Видят ли новорожденные

Мамы обычно замирают от восторга, когда впервые встречают глазами взгляд новорожденного ребенка. Кажется, он полон глубины и загадки — а еще малыши видят мир совсем не так, как мы с вами. Во всяком случае, первое время.

Младенец впервые открывает глаза еще в материнской утробе — и, как и остальные органы чувств, глаза формируются задолго до рождения. Но сразу после него еще какое-то время ребенок видит мир черно-белым, притом довольно размытым. Некоторые исследователи полагают, что первые несколько дней младенцы видят мир вверх ногами, пока их зрение не адаптируется.

Зрение едва родившихся детей действительно довольно слабое, но их глаза практически сразу могут фокусироваться на самом важном — на мамином лице. За несколько недель глазные мышцы укрепляются, и острота зрения возрастает.

Итак, что нам известно об особенностях зрения новорожденных детей?

1. Размытая и нечеткая картинка

Сила зрения нарастает постепенно — считается, что стопроцентно малыш начинает видеть только ближе к году. Но это лишь одна из причин того, что новорожденный видит мир нечетким.

Мозгу младенца нужно какое-то время, чтобы научиться распознавать, классифицировать и верно интерпретировать всю визуальную информацию.

2. Фокусировка на материнской груди

Удивительно, насколько мудро мы устроены. Зрение малыша изначально довольно слабое — поэтому в течение беременности сосок становится темнее. Выделяющиеся в организме женщины гормоны отвечают за эту перемену — и в результате младенцу лучше видно этот источник питания — так эволюционно решается вопрос его выживания.

3. Младенческое косоглазие

Иногда родители сомневаются, что их новорожденные дети вообще способны увидеть хоть что-то: глаза большинства из них в первые месяцы жизни порой смотрят в разные стороны. Мышцам глаз нужно время, чтобы как следует окрепнуть и научиться работать синхронно.

Считается, что в норме на это уходит примерно от трех месяцев до полугода — если же малыш и дальше продолжает косить одним или обоими глазами, лучше сообщить об этом педиатру. Возможно, речь идет о «синдроме ленивого глаза», или о другой проблеме, которую чаще всего можно решить мягкой терапией.

4. Внимание к крупным контрастным рисункам

Мелкие детали различных вещей пока недоступны для анализа мозгом младенца, а вот крупные и контрастные рисунки или предметы он может разглядывать с явным удовольствием. Этим пользуются сторонники методик раннего развития — детям действительно нравится смотреть на черно-белые простые картинки.

Никому точно не известно, в какой момент младенец начинает различать цвета и оттенки, и что конкретно он воспринимает в качестве собственно информации, которая изображена на картинке — но черно-белые или двух-трехцветные картинки способны заинтересовать совсем маленьких детей быстрее полноцветных.

5. Реакция на свет

Установлено, что дети различают свет и темноту еще внутри материнской утробы — так что нет ничего удивительного, что новорожденный реагирует на свет. По этой причине педиатры советуют перекладывать ребенка в разные стороны, чтобы мышцы шеи не фиксировались в одном положении, когда малыш поворачивает голову в сторону источника света.

Мамам бывает удобнее наладить спокойный сон малыша, используя эту особенность зрения — в темноте дети, как и взрослые, засыпают лучше и спят дольше. Поэтому хорошо, если в комнате новорожденного будут плотные шторы.

6. Взгляд в глаза

Практически с самого рождения малыш смотрит маме и другим членам семьи прямо в глаза. Причина, вероятно, заключается в том, что глаза гораздо темнее и контрастнее других частей лица.

7. Волосы и борода у папы или дедушки

По этой же причине — яркость и контрастность — живой интерес младенца вызывают волосы, папина или дедушкина борода и усы. Очень быстро малыш понимает, что может дотянуться до них руками — и с удовольствием этим пользуется.

8. Узнавание других членов семьи

Просто восхитительно, как быстро дети начинают различать и узнавать других членов семьи и по-разному на них реагировать. Запах и голос мамы младенец начинает выделять еще до рождения — а через какое-то время после появления на свет он умеет соотносить звук голоса, характерный запах и визуальный образ папы, сестер и братьев и даже домашних животных, если они есть в доме.

9. Реакция на движение

Малыш может довольно долго лежать с безучастным видом, глядя в белый потолок, но реакция на движение проявляется очень быстро, в первые же недели жизни. Периферийным зрением младенец замечает, когда кто-то проходит мимо, он реагирует на смену картинок в телефоне или на экране телевизора, да и покачивание погремушки или яркой игрушки может привлечь его внимание. Примерно к трем месяцам ребенок начинает тянуться ручками к движущемуся объекту — у некоторых детей это происходит немного раньше или позже.

Если к наступлению полугодовалого возраста ребенок никак не проявляет интереса и не пытается дотянуться до игрушки, стоит сказать об этом педиатру. Возможно, потребуются некоторые корректирующие занятия после дополнительных обследований.

10. Копирование эмоций

Малыш может изучать лицо мамы с очень серьезным и задумчивым видом, но уже в месяц-полтора он способен осознанно отвечать улыбкой на улыбку и начинать тревожиться при виде негативных эмоций. Родителям часто кажется, что ребенок ничего не понимает — но на самом деле он воспринимает информацию всеми своими органами чувств. Грустное лицо в сочетании с громким раздраженным или рассерженным голосом могут вызвать его искреннее неудовольствие или испуг. Порой причина безутешного плача малыша заключается как раз в том, что он скопировал чужие отрицательные эмоции — и именно поэтому детские психологи говорят о важности душевного настроя и психологического равновесия молодой мамы.

Новорожденные дети лучше всего видят родителей и их эмоции с расстояния примерно 30 сантиметров. К такому выводу пришли исследователи из Института психологии Осло вместе с коллегами из Университета оптики в Упсале (Швеция).

Ученым впервые удалось реконструировать визуальное восприятие мира детьми двух-трех дней от роду.

Одним из авторов работы стал норвежский профессор Свейн Магнуссен. Впервые идея исследования возникла у него 15 лет назад, однако для ее проверки не хватало определенных знаний и оборудования. Вернуться к ней удалось год назад, при этом был изменен подход к эксперименту.

Для исследования был создан видеоряд с мужскими и женскими лицами, выражающими четыре вида эмоций: радость, злость, спокойствие и удивление — остальные, как выяснилось из предыдущих работ, младенцами не воспринимаются. На основе сведений о контрастной чувствительности грудничков изображения были выполнены в черно-белом варианте с шириной полос, при которой малыши начинают фиксировать взгляд на фигуре.

Видео было продемонстрировано 42 взрослым мужчинам и женщинам в возрасте от 20 до 43 лет, а изображения намеренно размыли, приблизив к тому, что видят новорожденные. По мнению исследователей, если взрослые не могут определить выражение лица, этого не смогут сделать и младенцы. Наилучшим образом участники эксперимента определили эмоции с 30 сантиметров. При увеличении расстояния до 60 сантиметров, а затем 120 сантиметров правильные ответы давались случайно. По полученным результатам и было определено, что новорожденные могут четко видеть на расстоянии не более 30 сантиметров.

Видят ли новорожденные

По словам Магнуссена, их открытие дает ответ на вопрос о визуальном восприятии детей раннего возраста, который оставался открытым в течение нескольких десятилетий. Исследование поможет также объяснить, как малыши могут имитировать мимику родителей до того, как их зрение становится развитым. При этом ученый отметил, что они определили лишь расстояние, на котором новорожденные могут видеть объекты. Понимают ли они, что или кто именно находится перед ними, остается неясным.

Задумывались ли вы над тем, что ваш ребенок может видеть вас вверх ногами первые месяцы своей жизни? Правда ли это, или очередной миф, который нам придется развенчать?

Исследования действительно показывают, что первый месяц жизни новорожденные видят мир вверх ногами. Зрительная система у новорожденных еще не полностью сформирована и в первые месяцы жизни дети могут видеть мир иначе, чем взрослые. Хрусталик человеческого глаза, как всякая двояковыпуклая линза, по законам физики проецирует на сетчатку глаза перевернутое изображение. Способность нашего мозга переворачивать картинку, чтобы видеть «как есть», требует определенных навыков. Но у новорожденного зрительный анализатор развит слабо, в первые недели его зрение расфокусировано и говорить о том, что ребенок видит мир перевернутым — не совсем корректно, потому как переворачивать ему пока особо нечего, да и анализ зрительной информации производится совсем некачественно.

В первые недели жизни младенцы плохо фокусируют зрение и не могут четко выделять очертания предметов. У них еще нет системы ориентации в пространстве и лишь позднее начинают формироваться понятия верха и низа, где верх — это направление ко лбу, а низ — направление ко рту. Постепенно кора головного мозга, анализирующая изображение, «приспосабливается» переворачивать картинку.

Со временем, по мере развития зрительной системы и укрепления нейронных связей, дети начинают видеть мир более стабильно и адекватно. Как правило, к 3-4 месяцам большинство детей начинают активно фокусировать взгляд, различать контрасты и воспринимать изображения правильно.

По вопросам рекламы в газете обращаться по номеру телефона +7 (86349) 2-16-58

Если вам понравилась эта статья, не сочтите за труд, поделитесь ею в социальных сетях, нажав на одну из кнопок снизу.

Эзотерик Марианна Абравитова рассказала корреспонденту интернет-издания «Подмосковье сегодня», видят ли новорожденные дети тонкие миры и духов. По словам эксперта, с эзотерической точки зрения, младенцы, не умея сознательно или бессознательно закрываться от мира и того, что входит в мировоззрение взрослого человека, действительно могут видеть многое.

«Мы закрываемся от того, что не соответствует нашему мировоззрению, и от того, что нам страшно. А ребенок, только что пришедший в эту жизнь, еще не знает страхов и не понимает, не осознает этот мир. Соответственно, он воспринимает его напрямую и в том числе видит тонкие структуры», — заявила эзотерик.

Ребенок видит тонкий мир точно также, как его видят, например, кошки. Эзотерик также подчеркнула, что у каждого человека в воспоминаниях есть интересные моменты, которые он запомнил. Обычно запоминаются фрагменты, которые случились с человеком в возрасте до трех-четырех или в некоторых случаях до пяти лет.

«Если мы покопаемся в памяти, мы вытащим оттуда много чего интересного, что мы видели и воспринимали, но не видим и не воспринимаем сейчас. Младенец — это уже человек, который чувствует окружающее и видит тонкие миры. Для него просто не имеет значения тонкий это мир или наш грубый физический, потому что осознание себя еще не пришло в таком возрасте», — пояснила эксперт.

Ранее эксперт назвала истинную причину ухода Михаила Боярского из театральной карьеры.

Как новорожденные дети воспринимают окружающий мир, объяснила «Доктору Питеру» врач-офтальмолог Анна Шпак.

Одни помнят, какими были в два или три года и с удивительной точностью рассказывают о событиях и мельчайших деталях из раннего детства, а другие забывают даже значимые моменты в жизни — например, семейные праздники или как пошли первый раз в первый класс.

Но, пожалуй, ни один взрослый не помнит, что чувствовал и видел сразу после рождения.

Как же на самом деле воспринимает мир малыш, только появившийся на свет? «Доктор Питер» узнал у врача.

Врач-офтальмолог, заведующая детским отделением Центра микрохирургии глаза «Я вижу»

Мир в черно-белых тонах

«Сразу после рождения ребенок различает лишь черные и белые оттенки, — объяснила „Доктору Питеру“ врач-офтальмолог Анна Шпак. — И только через несколько дней (в возрасте около 1 недели) у него появляется способность к распознаванию красного, желтого, зеленого цветов. Еще через несколько дней мозг начинает реагировать на более коротковолновые цвета — синий, фиолетовый».

Врач отмечает, что у глаз младенца не развита способность фокусироваться на неподвижных и близких предметах.

«Поэтому только через 2-3 дня после рождения ребенок начинает реагировать на мимику родителей, если их лица расположены дальше 30 см от глаз малыша, — говорит Анна Шпак. — В это же время может сложиться впечатление, что малыш как будто смотрит вдаль, сквозь предметы, не акцентируясь на объекте перед ним».

Глаза «разбегаются»? Это норма

«Пока не разовьется конвергенция и пространственное (бинокулярное зрение), глаза малыша могут отклоняться от зрительной оси в разные стороны, и это нормально, — предупреждает врач-офтальмолог. — Но есть один важный момент: если родители замечают постоянное отклонение от оси какого-либо глаза, стоит обратиться к врачу.

Частота отклонений глаз у малыша к месяцу жизни уменьшается и окончательно проходит к моменту, когда ребенок начинает ползать и учится ходить.

Может спать при ярком свете

В первый месяц жизни малыши совершенно спокойно, без какого-либо дискомфорта могут спать даже при включенной яркой люстре. Им это совершенно не мешает.

«На втором-третьем месяце жизни чувствительность к свету повышается , поэтому, когда ребенок спит, лучше приглушать свет в помещении. Малышу при яркой освещенности уже не будет так же комфортно, как в первый месяц жизни», — объясняет Анна Шпак.

Все цвета радуги — только к шести месяцам

На втором-третьем месяце жизни глаза ребенка уже хорошо фокусируются на предметах, и малыш и начинает тянуться к объектам, которые видит. Расширяется поле зрения, и ребенок может переводить взгляд с одного предмета на другой уже без поворота головы.

«К шести месяцам жизни у ребенка уже хорошо развиты зрительные центры головного мозга. Острота зрения может доходить от 0,1 до 0,4 (это верхние четыре строки в таблице). И теперь ребенок уже видит все цвета радуги», — говорит офтальмолог.

Видят ли новорожденные

Функция зрительного анализатора играет одну из ведущих ролей в развитии ребенка. С первых дней жизни зрение тесно связывается с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате образуются связи, являющиеся основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в пространстве. На протяжении последних десятилетий, благодаря совершенствованию и активному внедрению технологий выхаживания новорожденных в клиническую практику, показатели младенческой смертности неуклонно снижаются, в том числе и среди глубоко недоношенных детей. Важны отдаленные результаты выхаживания, показатели когнитивного развития, уровень качества жизни детей по мере взросления. Для нормального роста и развития глазных структур внутриутробно не требуется стимуляция светом и нагрузка визуальной функции, так как формирование глаза детерминировано генетическими факторами. Тем не менее последующее развитие функции глаза зависит от визуального опыта. Примерно до 32-й недели недоношенный ребенок практически не имеет возможности ограничивать проникновение света в глаза, это обусловлено очень тонкими веками и отсутствием зрачкового рефлекса, который начинает появляться в возрасте от 32 до 34 нед. При рождении отмечается ряд безусловных зрительных рефлексов — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный ориентировочный рефлекс поворота обоих глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. После рождения здоровый доношенный ребенок способен видеть при адекватном освещении и расстоянии линии, узоры, движения и свет различной интенсивности, к 2 мес жизни способен различать контрастные цвета. На 2-3-й неделе жизни формируются и совершенствуются функции предметного, контрастного и пространственного зрения. На 2-3-м месяце жизни появляется форменное центральное зрение, которое постепенно совершенствуется, от способности обнаруживать предмет до способности его распознавать. В возрасте 2-6 мес совершенствуется способность дифференцировать цвет. Различение цветов начинается прежде всего с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. Как правило, в неонатальном периоде младенцы могут видеть только объекты на расстоянии их вытянутых рук, а затем каждую неделю они начинают видеть все дальше и дальше. К концу 1-го — началу 2-го года, когда дети уже могут ходить, их зрение хорошо развито, чтобы обеспечивать изучение мира в целом. Незрелость всего зрительного анализатора не позволяет новорожденному четко видеть картину, он различает лишь контрасты; основной контраст, который он видит — лицо матери. Ученые установили, что новорожденные предпочитают похожие на лицо стимулы. В первые недели жизни ребенок запоминает лишь определенную последовательность контрастов материнского лица, а с возраста 7-8 мес жизни он способен к более точному анализу и восприятию и может отличать лица разных людей со схожим расположением контрастов. В последних исследованиях показан положительный эффект грудного вскармливания, обеспечивающего постоянство контакта матери и ребенка, на формирование контрастности и остроты зрения ребенка в целом. Грудное вскармливание также важно для формирования координации зрения и движений, которая начинается на первых месяцах жизни, например хватание или избирательность в реакции, когда ребенок улыбается в основном при виде матери или знакомых близких людей, осуществляющих за ним уход и вызывающих положительные эмоции. Удержание внимания новорожденных при визуальной стимуляции с помощью черно-белых изображений может увеличиться от нескольких секунд до 1,5 мин всего за 1 нед. Более длительное удержание внимания обеспечивается более длительным обучением и отсутствием отвлекающих звуковых стимулов, особенно знакомых голосов людей, ухаживающих за ребенком. Не всегда аудиальное сопровождение показа предметов на самом раннем этапе обучения способствует лучшему результату визуального опыта и становления зрительной функции, поскольку звуковые стимулы более конкурентно способны по сравнению с визуальными, а черно-белые визуальные стимулы предпочтительнее цветных за счет более высокого контраста. У недоношенных детей без тяжелой ретинопатии и церебральной патологии при достижении постконцептуального возраста доношенности (39-40 нед) острота зрения и стереовосприятие не отличаются от таковых функций у доношенных новорожденных, однако отмечается пониженная контрастная чувствительность. В исследованиях у недоношенных детей по сравнению с доношенными отмечалась некоторая задержка зрительного развития, которая в целом, частично или полностью нивелировалась к возрасту 12 мес. Частично с этим связан более высокий риск развития дефицита внимания, зрительно-пространственных нарушений в школьном возрасте у недоношенных детей, и эти проблемы, в свою очередь, могут влиять на когнитивное развитие независимо от наличия очаговых поражений головного мозга. Риск развития нарушений визуальных стимулов и нарушений обработки соответствующей информации у детей, рожденных в возрасте от 26 до 32 недель умеренный (8-23%), что требует раннего наблюдения и поддержки общего зрительного развития у недоношенных детей с дыхательными нарушениями и нарушениями мозгового кровотока. Визуальный опыт формирует необходимые для восприятия, обработки линий, узоров, движения и восприятия цвета. Этот процесс продолжается в течение первых 3 лет жизни. В течение этого периода для нормального развития зрительного анализатора ребенку требуется свет (на объектах, а не прямой свет в глаза), внимание, новизна или изменение объекта, движение, цвет. Это необходимо всем детям старше 38-40 недель в отделении интенсивной терапии. Фокусирование и внимание к человеческому лицу (предпочтительно лицо матери) имеют первостепенное значение, за ним следуют предметы и действия на расстоянии наилучшего видения — от 25 до 39±10см. Длительный период выхаживания недоношенного ребенка в условиях микроклимата инкубатора с соблюдением охранительного режима, невозможность полноценного материнского ухода, а значит, отсутствие сенситивных стимулов, приходится на самый важный период развития нервной системы. Именно в этом возрасте очень важно адекватное и своевременное начало нейросенсорного развития. Идентификация ранних нарушений зрения имеет важное значение, поскольку они оказывают значительное влияние на другие аспекты развития, включая психологические и образовательные. В частности оценка состояния зрительной системы является надежным индикатором неврологического статуса и развития головного мозга, особенно у недоношенных детей.

— Большинство основных структур в зрительных областях головного мозга развиваются к концу второго триместра, что совпадает со временем, когда ребенок открывает глаза в утробе матери.

— Сетчатка (палочки, колбочки, амакриновые и ганглиозные клетки и т. д.) начинает формироваться примерно через 40 дней после зачатия и уже к 160 дню внутриутробного развития имеет полный набор клеток, хотя продолжает свое развитие и после рождения.- Мышцы, отвечающие за движения глаз, развиваются у человека до рождения, так же как и подкорковые системы, контролирующие их.

— В первые месяцы жизни зрительная система все еще развивается. От рождения до полной зрелости размер глаза увеличивается в три раза, и большая часть этого роста завершается к 3 годам.

— Миелинизация зрительного нерва завершается к 2 годам.

Зрительная система новорожденного настроена на обнаружение социальных стимулов.

— Новорожденные предпочитают смотреть на лица и похожие на лица изображения по сравнению с другими зрительными стимулами.- Уже в возрасте четырех дней младенцы дольше фиксируют внимание на лице собственной матери, чем чужих женщин.
В возрасте 6 недель типично развивающийся младенец способен к стабильному зрительному контакту со своими родителями.

— Ребенок в возрасте одного месяца сканирует внешний контур лица, уделяя внимание преимущественно глазам, а двухмесячный ребенок сканирует изображение лица более широко и дольше останавливается на его чертах, особенно на области глаз и губ.

Новые стимулы вызывают у младенца интерес.

Если какой-либо визуальный стимул предъявляется младенцу несколько раз подряд, длительность фиксации на нем постепенно сокращается, происходит привыкание. Но при предъявлении нового стимула, время фиксации заметно увеличивается. Интерес к новому стимулу указывает на то, что ребенок начинает вспоминать визуальные образы, распознавать их и отличать новый стимул от уже знакомого ему.

Младенцы могут запоминать объекты

Реакция удивления при предъявлении ребенку «невероятного» события (например, взрослый спрятал одну игрушку за экраном, а затем из-за экрана появилась другая игрушка) появляется в начале 4-5 месяцев жизни. Это удивление показывает, что младенец помнит, даже если и короткое время, о существовании скрытого объекта, но еще не имеет способности найти объект своего интереса.

Младенцы способны предсказывать траекторию движения объекта

Поисковые движения глаз при исчезновении движущейся игрушки появляются у некоторых младенцев на ранних стадиях развития (3-4 месяца), а затем, почти сразу, появляется смещение взгляда на место будущее появление игрушки. В возрасте 4-5 месяцев, такое смещение взгляда наблюдается уже у 50% младенцев, тогда как в возрасте 7 месяцев его вероятность становится практически 100%. Подобное перспективное смещение взгляда указывает на формирование понятия о движении объекта, поэтому ребенок может предсказать его результат — место, в котором игрушка появится.

К возрасту полугода ребенок:

— синхронизирует движения рук и зрительную информацию (координация глаз-рука);
— проявляет интерес к наблюдению за падающими предметами;
— может переводить взгляд от ближних предметов к дальним и способен фиксироваться на расстоянии до 1 метра.

Младенцы способны к обобщению на основе видимых свойств объектов.

К 7-9 месяцам начинает формироваться способность к обобщению на основе видимых свойств объектов. Ребенок способен распознавать кошку по форме, независимо от ее размера, цвета, расположения и даже такого параметра как живая или игрушечная. Также обнаруживается эффект привыкания: при показе нескольких изображений разных кошек, ребенок проявляет реакция на новизну при изображении лошади. Способность к классификации проявляется не раньше, чем к 13-14 месяцам. Обобщенное абстрактное понятие о цвете возникает только в возрасте около двух лет.

Ссылка на основную публикацию