Не нужно запрещать школьникам пользоваться гаджетами и интернетом, но экранное время всё же стоит дозировать. Рассказываем, почему ребенок так много сидит в телефоне и как с этим быть.
Возьмите ответственность на себя
Родители даже годовалых детей иногда говорят: «Я ничего не могу с ним поделать, он без планшета отказывается идти на прогулку». Подобная беспомощность взрослых недопустима. Ведь если ребёнок захочет играть на проезжей части, вы его уведёте оттуда несмотря на протесты. Причина потакать детям проста — некоторые родители не выносят нытья и рыданий. Чтобы избавить себя и ребёнка от неприятных эмоций, взрослые идут на уступки в малом. А потом не могут отстоять свою позицию в действительно важных вопросах.
В ситуации с гаджетами, как в любой другой, необходимо помнить, что родители обязаны заботиться о благополучии ребёнка. Мамы и папы лучше других знают, что полезно для их детей. Проблема в том, что «я хочу» и «мне нужно» не всегда совпадают даже у взрослых. Например, «я хочу съесть целый торт», а «мне нужно заботиться о своём здоровье». Так и у детей. Ребёнок хочет на обед мороженое, а для полноценного питания ему необходимо съесть, например, овощи и мясо. Важно помнить и проговаривать ребёнку вслух: «Я твоя мама, я несу ответственность за тебя и для меня важно заботиться о твоём здоровье».
Как правило, гаджеты и интернет в семье появляются благодаря родителям. Вы даёте детям возможности. И вы же вправе их ограничивать, если считаете, что так будет лучше. Кроме вас никто не установит правила в семье и не организует жизнь вашего ребёнка. Чем старше дети, тем больше необходимо прислушиваться к их мнению. Задача воспитания — привить ребёнку ценности семьи, чтобы в будущем он мог сам позаботиться о себе.
Ребенок сидит в телефоне: изучите ситуацию
Важно понять, почему ребёнок проводит время с гаджетом в руках. Самые распространённые причины: привычка, копирование взрослых, трудности в общении со сверстниками и скука или переутомление. Если вы сами приучили ребёнка в любой ситуации коротать время в планшете, нужно найти подходящую замену в виде общения и игр.
Часто дети ведут себя так же, как и родители. Они не выпускают смартфон из рук, мгновенно реагируют на уведомления, листают ленту в соцсетях перед сном. Начните сами соблюдать правила информационной гигиены, чтобы показать пример ребёнку. Например, откажитесь от гаджетов за ужином и не пользуйтесь телефоном в постели.
Школьникам бывает проще обмениваться сообщениями в соцсетях и мессенджерах, чем встречаться в реальности. Если ребёнок достаточно общается в офлайне: посещает кружки, секции, гуляет со сверстниками во дворе — возможно, это не проблема. Однако если он строит все отношения только в интернете, нужно научить ребёнка дружить вне сети.
Для нормальной жизни и развития ребёнку нужна достаточно насыщенная, но не перегруженная среда. Когда нечем заняться, некуда пойти и не с кем поиграть, интернет и видеоигры становятся единственным развлечением. Напротив, у детей, которые целый день проводят на уроках, в секции или в музыкальной школе, цифровое пространство остаётся отдушиной. В этом случае в том, что ребёнок какое-то время сидит в телефоне после занятий нет ничего страшного. Так они могут расслабиться и не подчиняться указаниям взрослых. Чтобы снизить потребность в смартфоне, разберитесь, какую задачу он выполняет: развлекает или помогает отдохнуть, а затем ищите более здоровое решение.
Сформулируйте правила
Вне дома
В зависимости от причины чрезмерного увлечения гаджетами выработайте решение и следите за его выполнением. Например, ребенок часто сидит в телефоне, пока вы ждёте очереди в поликлинике или во время поездок на автомобиле. Вместо этого играйте в подходящую по возрасту версию городов. Со школьниками называйте растения или животных, а с дошколятами вообще любые слова на последнюю букву предыдущего слова. Другой пример простой игры — «Трёхлитровая банка». Выберите букву алфавита и называйте по очереди предметы на эту букву, которые можно поместить в банку через горлышко.
Дома
Чтобы упорядочить пользование гаджетами, нужно договориться со всеми взрослыми членами семьи. Определите места в доме или время, которое вы проводите без компьютеров, планшетов, смартфонов и телевизора. Учитывайте рекомендации врачей. Лимит экранного времени для взрослых 3,5 часа в день, для школьников 2-3 часа, для дошколят — 1 час. А детям до двух лет вообще не следует пользоваться гаджетами.
Замените гаджеты на реальные занятия
Общение
Если ребёнку трудно ладить со сверстниками, помогите ему выбрать клуб, кружок или групповые спортивные занятия по интересу. Будьте готовы, что компанию и преподавателя удастся найти не сразу. Не торопите ребёнка, дайте ему время прислушаться к себе. Поддерживайте, но не позволяйте сбегать при первых трудностях — обсуждайте содержание занятий и стиль работы педагога.
Если поблизости нет интересных мест, рассмотрите компромиссный вариант — онлайн-занятия. Это не снизит количество экранного времени, но научит ребёнка пользоваться гаджетом в образовательных целях. В мини-группах онлайн можно изучать иностранные языки или готовиться к олимпиадам по разным предметам.
Досуг и обязанности
Чтобы ребёнок не маялся от скуки без гаджета, продумайте его распорядок дня. Составьте список обязательных дел и активностей, включите в него домашние задания, помощь по дому, прогулку, чтение книг, спортивные и творческие занятия. Установите, что именно ребёнок должен выполнить каждый день. Пусть это будет условием для игры в планшет, просмотра видео или онлайн-общения. В качестве ответственности за невыполнение условий можно на один день выдавать ребёнку вместо смартфона обычный кнопочный телефон для связи с вами.
Когда ребенок подрастает, хочется поскорее отучить его от подгузников: все же они съедают приличную часть семейного бюджета, да и бабушки часто «капают на мозги», что вообще-то уж пора пересесть на горшок. Рассказываем, почему в этом деле нельзя ориентироваться на родственников и сверстников ребенка и что делать, чтобы приучить малыша к горшку быстро и легко.
Возраст приучения к горшку у всех разный
Помните, что все мы очень разные, поэтому нельзя привязываться к конкретному возрасту: один ребенок может восседать на «троне» уже в полгода, тогда как другой до трех лет будет бегать в подгузнике. Оба варианта являются нормой! Во сколько лет именно ваш ребенок перейдет на «взрослые» трусики, не знает никто.
Медики говорят о том, что ребенок физиологически готов к приучению к горшку в среднем с года до трех лет. Как видите, интервал большой, так что ориентироваться на успехи соседских малышей точно не стоит. Обращайте внимание на поведение своего ребенка, чтобы понять, когда можно попробовать снять с него подгузник. Впрочем, это не мешает вам купить горшок уже в 6 месяцев: пусть малыш привыкает к новому предмету.
Как понять, что ребенок готов к горшку
Признаки готовности ребенка «оседлать» горшок у всех примерно одинаковые. Это:
- способность сохранять подгузник сухим и чистым более двух часов (вплоть до целой ночи);
- желание снять подгузник или демонстрация неудовольствия, когда он грязный или мокрый;
- умение снимать и надевать трусики или штанишки;
- умение сидеть, стоять или ходить (иначе ребенок просто не сумеет самостоятельно добраться до горшка или туалета);
- способность внятно и однозначно сигнализировать о своем желании совершить все свои важные дела.
В какие моменты точно не стоит начинать знакомство с горшком
Если ребенок болеет, у него режутся зубы, он «перепутал» день с ночью и плохо спит.
Если у родителей нет возможности или готовности потратить довольно много времени на приучение к горшку: будут промашки и осечки, так что придется часто менять и стирать белье и одежду, протирать пол и сохранять терпение и спокойствие чтобы не ругать малыша.
Если в доме или на улице холодно. Надо понимать, что ребенок будет проводить какое-то время раздетым или ходить в мокрой одежде, если случится «авария». Многие родители предпочитают приучать малыша к горшку в летнее время, когда это проще и комфортнее для всех участников процесса.
Как приучить ребенка пользоваться горшком
Есть несколько правил, как сделать процесс менее утомительным и максимально упростить его.
Купите красивый и комфортный горшок
Пусть ребенок принимает участие в выборе, ведь пользоваться горшком – ему, так что не отказывайте человеку в таком удовольствии. Модели с возможностью проигрывания музыки и прочими чудесами науки и техники приобретать не стоит: так малыш будет отвлекаться от главного процесса и может легко забыть, зачем он, собственно, сидит на горшке со спущенными штанишками и голой попой. Купите удобный качественный горшок подходящего ребенку размера.
Подскажите, что нужно делать
Если в доме есть старший ребенок, попросите его подать пример и показать, что нужно делать с горшком. В противном случае придется подключать фантазию: например, посадить на горшок куклу или плюшевого медведя. Главное – сделать так, чтобы после этих посиделок в горшке что-то осталось. Незаметно подкиньте пуговицу или фигурку лего: ребенок должен понять взаимосвязь действий и цель посещения «трона», горшок не должен ассоциироваться с игрой.
Постарайтесь подловить подходящий для высаживания на горшок момент
Нам всем обычно хочется в туалет после сна, после еды и примерно раз в час. Если физиологически ребенок готов, то его организм будет функционировать ровно так же, а позывы будут возникать примерно через 15–20 минут после еды или питья.
Если в такой момент посадить ребенка на горшок, то он с хорошей вероятностью совершит то, что нужно. Можно слегка помочь ему звуками: некоторые включают воду, чтобы спровоцировать мочеиспускание.
Не держите ребенка на горшке дольше 5–7 минут
Если маленькому человеку хочется в туалет, то он сделает все дела быстро. Если же нет, то и сидеть на горшке просто так нет никакого смысла. Спросите, не хочет ли малыш писать или какать, и, если получите отрицательный ответ, помогите ему одеться и отпустите играть. Обязательно повторите попытку через полчаса.
Может оказаться, что ребенок все же сделает свои маленькие или большие дела сразу после того, как на нем окажутся трусики или штаны. Не ругайте, отправьте содержимое в горшок, спокойно и ласково объясните, что теперь он уже совсем большой, так что ходить в туалет нужно именно на горшок. Если ребенок сделал кучу или лужу на полу и намерен исследовать результаты руками, дайте ему эту возможность: это нужно для роста и развития малыша.
Хвалите ребенка за каждый успех
Обязательно поощряйте любую удачную попытку. Хвалите, обнимайте, рассказывайте, как вы горды тем, что у него получилось справиться с горшком. Тогда ребенок будет стараться сделать что-то очевидно хорошее.
Будьте последовательны
Помните, что приучать к горшку только по выходным нельзя: нужно делать это ежедневно. Можно оставлять подгузник только на ночь, в поездке или на прогулке, если там не будет возможности сходить в туалет, но лучше исключить и это. Примите новую реальность, будьте готовы и поставьте себе будильник, чтобы просыпаться дважды за ночь и носить ребенка на горшок на руках: так он проснется в сухой постели.
В поездку или на прогулку можно взять удобный складной горшок, чтобы отойти «в кустики» (при всем понимании эстетической стороны вопроса) или зайти в туалет в кафе (не забудьте положить в сумку и всегда иметь при себе антисептик и влажные салфетки для протирания рук до и после посещения общественной уборной).
Не заставляйте!
Если ребенок явно не понимает, что вы от него хотите, упрямится или стремится поиграть с горшком, оставьте человека в покое. Он просто не готов, поэтому нет смысла мучить его и себя. Повторите попытку через месяц, два, три – однажды все получится. Ведь нет ни одного здорового ребенка старше 4–5 лет, который продолжал бы носить подгузники. Рано или поздно вы получите человека, гордого собой и своим умением пользоваться горшком.
В каком возрасте ваш ребенок освоил горшок? Легко ли вам это далось?
Очень важное решение приняла Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ. Она изучила спор о «разделе» ребенка, родители которого расстались, но каждый из них хочет общаться с малышом так, как он считает нужным, и столько, сколько сочтет необходимым.
Все знают банальную истину, большими буквами записанную в Семейном кодексе РФ, — права и обязанности по отношению к ребенку у папы и мамы одинаковы. И поэтому они, в случае расставания, должны решать сами, с кем из них будет жить ребенок, а с кем встречаться, как часто это будет происходить и как долго должны длиться встречи. Как показывает отечественная судебная практика, далеко не всем родителям удается мирно и грамотно решить этот тяжелый вопрос. Тогда единственный выход — идти в суд. По закону именно судья должен, если папа с мамой не договорятся, решать вопрос о графике общения родителей с ребенком.
Наша история началась в Краснодарском крае, где в районный суд фактически с одинаковыми исками обратились родители маленького мальчика. Они после рождения малыша разъехались. Несмотря на то что ребенку чуть больше года, рассказала суду мать, отец препятствует ей в общении с ним. Поэтому она просила суд определить место жительства ребенка с ней, назначить алименты и решить, когда и сколько мальчик будет общаться с отцом.
По представлению матери, порядок общения ребенка и отца должен выглядеть следующим образом. Встречаться они могут по четным числам каждого месяца с утра до обеда, как дома у матери, так и в общественных местах — в парках, на детских аттракционах, в торговых центрах и в прочих подобных заведениях. Но все должно происходить в присутствии матери, пока малышу не исполнится три года. Потом отец с сыном могут общаться вдвоем.
Верховный суд РФ категорически не согласился с правилами деления ребенка, по которым тот вынужден переезжать то к отцу, то к матери
Отец во встречном иске попросил оставить ребенка жить с ним, но в случае отказа суд, по его мнению, должен определить график общения с сыном. По представлениям родителя, вот как должен выглядеть этот объемный список требований к общению.
Каждую неделю отец хочет общаться с сыном четыре дня с утра до девяти вечера с правом посещения сыном отцовского дома и без присутствия матери. Как только малышу исполнится два года, он будет оставлять его ночевать у себя дважды в неделю. Если мать заболеет или куда-то поедет, то ребенок должен передаваться отцу. Но и это еще не все требования.
Общение с ребенком в праздники, по мнению отца, надо поделить между родителями поровну «с ежегодной ротацией». Каждый нечетный день рождения мальчик должен встречать с отцом. Дни рождения родственников малыш проводит по месту жительства того родителя, чьи родственники — именинники. Да и ежегодный отпуск летом с сыном отец должен проводить обязательно, а месяц выбирать по своему желанию.
Суд спросил мнение органов опеки, и те поддержали требования матери. Тимашевский районный суд принял весьма оригинальное решение. Он иски удовлетворил частично. Жить ребенок, которому на момент суда не было еще и двух лет, будет с матерью. А вот общаться с родителем будет по графику, придуманному отцом. Причем суд в своем решение предупредил мать, что если она не будет выполнять требования отца, то к ней «примут меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и исполнительном производстве». А если не будет выполнять решение суда «злостно», то ребенка передадут другому родителю.
Весной прошлого года Краснодарский краевой суд полностью поддержал это решение.
По мнению Верховного суда, жизнь «на два дома» ведет к формированию у ребенка двойственного восприятия реальности, навыков манипулирования и лишает малыша чувства настоящей семьи
Мать малыша дошла до Верховного суда РФ, который категорически не согласился с правилами деления ребенка, которые приняли его коллеги. По их логике, малолетний ребенок фактически должен был жить на два дома. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда решила, что это неправильный вердикт.
Вот что увидел в этом споре Верховный суд. Обследование жилища матери показало, что у нее есть все условия для нормальной жизни ребенка. Администрация района дала заключение, что ребенка целесообразно передать матери. Уполномоченный по правам ребенка не увидел никаких «исключительных обстоятельств», чтобы разлучить мать и сына.
Районный суд в своем решение записал, что отцовский график общения отвечает интересам как обоих родителей, так и ребенка. А вот Верховный суд в этом усомнился. И напомнил коллегам Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что во всех действиях по отношению детей, первоочередное внимание уделяется «наилучшему обеспечению прав ребенка». И не важно, идет речь о государственных или частных организациях.
То же самое говорится и в Семейном кодексе. В нем перечислено, что надо учитывать, решая, где и с кем останется ребенок. Подробные разъяснения по этому поводу дал и пленум Верховного суда (N 10 от 27мая 1998 года).
Пленум проанализировал именно споры по «разделу» разведенными родителями своих детей. Пленум подчеркнул: по требованиям родителей об определении места жительства ребенка юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством является выяснение вопроса о том, проживание с кем из родителей (отцом или матерью) наиболее полно будет соответствовать интересам ребенка.
Верховный суд заметил, что по требованию Гражданского процессуального кодекса выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными. А в нашем деле они именно такими и были. Мать мальчика попросила суд назначить встречи отца с ребенком в ее присутствии, пока ему не исполнится три года. Мотивов, почему это предложение суд не устроило, нет. Зато отец просил много, и всем этим требованиям суд отдал предпочтение. Почему этот график лучше — суд промолчал.
Верховный суд назвал юридически значимыми обстоятельствами режим дня маленького ребенка, удаленность места жительства отца от дома матери, режим работы отца и, соответственно, его возможность проводить с ребенком столько времени, сколько он потребовал, список близких родственников, на днях рождения которых малыш должен присутствовать. И Верховный суд подчеркнул — ни одно из этих обстоятельств местные суды не установили. А мнение опеки без объяснений проигнорировали. Апелляция с таким решением согласилась. Вот вывод Верховного суда: график отца — малыш должен жить четыре дня в неделю у него. Причем дни — по выбору отца.
Встречи с папой по 12 часов в сутки, прогулки в полтора-два года с отцом, но без матери, и так далее — все это недопустимый формат опеки. Потому что ведет к формированию у ребенка двойственного восприятия реальности, навыков манипулирования и лишает малыша чувства настоящего дома. Мальчик, как подчеркнул высокий суд, вынужден жить на два дома, приспосабливаться к двум разным бытовым укладам, что создает для него нервозную обстановку.
Опека дала заключение, что вариант матери не противоречит интересам ребенка, а вариант отца является недопустимым форматом. Почему местные суды оставили это заключение без внимания и правовой оценки?
Суд решил, что спор надо пересматривать и обязательно при этом учесть его разъяснения.