Это страх остаться без мобильного. Она всё чаще встречается среди людей.
Зависимость от телефона молодеет с огромной скоростью. У детей привыкание возникает гораздо быстрее, чем у взрослых!
Признаки номофобии:
- Человек раздражен, если у него нет доступа к гаджету, он постоянно рядом
- Проверка уведомлений сразу после оповещения
- Трансляция всех действий в соц. сетях и постоянное отслеживание реакции
- Сильное раздражение при просьбе выключить телефон и частое игнорирование такой просьбы
- Эйфория от пребывания в интернет. Всегда хочется полистать ленту в интернете
- Потеря контакта с окружающими людьми
- Ухудшение общего психического состояния, агрессивность, раздражительность
Опасность зависимости от телефона:
- Меняется работа мозга. Ухудшается память и умение концентрировать внимания.
- Мобильный вызывает высокую утомляемость и усталость.
- При удерживании внимания на экране происходит уменьшение количества морганий, и сухостью роговицы глаза. Это чревато воспалением глаз, ухудшением зрения.
- Пагубно на организм влияют электромагнитные волны. Они становятся причинами головокружений, раздражительности, тошноты, увеличения температуры тела.
- Конечно, аппараты всё лучше и лучше. Но не стоит забывать об этом. Нельзя держать смартфон рядом с грудными и маленькими детьми.
- Уход от действительности, потеря контактов, плохое развитие навыков общения.
Почему дети не могут отказаться от смартфона?
Причин может быть много. Здесь мы расскажем про наиболее частые из них.
Так привык. С детства, чтобы малыш не плакал, его руки занимали гаджетом.
Как родители. Копирование поведения мамы и папы – стандартная причина проблемы.
Боюсь или не умею общаться. А в сети – не страшно. Там общение другое, более безопасное. Так кажется детям.
Пройдите короткий тест и узнайте, умеет ли ваш ребенок общаться
Пройти тест
Не знаю, чем заняться. Время должно быть структурировано. Нечего делать – буду играть.
Школьник зависит от телефона – что делать?
Конечно, совсем запретить мобильники не выйдет, да это и не надо. Стоит работать над тем, чтобы подросток верно использовал его. И не допустить развитие зависимости. А если заметили проблему, постараться её исправить.
Плох не гаджет сам по себе, а тотальное увлечением им или чем бы то ни было. Будь даже запойное чтение книг.
Важно не запретить, а научить распоряжаться. Чтобы гаджет был на службе у ребенка, а не наоборот.
Есть строгие правила, которые необходимо соблюдать:
- Перед сном (хотя бы за 1 или 2 часа) не пользоваться гаджетом. Это поможет ребенку восстановить нервную систему и обеспечит нормальный, а также полноценный сон;
- Ограничить от гаджета за едой. Можно просто общаться. Полезно и приятно.
Эти правила полезны для детей и взрослых. Ваш пример — важен.
Практические советы для родителей от детского психолога.
Сегодня мы разберем, как помочь ребенку стать хозяином гаджета.
Этап №1. Подготовка.
Детский психолог Наталья Ломилина
- Определить, сколько времени, ребенку можно проводить со смартфоном.
- Ответьте на вопросы: Как долго? С какими устройствами? Вам важно, чем именно школьник занимается? Или играет роль только фактические часы и минуты?
- Понять, для чего вам, как родителю, нужно ограничить использование гаджета. Определить, зачем ограничение нужно ребенку? Пусть сам школьник ответит на этот вопрос. Здесь важен реальный ответ, как есть на момент начала. Даже если ребенок считает, что ему совершенно не обязательно вводить запреты и ограничения.
- Есть ли у вас группа поддержки? Ваши домашние и близкие готовы вести единую политику работы и борьбы с возникшей проблемой?
- Как вы сами регулируете для себя, сколько вы проводите с электронным устройством. Дети часто копируют поведение родителей. Если вы сами «зависаете» в смартфоне, то начать надо с себя.
- Важно. Если не использовать гаджет, появится свободное время. Чем его занять? Полезным? Приятным? Ничего неделанием?
Задача родителей организовать жизнь без смартфона досугом.
Можно узнать у ребенка, как он сам собирается это делать. То есть спросить его. Если он хочет лежать в постели и мечтать вместо игры в телефоне – ваша реакция? Порадуетесь? Будете ли желать его занять чем-то полезным? Отнесетесь с пониманием или с раздражением?
Часто бывает такая ситуация. Гаджет отняли, а потом начинаются жалобы родителей. Причина — он ничего не хочет и ничем не занимается.
Переводя внимание ребенка с электронного устройства, вы хотите:
- Сберечь его здоровье?
- Хотите, чтобы он распоряжался временем продуктивно? Вывести из виртуального пространства в реальное?
- Научить служить гаджет ему во благо, а не в разрушение?
- Или что еще…?
Этап №2. Разговор.
Возможно, это будет беседа о том, что вы тревожитесь за него. И вы приведете факты, которые вас беспокоят. Расскажите о своих чувствах и о проблемах, которые могут наступить при бесконтрольном использовании смартфона. Будете честны.
Узнайте мнение школьника по этому вопросу.
Познакомьте его с понятием «нормы». Она всё-таки существует. Не более 1 часа для детей младше 10 лет.
Школьник может не согласиться с вами. Часто дети говорят, что проблемы нет. Тогда предложите провести эксперимент. Заведите дневник гаджета.
Большой плюс, если и родитель будет вести свой дневник. Конечно, со взрослыми нормами.
Этап №3. Дневник гаджета.
- Заведите дневник. В него подросток будет записывать количество обращений к гаджету. А также время, которое он проводит за играми, поиском информации.
- Используйте дневник несколько дней и проанализируйте результат.
- Теперь определите желаемый результат.
- Определите награду за достижение результата и действуйте!
- Сократить часы работы с гаджетом. Например, до одного часа в день.
- В работе глазами – чтение это, или гаджеты важно делать перерыв для глаз. Оптимально — 30 минут работы на 5 минут
Здесь задача родителя показать, что реальная жизнь интереснее виртуальной.
У ребенка появится свободное время. Его необходимо занимать. А как – он не знает. Будете не надзирателями, а поддержкой и помощниками. «Я переживаю за твоё здоровье. Я знаю, что тебе сложно, давай помогу?!» Вот что важно слышать ребенку. Только не крики в сторону дочери или сына: «Убери телефон!»
И помните – новая привычка вырабатывается за 21 день. Возможно все при методическом и систематическом подходе. Наберитесь терпения и ресурса на о, чтобы поддерживать и помогать.
Вы всегда можете задать мне вопрос или записаться на консультацию.
Удачи вам и терпения! Будете рядом со своими детьми, любите их и помогайте!
Как научить ребенка сидеть самостоятельно — вопрос, с которым сталкивается любой родитель. В этой статье мы расскажем, как понять, что малыш физически готов к этому, а также предложим интересные и эффективные упражнения для тренировки мышц, необходимых в процессе присаживания. Мы рассмотрим распространенные ошибки родителей в процессе обучения и расскажем, как их избежать.
Формирование у малыша умения садиться, и тем более ползать и ходить без помощи взрослого — кропотливый и энергозатратный процесс, требующий от родителей терпения. Простые алгоритмы вроде «сесть-встать» для ребенка пока недоступны, он осваивает их первый раз и совершает это постепенно.
Как определить, что ребенок готов к тому, чтобы сидеть?
Развитие ребенка — понятие сугубо индивидуальное, оно зависит от множества разных факторов. Поэтому общего для всех детей момента, когда они готовы садиться самостоятельно, нет.
Дети постепенно приходят к этому умению, проходя через следующие этапы:
5-6 месяцев:
В возрасте 5-6 месяцев малыш может сесть, самостоятельно ухватившись за поручни кроватки или при помощи родителей. Чаще всего ребенок будет сидеть с опорой на ручки, одну или обе. Когда он стремится принять сидячее положение, можно дать ему ухватить себя за пальцы и очень медленно и осторожно посадить. Цель такой процедуры — тренировка, а длительность не должна превышать 1-2 минут.
7 месяцев:
В возрасте 7 месяцев малыш сидит более уверенно, постепенно убирая опору на руки. Можно начинать учить его садиться из положения лежа, ненадолго принимая вертикальное положение спинки.
8 месяцев:
К восьми месяцам ребенок обычно готов продемонстрировать родителю возможность садиться из любого положения. Несмотря на увеличивающуюся подвижность, не следует давать малышу сидеть больше часа, поскольку этот процесс все еще дает большую нагрузку на позвоночник.
Также к 8-ми месяцам дети начинают отчетливо произносить отдельные слоги, к году в его словаре появятся первые, простейшие слова. Подробнее о том как научить ребенка говорить.
Чтобы малыш мог безопасно сидеть, его мышцы должны быть готовы к нагрузке. Определить это легко даже неопытному родителю:
- ребенок может удерживать поднятыми голову и плечи дольше пары минут (например, когда опирается в положении лежа на животе на вытянутые руки);
- лежа на спине, малыш может приподнимать голову и плечи;
- ребенок с легкостью крутится в разные стороны, самостоятельно переворачивается и опирается на локоть.
Обращайте внимание на позу крохи: правильное положение тела сделает нагрузку минимальной, и малыш меньше устанет. В идеале голова малыша немного наклонена, верхняя часть позвоночника разогнута, руки находятся между широко расставленных ног, на них дается опора. Поясница согнута, тазобедренные суставы согнуты и немного наклонены вперед, а ножки вывернуты наружу, опора на боковую поверхность ног.
Основные ошибки родителей в процессе обучения
Избегайте колясок, имеющих прямую спинку. Врачи-педиатры рекомендуют совершать прогулки в положении лежа или наполовину приподнятом состоянии.
Также не стоит носить ребенка в переносках, в которых он будет находиться в вертикальном положении. Не нужно сажать малыша к себе на колени, если он еще не сидит самостоятельно!
И немного общих правил: чтобы предотвратить искривление осанки в будущем, не забывайте, что постель малыша не должна быть слишком мягкой, а в первые месяцы жизни лучше избегать подушек; физическая нагрузка должна даваться умеренно; малыш должен сидеть только на специальном детском стуле, высота которого будет соответствовать столу.
Упражнения, чтобы научить ребенка сидеть
Чувствуете, что малыш вот-вот сядет? Помогите ему аккуратно укрепить мышцы. Проводите легкое упражнение: кроха лежит на животе, а вы придерживаете его одной рукой под грудью, а другой — за ноги. Контролируйте, чтобы его спинка находилась постоянно в напряженном состоянии. В таком положении следует продержать ребенка около тридцати секунд.Хорошей идеей будет повесить над детской кроваткой пару колец. Малыш будет стараться ухватиться за них и присесть, подтягивая свое тело на руках. Держите эти игры под контролем!
Проводите занятия с малышом на фитболе. Они бывают разных видов и объемов, а для занятий с крохой лучше подойдет гладкий мяч диаметром не более 65-70 см. На таком мяче заниматься будет удобнее, особенно, если раньше вы не сталкивались с упражнениями на фитболе. Позднее, когда малыш вырастет, выбранный диаметр мяча останется удобным.
Самые простые упражнения:
- положить ребенка спиной на фитбол и слегка покатать вперед-назад, придерживая за ножки;
- сделать то же самое, когда кроха лежит на животе;
- положить малыша на бок, придерживая одной рукой за плечи, а другой — за ноги, выполнять легкие пружинистые движения.
Еще несколько легких и интересных упражнения для крох, которые стремятся сесть:
- Упражнение «Хватай-ка». Разложите по комнате мягкие игрушки (обязательно те, от которых малыш не сможет получить травм). Уложите малыша на маленький фитбол животом вниз и плавно покачивайте его вперед и назад, чтобы ребенок пытался дотянуться до игрушек, напрягая необходимые мышцы.
- Альтернативная версия упражнения «Хватай-ка»: расстелите на поверхности одеяло, и разложите на расстоянии 20-30 см от малыша пестрые игрушки, книжки и т.п. В попытках дотянуться до цели ребенок будет задействовать основную группу мышц, так что выполнение таких тренировок по 2-3 минуты несколько раз в день позволит значительно их укрепить, подготавливая малыша к будущей нагрузке.
- Упражнение «Самолетик». Положите ребенка животом вниз на мяч и возьмите за руки, слегка разведя их в стороны, как будто это крылья самолета. Для упражнения потребуется еще один взрослый, который будет держать малыша за ноги и сгибать их в коленях. Кроха в таком положении будет рефлекторно отталкиваться от мяча коленями.
Время, наиболее подходящее для развивающих упражнений с младенцем, — между утренним кормлением и дневным сном.
Когда малыш уже начнет сидеть самостоятельно, периодически усаживайте его себе на колени, но так, чтобы он хорошо опирался на вас. Сначала стоит сидеть не больше трех минут, постепенно увеличивайте время до двадцати минут в день и более. День за днем такое положение будет становиться привычным вашему крохе, и он сможет удерживать его самостоятельно.
Все свои действия стоит преподносить в игровой форме, прививая малышу любовь к новым движениям. Хвалите кроху — он ведь так старается поскорее повзрослеть! Рассказывая стишки или песенки в процессе, вы не только позитивно настроите малыша на занятия, но и поспособствуете его умственному развитию. Помните, что только систематическое выполнение различных упражнений приведет вас к скорому результату. Повторяйте занятия каждый день, и совсем скоро ваш малыш освоит необходимые навыки!
Специалисты рассказали, как научить ребенка ползать
В первый год жизни у ребенка формируются важнейшие навыки, от которых зависит его дальнейшее развитие. Один из них – это ползание, которое отвечает за координацию, состояние нервной системы и готовность перейти к вертикальному положению. Педиатр, детский невролог и специалист по раннему двигательному развитию детей рассказали «Газете.Ru», как научить ребенка ползать.
В каком возрасте ребенок начинает ползать
Многих родителей интересует: когда ребенок начинает ползать? Самые первые попытки дети предпринимают в возрасте от 3 до 5 месяцев, а к 8 месяцам уже активно ползают на четвереньках.
В разговоре с «Газетой.Ru» Ксения Батрак, педиатр СМ-клиники в Санкт-Петербурге, рассказала о том, как некоторые особенности ребенка могут «затормозить» развитие навыка ползания:
«Если малыш весит на 2–3 килограмма больше нормы, ползать он начнет позже своих худощавых сверстников. Да и все новые движения будут даваться ему сложнее. Также без хорошо развитых костей скелета, мышц рук, ног, спины и шеи научиться ползать не получится. Затормозить формирование навыка могут даже незначительные нарушения мышечного тонуса, поэтому малыши, родившиеся раньше срока, обычно «стартуют» чуть позже. При ползании ребенок также задействует и нервную систему. Она контролирует работу вестибулярного аппарата и регулирует координацию движений. Поэтому чем лучше у малыша развита психомоторика, тем проще ему даются новые двигательные навыки».
Также определенную роль играет и пол ребенка. По статистике, девочки учатся ползанию чуть раньше мальчиков. Однако доктор Батрак считает, что это нельзя назвать закономерностью и подчеркивает, что здесь все индивидуально:
«Следует понимать, что каждый ребенок уникален и осваивает новые навыки в своем темпе. Поэтому «стандарт» здесь – понятие довольно условное».
Как понять, что ребенок готов ползать
Существует несколько способов ползания, каждый из которых соответствует определенному возрасту ребенка. Так, в 3-5 месяцев дети пробуют передвигаться в положении лежа на животе.
Педиатр СМ-клиники в Санкт-Петербурге Ксения Батрак описала, как родители могут определить, что вскоре малыш поползет:
«О готовности к ползанию можно говорить, когда ребенок в совершенстве овладеет навыком переворота со спины на животик. После этого он постепенно начинает приподнимать верхнюю часть туловища и вставать в стойку на руках. Одновременно ребенок может активно двигать ножками, как бы пытаясь дотянуться до мамы или яркой игрушки. Синхронизировать движения рук и ног с ходу получается не у всех, поэтому какое-то время младенец непроизвольно может двигаться назад, а не вперед».
Ползание по-пластунски
В возрасте 5-6 месяцев дети переходят к следующему способу передвижения – ползанию по-пластунски, и это важный этап физического развития. Когда ребенок начинает ползать таким образом, его движения уже более скоординированы: он по очереди сгибает ножки и двигается вперед.
Детский невролог СМ-Клиники в Санкт-Петербурге Ольга Данилова уточняет, почему этот период действительно важен:
«Ползая на животе, ребенок тренирует мышцы спины – потом это поможет ему встать на четвереньки. Можно делать малышу общеукрепляющий массаж – с акцентом на мышцах спины, рук и ног».
Ползание на четвереньках
К 7-8 месяцам жизни дети способны встать на четвереньки. Как понять, что совсем скоро малыш поползет с опорой на колени и вытянутые руки?
Педиатр Ксения Батрак рекомендует родителям обратить внимание на следующие сигналы:
«По мере развития мускулатуры малыш начинает использовать все больше движений. Например, качание на четвереньках – это знак окрепших мышц спины. А перенос веса на одну руку (например, когда другая тянется к яркой игрушке) говорит о развитии боковых мышц туловища. Значит, вскоре ребенок научится и сидеть, и полноценно ползать. Стоит также обратить внимание на подвижность ножек. Чтобы ребенок пополз на четвереньках, они должны хорошо сгибаться».
Также доктор Батрак отметила, что умение сидеть – это новый виток в развитии малыша, причем не только для физического развития, но и для психоэмоционального. Младенец стремится сесть не только потому, что это заложено природой, но и потому, что хочет взаимодействовать с окружающим миром. В таком положении ему гораздо удобнее играть и изучать предметы вокруг. С точки зрения физиологии умение сидеть – это сигнал достаточной развитости мышц спины, рук и ног. Это значит, что ребенок уже готов к активному ползанию на четвереньках и вскоре будет способен оказаться в вертикальном положении, однако пока еще с опорой.
Как правильно научить ребенка вставать на четвереньки
Торопить ребенка вставать на четвереньки не стоит, тем более в ущерб важному этапу ползания по-пластунски. В противном случае ребенок не будет в полной мере подготовлен физически для дальнейшего развития.
Однако если этап ползания по-пластунски длится более месяца, родителям желательно помочь малышу встать на четвереньки.
В первый год своей жизни каждый ребенок постепенно осваивает много навыков. Полностью беспомощный малыш сначала учится поднимать и удерживать голову, хватать ручками игрушки, переворачиваться на животик и обратно. После освоения таких умений приходит время учиться сидеть.
Нормы для мальчиков и девочек
Раньше было распространено мнение, что присаживать девочек нужно намного позже, чем мальчиков. Это объясняли возможным вредом для костей таза и формирования женских половых органов. Сейчас педиатры считают, что особого вреда для ребенка женского пола в раннем сидении нет, при условии, что девочка начала пытаться сидеть самостоятельно. По словам специалистов, пол никак не влияет на возраст, в котором ребенок начинает садиться сам.
Педиатры отмечают, что нормой развития навыка сидения для деток любого пола является диапазон от 6 до 9 месяцев. В среднем малыши учатся сидеть без поддержки к 7-месячному возрасту. Некоторые дети осваивают такой навык на месяц раньше сверстников, а у кого-то сидеть самостоятельно получается лишь к 8-9 месяцам – это тоже варианты нормы.
Этапы развития навыка
- В 6 месяцев многие детки сидят с поддержкой, опираясь руками, но при этом часто заваливаются в бок и теряют равновесие. Они еще не умеют садиться самостоятельно, а способны сесть, лишь подтянувшись за руки родителей. Сидеть в этом возрасте малыш должен лишь в течение нескольких минут, чтобы тренировать навык.
- В 7 месяцев малыши сидят более уверенно и зачастую уже не опираются руками. Сидя, они поворачивают тело вправо и влево, удерживая равновесие корпуса. Также детки этого возраста уже начинают осваивать навык самостоятельно, садиться из позиции лежа на животе с помощью опоры руками.
- В 8 месяцев большинство деток способны уверенно сидеть и принимать такое положение из любого варианта позиции лежа, а также легко менять положение.
Стоит ли заставлять ребенка сидеть и чем опасно преждевременное усаживание?
Педиатры считают вертикальную позицию позвоночника в возрасте меньше 6 месяцев вредной для формирования скелета ребенка. При усаживании родители способны навредить здоровью своего чада, при этом проблемы с позвоночником могут проявиться позже, например, в школьном возрасте. Сначала у ребенка должны достаточно укрепиться мышцы спины, и лишь после этого позвоночник сможет выдерживать нагрузку от сидячего положения. Если малютка округляет спинку или заваливается в сторону, сидеть ему пока рано.
Если малыш еще не научился сидеть самостоятельно, родителям не следует:
- Сажать кроху, укладывая вокруг ребенка подушки.
- Носить малыша в «кенгуру» в сидячем положении.
- Возить ребенка в коляске сидя (спинка должна быть под углом не больше 45°).
- Усаживать ребенка на своих коленях.
Доктор Комаровский: как присаживать малыша и во сколько месяцев?
Известный педиатр советует врачам не ориентироваться на нормы развития, тем более, что их диапазон достаточно большой, а помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе.
Если малыш здоров, то, по мнению Комаровского, родителям просто нужно создать благоприятные условия для его физического развития, и ребенок научится сидеть сам по себе.
Кроме того, популярный врач акцентирует внимание родителей на том, что сидеть для маленького ребенка вовсе не полезно. И чем позже малыш освоит данный навык, тем ровнее будет у него спинка и тем лучше для его позвоночника. Поэтому доктор Комаровский советует не помогать малышу садиться, а поощрять обучение ползанию.
Ниже смотрите видео с советами доктора Комаровского.
Правильное положение ребенка
Когда ребенок сидит правильно:
- Его голова немного наклоняется вперед.
- Его шея немного разгибается, как и верхняя часть позвоночника.
- Его руки расположены перед телом, чтобы служить опорой.
- Его поясница согнута, а тазобедренные суставы немного наклонены вперед.
- Его ножки разведены в стороны и развернуты наружу (малыш упирается их боковыми поверхностями).
При другом положении малыш будет сильно уставать, а формирование естественных изгибов позвоночного столба нарушится.
Полезные упражнения, способствующие сидению
Правильному физическому развитию малыша способствует ежедневная гимнастика, плавание в ванной (отлично, если можно дополнительно посещать бассейн) и массаж. Эти действия укрепляют мускулатуру.
С 4 месяцев можно начать выполнять такие упражнения:
- Уложите ребенка на стол, а когда он протянет к вам ручки, дайте крохе свои указательные пальцы. Кроха ухватится за них и повиснет на несколько секунд под углом 45°, после чего снова ляжет.
- Придайте ребенку положение на животе, а его ножки уприте в свою грудь. Положите одну руку под грудью ребенка, а вторую под его ножки. Удерживайте ребенка в такой позиции несколько секунд.
- Подвесьте над кроваткой младенца кольца, чтобы кроха могу учиться хватать их и стараться подтянуться к ним.
- Выкладывая кроху на живот, в нескольких сантиметрах от ребенка положите яркую игрушку, чтобы младенец пытался к ней добраться.
Помните, что безопаснее всего для ребенка сесть из положения на четвереньках. Так позвоночник будет наименее нагружен.
Новорожденная крошечка так быстро растет, вот уже и полгода скоро, а она никак не сидит сама. И у мамы возникает вопрос: а когда ребенок начинает сидеть и не пора ли мне что-то сделать для этого? Сколь бы сильно не хотелось родителям ускорить процесс самостоятельного сидения чада, от педиатров они услышат одно – не спешите, не торопите его.
- Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть: так есть ли точный ответ?
- Присаживать детей или нет?
- Поэтапное развитие навыка сидения у детей
- Как подготовить ребенка сидеть самостоятельно
- Что делать, если малыш не научился сидеть к 9 месяцам?
- Что не нужно делать при обучении ребенка сидеть самому?
- Полезное видео о том, когда ребенок начинает сидеть
Обычно малыши садятся самостоятельно ближе к 6–8 месяцам. К этому времени мышцы уже достаточно крепки и готовы к поддержанию тела в новом положении. Особую роль и в этом процессе играет индивидуальное развитие, поэтому не стоит требовать от малыша в шесть месяцев того, к чему он не готов физически.
Довольно часто, когда грудничок начинает сидеть в 9 или даже 10 месяцев, педиатры называют это нормальным и относят к индивидуальным особенностям развития. Подробнее о развитии ребенка 10 месяцев →
Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть: так есть ли точный ответ?
Мнения педиатров о том, когда дети начинают сидеть самостоятельно, расходятся. Общепринятыми нормами считается возраст от 6 до 8 месяцев. При этом крепкие, активные дети вполне могут самостоятельно сесть уже в 5 месяцев. А вот пухленькие, крупные или рожденные раньше срока, наоборот, начинают присаживаться с запозданием – к 9–11 месяцам.
А вот мальчики в этом плане больше вписываются в стандартные нормы и до полугода садяться редко.
Присаживать детей или нет?
Вот тут без вариантов – высаживать ребенка педиатры всего мира категорически не рекомендуют. Ведь то, во сколько месяцев начинает сидеть ребенок, полностью зависит от готовности его мышц поддерживать тело в таком положении. К тому же ортопеды уверенны – до полугода вертикальное положение крохи естественным не является.
Чем опасно ранее присаживание неподготовленного грудничка:
- Чрезмерная нагрузка на позвоночник может вызвать его искривление, а с возрастом появятся боли в спине. Возможно развитие раннего радикулита и прочих проблем с позвоночником.
- Также ранее присаживание вредит и мышцам, неготовым к нагрузкам. Появляется гипертонус, болезненные ощущения, что приводит к капризности.
- Неокрепшие кости малыша склонны к деформациям. Ранее присаживание почти всегда приводит к деформации тазобедренных костей разной степени тяжкости.
Поэтапное развитие навыка сидения у детей
До того момента, когда ребенок начинает сидеть без посторонней помощи, он проходит несколько последовательных этапов становления этого умения:
- Сначала, обычно ближе к 5–6 месяцам, грудничок постепенно учится приподнимать грудь с положения лежа на животе, уже может уверенно держать и поворачивать голову. Таким образом он тренирует мышечную систему, подготавливая ее к дальнейшему развитию. Именно от этого и зависит тот возраст, когда начинает сидеть малыш сам, без опоры. Важно поощрять его желание поползти, приподнять грудку, но присаживать ни в коем случае еще нельзя. Пока что он будет пытаться сесть, заваливаясь то на один, то на другой бок, то на спину. Это говорит о его неготовности к полноценному сидению.
- К 7-8-месячному возрасту, когда ребенок сидит более уверенно, можно ему немного помогать, обучая и стимулируя тренировки, попытки поменять положение. Довольно быстро он перестанет валиться в разные стороны, начнет с удовольствием пытаться сесть из положения лежа, опираясь на руки.
- Почти всегда ребенок сидит самостоятельно в возрасте 8–10 месяцев. Движения его уверенны, он с легкостью меняет положение на сидячее с лежачего на животе или боку. На этом освоения навыка можно считать завершенным.
Из этого делаем вывод о том, в каком возрасте ребенок должен сидеть без помощи посторонних. Наиболее часто это происходит в 6-9 месяцев, но и сидение в 5 или 10 месяцев тоже является вариантом нормального, индивидуально развития.
Как подготовить ребенка сидеть самостоятельно
Чтобы приблизить момент, когда новорожденный начинает сидеть, нужно приложить немного усилий и помочь ему. Для этого необходимо:
Придерживаясь этих несложных советов можно приблизить момент, когда дети начинают сидеть самостоятельно.
Что делать, если малыш не научился сидеть к 9 месяцам?
Однозначно не стоит паниковать. Бывают случаи, когда грудничок начинает сидеть ближе к 10–11 месяцам из-за индивидуальных особенностей развития.
Тем не менее если к девятимесячному возрасту кроха не предпринимает попыток сесть самостоятельно, то необходимо проконсультироваться с неврологом, ортопедом, педиатром. Именно они точно скажут, есть ли повод для беспокойства. В качестве помощи назначат курс специальных упражнений, массажа.
Что не нужно делать при обучении ребенка сидеть самому?
Хотите узнать во сколько ребенку можно сидеть без вреда для здоровья? Присмотритесь к нему. Если он вовсю пытается удержаться сидя, а спинка его при этом не округлена, завалы в разные стороны становятся все реже и реже – значит, ребенок почти готов и скоро сядет самостоятельно.
Но даже в этом случае категорически запрещено:
- Обкладывание подушками и прочими приспособлениями для поддержания тела в вертикальном положении.
- Специальное садить ребенка до тех пор, пока он не сделает этого сам.
- Ношение в кенгурушках и переносках, не обеспечивающих физиологическое положение тела.
- Садить ребенка у себя на коленях.
- Раннее сидение в коляске.
Пренебрежение этими запретами приведет к значительным проблемам со здоровьем ребенка.
Главное правило для родителей – не торопить события и ни в коем случае не усаживать ребенка, пока он сам этого не сделает.
Можно помочь малышу быстрее сидеть самостоятельно, занимаясь с ним легкими физическими упражнениями, обучающими присаживаться, делая ему массаж и поощряя ползание, лежание на животике. Только так современные мамы помогают своим деткам, заботясь при этом об их здоровье и полноценном развитии. Занимайтесь со своими детьми и все у вас будет вовремя. А это – самое главное!
Многие родители беспокоятся, что дети слишком часто сидят за компьютером. В новом материале рассказываем, чем опасны экраны для детей и сколько времени безопасно проводить перед ними. А психолог Елена Петрусенко объясняет, как поговорить с ребёнком на эту тему и установить здоровые отношения с гаджетами.
Сколько ребёнку можно сидеть за компьютером
Мнения специалистов о том, сколько времени ребёнку безопасно сидеть за компьютером, различаются. Американская кардиологическая ассоциация рекомендует детям проводить за ним не больше двух часов в день. Для младших детей, от 2 до 5 лет, экранное время не должно превышать 60 минут.
Всемирная организация здоровья регулярно выпускает рекомендации для детей чаще заниматься спортом и меньше времени проводить перед экраном. Роспотребнадзор рекомендует не проводить школьникам перед компьютером больше часа.
Может ли компьютер приносить пользу детям?
Компьютеры могут оказывать положительное влияние на развитие детей. Благодаря технологиям многие дети улучшают социальные навыки: учатся взаимодействовать с разными людьми с помощью социальных сетей, а также развивают логику и креативное мышление в видеоиграх. Современные исследования показывают, что компьютеры развивают у детей многозадачность. Роль гаджетов в современном обществе становится всё более значимой, поэтому взаимодействие с ними улучшает навыки, необходимые для будущих профессий. Дети, которые регулярно проводят время перед компьютером, лучше решают задачи и быстрее принимают решения.
Что делать, если ребёнок долго сидит за компьютером
Если вам кажется, что ребёнок слишком много времени проводит перед экраном, стоит с ним это обсудить. Постарайтесь выдержать спокойный диалог, аргументируйте свою точку зрения и выслушайте мнение ребёнка. Цель вашего диалога — установить границы с техникой, но не лишить ребёнка возможности с ней взаимодействовать.
Елена Петрусенко, психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорд»
Интернет и технологии — неотъемлемая часть мира. У родителя есть выбор: стать для детей «проводником», который поможет им установить здоровые отношения с технологиями, или занять позицию отрицания и буквально «выпасть» вместе с ребёнком из современности. Но не забывайте, что дети за компьютером не обязательно играют в игры: они также могут учиться, рисовать, общаться. Ругать ребёнка за лишний час в социальных сетях или играх бессмысленно. Это как упрекать их за то, что у них есть потребность общаться, узнавать новое или получать бонусы за достижения.
Говорите с ребёнком. Спрашивайте, что популярно в YouTube, Tiktok, во что он играет. Предложите вместе провести время. Молчащий, игнорирующий ребёнок, отвечающий односложно, — это звоночек для встречи со специалистами. Здоровый физически ребёнок, не обиженный и не рассерженный на семью, с удовольствием и интересом делится с близкими.
Как говорить с детьми про вред компьютера
Диалог про вред компьютера будет гораздо более продуктивным, если родитель соблюдает совместно установленные правила, внимательно слушает ребёнка и своевременно хвалит его. Родителям также важно задуматься, не предъявляют ли они детям требования, которые не выполняют сами: часто ли они подолгу сидят с телефоном или перед телевизором? Вполне возможно, ребёнок просто берёт пример со своего окружения.
Когда нужно бить тревогу
Волноваться нужно, если ребёнок начинает нарушать правила, повышать голос, проявлять агрессию. В таком случае следует обратиться к психологу, чтобы выявить причины ухода в виртуальную реальность.
Как помочь ребёнку соблюдать расписание
- Поставьте таймеры, чтобы ребёнок знал, сколько у него есть времени для компьютера.
- Договоритесь, какие сайты можно посещать.
- Поддерживайте ребёнка, хвалите его за достижения.
- Чаще предлагайте ему провести время вместе, спрашивайте, чем он хочет заняться.
- Составьте график на неделю, учитывая желание ребёнка поиграть в компьютер.
Какие могут быть последствия, если ребёнок продолжит долго сидеть за компьютером?
- Проблемы с сердцем. Педиатры по всему миру утверждают, что дети, которые много часов проводят за компьютером, чаще сталкиваются с сердечно-сосудистыми заболеваниями в будущем.
- Недостаток физической активности. За компьютером дети нечасто делают перерывы на упражнения. Учёные утверждают, что малоподвижный, «сидячий» образ жизни в принципе вреден для здоровья и приводит к ожирению.
- Проблемы со сном. Высокоэнергетический или синий свет, исходящий от экранов, влияет на естественный цикл бодрствования и создаёт проблемы со сном: людям становится тяжелее уснуть, а также появляется бессонница.
- Проблемы со зрением. Глаза устают от экранов, особенно если в комнате с компьютером неправильное освещение. Некоторые специалисты утверждают, что долгое взаимодействие с экраном приводит к близорукости. Однако некоторые исследования это опровергают. Более того, за компьютером дети часто забывают моргать. Это вызывает сухость и раздражение в глазах.
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Первые шаги – волнительный момент в жизни каждого родителя, но им предшествуют подготовка и поддержка, в которой нуждается малыш. Некоторые дети начинают пытаться стоять уже в 9–10 месяцев, другие – в 1–1,5 года: все зависит от индивидуальных особенностей развития. Не нужно торопить малыша и сравнивать его успехи с другими детьми: необходимо помочь правильно вставать на ножки, безопасно передвигаться и даже падать. Рассказываем, как научить ребенка ходить, какие упражнения и игрушки нужно использовать, как стимулировать кроху в случае неудач.
В каком возрасте дети начинают ходить
В среднем дети начинают пытаться ходить в период с 10 до 15 месяцев, процесс протекает поэтапно, что важно для укрепления мышц спины, шеи, ног и рук:
- 6–10 месяцев – ползание, попытки встать на ножки;
- 8–10 – стояние и хождение у опоры;
- 10–12 месяцев – первые шаги.
С чего начать обучение
Подготовка ребенка
Процесс ходьбы напрямую зависит от крепости мышц и связок, для их подготовки привлекается специальная детская гимнастика. Курс можно пройти у профильного массажиста, альтернатива – выполнение простых упражнений в домашних условиях (рекомендации по комплексу лучше получить у педиатра). На первых порах достаточно регулярно сгибать и разгибать ножки, для тренировки равновесия и координации движений подходит фитбол: нужно посадить на него ребенка (обязательно придерживайте его) и легко покачивать. Дополнительно – игры с маленьким надувным мячом или кругом, к удержанию которого в ручках нужно приложить усилия.
Малышам, которые уже умеют ползать, родители предлагают простые «полосы препятствий»: мини-барьеры из одеял и подушек, валиков, игрушек, помогающие научиться группироваться. Для ползания стоит приобрести антискользящие наколенники, чтобы защитить нежную кожу от раздражения. Для первых шагов подойдут антискользящие носочки, а вот от домашней обуви на время придется отказаться, чтобы ускорить процесс развития мышц стоп.
Обустройство помещения
Ребенку требуется среда, в которой он сможет свободно передвигаться. Еще на этапе ползания нужно убрать тяжелые предметы, шнуры от телевизора и другой техники, а также повыше поднять шторы и занавески. Стоит собрать игрушки и предметы, об которые кроха будет спотыкаться. Дополнительно предпринимаются следующие меры:
- стеклянные изделия, косметика, бытовая химия убираются в шкаф;
- розетки защищаются специальными заглушками;
- для дверей, окон, ящиков лучше использовать специальные блокираторы.
Скользкие поверхности, такие как плитка или линолеум, нужно закрыть противоскользящими ковриками. При первых попытках встать на ножки потребуется обустройство опоры – эту функцию может выполнять выступающая гладкая часть шкафа или диван, за который ребенок будет держаться.
Демонстрация на практике
Помогая малышу делать первые шаги, встаньте за его спиной и предложите держаться за ваши пальцы. Не нужно тянуть ребенка, просто дайте ему опору: на 5–10 тренировке он начнет постепенно ослаблять хватку, будет передвигаться самостоятельно и более уверенно. После этого можно предлагать держаться за одну руку, дальше – просто идти рядом, чтобы подхватить кроху в случае падения. Рекомендуется начинать с 1–2 минут ходьбы, постепенно увеличивая время, чтобы дать детскому организму адаптироваться и выработать подходящий ритм.
Какие тренажеры помогут малышу подготовиться к первым шагам и научиться ходить
Наиболее безопасно обучение проходит в манежах: они ограничивают пространство для передвижения, поэтому маме не придется бегать по всей квартире, а также дополнены защитными элементами и сетками, предупреждающими травмы при падении. Имеют подходящую высоту: ребенок будет легко вставать, хватаясь ручкой за мягкий нескользящий бортик.
Манежи отличаются устойчивостью, в их основе – воздухопроницаемые и легко очищающиеся материалы. Однако пребывание в защищенной среде и прогулки по квартире стоит чередовать, чтобы малыш привыкал к обстановке и пытался ходить по разным основам (ковры, ламинат и т. д.). Удобно использовать большие квадратные манежи: они быстро складываются и раскладываются, а внутренней площади достаточно для свободного передвижения.
Для укрепления спины и ножек стоит привлекать прыгунки, рекомендованные к применению с 6+ месяцев (ребенок должен уметь сидеть). Гимнастика в прыгунках стимулирует укрепление мышц спины, ног и плечевого пояса. Этот вид активности помогает ребенку весело проводить время: он отталкивается ножками от пола или другой опоры, чтобы подпрыгивать и раскачиваться в воздухе (движение происходит на одном месте). Детский тренажер абсолютно безопасен (предусмотрена надежная фиксация), модели 3 в1 могут выполнять функцию качелей. Время пребывания в прыгунках для детей младше 10 месяцев лучше ограничить 10-15 минутами в день, чтобы предупредить чрезмерные нагрузки.
Классические ходунки представлены прочным каркасом и 4 колесиками: ребенка сажают внутрь, он ходит и бегает ножками, в результате чего конструкция движется. Ходунки удобны для родителей, и очень нравятся детям. Но педиатры акцентируют внимание на том, что ходунки снижают стимул ходить самостоятельно, поэтому необходимо ограничивать использование их ребенком.
Альтернатива – ходунки-толокары: они тоже имеют 4 колесика и ручку, за которую малыш сможет держаться, обретая чувство равновесия и опоры. Модели выполнены в виде игровых центров: есть доски для рисования, подвижные шестеренки, фигурки и звуковые эффекты (игрушки могут быть съемными), сразу привлекающие внимание юного пользователя.
Как правильно организовать ходьбу на улице
К обучению ходьбе на улице стоит приступать после того, как малыш будет уверенно держаться на ножках и шагать по квартире. На первых порах лучше совершать пешие прогулки неподалеку от дома, например, ходить на ближайшую детскую площадку, которую малыш хорошо знает. Рекомендуется не отказываться от коляски: в ней ребенок будет периодически отдыхать, а маме не придется носить его на руках. Для стимулирования активности подходят специальные игрушки: толокары (юный пользователь садится и, отталкиваясь ножками, едет), каталки с длинными ручками и коляски для кукол, дающие дополнительную опору.