Во сколько начинают говорить девочки

Все дети разные. Тем не менее, между отдельными этапами развития можно провести определенные параллели. Есть также бесчисленные статистические данные о том, когда дети произносят свои первые слова. Родители все равно сильно беспокоятся, иногда не зная, в каком возрасте дети обычно начинают говорить и что делать, если ребенок не говорит!

Задержка речевого развития – удар для семьи

Эле два года. Во время осмотра педиатр интересуется, какие слова и фразы девочка говорит и приводит примеры. Бисквит, шарик, цветок – ни одно из этих слов никогда не слетало с губ Эли. На вопрос, составляет ли уже Эля предложения из двух слов, мама отвечает: «Нет». Педиатр бегло просматривает записи и говорит: «Задержка речевого развития».

Врачи описывают детей в возрасте от двух лет, которые активно используют менее 50 слов и не составляют предложения из двух слов, как отстающих. Считается, они поздно начинают говорить.

Когда дети начинают говорить

Обычно дети произносят свои первые слова в возрасте от 9 до 18 месяцев. В возрасте от 17 до 25 месяцев словарный запас значительно увеличивается — часто скачкообразно, иногда постепенно. В это время дети обычно начинают формировать свои первые предложения из двух слов. С этих двухсловных предложений одновременно начинается структура грамматики.

Вехи развития языка:

  1. От 0 до 5 месяцев. Звукоощущение, узнавание голоса матери и родного языка, дифференциация интонаций . Крики, воркование, смех, имитация гласных.
  2. От 6 до 12. Распознавание границ структуры фразы, построение фонологической структуры, узнавание и понимание слов. Имитация звуков, канонический лепет, родная интонация, длинные лепетные последовательности, первые слова.
  3. от 12 до 16. Понимание 100-150 слов. Использование в речи до 20-30 слов.
  4. От 16 до 20. Понимание не менее 200 слов, создание категорий слов, автоматическая регистрация изображений и слов. Использование 50–200 слов.
  5. От 20 до 24 месяцев. Отношения, порядок слов, регистрация смысловых ошибок в простых предложениях. Расширение словарного запаса, реорганизация произношения, первые двух- и многословные высказывания.
  6. От 24 месяцев. Более сложные предложения, автоматическое обнаружение грамматических ошибок. Расширение синтаксиса и морфологии.

Однако темпы овладения языком сильно различаются от ребенка к ребенку. Таким образом, позднее начало речи не является надежным показателем нарушения развития речи.

Тем не менее не стоит игнорировать позднее начало речи . В конце концов, язык имеет большое значение для развития ребенка, а затем и для его успехов в учебе.

Почти все родители пытаются узнать, во сколько дети начинают говорить и стараются всячески добиться нормативных показателей или даже опередить их. Мамы с папами любят хвастаться первыми словами малыша, его словарным запасом или способностью собирать слова в предложения.

Почитать профильную литературу, ознакомиться с возрастными таблицами, узнать у своего педиатра, во сколько дети начинают говорить предложениями. Мы облегчим эту задачу и дадим возможность сравнить достижения вашего ребенка с тем, что считается нормой. Узнаете, не отстает ли ваш малыш в развитии, как с ним заниматься и на что обратить внимание.

Необходимо учитывать тот факт, что разные родители считают «началом разговора» разные ситуации. Кто-то полагает, что это первое слово «мама», а кто-то ждет, когда малыш скажет свое первое, осмысленное словосочетание. То есть понятие «говорить» слишком расплывчатое и обобщенное, чтобы называть какое-то однозначное число. Поэтому мы пойдем другим путем, более правильным.

Мы расскажем, в каком возрасте и что должен уметь говорить малыш. То есть с каждым годом нормативы меняются, а вместе с ними и ваши цели с ожиданиями.

Давайте начнем с нормы речевого развития однолетнего и двухлетнего ребенка:

  • появляются первые слова, но произношение хромает;
  • использует слова-корни: их от 5 до 10;
  • произносит такие гласные – а, у, и, о;
  • произносит такие согласные – м, п, б, к, д, п, х. То есть желающие узнать, во сколько дети начинают говорить мама, нашли ответ на свой вопрос.

В возрасте двух-трех лет словарный запас увеличивается, и вот чего можно ожидать от своего малыша:

  • пассивный словарный запас быстро увеличивается;
  • активный словарный запас доходит до 200-300 слов;
  • может произносить слова даже из трех слогов, но часто пропускает или не произносит первый или средний слог. Так что с тем, во сколько дети начинают говорить «мама», «папа» мы уже разобрались.

В 3-4 года развитие идет семимильными шагами, и малыш уже:

  • активно использует до 1 500 слов;
  • у него начинает формироваться грамматический строй речи;
  • различает настоящее и прошедшее время, а также формы;
  • произносит твердые согласные – в, с, з;
  • осваивает шипящие;
  • периодически употребляет простые предлоги и союзы.

Четырехлетний и пятилетний ребенок уже должен прекрасно общаться с окружающими:

  • о том, во сколько ребенок начинает говорить первые слова, мы уже писали выше, а вот в 4 года он уже использует простые;
  • распространенные предложения;
  • дифференцирует звукиречи;
  • звукопроизношение пока нарушено. Плохо смягчает звуки и пока не может освоить звонкие;
  • употребляет сложные союзы, наречия и местоимения.

Пятилетний и шестилетний ребёнок может еще больше:

  • оценивает свою речь и речь других людей;
  • в его словаре уже около 2 500 слов;
  • иногда могут проскакивать речевые аграмматизмы и попытки выбросить из речи сложные слова;
  • активно учится читать, готовится к школе, описывает события и предметы.

Надеемся, вы поняли, во сколько месяцев дети начинают говорить, и как развиваются речевые способности ребенка с возрастом. Но мало узнать, во сколько дети начинают говорить «агу» и просто ждать, когда это время наступит. С малышом необходимо постоянно заниматься. Позже, когда малыш подрастет, нужно будет ознакомиться с существующими логопедическими приемами и заниматься со своим чадом уже целенаправленно.

Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).

То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.

Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.

Какие есть нормы развития речи?

Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.

Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.

Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.

  • Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
  • Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
  • Первые слова – появляются в интервале 9 — 12 месяцев. Исследователями доказано, что половая принадлежность ребенка играет роль во времени появления первых слов. Девочки развиваются быстрее, поэтому первые слова у них появляются раньше, чем у мальчиков.

Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.

В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).

После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).

Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.

Уже с первого месяца своей жизни малыш начинает активно агукать. Первыми освоенными звуками чаще всего становятся «аааа» и «уууу». При агуканье в речи малыша преобладают главные звуки. При гулении, которое появляется чуть позже, ближе к 1,5 месяцам, к гласным звукам добавляются согласные.

Во сколько месяцев начинается гуление

Во сколько месяцев ребенок начинается гулить и агукать

Формирование речи происходит в 3 этапа. Первый является подготовительным. Ребенок осваивает звуки – гласные, а потом согласные. Он слышит, как общаются взрослые, и пытается включиться в разговор. Но ему доступно только гуление.

Первые попытки заговорить кроха делает в возрасте 12 — 16 недель. Он умеет выражать эмоции, произносит «у», «а», «э». Чем старше кроха, тем дольше длится гуление.

Если к 3 месяцам жизни ребенок молчит, то стоит обратиться к педиатру, ЛОРу и неврологу. Возможно виной патологии развития или недостаточное общение родителей с малышом. В последнем случае можно запросто изменить ситуацию, если постоянно говорить с ребенком, рассказывать ему стихи и петь песенки.

Примерно к возрасту 12-16 недель младенец начинает смеяться. Он не просто улыбается, а может хохотать взахлеб, если его рассмешить.

В этом же возрасте он произносит согласные звуки, например, «б», «п», «м». Можно услышать «бэ», «мэ». Ближе к 5-6 месяцам ребенок уже не просто гулит или издает звуки, он начинает произносить простые слоги. Родители могут услышать «ам», «ма». Как правило, малыш произносит слоги осознанно, например, просится на ручки или кушать.

Когда ребенок произносит слова и первые фразы

С полугодовалого возраста начинается второй этап развития речи. От крохи можно услышать первые слова. Однако чаще этот период оттягивается ближе к 8-9 месяцам жизни. Малыш произносит «мама», «папа», «баба». Ему доступны простые слова, которые состоят из двух одинаковых слогов. Более сложные он осваивает к первому дню рождения.

В норме в 1 год ребенок знает до 10 слов и понимает речь родителей. Первые фразы доступны к 1,5-2,5 годам. Девочки начинают связывать слова в предложения раньше, нежели мальчики. Малышам в этом возрасте доступны простые фразы, например, «мама кушать», «пойдем гулять», «дай куклу».

Иногда предложения можно услышать только к 3 годам, и это тоже нормально.

В возрасте 2,5-3 лет речь усовершенствуется, значительно пополняется словарный запас. Детям доступны сложные предложения, они могут менять падежи, говорить во множественном числе.

Если у ребенка в этом возрасте есть проблемы с произношением звуков, то можно показаться логопеду. Однако при отсутствии патологий речь постепенно усовершенствуется. Ребенок, слушая взрослых, начинает правильно произносить слова.

Как научить малыша говорить

Как научить малыша говорить

В каком возрасте ребенок произнесет первые слова, зависит от наследственности, а также от активного участия родителей. Если постоянно и терпеливо заниматься развитием речи с малышом, то он начнет говорить раньше.

  • Как можно больше общаться с младенцем. Каждое свое действие нужно оговаривать, рассказывать о предметах вокруг. Говорить необходимо дома и во время прогулок.
  • Не сюсюкать, не коверкать речь. Малыш говорит так, как слышит. Если коверкать слова, то он тоже будет неправильно их произносить.
  • Заниматься развитием мелкой моторики пальцев. Подойдут пальчиковые игры, например, «Ладушки», «Сорока-ворона», массаж.
  • Произносить слова медленно, чтобы ребенок смог их запомнить.
  • Повторять все сказанное за малышом. Благодаря этому он начнет дублировать речь родителей.

Нельзя игнорировать попытки ребенка заговорить. Внимание родителей – лучшая награда для малыша за потраченные усилия.

Развитие речи младенца индивидуально для каждого грудничка. Кроха обязательно начнет говорить, когда будет готов к этому.

Самые первые слова малыша – долгожданное событие любого родителя. Первые «папа» или «мама» из уст крохи ждут все члены семьи и начинают волноваться, если этот момент затягивается.

Во сколько дети начинают разговаривать

Во сколько ребенок начинает говорить?

Процесс формирования речи у ребенка очень важен для его дальнейшей жизни. Родители должны очень ответственно к этому отнестись. При подозрении на какое-либо отклонение необходимо сразу проконсультироваться со специалистами, чтобы вовремя это диагностировать и вылечить.

Когда ребенок начинает говорить первые слова

Первые осознанные слова можно услышать от малышей только ближе к году (10-12 месяцев). Как правило, это слово «мама», однако в некоторых семьях первым словом у малышей может стать и «папа», и «баба», и кличка домашнего животного и т.д.

До этого в течение первого года жизни малыша происходит накопление информации из окружающего мира:

  • пассивное накопление – ребенок запоминает новые звуки и слова, при этом сам он их не повторяет;
  • активное накопление – ребенок не только улавливает и запоминает новые слова и звуки, но и повторяет их, складывает в словосочетания и предложения.

Во сколько дети начинают разговаривать

Формирование речи ребенка происходит постепенно

Каждый ребенок уникален, поэтому четких границ, когда дети должны заговорить, нет. Первое слово может быть сказано и в 7 месяцев, и после года. В тоже время, если ребенок к полутора годам не произнес ни одного слова и никак не реагирует на обращение к нему – следует проконсультироваться с врачами.

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Речью называется процесс общения, который возникает и развивается из-за потребности в коммуникации. В дошкольном возрасте происходит активное развитие речи. Именно речь является одним из основных показателей развития ребенка.

Развитие речи детей по возрастам

Даже если малыш молчит, это не значит, что его речь не развивается. В это время формируется пассивный словарный запас.

Таким образом, можно сказать, что речь ребенка развивается с момента его рождения (некоторые педиатры утверждают, что развитие речи начинается еще во внутриутробном развитии):

Возраст ребенка

Этапы развития речи

1-2 мес.

Ребенок агукает (произносит гласные звуки «а», «у», «о»)

2,5-5 мес.

Малыш гулит (произносит «агу», «гы», «бу»)

6 мес.

7-9 мес.

Звуков становится больше, ребенок подражает звукам животных

10-12 мес.

Первые слова, такие как «мама», «папа» и др.

1-1,5 года

Увеличивается активный словарный запас

1,5-2 года

Ребенок может строить фразы и словосочетания

2-3 года

Ребенок может отвечать на вопросы, выполнять просьбы, некоторые дети рассказывают стихи

Развитие речи ребенка во многом зависит от родителей. Маленький словарный запас в 2 года — повод для беспокойства

В возрасте 6 месяцев дети произносят около 4-5 звуков. Постепенно у ребенка начинает развиваться словарный запас и появляются новые звуки.

К 1 году 3 месяцам ребенок в норме говорит около 40-60 слов и вплоть до 1 года 6 месяцев словарный запас не растет, не изменяется по количеству слов. Это объясняется тем, что у ребенка исчерпались фонетические возможности. Тем не менее в этот период у детей не прекращается речевое развитие, но существенно меняется качество произнесения. Также скачок делает фонетика — появляются новые звуки, двух-, трехсложные слова.

От 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев словарь резко увеличивается:

  • в 1,8 составляет 180 слов;
  • в 2 года – 300 слов;
  • в 3 года – до 1000 слов. Что делать, если ребенок не говорит в 2-3 года?

В 1 год 8 месяцев не все звуки усвоены ребенком. В это время у него есть губные, переднеязычные свистящие (Сь, Зь), Ть-Дь – взрывные, иногда заднеязычные (К), среднеязычные (Й), мягкий Ль, а также все гласные, кроме Ы. Но нет шипящих Ж-Ш, и твердых С, З, Л, Р.

У ребенка из этого положения есть три пути выхода:

  1. Нетипичный путь – когда звук просто пропускается.
  2. Отсутствующие звуки заменяются приближенными вариантами произнесения, не свойственные родному языку – «Р» произносится губами, «Н» — французское заднеязычное. Опасность здесь заключается в том, что звуки имеют тенденцию задерживаться в произношении, при этом вырабатываются определенные стереотипы произнесения.
  3. Отсутствующий звук заменяется нормированным, правильным звуком, который уже сформировался в речи ребенка. И эти «заменители» используются регулярно.

Такие субституты близки к отсутствующему звуку по какому-то общему признаку, в качестве которых выступают артикуляционные признаки (моторные), реже – акустические (слуховые). Обычно звонкий звук заменяется парным глухим (Баня – Паня), а шипящие — на «Ть» и «Дь» (Шуба – Тюба). Вместо твердых «Р» и «Л» произносят «Ль» (Репа – Лепа, Ложка – Лёка, Рука — Люка). Подробно о том, как нужно заниматься с маленькими детьми.

Типы развития детской речи

Существует два типа развития детской речи: звуковой и слоговой. При слоговом типе ребенок очень быстро ухватывает слоговую модель слова: слово «кирпичи» произносит как «титити». Звуковой тип характеризуется тем, что слогоритмическая структура слова не усваивается, остается ударный слог: «кирпичи» — «ти» «ки».

Почти все дети проходят стадию, когда многообразие слов сводится к ударному слогу. При сокращении слоговых цепочек наблюдается следующая закономерность: ударный слог и один из крайних слогов сохраняется. Например голова – гова, молоко – мако, волосы – воси. Это так называемый фактор края, когда сохраняется крайний последний слог, т.к. он оставляет яркий след при произнесении и связан со значительной грамматической нагрузкой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector