Речь является важнейшим психологическим процессом, формируемым на первых годах жизни. Процесс становления речи всегда индивидуален и на него воздействуют многие факторы: деятельность головного мозга, пол ребенка (мальчики начинают намного позже разговаривать, чем девочки), физиология, социальная среда, психологическая связь с матерью.
Причины появления задержки развития речи
Такая задержка может быть обусловлена генетически. В этом случае, нервные клетки, которые отвечают за речь, созревают в замедленном темпе. Не стоит забывать о заболеваниях и поражениях головного мозга (различные травмы, гипоксия, инфекционные заболевания, которые были перенесены в утробе матери, во время родов или на первом году жизни).
Еще одна причина появления – нарушение слуха. Становление речи происходит на основе услышанного, и если у малыша проблемы со слухом, то естественно возникают и трудности с воспроизведением слов, то есть непосредственно с речью.
Что требует пристального внимания?
-В возрасте 10-14 месяцев малыш должен понимать слова, обращенные к нему. Если ребенок не оборачивается на обращение, а также использует плач для того, чтобы привлечь внимание к себе, следует проконсультироваться у специалиста.
-Малыши возраста 14-18 месяцев должны узнавать предметы на слух и показывать их на картинке («покажи мишку», «где носик?», «покажи куклу»). В возрасте 18-24 месяца кроха должен удовлетворять просьбы взрослых («принеси мне мячик», «подними кубик и отдай его папе»).
-Дети 2-3 лет обязаны произносить отдельные слова и выстраивать фразы («хочу гулять», «мама дай»).-
— Малыши постарше, в возрасте 3-4 года, должны быть способны произносить целые предложения, в состав которых входят подлежащее, сказуемое и дополнение («папа ушел в магазин», «мы идем гулять»). Особое внимание стоит обратить в том случае, если большую часть звуков кроха произносит неправильно, если 4-хлетний ребенок не может формировать такие предложения.
Диагностика и лечение
Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда уже упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние. Поэтому родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода, тяжелые роды, неврологические показания).
Малышу такой диагноз ставят лишь на основании комплексного заключения невропатолога, логопеда, и сурдолога.
Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невропатолог, чтобы улучшить кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции. Если малыш имеет задержку развития речи по причине нарушения слуха или глухоты, тут должны присоединиться уже другие специалисты.
В Областном консультативно-диагностическом центре есть врачи , которые готовы помочь. Ваш ребенок может пройти обследование в удобное для Вас время в рамках программы «Задержка речевого развития у ребенка», в которую входят консультация невролога, сурдолога, логопеда, педиатра, проведение электроэнцефалограммы, и всех необходимых анализов.
И эта разница может достигать двух лет! Рассказываем, как избежать негативного сценария.
Врач-невролог детской клиники «СМ-Доктор» на ул. Космонавта Волкова
«Как правило, в один год ребенок должен уметь произносить от 10 до 15 слов, в полтора года — 50–75 слов. Именно в это время родители замечают разницу. По многочисленным исследованиям, количество слов у девочек в этом возрасте составляет 60–70 слов, в то время, как у мальчиков, 30–40 слов. Но если их еще меньше, это повод для беспокойства.
На развитие речи у детей влияет множество причин. Но даже при одинаковых условиях воспитания родители отмечают, что чаще всего мальчики начинают говорить позже девочек. Объясню, с чем это может быть связано».
Правое и левое полушария соединяет мозолистое тело (скопление нервных волокон). Так вот у мальчиков оно довольно тонкое, поэтому связь между ними слабая. Сильному полу сложно собрать воедино информацию из разных полушарий. У девочек, напротив, мозолистое тело толще, поэтому проводимость импульсов и связь между двумя половинками лучше.
У мальчиков лучше развиты лобные отделы головного мозга, которые отвечают за планирование действия, поведение, эмоциональную окраску действий. Им тяжело выполнять однообразную работу, поэтому не стоит нагружать ребенка сложными монотонными занятиям, лучше разделить их на мелкие части и сделать более увлекательными. Девочкам проще выполнять несколько дел одномоментно, мальчики могут концентрироваться только на одном действии.
Основной центр речи, который располагается в левом полушарии, созревает быстрее у девочек.
У слабого пола более развита способность к артикуляции и подражанию, они лучше копируют родителей, их стиль речи.
Девочкам проще понимать эмоциональную речь с разными интонациями в голосе, речь, наполненную прилагательными. Что касается мальчиков, то им нужны простые конструкции с четким содержанием. Следует излагать мысль кратко и по делу, без лишней информации. Мы же, родители, нередко стремимся очень подробно объяснить, что нужно делать, а чего не следует.
Дети воспринимают информацию по-разному. Мальчикам нужно понимать, зачем совершать какое-либо действие. Важно своим примером показывать им, что стоит, а чего не стоит делать. Девочкам достаточно сказать, что от них требуется.
Мозг мальчиков больше ориентирован на пространственное соотношение, их мышление нестандартно. Они показывают высокие результаты в тестах на скорость и точность, — мозг позволяет быстро выполнять задания. В разговоре они стараются донести суть. У девочек преобладает вербальный интеллект — способность складывать буквы в слова, а слова в предложения, их мышление однотипно. Им важен момент контакта, тема разговора не имеет такого значения, как само общение. Поэтому они успешны в деятельности, связанной с коммуникациями.
Хоть пословица и гласит, что сказать легко, трудно сделать, процесс овладения речью — один из самых сложных этапов в развитии маленького человека. На появление первого слова влияет множество факторов — от состояния здоровья до окружающей среды. Но даже при равных условиях девочки, как правило, начинают говорить раньше, чем мальчики, — в среднем на 2-4 месяца.
Согласно исследованиям, активный словарный запас полуторагодовалой малышки составляет в среднем 60-70 слов, мальчики-ровесники обычно ограничиваются 30-40 словами. Кроме того, мальчики чаще говорят с ошибками. Вплоть до семи лет девочки в интеллектуальном и речевом развитии заметно опережают. Впрочем, это не значит, что маленькие представители сильного пола глупее — различия в темпах развития объясняются особенностями строения головного мозга.
Мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария, у мальчиков довольно тонкое, что затрудняет процесс соединения информации из разных полушарий. У девочек скопление нервных волокон, образующих мозолистое тело, толще, поэтому проводимость импульсов и связь между двумя половинками лучше. К тому же основной центр речи, расположенный в левом полушарии, созревает быстрее у представительниц слабого пола. Благодаря этому девочки примерно до 10 лет не только лучше говорят, но и лучше решают логические задачи и производят математические действия.
Многие родители замечали, что дети любят копировать взрослых. Но если «пародисты» в штанишках чаще копируют действия, то «повторюшки» с косичками — звуки, слова и манеру речи. Это еще одна причина, по которой они начинают говорить раньше: способность к подражанию помогает артикуляции.
К слову, воспринимают речь дети разного пола тоже по-разному. Парням проще понять, что от них хотят, если мысль сформулирована четко и кратко. Лишние подробности только отвлекают их от сути дела. У девочек все иначе — на живую эмоциональную речь они откликнутся скорее, и чем детальнее будет описана ситуация, тем лучше она будет усвоена. В диалоге мальчиков (впрочем, как и взрослых мужчин) всегда интересует ответ на конкретный вопрос, а вот девчонки, подобно их мамам, с готовностью вступают в беседу просто ради эмоционального контакта с собеседником.
Хотя вербальный интеллект преобладает у девочек, мальчишкам тоже есть чем похвастать. К примеру, будущие мужчины лучше ориентируются в пространстве, быстрее принимают решения и мыслят нестандартно.
Заикание (логоневроз) – речевое нарушение, которое проявляется изменениями плавности и ритма произношения слов и звуков. Патология может встречаться как у детей, так и у взрослых. Лечением заболевания занимается дефектолог-логопед.
Заиканием называют нарушения плавности и ритма речи, при котором у ребенка возникают сложности с произношением слов и фраз, многократное повторение слогов или коротких слов, удлинение пауз перед началом произношения. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, которые обеспечивают речевую функцию (мышц гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением соответствующих центров в головном мозге (речевом, эмоциональном). В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребенку высказываться плавно и ритмично.
Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет. У мальчиков данное нарушение обнаруживают в 4 раза чаще, чем у девочек. В 50-80% случаев состояние поддается коррекции. Залогом успеха является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов избавиться от речевого дефекта навсегда.
Классификация заикания у детей
В зависимости от причин, выделяют два вида заикания у детей. Неврозоподобная форма подразумевает речевые нарушения на фоне системного невроза. Этот тип расстройства плохо поддается лечению, так как обусловлен генетически. У детей с данной формой наблюдается несколько другое функционирование головного мозга, нежели у обычных малышей. Такие дети позже начинают говорить и развиваются медленнее сверстников.
Невротическая форма заикания развивается на фоне сильных потрясений или хронических стрессов. Как правило, ребенок начинает заикаться после испуга, сильного стресса. В дальнейшем спазмы речевых мышц повторяются все чаще, развивается боязнь говорить. Даная форма хорошо поддается лечению, при своевременном начале терапии.
В зависимости от характера речевых нарушений выделяют следующие типы заикания у детей:
- тоническое – ребенок растягивает определенные звуки или делает неуместные паузы;
- клоническая – малыш повторяет слова или звуки;
- смешанная – паузы и повторения присутствуют одновременно.
Врачи выделяют три степени тяжести заикания у детей:
- легкая: характеризуется незначительными запинками во время спонтанной речи;
- средняя: ребенок запинается при монологе и диалоге;
- тяжелая: паузы встречаются часто при любых видах речи, отмечаются частые повторения слов или их частей; в предельно запущенных случаях полноценное общение с ребенком невозможно.
Симптомы заикания у детей
Как правило, первые признаки заикания проявляются у детей в возрасте 2-4 года. Заподозрить речевые нарушения нужно, если:
- ребенку требуется много времени, чтобы произнести фразу;
- малыш произносит слова нерешительно, делая паузы между ними;
- ребенок часто останавливается, когда произносит предложение;
- повторяет отдельные слова или звуки, чаще в начале слова.
Первые признаки заикания у ребенка, как правило, проявляются вскоре после стрессовой ситуации. Под влиянием окружающих людей ребенок старается говорить правильно, но неконтролируемые спазмы не позволяют сделать это. По мере нормализации психоэмоционального состояния дефект ослабевает, может полностью исчезнуть.
После повторного воздействия провоцирующего фактора нарушение проявляется снова. Со временем периоды обострений заикания становятся все дольше, а периоды ремиссии укорачиваются. В подростковом возрасте логофобия проявляется все сильнее, ребенок избегает ситуаций, в которых ему приходиться говорить. У него развиваются психологические комплексы. Проблема усугубляется, поскольку в любой неудобной ситуации подросток подвергается стрессу, а симптом проявляется ярче.
Невротическое заикание
Этот вид заикания чаще встречается у детей дошкольного возраста. Состояние возникает остро, как правило, на фоне травмирующего фактора. Ребенок начинает бояться разговаривать, зацикливается на сложных словах. Процесс речи сопровождается характерными движениями и мимикой. Симптомы то обостряются, то затухают в зависимости от уровня стресса.
Неврозоподобное заикание
Патология обнаруживается одновременно с началом активной речи у малыша. Несмотря на явные проблемы, ребенок не смущается своего состояния, говорит активно. При этом сама речь отличается монотонностью, ускоренным темпом, искаженным произношением звуков. Слова, зачастую, подбираются неправильно. Нередко патология сопровождается другими признаками поражения ЦНС: дисграфией, дислексией, дискалькулией. Выраженность симптомов остается стабильной вне зависимости от окружающей обстановки.
Причины возникновения заикания у детей
Главной причиной детского заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга. Точные причины неизвестны даже на сегодняшний день. Медики выделяют лишь группы риска по развитию заикания. К таковым относятся дети, склонные к судорогам, имеющие повышенную тревожность и т.д.
На работе речевого аппарата негативно сказывается частое присутствие ребенка при внутрисемейных конфликтах, тяжелая психологическая обстановка в семье. Окружение малыша также прямо влияет на его речевые способности. Если данное нарушение есть у родителей или близких родственников, с большой долей вероятности логоневроз может развиться и у ребенка.
Заикание чаще выявляют у малышей, которые с детства изучают более 2 языков, развитием которых родители занимаются особенно рьяно. Нарушения возникают и у тех детей, которые много времени проводят за компьютером или телевизором. Провоцирующим фактором почти всегда является испуг.
Диагностика заикания у детей
Диагностика детского заикания требует комплексного подхода. Ребенка в обязательном порядке осматривают и тестируют логопед, педиатр, невролог, нейропсихолог. Врачам важно знать всю историю развития малыша, начиная с течения беременности, уточнить обстановку в семье, наличие стрессовых факторов и других возможных причин формирования нарушения. Для исключения органической природы патологии проводятся ряд исследований:
В полгода, годик или вообще никогда: все эти утверждения верны если речь идёт о том, когда ребенок начинает ползать.
Здесь просто не может быть универсального ответа, так как каждый карапуз индивидуален и поэтому может начать первые попытки к самостоятельному передвижению тогда, когда это будет удобно ему.
Давайте разбираться, как приучить ваше чадо к самостоятельности в этом вопросе.
Когда ребенок начинает ползать по-пластунски и на четвереньках
Груднички начинают активно познавать окружающий их мир буквально сразу после рождения. Постепенно их организм адаптируется к окружающей среде, а вместе с ним и органы чувств.
В первые недели после рождения малыш спокойно лежит в своей кроватке. Но чем старше он старше становится, тем интереснее кажется все, что он видит вокруг себя.
Поначалу карапуз может попытаться дотянуться до интересующего его предмета рукой, ну а если это не получается — пробовать другие способы получить желаемое. Например, доползти до своей цели.
Существует несколько вариантов ползания:
- На животике. Это первый способ передвижения, который освоит ваш грудничок. Уже в 3-4 месяца малыши пытаются отталкиваться от пола руками и таким образом ползти назад.
- По-пластунски. В этом случае ваше чадо будет задействовать не только ручки, но и ножки. Для этого маленький человечек сгибает ноги в коленях и подтягивает их к груди. Молодых мам часто волнует вопрос, когда дети начинают ползать по пластунски. Отвечаем: не раньше, чем в 5-7 месяцев. В этом вопросе все индивидуально. Кто-то вообще может пропустить этот момент и сразу начать передвигаться на четвереньках.
- На четвереньках. Как правило, когда ребенок начинает ползать на четвереньках, девочки делают это раньше, чем мальчики. Дело в том, что девочки развиваются активнее, чем мальчики, поэтому они раньше осваивают этот навык. Но общая статистика не показатель для всех: вполне возможно, в вашем случае все будет наоборот. Тем не менее, детки осваивают это не раньше чем в полгода, когда привыкают удерживать свое тело и умеют более уверенно перебирать ножками и ручками.
Как научить ребенка ползать на четвереньках
Ползание приносит малышу много пользы:
- спина и конечности становятся намного крепче;
- улучшается координация, благодаря чему ваше чадо лучше сохраняет равновесие;
- положительно влияет на нервную систему;
- правильно развиваются позвоночные изгибы;
- кроха подготавливается к вертикальной ходьбе.
Как видите, этот навык приносит столько пользы!
Нет ничего удивительного в том, что мамы хотят, чтобы их чадо скорее это освоило.
Рассказываем, как научить ребенка ползать в 5 месяцев.
Первое и самое главное — не нужно никуда спешить!
Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому не стоит подгонять кроху, ориентируясь на чей-то чужой пример.
Тем не менее, есть несколько способов, которые помогут продвинуться в этом вопросе:
- Делаем лягушку. Для этого карапуза нужно уложить на животик. Маме необходимо придерживать ножки ребенка и сгибать их так, как они двигаются у лягушонка. В это время ваше чадо непроизвольно будет отталкиваться, разгибать ножки и таким образом понемногу ползти вперед.
- Пробуем переворачиваться: для этого маме нужно придерживать маленького человечка за руку и направлять его в ту сторону, в которую нужно перевернуться.
- Занимаемся на фитболе. Для этого грудничка нужно положить животом на мяч и при этом аккуратно придерживать в области подмышек. Аккуратно покачайте карапуза на мяче: он будет выгибать спинку и благодаря этому тренировать те мышцы, которые в последствии будет задействовать во время ползания.
Поговорим о том, как научить ребенка ползать в 6 месяцев. Помимо того, что мы перечислили выше, можно попробовать делать общеукрепляющий массаж.
Большинство деток уже осваивают этот навык в полгода. Если же через месяц ваш карапуз еще не научился передвигаться на четвереньках, то тогда вы можете попробовать следующие способы, как научить ребенка ползать в 7 месяцев:
- Обеспечьте зрительную мотивацию. Например, положите на пол любимую игрушку вашей крошки. А еще мотивация может быть звуковой: зовите свое солнышко по имени, чтоб он двигался на звук вашего голоса.
- Сделайте так, чтобы ваше чадо захотело попробовать что-то новое. Например, если он активно перемещается по дивану, но не хочет двигаться на полу, положите на пол что-то мягкое, благодаря чему маленький человечек будет охотнее передвигаться по незнакомой для него ранее поверхности.
- Покажите на своем примере. Дети любят копировать взрослых, поэтому вы можете сами показать как нужно действовать.
- Позаботьтесь о комфорте. Чтобы ваше чадо было заинтересовано в изучении чего-то нового, купите ему удобную детскую одежду для малышей. Такую, которая не будет стеснять его движения, сползать, перекручиваться или давить.
К счастью, решить последний вопрос довольно просто: в интернет-магазине DemiBaby вы найдете множество удобных и практичных трикотажных вещей для детей разного возраста. Все обновки хорошо сидят по фигуре и подарят карапузу повышенный комфорт.
Детская одежда Деми — именно то, что нужно, чтобы маленький человечек активно осваивал окружающий мир и делал это с пользой для своего здоровья.
Развитие ребенка – процесс интенсивный и непростой, в первый год жизни родителям необходимо с особой внимательностью следить за тем, как развивается их малыш. Навыки, которых еще вчера не было у вашего ребенка, будут обновляться день за днем, и тут важно понимать – где норма, а где отклонение. Прежде чем начинать волноваться и принимать решение о походе к врачу, нужно самостоятельно разобраться в самых популярных темах развития пятимесячного ребенка.
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев
В пять месяцев многие малыши уже начинают интенсивно активничать, некоторые начинают переворачиваться со спины на живот и в обратном порядке. Помните, что, как только вы увидели, что ребенок начал сам переворачиваться, его совсем нельзя оставлять без присмотра даже на пару минут, так как малыш может за доли секунды перевернуться и упасть.
Сидеть ребенок самостоятельно еще не может, а только учится этому, поэтому усаживать его специально не стоит, а вот начинать потихоньку учить малыша садиться уже можно. Особенно нежелательно пытаться сажать раньше времени девочек, так как это может негативно сказаться на расположении органов репродуктивной системы.
В пять месяцев малыш уже умеет сильно сжимать кулачок, держать игрушки и прочие предметы, например, бутылочку. Некоторые дети уже встают на четвереньки, так как мышцы быстро развиваются и находятся в тонусе.
Нормы веса и роста у ребенка в 5 месяцев
Как правило, к пятому месяцу жизни ребенок весит вдвое больше, чем при рождении. Вес и рост – показатели индивидуальные, которые могут зависеть от многих факторов, но все же, есть общепринятые нормы, на которые можно опираться.
Итак, диапазон у ребенка в пять месяцев:
Но, даже если ваш ребенок не вписывается в данный диапазон, совсем не значит, что у него обязательно есть проблемы с развитием. Кроме того, в этом возрасте вес и рост не зависят от пола.
Что умеет ребенок в 5 месяцев
Должное развитие ребенка в пять месяцев как у мальчиков, так и у девочек, позволяет малышу начать фокусировать взгляд на различных предметах. Переводит взгляд с предмета на предмет. Дело в том, что в этом возрасте зрение ребенка улучшается, он уже различает цвета и даже их оттенки.
Начинает прислушиваться к музыке.
Начинает произносить согласные звуки и слоги «ба», «га, «па».
Лежит на животике и упирается на кисти рук, поворачивается со спины на живот.
Реагирует на новые игрушки, на незнакомых людей – замирает, оживляется, может испугаться. Начинает различать интонации голоса – строгий или ласковый тон общения
Хватает игрушки, двумя руками может держать бутылочку.
Улучшается память, но, все же, она еще остается краткосрочной. При этом в течение двух недель малыш может сохранять какие-то события у себя в голове.
Как правило, в развитии девочки обгоняют своих сверстников мальчиков, это связано с тем, что девочки рождаются уже более зрелыми. Именно поэтому зачастую девочки раньше начинают пытаться ходить и говорить.
Режим дня в 5 месяцев
У каждой крохи режим дня совершенно индивидуален, некоторые малыши могут проснуться всего 1-2 раза за ночь, а другим требуется «погулять» и три раза. Многие дети могут проспать всю ночь, не просыпаясь, и это тоже норма. Чтобы ребенок был спокойным и нормально развивался, у него должен быть свой режим, который будет ежедневно соблюдаться.
Как правило, в пять месяцев дети просыпаются утром в районе 6-7 утра, после чего следует кормление, игры и прогулка на свежем воздухе.
Режим сна
Первый дневной сон состоится, примерно в период между 10 и 12 часами. Всего за день ребенок этого возраста спит от трех до четырех раз. Важный момент – укладывать малыша на ночной сон нужно в одно и то же время, чтобы растущий организм не испытывал стресса.
Питание
К пяти месяцам у малыша увеличивается в размерах желудок, сформированы ферменты пищеварительной системы, глотательный рефлекс активно развит.
Общепринятое мнение – вводить прикорм стоит с четырех — шести месяцев. Если ваш ребенок совершенно здоров, развивается в соответствии со своим возрастом, у него начинается прорезываться первый зуб, он старается начинать сидеть, а его вес увеличился в два раза, то можно начинать вводить прикорм. Опять же, стоит ли это делать или нужно повременить, лучше узнать у врача.
В 5 месяцев ребенок уже постепенно может начать получать овощное пюре, кашу, фруктовое пюре.
5. Как поддерживать развитие ребенка
Показываем ребенку окружающий мир
Малыш еще не совсем понимает различные игры, но занять его, все же, можно. Пока ребенок бодрствует, ему можно устраивать экскурсии по квартире, смотреть вместе с ним в окно, параллельно разговаривать или что-то рассказывать. Такое занятие точно увлечет вашего малыша.
Сенсорное развитие
Следующий важный момент – сенсорное развитие. Рядом с ребенком должно находиться несколько игрушек с разными поверхностями, очень хороший вариант – развивающий коврик. Таким образом, малыш учится тактильно различать покрытия и поверхности на ощупь.
Обратите внимание на температурное восприятие – дайте ребенку теплый и холодный предмет, чтобы он мог учиться отличать температуры друг от друга.
Учите ребенка забирать предметы, держать их и не выпускать из рук некоторое время; дотягиваться «до точки назначения».
Детям можно включать спокойную музыку, лучше, если это будет классика.
Когда вы даете ребенку какой-либо предмет, четко и громко произносите вслух его название, это будет не только тренировать память, но и поможет малышу заговорить вовремя и без дефектов в речи.
В пять месяцев детки очень любят свое отражение в зеркале, они внимательно рассматривают себя и тех, кого видит рядом, поэтому хотя бы раз в день стоит приходить с визитом к зеркалу.
Учимся сидеть
Помогите ребенку научиться присаживаться – берите его за ручки и медленно подтягивайте к себе до уровня примерно 30°. Помогите ему полностью сесть – держите его за кисти одной рукой, а пальцем второй руки проведите по позвоночнику снизу вверх.
Пять месяцев – это тот самый возраст, когда любой ребенок начинает развиваться быстрее, чем в предыдущие месяцы, практически каждый день от него можно ожидать что-то новое. Важно, в эти моменты быть рядом с малышом, помогать ему, но не перегружать большим количеством новой информации.
А самое главное – создать абсолютную безопасность, так как малыш становится более подвижным. Оградите ребенка от мелких деталей, высоких поверхностей, игрушек сомнительного качества и всего того, что может ему навредить. В первый год крохи учатся азам, делают они это очень увлекательно, поэтому наслаждайтесь вместе с ребенком этими моментами и всячески помогайте ему.
Большинство малышей совершают первые попытки передвижения ползком в возрасте 5-7 месяцев. Однако иногда происходит и так, что крохи очень юного возраста — например, 4 месяцев — начинают довольно шустро передвигаться. Родители не должны этого пугаться, так как все малыши индивидуальны и сказать точно, в каком возрасте поползет тот или иной ребенок просто невозможно.
Если малыш худенький, то попытки ползать у него появятся немного раньше, чем у других детей. Большое количество психологов также считают, что в данном вопросе многое зависит и от темперамента крохи.
Если родители хотят помочь ребенку, чтобы он начал быстрее ползать, они должны класть его пол, давать ему больше свободы. Подобные упражнения родители могут практиковать с ребенком с тех пор, как ему исполнится три месяца. С помощью медицинских исследований было установлено, что активные дети развиваются более стремительно, чем малыши, которым не давали свободу действий.
Совместно с физическим развитием происходит и развитие умственной деятельности. Если ребенку уже исполнилось четыре месяца, значит пришло время, когда ему уже можно начать обследовать окружающее пространство. Родители должны как можно чаще выкладывать его на пол, раскладывать рядом с ним погремушки, игрушки. В этом возрасте для совершения каких-либо движений детям нужен определенный стимул, каким и являются красочные игрушки.
Когда исследователь проявит интерес к новой погремушке, ему захочется дотянуться до нее, и он начнет делать различные усилия, чтобы завладеть заветной, манящей и яркой целью. Каждое собственное движение малыш будет стараться запомнить, чтобы в дальнейшем его повторить.
Идеальным местом, где можно совершать попытки ползанья, является пол, на котором лежит мягкий нескользящий плед. Такая поверхность малышу, несомненно, придется по вкусу. Ни в коем случае родители не должны позволять ребенку ползать по дивану, так как любое неосторожное движение может привести к тому, что кроха окажется на полу. Не стоит также пускать малыша на пол, покрытый только ковром, поскольку ворс и мельчайшие предметы, которые есть на полу, ребенок может начать тянуть в ротик, что может обернуться неприятными последствиями.
На ребенке должна быть надета удобная одежда, не сковывающая движений. Если ребенок начал ползать в кроватке, то родители должны обязательно переместить его на пол, так как зоны для отдыха и для прогулки у малыша должны быть разграничены. В противном случае, в дальнейшем могут появиться различные проблемы, связанные с засыпанием ребенка.
На территории, где кроха будет ползать, нужно убрать все мелкие, острые и опасные предметы, растения, дизайнерские украшения, в общем, пространство должно быть максимально безопасным.
Также нужно позаботиться о чистоте напольного покрытия, так как, если пол будет грязным, крохе придется дышать пылью. Игрушки и ручки малыша нужно мыть как можно чаще, так как в этом возрасте практически все без исключения дети тянут все в рот, а если гигиена будет небрежной, то существует риск развития различных инфекционных заболеваний.
Ребенок должен иметь возможность трогать все предметы, которые окружают его, например, зеркала, ножки стульев и столов. Каждое новое прикосновение — это следующий шаг в изучении мира. Наиболее ловкие и подвижные детки сразу стараются встать на четвереньки, начинают взад-вперед раскачиваться, стараясь переставить ноги и руки.
Первое время такие движения будут казаться неловкими, но пройдет всего чуть-чуть, и за крохой будет не угнаться. Если родители будут систематически и часто заниматься с ребенком, то результат будет заметен очень скоро.