С какого возраста дети разговаривают

Дети часто разговаривают во сне. Это может быть после пережитого стресса и даже положительных эмоций. Но иногда разговоры во сне могут свидетельствовать о серьезных заболеваниях. Когда нужно бить тревогу и срочно обращаться к врачу — в интервью «ТВ Центру» рассказала врач-педиатр Дарья Акоева.

Есть исследования, которые подтверждают, что практически 80 % детей в возрасте от 0 до 3-х хотя бы раз разговаривали во сне. То есть, мы можем редкое болтание во время сна расценивать, как норму. Но бывают случаи, когда, действительно, это не только разговор во сне, и тогда, возможно, нужно обратиться к неврологу.

Покрывается потом и истекает слюной

Именно какой-то кошмар. Но, опять же, кошмары тоже случаются и у детей и у взрослых, если это случайная ситуация, однократно ребенок покрылся потом, это одно. Если ребенок истекает слюной, возможно, действительно у него какая-то случается неврологическая патология, и вообще необходимо делать энцефалограмму, и это какие-то признаки эпилепсии.

Кричит и испытывает приступы удушья

Если вы в разговоре про беседы ребенка во сне замечаете, что он делает это, во-первых, регулярно. Другой момент, если ребенок с кем-то периодически разговаривает и у него действительно есть какой-то собеседник, тут можно говорить о том, что стоит обратиться не только к психологу-неврологу, возможно, даже, к психиатру.

Скрежет зубами

Бруксизм. Говоря про бруксизм, не стоит паниковать, потому что причин у бруксизма есть много: от ортодонтических до неправильно установленных пломб, от действительно эмоционального дня. И в сочетании с разговором во сне, это возможно. Но все равно стоит обратиться педиатру, к ортодонту, чтобы исключить какие-то вот такие патологии.

Ходит во сне

В случае, если вы обнаружили, что ребенок ходит во сне, во-первых, не стоит его прерывать, вы можете его дезориентировать. На это нужно обратить пристальное внимание и понимать, как часто ребенок ходит, с какой регулярностью. И иногда есть такой небольшой лайфхак: если вы понимаете, что, например, ребенок каждую ночь просыпается с 3-х до 4-х и начинает ходить, то будите его за 15 минут до этого момента и возможно, вы действительно вот этот вот момент уберете самостоятельно, да. Но в данной ситуации, если вы действительно обратили внимание, что ребенок в сонном состоянии встает и делает какие-то манипуляции, какая-то у него проходит жизнедеятельность, но он спит в этот момент, обратитесь к неврологу.

После пробуждения нарушается сознание

Это вообще может даже не относиться к разговору во сне, действительно, да, если вы понимаете, что ребенок дезориентирован, если он отвечает неправильно на ваши вопросы, если он долго не может проснуться, действительно, вы понимаете, что ребенок ведет себя немножко неадекватно. Но это чаще всего на самом деле… разговор во сне не сопровождается таким случаем, это может быть какой-то отдельный симптом чего-то совсем не хорошего, с чем нужно обратиться к доктору, неврологу, с дальнейшей диагностикой.

Достаточно часто в период становления речи малыш начинает говорить много, но понять его совершенно невозможно. Период от двух до трёх с половиной лет очень интересен, требует от родителей повышенного внимания. Именно в это время начинается активное вербальное общение и у части детей появляется «тарабарская» речь – ребёнок говорит на непонятном языке.

Есть ли повод для паники?

Нет. Если ребёнок здоров, живёт в нормальной семье, где с ним разговаривают, то он обязательно научится говорить как все. Понаблюдайте за поведением малыша в семье и на детской площадке. Как он общается со взрослыми? А как с детьми? Обычно выясняется, что малыша прекрасно понимают члены его семьи и любые дети примерно равного с ним возраста. Проблемы с общением возникают лишь с посторонними взрослыми, которые видят ребенка редко. Поэтому повода для паники нет. Однако лучше ребёнка обследовать.

К кому обратиться?

  • Невролог поможет оценить развитие нервной системы ребёнка.
  • Психолог определит эмоциональное развитие малыша, оценит, соответствует ли психическое развитие возрастной норме.
  • Лор-врач исключит анатомические дефекты звукоречевого аппарата.
  • Логопед-дефектолог оценит звуковосприятие и звуковоспроизведение. Подскажет варианты занятий с ребёнком для становления нормальной речи.

Как помочь малышу, который говорит на непонятном языке

Погрузите его в языковую среду. Нужно создать условия для того, чтобы малыш слышал живую речь большую часть дня. Для этого можно больше разговаривать с ним дома, водить на кружки, в детский сад, на детскую площадку. Учтите, что речь, слышимая из телевизора, радио, смартфона не подходит.

Развивайте мелкую моторику. Для этого не обязательно записывать малыша на специальные занятия. Подойдут: лепка из пластилина или солёного теста, игры с пирамидкой и кубиками, рисование пальчиковыми красками. Прекрасно развивают мелкую моторику игры с крупами, фасолью, однако в этом случае нельзя оставлять ребенка без присмотра – он может засунуть крупу в нос, что может закончиться госпитализацией.

Учите считалочки, стихи, читайте книжки, рассказывайте сказки, просто проговаривайте всё, что делаете, видите.

Постепенно тарабарская речь ребенка будет становиться всё более понятной и постепенно исправиться полностью.

По данным Министерства здравоохранения РФ, в 2016 году на учете в наркологических диспансерах состояло чуть более 56 тыс. несовершеннолетних. Поэтому вопрос ранней профилактики употребления психоактивных веществ для нашей страны очень актуален. Сегодня старшеклассникам многих школ преподают уроки здоровья, которые ведут врачи-наркологи, но куда важнее то, что каждый день происходит дома и что говорят и делают родители.

Мы подготовили «шпаргалку» о том, как взрослые могут помочь ребенку стать более ответственным в вопросах здоровья.

1. Давайте ребенку информацию, соответствующую его возрасту. Одна из самых частых ошибок – ожидание «подходящего» времени, когда ребенок будет «достаточно взрослым», чтобы поговорить с ним о наркотиках, табаке и алкоголе. По статистике, средний возраст «первого знакомства» ребёнка с ними – 13 лет. Вы можете начать разговаривать на эти темы с дошкольником, чтобы к переходному возрасту у него было четкое понимание семейных ценностей, осознание категорий «хорошо» и «плохо», опыт отказывать, в том числе и сверстникам. Например, если ваш ребенок ест фрукты, вы можете поговорить с ним о том, что они полезны для его здоровья. Обсудите, что еще из того, что он делает и ест благотворно влияет на организм. Затем переходите к разговору о вещах, которые вредят: курение, наркотики, алкоголь. Расскажите, что все они вызывают привыкание, губят организм. Спросите ребенка, что он понял из вашего разговора. Если он попросит больше информации, дайте ее, ищите вместе ответы на вопросы. Чем больше правдивых фактов вы сможете рассказать ему, не запугивая и не угрожая, тем более осторожным он будет при встрече с табаком, алкоголем или наркотиками.

Как говорить с детьми 5-7 лет

  • Дети этого возраста учатся в основном на собственном понятном опыте. Беседы должны включать в себя события, с которыми ребенок знаком: что он видел по телевизору, или что он наблюдал дома, в других местах.
  • Расскажите ребенку о том, как функционирует организм, почему каждый человек нуждается в качественной пище, чистой воде и регулярных физических упражнениях. Научите его выбирать продукты и напитки, которые полезны для здоровья.
  • Объясните простыми словами, что алкоголь и наркотики могут причинить вред здоровью, потому что они воздействуют на мозг, изменяют его функции и воздействуют на другие органы.
  • В этом возрасте дети любят истории. Рассказывая факты в форме какой-то истории или сказки, вы привлечете его внимание, и он лучше запомнит информацию.

Как говорить с детьми 8-12 лет

  • Будьте в диалоге, открыты. Спросите ребенка, что он знает о табаке, наркотиках и алкоголе. Если родители дают детям понять, что они могут свободно говорить на щекотливые темы, то им будет проще обсуждать с родителями любые свои проблемы.
  • Рассказывайте факты про последствия употребления психоактивных веществ. Расскажите, почему они особенно опасны для детей, организм которых еще не сформировался окончательно и продолжает развиваться.
  • Объясните, почему люди принимают наркотики. Например, у некоторых из них есть проблемы, которые им не с кем обсудить и не от кого ждать помощи, поэтому они обращаются к психоактивным веществам, чтобы не искать реального решения. Некоторые люди просто пробуют наркотики из любопытства. Сначала им нравится эффект, а потом появляется зависимость.
  • Следите за тем, что ваши дети смотрят по телевизору. Если ребенок видит что-то о наркотиках, алкоголе или табаке и у него есть вопросы, будьте готовы выслушать и ответить на них.

2. Озвучивайте семейные ценности. Расскажите ребенку, почему в семье заведено именно так. Например, «мы не принимаем лекарства, если их не назначил врач, это опасно», или «В нашей семье не принято пить алкоголь до 18 лет, так как это вредно в любом возрасте, а для растущего организма особенно». Отвечайте на возникающие вопросы.

3. Станьте примером. Ролевое моделирование – более мощный инструмент обучения, чем разговор. Дети повторяют то, что делают их родители. Покажите своим детям, что вы сами практикуете то, что советуете им. Избегайте чрезмерного потребления алкоголя, всегда предлагайте гостям безалкогольные напитки вместе с алкоголем, чтобы показать ребенку, что не обязательно всегда пить спиртное – есть выбор, который уважают. Если вы курите, старайтесь делать это незаметно.

4. Доверяйте своим детям. Объясняйте правила семьи, если они нарушаются, наступают очевидные и обязательные последствия, которые соответствуют проступку. Помните, что правила – рамки, которые нужны детям. Хвалите детей, когда они оправдывают доверие и ведут себя ответственно, и скажите им, что вы знаете, что можете доверять им.

5. Учите детей брать ответственность и принимать решения по возрасту. Начиная с 5-6 лет ребенок уже может отвечать за что-то дома, например за полив растений, уборку игрушек в своей комнате и т. д. Изучение последствий пренебрежения ответственностью в раннем возрасте поможет ребенку держать свое слово в будущем.

6. Учите детей делать выбор. Первоклассник в состоянии решить сам, какую футболку надеть, какую из трех игрушек он хочет, кого пригласить на свой день рождения, в какую секцию он хочет пойти. Осознание ответственности за выбор поможет ребенку чувствовать себя более уверенно в принятии решений в подростковом возрасте.

7. Воспитывайте чувство собственного достоинства. Уделяйте ребенку достаточно внимания, чтобы он чувствовал себя значимым. Каждый день выделяйте для него время, когда вы можете полностью сосредоточиться на нем, поговорить, поиграть в выбранную им игру, пойти на прогулку, сказать, как сильно вы его любите.

8. Обсудите вопрос о давлении со стороны сверстников. Ребенок должен понимать, что настоящие друзья не будут заставлять его курить, пить алкоголь или употреблять наркотики. Мотивируйте своих детей и их друзей заниматься спортом, участвовать в различных интеллектуальных соревнованиях и т. д.

9. Учите ребенка говорить нет, разрешайте отказывать вам. Например, он может высказывать несогласие в вопросах, за которые он отвечает. Тренируйте различные сценарии, как отказывать, если предлагают сигареты, алкоголь и табак.

«Он же маленький! О чем с ним можно говорить?» – примерно так рассуждают некоторые взрослые, когда речь заходит об общении с детьми. Таким мамам и папам откровенно скучно на прогулках или дома в часы совместного досуга. С какого возраста нужно разговаривать с малышами? Насколько важно ребенку слышать речь взрослых? Ответы на эти и другие вопросы искала журналист, мать двоих детей Евгения Бородина.

Понаблюдайте за молодыми мамами в ближайшем парке. Многие везут детей в колясках молча или уткнувшись в экран смартфона. Ребенок смотрит по сторонам, а мать шагает следом словно сама по себе. Между тем мир вокруг постоянно меняется и дарит множество интересных тем. Светит солнце, летают бабочки, в кустах чирикают воробьи.

Как-то я обратила внимание на маму, которая, обращаясь к малышу, говорила обо всем, что видит.

Смотри, деревья качаются, листья шелестят, как будто шепчутся. Это ветер дует. Ой, какая яркая гусеница ползет по скамейке! Вот кто-то зайку нарисовал на асфальте – он такой смешной.

Карапузу было от силы месяцев семь. Он явно готовился засыпать и вряд ли из положения лежа видел гусеницу и зайку. Но слышал мамин голос, понимал, что она обращается к нему. В голову малыша, как в копилку, откладывались слова и образы. Уверена, что такой ребенок заговорит раньше своих сверстников, а маме будет всегда с ним интересно.

Чем чаще мы беседуем с детьми, тем больше расширяется их внутренний мир, становится богаче кругозор. Тяга к общению заложена в человеке с самого нежного возраста. Малышам нет и года, когда они начинают задавать родителям вопросы – надо только уметь их распознать. На первых порах дети просто с вопросительной интонацией показывают на предметы, а мы называем, что это такое.

Можно не ограничиваться односложными ответами, а продекламировать стихи по теме или вспомнить подходящие случаи из своей жизни, связанные с конкретными вещами. Пусть со стороны такая беседа скорее напоминает монолог, но вы-то знаете, что малыш вас слушает, а информация записывается в его памяти.

По мере того как ребенок растет, вопросы усложняются. Давать детям развернутые ответы, беседуя с ними, важно и для взрослых. Так мы в определенные моменты нашей жизни не чувствуем себя одинокими. Чаще всего мамы, сидящие в декретном отпуске, ограничены в общении. Этот дефицит они пытаются восполнить за счет мессенджеров, звонков подругам.

Некоторые женщины исправно исполняют материнские обязанности – их дети накормлены, аккуратно одеты, вовремя спят. Но при этом мамы не любят и не умеют разговаривать с детьми. Зачастую им проще дать малышу соску и усадить его перед экраном с мультиками, чем наладить общение. Однако это неумение вести беседу приводит к конфликтам и непониманию в более старшем возрасте.

Многим приходилось слышать рев карапузов, которых мамы везут домой с прогулки, «успокаивая» их словами: «Ну хватит уже! Перестань орать». В большинстве случаев достаточно заговорить с ребенком о простых вещах, чтобы он прекратил плакать.

Например, порассуждать о том, почему вы уходите с площадки именно в это время – надо есть, спать или сейчас должна зайти бабушка. Можно рассказать малышу о ближайших планах – какой предстоит ужин, из каких продуктов приготовлено блюдо. Так формируется привычка видеть в ребенке интересного собеседника, создается доверительная связь, без которой сложно наладить общение.

Как-то я шла в сторону школы вслед за женщиной с дочкой. Обе всю дорогу молчали, а возле ворот, помахав друг другу, разошлись в разные стороны. Почему-то у ребенка и взрослого не нашлось тем для обсуждения. Судя по всему, они увидятся только вечером, когда мама вернется с работы. Будет ли матери интересно, как дочь провела свой день, с кем она дружила, что ела на обед в школьной столовой? Попытается ли девочка рассказать о том, чем она занималась? Или школьница навсегда усвоит, что взрослым с детьми не интересно?

Игнорируя беседы с малышами, взрослые лишают себя красочного мира, в котором нет места банальности. Рассуждения детей бывают настолько забавными, что их можно постоянно записывать. Ребенок способен поднять настроение или разрядить обстановку одной репликой. Если не ограничиваться недовольными командами вроде «положи на место», «отстань», «отойди», то вы получите в награду целое богатство – интересное общение с маленьким мудрецом и юмористом.

Воспитатель Ня подскажет, что умеет говорить малыш в этом возрасте и как стимулировать развитие речи.

Речь ребенка в полтора года развивается очень быстро, буквально с каждым месяцем становясь все более разборчивой и пополняясь новыми словами. В этом возрасте дети хорошо понимают, о чем говорят им родители, но самим говорить фразами и предложениями им пока сложно в силу недостаточной сформированности речевого аппарата.

Словарь

На этом этапе пассивный словарь, то есть слова, которые дети понимают, но пока еще не могут произнести, обогащается за счет знакомства с окружающими предметами и объектами, их цветом и свойствами. Старайтесь каждое свое действие комментировать и сопровождать описанием, чтобы малыш запоминал новые слова и выстраивал первые причинно-следственные связи.

Называйте один и тот же предмет одинаково, чтобы у ребенка не создавалось путаницы в понятиях. Например, всегда называйте кошку кошкой, а не кисой, а помидор — помидором, а не томатом.

Активный словарь, то есть слова, которые ребенок употребляет в речи, в этом возрасте составляет около 20-30 слов. Артикуляционный аппарат уже готов к произнесению более сложных речевых конструкций, чем простой лепет. Ребенок постоянно практикует говорение, но чаще всего речь малыша понятна только близким.

Если в этом возрасте много внимания уделять развитию речи ребенка и его пассивному словарному запасу, то ближе к двум годам произойдет заметный скачок — интенсивное развитие активного словаря ребенка. Создавайте ситуации, в которых малыш будет вынужден заговорить, и поощряйте инициативу.

Строй речи

В возрасте полутора лет дети уже могут сложить простейшие предложения из двух, а иногда и трех знакомых слов: «мама, дай», «где би-би» (машина), «папе бо-бо» (больно). Малышу пока сложно употреблять предлоги, а вот глаголы, наречия (тут, там) и личные местоимения (я, ты, он) появляются в речи все чаще. Вопросительные предложения ребенок строит только за счет интонации.

Звукопроизношение

С полутора лет дети начинают более активно подражать речи взрослых, пытаются имитировать их произношение и интонацию. Поэтому очень важно не «сюсюкать» и не разговаривать на «детском» языке, а четко и грамотно произносить отдельные слова, чтобы ребенок запоминал их правильное звуковое воспроизведение. К этому возрасту детям обычно уже хорошо даются все гласные звуки, а вот с согласными могут быть сложности, особенно если они идут подряд в одном слове.

Книги с крупными картинками хорошо стимулируют речь ребенка. Читайте детям стихи и сказки, обсуждайте иллюстрации. Это закрепит у них верное звукопроизношение слов и будет способствовать развитию отделов мозга, отвечающих за память и воображение.

К полутора годам ваш ребенок уже может научиться:

  • Показывать на картинке знакомые предметы и объекты и называть их
  • Отвечать на простые вопросы, например «где машинка?»
  • Показывать и называть знакомые части тела
  • Различать и говорить названия нескольких цветов
  • Выполнять простейшие поручения из двух действий, например, принести игрушку и положить ее в корзину

Помните, что каждый ребенок развивается в своем темпе и все нормы достаточно условны. Совсем скоро малыш порадует вас своими речевыми успехами!

Говорить о наркотиках с ребенком нужно, даже если вам кажется, что он слишком мал или не склонен к разного рода зависимостям. А вот какие слова подбирать, чтобы они были ему понятны, рассказала во время прямого эфира в инстаграм OGIRK.RU психолог горячей линии Иркутского областного центра профилактики наркомании Оксана Борминская.

Дошкольники: просто и с примерами

Практически каждый родитель испытывает страх при мысли о том, что его ребенок может столкнуться с наркоманией. Но в семейном кругу зачастую говорить об этом не принято. Почему-то родителям кажется, что правильно не обсуждать алкоголь и наркотики, как будто этих тем не существует вовсе. Однако таинственность только подогревает интерес ребенка и в итоге играет против вас.

– Дошкольникам до шести лет надо рассказывать просто, конкретно и лучше всего с примерами. Дети в таком возрасте уже способны понять, что такое безопасные и опасные вещества. Важно объяснить, что лекарства и витамины мы принимаем только по инструкции и назначению врача, – советует психолог.

Поводов начать такой разговор масса: встреча с пьяным человеком на улице, ситуация, когда приходится вынужденно вдыхать сигаретный дым, совместный просмотр фильмов со сценами курения и употребления алкоголя, странное поведение родственника или знакомого.

– Если в дошкольном возрасте ребенок усвоил, что хороший человек плохих поступков не совершит, то к семи годам у него появляется понимание причинно-следственных связей. Он сам может проследить, почему персонаж из хорошего превращается в плохого и наоборот, – продолжает психолог.

Ошибка – объяснять, как делать не надо, что наркотики – это ужасно. Таким образом вы даете детальную инструкцию к действию. Вместо слов «не делай так», «не поступай так», «не ходи туда» лучше говорить, как делать правильно, переместив внимание ребенка в позитивную сторону.

Дети 7–10 лет: внимание к негативным последствиям

– Можно с ребенком 7–10 лет прочитать книгу Астрид Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги». В ней есть глава, где герой наелся пьяных вишен, накормил ими весь скотный двор, описаны последствия его действий, выводы, которые он сделал. Обсудите эти ситуации вместе. Совместное времяпрепровождение благотворно влияет на развитие дружеских отношений между родителем и ребенком. А это, в свою очередь, важно для формирования адекватной привязанности. Если есть привязанность, ребенок в трудных ситуациях прислушивается к советам родителей, – отмечает Оксана Борминская.

Кстати, дети всегда смотрят на родителей, их реакцию. Обязательно делайте замечания людям, которые курят рядом с вами. Ребенок поймет, что курение – это то, от чего нужно себя оберегать. Если же родители сами курят, а ребенку говорят, что делать этого не нужно, они подрывают свой авторитет, и запрещенный поступок для детей попадет в список позволенного.

Дети 10–12 лет: детальный разговор

Это предподростковый период и оптимальный возраст для большинства объяснений. Ребенок ориентирован на взрослых и на те правила, которые они устанавливают в семье. Эти правила являются его внешней поддержкой, которая позволяет ему не попасть в неприятные истории и не наделать глупостей. В этом возрасте можно уже рассказывать про формирование зависимости, детально описывать последствия для жизни, говорить о том, что даже однократное употребление может привести к тому, что человек постепенно скатится по социальной лестнице. Важно отметить, что приятные ощущения, которые появляются после употребления наркотика, сохраняются недолго, и после этого бывает только хуже.

– Наш мозг принимает приятные ощущения как награду, но когда награды становится слишком много, как в случае с употреблением наркотика, человек теряет способность чувствовать радость. Наркотик становится первичной потребностью. Он остается единственным способом быстро получить награду. Со временем одного и того же количества вещества организму перестанет хватать, приятное ощущение становится слабее. Это приводит к формированию зависимости и непоправимым последствиям , – продолжает психолог.

Подростки 13–16 лет: многое знают сами

У них уже свои представления о наркотиках и источники знаний. Особого желания беседовать со взрослыми на эту тему у них нет. Но кое-что в этом возрасте родителям сделать можно.

Здесь хорошо подходят обсуждения на равных, дискуссии, споры. Важно, чтобы эти дискуссии были основаны на фактах из жизни.

Если до 13–16 лет ребенок не слышал таких разговоров, а потом вы вдруг, ни с того ни с сего, их завели, причем сложными словами, он не готов это все усвоить.

– Важно понимать, что какие-то эксперименты все равно будут. Мы не сможем на это повлиять, – уверена психолог. – Подростковый возраст – прыжок через пропасть. Единственная цель – не спасти и оградить от встречи с наркотиком, а сделать так, чтобы к этому моменту ребенок знал достаточно, чтобы сделать свой осознанный выбор, и при малейшей проблеме мог обратиться к вам, родителям, за помощью. Важно, чтобы подростки не боялись вашей реакции.

Испытание для семьи

Если вы узнали, что вашего ребенка наркотики не обошли стороной, самое худшее, что может сделать родитель, это начать его ругать или стыдить. Признаться родителю в этом – уже акт большого доверия. Спросите, что он почувствовал и понимает ли опасность того, что с ним произошло. Спокойный разбор поможет намного больше, чем бурная эмоциональная реакция.

Здесь важно понять, что если первый раз уже случился, одного разговора будет недостаточно, нужно обратиться к наркологу, детскому психологу. Употребление наркотиков – огромное испытание для семьи. Не стоит решать проблему своими силами, все равно не получится.

– Прививайте детям правильные, здоровые ценности. Они во многом определят качество дальнейшей жизни ребенка. Его надо научить тому, что быть здоровым – это норма. Курить, пить – ненормально ни при каких обстоятельствах. Покажите, что жизнь может быть веселой и радостной без употребления наркотиков. Чаще будьте вместе. Если в школе предлагают профилактические меры, не отказывайтесь. Наконец, любите своих детей безусловной любовью, будьте им опорой в любых ситуациях, – заключила психолог Оксана Борминская.

Мифы, бытующие в подростковой среде:

1. Можно в любой момент перестать пить или употреблять наркотики, стоит только захотеть.

Если бы зависимые люди действительно могли перестать зависеть от наркотика, они бы давно это сделали. Вещество, от которого они зависят, поменяло работу их мозга, деформировало силу воли, способность получать удовольствие. Чтобы перестать, требуется не только желание, но и очень серьезные усилия и самого зависимого, и его семьи, и специалистов.

2. Наркомания и алкоголизм – следствие слабой воли, низких моральных качеств. Я – сильный человек, справлюсь в любое время.

Наркотические вещества и алкоголь меняют мозг и психику человека. Зависимый становится слабовольным. Но это не причина, а следствие.

3. Алкоголиков и наркозависимых сразу видно.

На самом деле это не так. Сразу видно только тех, кто потерял контроль над ситуацией, опустился, выглядит неопрятно, плохо пахнет. Некоторые зависимые могут быть совершенно обычными на вид. Зависимость развивается долго, медленно.

4. С одного раза ничего не будет.

Заранее это никогда не известно. Есть люди, у которых малое количество вещества вызывает проблемы в организме. Некоторые умирают от передозировки во время первой пробы. Лучше вообще не пробовать.

5. Попробую легкие наркотики, они менее опасны.

Нет безопасных наркотиков. Зависимость может развиться и с чего-то, как кажется, менее опасного.

Ссылка на основную публикацию