Вопрос, когда ребенок начинает говорить, волнует практически всех родителей. Ведь мамы и папы с огромным нетерпением ждут, когда же их малыш заговорит, скажет им, что он хочет, что его расстроило, чему рад или что ему нравится. К сожалению, ответить на вопрос, во сколько он начнет говорить, довольно сложно, поскольку просто нет специального «календаря речи». Ни один врач не может точно сказать, когда нетерпеливые родители услышат первые слова своего малыша. Это все индивидуально, развитие речевого аппарата происходит от особенности организма воспринимать информацию, от психики и способности к размышлению.
Иногда случается так, что ребенок молчит до 3 лет, хотя родители и близкие родственники очень старались участвовать в развитии его речи. Бывает и наоборот, уже в год болтает без умолку, тем самым удивляя родственников.
Считается, что спокойные малыши начинают говорить раньше своих более активных сверстников. Есть мнение, что девочки начинают болтать раньше, в отличие мальчиков.
Этапы развития речи
К году большинство детей произносят разнообразные звуки и слова, состоящие из несколько букв — «дай», «на», «мама», «папа», «баба». Некоторые неврологи считают, что годовалый ребенок должен знать и произносить около 10 простых слов, но, конечно же, на практике такое явление очень редкое. Родителям стоит беспокоиться, если в год он только лепечет, при этом отсутствует интонация голоса, а также, если не может соотносить слова с предметами либо действиями.
В 1,5 года в речи малыша появляются упрощенные слова, которые он пытается повторить за взрослыми. Конечно, в этом возрасте полностью сказать определенное слово у него не получается, и он произносит только первый либо последний слог.
К 2 годам словарный запас детей значительно пополняется. Они уже осознанно произносят упрощенные слова, состоящие из 3 слогов. Если этого не происходит, следует обратиться за советом к неврологу, логопеду.
К 3 годам словарный запас ребенка включает около 800-1000 слов. Он говорит предложениями, может пересказать любимую сказку, проанализировать бытовую ситуацию, рассказать, чем занимался весь день. Он задает кучу вопросов, на которые родители должны доступно и подробно давать ответы.
Рекомендации
- Как можно больше разговаривайте с малышом, читайте детские сказки, стишки, пойте песенки, потешки. Слушая речь родителей и близких, ребенок пополняет свой пассивный словарь.
- На прогулке постоянно показывайте, называйте предметы, которые встречаются по дороге — «вон там поехала синяя машина», «смотри, какая маленькая птичка» и т.д.
- Общаясь с малышом, используйте короткие предложения, длинные он проигнорирует.
- Не сюсюкайте с ребенком, речь должна быть правильной, внятной. Однако можно называть предметы двумя названиями, к примеру, машина — би-би или котик — мяу. Так сначала малыш сможет использовать слово, которое легче произносится, а чуть позже он перейдет к полному слову.
- Развивайте мелкую моторику, ведь она связана с речью. Перебирайте вместе крупу, лепите, рисуйте, нанизывайте бусины. Подойдут любые занятия, в которых участвуют руки, даже полезно просто мять и рвать бумагу.
Не стоит предугадывать желания ребенка, выполняя их с первого же жеста. Это лишает его мотивации использовать речь, ведь зачем учиться говорить, если достаточно показать пальчиком и желаемая вещь уже в руке.
Почему ребенок не говорит
Если в 3 года малыш не говорит и даже не пытается, то обязательно нужно искать причину молчания. Возможно проблема стоит в задержке речевого развития, нарушении слуха, нервной системы, недостаточно развитой мелкой моторики, отсутствии мотивации к разговору.
Итак, однозначного ответа на вопрос, когда ребенок начинает говорить первые слова, не существует. Каждый малыш индивидуален, одни начинают говорить раньше, другие — позже. Если у малыша присутствуют какие-либо затормаживания в процессе развития речи, то рекомендуется обратиться к врачам (невропатологу, логопеду, психологу) для проведения комплексного обследования.
К концу первого года жизни ребенок пытается вслед за взрослыми повторять отдельные слова. Девочки начинают говорить раньше — на 8—9-м месяце жизни, мальчики позже— на 11—12-м. Первые слова, которые произносит ребенок, как правило, МА-МА, ПА-ПА, БА-БА, ДЯ-ДЯ, ТЕ-ТЯ, АМ-АМ и т.д. Все существительные употребляются в именительным падеже и единственном числе.
К полутора годам ребенок попытается связать два слова: «Мама! Дай!», усваивает повелительное наклонение глаголов: «ИДИ!», «Дай!», «Положи!», выражающих его желание и потому имеющих для него важное значение. Месяца через два появляются формы множественного числа: КИСКА — КИСКИ. К двум годам жизни активный словарь ребенка включает до 1000 слов.
Поскольку он уже задает первый .вопрос: «Что это?», он усваивает названия многих предметов, и в начале второго года жизни слова становятся для него сигналами соответствующих предметов: ЭТО СТОЛ, ЭТО ЛИСА. Одновременно запоминаются и названия действий: ДАЙ, ВОЗЬМИ, ПОКАЖИ, ПОЛОЖИ.
От слова к понятию
Для того, чтобы вычленить из словосочетания (ДАЙ РУЧКУ) отдельные слова (ДАЙ и РУЧКУ), и ребенку, и взрослому надо немало потрудиться. Мама моет сыну ручки и говорит: «Где ручка? Вот ручка у Мити! Вымоем ручки чисто-чисто!»
Слово ДАЙ тоже употребляется в сочетании с различными словами и по отношению к разным предметам: «Дай куклу!», «Дай ложку!».
Предмет не только много раз показывается малышу, ему дают его потрогать, просят назвать его. Например, ребенок видит помидор, ощущает его прикосновение, фиксирует цвет, форму, вкус и слышит слово ПОМИДОР. Комплекс ощущений от предмета ассоциируется со словом. Через какое-то время слово заменяет предмет, становится его эквивалентом. Постепенно слова вырываются из фразы и начинают самостоятельную жизнь.
Родители должны знать, что для превращения слова-названия в слово-понятие важно выработать на него большое число двигательных условных связей. Интересный эксперимент, проведенный психологами в Доме ребенка, описан М.М. Кольцовой в книге «Ребенок учится говорить».
Изучали две группы детей от 1 года до 1 года 3 месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев ежедневно 10 раз по пять секунд показывали незнакомый предмет (КНИГУ) и говорили: «Книга, это книга». Дети каждый раз обращали взгляд в сторону показываемого предмета. За время наблюдения реакция была повторена 500 раз.
С детьми второй группы также использовали КНИГУ, но производили большое количество действий: «ВОТ КНИГА», «ОТКРОЙ КНИГУ», «ЗАКРОЙ КНИГУ», «ПОЛОЖИ КНИГУ» и т.д. — всего 20 такого рода команд, каждая из которых требовала двигательных реакций.
В результате на просьбу дать книгу дети из первой группы брали ту книгу, с которой имели дело в предыдущих опытах, и отдавали ее.
Когда просили взять еще какую-нибудь книгу, то они либо брали любой другой предмет (куклу, машинку), либо двигательной реакции не следовало вообще. То есть для них слово КНИГА осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело.
Все малыши второй группы выбрали из лежащих перед ними предметов сначала знакомую им книгу, а затем и все остальные. Они не только отличали книги от других предметов, но и смогли обобщить их словом КНИГА. Значит, слово стало для них понятием, относящимся ко многим предметам, в чем-то сходным, а в чем-то различающимся между собой.
Следовательно, родители должны учить ребенка производить как можно больше действий с любым предметом: ВОЗЬМИ, ПОЛОЖИ, ОТКРОЙ, ЗАКРОЙ и т.д. Малыш не должен быть предоставлен себе — он должен под руководством взрослого учиться нужным действиям с предметами, потому что это развивает его мышление.
Пока сам ребенок не знает, что и как делать, ему надо показать и подсказывать даже самые простые действия, научить его этим действиям. Девочек, скажем, играть в куклы, одевать и раздевать их, кормить, купать и т.д. Мальчиков — складывать из кубиков дом, катать машинки и т.д.
Все действия необходимо комментировать: «Вот белое платье. Надень кукле Маше платье, а я тебе помогу. Сейчас мама идет в гости к кукле Кате — топ, топ. » Мама включается в игру и говорит о том, что делает кукла. Так действия с предметами способствуют формированию обобщающих понятий.
Различают четыре степени обобщения:
1 степень — слово обозначает один конкретный предмет (ЭТО КУКЛА; ЭТО КУБИК). Оно совпало с ощущениями от него и между ними образовалась прочная связь.
2 степень — слово обозначает уже группу однородных предметов (КУКЛА относится к любой кукле). Значение его шире, менее конкретно, менее связано с каким-то определенным предметом. 1 и 2 степени обобщения доступны детям второго года жизни.
3 степень — слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее название (ОДЕЖДА, ПОСУДА, ИГРУШКИ). Эта степень обобщения достигается детьми к трем годам.
4 степень — слово как бы аккумулирует предыдущие уровни обобщения (ДОБРЫЙ, ЗЛОЙ и т.д.) Такой уровень обобщения доступен лишь к четырем годам.
При 1 и 2 степени обобщения ребенок должен связать слово с ощущениями от данного предметами и, главное, действиями, которые он с ним производит. В свое время И.М. Сеченов приводил наглядный пример с колокольчиком: малыш видит его — получает зрительное ощущение, трогает — получает осязательное ощущение, колокольчик издает звук — слуховое ощущение, и, наконец, взрослый говорит «динь-динь».
На втором году жизни ребенок уже понимает, что каждый предмет имеет название, что каждое свойство предмета — большой или маленький, красный — синий, соленый — сладкий — тоже имеет название, как и всякое действие — съел, пошел* заговорил. Малыш узнает, что предметы и действия объединяются в группы, имеющие словесные обозначения: еда, игра, посуда и т.д.
Звуки речи
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает: губные звуки — п, пь, б, бь, м, мь; губно-зубные — ф, фь, в, вь; переднеязычные — т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль; заднеязычные — к, кь, г, гь, х, хь.
Свистящие звуки (с, сь, з, зь), шипящие (ш, щ, ж, ч) и сонорные (р, рь, л, ль) ребенок в этом возрасте пропускает или заменяет. Задача родителей — проводить подготовительную работу, которая поможет ему овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Например, можно предложить ему определить игрушку по звукоподражанию (используя озвученные собачку, кошку и т.д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан и т.д.).
Мы произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Точность, сила, объем этих движений развиваются у ребенка постепенно. Мы можем помочь ему в этом упражнениями артикуляционной гимнастики. С детьми от 1 года до 2 лет можно поиграть в ЛОШАДКУ — пощелкать языком, широко раскрывая рот, причем лошадка едет то медленно, то быстро. Упражнение «Лошадка» способствует укреплению мышц языка и его подъему вверх за счет подтягивания подъязычной связки.
Пользуясь тем, что от 1 года до 2 лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков, очень важно воспитывать у него потребность в общении, внимание к речи окружающих, а также речевую память и умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.
Шевцова Е. Е. Воробьева В. Е.
Ответ на вопрос о том, когда ребенок начинает говорить, индивидуален, так же как и предположения о том, когда он поползет, сядет или сделает первый шаг. Развитие речи – сугубо индивидуальный процесс, и зависит он от многих факторов. Если родители предугадывают малейшее желание малыша, не отпускают его с рук ни на мгновение, то, скорее всего, такое чудо заговорит достаточно поздно.
Когда появляются первые звуки?
Некоторые родители переживают из-за того, что их ребенок поздно начал говорить. В действительности любой малыш уже с рождения желает общаться. Сначала посредством крика, которым малыш сообщает о том, что проснулся или хочет кушать. Любая внимательная мама быстро поймет, что именно говорит ее сын или дочка. Первые звуки, похожие на речь, появляются уже к двум месяцам. Именно в этот момент важно разговаривать с ребенком, и уже к трем месяцам он будет отвечать вам на своем «тарабарском» языке. В такой «беседе» у малыша развиваются мышцы лица и тренируются органы дыхания. Больше разговаривайте с младенцем. Делайте это во время кормления, перед сном, в период бодрствования. Старайтесь следить за тем, чтобы ребенок видел ваше лицо, ведь он подсознательно запоминает вашу мимику, эмоции при произнесении тех или иных слов. Чем больше вы будете общаться с малышом на первом году жизни, тем быстрее он начнет разговаривать. Общение с папой также имеет большое значение. Постепенно у ребенка формируется доверие к окружающему миру, а значит, и желание его познать как можно быстрее.
Когда появляются первые слова?
Вопрос о том, со скольки дети начинают говорить, как правило, сводится к ответу, когда малыш впервые сказал понятное слово. Примерно к четырем месяцам многие дети начинают лепетать, и взрослые слышат произнесение первых слогов. На радость бабушке или папе начинают звучать отчетливые «ба-ба» или «па-па». Эти звуки самые простые в произношении, поэтому ребенок начинает свои эксперименты с русским языком именно с них. Слоги «ма-ма» малыш скажет вслед за этими звуками, поэтому не стоит расстраиваться. Впрочем, возникшие в речи в пять-шесть месяцев, они еще не являются словами буквально. Малыш может смотреть на маму и говорить «баба». И это вовсе не потому, что он скучает по бабушке. Настоящие слова, со смыслом, появляются не раньше восьми месяцев, у большинства детишек лишь в десять–двенадцать месяцев. К концу года в детском лексиконе можно насчитать от пяти до десяти слов. Многие родители просто не замечают, когда ребенок начинает говорить, потому что эти первые слова, как правило, исковерканы до неузнаваемости. Продолжайте постоянно разговаривать с ребенком, глядя в глаза. В этот период возникают забавные ситуации, когда малыш пытается залезть руками к вам в рот. Таким образом он хочет быстрее разобраться, почему у вас получается говорить лучше, чем у него.
Когда появляются первые предложения?
К полутора годам в активном лексиконе малыша появляется несколько сотен слов, и дети начинают складывать их в предложения. Когда ребенок начинает говорить, многие слова еще произносятся неверно, а некоторые и вовсе урезаются до одного слога. Тем не менее специалисты называют это словами. Поэтому не пугайтесь, когда вы считаете, что малыш должен уже произносить сотню слов, а вы едва насчитываете пару десятков. В этот период, когда ребенок начинает говорить, важно не исправлять ошибки малыша, а показывать ему правильную речь, общаться и играть с ним. И тогда очень скоро наступят дни, когда вы будете мечтать о том, чтобы он хоть минуточку помолчал.
Сегодня поговорим о развитии речи детей раннего возраста. Статья будет полезна родителям, воспитывающим детей от 0 до 3 лет. Данный период в жизни ребенка является особенно благоприятным для освоения речи, поэтому родителям важно знать закономерности ее развития. В последнее время часто наблюдаются случаи, когда дети молчат в два, три, четыре года и родители не особо обращают на это внимание, и, к сожалению, уходит драгоценного время. Поэтому я рекомендую всем родителям, которые прочитают эту статью, понаблюдать, что и как говорит ваш малыш и в случае чего, обратиться на консультацию к учителю – логопеду, так как только квалифицированный специалист может правильно определить, как развивается речь ребенка.
Как бы это ни было удивительно, но уже первый крик новорожденного ребенка может говорить, о качестве речи в будущем. В норме он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Весь первый месяц крик будет будет сигнализировать о состоянии малыша (голод и др. дискомфорт). В возрасте 2 – 5 месяцев у ребенка появляется гуление. Малыш начинает произносить отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха». Также в 2 месяца он способен отвечать улыбкой на ваше обращение, искать источник звука, поворачивая голову в его сторону. В 3 месяца младенец ищет вас взглядом, нуждаясь в общении. К концу 3 месяца у малыша появляется первый смех. Это важный показатель нормального нервно-психического развития. В 4 месяца ребенок определяет источник звука в пространстве, поворачивает голову на ваш голос, музыку. В 5 – 6 месяцев дети начинают лепетать, произносить слоги и цепочки слогов – «Ма-ма-ма», «Па-па-па», «Тя-тя». Многие родители начинают думать, что именно в это время ребенок начал говорить свои первые слова, но это не так. Это всего лишь цепочки одинаковых и самых простых для произнесения слогов. К 7 месяцам лепет приобретает социализированный характер. Ребенок начинает привлекать ваше внимание голосовыми реакциями. Если он не видит маму или папу, он требовательно кричит: «Ма-ма-ма-ма-ма». В 9 месяцев у ребенка появляется модулированный лепет – малыш произносит цепочки слогов с различными интонациями. С 10 месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторить за взрослым отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей действительно получаются первые самостоятельные слова в речи. В 11 месяцев появляются слова «не», «да» с соответствующими жестами. К 12 месяцам в развитии речи ребенка происходит скачок. При нормальном развитии можно наблюдать 10-15 осознанно произносимых слов: мама, папа, баба, дядя, деда, дай, на. Слова могут быть лепетными (бай-бай, би-би, ду-ду), многозначными, когда одно слово обозначает сразу несколько предметов и действий. Например, слово «Пи» будет обозначать чай, сок, чашку, желание пить или сесть на горшок.
На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка.
Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка. В 18 месяцев можно насчитать 50 – 60 слов, появляются однословные предложения – требования: «Пать!» («Спать»), «Гуять» («Гулять»). Ребенок в этом возрасте многие звуки в словах переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата. Но характерным для этого периода при нормальном речевом развитии является стойкое воспроизведение оболочки слова. Например, итотьки – цветочки. С полутора лет у ребенка появляются слова из двух слогов — нога, вода, иду, хочу, а затем и из трех — бананы, говорю, гуляю. К 2 годам появляются фразы из двух слов, а в словаре можно насчитать около 200 слов. Речь ребенка этого возраста чаще может быть понятна только в определенной ситуации.
На 3 году жизни значительно возрастает понимание речи. Дети начинают понимать сказки, рассказы. Усложняются самостоятельные высказывания. В два с половиной года ребенок, речь которого развивается нормально, использует сложные предложения и задает вопросы. К 3 годам в словаре ребенка более тысячи слов, исчезает смягчение всех согласных звуков, которое до этого момента считалось возрастной нормой. В речи еще встречаются грамматические ошибки, неточное произношение отдельных звуков.
Таким образом можно заметить, что за 3 года ребенок проделывает большую работу в освоении речи, от первого крика до тысячи слов и сложного предложения. Поэтому если вашему малышу 3 года и он не хочет говорить, искренне рекомендую не откладывать визит к логопеду, чтобы не терять драгоценное время.
Жизнь малыша удивительна тем, что все в ней происходит впервые. Шаги, улыбки и, конечно же, слова – именно их с особым нетерпением дожидаются взрослые. Ведь умение говорить облегчит процесс воспитания, сделает желания крохи понятными для окружающих, даст возможность ребенку ощутить радость от вербального общения. Во сколько дети начинают говорить? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, но можно определить некоторые общие тенденции.
До первых слов – первые звуки
Говоря о развитии речи, стоит упомянуть о возникновении навыков общения. Как правило, новорожденные слабо проявляют реакции на внешние аудиальные раздражители. Многие мамы еще в роддоме пытаются установить контакт с грудничками, обращаются к ним с просьбами (например: «Не плачь!», «Давай ложиться спать!»), рассказывают об окружающей обстановке, поют колыбельные.
Многочисленные исследования утверждают, что даже плод в утробе матери слышит, понимает эмоциональную окраску звуков. На повышенный тон реагирует учащением серцебиения, а от спокойного голоса и мелодичного пения успокаивается и даже засыпает. Так и после рождения малыш отлично слышит звуки окружающего мира, однако получить от него ответную реакцию почти нереально.
В 6-10 месяцев приходит пора произнести повторяющиеся слоги ма-ма, га-га, дя-дя четко. Уже совсем близок период, когда детки скажут свои первые слова осознанно, а пока идет процесс повторения и активная тренировка произношения. Однако именно этот период признанный тем заветным временем, когда ребенок начинает говорить мама.
Первые слова – когда их можно услышать?
В каком возрасте ребенок начинает говорить? Ответ на этот вопрос всегда индивидуальный. По информации Большой Медицинской Энциклопедии, центральным звеном всего речевого аппарата есть кора головного мозга, в первую очередь его левого полушария.
То есть каждый человек сознательно скажет первые слова только тогда, когда его головной мозг достигнет достаточного уровня развития. Как утверждают медики, это произойдет не раньше 10-12 месяцев. Первые слова уже будут иметь смысл, но они пока окажутся односложными (дай, на) или будут состоять из повторяющихся звуков (мама, папа, ляля). После годика малютка начинает понимать простые просьбы и указания старших (возьми, сядь, встань), однако ему еще приходится объяснять каждое новое слово или явление.
До двух лет у детей уже накапливается небольшой словарный запас. Фразы и словосочетания становится все легче понять, обрывки словарных конструкций превращаются в осмысленные фразы. Кстати, некоторые дошкольники очень сердятся, если взрослые не понимают их монологи, и из-за это могут намеренно молчать. Но когда мама или папа наконец-то поймет их просьбу или рассказ радости нет предела.
Как правило, к четырем годам речь малышей становится разнообразной, эмоционально насыщенной и богатой сложными предложениями. У них хорошо получается звук р, нет проблем с шипящими, все произносимые словосочетания легко даются самому говорящему и понятны слушающему.
Ребенок до сих пор не говорит – почему так бывает и что делать
Есть множество причин, почему дети начинают разговаривать поздно. Например, в 4 года лексикон мальчика или девочки может быть очень скудным, а в 3 и вовсе ограничиваться несколькими понятными фразами. Унывать из-за этого не стоит – все люди имеют индивидуальные темпы развития, однако в такой ситуации стоит показать ребенка врачу.
Причиной такой молчанки могут быть разные заболевания – например, аутизм или дислалия (дефекты произношения некоторых звуков, из-за которых ребенок может стесняться говорить вообще). Но чаще всего причина кроется в особенностях физиологии, воспитания и личных качествах.
- Если научить говорить крошку очень трудно – может быть, причина в том, что окружающие люди не разговаривают или попросту много молчат. Конечно же, откуда взяться речевым навыкам, если младшему члену семьи не от кого им научиться?
- Решение очень простое – больше времени проводите в активном общении с маленьким, чаще обращайтесь к нему с просьбами и предложениями: «Понюхай цветочек», «Давай поиграем», «Идем кушать». Помогите ему запомнить больше слов, просматривая вместе с ним развивающие мультфильмы, читая вслух книги, играя в игры, в которых нужно произносить и повторять названия предметов, действий, описывать картинки.
- По сути, если ребенок долго не пытается говорить предложениями – часто в этом виноваты сами родители или другие люди, которые занимаются воспитанием чада. Кстати, доктор Комаровский рекомендует начинать активные беседы с трех месяцев беременности!
- Причины, почему ребенок запаздывает в речевых навыках, могут быть физиологические и наследственные. В таком случае, кроме выше перечисленных советов, очень помогают карточки Домана. Этот метод позволяет натренировать память, развить образное мышление, превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
- Благодаря методике американского врача-физиотерапевта Глена Домана пора, когда ребенок должен начать говорить, наступит гораздо раньше.
- Как научить ребенка говорить в 2 года, если он просто молчун? Такое бывает очень часто, ведь даже многие взрослые люди больше склонны копить в себе информацию, не любят делится мыслями и впечатлениями. Как помочь ребенку с таким характером, не повредив его формирующейся личности?
- Прежде всего, насколько это возможно, нужно обеспечить ему максимум общения. Это могут быть не только взрослые, но и сверстники. Очень полезны прогулки во дворе, на детской площадке, развивающие и обучающие массовые мероприятия. Многое зависит от окружения и атмосферы – не давайте маленькому человеку замыкаться в себе, но и не пытайтесь насильно приучить его к слишком шумным компаниям, давайте возможность взять паузу и сделать передышку.
- Еще одна причина, почему здоровый и активный малыш не начинает говорить – это комплексы, неврозы, разные психологические сложности. Когда ваш отпрыск становится старше – ему очень важна поддержка и одобрение.
Чтобы этого не произошло, старшие должны запомнить для себя правила:
- Разговариваем в семье спокойно, не критикуем, не обвиняем.
- Учим и воспитываем ребенка терпеливо, с любовью, с уважением к маленькой личности.
Чтобы дети научились говорить вовремя и стали полноценными личностями, очень важно уделять им достаточно внимания, играть и читать вместе, больше времени проводи в семейном кругу, в доброжелательной атмосфере. И все же, во сколько лет дети начинают активно практиковать вербальное общение? Однозначного правила не существует. Но, приложив усилия, можно достигнуть успехов гораздо раньше.
В каком возрасте ребенок начинает говорить первые слова? Это важно знать, как минимум, по двум причинам. Причина первая: зная ответ на этот вопрос, можно легко определить, нормально ли развивается малыш. И вторая, не менее важная причина: первое слово, сказанное ребенком, это всегда праздник для родителей. Ну как же: сынок или доченька начали говорить! Сколько здесь родительской радости и счастья! В ожидании этого дня мама и папа зачастую считают недели и дни. И сильно огорчаются, если, по их предположениям, все сроки давно уже вышли, а их карапуз не произнес еще ни единого словечка – тогда как соседский малыш-ровесник выговаривает уже целых пять слов!
Но – есть ли здесь повод для огорчения? В самом деле – когда дети должны начать разговаривать?
Сроки, условия, этапы
В большинстве случаев родители, ожидая от своего ребенка первого словечка, беспокоятся напрасно. Ну и что с того, что соседский ребенок уже выговаривает несколько слов, а их малыш не произнес еще ни единого словечка? У каждого ребенка – свои сроки взросления. Один – начинает говорить раньше, другой – немного позднее. Это – нормально. Кроме того, девочки произносят первые слова чуть раньше, чем мальчики.
Другое дело, если у ребенка наблюдаются какие-то уж совсем нестандартные отклонения в речевом развитии. Тут-то, конечно, необходимо забить тревогу. Но прежде родителям надо знать – каковы же этапы речевого развития у нормального, здорового малыша. То есть – как малыш готовится к своему первому слову, какие «ступеньки» он должен преодолеть и освоить, прежде чем сознательно произнести «мама» или «папа».
На этот счет существуют специальные общепринятые нормативы. Разумеется, они во многом условны и относительны (будем помнить об индивидуальном развитии каждого ребенка), но все же, в общем и целом, любой малыш так или иначе этим нормативам должен соответствовать.
- Каждый ребенок уже рождается «с голосом». Детский плач – это и есть тот самый врожденный голос. С его помощью малыш общается с миром и близкими ему людьми, давая знать о своих потребностях и проблемах.
- Примерно в 4-6 месяцев ребенок начинает произносить, кроме плача, и другие звуки: лепетать (этот процесс еще называют гулением), пытаться произносить новые звуки и даже строить простые звуковые сочетания, повторять отдельные слоги. В этом же возрасте кроха уже способен владеть своим голосом, меняя его интонацию.
- К годовалому возрасту малыш умеет обозначать отдельным звуком каждый предмет, он активно вступает в разговоры со взрослыми – правда, на своем, детском языке, который большей частью никому, кроме мамы, не удается расшифровать и понять.
- К полутора годам карапуз обычно уже осваивает первые простые слова (в основном, повторяя их за взрослыми), и более-менее успешно пытается их произносить.
- Примерно в два года малыш способен произносить до 50 и более слов – причем, не бездумно, а вполне осмысленно, правильно называя этими словами тот или иной предмет, человека, животное и т. д. В этом же возрасте многие дети делают первые попытки составлять короткие, из двух-трех слов, предложения.
- Приблизительно к трем годам большинство детей уже вполне уверенно разговаривают отдельными словами и сложными предложениями, их словарный запас пополняется с каждым днем. Кроме того, в этом возрасте они способны с помощью отдельных слов и предложений выразить ту или иную эмоцию.
Опять же – кто-то из малышей все эти этапы проходит быстрее, и уже вполне уверенно говорит в два годика, другие – слегка отстают. Не надо паниковать, торопить ребенка, вынуждать его во что бы то ни стало разговаривать, а тем более – наказывать. Ничего хорошего из этого не получится, а вот до стресса малыша такими неразумными усилиями довести очень легко. Ничего, придет время, и ребенок заговорит обязательно. А пока – лучше ему в этом оказать помощь. Хотя если ребенок «выбивается из графика» на полгода и больше, то лучше все же обратиться к доктору: вдруг у малыша какие-то серьезные отклонения в развитии.
Как помочь ребенку научиться разговаривать
Золотое правило, которое должны помнить все родители: в благоприятной, спокойной домашней обстановке ребенок начинает разговаривать быстрее. Всякий ненужный шум, крики, ссоры, резкие движения пугают малыша, действуют угнетающе на его нервную систему, и как результат – ребенок иногда не способен нормально говорить до пяти, а то и более лет.
И еще одно важное правило. Малыш учится говорить, воспринимая речь на слух. Поэтому с крохой необходимо постоянно общаться словесно. Купает, допустим, мама малыша – она должна говорить ему об этом, гуляет ли с ним, кормит его – то же самое. Все родительские действия должны сопровождаться словами. Малыш их слушает, запоминает, и обязательно попытается какие-то слова или хотя бы отдельные слоги воспроизвести. Выражаясь научным языком, у ребенка, который постоянно слушает родительскую речь, формируется пассивный запас слов. По мере их запоминания и взросления малыша, такой пассив обязательно начнет превращаться в актив – то есть, кроха рано или поздно попытается услышанные слова выговорить вслух.
Здесь есть еще одно важное условие – как именно следует общаться с малышом. Правила в этом случае несложны:
- говорить с малышом нужно простыми словами и предложениями;
- необходимо стараться говорить обо всем, что видит малыш и что происходит вокруг него;
- слова и фразы нужно выговаривать и строить правильно, не сокращая их и не переиначивая;
- предметы и явления, которые видит малыш, необходимо называть полными и правильными словами, а не словами-заменителями. Например, машину нужно называть именно машиной, а не, допустим, «би-би»;
- о себе мама должна говорить от первого, а не от третьего лица, а к ребенку обращаться не отвлеченно, а говорить ему «ты». Например, говорить: «Мама сейчас напоит своего малыша водичкой» – это неправильно. Правильно будет: «Сейчас я напою тебя водичкой»;
- сюсюкать с ребенком и нарочно коверкать слова – не нужно. Иначе он запомнит их в таком искаженном виде, и так же начнет их произносить.
Специальная гимнастика
Хорошие результаты дает и специальная детская гимнастика. Ее цель – разработка речевого аппарата малыша, чтобы впоследствии он легче мог выговаривать слова. Такая гимнастика называется еще артикуляционными играми. Суть ее заключается в следующем:
- мама и малыш строят друг другу рожицы. Это можно делать перед зеркалом, а можно – глядя друг на друга. Вначале мама строит какую-нибудь гримаску и просит малыша, чтобы он ее повторил. Таким способом у ребенка развиваются лицевые мимические мышцы;
- мама двигает языком, будто облизывает губы или показывает и прячет язык, а ребенок – повторяет. Малыш с тренированным языком легче справляется с произношение звуков и слов;
- мама и ее карапуз поочередно надувают щеки;
- хорошая тренировка – надувание мыльных пузырей или сдувание всяческих легких бумажек или перышек с поверхности стола. Таким образом укрепляются детские легкие и, соответственно, дыхание, которое очень важно при разговоре.
Есть мнение, что дети с хорошо развитой крупной и мелкой моторикой начинают говорить раньше по сравнению с детьми, у которых такие качества развиты плохо. Поэтому наряду с другими тренировочными упражнениями необходимо развивать и моторику.
Впрочем, многие с этим не согласны. Есть немало случаев, когда ловкие и подвижные малыши начинают говорить поздно и долгое время говорят плохо, а другие, у которых все буквально валится из рук, осваивают речь рано и быстро. Опытные родители подтвердят этот факт. Но, однако же, сама по себе моторика очень полезна для детей.