Во сколько ребенок должен начать говорить

Кроха начинает общаться с родителями с первых дней жизни. Поскольку новорожденные не умеют говорить и выражать свои потребности, желания и эмоции словами, на помощь им приходит плач — универсальное средство общения. По мере того, как ребенок растет, он учится новому: один из первых способов выразить положительные эмоции — это улыбка. Когда же родители впервые могут увидеть, как улыбается их малыш? Какие сроки допустимы для этого навыка и что делать, если младенец пока не улыбнулся?

Первая улыбка новорожденного

После рождения, на протяжении первых недель жизни, младенец большую часть времени проводит во сне. По мере того, как он постепенно адаптируется к новым условиям, начинает постепенно интересоваться окружающим миром и людьми, он проявляет свои первые эмоции — хмурится, фиксирует взгляд, сосредотачивается и улыбается.

Первые робкие улыбки будут неосознанными — это рефлекторные реакции ребенка, особенно если провести по щеке пальцем или ласково погладить малыша по головке. По мере того, как нервная система ребенка развивается и мозг начинает анализировать окружающее, улыбки будут появляться более осознанно — в ответ на обращенную речь, приятные звуки, ваши улыбки или смешные рожицы, которые вы будете корчить.

Тот момент, когда ваш сынок или дочка впервые посмотрит на вас и улыбнется в ответ, сохранится в родительском сердце на всю жизнь. Это настолько мило и трогательно, что могут навернуться слезы. Но важно знать примерные сроки, когда ожидать эти первые улыбки ребенка, чтобы мама или папа не волновались, все ли в порядке с развитием крохи. Ведь появление эмоциональных реакций — это определенный этап развития, указывающий, что нервная система формируется правильно.

С первого месяца

Уже в первый месяц жизни родители замечают, как губки новорожденного растягиваются в блаженной улыбке, когда он спит. Это рефлекторная реакция, которая вызвана ответом нервной системы на позитивные стимулы. Например, если ребенок хорошо себя чувствует, плотно покушал и спит на ручках любимой мамы, он будет улыбаться. Ему тепло, уютно безопасно. Напротив, если крохе некомфортно, он намочил подгузник, захотел кушать или замерз, его напугали резкие звуки — он нахмурится или даже заплачет.

Первые улыбки очень приятные, но неосознанные. Они не связаны с определенными действиями или эмоциями — обращенной к ребенку речью, яркими игрушками, музыкой, действиями мамы или папы. Это рефлекторное расслабление или напряжение мышц, связанное с внешними раздражителями (светом, звуком, тактильным воздействием, температурой).

Когда ребенок начинает улыбаться осознанно?

Ребенок на втором месяце жизни проводит эксперименты, осваивая новые эмоции и выражения лица —возможны ухмылки, забавные выражения лица. Постепенно рефлекторные улыбки, которые возникают во сне или в период, когда влияют раздражители, заменяются уже осознанными действиями. Именно улыбка как реакция на обращение или улыбки близких людей появляется к двум месяцам.

В ответ на улыбку мамы или папы, их ласковые слова или на собственное имя губы малыша уже сознательно расплывутся в улыбке. При помощи нее ребенок выражает радость, удовольствие, общается. Это награда для родителей за их заботу и любовь.

Развитие навыка общения

Примерно в 3–4 месяца ребенок уже активно взаимодействует с окружающими людьми, которых он видит. Он воспринимает, «считывает» и пытается повторять выражение лица взрослых, их мимику. Естественно, что в любимчиках у него будут близкие, которых он видит ежедневно. Ваш малыш быстро понимает, что, когда он шевелит губами либо улыбается в ответ на обращенную к нему речь, это стимулирует ваше внимание. В ходе общения с родителями или другими взрослыми, с детьми происходит развитие мозга ребенка. Забавные действия, попытки общения отвлекают от бурления в животике, голода, усталости, скуки.

Чем больше ребенок общается при помощи мимики, тем активнее происходит его социализация и психическое развитие. Это важный этап, но развитие каждого ребенка происходит по своему сценарию в соответствии с темпераментом, особенностями физиологии.

Что делать, если ребенок не улыбается?

Параллельно со способностью улыбаться у ребенка развиваются другие навыки. Если ему еще нет трех месяцев, но малыш держит головку, может фокусировать взгляд на объектах и сосредоточиться на определенном деле, например игре с погремушкой, просто подождите. Но если малыш не улыбается к возрасту трех месяцев, стоит обсудить это с врачом. Если со здоровьем никаких проблем нет, предлагаем ряд полезных советов, которые можно использовать для того, чтобы стимулировать развитие навыка.

Самой первой ступенькой речевого развития малыша будет воспитание потребности речевого общения.

Что же это такое, потребность в речевом общении?

Малыш учится понимать, что для нормального взаимодействия с взрослыми ему необходимо овладеть их языком, т.е. словесно обозначить свои просьбы, желания, потребности. Начинать развивать речь ребенка необходимо как можно раньше. Как только вы его увидели и «познакомились», общение должно быть постоянным.

Развитие речевого общения в 2-4 месяца.

Когда малышу исполнится 2 месяца, можно начинать занятия по стимуляции его голосовых реакций и речевой активности. Занятия проводятся по 1-1,5 минуте 3-5 раз в день. Двух-, трехмесячный ребенок подолгу певуче гулит, а на ласковое обращение к нему взрослого отвечает общим оживлением, радостными звуками. В этот период, для того чтобы вызвать у ребенка гуление, достаточно создать общую положительную эмоциональную настроенность. Можно потормошить малыша или ласково погладить его щечки.Если ребенок мало или совсем не гулит, то надо вызвать у него гуление. Его вызывают ласковым голосом или пением. Сначала дайте ребенку возможность прислушаться к нерезким, приятным звукам голоса. Научить его вслед за вами произносить звуки гуления можно, когда у него есть зрительное и слуховое внимание. Поэтому важно, чтобы во время «занятия-общения» малыш смотрел на ваше лицо. Медленно произносите звуковые сочетания а, агы, гу и т.д., широко открывая рот, чтобы ребенок видел артикуляцию. Если же все-таки малыш до 3-4 месяцев не повторяет эти движения, то можно ему помочь пассивно выработать подражательную реакцию. Легко поглаживая губы крохи, в определенном ритме в момент произнесения вами звука открывайте рот ребенка. Этот прием надо повторять в течение дня 4-6 раз. В результате произнесения первых непроизвольных звуков у ребенка развивается артикуляционный аппарат, слуховое сосредоточение. А это, как известно, служит предпосылкой развития речи ребенка, умения воспринимать слово взрослого. На четвертом месяце важно продолжать развивать у ребенка голосовые реакции. Например, взрослый называет малыша по имени, меняя свое местонахождение и интонацию, побуждая малыша тем самым к радостному оживлению, к активному произнесению звуков.

Развитие речевого общения в 4-6 месяцев.

В возрасте от 4 до 6 месяцев как можно чаще используйте игры–подражания. Они необходимы для развития артикуляционных навыков, слухового внимания, эмоционального общения с малышом и поддерживают развитие лепета. Это совместные «разговоры», в которых вы активно и отчетливо произносите повторяющиеся слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). Следите, чтобы ребенок видел ваше лицо во время такого «разговора», общайтесь очень эмоционально, слушайте «высказывания» малыша, кивайте и давайте ему понять, что вы его понимаете. Постарайтесь определить «любимый» звук ребенка, который он чаще всего повторяет, и активно используйте его в «диалогах». Когда ребенок начнет повторять звук за вами, постепенно вводите в «разговоры» и новые звуки (сначала гласные). При уходе за ребенком не забывайте постоянно «оречевлять» все происходящее, называйте части тела малыша, предметы одежды, игрушки и т.д. Говорите о себе в третьем лице, когда ухаживаете за малышом и общаетесь с ним: «Сейчас мама даст сок», «Мама оденет», чтобы ребенок связывал образ матери со словом «мама». Очень полезно при общении с малышом использовать различную интонацию. При общении и «разговорах» с малышом поизносите слоги, которые он использует в лепете, с различными интонациями: удивленно, радостно, вопросительно, спокойно и т.д. К 5—6 месяцам ребенок начинает произносить слоги. Он подолгу повторяет: ба-ба-ба, да-да-да и т.п. Это не только забава: малыш слушает себя, что важно не только для развития органов речи, но и для формирования речевого слуха. Чтобы поддержать лепет малыша, подхватите произнесенные им звуки, и ребенок будет вторит им. Так постепенно формируется способность подражать речи взрослого. А это очень важно для накопления активного словаря в дальнейшем.

Развитие речевого общения в 6-12 месяцев.

С 6—7 месяцев у ребенка развивается способность понимать некоторые слова и выражения, произносимые взрослым. Но для этого необходимо чаще с ним разговаривать; например, когда надо взять ребенка из кроватки, приговаривайте: «Дай ручки, маленький» и маните его к себе. Поднося его к предметам, находящимся в комнате, назвать их. После нескольких таких «уроков» ребенок научится поворачивать голову и находить взором то, о чем говорит взрослый. Для того, чтобы название предмета связывалось у ребенка именно с самим предметом, а не с местом, где он находится, нужно переместить этот предмет на глазах у ребенка. Теперь он ищет взором именно его, поворачивает головку направо, налево и радостно улыбается, наконец-то найдя игрушку. Постепенно малыш запоминает членов семьи: «Где мама?», и он отыскивает глазами маму, тянется к ней. «А где папа?» (бабушка, дедушка) — он отыскивает глазами отца. Стремясь развить у ребенка понимание речи, старайтесь использовать любой повод для разговоров с ним. Одевая малыша, сопровождайте, словом свои действия: «Сейчас (имя ребенка) наденет рубашку. Дай мне ручку. Вот так». Берете его за руку, чтобы малыш знал, где у него рука, и что означает эта просьба. «А теперь наденем носок. Где ножка?» Хотя смысл речи еще неясен ребенку, но он вслушивается в ласковый голос матери и улыбается ей. Если такие приемы повторяются несколько раз в течение дня, он постепенно запоминает, что от него требуется, и в ответ на предложение: «Сейчас наденем рубашку, дай ручку» протягивает руку. Смысл слова становится малышу понятным благодаря тому, что оно сопровождается жестом, действием, подчеркивается тоном, мимикой. Постоянные разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря, т.е. понимания речи. Маленького ребенка берут на руки, ходят с ним но комнате, показывают предметы и называют их: «Это часы: тик-так, тик-так! Где часы? А это киса. Вот петушок: петушок-петушок, золотой гребешок!» Малыш прислушивается, взгляд его говорит о том, что он понимает название предмета, отыскивает его глазами. Чем чаще обращаются взрослые к ребенку со словами ласки и внимания, с разговорами о близких и знакомых предметах, тем быстрее развивается понимание речи.

Логопед Сперанская назвала упражнения для постановки звука «р» в домашних условиях

Звук «р» — один из самых сложных для произношения в русском языке. Одни дети учатся выговаривать его самостоятельно без особых усилий, в то время как другим требуются месяцы ежедневной практики. О том, как развить речевое дыхание и какие упражнения помогут ребенку научиться выговаривать звук «р», «Газете.Ru» рассказала учительница младших классов и логопед Ная Сперанская.

В каком возрасте ребенок должен уметь выговаривать букву «Р»

Звук «р», как правило, появляется у детей в возрасте от 4,5 до 5,5 лет.

«Если к четырем или к пяти годам малыш еще не выговаривает звук «р», бить тревогу не стоит. Все дети развиваются по-разному. Есть те, кто начинает говорить раньше условной нормы, а есть — кто делает это чуть позже. Беспокоиться надо, если звук не появился к шести годам», — объяснила Сперанская, отметив, что в этом случае стоит начать занятия с логопедом. Сама специалист чаще всего берет дошкольников для постановки звука «р» не раньше 5,8–6 лет.

Дизартрия – нарушение речи, связанное с патологией функционирования нервной системы. Диспраксия – двигательное расстройство речи, которое проявляется тем, что ребенку трудно координировать и выполнять движения органами артикуляции.

«Год до школы – это период, которого вполне достаточно, чтобы поставить и автоматизировать звук, даже если у ребенка есть небольшие речевые нарушения вроде минимальной дизартрии или диспраксии», — заверила логопед, добавив, что их может диагностировать только специалист.

Трудности с произношением звука могут возникнуть, если у ребенка есть проблемы с фонематическим слухом – способностью вычленять отдельный звук в речевом потоке.

«Формирование фонематического слуха начинается у человека буквально с рождения. Наш мозг фиксирует разные шумы и постепенно начинает делить их на речевые и неречевые. Итогом формирования фонематического слуха становится способность к фонематическому анализу и синтезу. В первом случае ребенок, слыша отдельные звуки, должен собрать из них слово. Например, мы последовательно называем [к], [о], [т], а дошкольник складывает их в слово «кот», во втором — он должен «разобрать» целое слово на отдельные звуки», — объяснила Сперанская, отметив, что проблемы с фонематическим слухом напрямую связаны с отсутствием у ребенка в речи одного или нескольких звуков.

Как быстро поставить ребенку звук «р»

Чтобы ребенок как можно скорее начал выговаривать звук «р», первое, чему необходимо уделить внимание, – это развитие речевого дыхания.

«Речевое дыхание отличается от физиологического. Благодаря нему мы можем изменять скорость, громкость, плавность речи, делать необходимые паузы, говорить разборчиво», — рассказала логопед.

Сперанская объяснила, что при неправильном речевом дыхании воздух может уходить в щеку, «распространяться» по ротовой полости.

«Чтобы развить речевое дыхание, ребенку необходимо научиться делать правильный выдох ртом, вырабатывать воздушную струю», — рассказала специалист и поделилась простым упражнением для развития дыхания, которое можно выполнять дома.

«Положите на ладонь кусочек салфетки или ватку. Попросите ребенка вдохнуть воздух через нос, затем скрутить язык небольшой трубочкой (положить на нижнюю губу) и сделать долгий и плавный выдох. Важно следить, чтобы воздух шел по образовавшейся бороздке, а щеки у малыша не надувались. Если ребенок может в таком положении сдуть с ладони салфетку или задуть большую свечу, то можно приступать к постановке звука «р»», — добавила Сперанская.

Второй важный этап – научить ребенка «ориентироваться внутри собственного рта». Распространенная проблема – когда дети знают, что у них есть язык и губы, но не понимают просьбы родителей «поставить язык за верхние зубы», «прижать язык к небу» и т.д. Справиться со сложностями поможет еще одно упражнение: «Чтобы объяснить малышу, где в его рту находится место «за зубами», смажьте это место медом или вареньем и предложите ребенку «угостить язык вкусненьким», дотронувшись его кончиком за зубами».

Следующая задача — научить малыша опускать и поднимать язык. Добиться этого получится с помощью упражнения «качели». Для этого надо сесть вместе с дошкольником перед зеркалом и попросить его широко открыть рот, высунуть язык и сначала дотронуться им до верхней губы, а затем – до нижней, «как будто язык качается на качелях».

«Когда малыш освоит «большие качели» предложите ему «покачать» язык на маленьких качелях и повторите то же упражнение, перенеся язык за зубы. Важно довести движение «вверх-вниз» до автоматизма прежде, чем переходить к следующему этапу обучения», — объяснила Сперанская.

Важно понимать: если не вы расскажете об этом своему ребенку, то найдется кто-нибудь другой. И неизвестно, какую информацию получит ваше чадо. «Казанские ведомости» узнали у детского психолога и арт-терапевта Светланы Курлыковой, о чем должен знать ребенок в разные периоды жизни.

0-4 года «об этом»

Ребенок начинает психосексуально развиваться в первые месяцы рождения, реагируя на прикосновения, поцелуи и поглаживания родителей. Затем происходит идентификация ребенка как отдельного от мамы человечка. Он исследует свой организм, в том числе и половые органы. Не нужно этого бояться.

К 2 годам малыш уже отличает девочку от мальчика. В 4 года ребенок причисляет себя к определенному полу, часто трогает свои гениталии, что совершенно нормально. Не нужно убирать его руки и ругать за это, иначе в более осознанном возрасте ваше чадо может воспринять свои органы как нечто стыдное и некрасивое. К 4 годам родители должны научить ребенка правильным и настоящим названиям половых органов. Правила гигиены в этом возрасте также играют ключевую роль, чем раньше малыш поймет это, тем лучше.

Что должен знать ребенок?

— Части тела и их правильные названия

4-6 лет

В этом возрасте малыш активно интересуется своим появлением на свет. Важно ответить на все его вопросы честно и правдиво — без историй об аисте и капусту. Расскажите о яйцеклетке, матке и процессе зарождения ребенка. Тогда в будущем у вашего дитя не будет неловкости при простом упоминании о естественном процессе.

Обсудите с ребенком основы безопасности и проговорите несколько раз важные моменты — никто не может трогать его и смотреть половые органы без разрешения, исключением могут быть родители и врач. Также рекомендуется после 3 лет исключить походы в душ с родителем противоположного пола — в этом возрасте проявляется стеснение. Если вы помогаете ребенку намылить спинку, то лучше, чтобы в этот момент он оставался в трусиках. Можно изучать тело с помощью детских книг, чтобы не испытывать неловкость.

Что должен знать ребенок?

— Понимать, как зарождается новая жизнь

6-8 лет

Важно, чтобы ребенок мог обратиться с любым вопросом, однако не всегда взрослый готов дать ответ. Можно честно сказать: «Не знаю пока, как ответить». Говорить об этом с ребенком может любой взрослый, который не будет стесняться и избегать разговора.

В младшем школьном возрасте ребенок уже познает основы самостоятельности, например, походы в школу и из школы, прогулки с друзьями. Обговорите еще раз правила безопасности, в особенности по отношению к незнакомцам. Важно напоминать о социальной дистанции и праве каждого ребенка на личную неприкосновенность.

Также ребенок уже активно начинает пользоваться интернетом и может почерпнуть для себя много новой, но не очень полезной информации.

Обратите внимание и на вопрос о наготе: где она возможна для ребенка.

Что должен знать ребенок?

— Правила общения с незнакомыми личностями

— О наготе и социальной дистанции

— Безопасное использование интернета

8-12 лет

В школе и среди друзей ваше чадо может уже активно обсуждать тему половой связи. На этом этапе нужно сформировать доверительные отношения. Ребенок может без стыда обращаться к вам с вопросами о половом акте, а вы — отвечать честно. А особенно девочкам нужно подробно рассказать о менструациях и о гигиене в эти дни, иначе может быть испуг от неожиданных изменений в организме. Если ребенок обращается с вопросами — доверяет вам. Если нет, то это сигнал задуматься, где-то ваше чадо берет информацию. Тут рождаются слухи, мифы и домыслы.

Что должен знать ребенок?

— Все об изменениях в теле в переходном возрасте, о менструации и полюциях

— Правила гигиены для подростков

— О беременности, контрацепции и инфекциях

— Интернет навязывает свои стандарты о теле, внешности и отношениях

13-18 лет

Задачи этого периода — сепарация, отделение от родителей, а также гормональная перестройка и изменение тела. Подросток эмоционально не стабилен в этот период. Первые любовь, отношения, половой контакт.

Что должен знать ребенок?

— Правила безопасного секса

— Различать манипуляции, насилие и добровольное согласие

Литература по теме

«Для девочек рекомендую к прочтению: Кортни Макавинта, Андреа Вандер Плайм «Ты имеешь значение», 12+ и Рут Томпсон, Хлоя Томпсон «У тебя еще не начались?», 8-12. Первая — это книга, которая научит слышать, уважать и беречь себя, добиваться своих целей — без оглядки на стереотипы и без страха остаться одной. А ценность второй книги в высказываниях реальных подростков о менструации: как они себе это представляли, как это оказалось на самом деле, что происходит с настроением и тд.

А для мальчиков полезна книга «У тебя мужское достоинство» Ник Фишер. Здесь есть почти все, о чем переживают мальчики-подростки. И также рекомендую «Как взрослеют мальчики» Фил Улкинсон, 12+. Откровенный и тактичный разговор на темы, которые не принято открыто обсуждать. Кроме того, о прыщах, бритье и о том, что изменения в теле и самоощущении — это нормально», — делится советами детский психолог Светлана Курлыкова.

Фильмы и сериалы по теме

Sex Education (2019)

Все вопросы, которые могут интересовать подростков, показаны с юмором, поэтому смотрится легко. И даже такие серьезные темы, как сексуальная ориентация или подростковая беременность обыграны ненавязчиво, но заставляют сделать верные выводы.

Джеймс Понивозик, обозреватель The New York Times, написал, что «секс в этом шоу — не проблема или захватывающая приманка, а аспект здоровья». ⠀

Эйфория (2019) ⠀

Возможно, самый сильный сериал о подростковых проблемах, но для более старшего возраста (14-17 лет), когда фраза «наркотики — это круто» не воспринимается буквально. Некоторые серии довольно откровенно показывают обнаженное тело, секс — как добровольный, так и по принуждению.

Хорошо быть тихоней (2012) ⠀

«Здесь и первый сексуальный опыт, и принятие себя, и психологические травмы, связанные с сексуальным насилием в детстве, и отношение к людям с другой ориентацией, безответная любовь, ну и, конечно же, дружба», — рекомендует Светлана Курлыкова.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Казанских ведомостей

Если ваш ребенок в год не говорит, а сын подруги в этом возрасте уже с выражением декламирует и про мишку, и про зайку, и про Таню с её непотопляемым мячом, срочно перестаньте…сравнивать детей. Паниковать и штурмовать логопедов в этом возрасте еще рано, а вот узнать о тревожных звоночках в отношении речевого развития и обращать на них внимание не помешает.

Сколько слов ребенок говорит в год?

“Ребенку год, не говорит, что делать?”, “Ребенку год, плохо говорит”, – подобные жалобы нередко можно услышать от мам или бабушек. Здесь нужно разобраться, что именно подразумевается под “плохо”: мало или нечетко. Может оказаться, что возможности ребенка расходятся с требованиями родных, а не с возрастными нормами.

В год в норме ребенок понимает обращенную к нему речь взрослого, может выполнять простые просьбы, а вот сказать пока способен совсем немного. В среднем, годовалый ребенок говорит от 6 до 15 слов, однако нужно осознавать, что слова эти специфические, и не ждать от него совершенной речи.

Что должен говорить ребенок в год

Как правило, в год малыш воспроизводит простенькие слова из двух повторяющихся слогов: “мама”,“дядя”, “ляля” и т.п. Но главное в этом возрасте даже не количество произнесенных малышом слов, а осознанность этого действия.

К примеру, если ребенок на все лады повторяет “ма-ма-ма-ма”, “ба-ба-ба-ба”, но не связывает эти звуки с конкретными людьми – мамой, бабушкой, этот лепет не будет считаться полноценным произнесенным словом. А вот “зя”, сказанное при виде зайчика или “би-би” по отношению к машинке – можно зачесть в качестве первых слов.

Как научить ребенка говорить в год

Специально “научить” ребенка говорить в год вряд ли получится – он заговорит, как только физиологически и психически будет к этому готов. А вот создать условия для развития речевых навыков родители могут. Вот что для этого нужно:

  • разговаривайте с ребенком: много, часто, заинтересованно, эмоционально, глядя ему в глаза, а не между делом, листая ленты соцсетей;
  • обеспечьте ему возможность двигаться в безопасном пространстве и познавать мир вокруг себя, не ограничивайте его кроваткой или манежем;
  • развивайте тактильные ощущения крохи, давайте ему играть с предметами разных размеров, форм и фактуры;
  • читайте ребенку короткие ритмичные стихи, потешки, пойте песенки и колыбельные;
  • стимулируйте малыша проявлять эмоции, чтобы работали его мимические мышцы: корчите смешные рожицы, в игре изображайте удивление, испуг и т.д. так, чтобы ребенок пытался повторить ваше выражение лица;
  • заговорить малышу помогают яркие положительные впечатления, интересные события и места, путешествия, поэтому постарайтесь разнообразить ежедневную обстановку.

Ребенок не говорит в 2 года

В два года в норме ребенок может произносить до ста слов и начинать строить первые фразы – пока коротенькие, из двух-трех слов, например: “Мишка упал”, “Мама, дай” и тому подобные. Немногим малышам в этом возрасте даются шипящие и свистящие звуки, звук “р”. Могут неправильно употребляться грамматические формы: “красивые домы”, “яблоко зелёный”. Всё это не страшно и со временем исправится.

Если же ребенок совсем не говорит в два года, стоит проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить патологические причины.

Иногда за отсутствием речи у ребенка кроется бедная речевая среда, то есть просто в семье говорят скупо и неэмоционально. Иногда ребенка слишком опекают, и у него даже нет потребности говорить: уже по взгляду или по плачу мама понимает, что малышу нужно поднести игрушку, ложку ко рту или включить мультик.

Кстати, круглосуточно работающий телевизор или монитор с мультфильмами тоже тормозит развитие речи. Проанализируйте возможные причины молчания ребенка, возможно их коррекции будет достаточно, чтобы запустить речь малыша в 2 года.

Ребенок не говорит в 3 года

Если ребенок совсем не говорит в 3 года, это уже не “звоночек” или “тревожный признак”, а прямая необходимость посетить детского невролога, получить направления на обследование у узких специалистов, чтобы выявить причины нарушения. Скорее всего, предстоит большая работа с дефектологом, логопедом, возможно, детским психологом. Чем раньше её начать, тем успешнее будет результат.

Однозначного ответа на вопрос, во сколько лет говорят дети, нет. Кто-то к двум годам владеет развитой правильной речью, кто-то начинает складывать первые предложения после трех. Важно не прокараулить проблемы со здоровьем, которые могут стоять за задержкой речевого развития, а также как можно раньше – практически с рождения – обеспечивать малышу условия для выработки навыков речи.

Вопросом о том, когда ребенок начинает говорить, задаются все родители без исключения. Многие также переживают по поводу того, что малыш долго не начинает разговаривать, причем даже те, чьи дети не отстают в речевом развитии. Просто дети все развиваются индивидуально, и разговаривать тоже начинают в разные сроки. Поэтому мамы должны понять, что считается нормальными сроками для начала болтливости их деток, а что служит поводом для обращения за помощью к специалисту.

Когда ребенок должен начать говорить

Прежде чем ребенок начнет произносить нормальные слова, по мнению взрослых, он должен к этому подготовиться. Мальчики и девочки прежде всего начинают разговаривать по-своему, а их первое слово мы можем услышать уже около 2 месяцев. Это слово «агу». Услышав его, мамы и папы должны приложить максимум усилий, чтобы развить у своего чада способности к разговорам. Просить его повторять за вами не стоит, нужно лишь как можно больше разговаривать с ним, рассказывать об окружающей обстановке, о том, что вы делаете и т.д.

Считается, что мальчики начинают разговаривать в более позднем возрасте. Связано это и с мнением о том, что мальчики развиваются медленнее девочек. На самом деле это заблуждение.

На самом деле о том, когда должен ребенок начать говорить, существует масса мнений. Но большинство из них ошибочны. Потому что дети начинают разговаривать тогда, когда будут к этому готовы. Некоторые малыши начинают лепетать с года, ну а некоторые могут молчать вплоть до 5 лет. И если вы спросите своего врача о сроках, то однозначного ответа он вам не даст, сославшись на среднестатистические значения. Таким образом можно говорить о приблизительных сроках того, когда дети начинают говорить. Здоровые во всех отношениях девочки и мальчики должны заговорить в возрасте от года до 3 лет. Если малыш и в 3 года не может вымолвить не слова, то паниковать также не стоит, хотя можно и обратиться за консультацией к специалисту. Скорее всего ваш кроха просто играет с вами в игру под названием «молчанка».

Часто можно услышать разговоры мамочек на детских площадках и в очереди к врачу, которые сводятся к выяснению того возраста, когда их ребенок начал говорить. Но ровняться на других не стоит. Ведь всем известно, что малыш, начавший разговаривать в год, в пять лет плохо выговаривает большинство слов. А вот малыш, который молчал до трех лет, сразу начал разговаривать вполне внятно и целыми предложениями. Поэтому мамам стоит узнать больше информации не о сроках начала разговоров своего крохи, а о том, как научить его говорить.

Учим ребенка разговаривать

Первое, что вам предстоит сделать, так это запастись терпением. Не ругайте кроху и не расстраивайтесь. Помните об индивидуальности своего ребенка. Возможно вы со своим малышом, который в 2 года еще молчит, находитесь в числе счастливчиков, и в 2,5 года ваш кроха не просто начнет внятно разговаривать, но даже сможет без проблем произносить букву «р», с которой не дружит большинство малышей, начавших говорить в годик. Также не стоит и ждать от своего «молчуна», что он внезапно начнет излагать свои мысли целыми предложениями.

Еще одним правилом можно считать и совет логопедов не давить на ребенка. Не нужно подгонять его под какие-то рамки, сравнивать с другими детьми и стыдить. Ошибочно и заставлять малыша повторять за вами все, что приходит вам на ум. Такими действиями можно начисто отбить у ребенка желание что-либо говорить вообще. Ведь малыши не любят, когда ими управляют и насильно заставляют делать то, что им не по душе.

Несмотря на то, что сроки начала произношения слов различные, все-таки оптимально будет обучить кроху речи до трех лет. Дело в том, что после этого возраста многие дети не могут правильно строить предложения, если еще не напрактиковались говорить отдельными словами. Кстати, уровень развития речи у детей после трех лет можно проверить с помощью специальных тестов, которые может провести логопед. Обратившись к нему за консультацией, вы сможете выяснить, почему ваш малыш молчит, и что с этим делать.

А пока ваш малыш еще только появился на свет, начинайте с ним вести беседы. Чем больше слов он услышит с первых дней своей жизни, тем быстрее он заговорит и тем обширнее будет его словарный запас. Известно, что в семьях, где с малышом не общаются, ребенок может начать разговаривать достаточно рано, но будет произносить лишь минимальный набор слов, либо будет говорить так, как считает нужным. Ведь он не получил достаточно информации от взрослых, и не может правильно ассоциировать тот или иной предмет или действие. В таких случаях у ребенка может сложиться даже неправильное представление об окружающем мире. Например, все птички будут у него «ко-ко», все четвероногие животные «мяу-мяу» и т.д.

Почему дети начинают поздно разговаривать

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что точных сроков не существует. Поэтому в большинстве случаев поводы для волнения выдумывают родители себе сами. Но если после трех лет ваш ребенок так и не начал говорить, то можно уже и задуматься над данной проблемой. Выяснить, является ли это индивидуальной особенностью вашего малыша, или патологией, можно при помощи специалиста. Однако уже сейчас можно говорить о возможных причинах молчания крохи. Причем это не только проблемы со слухом, задержкой в развитии нервной системы и пр. Существует ряд факторов, о которых и пойдет речь ниже.

  1. Плохо развитая моторика. Часть головного мозга каждого человека напрямую связана с руками, а точнее с пальцами рук. Поэтому недостаточность развития моторики прямым образом сказывается и на развитии речи у ребенка. Ввиду этого родители должны знать, что развивать моторику нужно с первых дней жизни. Сначала можно просто массировать пальчики и перебирать их своими руками, а потом и занимать руки крохи лепкой, рисованием и пр. В независимости от того, мальчик у вас или девочка, можно предложить ребенку занятия с крупными бусинами и бисером, которые благотворно влияют на развитие моторики малыша в раннем возрасте.
  2. Нехватка внимания. Как было сказано чуть выше, малыш должен иметь возможность для достаточного общения с другими людьми. Ведь если он целый день проводит с немногословной няней или мамой, то и повторять ему нечего и не за кем.
  3. Семьи, состоящие из представителей разных национальностей. Как бы странно это не звучало, а если каждый член семьи периодически говорит на своем языке, ребенок просто не может понять, на каком языке нужно говорить ему. В итоге начинается путаница в словах и определениях, а разговор предложениями становится просто невозможным. Поэтому вам стоит договориться с родственниками и вести беседы только на одном языке.
  4. Избыток внимания. Ситуация, когда мамы пытаются угодить своему чаду только он покажет пальчиком, знакома многим. А ведь это является одной из самых грубых ошибок родителей. Не стоит исполнять каждое желание малыша, по его первому жесту. Ведь наши дети иногда бывают слишком ленивы и через чур хитры. Зачем ему нужно что-то начинать говорить, когда мама сама все за него знает?
  5. Стрессы. Если в семье постоянные ссоры и конфликты, это может негативно сказаться и на умении малыша разговаривать. Ребенок может замкнуться в себе, испугаться и закрыться от окружающего мира. Иногда можно наблюдать даже такую ситуацию, когда при взрослых кроха молчит, но оставшись наедине с самим собой или своими игрушками, разговаривает. Такая ситуация может даже потребовать вмешательства психолога.

Чтобы ваш кроха радовал вас и ваших близких своим детским лепетом, вам нужно приложить некоторые усилия. Начать общение со своим малышом с пеленок гораздо легче, чем учить его говорить после трех лет. Поэтому не забывайте, что новорожденный человечек это уже член общества и личность, и он ежечасно нуждается в общении с вами и в вашей заботе.

Задержка речевого, а также (психоречевого) развития — ЗРР, ЗПРР.

Когда ребенок должен начать говорить?
Задержка развития речи (ЗРР) у детей в возрасте 3, 4 года, 5, 6 лет. Когда нужно начинать лечение ЗРР, ЗПРР в 3 года, в 4 года или в 5, 6 лет?

  • В 1 год ребенок должен не только произносить до 10 облегченных слов, но и знать названия нескольких предметов, даже если это самые простые например «сок».
  • В 2 года ребенок должен строить не только фразы, но и соответственно короткие предложения, использовать местоимения и прилагательные, словарный запас в 2-х летнем возрасте увеличивается до 50 слов.
  • В 2,5 года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?».
  • В 3 года ребенок уже должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, строить уже более осмысленные обороты речи.
  • В 4 года ребенок должен говорить грамматически правильно построенными фразами, употребляя все части речи, строить сложные предложения, уметь обобщать предметы в группы.
  • В 5 лет ребенок должен говорить практически как взрослый (словарный запас до 3000 слов, или более), правильно произносить все буквы и словосочетания, пересказывать текст, оценивать и сравнивать действия героев.

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?
Индивидуальные особенности как правило укладываются не более чем в 2-4 месяца. Если же Ваш ребенок в 2,5 года не говорит фразами — это однозначно замедление темпов речевого развития.
Если вы заметили, что речевое развитие вашего ребенка в корне не соответствует возрастной норме, не медлите — срочно обратитесь к специалистам Реацентра!

Причины ЗРР, ЗПРР, задержки развития ребенка.

  1. Повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) — очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется и вызывает у ребенка новые проявления болезни, в том числе ЗПРР или ЗПР (задержка психического развития).
  2. Родовая травма — чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.).
  3. Перинатальная патология ЦНС — в эту группу объединяют все повреждение головного мозга разными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, завершая недостатком кислорода до и во время родов.

Лечение ЗРР — задержки развития речи у детей.

  1. Дефектологи — занятия можно начинать не раньше чем с 2-х летнего возраста, они помогают развивать у ребенка не только внимание, память, но и мышление и моторику.
  2. Логопеды — помогают «поставить» звуки, (не путайте с лечением), учат правильно составлять предложения или грамотный рассказ. Большое количество логопедов работают с детьми с 4-х лет, проводят логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции.
  3. Неврологи – выявляют и лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития в основном с использованием ноотропных препаратов.
  4. Рефлексотерапевты – используя метод МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ, активизируют речевые зоны головного мозга, что приводит к постепенному восстановлению речевого развития ребенка.

Самые распространенные ошибки: К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды — это фактически учителя. Они лишь учат ребенка — как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4 — 5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком у которого зрр.
Но к 5 годам из задержки речевого развития или проще ЗРР, к сожалению, может сформироваться задержка психо-речевого развития (ЗПРР). А ожидание, без лечения задержки речевого развития в 5-ти летнем возрасте (ЗРР), часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе или коррекционном классе.
Получить консультацию и узнать понадобиться ли в дальнейшем лечение зрр у детей нужно в 3 года.

Под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) гидроцефалия обостряется и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия и т.д.
Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психоречевого развития (ЗПРР) в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

Какие существуют методы лечения ЗРР (задержки речевого и психоречевого развития)?

Лекарственная терапия — среди препаратов, которые применяются для лечения ЗПРР есть препараты, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назначения делаются только врачом-неврологом.
МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ — позволяет выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за понимание обращенной речи, речевую активность, интеллектуальные способности дикцию и словарный запас. Высокая эффективность МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию – одну из основных причин задержки речевого и психического развития.

Для лечения задержки психоречевого развития (ЗПРР, ЗРР) оптимальным является комплекс процедур:

  • МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ
  • ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ, в случае необходимости с детским психологом
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
  • ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ, подобранная исключительно индивидуально, но только после окончания курса лечения, с учетом особенностей (аллергий и т.д) и конечно состояния ребенка.

ЗПРР на резидуально-органическом фоне.

Резидуально-органических фон подразумевает, что у ребенка есть анатомические изменения в головном мозге такие как: дистрофии тканей, кисты в значимых зонах и др. Как правило, такие дети в лечении отличаются более упорным течением и наименьшим ответом на терапию, но всегда при настойчивых занятиях у деток с Зпрр на резидуально-органическом фоне тоже возможен прогресс.

Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
для иностранных граждан: +7 (846) 692-66-02
Skype (бесплатный звонок через Интернет): medical_clinic_reacentr

Микротоковую рефлексотерапию для лечения ЗРР, ЗПРР, и других задержках речи у детей проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах:Самара, Волгоград, Казань, Саратов, Оренбург, Челябинск, Ижевск, Астрахань, Тольятти, Барнаул, Набережные Челны, Калининград, Кемерово, Санкт-Петербург, Уфа, Воронеж, Краснодар, Алматы, Шымкент, Астана, Ташкент, Фергана.

Ссылка на основную публикацию