В сколько месяцев ребенок начинает сидеть

Первый год развития малыша – самый важный в жизни молодых родителей. Они еще неопытные и неумелые, не понимают многих вещей. Всем хочется знать, какие именно навыки кроха сможет приобрести в каждый новый месяц своей жизни, особенно интересно, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть, поскольку это будет первое серьезное умение малютки.

Нормы развития и их соответствие действительности

Безусловно, существуют специальные нормы развития детей, но не стоит на них зацикливаться, ведь каждый ребенок индивидуален, а небольшие несоответствия – не повод бить тревогу. Однозначного точного ответа на вопрос относительно того, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть, дать невозможно. По медицинским нормам это должно произойти в период от полугода до восьми месяцев, но бывают разные случаи. К тому же малыш далеко не сразу начинает твердо сидеть без поддержки. Это первый его самостоятельный виток в жизни, поэтому к нему нужна долгая подготовка. Если говорить про то, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть без посторонней помощи, то стоит заметить, что это может произойти только к восьми-десяти месяцам. Педиатры склонны полагать, что организм малыша сам определят готовность мышечной и костной системы к тому, чтобы садиться. Некоторые детки уже с четырех месяцев предпринимают попытки сесть. Но обычно это происходит на мягких неровных поверхностях, таких, как кровать, диван, шезлонг или колени родителей. Главное в развитии малыша – это гармония, поэтому не стоит ориентироваться на конкретные сроки и задумываться о том, во сколько месяцев ребенок должен сидеть. Но если этого не происходит слишком долго, тогда, конечно, есть повод задуматься и проконсультироваться с врачом.

Как научить малыша сидеть

Чтобы помочь крохе приобрести новый навык, следует ему постоянно помогать. Зная, во сколько месяцев дети начинают сидеть, можно предпринимать попытки с четырех-пяти месяцев. Но все равно нужно ориентироваться на своего малыша, и если кажется, что он еще не готов к такому этапу развития, то лучше отложить занятия на некоторое время. Чтобы научить крошку сидеть, достаточно всего лишь давать ему возможность хвататься за пальцы мамы или папы и поднимать его вверх. Также малышей высаживают в подушки или приподнимают постепенно спинку коляски. Нельзя сажать ребенка резко. Он должен приучить свои мышцы работать по-новому, а косточки – чувствовать более серьезную нагрузку. Но не нужно торопить малютку, пусть он сам определит свою готовность к такому важному событию! Врачи говорят о том, что ни в коем случае нельзя пытаться сажать ребенка слишком рано, это может негативно сказаться на его дальнейшем развитии. Присаживать малыша можно начинать не ранее чем в четыре с половиной месяца. К этому периоду мышечный корсет уже лучше сформирован. Поэтому не так важно, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть. Гораздо важнее обращать внимание на его настроение, самочувствие и желание совершать то или иное действие. Здоровый малыш — это в первую очередь счастливый и довольный ребенок.

Развитие ребенка происходит стремительно. И часто мамы даже не замечают, как он так быстро начал лежать на животике, держать головку, сидеть. Но переживания свойственны всем, и становится актуальным вопрос касаемо каждого нового шага в развитии. В том числе и во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно сидеть?

Для начала стоит уточнить, что когда малыш близок к 5 месяцем, его активность увеличивается в разы, просыпается любопытство ко всему вокруг. Крохе так и хочется одним обзором захватить все самое важное, но пока ему это трудно дается. Зато схватить то, что пришлось по вкусу и потянуть в рот уже становится традицией.

В сколько месяцев ребенок начинает сидеть

И вот это самое любопытство приводит ребенка к попыткам сесть. И такой долгожданный момент для всей семьи, особенно для мамы — повод гордости и счастливой улыбки. Вот только бабушка за углом кричит, что рано — «не полезно». А если ребенок и вовсе не садится, а ему уже полгода?

Вот тут то и возникает необходимость найти ответ на вопрос: во сколько месяцев ребенок начинает сидеть?

Подходящее время, чтобы ребенок сидел сам

Согласно расчетам педиатров:

  • Малыш должен в полгода — сидеть с поддержкой.
  • В 7 месяцев — без поддержки.
  • В 8 месяцев самостоятельно, а также ложиться из сидячего положения.

Врачи уверенно рассуждают об этой теме и чаще всего приходят к единому мнению: некоторые дети, чье физическое развитие набирает обороты стремительно — могут начать сидеть раньше на месяц, а то и больше. В то время как остальные детки осваивают навык позже. Это вполне естественный процесс. Каждый ребенок развивается индивидуально, а значит и рамки его возможностей в определенный возраст могут сильно отличаться от других. Поэтому не стоит сравнивать 4-х месячного соседского мальчика, который уже начал сидеть и своего полугодовалого, который только делает попытки.

На вопрос родителей: «можно ли ребенка приучать сидеть специально?» — ответ чаще всего отрицательный. Все потому, что положение позвоночника в вертикальной оси не будет естественным для малыша до 6 месяцев. И такие способы ускорить развитие, могут только навредить. Сразу это заметно не будет, а вот в школьное время может негативно сказаться на утомляемости ребенка, привести к искривлению позвоночника, раннему остеохондрозу и другим проблемам.

В сколько месяцев ребенок начинает сидеть

Но даже самым упертым родителям не удастся приучить малыша сидеть, пока еще мышцы спины не будут к этому готовы. Кроха не сможет научиться этому, так как для него это будет невозможным. Исключения составляют случаи раннего физического развития. И попытки сесть до 6 месяцев. А если ребенок сел сам раньше полгода, то стоит помнить, что даже тут есть подвох — ему нельзя находиться в положении «сидя» больше одного часа в день.

Ответ на вопрос: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно сидеть? может дать любой современный педиатр. После того, как ребенок достиг полгода, можно пробовать его присаживать, но это не означает «взять и полностью посадить», а лишь слегка и очень аккуратно приучать его к новому положению.

Советы родителям:

Однако родители могут помочь малышу быстрее освоить данный навык. С 3-х месяцев необходимо ввести в распорядок дня гимнастику для грудничков и делать массажа, который покажет педиатр. Еще один эффективный способ — грудничковое плавание. В некоторых плавательных центрах, проводят специальные занятия для родителей и малышей. Но если в городе подобного не найти, можно выбрать хорошие по отзывам упражнения и самостоятельно заниматься с младенцем дома в ванной. Прежде, конечно, обсудить это с врачом. С 4-х месяцев можно добавить и упражнения, которые необходимо выполнять на детской поверхности. Персонально под строение тела малыша занятия подберет педиатр. Но вот стандартное упражнение, которое часто советуют всем для укрепления спины и обучение положению «сидя».

Положите кроху на стол. Дождитесь когда он начнется тянуться ручонками к маме. Протяните тут же ему указательные пальцы. Дитя схватиться за них и попробует подтянуться. Это будет напоминать старание сесть. При этом спина не должна отрываться от поверхности больше, чем на 45 градусов. Нужно подержать кроху пару секунд в таком положении, а потом медленно вернуть в исходное положение «лежа».

Девочки и мальчики: есть ли разница при приобретении навыка положения «сидя»?

По форумам распространяется мнение, что мальчиков можно присаживать пораньше, чем девочек. Но это категорически неправильный совет, который слушать не стоит. Половая принадлежность совершенно не влияет на развитие данного этапа. И девочкам и мальчишкам до полугода вредно раннее обучение положению «сидя».

Если девочки начинают сидеть раньше даже по своему желанию — это может деформировать в будущем тазовые кости и нарушить женскую половую систему. Педиатры старшего поколения часто говорят, что упражнения девочкам раньше полугода делать не стоит, их нежелательно присаживать до 6-7 месяцев. Конечно, все сугубо индивидуально, но стоит обратиться к врачу, прежде чем приступать к любым видам нагрузок. И соответственно выполнять все разрешенные упражнения правильно.

Современные врачи, считают иначе. Они предпочитают мнение, что это только «бабушкины страхи», а практика показывает, что если малышка решила сесть сама раньше, чем ей исполнилось полгода, страшного ничего не случится. От пола это не зависит, а вот индивидуальное строение организма играет очень важную роль.

Вот что рассказывают мамы, столкнувшиеся с этой проблемой:

В любом случае спешить не надо. Развитие каждого малыша неповторимо. Если заметно стремление крохи, то помощь с упражнениями по рекомендациям врачей — лишней не будет. Подбадривайте ребенка в его успехах и помогайте ему, это будет куда ценнее, чем желание ускорить процесс.

7–8 месяцев: особенности развития ребёнка. Косое (боковое) присаживание

К 8 месяцам диапазон движений ребёнка значительно увеличивается, он начинает ползать по всей квартире и учится приподнимать своё тело. Окружающий мир захватывает всё его внимание! По этой причине ребёнку часто бывает трудно уснуть спокойно и расслабленно. Вы можете организовать переход ко сну так, чтобы было интересно и вам, и вашему ребёнку. Сделать это легко с помощью ежедневного ритуала. Это могут быть спокойные ласки и объятия, рассказывание историй («Что мы испытали сегодня?»), песенки или даже музыкальная шкатулка с любимой мелодией. Все эти приёмы можно использовать с самого раннего детства. Постоянно соблюдая ритуал, вашему ребёнку будет проще подготовиться ко сну. Не обязательно, чтобы оба родителя проводили один и тот же обряд, они должны придерживаться своего ритуала.

Важно! Если ребёнок не перевернулся со спины на живот к 8 месяцам, то ему нужна терапия. Подробнее о диагностике нарушений развития детей читайте здесь.

Особенности возраста 7–8 месяцев

Движение и подъём

Этот этап полностью связан с движением и подготовкой к подъёму на ножки. Движение — это весело! Ребёнок с лёгкостью переворачивается на живот и обратно, лёжа крутится вокруг собственной оси, быстро и легко ползает по всей квартире. Малыш начинает тянуться к игрушкам, рассматривает их лёжа на спине, или играет с ними в позе на боку с опорой на локоть. И впервые он самостоятельно находит правильное положение для сидения, так называемое косое (боковое) присаживание.

Ребёнок может по-разному сидеть на боку, например, опираясь на предплечье или поднимаясь выше с опорой на кисть. Впервые активно задействованы ягодицы и голени сбоку: ребёнок сидит, тазобедренные и коленные суставы согнуты. Теперь для опоры нужна только одна рука; другая остаётся свободной: можно касаться головы или лица и изучать их, возиться с игрушками или собирать с пола мелкие предметы.

Ещё один способ перейти в эту позу — с четверенек. Ребёнок опирается на руки и настолько хорошо поднимает туловище, что нагружены только бедра, а тазобедренные суставы полностью разгибаются. Если ребёнок толкается ещё выше, мышцы живота и бёдер рефлекторно напрягаются: ребёнок встаёт на четвереньки, и уже из этого положения поворачивает таз и садится, перенося вес на бок.

Косое присаживание асимметрично, и ребёнку по-прежнему нужна опора на руку, но оно является переходным этапом между положением лёжа и вертикальным положением. Боковое присаживание — некий мостик к подъёму, оно помогает ребёнку научиться вставать. Чуть позже ребёнок сможет вставать из этой позы на четвереньки и ползать, а также подниматься на колени, опираясь о мебель. А уже отсюда всё выше и выше. Только из косого присаживания ребёнок самостоятельно научится вытягивать ноги и сидеть ровно без опоры на руки. Первоначально это называется незрелым сиденьем, когда ноги заворачиваются внутрь или слишком вывернуты наружу, а таз и позвоночник все ещё слишком неустойчивы и согнуты. Но теперь у ребёнка свободны обе руки, и он может с любопытством посвятить себя игре, используя мелкую моторику.

Пока ребёнок сам не освоил процесс присаживания и сидения без рук с прямой спиной, вам не следует усаживать его насильно.

Еда имеет прямое отношение к движению: это движение во рту, координация орофациальной зоны. Многие дети с этого момента хотят есть самостоятельно. Даже если не вся еда будет попадать в рот, позвольте ребёнку развиваться самому. Ему будет очень весело собрать горох в кулачок или даже пальцами, подобно захвату пинцета, и положить его в рот. Сухарики из хлеба тоже очень вкусное и неожиданное лакомство, их можно жевать или сосать. А вот от употребления кусочков яблок советуют отказаться: они не размягчаются и не растворяются во время проглатывания, а потому существует риск удушья. Только ближе к детсадовскому возрасту, то есть примерно с 3 лет, дети начинают правильно жевать кусочки яблок. До этого момента лучше давать им яблоки в виде вкусного яблочного пюре.

Развитие рук и ног

На этом этапе развития начинает формироваться новый захват пальчиками рук — пинцетный захват. Это точечный захват, где большой и указательный пальцы используются как пинцет: кончики пальцев касаются друг друга, захватывая мелкий предмет. Так, например, ребёнок учится вынимать из банки маленькие жемчужины или собирать крошки.

В начале развития пинцетного захвата большой палец сначала упирается во внешнюю сторону указательного пальца, не доходя до его кончика. Но со временем большой палец все лучше растягивается и становится противопоставленным указательному. Ребёнок постарше (с 3 лет) должен уметь противопоставлять большой палец всем кончикам пальцев и уметь сводить мизинец и большой палец вместе. Если мелкая моторика развита недостаточно, ребёнок будет подносить большой палец только к внешней стороне указательного пальца, как при повороте ключа в замочной скважине, и позже ему будет трудно держать ручку или карандаш.

Щипковый захват — одна из особенностей строения тела человека, которое отличает нас от остальных млекопитающих. Например, обезьяны могут только поднести большой палец к указательному пальцу, но соединить мизинец и большой палец у них уже не получится, а это означает, что людям доступны более разнообразные действия. Эта особенность имеет большое значение для истории развития человека, потому что активное использование рук и развитие мелкой моторики привело к увеличению массы мозга, особенно в области лобной доли. Лобная доля головного мозга позволяет человеку осознавать свои действия, планировать и предполагать последствия своих действий. Это одна из уникальных возможностей человека.

На этом этапе развития не только пальцы, но и руки в целом используются всё более разнообразно и целенаправленно. Малыш учится поддерживать опору, дотягиваться до предметов и хватать. Кроме того, в арсенале ребёнка появляется захват двумя руками. Теперь у него появляется возможность держать небольшой предмет обеими руками и сознательно перекладывать его из одной руки в другую. Для этого необходимо, чтобы он учился раскрывать и сжимать руки и пальчики независимо друг от друга. До этого момента он может держать какой-либо предмет одной рукой, и пытаясь схватить новый предмет другой, выронит первый, потому что обе ладошки будут открываться одновременно.

Зрение

Зрение обостряется и развивается, и у малыша пробуждается ненасытное любопытство и стремление изучить всё, что попадается на глаза и в руки.

Социальное поведение

У малышей очень живая мимика. Эмоции формируют выражение лица. Ребёнок интересуется своим отражением в зеркале, смотрит в глаза и ощупывает отражение рукой и ртом.

Играть в прятки становится веселее. Игрушки, спрятанные под тканью, уже недолго остаются незамеченными. Всё, что относится к вещам, теперь применимо и к людям: если мама уйдет в другую комнату, у ребёнка уже не будет постоянного желания следить за ней и нуждаться в её присутствии. Это признак развития кратковременной памяти.

Рекомендации по игре и перемещению

Обе руки свободны, так что ваш ребёнок внезапно обнаруживает много новых способов для игры. Дайте ему предметы повседневного обихода, кастрюлю и ложку, чтобы барабанить и перемешивать, или проверенную многими корзину с прищепками. Пустые пластиковые бутылки с разными крышками тоже часто изучаются с большим усердием. Замечательная игрушка — трубка из пластика или картона, через которую вы и ваш ребёнок можете катать небольшие шарики.

Ссылка на основную публикацию