Начиная с 4 месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.
4 месяц для вашего малыша “тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд.
Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает «комплекс оживления».
Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: “ба”, “ма”, “ам”, “та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.
В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.
Он рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама надела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Для этого во многих игрушках есть безопасное зеркальце. Он будет приветствовать своего “незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.
На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.
Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений…
Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.
Малыш уже умеет воспринимать тактильно различные материалы и предметы. Дайте ему возможность накапливать опыт все новых и новых ощущений. Предлагайте малышу игрушки из разнофактурных материалов, например, прорезыватели.
Это время незабываемых впечатлений и эмоций, как для крохи, так и для молодой мамы!
Мамы, папы и другие близкие родственники с нетерпением ждут первых шагов ребенка. Но обычно, перед тем как встать на ноги, младенец пробует двигаться ползком, на четвереньках или по-пластунски. Насколько важен этот этап развития, на что нужно обратить внимание родителям и как обеспечить безопасность малыша, учитывая его новые умения?
Дети начинают ползать, когда готовы к этому
Первые попытки встать на четвереньки многие дети предпринимают уже в 5 месяцев, а этап передвижения ползком наступает, по данным ВОЗ, в интервале от 5 до 13 месяцев.
Иногда младенцы вообще пропускают этап ползания на четвереньках — и это тоже вполне нормально. Некоторые дети уже в 8 месяцев начинают учиться стоять и делать шаги с опорой. Ребенок также может освоить другой метод движения — например, скользить по полу на животе или перекатываться. У таких детей потребность в перемещении ползком может не появиться совсем, или они осваивают его уже после того, как научатся ходить.
Поэтому не стоит волноваться и уж тем более торопить малыша. Вначале должны окрепнуть мышцы ног, рук и спины, сформироваться устойчивые нервно-мышечные и нейронные связи, чувство пространства и координация движений.
Все это требует времени и большой работы всего организма. Поэтому, в частности, недоношенные дети начинают ползать позже, примерно в 10-месячном возрасте.
Сроки могут зависеть и от особенностей восприятия ребенка. Активные дети-кинестетики, познающие мир в первую очередь тактильно, начинают ползать чуть раньше аудиалов и визуалов, которым бывает важнее понаблюдать и послушать, чем сразу приступать к активным действиям.
Ползание развивает малыша и приносит ему удовольствие
Ползание — важная веха в развитии младенца и первый шаг к его мобильности и независимости. Способность передвигаться самостоятельно — большое достижение, которое к тому же доставляет ребенку удовольствие, повышает его самооценку и удовлетворяет природную тягу к познанию мира. Умение ползать расширяет спектр впечатлений малыша и стимулирует его эмоциональное развитие.
Ползая, дети учатся ориентироваться в пространстве, правильно оценивать расстояние до объектов и преодолевать препятствия. Они усваивают, что, к примеру, добраться до корзины с игрушками можно, обогнув стол и кресло.
Также ползание помогает ребенку развиваться физически.
- Это отличное упражнение для мышц бедер, запястий, шеи и живота, которое формирует гармоничную скелетно-мышечную систему.
- Ходьба на четвереньках учит переносить вес и поддерживать равновесие.
- Чередующийся двигательный паттерн (попеременное движение правыми и левыми конечностями) полезен для развития мозга — ведь для этого оба его полушария должны работать согласованно.
- Ползание способствует физиологически правильному положению бедер, что важно для правильной осанки в будущем.
- Ползание положительно влияет на гибкость позвоночника и координацию движений, подготавливая ребенка к следующему этапу — ходьбе.
Как понять, что ребенок готов
Прежде чем начать ходить на четвереньках, детям необходимо освоить другие движения и позы. Первое из условий перехода к ползанию — умение держать голову, лежа на животе. Этот навык развивается примерно в 2–3 месяца, когда мышцы шеи становятся достаточно сильными.
Затем наступает черед передвижения на животе. Ребенок отталкивается ножками или ручками от упора (им может быть стена или родительские ладони) и скользит по полу вперед или назад. Как вариант, малыш начинает передвигаться по-пластунски: подтягивает то одну ногу, то другую, при этом загребая руками.
Есть и другие признаки того, что малыш скоро будет готов начать ползать на четвереньках: он уже легко переворачивается с живота на спину и обратно, подбирает под себя ручки и ножки и пытается приподниматься, опираясь на локти и колени.
Как поощрить младенца к ползанию
Раз у передвижения на четвереньках столько преимуществ, стоит поощрять ребенка к освоению этого навыка. Но при этом необходимо дождаться, чтобы ребенок «созрел» и захотел — вначале сесть, а затем уже ползать и ходить. Торопить малыша точно не нужно, но можно создать ему условия, стимулирующие ползание. Вот что могут сделать родители.
- Для укрепления мышц чаще кладите ребенка на живот. Некоторые дети поначалу не любят лежать на животе, так что постарайтесь сделать так, чтобы время, проведенное в этой позе, проходило интересно. Разложите вокруг любимые игрушки и яркие новые предметы — это лучшая мотивация подползти и исследовать их.
- Пусть ребенок проводит больше времени на полу. Чтобы ему было комфортнее, исключите сквозняки и постелите коврик или покрывало. Мягкая кроватка, особенно с бортиками, дает гораздо меньше стимулов для ползания.
- Садитесь на пол и давайте малышу вскарабкаться по вашим ногам. Это тоже интересное и посильное для младенца препятствие.
- Покажите пример и начните ползать сами! Видя перед глазами образец для подражания, малыш с большей вероятностью захочет освоить этот навык.
- Если самим ползать не хочется, попробуйте пригласить в гости ребенка чуть постарше, который уже умеет ползать. Возможно, дух соперничества сделает задачу интереснее.
Как обеспечить безопасность
Однажды открыв для себя новые возможности, маленький исследователь заглянет в каждый угол, куда дотянется, захочет залезть под стол или кровать, потрогать все, что находится в пределах его досягаемости. Поэтому безопасности ребенка теперь нужно уделять еще больше внимания. Вот небольшой чеклист, который поможет удостовериться, что дом готов к юному исследователю.
- Проверьте надежность крепления розеток, электрические кабели закрепите, спрячьте или уберите повыше.
- Если горшки с растениями стоят на полу, переставьте их туда, где ребенок до них не дотянется. Также лучше убрать низко свисающие побеги ампельных растений.
- Чистящие средства, косметику и лекарства уберите под замок или переставьте повыше.
- Когда ребенок на полу, держите комнаты, не приспособленные для ползания ребенка (например, кухню) закрытыми.
- Купите блокираторы для комодов, шкафчиков (чтобы не открывались) и дверей (чтобы, наоборот, не закрывались, и малыш не прищемил себе пальчики).
- Откажитесь на время от скатертей.
- Уберите подальше мелкие и острые предметы. Для острых углов столов, тумбочек, табуреток и других предметов мебели можно купить специальные пластиковые накладки, чтобы ребенок не поранился. Они будут полезны и позже — когда он начнет ходить.
А вот стремиться дома к идеальной чистоте не стоит — исследования показывают, что дети, которые сталкивались в первый год жизни с бытовыми микробами, а также пылью и шерстью животных, реже болеют астмой и страдают аллергией, чем те, кто рос в среде, близкой к стерильной.
Хотя некоторые дети вообще пропускают этап ползания, нужно насторожиться, если при этом ребенок не развивает свою мобильность другими способами, — например, передвигаясь на животе или перекатываясь к месту назначения.
Если этого так и не случилось к годовалому возрасту или если вам кажется, что ребенок ползает как-то странно (например, подтягивая одну сторону тела), то необходимо проконсультироваться с педиатром.
Родители детей от нуля до года, особенно если это их первый ребенок, всегда беспокоятся о том, попадает ли их ребенок в возрастные нормы развития, и увлеченно сверяются с другими родителями и Интернетом: что должен уметь делать ребенок в 2, 3, 4 месяца? сколько должен спать новорожденный? в каком возрасте ребенок начинает сам переворачиваться со спины на живот (или наоборот)?
Само по себе это довольно безобидное и даже полезное занятие. Однако оно может дать родителям повод для беспричинных переживаний на тему мнимого отставания ребенка в развитии. Поэтому, даже если вы прочитали всю известную литературу о развитии младенцев, помните две вещи:
Первое. Квалифицированно оценить соответствие ребенка возрастной норме могут только детские врачи – педиатр и невролог. Критично важно пройти медицинский осмотр у этих специалистов в один месяц и в три месяца ребенка. Это позволит выявить возможные проблемы на ранней стадии и вовремя начать их устранять.
Второе. Каждый ребенок индивидуален. Известно, например, что в возрасте до года девочки в среднем развиваются немного быстрее мальчиков, а это лишь один из факторов. Даже антропометрические возрастные нормы (рост, вес, окружность головы) носят лишь ориентировочный характер, что уж говорить о более сложных вещах – умениях, реакциях, навыках… Поэтому не стоит паниковать, если именно ваш ребенок не вписался в какой-то критерий, описанный ниже. Помните, диагноз может поставить только грамотный детский врач. И многие диагнозы, поставленные в этом возрасте, не являются окончательными и впоследствии снимаются.
Итак, вот примерные возрастные нормы для детей до года:
Что должен уметь новорожденный
Способности новорожденного ребенка (а это период до 28 дней) в основном ограничены врожденными рефлексами: сосания, опоры на ножки при вертикальном положении, ползания (если выложить ребенка на животик и дать ему опереться стопами о ладонь, он будет пытаться ползти). Он также реагирует на яркий свет или резкий звук. Новорожденный большую часть времени спит, просыпаясь только от голода или дискомфорта.
Что должен уметь ребенок в 1 месяц
Достигнув возраста 1 месяц, ребенок проходит осмотр в поликлинике у детских врачей-специалистов: помимо уже упомянутых врожденных рефлексов, невролог проверит, пытается ли ребенок приподнимать и держать голову, если его положить на живот. Кроме того, к этому возрасту у большинство детей способны фиксировать взгляд на предмете и следить за его перемещением (как правило, используется погремушка), а также прислушиваться к источнику звука (голоса или погремушки) и пытаться смотреть туда, откуда доносится звук. Ребенок уже различает интонации и даже улыбается.
Что должен уметь ребенок в 3 месяца
Три месяца – время второго «большого» осмотра в детской поликлинике. За это время ребенок совершает качественный прорыв в развитии. Он уже может долго рассматривать заинтересовавший его предмет. Способен поворачивать голову к источнику звука. Если выложить ребенка на живот, можно убедиться, что ребенок уже хорошо держит голову и иногда даже опирается на предплечья.
Поскольку ребенок уже «нарабатывает» приобретенные умения, его врожденные рефлексы к трем месяцам начинают угасать за ненадобностью. Например, ребенок может перестать рефлекторно опираться на ножки в вертикальном положении. Это своего рода подготовка к будущей самостоятельной опоре на ноги – и, конечно, абсолютная норма.
Что должен уметь ребенок в 4 месяца
В этом возрасте ребенок уже хорошо различает лица, и, как следствие, отличать тех, кого он видит каждый день, от других людей. Если «своим» взрослым он улыбается, «чужих» он может испугаться и расплакаться. Поэтому, если ваши бабушки и дедушки не живут вместе с вами, стоит предупредить их, что ребенку нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к их присутствию.
Четырехмесячный ребенок уверенно сам держит голову и может пытаться переворачиваться. Он также способен брать в руки игрушки и перекладывать их из одной руки в другую, переводить взгляд с одной игрушки на другую.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
А вот полугодовалый ребенок уже должен уметь переворачиваться хорошо: и со спинки на животик, и обратно. Если его посадить, он будет удерживать позу, опираясь на руки.
Шестимесячный малыш понимает, когда его зовут по имени, а также умеет реагировать на некоторые жесты. Речь ребенка тоже интенсивно развивается: он может произносить отдельные слоги («ба», ма» и тому подобное).
В шесть месяцев ребенок уже может есть с ложки и сам пить из чашки – правда, держать и ложку, и чашку должен взрослый.
Часто в этом возрасте проводится профилактический осмотр ребенка детскими специалистами.
Что должен уметь ребенок в 7 месяцев
Ребенок в семь месяцев сам, без посторонней помощи принимает сидячее положение, а также встает и сам стоит при наличии опоры. Хорошо ползает. Его обращение с игрушками носит все более осмысленный характер: малыш может кидать предметы из кроватки или манежа и следить за тем, куда они падают, стучать предметами, пытаться их рвать и так далее.
Продолжает развиваться речевой аппарат: ребенок все дольше лепечет, увеличивается количество слогов, которое он может произнести; одни и те же слоги он может повторять по многу раз.
Что должен уметь ребенок в 10 месяцев
В 10 месяцев ребенок может уже непродолжительное время стоять без опоры. К этому возрасту многие дети ходят при поддержке взрослого за обе руки. Он продолжает активно развиваться через игровую деятельность и теперь уже может сам определить назначение игрушки и использовать ее «как задумано» — кидать мяч, катать пожарную машину. Коммуникации со взрослыми также становятся разнообразнее: ребенок уже может находить знакомые ему предметы по просьбе «дай» или «покажи».
Что должен уметь ребенок в 1 год
В 1 год ребенка для родителей наступает то самое «горячее» время, когда ребенок быстро ползает, постоянно пытается открыть ящики всех встреченных шкафов и при этом с удовольствием вываливает их содержимое наружу. Особый интерес ребенок проявляет к тем предметам, которыми пользуются взрослые, — сотовым телефонам, планшетам, компьютерам.
Годовалый малыш уже способен немного ходить самостоятельно. Он самостоятельно пьет из чашки, теперь уже без помощи взрослого – может сам взять ее, поднести ко рту, поставить на стол. К году ребенок обучается указывать на предметы пальцем. Любит играть с другими детьми.
Ребенок подражает новым услышанным слогам, повторяет короткие слова. Запоминает имена своих родных и названия часто используемых предметов, находит их по просьбе взрослого уже без указания на предмет.
Часто родители обеспокоены тем, что ребенок самостоятельно не сел ровно в 00.00 часов в день его «полугодия» или же сверстники уже давно сидят, а наш все нет и тут еще бабушки и тетушки говорят, что «Наши дети в свое время в 6 месяцев уже сидели, ровно в год пошли»!
Понятное дело у родителей на этой почве страх за малыша, хочется все сделать вовремя, чтоб не упустить время.
Куда бежать? К педиатру и/или неврологу, оценив соматический, неврологический статус ребенка, должны исключить свою патологию. После дать совет родителям не мешать ребёнку расти.
На что мы будем опираться в «немешании» ребенку расти и развиваться? Как долго ждать и не мешать?
Нам на помощь приходит исследование ВОЗ по развитию моторики: «Окна этапов достижения 6 крупных моторных навыков», где есть возрастной предел для их достижения:
- сидение без поддержки – до 9 месяцев
- cтояние с поддержкой — до 11 месяцев
- ползание при помощи рук и коленей — до 14 месяцев
- хождение с поддержкой – до 14 месяцев
- стояние без поддержки – до 17 месяцев
- самостоятельное хождение – до 18 месяцев
При этом, необходимо учитывать доношенным или раньше срока родился ребенок. Недоношенные детки формируют основные двигательные навыки позже и это не должно оцениваться как задержка моторного развития.
Что же делать, если чешутся руки?
- Выполнять ежедневно гимнастику, массаж (от мамы/папы), или же можно воспользоваться услугами массажистов начиная с 3 месяцев, когда угасает физиологический гипертонус (здоровые дети!).
- Выкладывать ребенка на живот, проводить большую часть времени на полу (твердая, ровная поверхность).
- Учить освоению навыка через многократное повторение движений, но не раньше времени!
Никакие стимулирующие препараты (кортексины, церебролизины), как это делалось ранее, тут не нужны!
Статью подготовила врач детский невролог магистр медицинских наук Мендигалиева Назия Нисипкалиева
Получить более подробную информацию, а также записаться на прием к врачу можно по телефонам:
Получить более подробную информацию, а также записаться на прием к врачу можно по телефонам:
Ползание – очень важный этап в развитии вашего ребенка. Для него это не только физическая, но и умственная тренировка. Поэтому стимулируйте ползание вашего ребенка, но никогда не заставляйте его.
Подготовка к ползанию
Перед тем как начать ползать, ваш ребенок должен подготовиться. Для крохотного человечка передвижение на четвереньках является трудной задачей. Он должен подтянуть зад и животик, а также поставить обе руки параллельно друг другу. Кроме этого во время движения он должен распределить вес своего тела равномерно между одной рукой и противоположной ногой. Поэтому этапу ползания предшествует интенсивная тренировка мышц на протяжении нескольких месяцев. Сначала малыш учится переворачиваться, потом ползать по-пластунски, и вот наконец он раскачивается на четвереньках, пытаясь развить чувство баланса. Как только он почувствует достаточную уверенность, он начнет ползти на четвереньках.
Когда дети начинают ползать?
Дети обычно начинают ползать в возрасте около девяти месяцев, однако четких норм нет. Одни начинают ползать раньше, другие – позже. Некоторые дети пропускают этап ползания полностью и сразу начинают ходить. Но таких детей меньшинство. Моя дочь Юля начала ползать, когда ей было десять месяцев. Она любила перемещаться по комнате и трогать все, что было в зоне ее досягаемости. Однако, очень скоро она захотела попробовать двигаться в направлении вверх, и после того как ей исполнился один год, она сделала свои первые шаги. Большинство детей сначала учатся ползать, а затем ходить. Ползание на четвереньках дается малышу легче, потому что он может поддерживать себя руками. Так он чувствует себя более уверенно, ведь в этом возрасте его руки сильнее чем ноги. Вам следует начать беспокоиться, если вашему ребенку уже год, а он или не пытается начать ползать, или у него не получается это движение, или он отказывается передвигаться самостоятельно без помощи родителя. Неспособность координировать свои движения – тревожный симптом. Если вы его обнаружили, я рекомендую вам не затягивать с походом к педиатру. Помните, что если ваш ребенок появился на свет раньше срока, ему требуется больше времени на то, чтобы научиться двигаться. Недоношенные дети часто развиваются медленнее, чем их сверстники. Но хоть они и осваивают новые навыки с запозданием, благодаря тренировкам они вскоре догоняют ребят своего возраста.
Почему ползание так важно?
Ползание очень важно для правильного психомоторного развития ребенка. Оно включает в себя так называемые перекрестные движения (когда двигаются одновременно правая рука и левая нога, и наоборот), которые помогают укрепить позвоночник и мышцы тела ребенка. Так, дети, которые ползали на протяжении длительного времени, обычно имеют сильные ноги и правильную постановку стоп. Но это не единственное преимущество ползания. Это еще и прекрасная форма тренировки мозга ребенка. Перекрестное ползание помогает развивать нейронные связи между левым (отвечающим за логику) и правым (отвечающим за творчество) полушариями головного мозга.
Эти нейронные связи, в свою очередь, обеспечивают взаимодействие между двумя полушариями, что является необходимым условием не только для правильного развития ребенка, но и для его будущих способностей писать, читать или считать без ошибок. А еще ползающий ребенок знакомится со своим окружением, учится правильно оценивать расстояния и развивает чувство баланса.
Поощряйте ползание
Ползание не только доставляет вашему ребенку огромное удовольствие, обеспечивая ему возможность передвигаться без вашей помощи, оно еще помогает ему развиваться. Однако, до того как ваш ребенок сделает свои первые шаги на четвереньках, ему нужно должным образом подготовить свои мышцы, обрести чувства баланса и… для принятия такого вызова ему нужна мотивация. Чтобы стимулировать вашего ребенка к ползанию, разрешите ему играть на полу на животике, дайте ему больше пространства, не ограничивайте его детской кроваткой или колыбелью. Почаще выкладывайте малыша на живот и мотивируйте его двигаться, раскладывая игрушки по всей комнате. Не сомневайтесь, в конце концов он захочет схватить одну из них и начнет двигаться. Следите за ребенком и одобрительно реагируйте на его попытки. Ваша улыбка и одобрение будут мотивировать его двигаться дальше. Поощряя вашего малышка к самостоятельным передвижениям, вы помогаете развить его чувство индивидуальности. Конечно, всему свое время. В начале ребенок будет очарован совершенными им открытиями, а с другой стороны, он все еще будет ожидать, что мама будет всегда рядом, если ему потребуется ее помощь. Но давая ему свободу выбора (благодаря таким играм и упражнениям), он быстрее привыкнет к тому, что мама не всегда бывает рядом, чтобы ему помогать. Если он уже научился хорошо ползать, поощряйте его двигаться как можно больше. Я советую комбинировать это с совместными играми. На мою дочь действовало и заставляло двигаться, когда я тащила ее любимого бизона на веревочке перед ней. Вы также можете поощрять малыша преодолевать препятствия в виде подушек. Помните, что поощрение и обучение разные вещи. Ваш ребенок начнет ползти только тогда, когда будет к этому готов. Также не прерывайте этап ползания, не сажайте ребенка в ходунки слишком рано, и не учите его ходить, ставя его на ноги и удерживая его за две руки. Ползание – это удовольствие, а не гонка. Упражнения с перекрестными движениями полезны как для ползающих, так и для еще не ползающих детей. Например, попросите ребенка коснуться правой рукой своей левой ноги и наоборот. Чтобы ребенок сделал это, можно наклеить цветные наклейки на его одежду (только не наклеивайте их на голую кожу ребенка!). Его задачей будет отклеить стикер с левой ноги с помощью правой руки, и наоборот. Вы можете помочь ему, мягко взяв его правую руку и направив ее к левой ноге, и наоборот. Во время выполнения упражнений поглаживайте руки ребенка и мягко разговаривайте с ним. Если вы чувствуете, что ваш ребенок сопротивляется, не заставляйте его.
Сколько длится этап ползания?
Обычно этап ползания длится у детей около трех месяцев. Когда ребенку становится скучно ползать, а его мышцы и чувство баланса позволяют ему открывать наш мир в направлении вверх, он встает, опираясь на мебель. В конце концов, у него получается стоять самостоятельно без опоры и вскоре он начинает делать свои первые шаги.
Ребенок на грудном вскармливании во многом сам регулирует объем пищи и частоту кормлений. В первый месяц жизни он получает грудь по требованию, а потом естественным образом вырабатывается более-менее стабильный режим питания. Если же малыш по каким-то причинам лишен грудного молока и получает молочную смесь, то свободный график кормления невозможен. Ребенок ест по расписанию, а маме приходится придерживаться рекомендованного режима.
Как понять наедается ли ребенок
Признаки того, что ребенок сыт, универсальны: это хорошее настроение, крепкий сон, регулярный стул.
Если рассматривать не сиюминутное состояние ребенка, а более продолжительный период, то нужно наблюдать за прибавками в весе и состоянием кожи. Малыш, которому достаточно питания, будет увеличивать вес в пределах возрастной нормы – это оценит врач во время контрольного взвешивания. Кожа ребенка будет розовой и упругой.
Соответственно, голодный ребенок будет беспокоиться, кричать, плакать или же может стать вялым и апатичным. Он будет редко мочиться и какать. Сухой подгузник на протяжении нескольких часов – это тревожный знак. Со временем малыш начнет отставать в весе, его кожа может стать бледной, сухой.
Но не спешите давать добавку, если ребенок выпил смесь и продолжает хватать соску. Скорее всего, он наелся, но не удовлетворил сосательный рефлекс. Предложите ему пустышку и понаблюдайте за другими признаками: будет ли он беспокоиться и дальше, каким будет его сон. Если вы продолжаете сомневаться, достаточно ли питания получает малыш, посоветуйтесь с педиатром.
Сколько смеси должен съедать ребенок в месяц
Новорожденный на искусственном вскармливании должен получать смесь через 2,5-3 часа, то есть 8-10 раз в сутки, включая ночные кормления. Желудок младенца первого месяца жизни еще слишком мал, чтобы вместить большое количество пищи, поэтому делать длительные ночные перерывы между кормлениями в этом возрасте не рекомендуется.
Что касается объема смеси, то он будет зависеть не только от возраста, но и от веса малыша.
В первую декаду, то есть первые 10 дней жизни, суточный объем смеси обычно рассчитывают так:
если вес малыша меньше 3 кг 200 г, то количество прожитых им дней умножают на 70;
если вес больше 3 кг 200 г, то возраст в днях умножают на 80.
Например, младенец 6 дней от роду весит 3 кг 400 г. Умножаем 6 х 80 = 480 мл. Делим этот объем на количество кормлений. Допустим, вы кормите малыша 8 раз, значит в одно кормление он должен получить 60 мл смеси.
Для ребенка старше 10 дней алгоритм расчета смеси меняется.
Чтобы рассчитать, сколько ребенок должен съедать смеси в 1 месяц за сутки, нужно поделить массу его тела на 5. ⅕ массы тела ребенка – это и есть суточный объем питания.
К примеру, тот же малыш к 25 дню жизни набрал вес 4 кг. Делим 4 кг на 5, получаем 800. Следовательно, если ребенок продолжает получать смесь 8 раз в день, то его разовая порция составит 100 г.
Сколько смеси должен съедать ребенок в 2 месяца
Для ребенка второго месяца жизни продолжает действовать та же формула расчета смеси: ⅕ веса – это суточный объем. Делим на число кормлений, получаем разовую порцию.
На третьем месяце количество кормлений сокращается до 7-8. Если ребенок ел 10 раз, постепенно переводим на 8 раз, если 8, то на 7.
А вот рассчитывая, сколько ребенок должен съедать смеси в 2 месяца и старше, применяем другую формулу. Суточный объем смеси теперь должен составлять ⅙ от веса ребенка. В среднем это 750 мл и больше.
Сколько смеси должен съедать ребенок в 3 месяца
Чтобы определить, сколько ребенок должен съедать смеси в 3 месяца, нужно его вес вновь поделить на 6. Например, вес ребенка 5 кг 400 г. Делим его на 6, получаем суточный объем в 900 г.
Число кормлений в 3 месяца остается прежним – 7-8 раз. Пусть наш условный ребенок питается 7 раз в сутки. Делим 900 на 7, получаем примерно 130 г смеси на одно кормление.
Таблица по нормам введения смеси
Для удобства подбора объема смеси в зависимости от возраста и веса ребенка, можно воспользоваться следующей таблицей*. В ней приведены средние данные, но так как все дети разные, уточнить норму питания для конкретного ребенка должен врач.
Возраст ребенка | Соотношение питания и массы тела в сутки | Суточный объем смеси в мл | Количество кормлений |
---|---|---|---|
От 10 дней до 2 месяцев | 1/5 | 700-850 | 8-10 |
2-4 месяца | 1/6 | 750-900 | 7-8 |
4-6 месяцев | 1/7 | 850-1000 | 6 |
*расчет необходимого количества смеси по этой таблице подходит для здоровых доношенных детей, которые прибавляют в весе и росте в соответствии с возрастом.
Что делать если ребенок не наедается смесью
Прежде всего нужно понять, по каким признакам вы определили, что ребенок не наелся. Если он продолжает просить бутылочку, когда смесь уже закончилась, это не обязательно говорит о голоде. Возможно ребенок хочет продолжения самого процесса, ведь сосательный рефлекс у детей на искусственном вскармливании удовлетворен хуже, чем у детей на ГВ.
Если ребенок начинает беспокоиться и плакать значительно раньше, чем наступило время следующего кормления, посчитайте, не слишком ли велики перерывы между едой. При выраженном «голодном» беспокойстве ребенка покормите пораньше, но объем смеси должен соответствовать разовому объему.
Делать смесь “погуще” для сытости, добавлять больше сухого продукта, чем указано в инструкции, нельзя! Это может привести к запорам и другим проблемам со здоровьем ребенка.
Если малыш плохо прибавляет в весе, часто беспокоится, плохо спит, посоветуйтесь с педиатром.
На каждом профилактическом визите у педиатра производится взвешивание и далее с учетом также и возраста ребенка и состояния его здоровья, специалист должен рассчитать необходимый объем смеси (или при необходимости порекомендовать другую смесь).
Делаем выводы:
Ребенок наедается смесью, если он активно играет, крепко спит и регулярно ходит в туалет.
В месяц ребенок должен съедать в сутки смеси в количестве ⅕ от своего веса, или 700-750 мл.
В 2 месяца количество смеси составляет ⅙ веса ребенка, или 750-800 мл в сутки.
В 3 месяца соотношение массы тела и количества смеси сохраняется – ⅙, это примерно 800-850 мл.
Если вы подозреваете, что ребенок не наедается, посоветуйтесь с врачом.
Информация проверена экспертом
Врач педиатр высшей категории, врач диетолог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней Уральского государственного медицинского университета