Во сколько дети разговаривают

Ученые показали, что когда родители лепечут с детьми, дети быстрее осваивают новые слова.

Инстинктивно мы разговариваем с младенцами иначе, чем со взрослыми: используем более высокую интонацию, говорим медленно, напевно, выразительнее и сокращая слова, в большей степени демонстрируя движения губ и языка. Это сильно отличается от монотонной речи, которую взрослые используют в коммуникации друг с другом. Мимика в момент разговора с маленьким ребенком тоже меняется: рот открывается шире, брови поднимаются, губы чаще растягиваются в улыбке.

Ученые ранее показали, что младенцы гораздо сильнее сосредотачивают внимание, когда с ними разговаривают подобным образом, и явно предпочитают подобное обращение. Это остается верным и для малышей-монолингвов (осваивающих только один язык), и малышей-билингвов (осваивающих одновременно два языка). Однако только ли в предпочтениях дело? Оказывается, подобная речь имеет и скрытый смысл, ранее неизвестный: именно такое произношение помогает младенцам научиться воспроизводить звуки речи.

Уподобляя свою речь «речи» маленького ребенка — воспроизводя звуки, как если бы это делал кто-то, обладающий меньшим речевым аппаратом, — взрослые подают пример, как такие звуки вообще могут воспроизводиться. За счет этого улучшается не только восприятие речи младенцами, но и стимулируется двигательный компонент речи — продукция звуков.

Психологи Санкт-Петербургского государственного университета проследили механизм выделения главных признаков объекта, — центральный для успешного мышления. Также они выяснили, насколько его успешно.

Как правило родители внимательно наблюдают за развитием своего ребенка, особенно на первом году жизни. Нередко беспокойство вызывает отсутствие реакции на свое имя. Важно знать, когда это может быть нормой, а в каких ситуациях сигнализирует о возможных проблемах, и поэтому визит к специалисту откладывать не стоит.

Когда ребенок должен реагировать на свое имя?

В большинстве случаев дети начинают реагировать на свое имя в возрасте от 6 до 10 месяцев, хотя иногда это происходит и раньше – с 4-х месяцев. Точных сроков не существует, поскольку каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития. Обычно малыши в 1 год уже откликаются на свое имя. При отсутствии реакции стоит повнимательнее присмотреться к сыну или дочке.

К 1,5 годам ребенок должен понимать даже сложные конструкции, например, «пойди и принеси мне ложку». В 2 года многие дети уже достаточно неплохо разговаривают – не отдельными словами, а целыми простыми предложениями. Если же замечены проблемы с развитием, визит к врачу лучше не откладывать.

Основные причины возникновения проблемы

Если ребенок не откликается на свое имя, причины могут заключаться в следующем:

  1. Проблемы со слухом. Ребенок может вас просто не слышать, однако определить глухоту в раннем возрасте бывает сложно. Если малыш не откликается на свое имя, но при этом также не реагирует на другую речь, проблема может быть в нарушении слуха.
  2. Игнорирование. Случается так, что даже в раннем возрасте дети показывают характер. Если ребенок иногда отказывается откликаться на свое имя, но при этом отсутствуют другие признаки отставания в развитии, вероятней всего он делает это умышленно. Если вы сомневаетесь, лучше проконсультироваться с врачом и при необходимости пройти обследование.
  3. Сенсорная алалия или слуховая агнозия. Особенность этого речевого нарушения заключается в том, что ребенок не распознает речь. Другими словами, обращения родителей и других людей звучат для ребенка, как иностранный язык. Он не понимает слова, поэтому и не реагирует на них. По этой же причине малыш не смотрит на человека во время разговора.
  4. Моторная алалия. Еще одно речевое нарушение может стать причиной отсутствия реакции на произношение имени. Ребенок не знает и не умеет произносить звуки. Он не понимает, какие действия следует выполнять языком и губами, чтобы что-то сказать. Нарушение напрямую не связано с тем, что ребенок не реагирует на имя, но в большинстве случае моторная алалия сопровождается слуховой агнозией. . Чтобы понять, с чем связано то, что ребенок не откликается на имя при аутизме, стоит знать, что у детей с таким заболеванием часто возникает сенсорная перегрузка. Слова звучат на фоне различного шума (работа бытовой техники, движение транспорта и пр.), а каждый звук для ребенка с аутизмом звучит одинаково сильно, поэтому он не может в нем выделить свое имя. Отсутствие реакции может быть вызвано также задержкой речевого или умственного развития.

Определить причину, почему ребенок не отзывается на свое имя, может только специалист после комплексного обследования.

Когда и к кому обращаться?

Если ребенок не всегда откликается на имя, но при этом не имеет признаков задержки умственного развития, паниковать не стоит. В остальных случаях обратитесь к врачу. Первичную консультацию можно получить у педиатра, но скорее всего потребуется визит к отоларингологу, неврологу и психиатру. Узкий специалист после осмотра составит программу диагностики, чтобы точно установить причину возникшей проблемы, диагноз и подобрать методы коррекции.

Как правильно знакомить ребенка с его именем?

Чтобы ребенок стал быстрее откликаться на свое имя (при условии отсутствия явных проблем со здоровьем), рекомендуется следовать таким правилам:

  1. Начиная с 2-3 месяцев, нужно показывать ребенку предмет и называть его, а потом произносить имя и легонько дотрагиваться до малыша.
  2. При обращении к ребенку используйте 1-2 формы его имени. Так ему будет проще запомнить. Если вы постоянно будете называть малыша «солнышком», «зайчиком», «котиком», «пупсиком», он будет путаться.
  3. Когда вы подходите к ребенку или хотите взять его на руки, сначала окликните его по имени, дождитесь реакции, а затем совершите запланированное действие.
  4. Если хотите заинтересовать малыша, ставьте его имя в начало предложения.

Как научить ребенка реагировать на собственное имя?

Если ребенку больше 1 года, при этом реакция на имя отсутствует, оптимальным решением будет обращение за квалифицированной помощью. Также можно попробовать исправить ситуацию при помощи упражнений. Следующие рекомендации помогут при нарушениях аутистического спектра, но могут стать бесполезными при проблемах со слухом и некоторых других отклонениях.

Сначала учите ребенка реагировать на свое имя в тишине. Максимально исключите любые посторонние звуки. Садитесь напротив малыша и называйте его имя. Когда он отзовется, порадуйте его игрушкой или сладостями. Многократно повторяйте упражнение. Когда ребенок начнет откликаться на имя в 8 случаях из 10, усложните задачу – добавьте фоновый шум. Это может быть негромко работающий телевизор или другие звуки. При необходимости говорите громче, чтобы ребенок вас отчетливо слышал.

На следующем этапе упражнение нужно делать в привычной окружающей среде, но переходить к нему стоит после того, как ребенок начнет хорошо реагировать на свое имя при небольшом фоновом шуме. Это довольно трудоемкий процесс, но при усердии он даст результаты.

Опытные специалисты дадут больше рекомендаций касаемо того, как научить ребенка реагировать на свое имя в зависимости от возраста, причины проблемы и особенностей здоровья малыша.

Если вышеперечисленные методы не дают желаемого результата, обратитесь в клинику Vivere. Мы ищем причину, а затем подбираем персонализированные методы лечения, которые сочетаются с педагогической коррекцией, чтобы достичь выраженного и устойчивого результата.

Наша культура и воспитание во многом консервативны. Не каждый россиянин готов к открытой дискуссии о сексуальности. Если вы сейчас качаете головой и говорите, что к вам это не относится, — замечательно. Однако в большинстве семей обсуждение половой жизни было под запретом (все помнят крылатую фразу «В СССР секса не было»), а потому столь часто мы испытываем смущение и стеснение, разговаривая о сексе. Но говорить о нем важно и нужно, ведь именно родители – самый надежный и безопасный источник информации!

Стоит ли вообще поднимать тему секса?

Инициатива в этом вопросе принадлежит ребенку. Родителю достается роль ответчика. Вы либо удовлетворите интерес (и тогда ребенок вернется за следующей партией информации чуть позже), либо покажете, что вам стыдно и неуютно (и тогда ребенку придется искать источники среди сверстников и интернета).

Есть несколько основных правил, которые действуют в любом возрасте:

  1. Уточните, что хотел узнать ребенок. Очень часто бывает, что покрасневший родитель, путаясь в словах, пытается объяснить ребенку какое-то слово, а само чадо совершенно не об этом спрашивало. Помните старый анекдот: «и бьется о борт корабля. Мама, что такое «оборт»?»
  2. Говорите на понятном ребенку языке. В каждой семье свои обозначения половых органов – используйте их, когда что-то объясняете, не пытайтесь вводить сложные термины (возможно, так проще для родителей – меньше смущения – однако ребенок окончательно запутается).
  3. Продумайте, что и как вы будете говорить. Нет ничего хуже ситуации, в которой вы смущаетесь, краснеете, бледнеете и чувствуете себя не в своей тарелке. Если родителям так стыдно об этом говорить, ребенок делает вывод, что это очень неприличная тема, от обсуждения которой стоит воздержаться. Вопросы при этом никуда не уйдут, но откуда ребенок будет черпать информацию? Друзья с их собственными домыслами? Интернет с, зачастую, травматичными видеоматериалами?
  4. Не знаете, что и как сказать, – возьмите паузу. Главное, честно скажите ребенку, что вам необходимо время, чтобы сформулировать ответ на его вопрос, не отмалчивайтесь и не избегайте темы, ибо это также приведет к поискам альтернативных источников информации. Оно нам надо?
  5. Просто, коротко, информативно. Ребенок идет к родителям, чтобы получить информацию, достоверную и понятную. Не стоит устраивать ребенку лекцию, делиться личными примерами из жизни и рассказывать ему сильно больше, чем он просил. Лучше в конце спросить детку, получил ли он ответ на вопрос, все ли ему понятно, есть ли еще вопросы.
  6. Напоминайте ребенку о том, что вы с радостью с ним поговорите на интересующие его темы. Главное, делать это искренне и не слишком часто, чтобы у ребенка не возникало ощущение навязывания темы. Вдруг ему пока о «Лего» разговаривать значительно интереснее?!

В каком возрасте стоит говорить о сексе?

На самом деле, как только у ребенка появляются первые вопросы, тогда и стоит начинать подобные разговоры. О чем говорить с детьми разных возрастов?

3-4 года – в этом возрасте ребенка начинают интересовать вопросы различия мальчиков и девочек, прежде всего, по внешним признакам, а уж если детка пошла в детский сад – такие вопросы точно будут заданы! Подумайте, как вам будет удобнее рассказать ребенку, что мы друг от друга отличаемся. Однако в этом возрасте – коротко и по сути, ведь интерес пока носит мимолетный характер, и затяжные вопросы будут только в том случае, если ребенок не сможет получить удовлетворяющий его ответ.

5-7 лет – объяснения, откуда берутся дети, должны носить максимально простой характер, однако рассказывать про капусту и аистов все же не стоит. Ребенка вполне удовлетворит рассказ о том, что он появился из маминого животика в результате любви мамы и папы. Помните, дорогие родители, чем проще ответ, тем он правдивее, а все подробности и нюансы давайте оставим для подростков!

8-10 лет – в этом возрасте ребенку могут быть уже интересны подробности, связанные с его рождением, появляются симпатии к противоположному полу, а кто-нибудь из одноклассников уже с умным видом рассказал «секретную» информацию про секс. Для этого возраста много книжек по сексуальному воспитанию – выберите ту, которая лично вам кажется приятной и симпатичной, и подсуньте ее ребенку с предложением прокомментировать любую заинтересовавшую его часть.

11-13 лет – в этом возрасте уже имеет смысл говорить с подростком именно о сексе, самим инициативно предлагать (!) подходить, если будут появляться вопросы. Разговоры о женственности и мужественности, естественном изменении тела и гормональных процессах важны и нужны, главное, сделать это тактично, чтобы у подростка не возникало ощущения давления в этот и так непростой период.

14-17 лет – в старшем подростковом возрасте уже возможны разговоры про предохранение, отношения между мужчиной и женщиной. Здесь будут полезны истории ваших романтических отношений, главное, чтобы они звучали не поучительными нотациями, а именно рассказами. Конечно, идеальный вариант – это настолько доверительные отношения, при которых ребенок может прийти посоветоваться, в том числе, по поводу сексуальной сферы, но для этого важно, чтобы в течение всего периода взросления у ребенка была возможность получить от родителя помощь, поддержку и совет, а не нотации.

Главное: помните сами и регулярно напоминайте детям, что по любому интересующему вопросу они могут к вам обратиться! Ведь именно доверие и искренность позволяют сохранять контакт с ребенком, а значит — быть в курсе его жизни и проблем!

Александра Чернышева – психолог-консультант, закончила факультет психологии СПбГУ кафедру Кризисных и экстремальных ситуаций.

С 2007 Александра ведет индивидуальные, групповые консультации и тренинги с детьми и подростками, а также координирует работу лагеря «Архитектура будущего». К сфере ее научных и практических интересов относятся следующие темы:

  • «Уверенность в себе»,
  • «Интеллектуальная успешность»,
  • «Эффективность в общении».

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «Архитектура будущего», где работает Александра:

В любом случае — не менее внимательно, искренне и честно, чем со взрослыми, ведь маленькому ребенку это помогает внутренне развиваться и расти. Но как найти верные слова для разговора с новорожденным?

«Через месяц, мой зайчик, мы переедем. Мы с твоим папой много думали и решили найти квартиру поближе к его работе. Так он сможет раньше возвращаться и больше времени проводить с нами…»

Каждый ребенок, даже самый маленький, имеет право знать о важных событиях в семье, которые касаются его самого и его будущего. Более того, знать это ему необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно, благополучно расти и развиваться.

Но как он поймет смысл наших слов, если сам еще не говорит? И до какой степени в общении с ним родителям стоит вдаваться в детали?

Не только о самом важном

Даже едва появившийся на свет младенец — тем не менее уже «существо говорящее». Этот парадокс объясняла во многих своих книгах психоаналитик Франсуаза Дольто. По ее убеждению, новорожденный «стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери» и буквально «впитывает в себя речь родителей».

Мир он воспринимает при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, тактильных ощущений. Но только обращенное к нему слово другого человека дает ему возможность почувствовать себя частью мира людей и ощутить свое отличие.

Франсуаза Дольто приводит множество свидетельств того, как общение с младенцем (честное, без нарочитой «детскости») меняет детей — утихает боль, проходит сыпь, ребенок начинает лучше спать.

Однажды к ней на консультацию пришла буквально изможденная женщина: ее новорожденный сын тревожно спал и постоянно просыпался ночью. Она рассказала психоаналитику о том, что у нее был еще ребенок, который умер совсем недавно, и младшего назвали тем же именем, что и брата.

Франсуаза Дольто обратилась к мальчику. «Я сказала ему, что брат на него не сердится, что он дал ему свое имя и что его мама, даже когда он спит, знает, что он не умер». Когда мать с сыном вернулись домой, младенец проспал десять часов подряд.

Однако разговаривать с ребенком означает не только рассказывать ему о самом важном. Это значит также говорить с ним непринужденно и легко, обо всем на свете и ни о чем особенном — как с человеком, к кому мы просто испытываем теплые чувства.

«В этом случае слово не «исцеляет», но развивает ребенка, — поясняет нейропсихолог Борис Цирюльник. — Он сильнее ощущает эмоции, а они активизируют его память, работу разных отделов мозга».

Открыто и честно

Еще не владея словом, дети взаимодействуют с нами при помощи особого языка — языка своего тела. Родителям, которые привыкли общаться с помощью слов, не всегда просто понять то, что сообщает ребенок. Именно поэтому разговор с новорожденным так и остается (во всех смыслах) монологом взрослого.

«Нужно говорить не ребенку, а с ребенком, — объясняет разницу психолог Ольга Варпаховская, руководитель проекта «Зеленая дверца». — Это значит вести с ним диалог, находить равновесие между чересчур подробным общением и мимолетным».

Непросто приходится современным молодым матерям. «Советы родственников и друзей, книги и многочисленные сайты по популярной психологии порой внушают им страх сказать что-нибудь не так, — говорит Борис Цирюльник.

— Некоторые женщины больше не считают себя вправе, например, заплакать или вспылить, так как боятся, что их негативный настрой травмирует ребенка. Им нужно перестать (чересчур) контролировать себя, но искать собственные слова, чтобы общаться с ребенком честно».

Кратко и в настоящем времени

Сколько копий сломано вокруг baby talk, «детского» языка: не вреден ли он для ребенка, не задерживает ли его развитие? Нет, уверены наши эксперты, потому что он выполняет особую роль — в первый год жизни учит ребенка общаться.

«Высокий тон голоса («Агу, агу!») привлекает внимание младенца, — рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. — Шипящие и свистящие звуки («Ах ты мое солнышко!») напоминают звуки материнского дыхания, которые он слышал, находясь в ее утробе, и задают ритм, который помогает удерживать внимание на словах.

Длинные паузы и повторы слогов («Ма-ма! Па-па! Ба-ба!») помогают выхватить из потока речи и запомнить короткую часть слова. Кроме того, обращаясь к ребенку, мы смотрим ему в глаза, улыбаемся, начинаем шевелить губами и широко раскрывать рот.

Начиная с двух месяцев большинство детей способны имитировать наши движения — появляется гуление». Так мы показываем ребенку, что произносить слова легко и приятно, и незаметно учим его.

Все дети осваивают речь в разное время. Некоторые активно болтают с достаточно раннего возраста, но бывают и обратные ситуации. Родители относятся к ним по-разному. Кто-то не видит проблемы в том, что сын или дочка в 2,5-3 года молчит. Кто-то, наоборот, — слишком тревожится и удивляется, почему прикладываемые усилия не приносят быстрых результатов. О том, как помочь крохе заговорить побыстрее, — рассказывают специалисты ЦССВ «Центральный».

Советы родителям

«Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть. Какой-то малыш легко встанет на ножки и побежит сам, кому-то приходится специально формировать походку. Так же и с речью. Таким детям нужно помочь, — считает логопед Елена Перова.

Что можно сделать?

  • Чаще говорите с ребенком сами. Озвучивайте все, что делаете: кормление, купание и так далее, комментируйте все происходящее. Произносите слова четко и доброжелательно.
  • Прежде, чем ребенок заговорит, он должен научиться понимать обращенную к нему речь. Используйте простые конструкции: «Дай ручку», «Где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  • Вместе с полными формами слов употребляйте их облегченные варианты: «би-би», «ля-ля», «ам-ам».
  • Пойте ребенку перед сном колыбельные, желательно одни и те же.
  • Чтобы у малыша возникло желание подражать взрослому, существует множество доступных для его восприятия игр, например, «Ку-ку». Игры вызывают у крохи положительные эмоции. Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты!». Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух (ребенок может повторять только гласные: о, а, у).
  • Читайте ребенку небольшие стихотворения, простые детские сказки. Побуждайте досказывать слова по мере возможности.
  • Старайтесь не перегружать ребенка информацией: просмотр телевизора лучше сократить.
  • Не обсуждайте при ребенке его проблему.
  • Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои особенности.
  • Поможет и массаж пальчиков ладошек. Для этого можно использовать щеточки и су-джок шарики. Любимые всеми малышами игры «Сорока-белобока», «Посчитаем пальчики» тоже очень полезны. Развитие речи напрямую связано с мелкой моторикой.

Чтобы ребенок захотел разговаривать

«Не нужно требовать от детей речевой активности: настойчивым „скажи“ можно отпугнуть их. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа: „Делай, как я“ (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание», — советует логопед.

Следующий этап — привлечение к занятиям. Сначала малыш учится понимать речь и выполнять простейшие инструкции: «Дай ручку», «Покажи носик».

Вызываем у малыша ориентировочный рефлекс: «Что это?», «Что там?». Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, ух), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными словами также и общеупотребительных слов («ля-ля» и «кукла»).

Когда ребенок готов заниматься, можно учиться произносить отдельные звуки, которые обычно появляются в речи первыми (гласные: а, о, у, и, э, согласные: м, б, п, г, к, д, т, х). Развиваем речевой слух и внимание, формируем у него умение передавать простейшие ритмы, уточняем и расширяем пассивный словарь по темам («Мы играем», «Покормим Мишку», «Собираемся на прогулку»). Также необходимо развивать сенсорную базу малыша, то есть познакомить его с понятиями цвета, формы, величины, количества.

Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию словарного запаса. Прежде всего, малыш осваивает существительные и глаголы. Потом они станут основой для построения фраз. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: «биби бах» — машина упала, «ляля бай» — кукла спит.

«Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг может появиться нормально произносимое слово. Обычно дети очень радуются такому успеху, несколько дней демонстрируют его окружающим», — рассказывает Елена Перова.

Есть и еще один небольшой лайфхак для родителей неговорящего малыша: освоить речь поможет домашний театр. У крохи появляется уверенность в себе, ему нравится выступать перед родителями, бабушкой и дедушкой и даже перед любимой игрушкой.

Но не стоит забывать, что все эти рекомендации носят вспомогательный характер. Если появление речи заставило себя ждать слишком долго, сначала нужно обратиться к специалистам.

Как отвечать на вопросы ребенка о смерти, почему важно не обходить эту тему стороной и как не травматично объяснить детям то, что родители тоже умирают? Эти и другие вопросы «Афиша Daily» задала детскому психологу Анфисе Беловой.

Почему важно объяснять ребенку, что такое смерть?

Потому что смерть — неотъемлемая часть нашей жизни. С этим рано или поздно встречается каждый ребенок: в мультиках, книгах или реальной жизни, и у него возникают вопросы. Если он не получает ответов, то начинает додумывать сам, а так как он не имеет должного опыта и знаний, то пользуется исключительно своей логикой. Чаще всего отсутствие ответов вызывает самые различные страхи : страх собственной смерти, смерти близких, неизвестности, чего‑то потустороннего (если ответы по теме смерти он получил из доступных источников — например, мистических фильмов). У ребенка может возникать ощущение, что от него что‑то скрывают или его обманывают.

В каком возрасте лучше начать разговор?

Вопросы о жизни и смерти возникают у детей в возрасте шести-семи лет. Когда они появляются, тогда и есть смысл об этом поговорить. Бывают ситуации, когда ребенок сталкивается со смертью раньше — например, если умирает кто‑то из близких или домашнее животное. Тогда, конечно, можно завести разговор и раньше.

Как рассказать ребенку о смерти близкого человека?

Стоит об этом говорить аккуратно, без каких‑либо подробностей и в той парадигме, в которую верит сам родитель. Кому‑то легче принимать смерть через религию, кому‑то — через теории о душе, кому‑то — через любовь и память.

Несмотря на то, что человека больше нет в реальности, он все равно остается в нашей памяти.

Нужно объяснить ребенку, что вы с ним чувствуете схожие эмоции: можно вместе поплакать, спросить у него, что он чувствует. Порой бывает так, что возникает злость на человека, которого нет рядом, и у взрослых, и у детей. Это эмоции, мотивированные мыслями: «за что он нас оставил», «почему он ушел», «мне необходимо, чтобы он был рядом, а его нет». И это тоже нормально.

Можно сохранить какие‑то вещи близкого и объяснить ребенку потерю через магические или даже сказочные тезисы: например, что в этих вещах живет частичка близкого или ваша память о нем. Но ни в коем случае нельзя замалчивать и избегать этих разговоров, иначе ребенку придется переживать это в одиночку .

Иногда родители говорят: «Тебе пока рано об этом знать». И ребенок остается с этим один на один, потому что он не может перестать задавать себе вопросы, особенно если он видит грустных родителей или плачущих родственников вокруг. И в таком случае он, скорее всего, будет переживать гораздо больше страха, чем если родитель аккуратно объяснит ему, что произошло.

Какие слова и выражения лучше использовать?

На приемах с детьми я говорю о концепции души — о том, что, когда человек умирает в реальном мире, он продолжает жить в нас, в нашей к нему любви и нашей памяти. Да, мы по нему скучаем, но должны понимать, что этому человеку не плохо и не больно, он просто находится где‑то не рядом. Я стараюсь настраивать ребенка так, чтобы грусть и печаль переводились во что‑то светлое — в воспоминания, например.

Есть родители, которые не верят в концепцию души и жизни после смерти, тогда можно объяснять с биологической точки зрения: так устроена природа, это часть нашей жизни, и никто не знает, что будет дальше. Главное — рассказать так, чтобы не вызвать в ребенке чувство безнадежности.

Почему нельзя врать ребенку?

Некоторые родители, боясь за ребенка, выбирают ложь. Говорят, что родственник уехал куда‑то далеко и больше не вернется. Но так делать нельзя. Ребенок может сразу понять, что вы ему недоговариваете или обманываете его, тогда он просто начнет терять к вам доверие. А если он через какое‑то время узнает правду, то может счесть ваш поступок за предательство .

Не испугается ли ребенок такого разговора?

Суть в том, что вопросов о жизни и смерти больше боятся родители. Для взрослых эта тема табуирована, потому что вызывает боль, скорбь, ощущение потери. У ребенка таких ассоциаций еще нет. Если преподносить ему информацию спокойно, грамотно, аккуратно, это будет просто очередной ответ на один из множества вопросов. И он не будет этого бояться.

Стоит ли брать ребенка на похороны?

Все очень индивидуально: зависит от традиций и мировоззрений семьи и от личности самого ребенка. В целом похороны — это далеко не обязательное мероприятие для детей, они действительно могут напугать. Тем более что это не единственный способ попрощаться с человеком. То есть стоит понимать, для чего необходимо брать ребенка на похороны и есть ли в этом смысл.

С другой стороны, для некоторых детей (обычно тех, кто постарше) это может быть действительно важным моментом в прощании с близким, и они сами будут проявлять интерес к похоронам.

Как рассказать ребенку о своей неизбежной смерти в будущем?

Наверное, чаще всего приходится говорить об этом, если ребенок сам спрашивает. И тут, конечно, тоже не нужно врать. Стоит осторожно объяснить, например, используя фразы: «Да, это естественный процесс, все умирают, но это будет нескоро»; «Мы еще очень долго будем вместе»; «Я не оставлю тебя одного». Важно дать понять, что вы будете вместе с ребенком до тех пор, пока он не вырастет и не заведет свою семью, но и даже тогда вы все еще будете рядом с ним. Можно переводить акцент на разговоры о жизни, о том, сколько в ней всего прекрасного и удивительного.

В разговорах с маленькими детьми на серьезные темы важно давать информацию дозированно, по мере взросления, а не перегружать сразу. Кроме этого, многое зависит от того, какие вопросы они задают. Если сразу сказать: «Я не знаю, когда я умру, может быть, завтра попаду под машину», — это может вызвать страх. При этом всегда, если это все равно кажется обманом, можно сформулировать более аккуратно: «Никто не может знать точно, когда умрет, но обычно это происходит уже в старости, когда жизнь человека подходит к концу».

На первых этапах может быть достаточно веры в то, что родитель еще очень долго будет рядом и смерть произойдет нескоро. Когда через какое‑то время ребенок узнает, что люди умирают не только от старости, что иногда умирают довольно рано, тогда это повод уже отвечать на следующие вопросы.

Первое, что стоит сделать родителям, столкнувшись с подобной ситуацией – это не паниковать. Излишняя эмоциональность не решит проблему и не поможет опередить причину подобного поведения.

Что это может быть?

Для начала стоит выявить природу подобного поведения малыша, так как от этого зависит и дальнейшая диагностика ситуации.

В нормальных условиях дети откликаются на свое имя, начиная с 4-х месяцев и заканчивая возрастом в 6 или 10 месяцев. Такой временной разброс вызван тем, что каждый ребенок имеет собственный темп развития. И если ваш малыш не реагирует на собственное имя ранее указанных сроков, то это еще не повод бояться самого страшного.

С другой стороны к возрасту полутора лет ребенок должен не только понимать, что его зовут, но и быть способным воспринимать и выполнять сложные поручения. Фраза «Пойди в комнату принеси мячик» не должна вызывать затруднений, если это все же происходит, то обследование будет вполне обосновано.

  1. Игнорирование. Не самая очевидная для многих родителей ситуация, когда ребенок попросту не желает с вами общаться. Понять, что проблема кроется в своенравном характере, довольно просто, если он все-таки иногда откликается на имя, но чаще предпочитает этого не делать, при этом нет никаких дополнительных отличий в развитии.
  2. Проблемы со слухом. Ребенок может быть глуховат и разобраться с этой ситуацией в младшем возрасте, бывает сложно. Однако со временем все станет очевидным. Проследите за вниманием ребенка в момент, когда вы ему что-то говорите. Если, не видя вас, он не реагирует на речь, то вполне возможно он просто вас не слышит.
  3. Слуховая агнозия или сенсорная алалия. Относится к речевым нарушениям и связана с проблемами распознавания речи. Если упростить ситуацию, то ребенок вас попросту не понимает. Для него ваша речь звучит как иностранный язык, который он никогда не слышал. На первый взгляд можно подумать, что ребенок страдает аутизмом, однако это далеко не так. Хотя схожие черты поведения, такие как отсутствие реакции на имя, просьбы, полное игнорирование говорящего, вполне естественны для подобного состояния. Очень часто дети попросту не смотрят в глаза родителя.
  4. Моторная алалия. Это состояние затрагивает способность говорить. Ребенок не знает, как произнести звуки на физиологическом уровне. Правильно приоткрыть рот или повернуть язык для него становится непосильной задачей. При этом данное расстройство нередко встречается вместе со слуховой агнозией.
  5. Аутизм. Причин, по которым ребенок с аутическим расстройством не отзывается на собственное имя, может быть несколько от задержек в речевом, психоречевом или умственном развитии до сенсорных перегрузок. Находясь с ним в комнате, вы обращаетесь к нему напрямую, при этом работает телевизор, шумит чайник и поет птица за окном, вы, скорее всего, сконцентрируетесь на общении с ребенком, и все окружающие звуки станут лишь фоном, но для него ситуация выглядит кардинально иначе. Он не сможет выделить главный звук, а весь шум, гул, голоса будут для него одинаково сильны. Это приводит к тому, что окружение «наваливается» на малыша, и он испытывает перегрузку, с которой мозг попросту не справляется.

Но независимо от того игнорирует вас ребенок или испытывает затруднения иного характера, разобраться самостоятельно в причинах и симптомах лучше под присмотром профессионалов. Они смогут не только отследить реакции малыша, но и дадут ценные советы по корректировки сложившейся ситуации.

Как научить ребенка реагировать на свое имя?

Если малыш не откликается на свое имя, это не говорит о наличии аутизма, хотя проверить данную версию будет не лишним.

  1. Прорабатываем реакцию в спокойной и изолированной обстановке. Важно оградить ребенка от внешних раздражителей, а обстановка комнаты не должна пробуждать в нем интерес к посторонним играм или предметам.
    Сядьте напротив ребенка и предложите ему игру. Суть занятия заключается в позитивном подкреплении его действий. Называйте имя малыша, как только он отзовется на него, вознаградите его сладостью, объятием или поцелуем. Не получилось с первого раза? Не отчаивайтесь, это упражнение требует времени. Назовите его имя, при необходимости повторите его чуть громче. Нет реакции? Добавьте дополнительный шум в виде шуршания пакета или листа бумаги, как только ребенок после произнесенного имени посмотрит на вас, подкрепите результат приятным бонусом.
    Первостепенная задача научить ребенка реагировать на свое имя хотя бы 8 раз из 10. После этого можно усложнить ситуацию и перейти к следующему этапу.
  2. Закрепляем результат с усложнением задачи. Теперь в уже отработанное упражнение необходимо добавить шума. Пусть это будет телевизор, пара игрушек на заднем плане.
    Начните с того, чтобы ребенок отреагировал на имя и посмотрел на вас после того как вы его произнесете. При необходимости повторяйте попытки, говорите громче. Помогайте себе дополнительными звуками и размахиванием руками. Имея опыт прошлых занятий, ребенок адаптируется к новым обстоятельствам и выполнит задачу.
    При этом получив желаемое 2 раза подряд, дайте ребенку время отвлечься на игру или иное занятие. В противном случае малыш просто не успеет переключиться и будет получать вознаграждение не за реакцию, а зрительный контакт без сопутствующих условий.
    К концу практических занятий малыш должен уметь реагировать на свое имя 8 раз из 10 без дополнительных звуковых раздражителей и сигналов руками со стороны родителей.
  3. Практика в окружающем мире. Если до этого ваша задача состояла в том, чтобы стимулировать ребенка к определенным действиям, то теперь цель занятий переключить внимание ребенка на звук своего имени.

Это длительный и трудоемкий процесс, однако, внимание и любовь родителей поможет малышу преодолеть трудности. Стоит также помнить, что даже дети без задержек в развитии не всегда откликаются на собственное имя. Поэтому не пытайтесь довести результаты до 10 из 10.

Если же проблема имеет корни в аутизме, то действия во многом будут похожи. Однако помимо звуковых раздражителей важно добавить и тактильный контакт.

  • Если ребенок не поглощен своим занятием на 100%, то подойдите и прикоснитесь к нему.
  • Произнесите его имя и сразу же постучите его по плечу. Иногда допускается аккуратно поднять его голову за подбородок, так, чтобы он посмотрел прямо на вас. Главное, не пытайтесь добиться контакта «глаза в глаза», это вызовет лишь сильный дискомфорт и разрушает всю мотивацию к награде.
  • Если ребенок посмотрел в вашу сторону, даже случайно, назовите его имя и похвалите за то, что он отзывается на него.

Подобная игра должна стать частью жизни и повторяться 10-50 раз и более. Цель взаимодействия – добиться реакции малыша еще до того как вы произнеся его имя, похлопаете по плечу или повернете его голову.

Подобные практики используются как на сеансах со специалистами, так и в домашней практике. В зависимости от способностей малыша устойчивые результаты можно получить как через несколько часов, так и дней.

Специалисты логопеды помогут выявить причину поведения, когда ребенок не откликается на свое имя, предложат оптимальный курс развития. Под пристальным контролем врача вы добьетесь быстрых и устойчивых результатов, ведь помимо общих рекомендаций и практик, вы получите индивидуальные советы и инструменты для взаимодействия с ребенком. А бескрайняя любовь и постоянная смена мест, помогут малышу лучше адаптироваться в этом мире и научиться слышать свое имя.

АВТОР:

Натали Камински
основательница и директор сети английских детских садов MAGIC CASTLE

Каждый родитель хочет, чтобы привыкание к дошкольному учреждению прошло быстро и легко, а пребывание в нем стало позитивным и развивающим. К сожалению, однозначно сказать, какой возраст идеален для начала посещения сада, невозможно. Каждый ребенок уникален: кто-то с легкостью привыкает к новой среде за несколько дней, а кому-то требуется длительная и продуманная поддержка со стороны взрослых.

Чаще всего детей приводят в сад в три-четыре года, но начинать можно и раньше – в полтора-два года, когда малыш научится ходить. Промежуток от полутора до трех лет считается оптимальным, поскольку в более раннем возрасте ребенок еще недостаточно самостоятелен, а после 3-4 лет интеграция в новую среду может осложняться сформировавшимися привычками – чем старше ребенок, тем ему труднее перестроиться на новый график, привыкнуть к отсутствию мамы рядом и новому месту.

При условии профессионального и внимательного отношения адаптировать к детскому саду можно любого ребенка, независимо от возраста и личных особенностей. При этом родителям необходимо учитывать, что адаптация маленьких и более взрослых детей будет проходить по-разному, но в итоге пребывание в детском саду, если в нем работают профессионалы, пойдет на пользу абсолютно всем.

В полтора-два года дети не стремятся к общению со сверстниками, они воспринимают их, скорее, как необычные игрушки. В социальном плане в этом возрасте ребенку достаточно мамы или другого близкого ему человека. Тем не менее, родители, отдавшие детей в хороший детский сад в раннем возрасте, сразу отмечают стремительный скачок в развитии. Ребенок быстрее начинает говорить, у него заметно расширяется словарный запас, улучшается качество произношения звуков. Это связано с тем, что в саду дети слышат много музыки, песенок, постоянно исследуют новые предметы и текстуры, что-то переливают, пересыпают, собирают, сортируют, с ними проводят много занятий, направленных на развитие мелкой моторики. Двигательные и осязательные активности напрямую влияют на интеллект, и чем они разнообразнее, тем быстрее и заметнее прогресс малышей.

В раннем возрасте очень легко проходит адаптация к новой языковой среде: дети не испытывают дискомфорт, если слышат незнакомый язык, они быстро вливаются в новый контекст и начинают, как губка, впитывать звуки, слова, интонации. Это оптимальный возраст, если вы хотите отдать ребенка в английский (или любой иноязычный) детский сад. Малыши, находящиеся в билингвальной среде, естественным образом развивают навык владения языками на уровне родного. Кстати, мнение, что изучение второго языка с раннего детства может плохо сказаться на развитии речи на родном языке, – не более, чем миф. За последние сто лет ученые, педагоги и лингвисты провели множество исследований на эту тему и сошлись во мнении, что билингвальная среда не ухудшает качество владения родным языком. Наоборот, люди, с детства говорящие на нескольких языках, показывают более высокие результаты в когнитивных тестах.

Примерно к трем годам у ребенка появляются осознанные желания и потребность в общении со сверстниками. В это время детский сад становится оптимальной развивающей средой и позволяет реализовать потребность в социальной, творческой и двигательной активностях, а естественное любопытство помогает достаточно легко адаптироваться к изменениям. Здесь дети регулярно занимаются разными видами творчества: лепят, рисуют, конструируют, получают возможность направить энергию на спорт и танцы, знакомятся с музыкой и искусством, расширяют общий кругозор. Кроме того, в саду ребенок активно осваивает социальные навыки и развивает эмоциональный интеллект.

5 социальных навыков, которые помогает развить детский сад:

Работа в команде
Примеры: играть вместе, договариваться, находить компромиссные решения, преодолевать конфликты, заводить новых друзей

Нормы поведения в обществе
Примеры: ориентироваться в правилах этикета – учится не перебивать, предлагать помощь, когда это уместно, здороваться, прощаться и т.д.

Самоконтроль
Примеры: объяснять свою позицию, выражать эмоции в приемлемой форме, постепенное понимание чувства меры в отстаивании своей точки зрения

Эмпатия
Примеры: распознавать эмоции окружающих, сопереживать другим людям, поддерживать и помогать

Уважение личных границ
Примеры: уважать личное пространство других людей – ждать своей очереди, не брать чужие игрушки без разрешения и т.д.

К трехлетнему возрасту дети уже достаточно хорошо говорят на родном языке, который становится для них основным. Как следствие, иностранный язык может вызывать у них сопротивление и непонимание, а адаптация к англоязычной среде потребует большего внимания со стороны сотрудников детского сада. Как правило, в билингвальных детских садах первое время юных учеников сопровождает русскоязычный ассистент, который оказывает необходимую поддержку.

При планировании начала посещения детского сада, в числе прочего, важно учитывать, что в период с 2,5 до 3,5 лет дети часто переживают кризис «трех лет». В это время адаптация проходит труднее, поскольку ребенок переживает серьезный стресс, а дополнительные волнения, связанные с новой средой, могут усложнить ситуацию.

Ссылка на основную публикацию