Во сколько сидит ребенок самостоятельно

Мы полностью направляем на помощь людям все ваши пожертвования, перечисленные на просьбы о помощи. Из суммы вашего перевода вычитается только комиссия платежных систем, которые обслуживают денежные переводы и обеспечивают безопасность ваших данных.

Макар – желанный и долгожданный ребенок. Когда он родился, старшей дочери в семье Сергиенко было уже 8 лет. Незадолго до его рождения семья получила в наследство квартиру – все для рождения малыша складывались благоприятно. Но…

«Роды все испоганили», – честно и устало говорит мама Макарушки. Светлана Сергиенко доносила беременность до 42-й недели, малыш весил почти 5 кг. Ребенок застрял в родовых путях, в роддоме случился пересменок. Врачи из другой бригады буквально выдавили младенца. Он был без сознания, не дышал, в родах случилась клиническая смерь.

В реанимации мальчика откачали. Завели сердце, и оно даже не пострадало, как сказал врач. Но через несколько часов у Макара начались судороги. Его ввели в медикаментозный сон, подключили к аппарату ИВЛ. Два месяца малыш находился между жизнью и смертью.

Перед выпиской маму осторожно предупредили: «Возможно, будут проблемы». И действительно они не заставили себя долго ждать. В 8 месяцев прозвучал диагноз ДЦП, у Макара тяжелая форма – 4-й уровень GMFCS.

Сейчас Макару почти 7 лет, он до сих пор не сидит. И не ползает, не ходит, не говорит. Но понимает обращенную речь, вступает в зрительный контакт, улыбается, выполняет просьбы. Тема болезни Макара в семье закрыта, ее не обсуждают.

Светлане сложно было принять диагноз сына. Было много слез, но на смену им пришло смирение. Сейчас родители Макара живут с установкой: «Что случилось, то случилось. Делаем что можем, выжимаем по максимуму». Светлану поддерживает и старшая дочка, и муж. Сергей Сергиенко – отец, включенный в жизнь сына. Как говорит Светлана, трудности их с супругом сплотили и сблизили. Их семье уже 21 год.

Занятия у Макара ежедневные и постоянные: дефектолог, ЛФК, бассейн. Раньше Макар боялся воды, плакал, даже когда просто видел воду. Сейчас он может прыгнуть в бассейн с бортика и плыть под водой. Светлана все дни проводит с сыном, каждый их день расписан.

Семья живет в Нижнем Новгороде, возможностей для реабилитации здесь много. Но, как почти в любой семье с больными детьми, с деньгами напряженка. Работает только папа – водителем на автогидроподьемнике, его зарплата равна пенсии по инвалидности Макара. Вместе с пособиями общий доход семьи – 46 238 рублей.

Чтобы в течение года проходить реабилитацию, заниматься со специалистом ЛФК дважды в неделю, нужно 145 300 рублей. Специалист поставил цели для Макара – он сможет сам, без поддержки сидеть до 5 минут, стоять с поддержкой до 15 минут, научится манипулировать крупными предметами.

Макар уже привык к занятиям. Слезы сменились усердным кряхтением, а сопротивление желанием. Он видит детей на площадках и во дворах, видит, как они ходят, бегают, прыгают и играют. Мама объяснила ему: «Макар, чтобы пойти, тебе надо заниматься». Макар хочет бежать.

Что такое скорость, Макар очень даже понимает. Он любит смотреть ролики с гонками и машинами. Он очень хочет когда-нибудь присоединиться к другим детям. Поможем ему?

В каком возрасте ребенку пора самостоятельно ходить в школу, магазин, секции? Прятать школьника под юбкой столь же ошибочно, как и выставлять его в большой мир раньше времени. Как определить точку взросления, разбиралась журналист, блогер, мать двоих детей Евгения Бородина.

Свободный полет
Мамам первоклассников порой кажется, что они будут водить детей за руку до выпускного класса. Внешний мир представляется столь враждебным, что отпускать школьников от себя поначалу страшно. Но жизнь не стоит на месте. Среднестатистическая московская семья выпускает детей на улицу с 10 лет. К 12 годам ребята полностью осваиваются в окрестностях, а с 14 уверенно разъезжают по городу.

Между тем психологи полагают, что дети готовы самостоятельно ориентироваться в мегаполисе даже с 7 лет. И некоторые первоклассники действительно бегают в школу сами, если дом недалеко и не надо переходить дорогу. В таких случаях родители пишут на имя директора учебного заведения заявление о том, что ученик будет ходить без сопровождения родителей.
Но у каждого свой этап взросления.

Многое зависит от среды, в которой растут школьники. В многодетных семьях ребята раньше получают самостоятельность, как и дети, растущие с работающими родителями, без нянек и бабушек. А если до последнего времени школьник, что называется, видел мир только из окна вашего персонального автомобиля, то вряд ли почувствует себя спокойно в непривычной среде улицы. Такого ребенка действительно страшно отпускать одного. Навыков самостоятельности у него нет, да и на местности он не сориентируется. Маршрут до школы ученику надо пройти со взрослым, желательно не один раз. А родители должны заранее предупредить о потенциальных опасностях.

Чужие люди
По мнению родителей, таинственные незнакомцы – опасность номер один в наше время. Поэтому актуальный совет – никогда не заговаривать с неизвестными – в младшем школьном возрасте должен усвоить каждый. А неизвестный – это любой прохожий, которого дети не знают лично. Сложно отличить человека с благими намерениями от потенциально опасного. На его лице не написано, что он злодей. Взрослые более-менее умеют разбираться в людях, а ребятам еще только предстоит этому обучиться.

Для начала необходимо знать в лицо соседей, понимать, кто спешит по делам, а кто праздно шатается по двору. Не заходить в подъезд или лифт с чужаками – правило. Можно даже сказать тем, кто придерживает дверь: «Я жду папу». А в случае опасности не стесняться и громко звать на помощь, крича: «Я не знаю этого человека».

Золотое правило: увидел пьяного – отойди. На уровне подсознания надо держать прохожих в поле зрения, замедляя шаг и пропуская вперед тех, кто подозрительно медленно идет следом.
Ребята должны знать, что у взрослых нет и не может быть никаких срочных дел к детям. Дяди и тети не нуждаются в помощи ребенка, а должны обращаться за поддержкой к равным себе. Внимание старшего не должно льстить школьнику. И правило «слушаться взрослых» не относится к первым встречным дяденьке или тетеньке.

Конечно, не бывает правил без исключения. Например, на опасном перекрестке ответственный взрослый всегда без лишних разговоров подстрахует чужого ребенка. И подобную помощь тоже надо отличать от назойливого внимания.

Машины
Автомобили можно сравнить с хищниками в джунглях. Стальные звери столь же непредсказуемы. Мы с раннего возраста учили своих сыновей с осторожностью относиться к машинам. Во дворах и закоулках пешеходам порой приходится определять их приближение на слух и даже по отражению света фар в лужах.

То, что переходить оживленную дорогу надо только на зеленый свет, знают все. Хорошо еще постоять на переходе лишние пару секунд, потому что лихачи часто проскакивают после переключения сигнала светофора. А нерегулируемые переходы или дорогу без разметки на первых порах детям лучше обходить стороной. Если уж этого не избежать, то надо учитывать, что с горки машины несутся быстрее. И убеждаться в том, что водитель точно видит тебя, когда притормаживает, пропуская людей.

Этих правил великое множество. Но если их усвоить, то они просто всплывут в сознании в нужный момент. А начинать учить им ребенка следует с того возраста, когда он сидит в прогулочной коляске, с интересом поглядывая по сторонам.

Как перерезать пуповину
Наша цель – обучить ребенка ориентироваться в джунглях большого мира, как Багира учила маленького лягушонка Маугли. Прожить жизнь за отпрыска, постоянно подстилая соломку на его пути, мы все равно не сможем. Надо начинать с малого. Оставлять сына или дочку во дворе, наблюдая за ними в окно. Посылать детей за хлебом в магазин, расположенный неподалеку. Отправлять ребенка в школу, издали незаметно наблюдая за тем, как он себя ведет по дороге.

Когда наш сын в неполные 8 лет в первый раз один отправился играть в футбол на соседний школьный двор, это было сродни выходу в открытый космос. Но он освоился очень скоро. Самостоятельно преодолевал две дороги, научился сходиться с незнакомыми ребятами. А еще отстоял свой мяч, когда один нагловатый подросток хотел его отобрать.

И это тоже было важно, потому что в свободном полете ребенку придется самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. С четвертого класса сын сам ходит в общеобразовательную школу и на автобусе ездит в музыкальную и спортивную. А мы тайком волнуемся за него и привыкаем к тому, что он уже не маленький.

Во-первых, необходимо отметить, что в России нет закона, регламентирующего возраст, с которого дети могут оставаться без присмотра взрослых дома или выходить одни на прогулку. На практике этот вопрос носит скорее морально-этический характер.

Согласно Семейному кодексу РФ именно родителям отведена главная роль в защите прав и интересов детей. До достижения ребенком совершеннолетия они отвечают за его жизнь, здоровье, психическое и физическое развитие. Только мама и папа могут решить, можно ли предоставить сыну или дочке дополнительную свободу и справятся ли они с ней.

Если в отсутствии родителей с ребенком что-то случилось, они будут нести ответственность по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности» за заведомое оставление малолетнего ребенка без помощи в опасном для жизни и здоровья состоянии. В нашей стране малолетним считается ребенок, не достигший 14-летнего возраста.

Если в ходе изучения обстоятельств вина родителя будет доказана, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних».

Также существует Федеральный закон 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому несовершеннолетним нельзя находиться на улице одним в общественных местах без сопровождения взрослых с 22:00 до 6:00. В зависимости от региона могут быть свои нюансы.

Согласно ему, подростки не вправе появляться на улице в такое время:

  1. Детям до 16 лет нельзя находиться на улице с 22:00 до 6:00.
  2. Подросткам от 16 до 18 лет прибавляется лишь час дозволенного времени, с 23:00 до 6:00.
  3. В период летних каникул законное время повышается, опять же, на час.

Без родителей им запрещено находиться во время комендантского часа во всех общественных местах, а это:

  1. Территории улиц.
  2. Школы и детские сады.
  3. Кафе и бары.
  4. Транспорт.
  5. Спортплощадки и подобное.

Комендантский час полностью оправдывает себя. Полицейская статистика гласит, что совершение преступлений несовершеннолетними в данное время значительно сократилось. Это касается правового аспекта задаваемого вопроса. Но все же, с какого возраста можно отпускать ребенка в «самостоятельное плавание»?

Если говорить о мегаполисах с большим количеством людей, развитой инфраструктурой и быстрым ритмом жизни, психологи не рекомендуют отпускать на улицу одних детей младше 10 лет. Между тем, есть дети готовые самостоятельно ориентироваться в мегаполисе даже с 7 лет. И некоторые первоклассники действительно бегают в школу сами, если дом недалеко и не надо переходить дорогу. В таких случаях родители пишут на имя директора учебного заведения заявление о том, что ученик будет ходить без сопровождения родителей. Но у каждого свой этап взросления. Кроме того, любой переход к самостоятельности должен происходить постепенно.

Сначала ребенку может быть предоставлена чуть большая свобода на детской площадке, потом возможность одному куда-то дойти, например, к другу, который живет двумя этажами ниже, с контрольным звонком: «Я пришел, все в порядке».

На следующем этапе возможен поход в магазин. При этом взрослый должен идти следом, чтобы проконтролировать процесс и убедиться, что ребенок точно помнит дорогу и правила безопасности. В таком случае он всегда может обратиться к вам за помощью.

Если родители отпускают детей гулять одних, то обязаны знать, где они находятся, с кем играют, обозначить время возвращения домой. А дети, в свою очередь, должны заучить домашний адрес и телефоны мамы и папы, не бояться позвать на помощь.

Недопустимы ситуации, которые несут угрозу жизни и здоровью ребенка. Поэтому существует несколько правил, которые следует учитывать, если вы готовы отпустить ребенка самостоятельно на улицу:

  1. Чужие люди
    По мнению родителей, таинственные незнакомцы – опасность номер один в наше время. Поэтому актуальный совет – никогда не заговаривать с неизвестными – в младшем школьном возрасте должен усвоить каждый. А неизвестный – это любой прохожий, которого дети не знают лично. Сложно отличить человека с благими намерениями от потенциально опасного. На его лице не написано, что он злодей. Взрослые более-менее умеют разбираться в людях, а ребятам еще только предстоит этому обучиться. Для начала необходимо: 1) знать в лицо соседей, понимать, кто спешит по делам, а кто праздно шатается по двору; 2) Не заходить в подъезд или лифт с чужаками – правило. Ребенку можно рекомендовать сказать тем, кто придерживает дверь: «Я жду папу». 3) в случае опасности не стесняться и громко звать на помощь, крича: «Я не знаю этого человека».
  2. Золотое правило: увидел пьяного – отойди.
  3. На уровне подсознания надо держать прохожих в поле зрения, замедляя шаг и пропуская вперед тех, кто подозрительно медленно идет следом.
    Ребята должны знать, что у взрослых нет и не может быть никаких срочных дел к детям. Дяди и тети не нуждаются в помощи ребенка, а должны обращаться за поддержкой к равным себе. Внимание старшего не должно льстить школьнику. И правило «слушаться взрослых» не относится к первым встречным дяденьке или тетеньке.

Конечно, не бывает правил без исключения. Например, на опасном перекрестке ответственный взрослый всегда без лишних разговоров подстрахует чужого ребенка. И подобную помощь тоже надо отличать от назойливого внимания.

  1. Машины
    Необходимо с раннего возраста учить детей с осторожностью относиться к машинам. Во дворах и закоулках пешеходам порой приходится определять их приближение на слух и даже по отражению света фар в лужах.

Объясните детям, что важно обходить автомобили с работающими двигателями и включенными фарами.

То, что переходить оживленную дорогу надо только на зеленый свет, знают все. Хорошо еще постоять на переходе лишние пару секунд, потому что лихачи часто проскакивают после переключения сигнала светофора. А нерегулируемые переходы или дорогу без разметки на первых порах детям лучше обходить стороной. Если уж этого не избежать, то надо учитывать, что с горки машины несутся быстрее. И убеждаться в том, что водитель точно видит тебя, когда притормаживает, пропуская людей.

Этих правил великое множество. Но если их усвоить, то они просто всплывут в сознании в нужный момент. А начинать учить им ребенка следует с того возраста, когда он сидит в прогулочной коляске, с интересом поглядывая по сторонам.

Статья подготовлена медицинским психологом БУ ХМАО — Югры «СКПНБ» Еленой Кунаковой

Эксперты по кибербезопасности выделяют типичные ошибки, которые дети постоянно совершают в интернете. Они публикуют много личной информации, доверяют незнакомцам в соцсетях, чрезмерно увлекаются онлайн-играми, пренебрегают правилами кибергигиены. ТАСС — о том, что нужно объяснить ребенку, когда вы покупаете ему смартфон, и как правильно контролировать его отношения с гаджетами.

Правило первое. Смартфон с трех лет — это нормально

С какого возраста можно давать детям гаджеты? В «Лаборатории Касперского» считают, что ребенка нужно приучать к ним с трех-четырех лет, но под присмотром взрослых.

«Можно показывать мультики на планшете или телефоне, давать играть в развивающие игры, — уточняет Андрей Сиденко, эксперт компании по детской безопасности в интернете. — Но если вы оставляете ребенка наедине с устройством, установите детский лаунчер — эта программа не даст зайти в настройки, удалить или установить приложения, а запускать сможет только программы, которые разрешили родители».

Сколько россиян обсуждают с детьми безопасность в интернете

45% россиян иногда общаются со своим ребенком по поводу онлайн-активности. Из тех, кто не обсуждает эту тему, 14% заявили, что просто не хотят. 6% сказали, что они не будут чувствовать себя комфортно. И 4% хотели бы, но их дети противятся этому.

Источник: опрос AVG о цифровой независимости детей, 2018 год

Правило второе. Расскажите про кибергигиену

Дети пользуются сервисами и приложениями активнее, чем многие взрослые, но они слабы в понимании правил кибербезопасности.

Школьники ставят элементарные пароли, устанавливают приложения из неофициальных источников и не обращают внимания на то, какие данные разрешают им собирать, скачивают фильмы и музыку с сомнительных ресурсов, могут перейти по сомнительной ссылке от знакомого в мессенджере или скачать зараженный файл.

«Объясните ребенку элементарные правила кибергигиены, — продолжает Андрей Сиденко. — Придумывать для аккаунтов сложные пароли и периодически менять их, не делиться большим количеством информации о себе, скачивать фильмы и программы только на известных ресурсах. Расскажите ребенку, с какими угрозами он может столкнуться, если не будет вести себя аккуратно».

Правило третье. Объясните, что гаджеты — это не вся жизнь

Школьники много времени проводят в гаджетах, четверть родителей, опрошенных исследователями «Лаборатории Касперского», говорят, что дети пользуются ими «все свободное время».

Каждый пятый родитель отмечает, что у его ребенка есть нехватка физической активности и/или ухудшение зрения. Обычно взрослые перестают контролировать то, сколько времени дети используют гаджеты, когда им исполняется 13–15 лет, а это неправильно.

«У детей, независимо от возраста, должны быть правила использования гаджетов, — говорит Андрей Сиденко. — Можно определить ограничения по времени или месту — запретить, например, пользоваться смартфоном во время еды, разрешить играть в компьютерные игры только час или два в день, не сидеть с гаджетом после 22:00. Объясните, что чрезмерное использование гаджетов вредит здоровью. Ребенок должен понимать, что не стоит увлекаться соцсетями, а лучше отдавать предпочтение живому общению».

Правило четвертое. Научите покупать в интернете

Большинство родителей (57%) считают, что совершать покупки в интернете можно только по достижении 18 лет, по данным исследования QIWI и НАФИ «Дети и технологии».

Взрослые обычно не объясняют детям, как правильно пользоваться финансовыми сервисами. Но реальность такова, что большинство подростков (70%) покупают в интернет-магазинах или оплачивают какие-либо товары и услуги онлайн. У 42% детей есть личная банковская карта, не привязанная к счету родителей.

Подростки, которые покупают товары в интернете, сталкиваются с традиционными киберугрозами. «Могут ввести данные банковской карты на подозрительном сайте», приводит пример Андрей Сиденко. Или заказать в иностранном интернет-магазине товары, запрещенные к ввозу в Россию. К ним относятся, кроме некоторых лекарственных препаратов, еще и с виду безобидные устройства для негласного получения информации вроде флешек с функцией диктофона, очков со встроенной видеокамерой.

Эксперты советуют не запрещать, а объяснить ребенку, как безопасно делать покупки в интернете. Кстати, почитать об этом подробнее можно здесь .

Правило пятое. Расскажите о приватности

Правило шестое. Объясните, как вести себя с незнакомцами

«Дети зачастую не воспринимают интернет как пространство, в котором также есть опасности. Они спокойно добавляют в друзья в соцсетях незнакомцев и готовы встретиться с ними в реальной жизни», продолжает Андрей Сиденко.

По данным опроса «Лаборатории Касперского», 70% детей в возрасте от 7 до 18 лет получают приглашения дружить от незнакомых людей. И 18% школьников получают приглашения от незнакомых взрослых. Каждый десятый школьник имел опыт встречи с людьми, с которыми познакомился в соцсетях.

«Детям чаще рассказывают про опасности реального мира: «никуда не ходи с незнакомыми людьми, даже если они говорят, что знают родителей». Важно рассказывать, что это правило действует и в интернете, — добавляет Сиденко. — Здесь представиться другим человеком проще. Вдобавок дети доверчивы — ребята, которые не сталкивались с обманом, могут поверить мошенникам, присылающим сообщения, например, об огромных выигрышах».

Правило седьмое. Научите, как противостоять кибербуллингу

«Особенность кибербуллинга (оскорбления, угрозы в интернете) в том, что в отличие от буллинга в школе или во дворе он не прекращается, когда ребенок приходит домой, — говорит Андрей Сиденко. — Иногда обидчиками становятся не сверстники, а взрослые люди, с которыми дети знакомятся в Сети. Чаще с кибербуллингом сталкиваются подростки в возрасте 13–15 лет. При этом, по данным нашего опроса, 23% родителей вообще не заходят на страницу своего ребенка в соцсетях. А это значит, они могут и не подозревать о проблеме».

Этот же опрос показывает, что каждый третий ребенок сталкивался с кибербуллингом, а именно: становился жертвой сам, видел, как становились жертвами другие дети, сам участвовал в травле или же слышал о таких случаях.

«Расскажите ребенку, как действовать в такой ситуации, — предлагает Сиденко. — Добавить обидчиков в блэк-лист, пожаловаться администраторам соцсети, рассказать родителям, не отвечать на травлю».

Правило восьмое. Не читайте переписку. Контролируйте иначе

Треть родителей замечает что-то настораживающее в контенте, который их ребенок просматривает или слушает, по данным опроса «Лаборатории Касперского». На первом месте видео — они либо настораживают, либо не нравятся 22% родителей. Далее идут компьютерные игры — их отмечает каждый десятый родитель.

Такой контент ребенок может не искать намеренно, а перейти на взрослый сайт, просто кликнув на баннер или на ссылку, присланную кем-либо в личных сообщениях.

Минпросвещения России разъяснило, что дошкольная образовательная организация (ДОО) вправе самостоятельно устанавливать требования к предоставлению медицинского заключения при отсутствии ребенка в ДОО не по причине болезни и количеству дней такого отсутствия (Разъяснения Министерства просвещения РФ от 25 февраля 2022 г. № АЗ-213/03).

Специалисты ведомства пояснили, что:

  • согласно п. 2.9.4 СП 2.4.3648-20 после перенесенного заболевания дети допускаются к посещению ДОО при наличии медицинского заключения (медицинской справки). Однако вопрос обязательного предоставления справки в ДОО за период отсутствия ребенка не по причине болезни не относится к санитарно-эпидемиологическим требованиям и, соответственно, СП 2.4.3648-20 не установлен;
  • в соответствии с п. 2.4.7 примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 8, заключение которого предшествует изданию распорядительного акта о приеме ребенка на обучение в ДОО, родители (законные представители) обязаны предоставлять справку после перенесенного заболевания, а также отсутствия ребенка более 5 календарных дней (за исключением выходных и праздничных дней), с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными. Однако поскольку форма договора является примерной, данная норма является рекомендательной.

Таким образом, говорится в разъяснениях, учитывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ДОО обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации, ДОО вправе самостоятельно устанавливать требования к количеству дней отсутствия ребенка в дошкольной организации, после которых требуется предоставление медицинского заключения.

Контактный центр: +7 (343) 289-88-00
Неотложная помощь: +7 (343) 289-13-03
Горячая линия COVID: 122

НАШ ОПРОС

Показатели нервно-психического развития детей

Критерии нервно–психического развития детей раннего возраста

Примечание: * – нет критериев оценки

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО– ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2 – го ГОДА ЖИЗНИ

Возраст

Развитие речи

Сенсорное развитие

Игра и действия

с предметами

Движения

Навыки

понимание речи

активная речь

1 год 1 мес. –

1 год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивления и радости

Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см

Воспроизводит в игpe действия с предметами, ранее изученными. Кормит куклу, нанизывает кольцa на стержень

Ходит длительно не присаживаясь, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

1 год 4 мес. –

1 год 6 мес.

Отбирает предмет по существенным признакам (2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине)

Словами, облегченными («би–би”) и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает в игре отдельные наблюдательные действия

Перешагивает через препятствие приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1 год 7 мес.

1 год 9мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого

Во время игры словами и 2 словными предложениями обозначает свои действия

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей

Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа «ворот’, «скамейки», «дома»

Перешагивает приставным шагом 3 палки на расстоянии 18–20 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 5 см. Ходит по поверхности шириной 15–20 м, на высоте 15–20 см от пола

Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку)

1 год 10 мес. –

2 года

Понимает рассказ 6eз показа о событиях, бывших в опыте ребенка

При общении со взрослыми пользуется 3–сложными предложениями употребляя прилагательные и местоимения

Подбирает по образцу и слову 3 контрастных цвета

В игре воспроизводит ряд логически связанных и последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает чередующимся шагом 3 палки (расстояние между ними 18 – 20 см), перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 10см

Частично надевает одежду (ботинки, шапку)

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3 – го ГОДА ЖИЗНИ

Возраст

Активная речь

Сенсорное развитие

Сюжетная

игра

Навыки

Движения

Грамматика

Вопросы

Восприятие цвета

В одевании

В кормлении

2 года –

2 г. 6 мес.

Говорит многословными предложениями (более 3 слов)

Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов

Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий (2–3)

Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки

Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 15 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 20–28 см

2 года

7 мес –

3 года

Начинает употреблять сложные придаточные предложения

Называет 4 основных цвета

Появляются элементы ролевой игры

Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого

Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания

Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 20 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 30–36 см

Ссылка на основную публикацию