Во сколько ребенок начинает разговаривать

«Мой еще не говорит»
«А нам сказали, что уже должен говорить шипящие»
«Да звуки сами встанут к школе! Или нет?»

Мы все сначала с нетерпением ждем первое слово своего малыша. Потом первую фразу, а затем, когда же он уже зарычит и зашипит.

Речь – один из важных показателей нормального психического развития ребенка. Дети постигают правильную речь долго и постепенно, для каждого возраста есть своя норма развития.

Речь ребенка представляет собой спонтанные речевые вокализации, похожие на звуки: а, о, у, э, п, и, к, г, х

Гуление. Ребенок осознанно произносит много звуков и сочетаний: а-а-а, у-у-у, а-гу, бу, ма. Ребенок понимает темп, ритм, тон речи взрослого, реагирует на громкость речи и интонацию.

Лепет. Ребенок начинает произносить отдельные слоги: ба, ма, та, да, да-да-да, та-та-та и т.д. Малыш активно подражает взрослому, идет активное развитие артикуляционного аппарата, физического и фонематического слуха.

Первые слова. Развивается понимание речи. Ребенок начинает ассоциировать слова с предметами действиями

Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, выполняет простую инструкцию, без жеста показывает знакомые слова на картинке, знает части тела. Увеличивается словарный запас.

Ребенок начинает говорить словосочетания и предложения из двух слов. Пытается произнести трехсложные, четырехсложные слова, вставляет отдельные слова в стихотворения, называет картинки

В речи ребенка есть все гласные звуки и появляются свистящие звуки (С, С’, З, З’). Однако произношение многих звуков далеко от совершенства, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Быстро пополняется пассивный и активный словарь. К 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 – до 1000 слов

К 2 годам появляется фразовая речь, состоящая из двух слов, часто лепетных. К 3 годам предложения детей становятся сложными с союзами «потому что», «или», «чтобы».

В первую очередь у детей формируются звуки: а, о, у, и, э, п, м, т, д, б, н, в, к, г, х.
Позднее появляются звуки: ы, с, з, ш, ж, щ, ф, ц, ч, й, л, р.

К 3-3,6 годам у ребёнка появляются звуки: с, з, при этом нормально, если есть дефекты смягчения и оглушения.

К 4-4,5 годам появляются звуки: ш, ж, щ, ч, ц, дефекты смягчения и оглушения должны уйти.

К 5-5,5 годам появляются звуки: л, л’, р, р’.

К 6-7 годам все звуки должны быть в речи.
Это нельзя запускать, так как все ошибки в устной речи переходят на письмо.

Конечно, все зависит от индивидуальной траектории развития ребенка и показатели могут быть сдвинуты на +/- полгода. Но не более! Лучше всего обратиться за консультацией к логопеду – он скажет точнее.

Прежде всего, ребенок должен чётко и правильно воспринимать звуки речи на слух (развитый фонематический слух) и иметь достаточно подготовленный для их произношения артикуляционный аппарат.

Обратиться к логопеду для постановки и автоматизации необходимых по возрасту звуков. Перед этим желательно исключить другие причины отсутствия звуков, то есть посетить невролога, лора и стоматолога, получить их заключение.

Конечно, родители – важное звено в развитии и обучение ребенка, они в любом случае могут ему помочь. Но! В плане развития речи родителям не рекомендуется самостоятельно что-то ставить.
На это есть 2 весомые причины:
1) У родителей часто есть свои речевые проблемы. Они о них не знают, а ребенок все перенимает.
2) Родители некомпетентны в этой сфере.
Обычно даже проблема определена неправильно, что уже говорить тогда о решении. Например, есть риск поставить горловой Р, и тогда есть опасность в нарушении прикуса и другие проблемы… Именно поэтому к логопеду нужно ходить также с доверием, как и к зубному.

У всех детей развитие речи происходит в своем темпе. Нет строгой нормы, когда ребенок должен сказать первое слово. Часто, но далеко не всегда, это случается ближе к первому дню рождения малыша. Так к какому возрасту ребенок должен заговорить? В каких случаях родителям нужно бить тревогу и обратиться к специалистам? Расскажет Tengri Lifestyle со ссылкой на интервью I-BALAQAI с логопедом-дефектологом высшей квалификационной категории Аидой Дадыбаевой.

Даже еще не разговаривающий ребенок на самом деле понимает больше, чем вы думаете. Малыш также с успехом общается разнообразными способами: плачет, чтобы сообщить вам, что он голоден, гулит, когда доволен, указывает на игрушку, которую хочет получить, и отворачивается от еды, которая ему не нравится. Такая коммуникация жестами и звуками — это фундамент для развития речи.

Словарный запас годовалого ребенка растет очень медленно, но к двум годам темп может ускориться — к тому моменту многие дети (но далеко не все) знают несколько десятков слов и могут составить предложение из двух слов.

«Если ребенок в два года еще не говорит, есть повод для беспокойства. Потому что первые слова ребенок начинает произносить уже в год. Он уже осознанно может сказать «мама» и «папа», а к полутора годам слово «дай». Это глагол, который достаточно эффективно показывает, насколько у ребенка формируется понимание».

Однако специалист уточняет, что некоторые дети могут начать говорить к трем годам, и если ребенок может донести свои мысли, идет на коммуникацию другими методами, то можно не бить тревогу. Если же он гиперактивен, неусидчив и не проводит манипуляций с игрушками (катает машинки по полу, качает куколку), то стоит начать беспокоиться.

«В этот период у ребенка должна быть очень высокая подражательность. Если этого нет и ребенок живет сам по себе, и при этом не проводит никаких манипуляций с игрушками, то стоит обратиться к специалисту», — говорит Аида Дадыбаева.

Еще больше рекомендаций и советов вы можете найти в полном выпуске «Логопед-дефектолог Аида Дадыбаева о развитии речи у ребенка» на YouTube канале I-BALAQAI.

Заботливым и внимательным родителям важно знать уровни речевого развития дошкольника: в каком возрасте и как ребенок должен говорить.

Грамотно поставленная речь ребенка в первые годы жизни (до 5 лет) – залог его успешного будущего. Чем раньше будут выявлены конкретные проблемы в речевом развитии, тем больше времени у родителей, логопеда и воспитателей будет, чтобы исправить недостатки в речи. Будьте внимательны к речевому развитию дошкольника и при малейших сомнениях: если ребенок не говорит или говорит не так как должен в свое возрасте, обратитесь за консультацией к специалисту-логопеду.

Возраст — важный критерий при оценке речевого развития. Если вы знаете как должен говорить ребенок в каждом возрасте, то без труда вовремя заметите нарушение речи.

Речевое развитие до 6 месяцев

В возрасте от 3 до 6 месяцев должно присутствовать:

  • Гуление;
  • Эмоциональное распевание гласных;
  • Внимательное вслушивание в речь взрослых;
  • Попытки повторить слышимые звуки;
  • Реакция на изменение ситуации криком или смехом
Если в 6 месяцев малыш молчит или произношение звуков кажется монотонным, нет эмоциональной реакции на внешний мир, обратитесь к специалисту, у которого вы наблюдаетесь. В этом случае понять проблему в речевом развитии поможет педиатр, невролог или логопед.

Речевое развитие с 6 месяцев до 1 года

Постепенно малыш начинает прислушиваться к словам, делает попытки повторить слова за взрослым. Должно формироваться понимание речи, закладывается пассивный словарный запас. Ребенок еще мало говорит, произношение может быть плохим и неточным, но это первые шаги к использованию речи.Многих родителей интересует вопрос: «Что, если ребенок в год не говорит?» Давайте разберемся, что должны говорить дети в год.Начиная с 6 месяцев должны появляться:

  • Лепет — многократный повтор цепочек слогов, напоминающий речь;
  • Слоги ба-ба, па-па, ма-ма
Отклонения от нормы в этом возрасте говорят о наличии проблем. Характер нарушений может быть разным. Если до 8 месяцев малыш не начал говорить простые слоги — обратитесь к врачу. В этом возрасте с вопросами о нарушении речевого развития лучше идти к неврологу.

Речевое развитие от 1 года до 2 лет. Во сколько дети начинают говорить

  • ребенок говорит первые слова;
  • понимает обращенную к нему речь.

Первые глаголы, такие как «Дай», «На», «Иди» малыш должен начать говорить уже с первыми шагами – к 1 – 1.5 годам.

Если малыш в год не говорит слова или 2 года не использует глаголы – это серьезный повод для похода к логопеду. Неговорящие дети в этом возрасте могут иметь серьезные проблемы в речевом развитии, которые необходимо вовремя исправить.

Речевое развитие с 2 до 3 лет. Если ребенок неговорящий

С двух лет малыш постепенно овладевает грамматическими формами родного языка. Ориентировочно к 2,5 годам в речи возникают существительные в винительном, предложном, дательном падежах.К 2-2.5 годам ребенок говорит простыми фразами (из двух, трех слов), такими как «Папа туту»- папа уехал, или «акой биби» — открой машину. К этому возрасту ребенок должен:

  • Хорошо понимать обращенную к нему речь;
  • Удерживать в памяти и выполнять двухступенчатые инструкции, такие как «возьми мяч и отнеси папе»;
  • Стремиться к речевому контакту, обращаться с просьбами;
  • Речь ребенка должна сопровождаться жестами
Бывает, что малыш почти не разговаривает: он произносит отдельные слова, но простая фразовая речь отсутствует. У девочек к 2.6 годам, у мальчиков к 3 годам это говорит о задержке речевого развития. Такую проблему можно преодолеть самостоятельно, но это негативно скажется на будущем обучении: возможно нарушение произношения звуков, нарушение чтения и письма. Иногда может оказаться, что у неговорящего в 3 года ребенка имеется серьезное заболевание. Логопед выяснит причину отсутствия и нарушения речи и окажет квалифицированную помощь, если это необходимо.

Речевое развитие с 3 до 4 лет. Что может ребенок говорить

Ближе к трем годам ребеонок дожен начинать говорить фразовой речью (слов.запас может быть до 1000 слов). Речь становится сложнее. В 3 года малыш усваивает грамматические средства языка: некоторые окончания множественного числа существительных; изменение глаголов по лицам, числам, по времени и родам; используют предлоги «в», «на», «под» и др.В 3 года в речи ребенка наблюдается:

  • Активное использование фраз;
  • Сформированный фонематический слух (способность воспринимать и различать звуки родного языка),
  • Ребенок правильно говорит гласные звуки,
  • Правильное произношение согласных,
  • Четкое произношение односложных слов,
  • Использование двусложных слов.

Часто возможно, что в этом возрасте ребенок говорит с грамматическими ошибками. Важно не повторять «ошибочные варианты», а спокойно подсказать правильный вариант слова и попросить малыша повторить.

Если в трехлетнем возрасте малыш не произносит буквы р и л (твердые звуки), ш, ж, с, ц, щ или заменяет буквы на другие, сокращает гласные в начале слова или произносит стечения согласных как один звук ( «лепельсин» вместо «апельсин», «укушу» как «кушу», а «где» как «де»), не стоит переживать. Все это в возрасте трех лет соответствует норме.
Если говорить малыш начал недавно, стимулировать речевое развитие не следует, также не рекомендуется ставить звуки специально и заучивать множество стихов наизусть. Такой подход – верный путь к заиканию, лечение которого — отдельный процесс.
Если ребенок не говорит в 3 года или говорит не так, как должен в этом возрасте, лучший вариант – консультация у логопеда.

Речевое развитие с 4 до 5 лет. Если ребенок плохо говорит

В речи ребенка 4 до 5 лет совершенствуется произносительная сторона речи: следующие звуки ребенок говорит правильно — [ш], [ж], [щ], [ч], [ц], появляются «трудные» буквы Л и Р; активно развивается монологическая речь.В речи детей до 5 лет допустимо отсутствие звуков [р] и [р’], иногда [л], возможны ошибки в сложных грамматических конструкциях, малыш может путать падежи или неверно ставить ударение в слове. Но ошибки не должны быть частыми.

Если вы заметили, что нарушения в речи ребенка непрерывны, он плохо говорит – обратитесь к логопеду.
  • ребенок должен говорить правильно, не смягчая звуки ( «санки», а не «сянки», «яблоко», а не «ляблоко»);
  • звуки [к], [г], [в], [ф], [ы] произносятся правильно,
  • в речи присутствуют звуки [л], [ш], [ж], [р]
Если к 4.5 годам речевое развитие не соответствует приведенной норме – нужны занятия с логопедом.
Иногда дети начинают говорить довольно поздно (4 года – 5 лет). В таких ситуациях в речи может обнаружиться множество дефектов. Если это ваш случай, не затягивайте с визитом к логопеду — произношение необходимо исправить вовремя.

Речевое развитие с 5 до 6 лет. Если есть нарушения речи

  • Речь ребенка дошкольного возраста должна звучать правильно;
  • Фонематический слух сформирован (умение различать звуки родного языка)
Каждый этап речевого развития важен, особенно до 5 лет: именно в этот период формируется основа для успешного освоения более сложных навыков (чтение и письмо). Если вовремя не обнаружить и не исправить возникшие отклонения в речевом развитии, речь ребенка в дальнейшем может быть сильно нарушена.

Чем раньше мы выявим проблему развития речи, дикции, тем проще и быстрее проведём её коррекцию, а это — залог успеха дошкольника в будущем.

Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети определенного возраста. Однако все эти попытки пока ни к чему не привели, потому что малыши в возрасте от года до двух лет слишком отличаются друг от друга. Шарлотта Бюллер, детский психолог, доктор философии, подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. По ее подсчетам, в год и три месяца словарный запас ребенка колеблется от 0 до 232 слов.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (ребенок понимает смысл слов, но не может воспроизвести их сам) и активное. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную.

Приблизительные сроки формирования речи:

1-2 месяца — появляется гуление. Гуление —это протяжные негромкие певучие звуки или слоги: «а-а-а-а», «га-а», «гу-у-у», «а-гу».

Образец гуления

2-3 месяца — продолжается гуление. Ребенок произносит разные слоги: гу, ши, бу, зы и другие.

4 месяца — появляется смех и повизгивание. Звуки похожи на: аль-ле-е-лы-aгы.

5 месяцев — малыш «поет», меняя интонацию голоса.

6 месяцев — как правило, ребенок начинает понимать речь взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Появляется лепет. Лепет представляет собой пропевание слогов типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. С помощью лепета ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса.

Образец лепета

7–8-м месяцев— малыш понимает многие слова. Он говорит слоги: ба-ба. да-да-да и звуки звуки: п, б, м, г, к, э, а. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Ищет предметы глазами.

С 8 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями.

Могут произносить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов (ля-ля, та-та, ку-ка и др.), подражают звукам (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Знают названия некоторых предметов. Понимают простые инструкции: принеси игрушку, дай ручку. На этом этапе их речь скорее «пассивна».

У некоторых детей период развития пассивной речи очень сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые и даже хорошо выполняя их простые инструкции (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова — либо вообще молчит, либо объясняется со взрослым с помощью лепетного говорения.

Первое слово малыша совсем не обязательно должно быть похоже на обычное «взрослое» слово. Достаточно, чтобы это был такой набор звуков, который в речи ребенка обозначает конкретный предмет, человека или явление (например, «мо» вместо «молоко», «да» вместо «дай», «кря» вместо «утка», «ко» вместо «кошка» и т. д.). В логопедии такие полуслова считают полноценными словами.

Наталия Пятибратова, логопед-дефектолог, Монтессори-педагог

Человек – не компьютер. Не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как и нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов – тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1 года 4 месяцев достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенную планку по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению. Так или иначе, этот подход довольно узок, поскольку оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, мычанием, вокализациями.

Если спросить родителей, в каком возрасте ребенок начинает говорить, самый частый ответ будет — в год или полтора. Но есть дети, которые первые слова произносят гораздо позже, и таких малышей сейчас все больше. Почему это происходит и от чего зависит то, как развивается ребенок, «Доктор Питер» разбирался с экспертом.

Нынешние малыши всему учатся позже, чем их родители — позже привыкают к горшку, начинают говорить и ходить, долго не могут есть твердую пищу, позже учатся писать и читать, да и молодежь остается детьми чуть ли не до 35-летнего возраста — этот феномен даже получил название «кидалтизм». Совершенно обычной в наши дни считается ситуация, когда взрослый сын живет с родителями и за их счет, потому что еще не определился, чем он хочет заниматься в жизни.

Но в тоже время известно, что, например, во время блокады в Ленинграде голодные 14-летние подростки работали на заводах у станков и считались взрослыми.

Можно ли утверждать, что благополучная и сытая жизнь приводит к замедлению развития детей?

психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена

— Человек отличается от черепахи или от ящерицы тем, что его мозг способен изменяться в зависимости от задач, которые приходится решать, — поясняет «Доктору Питеру» психофизиолог Виктория Ефимова. — То есть то, каким будет мозг, зависит от адаптации к условиям жизни. Некоторые животные снабжены только теми возможностями, которые даны им природой при рождении. Мозг человека другой, он постоянно меняется, создавая и разрушая внутренние связи. Это работает по принципу: пользуйся или потеряешь. Так как мозг — это орган, потребляющий очень много энергии, остаются активными только те внутренние связи, которые действительно используются для адаптации.

Развитие младенца зависит от генетики, здоровья, а также от того жизненного опыта, который организуют для него родители. Ведь сам малыш не может на это повлиять.

Что надо ребенку для нормального развития

Малыш должен активно использовать все возможности мозга и тела, которые у него появляются по мере развития:

прислушиваться к человеческой речи: слышать речь мамы — это важно для развития ребенка еще за 3 месяца до рождения, а потом с первых минут жизни,

рассматривать лица и различные объекты,

взаимодействовать с любящими взрослыми с помощью криков, улыбок, взглядов, звуков, речи,

ощущать ласковые прикосновения,

Как только появляются какие-то новые возможности, ими тоже нужно пользоваться, отмечает эксперт. Иначе внутренние связи в мозге вовремя не формируются. Поэтому если малыш научился ползать, то ему нужно много ползать, научился открывать рот при виде ложки — нужно учиться есть с ложки, научился ходить — нужно много ходить и падать (падать — необходимая часть процесса обучения).

— Этот список можно продолжить, он касается всех навыков, которые появляются у малыша в первые годы жизни, — говорит психофизиолог. — Эти навыки становятся фундаментом для более сложных, которые ребенок осваивает в процессе организованного взрослыми обучения.

Что удобно для родителя, плохо для ребенка

У родителей, которые живут в экономически благополучных условиях, появляется масса возможностей воспользоваться различными приспособлениями, которые облегчают жизнь малышу, а точнее — самим маме и папе.

— Это удобно, но мозг ребенка — очень эффективный орган: если не нужно адаптироваться, то он не будет торопиться создавать внутренние связи, — объясняет эксперт. О каких удобствах идет речь:

непромокаемые подгузники — дети позже учатся контролировать работу своего тела,

детское питание из баночек — позже переходят на взрослую твердую пищу,

манежи, коляски — снижается двигательная активность, дети не могут ходить пешком.

Зачем создавать себе трудности

— Проблема в том, что для формирования многих навыков у ребенка есть определенные временнЫе окна, когда все происходит легко. Эти окна называются сенситивными периодами, — рассказывает Виктория Ефимова. — Если окно «пропущено», у ребенка пропадает желание этому учиться. Но, как вы помните, одни навыки являются фундаментом для других — более сложных.

Например, когда ребенок научился ходить, он совершенно неутомим, ему хочется практиковаться снова и снова. Но его настойчиво запихивают в коляску, потому что так удобнее родителям: он не испачкается и можно быстрее добраться туда, куда хочет мама. В итоге в 4-5 лет ребенок уже отказывается ходить самостоятельно. Он привык к тому, что его возят.

То же самое с едой. Баночка с пюре — это так удобно для мамы, а в рекламе говорят, что еще и полезно для ребенка. Ребенок сначала пытается что-то схватить из тарелки родителей, но его сажают отдельно ото всех и кормят пюре из баночки. Возможно он даже в какой-то момент вырывает ложку из рук мамы, но мама не хочет, чтобы на кухне было грязно. Ее задача накормить ребенка быстро и не перепачкать все вокруг. В итоге сейчас многие дети в шесть лет не умеют жевать и самостоятельно есть. Родители продолжают кормить их протертой пищей.

Самое зло — это гаджеты

— Больше всего нарушают способность ребенка к адаптации гаджеты, — объясняет психофизиолог. — Когда мама кормит ребенка еще и под мультики, он пропускает много важного для своего развития. Не чувствует текстуру пищи, момент насыщения, не рассматривает еду, так как он полностью поглощен тем, что происходит на экране.

Занимать ребенка смартфоном или планшетом — это удобно для родителей, признает эксперт.

— Многие мамы и папы искренне считают, что именно так они помогают малышу адаптироваться к современному технологичному миру. Особенно, если на экране развивающие программы или игры, — рассказывает Виктория Ефимова. — Взрослые в это время заняты своими смартфонами. Но вот в чем проблема: даже дети с тяжелыми нарушениями интеллекта быстро находят в Интернете любимые мультфильмы. А вот научиться самостоятельно есть им значительно труднее.

Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сложный и индивидуальный, зависящий от множества факторов психического развития ребёнка, наличия или отсутствия родовых травм или перенесённых заболеваний, контакт с мамой, состояние речевого аппарата, общения со сверстниками и многое другое.

Уже в момент рождения мозг ребёнка и его органы чувств подготовлены к усвоению языка, но если с ребёнком будут разговаривать мало и редко, его потенциальные возможности так и останутся нереализованными.

Критический возраст овладения речью – первые три года жизни. К трём годам завершается, в основном, формирование речевых зон. За это время ребёнок проходит путь от примитивнейших звуков до членораздельной речи.

Можно выделить несколько этапов развития речи детей раннего возраста:

Первый год жизни.
1 месяц: Для детей свойственно крик, кряхтение.
1-3 месяца: Происходит формирование гуления, появляется «комплекс оживления» при общении со взрослым, «гукание». В речи преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
3-6 месяцев: Используется активное гуление, появляется первый слог ба, ма или па. Возникает начальное понимание обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнаёт знакомые голоса.
6-9 месяцев: Активный лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.
9-12 месяцев: Происходит переход лепета в слоги, появляются первые односложные слова «баба», «мама». Появляется способность понимать инструкции «дай», «на».

Второй год жизни.
1 год: Появляются однословные предложения.Ребёнок понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами(«поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).
1год 3 месяца: Словарный запас увеличивается до 10 слов, ребёнок понимает простые инструкции без жеста.
1 год 6 месяцев: Увеличивается запас слов до 30 слов.
1.5- 2 года: Ребёнок показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!»).
2 года: Появляются вопросы: «Что это?», «Куда?», «Где?». Словарный запас как минимум 50 слов.

Третий год жизни.
2 года: Ребёнок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами. Появляются трехсловные предложения.
2 года 6 месяцев: В речи появляются многословные предложения. Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»)
3 года: Запас слов — до 800. В речи малыш использует предложения из пяти-восьми слов, овладевает множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, задает вопросы о значении слов.

Стоит отметить, что ни в кое случае нельзя сравнивать успехи своего ребёнка с успехами чужих детей. Развитие каждого ребенка проходит сугубо индивидуально. Заставить малыша говорить никогда не получится даже у самых строгих воспитателей. А вот постараться помочь ему в развитии речи может каждый.

Первые слова вашего ребенка — один из самых захватывающих этапов в его развитии. Тот факт, что ваш ребенок медленно учится выражать свои потребности словами, является большим совместным достижением. Из этой статьи вы узнаете, как рано начинают говорить младенцы, каковы стадии развития речи и как научить ребенка говорить.

Первые слова: когда ожидать

Все дети развивают речь в своем собственном темпе. Не существует установленного стандарта, когда ребенок должен сказать свое первое слово. Часто, но не всегда, это ближе к первому дню рождения ребенка. Словарный запас годовалого ребенка растет очень медленно, но в двухлетнем возрасте этот темп может ускориться — к этому моменту многие дети (но не все) уже знают несколько десятков слов и могут составить предложение из двух слов. .

Как дети учатся произносить первые слова

Даже ребенок, который еще не говорит, понимает больше, чем вы думаете. Младенец также общается по-разному: он плачет, чтобы дать ему понять, что голоден, мычит, когда счастлив, указывает на игрушку, которую хочет, и отворачивается от еды, которая ему не нравится. Это общение с помощью жестов и звуков является основой развития речи. Малыши учатся говорить, слушая взрослых и детей старшего возраста. Младенцы предпочитают человеческий голос всем остальным звукам, и самый любимый и успокаивающий звук — это тот, который издают их родители. Младенцы часто особенно внимательно реагируют на высокие голоса. Возможно, вы заметили, что когда вы разговариваете с ребенком, вы говорите более высоким тоном, чем когда вы разговариваете со взрослыми. Более высокий тон, выразительная артикуляция и мимика вызывают у ребенка интерес и способствуют развитию речи.

Этапы развития речи у ребенка

Описанные ниже шаги являются лишь рекомендациями. У вашего ребенка могут появиться ранние или поздние признаки речевого развития. Если вас беспокоит, развивается ли ваш ребенок здоровыми темпами и как разговаривать с ним, поговорите со своим педиатром.

Развитие речи: 1–3 месяца

В возрасте одного месяца ваш ребенок будет узнавать ваш голос независимо от того, находитесь вы в одной комнате или нет. Когда он видит вас, он может улыбаться и напевать: он понимает, что звуки и выражения лица — это способ взаимодействия с вами. Примерно в два месяца ваш ребенок может начать напевать и издавать звуки, похожие на гласные «е», «и», «у», «о», «а». Повторите за ребенком, добавив несколько простых слов и вовлекая их в своего рода беседу.

Развитие речи: 4–7 месяцев

В этом возрасте ребенок может общаться на своем родном языке. В возрасте от четырех до семи месяцев ваш ребенок может повторять такие слоги, как «мама-мама» и «бум-бум». Слушая ваш голос в течение дня, ваш ребенок научится распознавать, когда вы хотите его покормить, сменить подгузник или вывести его на прогулку. Вашему ребенку может потребоваться год или больше, чтобы понять некоторые простые слова лепетания. Однако помните, что ваш ребенок понимает многое из того, что вы говорите, еще до того, как произнесет первые слова.

Развитие речи: 8–12 месяцев

Ваш ребенок может начать связывать слоги и говорить «мама», «папа», «папа» и так далее. По вашей счастливой реакции он быстро поймет, что в этих словах есть особое значение. К одному году в словарном запасе ребенка могут появиться два или три сознательных слова. Однако имейте в виду, что в этом возрасте большинство детей не понимают речь.

Развитие речи: 13–24 месяца

В этом возрасте ваш малыш будет очень хорошо понимать речь — например, что означает «пора спать» или «пойти в парк». В течение этого года ваш малыш становится более восприимчивым к вашим просьбам и инструкциям и даже может составить несколько предложений из двух или трех слов. Вы можете разговаривать с детьми этого возраста обычным «взрослым» голосом. Говоря с ребенком, используйте короткие слова и фразы. Однако не забывайте, что все дети развивают речь в своем собственном темпе. Иногда дети вообще не разговаривают, даже до двухлетнего возраста, но позже они догоняют своих более разговорчивых сверстников. По мере того, как ваш ребенок учится говорить, он может самостоятельно произносить некоторые слова, которые понимаете только вы. Например, если ваш ребенок говорит «ко», когда видит кошку, повторите слово «кошка» целиком. Это поможет ему научиться говорить.

Ссылка на основную публикацию