Во сколько месяцев садится ребенок

Это только кажется, что грудничок спит, ест, плачет и изредка улыбается. Его мозг выполняет работу, которая не снилась даже студенту Оксфорда. За первые три месяца объем серого вещества вырастает на 64% [1], а к концу первого года увеличивается в два раза. Результаты налицо: ежедневные новые навыки в движении, речи, памяти. Итак, что же умеет малыш в том или ином возрасте?

Главное, помните, все малыши очень разные и необходимые умения могут приходить в разное время. Не стоит волноваться, если малыш чего-то не умеет, а лучше спросите врача-педиатра.

  • плавно следит за предметами
  • прислушивается к голоса
  • гримаса улыбки
  • лежа на животе, пытается приподнять голову
  • поворачивает голову к свету
  • реагирует на звук
  • двигает активно руками и ногами, ручки сжаты в кулак
  • долго смотрит на неподвижные предметы
  • продолжительно следит за движущейся игрушкой
  • поворачивает голову в сторону голоса взрослого/любого громкого длительного звука
  • отвечает улыбкой на голос/разговор
  • первый смех
  • лежа на животе поднимает и непродолжительное время удерживает голов
  • рассматривает собственные ручки
  • оживленно/возбужденно реагирует на разговор
  • ручками пытается захватить игрушки
  • обхватывает собственные руки, сцепляет их в «замок»
  • лежит на животе до нескольких минут, опираясь на предплечья
  • уверенно удерживает голову — переворачивается на бок
  • переворачивается с живота на спину
  • издает протяжные звуки в ответ на другие звуки/голоса
  • улыбается
  • узнает маму и папу
  • громко смеется в ответ на разговор
  • захватывает игрушки, ощупывает их
  • пробует предметы «на зуб»
  • гулит — переворачивается на живот
  • следит за движениями родителей
  • проявляет «пищевой интерес», тянется за едой родителей
  • отличает близких, пугается незнакомых/чужих людей
  • узнает голос мамы
  • берет игрушку/погремушку из рук взрослого, удерживает ее
  • долго лежит на животе, опираясь на ладони, поднимая корпус
  • быстро переворачивается со спины на живот
  • может перекатываться по поверхности
  • сидит неустойчиво, родители с этого момента могут «присаживать» малыша самостоятельно на несколько минут
  • при тракции за руки пытается встать
  • продолжительно лепечет (произносит отдельные слоги), «поет»
  • удерживает круглые предметы, уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из руки в руку
  • передвигается переставляя руки; подползает вперед, отползает назад, не поднимая живота; крутится
  • пытается стоять на четвереньках, раскачивается
  • разнообразные эмоции, смехом/плачем выражает отношение к любым раздражителям
  • проявляет активный пищевой интерес, просит еду со стола
  • удерживает грудь при кормлении или бутылочку самостоятельно
  • ест с ложки густую пищу
  • уверенно сидит, опирается на ручки
  • занимается игрушками, стучит, бросает, размахивает
  • стоит на четвереньках
  • ползает в разных направлениях
  • начинает понимать обращение к себе
  • подолгу лепечет
  • пьет из чашки с помощью взрослого
  • проявляет недовольство, требует
  • держится за барьер, пытается встать
  • встает на колени
  • самостоятельно садится, ложится
  • подражает действиям взрослого (толкает мяч, машинку, стучит)
  • произносит повторные слоги
  • пытается самостоятельно есть ложкой
  • по просьбе выполняет действия («ладушки», машет ручкой)
  • стоит у опоры/барьера
  • «приплясывает»
  • «работает» с предметами (нажимает, катает, гремит)
  • ходит вдоль опоры приставными шагами (+1 месяц)
  • находит предметы по просьбе взрослого
  • подражает речи и действиям взрослого
  • пьет из чашки, придерживая ее
  • первый шаг вперед
  • понимает просьбу «дай», находит и дает знакомые предметы
  • «заигрывает», выполняет заученные действия
  • реагирует на взрослого, опасается, тянет ручки
  • «работает» ложкой
  • погружает ложку в еду, подносит ко рту
  • радуется приходу взрослых
  • самостоятельно уверенно стоит
  • ходит с опорой или поддержкой (за палец взрослого)
  • самостоятельно ходит
  • первые слова («мама», «папа», «би-би», «дай» и тд.)
  • попытки бегать
  • контактирует с другими детьми, забирает игрушки у других детей
  • умеет есть ложкой, не проливая
  • пытается накалывать еду на вилку
  • строит пирамидку, складывает/разделяет игрушки по просьбе взрослого
  • произносит 15 – 20 слов, простые предложения, умеет требовать
  • изучает новое пространство самостоятельно, отталкивает маму
  • Важно знать: все малыши разные, и необходимые умения могут приходить в разное время. Главное, чтобы навык был освоен в принципе.

Статья подготовлена при участии Сеничкиной Олеси Владимировны – врача-педиатра родильного дома ГКБ №29

У большинства детей в возрасте от 7 до 10-ти месяцев очень вероятен второй регресс сна. Почему возникает регресс сна? Как распознать регресс сна? Как пережить регресс? На все эти вопросы дают ответ консультанты команды Спи, Малыш в этой статье.

Новые задачи и новые навыки

В возрасте примерно с 7 до 10 месяцев дети становятся довольно мобильными. Они учатся садиться, ползти, вставать на ноги, делать первые шаги. Все эти навыки требуют невероятно напряженной работы мозга малыша – он учится координировать движения рук и ног, балансировать, стоя у опоры, ориентироваться в пространстве. Вся комната, все, до чего он может теперь добраться, становится доступным для исследования. И естественно, что сон часто перемещается на последнее место в сфере интересов малыша. Он озабочен теперь новыми задачами, непрерывно тренирует свои навыки и анализирует новые впечатления – в таком состоянии ему становится просто сложно и не интересно спать.

Второй регресс сна

Это время, когда очень вероятен второй регресс сна. Первый, с которым вы могли уже столкнуться, приходился на возраст 3-4 месяца и был связан с изменение структуры сна. И вот, спустя несколько месяцев, ребенок снова противится засыпанию, спит мало и беспокойно, привычный режим разваливается. Полноценным регрессом такой период плохого сна можно считать, если он длится больше 2 недель. И особенно остро регресс протекает, если к общему возбужденному состоянию, связанному со скачком развития, прибавляются неприятные ощущения от режущихся зубов или внезапно обострившийся страх разлуки с мамой.

Как распознать регресс сна?

Очень характерно, что ребенок начинает отказываться от привычного режима дневных снов, особенно, если он все еще не перешел окончательно с 3 дневных снов на 2. Малыша невозможно уложить в привычное время, и часто он засыпает днем только полностью обессилев, или после применения мамой таких «запретных» приемов, как укатывание в коляске или в машине.

В целом вы можете отметить следующие признаки регресса (очень сходные с теми, что ребенок проявлял во время предыдущего регресса в 3-4 месяца):

— повышенная возбужденность, плаксивость, требовательность;

— частые пробуждения ночью (особенно это заметно у детей, которые до этого уже научились спать без пробуждений, или с одним двумя быстрыми пробуждениями на еду);

— короткие дневные сны;

— изменение аппетита (это может быть и отказ от еды, или, наоборот, повышенный аппетит).

Уроки о сне малышей
от 0 до 7 лет

Как пережить регресс сна?

Исправить сон в период естественного регресса практически невозможно. Но, учитывая, что регресс сна может длиться до 6 недель, мы рекомендуем вам ряд мер, которые помогут пережить эти беспокойные недели с наименьшим недосыпом и стрессом для всех членов семьи:

1. Помните, что эти проблемы со сном временные. Регресс сна проходит сам через 2 – 6 недель после начала. Если ребенок сопротивляется сну, не злитесь на него – ему сложно так же, как и вам. Помогайте ему спать, уделяя особое внимание идеальным условиям для сна (темнота, тишина, хорошо проветренная комната, привычная кроватка, отсутствие вблизи места сна работающего телевизора или компьютера). И обязательно соблюдайте привычные, спокойные вечерние ритуалы.

2. Давайте возможность много двигаться и тренироваться днем. Часто во время регресса сна малыш отрабатывает ночью свой новый навык – ползет, садится или встает на ноги в темноте. Дайте ему возможность практиковаться во время бодрствования. Меньше времени держите его пристегнутым в коляске или шезлонге, больше — на полу или на траве. В этом случае, вероятно, ночью ребенок будет больше занят сном, а не упражнениями.

3. Не запрещайте ребенку ползать, или вставать во время укладывания спать. Если вы будете удерживать малыша в лежачем положении силой, или укладывать его каждый раз, когда он поднялся, вы рискуете, что это превратится сначала в игру, а потом и в борьбу. Оба этих занятия будут только мешать расслабиться и заснуть. Просите малыша лечь словами или похлопываниями по матрасу, проявите терпение. При этом старайтесь сидеть на его уровне – то есть лучше всего сядьте на пол около кровати. Конечно, если малыш не может пока сесть или лечь сам из положения «стоя», помогите ему, как только видите, что он готов это сделать.

Видеозапись вебинара Регрессы Сна — как их распознать и пережить?

4. Не настаивайте на режиме дневных снов , укладывайте по усталости. Режим все равно может измениться после того, как регресс сна закончится. Если ребенок отказался спать в обычное время – дайте ему пободрствовать еще час, затем помогите заснуть. При этом старайтесь не возвращайтесь к «вредным привычкам» на засыпание, от которых вы отказались раньше (укачивание, кормления до засыпания, соска – все, что вы уже не используете). Отказаться от них второй раз будет сложнее. И не укладывайте ребенка вечером позже подходящего для него времени («окна сна»), иначе рискуете усилить эффект и без того беспокойного сна и долгого засыпания.

5. Не создавайте новых «вредных привычек». Вы можете облегчить себе несколько ночей, если заберете, например, малыша к себе в кровать, но на многие месяцы после этого лишите себя возможности выспаться. Одна, две, три ночи и ребенку уже кажется, что так было всегда. Он уже привык.

6. Если ваш малыш уже умел до регресса засыпать самостоятельно (когда вы желаете ему спокойной ночи и выходите), но сейчас у него ничего не получается, поддержите его, и вернитесь снова в комнату. Сидите у кроватки, пока малыш не заснет, помогая ему успокоиться, и напоминая о том, что следует лечь и закрывать глазки, если он слишком расшалился.

7. Если вы только находитесь в стадии улучшения сна и обучения самостоятельному засыпанию и поняли, что регресс сводит на нет все ваши усилия — притормозите. Не переходите к следующему этапу. Допустим, вы запланировали, научить малыша засыпать без соски или отказаться от ночных кормлений. Вероятно, без привычной помощи сейчас, во время регресса, ребенку заснуть будет экстремально сложно, поэтому «заморозьте» свой план до более спокойного времени. Однако, как мы уже писали выше, не откатывайтесь назад – к привычкам, от которых вы успешно избавились, к дополнительным кормлениям, к брожениям по комнате с ребенком на руках.

Не лишне еще раз вспомнить, что главное, что вам сейчас понадобится – это терпение. И, конечно, помощь близких. Высыпайтесь, когда вам дают такую возможность. И воспринимайте этот сложный этап, как показатель того, что ваш малыш успешно взбирается еще на одну ступень. Несмотря на временные трудности, все, что с ним сейчас происходит – это движение вперед!

Десятый месяц – это время интенсивного психического развития малыша. Темпы роста замедляются: вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 8,5 до 10 килограммов, рост в среднем от 71 до 76 см.

Физическое развитие на десятом месяце

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать, хорошо садится из положения «лежа». Может подолгу сидеть с прямой спинкой, не наклоняясь в стороны. Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже стоит с поддержкой, он уже преодолевает препятствия, делая упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул, подтягиваясь на ручках и, отталкиваясь ножками от пола; он может с легкостью залезать на него, однако необходимо его научить правильно слазить (попой вперед, в противном случае малыш может просто упасть и сильно ударить носик). Ваша задача заключается в том, чтобы подстраховать малыша, и не допустить, чтобы ребенок забирался на значительную высоту, с которой он может упасть и удариться головой, так что будьте предельно внимательны!

Большинство детей уверенно стоят, переступают вдоль опоры и пытаются делать свои первые шаги. Могут сделать пару шагов (хотя еще не очень уверенно) по направлению к маме или любимой игрушке, поэтому настало время подобрать малышу правильную обувь.

Совершенствуется развитие мелких движений кисти: малыш может удержать сразу два предмета в одной руке, научился разжимать пальцы, и норовит при первой же возможности применить это умение. Теперь многие недели из кроватки ребенка будут лететь игрушки на пол, со стола – кусочки еды.

Психическое развитие на десятом месяце

Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Знает порядка 10-20 предметов (показывает пальцем или находит взглядом). Выполняет простые требования, просьбы (например, покажи, как ты вырос – тянет ручки вверх, как мишка топает ногой), дает знакомый предмет по просьбе взрослого. Знает название частей тела, показывает части лица другого человека. Имитирует услышанные звуки, мимику лица, смех кого-то из взрослых. Очень любит животных и любит играть с другими детьми. Детки в этом возрасте машут ручкой «пока-пока» или «привет», шлют воздушные поцелуи, любят целовать маму или папу, напевают песенки «ля-ля-ля» и укачивают кукол «ааа-ааа-а», танцуют под музыку. Боится незнакомых мест или незнакомых людей.

В этом возрасте одна ручка начинает доминировать. Вы сможете определить кто ваш малыш — «правша» или «левша». Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими ручками, а не только правой, поскольку в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга (за которое «отвечает» левая рука). А действие двумя руками одновременно ведет к формированию и развитию межполушарных связей, которые в дальнейшем влияют на успешность овладения чтением и письмом.

Игры и игрушки на десятом месяце

Совершенствуются осознанные мелкие движения кисти руки – «мелкая моторика», действует принцип обратных связей «моторика-психика». Это значит, что при активном развитии мелкой моторики лучше формируются развитие речи и интеллект, так как центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут такие игрушки, как: набор складных матрешек, пирамидки с крупными кольцами или мягкие на липучках, игрушки в которых можно вкладывать один предмет в другой, игрушечный музыкальный телефон с большими и маленькими кнопочками. Игра малыша становиться более осмысленной, поэтому можно приобрести игрушки (карточки) изображающие птиц, зверей, овощи, фрукты или пластмассовые кубики с рисунками животных.

Многим малышам вместо дорогих игрушек интересны «предметы взрослого мира»: кастрюльки с крышечками, коробки с обувью и т.д. Не лишайте малыша удовольствия доползти, вытащить, открыть-закрыть коробку, разбросать, постучать, ведь все, что окружает ребенка, уже может и должно его развивать, и к тому же простые предметы дают ему гораздо больше простора для новых ассоциаций и творческого мышления.

Так же развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика (поглаживание ладошек в разных направлениях, массирование каждого пальчика) и простые игры, такие как «ладушки», «сорока» и др.

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Очень любит, когда с ним разговаривают, особенно когда что-то мама повторяет изо дня в день — про глазки-носик-ушки, зверей на картинках и пр. Очень многое понимает в речи, обращенной к нему, и пытается подражать разным слогам взрослого. Начинает произносить простые слова (бух, бах), называет отдельными слогами окружающие предметы и животных (например, кись — киса, ава – собачка, кря-кря -уточка).

Все его «разговоры» будут вестись им только в хорошем настроении, в состоянии покоя и удовлетворенности. Если же ребенок чем-то раздражен или недоволен, он не будет «разговаривать и лепетать», малыш начнет плакать.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Создайте вокруг него атмосферу комфорта и душевного спокойствия. Говорите с малышом о тех предметах, которые находятся непосредственно вокруг него, для того, чтобы он мог увидеть то, о чем идет речь и связать предмет с обозначающим его повторяющимся словом.

Чередуйте гласные с лепетными слогами (а-ага, у-угу, э-ля-ля). Пропевайте гласные звуки (о, а, и, у, э) моделируя голос от низких звуков к высоким и наоборот. Это разовьёт фонематический слух малыша (то есть способность различения звуков речи для понимания смысла сказанного). При несформированности речевого звукоразличения ребенок запоминает (повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Учите малыша самого играть на музыкальных инструментах. Он уже вполне может освоить колокольчик, барабан, ксилофон и сравнить их звучание.

Другие навыки и умения на десятом месяце

Закрепляются умения, приобретенные в девять месяцев. Ребенок умеет хорошо сидеть без поддержки, поэтому можно продолжать приучать его к горшку. Если малышу это не нравится, ни в коем случаи не заставляйте его садиться на горшок силой. Можно посадить на горшок куклу, для того чтобы показать ребенку, как это нужно делать, дайте малышу привыкнуть к новому предмету гигиены.

Если вы еще не давали малышу способность проявить себя как художник, самое время попробовать. Первые уроки рисования можно начинать, как только ребенок научится сидеть без напряжения (чтобы обе ручки оставались свободными). Дайте ребенку карандаши, пальчиковые краски. Рисование пальчиками дает наиболее сильное восприятие цвета и новые тактильные ощущения. Вы можете показать малышу (обмакнув палец в краске) какие следы можно оставить на бумаге.

Первые зубки

На десятом месяце жизни у ребенка уже есть 4 зуба, а может и все 6 зубов (2 снизу и 2 или 4 сверху). Если у вашего малыша еще нет в этом возрасте 4 зубов, не переживайте, подождите еще пару неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит.

Осмотр малыша в поликлинике

Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 1 года.

White Mouse
я прекрасно понимаю, что все детки разные и по-разному развиваются. интересуюсь, потому что возрастные рамки того или иного действия все таки есть. не в 2 года, и не в 3 года же они начинают ходить.

вы меня не правильно поняли. сын самостоятельно не стоит-это значит не стоит без поддержки. а с поддержкой он стоит и даже ходит вдоль дивана, тумбы. а если он не стоит самостоятельно, соот-но и не умеет ходить.

ортопеду и неврологу мы показывались-прошли медосмотр к году. ортопед сказал, все хорошо. а невролог назначила массаж и гимнастику, совсем не из-за того, что мы не ходим, а из-за того, что спину круглую делает, т.е. мышцы спины слабые.

Ira-Danila
У меня сын тоже крупный,встовать начали в 6 месяцев,как кроватку опустили так сразу встал,ползать в 7,и пока сами не ходим,только за пальчик держится,но уверенно и быстро,вот только сегодня сделал самостоятельно 3 шага,стояли только держась за что нибуть,буквально месяца два назад стал по несколько секунд стоять сам,а ходить мы ленимся,может но не хочет подгибает ножки улыбается и уползает,а ползаем мы быстро, но я по этому поводу не парюсь,я вижу что у него нет ни каких отклонений,а значит скоро пойдет сам. В год были у невролога,сказала что если в 1 год и 2 месяца не пойдет,прийти к ним,но думаю это не понадобиться,даже если пойдет чуть позже,я думаю это не беда,но все детки разные если у вас что то смущает,сходите к врачу,сделайте массаж,мы его делали часто,у нас бабушка массажист.

Если жизнь преподносит тебе лимон — не горюй! Купи текилы и наслаждайся! Все будет пучком! :)))

Ira-Danila
Как мне врач сказал что дите должен пойти сам в 1 год и 2 месяца — это по норме,а некоторые врачи говорят что до 1года 6 месяцев тоже допускается,но это уже надо смотреть индивидуально на ребенка,на то какие роды были,и как он развивается.

Если жизнь преподносит тебе лимон — не горюй! Купи текилы и наслаждайся! Все будет пучком! :)))

lenusyk
White Mouse
Мы ему и не мешали во сколько что сам делал так и делал Я с Лизаветой намучилась, врачей все слушала, переживала, а с малым не нервничала, как развивается так и развивается. Родились крупные и все время до года только и слышала что мы выше нормы (по весу и росту). По мне если деть здоров и развивается нормально так и все хорошо.
Ira-Danila
Все начинают ходить по разному. Дочь пошла в 10,5, а сын почти в год.

Leontyevka
мы тоже уже 4-й раз массаж будем делать. записались в поликлинику в дневной стационар.
мы тоже ленимся: беру его за ручки топаем несколько шагов и он садиться на попу или н-р, садимся с мужем друг напротив друга на расстоянии 2-3-х метров и тренируем ребенка ходить, а ребенок сразу садиться на попу и ползет. я говорю мужу, что сын на 4-х костях увереннее себя чувствует

Ira-Danila
Вот почти все тоже самое было Мужики лентяи я по этому поводу не паниковала,свекровь все хотела нас в ходунки поставить, но я категорически против них,наслушалась маминых рассказов когда она работала в больнице,скольким деткам она делала массаж из за этих ходунков,да какие проблемы были.Мы еще бывает ножки на цыпочки ставим когда стоим,только из за этого делали много массажа и ходили на парафиновые носки,но при ходьбе ставим ногу нормально.

Если жизнь преподносит тебе лимон — не горюй! Купи текилы и наслаждайся! Все будет пучком! :)))

мой котик встал уже сам на ножки и пошел за 6 дней до своего дня рождения! До этого он ходил вдоль дивана,стенки!Нам помог массаж и э/фарез на ножки, к нам домой ездила девушка с Росинки.
Сидеть тоже стал позновато,ближе к 7 месяцам!нам на дому стали делать массажик и лфк,так через 14 сеансов,он не только сел самостоятельно,но и начал оперативно ползать. (хоть до этого приходила медсестра с поликлиники,как увидела что он еще не ползает,так начала говорить что ребенок чуть не отсталый. конечно было обидно и неприятно это слышать,но я пропустила это мимо ушей тк каждый малыш индивидуален. )Так что мамомочки не обращайте внимания на резкие отзывы о ваших малышах.

Ira-Danila
Мой сын начал делать первые шажочки в год, потом решил, что ползать надежнее и сам пошел в 1,2

вот и у нас так. надежнее чувствствует себя на четвереньках

У нас Мария в 9 месяцев начала вставать возле опоры самостоятельно и руки от опоры убирать. Уберет руки, оборачивается на меня, смотрит и улыбается, если я наблюдаю за ней, если же нет начинает пищать, привлекать внимание, через недельку стала ходить вдоль дивана/тумбы/гарнитура кухонного.
Сейчас стала практиковать вставание, опираясь на низкий предмет (например на мои колени, если я на полу сижу). Облакачивается, садится на корточки и потом пытается встать, при этом руки разводит в стороны. Так прикольно

А у нас Ярослав сел в 6 месяцев, встал в 8,а пошел ровно в год, прямо в День рождения. Обошлись без ходунков и прыгунков. Честно говоря, педиатр нам сразу настоятельно рекомендовал убрать их, чтобы избежать проблем с позвоночником, так что сын впервые залез в ходунки в 2,5 года, когда они ему совсем не нужны были. А вот племянница все голопопое детсво пропрыгала и пробегала в прыгунках-ходунках, чуть ли не с 3 месяцев. Отлично развивается девчонка (т-т-т)

Нашему 6 месяцев, сам уже стоит, но ходить пока что без поддержки боится и не может. Когда был маленький месяца 4-5 жена делала маленькие упражнения с ним, она ставила его и отпускала, но руками вогрук обхватывала, чтобы он не упал. Он стоял несколько сикунд, но 2 месяца тоже считаю, что это очень и очень рано.

ну и шесть месяцев для этого очень и очень рано! вообще, ортопеды говорят, что всё должно быть в своё время и даже не рекомендуют, когда ребёнок самостоятельно садится обкладывать его подушками, чтоб посидел посморел подольше. Организм человека — это очень продуманный механизм и наше вмешательство зачастую небезопасно. я бы в таком возрасте не эксперементировала с такими упражнениями. лучше катать на мяче большом, делать гимнастику детскую приметивную, массажики мамиными руками и набраться терпения.

Мой сын пошёл по общим меркам поздно в 1 год и 2 мес. при этом он вообще не хотел до этого ходить, ни под ручки, ни в ходунках — в общем никак. за то мастерство ползанья отработано было до совершенства! а потом просто встал и пошёл

ну и шесть месяцев для этого очень и очень рано! вообще, ортопеды говорят, что всё должно быть в своё время и даже не рекомендуют, когда ребёнок самостоятельно садится обкладывать его подушками, чтоб посидел посморел подольше. Организм человека — это очень продуманный механизм и наше вмешательство зачастую небезопасно. я бы в таком возрасте не эксперементировала с такими упражнениями. лучше катать на мяче большом, делать гимнастику детскую приметивную, массажики мамиными руками и набраться терпения.

Мой сын пошёл по общим меркам поздно в 1 год и 2 мес. при этом он вообще не хотел до этого ходить, ни под ручки, ни в ходунках — в общем никак. за то мастерство ползанья отработано было до совершенства! а потом просто встал и пошёл

Вот и у меня проблема. ни в какую ходить не хочет. Ставлю на ножки а он мне показывает «уххх высоко» кивает вниз головой, шмякается на колени и поскакал по своим делам.

У меня доча, была пухляшкой, всегда ставили +3 мес по весу и росту — самостоятельно стала стоять в 7,5 мес, пошла в 9,5. Нам с рождения ставили слабый мышечный тонус ( хотя сказали не путать с мышечной силой ). У подруги сына массажистка стала учить ползать в 8 мес, до рева, короче ползать так и не полюбил, начал ходит в 10 мес. С детками настолько все по разному, каждый сам выберет свое время Мне интересно есть связь между ПВС и ранним стоянием, хожденим?

Каждый малыш по мере своего взросления, с интересом осваивая окружающий мир, набивает себе немало шишек! И чаще всего это происходит совершенно неожиданно как для самого ребёнка, так и для хватающегося в этот момент за сердце взрослого. Детский череп – это хрупкая и уязвимая конструкция, особенно это касается первого года жизни малыша, когда родничок еще не закрылся, а кости черепа легко смещаются при ударе. По статистике, около 40% младенцев хотя бы раз падали с высоты. Но, к счастью, только 1.5% случаев падения с высоты приводили к тяжёлым последствиям для здоровья.

Какой возраст считается наиболее травмоопасным для ребёнка?

3-4 месяца

В этом возрасте многие малыши уже вовсю переворачиваются со спинки на животик и обратно. Это очень увлекательное занятие (ведь на животе совсем другой обзор!) и ребёнок может днями напролёт тренироваться, закидывать ножку, кряхтя и ругаясь, переворачиваться то на один, то на другой бок. И тут подстерегает главная опасность!

Сегодня вы привыкли, что ваше чадо может перевернуться за 1 минуту, а завтра покушавший и полный сил малыш сделает то же самое за пару секунд, лёжа на диване или пеленальном столике, когда мама просто отвернулась, чтобы взять погремушку или соску. И в этот момент ребёнок падает на пол, прикладываясь к нему самой тяжёлой частью своего тела – головой.

  1. Выбирайте детскую кроватку или манеж с высокими бортиками.
  2. Начиная с 3-х месячного возраста не оставляйте ребёнка без присмотра на высоте. Если пеленаете на столике, держите голову подальше от края.
  3. Когда ребёнок начинает активно переворачиваться и ползать, самое безопасное оборудовать игровое место на полу (лучшее покрытие – специальный детский коврик).
  4. Когда приходите к врачу, не отходите от пеленального столика ни на минуту.

1-1.5 года

В 6 месяцев ребёнок ползает, садится, чуть позже пытается встать и чаще всего обратно приземляется на попу, пугается, но потом снова повторяет попытку. И уже к году малыш более или менее твёрдо стоит на ногах, делает свои первые шаги. Учась ходить, дети часто теряют равновесие, норовя завалиться набок или упасть вперёд головой. Из-за слабой координации, падая, ребёнок не всегда может выставить руки вперёд, поэтому чаще всего страдает именно голова.

Любознательный кроха по мере исследования территории может собрать шишки на твёрдых углах, а также предметах, которые легко уронить на себя, просто потянув за выступающий край скатерти. Это могут быть вазы, кружки, книги, лампы, ноутбуки.

  1. Обезопасьте квартиру – обклейте выступающие углы и острые предметы специальными мягкими накладками. На двери и окна поставьте блокираторы.
  2. Не оставляйте на столе горячий чай или кофе!
  3. Если у вас скользкий пол, купите малышу специальные носочки с пупырчатой подошвой. Или постелите ковёр в детской.
  4. Обязательно пристёгивайте своё чадо ремнями безопасности в коляске или в автомобильном детском кресле.

7-10 лет

В этом возрасте начинается активная социализация детей – школа, совместные прогулки и активные игры с друзьями, родительский контроль ослабевает.

  1. Обязательно надевайте шлем на ребёнка при катании на самокате, велосипеде, лыжах, коньках или роликах.
  2. Научите ребёнка, как правильно падать при катании.

Что делать если ребенок упал?

Самый главный совет для взрослых – не паниковать! Постарайтесь вести себя как обычно, успокойте плачущего малыша и внимательно осмотрите место ушиба. Если рана открытая, идёт кровь, наложите на неё стерильную повязку и прижмите рану. Грелка со льдом поможет быстрее остановить кровотечение.

Важно! Если удар был сильным и ребёнок потерял сознание, не поднимайте его самостоятельно, сразу же вызывайте скорую. При падении с высоты страдает не только голова, но и шея. Без правильной транспортировки это может грозить серьёзными осложнениями.

После оказания первой помощи для исключения неблагоприятных последствий падения необходимо обратиться к врачу.

Если видимых повреждений головы нет, наблюдайте за ребёнком в течение суток. Вас должны насторожить следующие проявления:

  • Потеря сознания
  • Амнезия (провалы в памяти)
  • Рвота
  • Невнятная речь
  • Головокружение, головная боль
  • Повышенная сонливость, вялость
  • Раздражительность
  • Двоение в глазах
  • Кровь из носа или ушей
  • Асимметрия лица или зрачков, нарушение зрения

Все эти симптомы требуют незамедлительного обращения к врачу! Помните, что даже при внешнем благополучии сразу после травмы симптомы сотрясения и повреждения головного мозга могут проявиться в течение 24 часов. Поэтому так важно не тратить драгоценное время, пытаясь самостоятельно решить проблему.

Дети, получившие травму головы, с подозрением на травму мозга должны быть осмотрены нейрохирургом (либо специалистом, оказывающим неотложную помощь) в условиях специализированного стационара для исключения внутричерепных гематом, представляющих угрозу для жизни.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ стационаром для детей с тяжелой изолированной и сочетанной ЧМТ является многопрофильный педиатрический стационар с круглосуточным КТ, лабораторнодиагностической, реанимационной, хирургической, травматологической и нейрохирургической службами.

Из клинических рекомендаций Ассоциации детских нейрохирургов России.

Диагностика повреждений головного мозга

  • Осмотр головы (выявляются раны, гематомы, вдавления костей черепа, признаки перелома основания черепа)
  • Исследование неврологического статуса
  • Консультации специалистов по показаниям: анестезиолог-реаниматолог, травматолог, хирург, окулист (глазное дно), оториноларинголог
  • Краниография (рентген) в 2-х проекциях
  • Нейровизуализация: КТ, МРТ
  • Инструментальные исследования внутренних органов по показаниям
  • Исследование цереброспинальной жидкости
  • Общий анализ крови, биохимический анализ крови
  • Определение группы крови и резус-фактора

Если необходимо оперативно сделать МРТ головного мозга, можно воспользоваться услугами специального агрегатора записи на МРТ и КТ. В базе сервиса множество современных медицинских центров, которые отсортированы по близости к дому, цене и спектру предоставляемых услуг. Специально обученный персонал call-центра поможет решить все вопросы – быстро и качественно выбрать клинику для МРТ или КТ под конкретный запрос (например, найти поближе к дому, самый дешёвый вариант, узнать, предоставляет ли она нужную услугу).

Если после посещения врача и обследования никаких повреждений головного мозга не обнаружено и ребёнок чувствует хорошо, родителей отпускают домой, но советуют продолжать наблюдение за состоянием малыша. Это связано с тем, что некоторые травмы головы очень коварные и их последствия проявляются далеко не сразу. Если вы заметили, что ребёнка стало подташнивать или укачивать на 3-е или 4-е сутки после травмы, это повод снова обратиться к врачу.

Мы отвечаем на интересующие вас вопросы в специальном разделе! Чаще всего это вопросы индивидуального характера в отношении вакцинации, иммунитета и тому подобного.

В первый год жизни ребенка родители с удивлением и радостью наблюдают за тем, как стремительно он растет. Но как определить, нормально ли малыш меняется от месяца к месяцу, не отстает ли в развитии от своих сверстников? Заботливые мамы и папы хотят знать, вовремя ли их кроха начинает держать голову, переворачиваться, садиться. Ответы на эти вопросы – в нашей статье. А вот тут у нас была простая инфографика.

Во сколько месяцев дети начинают держать голову?

Способность удерживать голову самостоятельно — первый серьезный навык управления собственным телом, которому обучается малыш. Приблизительно с полутора месяцев ребенок начинает приподнимать голову из положения лежа примерно на 45 градусов и держит ее в таком положении в течение минуты. С двух месяцев уже можно наблюдать первые попытки малыша удерживать голову в вертикальном положении. В норме ребенок начинает хорошо держать голову более чем минуту, когда его выкладывают на живот, к трем месяцам. Родители часто интересуются, во сколько месяцев дети начинают спать на животе ? Когда ребенку исполнился месяц, его можно укладывать спать на животике. В таком положении укрепляются мышцы спины и шеи, органы пищеварения работают эффективнее, газы отходят быстрее. Важно: спящий на животе младенец должен находиться под постоянным присмотром, а в его кровати не должно быть мягких подушек и одеял, в которые он может случайно уткнуться.

Полезные советы

— После того окончательно заживет пупочная ранка, несколько раз в день по 5-10 минут выкладывайте ребенка на живот.

— Стимулируйте внимание малыша погремушками или музыкальными игрушками, то показывая их ребенку, то убирая из поля его зрения. Наверняка, кроха будет реагировать: поднимать и поворачивать голову, совершать другие активные движения.

— Положите младенца на фитбол (большой резиновый мяч) так, чтобы его голова, грудь, живот и бедра сливались с поверхностью мяча. Затем, удерживая малыша за талию, покатайте его вперед-назад, то притягивая к себе, то отталкивая от себя.

Во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться на живот и на спину?

Делать переворот младенец научится после того, как мышцы шеи и спины достаточно окрепнут. Примерно с четырех месяцев кроха делает первые попытки переворачиваться со спины на живот. К пяти месяцам он уже уверенно лежит на боку и периодически переворачивается. Малыш с удовольствием переворачивается со спины на живот, подолгу лежит так, опираясь о поверхность ладошками выпрямленных рук. Примерно в полгода переворот на живот и на спину становятся привычным делом. Важно: как только ребенок научился переворачиваться, ни на секунду не оставляйте его без присмотра на пеленальном столе или на кровати, придерживайте при смене памперса.

Полезные советы

— Положите малыша на спину. Закиньте одну его ножку на другую таким образом, чтобы коленка доставала до поверхности, на которой он лежит. В таком некомфортном положении кроха будет стараться перевернуться на животик.

— Малыша, который лежит на спине, заинтересуйте игрушкой. Когда ребенок за ней потянется, положите ее сбоку. Когда он попытаться схватить игрушку и перевернуться на бок, аккуратно подтолкните его. Проделайте тоже самое, когда ребенок лежит на животе.

— В освоении разворотов со спины на живот и обратно младенцу поможет массаж, состоящий из поглаживаний рук, ног, спины с изменением силы прикосновений.

Как научить ребенка переворачиваться

Во сколько месяцев дети начинают сидеть и садиться?

В шесть месяцев малыш уже обычно может сидеть с поддержкой, в семь месяцев – без поддержки, а в восемь месяцев – легко садится самостоятельно и может лечь из этого положения. Высаживать ребенка можно, когда он умеет переворачиваться с живота на спину и обратно. Не стоит торопить события, создавая малышу дополнительную опору и придерживая его подушками. Кроха будет сам сидеть, когда окрепнут его мышцы.

Полезные советы

— В положении лежа на спине, придерживая за ножки, подтягивайте ребенка то за одну, то за другую, то за обе ручки — таким образом он качает брюшной пресс.

Закрепите небольшие кольца или перекладину на уровне груди малыша, он с удовольствием будет тянуться к этому тренажеру, хватать его и держаться руками.

Прижимая ребенка к себе спиной, наклоните его вперед, пусть нагнется и попытается подтянуться в исходное положение. Для этого можно подержать над его головой игрушку. Это поможет укрепить мышцы спины.

Доктор Комаровский о раннем сидении

Ссылка на основную публикацию