большинстве случаев оказываются совершенно нормальными: истекают соплями, покрываются гормональной сыпью, сосут пальцы, отказываются ползать, ходят на цыпочках, игнорируют горшок. Обычно родители стараются понять, что же происходит (и мы рады в этом помочь). Но иногда потенциально опасные вещи в поведении детей взрослые пропускают. Например, многие игнорируют сидение в W-позе. Разбираемся, насколько это опасно.
Что такое W-поза?
Это такое положение ребенка, при котором он сидит на плоской поверхности, подогнув ноги так, что коленки оказываются впереди, ступни позади, а голени вдоль бедер. Выглядит это вот так. Часто такую позу называют «лягушкой».
Что с этой позой не так?
Некоторые педиатры и специалисты по лечебной физкультуре считают W-позу вредной для детского здоровья.
Сидение с ногами, сложенными в букву W, создает неравномерную нагрузку на тело ребенка: эта поза детям дается легче, чем остальные, поскольку не требует напряжения мышц живота и спины, при этом мышцы бедер, голеней, коленей и лодыжек чрезмерно напряжены. Кроме того, привычка так сидеть может усугубить неврологические проблемы, например, низкий мышечный тонус. Также сидение в W-позе часто становится причиной неустойчивости тела, недостаточно развитого умения держать равновесие и совершать перекрестные движения.
Почему дети сидят «лягушкой»?
Главная причина — удобство. Детям проще сидеть в такой позе, когда они сосредоточены на чем-то: собирают конструктор, строят башню или рисуют.
Для многих детей эта поза нормальна, потому что они рождены с так называемым выворотом бедренной кости внутрь. Состояние корректируется с возрастом по мере роста и не требует лечения.
Кроме того, есть предположение, что на предпочитаемое положение ног влияет большое количество времени, проведенное в детских креслах-шезлонгах, младенческих качелях, ходунках, автокреслах.
Педиатр Рейчел Коли считает, что W-поза — вполне естественное положение для малышей. Они предпочитают сидеть так, когда переходят с ползания по-пластунски к ползанию на четвереньках.
То есть, паниковать не стоит?
Мы спросили у педиатра сети клиник доказательной медицины DocDeti Алины Григорьевой, как быть родителям, если ребенок сидит «лягушкой».
Многие дети сидят в W-позе, особенно в раннем возрасте. Это нормально и не говорит о какой-либо патологии. Причина того, почему дети так любят сидеть в W-позе — антиверсия бедра. Бедра как бы повернуты внутрь и детям так просто удобно.
Нет необходимости пересаживать ребенка, заставлять его сидеть в другой позе. Обычно дети сидят так в среднем до 10 лет.
Однако, если вы тревожитесь, что у ребенка это войдет в привычку и во взрослом возрасте, можно предпринять некоторые шаги. Например, если малыш еще маленький, можно играть с ним на полу, держа его у себя на руках или усаживая его в позы на коленях, с вытянутыми ногами перед собой. В случае, если ребенок уже понимает вас и может выполнить просьбу, можно попросить выбрать другую позу, как только он сложит ноги буквой W.
Ещё почитать по теме
«Если ваш малыш не побежал в возрасте одного года — это не повод для беспокойства»: интервью травматолога-ортопеда
Оказывается, беситься и ходить на голове — очень полезно для детей. Рассказываем, почему
«Головная боль у ребенка случается чаще, чем принято об этом думать»: интервью детского невролога Данияра Жураева