Уже при рождении ребенок обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами: прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.
Световая чувствительность
Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются в основном неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого к концу первого полугодия жизни ребенка. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности, сетчатки – тончайшей внутренней оболочки глаза, воспринимающей свет и преобразующей его в нервные импульсы.
Расширение зрачка в темноте у детей до 1 года происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2-й – 3-й неделях в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.
Центральное зрение
Центральное зрение появляется у ребенка только на 2-м – З-м месяцах жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование – от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Различать простейшие предметы позволяет соответствующий уровень развития зрительной системы, а вот распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.
На 4-м – 6-м месяцах жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше – на 2-м – З-м месяцах – замечает грудь матери. На 7-м – 10-м месяцах малыш способен распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар). Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.
Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005 – 0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01-0,03, и в норме только к 6 – 7 годам достигает 0,8 – 1.
Одновременно с остротой зрения развивается цветовосприятие. Исследования показывают, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2-6 месяцев. Различение цветов начинается прежде всего с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4-5 годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.
Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин.
Бинокулярное (объёмное, стереоскопическое) зрение
Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения – глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей:
- При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него сужается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга.
- Через 2-5 недель после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
- К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.
Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.
В течение второго месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.
На четвертом месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.
Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.
Когда надо посещать детского офтальмолога
Первый осмотр ребенка офтальмологом проводится еще в роддоме, его задача – выявление врождённых заболеваний (катаракта, опухоль сетчатки, глаукома, воспалительные заболевания). Обязателен осмотр детей, родившихся раньше срока для исключения патологии сетчатки – ретинопатии недоношенных и атрофии зрительного нерва.
Существуют определенные периоды до года, когда даже при отсутствии патологий нужно проверять зрение: в возрасте месяца и полугода.
Это не происходит сразу после рождения. Из-за полной темноты в животе мамы зрение является одним из наименее развитых органов чувств при рождении, что свидетельствует о глубокой незрелости как в чисто оптическом, так и в неврологическом аспектах. Первые дни малыш практически ничего не видит.
Картина напоминает густой туман, формы и цвета которого начинают проявляться только в последующие недели. Все это совпадает с механизмом эмметропизации, то есть спонтанной коррекции естественной физиологической дальнозоркости, с которой рождается ребенок. Важно отметить, что процесс формирования зрения тесно связан с развитием других чувств, что является ключом к так называемому сенсорной интеграции. Считается, что наиболее важным для развития зрения у ребенка является неонатальный и младенческий периоды.
Зрение новорожденного (до 4-х недельного возраста)
Зрение новорожденного совершенно не приспособлено для получения миллионов зрительных стимулов, поэтому в первые моменты все они для него практически нейтральны — внешний мир глазами ребенка серый, без формы и цвета, а кроме того, совершенно неподвижен. В последующие дни зрение новорожденного быстро развивается. К началу второго месяца жизни малыш должен начать сосредотачиваться на источниках света и объектах в 20–30 сантиметрах от его лица.
По понятным причинам эти изображения являются чисто абстрактными, лишенными каких-либо значений, которые на данном этапе мозг ребенка не может сформировать и каким-либо образом присвоить. Видя маму и папу, малыш видит в поле зрения максимум два нечетких пятна. Когда ребенку исполнится один месяц, также возможно достичь второй поворотной точки, которая является первой регистрацией движения.
Младенческое зрение (1-12 месяцев)
В возрасте 2–3 месяцев ребенок впервые смотрит в глаза родителям, выделяя яркие контрастные пятна на лице. Примерно в то же время зрение ребенка начинает следовать за движущимися огнями и объектами, его левым и правым глазом, что также является важным навыком.
3-4. месяц: ребенок начинает наблюдать за движением рук, малыш тянется руками к видимым объектам, особенно к лицу родителей.
5-й месяц: ребенок перестает щуриться, глазные яблоки начинают плавно двигаться по вертикальной и горизонтальной оси.
6-й месяц: ребенок намеренно или намеренно тянется к наблюдаемым предметам, зрение ребенка приспосабливается к наблюдению за объектами (более 2 метров).
8-10. месяц: ребенок сознательно начинает узнавать лица родителей малыш также может видеть очень маленькие предметы.
12-й месяц: младенец использует зрение, чтобы указать на интересующий объект.
Когда ребенок начинает видеть цвета
Поскольку мир новорожденного представляет собой оттенок серого, вопрос о том, когда ребенок начинает видеть цвета, чрезвычайно важен.
Первые цвета, которые замечает ребенок — черный и красный. Именно в этом ключевом тоне ребенок воспринимает изображения примерно до 3-месячного возраста. При этом объекты становятся очень размытыми, и малыш не может каким-либо образом определить их местонахождение в пространстве (близко-далеко). Тем более, что его незрелое зрение почти всегда отстает от воспринимаемого объекта или впереди него.
Что касается цвета, все меняется от 3 до 6 месяцев. Затем мир в глазах ребенка приобретает цвета, подобные тем, которые воспринимаются глазом взрослого человека. Острота зрения увеличивается с каждым днем, благодаря чему младенец должен вступить во вторую половину своей жизни с относительно хорошим зрением.
Как можно стимулировать зрительное развитие ребенка
Зрение ребенка развивается само по себе, но следует помнить, что этот процесс должен поддерживаться и стимулироваться родителями, особенно в контексте сенсорной интеграции. Вот почему так важно выбирать развивающие игрушки, позволяющие тренировать умение фокусировать зрение на статических и движущихся объектах с первых месяцев жизни.
Игрушки, в которых есть: контрастные цвета — черный и красный, то есть те, которые впервые узнаются малышом; элементы шороха, дребезжания и скрипа, способствующие взаимодействию с воспринимаемым объектом.
Более сложные игрушки, стимулирующие развитие зрения ребенка, должны содержать съемные элементы, чтобы они могли расти вместе с малышом. Например — в первые месяцы жизни указываются геометрические узоры и, возможно, простые формы.
Однако детям в возрасте шести месяцев, которые уже могут ясно видеть цвета и формы, рекомендуется вводить более разнообразные формы, в которые также могут быть вплетены различные типы изображений, особенно животных, насекомых и так далее.
Игрушки, поддерживающие зрительное развитие ребенка, бывают разных форм: например, карусели с музыкальной шкатулкой, талисманы, книги, зеркала. Все они эффективно фокусируют внимание малыша и позволяют тренировать выбранные навыки.
Безусловно, игрушки для малышей должны быть полностью безопасными в использовании, поэтому стоит обратить внимание на материалы, из которых они сделаны. Они должны быть мягкими, приятными на ощупь, сертифицированными.
Появившись на свет, малыш начинает открывать для себя новый мир. Знаешь ли ты, что зрение новорожденного совсем не такое, как у взрослых? Пройдёт несколько месяцев, прежде чем малыш начнёт различать цвета и очертания предметов так же хорошо, как его родители. Вот как происходит развитие зрения новорожденного, а также ребёнка в первый год жизни.
Зрение новорожденного размыто, движения глаз не скоординированы. Глазки малыша могут расходиться по сторонам или сходиться к переносице, так как глазные мышцы ещё не окрепли.
Примерно через четыре недели после рождения ребёнок начинает наблюдать за двигающимися предметами. К началу второго месяца ребёнок уже способен следить глазами за предметом, а если потребуется, и повернуть голову, чтобы лучше разглядеть его. Так как новорожденные детки дальнозоркие, вешай малышу игрушки над кроваткой на расстоянии руки, чтобы малыш не разглядывал предметы вблизи – это может привести к косоглазию.
Примерно через 6–7 недель развивается объёмное зрение. Примерно на шестой неделе у новорожденных детей начинает развиваться цветное зрение, ребенок начинает различать красный цвет, а затем и зелёный.
Ребёнок легко переводит взгляд с близких предметов на удаленные.
Ребёнок может различить детали предмета.
Различает синий и жёлтый.
Всю самую полезную информацию о здоровье ребёнка можно найти на нашем сайте. Мы расскажем о слухе новорождённых, что такое колики у новорождённых и многое другое.
Рассчитайте дату родов, найдите нужные статьи и чек-листы, составьте меню прикорма. Это и многое другое уже в чат-боте!
На любой случай родительской жизни
Почему в первые месяцы жизни малыша некоторым молодым родителям удается подремать только несколько часов в сутки из-за «прерывистого» сна у ребенка.
Ваш малыш подрастает, и возникает закономерный вопрос: в каком возрасте начинать приучение к горшку? Одни мамы считают, что идеальное время.
Подготавливая уютное гнездышко для ребёнка, заботливые родители обязательно задумаются, как исключить возможные опасности. Некоторые важные моменты необходимо.
Мы контролируем ситуацию и продолжаем поставки детского питания в магазины. Если у вас есть вопросы, обращайтесь на нашу горячую линию.
Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным питанием для младенцев, и всецело поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни ребенка. Также мы признаем, что грудное вскармливание не всегда может быть доступно для родителей. Какой бы вариант кормления вы ни выбрали, клуб Nestlé Baby&me всегда готов предоставить новейшую научно обоснованную информацию, чтобы вы чувствовали поддержку и были уверены в том, что даете своему ребенку лучшее питание.
с помощью электронной почты или телефона
чтобы получить специальные цены, скидки и подарки.
Это быстро и очень выгодно!
Войдите в систему, чтобы продолжить узнавать больше о правильном питании на каждом этапе развития вашего малыша!
Введите электронную почту или телефон.
Введите проверочный код, высланный вам в SMS сообщении.
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным началом питания для младенцев, и полностью поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни с последующим введением адекватного питательного прикорма вместе с продолжением грудного вскармливания до двухлетнего возраста.
Мы также понимаем, что грудное вскармливание не всегда возможно для родителей, поэтому рекомендуем вам поговорить со специалистом о том, как кормить ребенка, и получить совет о том, когда вводить прикорм. Если вы решите не кормить грудью, помните, что такое решение может быть трудно отменить и оно имеет социальные и финансовые последствия. Введение частичного кормления из бутылочки сократит количество грудного молока. Детскую смесь всегда следует готовить, использовать и хранить как указано на этикетке, чтобы избежать риска для здоровья ребенка.
Новорожденные видят окружающий мир не так как взрослые. Давайте рассмотрим зрение у детей, как оно развивается и какую родительскую помощь можно оказать, чтобы у ребенка были здоровые глаза и хорошее зрение.
Зрение при рождении: новый мир
Поздравляем! Только что поступил новый источник радости и веселья! Рождение является потрясением не только для вас, но и для ребенка. Глаза открываются не сразу. После этого врачи и медсестры занимаются проверкой организма на наличие врожденных заболеваний, проводят тщательный осмотр.
Зрение у новорожденных очень сильно отличается от зрения взрослых и даже детей, начинающих ходить:
- Он не видит цвета, только оттенки серого.
- У младенца расплывчатое зрение с остротой около 20/400, и он не может сфокусировать свой взгляд на расстоянии от восьми до двенадцати дюймов.
- Чувствительность к свету в пятьдесят раз ниже, чем у взрослых.
- При рождении их размер глаза составляет одну четвертую размера глаза взрослого.
- В течение первых нескольких недель структура и рецепторы глаза, а также нервы в глазах и мозге, начинают развиваться. Это продолжается в течение следующих двух лет.
Рассмотрим ,что происходит во время развития зрения у новорожденных.
Первые шаги. Рекомендации родителям
В первые дни жизни необходимо помочь ребенку, закладывая старт для здоровых глаз и хорошего зрения:
- матери нужно поддерживать свое здоровье, правильно питаться во время беременности;
- давать ребенку яркие, контрастные предметы;
- включать ночной свет, чтобы ребенок мог оглядеться, когда проснется в своей детской кроватке;
- не делать резкой смены своего внешнего вида.
Развитие зрения у детей: первый год жизни
Через несколько первых недель ваш ребенок сможет различить многие цвета, однако, цветное зрение продолжить свое развитие в течение следующих нескольких месяцев. Именно в этот период улучшается острота зрения и чувствительность к свету.
Глаза новорожденного привыкают к совместному восприятию зрительных образов. Абсолютно нормально, когда глаза смещаются от фокусировки на одном предмете. Это не должно вызывать беспокойство, если вы не заметите отклонения на постоянной основе.
Координация глаз у ребенка, означающая восприятие глубины, также развивается вместе с координацией «рука-глаз-тело».
До шести месяцев происходит полное развитие цветного зрения и остроты глаз у ребенка. Это означает, что наступает время для первого осмотра у офтальмолога. В то время как ваш ребенок не может подобно вам читать буквы и диаграммы, врач может провести невербальный тест на близорукость и дальнозоркость, астигматизм и другие проблемы со зрением..
В течение следующих двух лет происходит дальнейшее развитие зрительных способностей, таких как отслеживание взглядом и восприятие глубины, а также координация «рука-глаз». Зрение у детей продолжается развиваться во время обучения в школе, поскольку у детей происходит усиление визуального восприятия различных предметов, цвета, букв и цифр.
Что можно сделать?
Помогите своему новорожденному ребенку в развитии зрительных навыков:
- показывайте различные ярко окрашенные предметы;
- смещайте одновременно его руки и ноги для развития билатерального и бинокулярного зрения;
- разговаривайте с ним, перемещаясь по комнате;
- включайте ночной свет в его комнате, когда он в темное время суток просыпается и вы подходите к нему;
- подвешивайте игрушки, до которых можно дотянуться и дотронуться, которые помогут ребенку познакомиться с различными предметами и цветами;
- играйте в ладушки и в прятки вместе с ним;
- давайте ребенку поиграть в «пирамиду» или «кубики», чтобы он мог подержать в руках объемные, цветные предметы и умел обращаться с игрушками.
Признаки проблем со зрением у ребенка
Очень важно выявить на ранних стадиях проблемы со зрением, задолго до первого похода к врачу, поэтому нужно знать симптомы.
Что может указывать на проблемы со зрением у ребенка? Вот некоторые самые распространенные ранние признаки:
- постоянное отклонение прямого взгляда одного или обоих глаз (закупорка слезных каналов);
- красные или покрытые коркой веки (обычно признак инфекции);
- чрезмерная чувствительность к свету, в особенности у новорожденных (может указывать на высокое глазное давление);
- белый зрачок (может указывать на рак, проблемы с сетчаткой, катаракту или другие проблемы);
- трудности в отслеживании взглядом людей и предметов;
- уклонение от книжек с картинками и чтения в более старшем возрасте;
- размещение близко к доске или телевизору.
Ваш врач даст самые исчерпывающие консультации для поддержания здоровья и функции глаз. Это важно в детстве во время быстрых изменений и развития зрительных способностей. Вашему ребенку необходимо начать проходить регулярные глазные обследования в шесть месяцев, однако, всегда заранее составляйте вопросы к своему окулисту. Он может оценить состояние зрения и помочь принять решение по устранению проблем со зрением у ребенка.
По статистике Роспотребнадзора 15-20% детей в первом классе имеют проблемы со зрением. А по мнению экспертов, они развиваются в более раннем возрасте. Чтобы вовремя обнаружить нарушение, родителям рекомендуют регулярно приводить ребенка на осмотр к детскому офтальмологу.
Рассказываем, о нормах зрения у детей и как его проверяют в разном возрасте.
Нормы зрения у ребенка
Зрение у детей с рождения постепенно меняется примерно до 18 лет. Именно в этот период высок риск развития различных нарушений.
Разберемся, какие есть нормы развития зрения у детей.
Зрение ребенка от рождения до 1 года
С первых дней жизни младенца врач проверяет его зрение — он светит ему в глаза специальным фонариком, чтобы оценить реакцию зрачка на свет. В норме он расширяется.
В 1 месяц ребенок пока не различает цвета, формы и размеры предметов. И только к трем месяцам он начинает видеть более четкие очертания окружающего мира. Норма зрения у малыша в этот период составляет примерно +3 диоптрии.
После 3 месяцев малыш начинает различать мимику лиц, видит их движение и старается их повторить. Если этого не происходит, родители должны насторожиться.
После 1 года ребенку уже возможно проверить зрение с помощью педиатрического авторефрактометра.
Зрение ребенка с 1 до 3 лет
В период с 1 года и до 3 лет идет интенсивный рост глаза и его частей. Весь процесс идет согласованно: например, хрусталик и роговица изменяют свою кривизну таким образом, что рефракция остается близкой к «0» диоптрий.
К 3 годам дальнозоркость постепенно уменьшается — зрение достигает от +0,5 до +1,5 диоптрий. У ребенка формируется нормальное зрение: он четко видит очертания предметов, может оценить расстояние между игрушками, целенаправленно ползет или идет к конкретному предмету.
В период 3-х лет заканчивается формирование бинокулярного зрения — ребенок способен видеть единый объект обоими глазами. Если малыш щурится, закрывает один глаз или наклоняет голову в сторону, когда пытается что-то рассмотреть, то это указывает на нарушение зрения.
Зрение ребенка после 3 лет
В норме к трем годам ребенок хорошо видит все вокруг, может описать цвета и формы игрушек. Для проверки зрения врач использует педиатрический авторефрактометр и таблицу с картинками, которые малыш способен узнать — животные, растения и т.д.
В норме во время диагностики зрения ребенок не должен щуриться и верно называть все изображения от верхней до нижней строчки. Если он ошибается или путает картинки, врач определяет нарушение.
С 3 до 7 лет у ребенка постепенно увеличиваются нагрузки на зрение — у него появляется больше игр с мелкими деталями, он раскрашивает сложные картинки, изучает буквы и цифры. Поэтому в этот период особенно важно следить за здоровьем его глаз.
В норме острота зрения у ребенка должна быть:
- 3 года — от 0,6 до 0,9 дптр;
- 4 года — от 0,7 до 0,9 дптр;
- 5 лет — от 0,8 до 1,0 дптр;
- 6-7 лет — от 0,9 до 1,0 дптр.
Если у ребенка развивается зрение с отклонениями, важно вовремя их обнаружить. В раннем возрасте многие нарушения можно исправить.
Какие нарушения зрения могут быть у детей
Отклонения зрения у ребенка могут проявиться с рождения. Самыми частыми нарушениями являются:
- Близорукость (миопия) — малыш плохо видит вдаль: подходит ближе к телевизору или другим предметам, чтобы лучше их рассмотреть.
- Дальнозоркость (гиперметропия) — ребенок нечетко видит вблизи: жмурится и широко открывает глаза, чтобы лучше рассмотреть буквы или картинку.
- Астигматизм — ребенок видит все искаженно: жалуется на размытость букв и изображений, плохо ориентируется в пространстве, особенно в темное время суток.
- Прогрессирующая близорукость — постепенное снижение зрения, частой причиной которого является рост глаза за пределы нормы.
- Амблиопия (синдром «ленивого глаза») — подавление зрительной функции в одном глазу.
- Косоглазие — жалобы на двоение букв, картинок и окружающих предметов.
Обычно дошкольники и младшие школьники не понимают, что видят плохо. Поэтому родителям нужно следить за любыми изменениями в поведении детей — они могут указать на развитие нарушения зрения.
Подростки вполне могут сказать, что они перестали четко видеть. И все же родителям также необходимо следить за здоровьем детей. Обязательно регулярно посещать детского офтальмолога.
Как проходит диагностика зрения у детей
Детям до 6 лет проверяют зрение следующими методами:
- скиаскопия — измеряют рефракцию глаза (оптическую силу) с помощью специального зеркала;
- педиатрический авторефрактометр — определяют остроту зрения на приборе;
- специальные таблицы с картинками, кольцами или буквами — проверяют зрение вдаль и вблизи.
С 6 лет ребенку можно уже полноценно проверить зрение. Количество методов увеличивается:
- Проверка зрения на аппарате (авторефрактометре);
- Определение зрения вдаль и вблизи по таблицам;
- Тесты на астигматизм и бинокулярное зрение;
- Проверка аккомодации — способности глаза видеть на разных расстояниях.
Обычно при исследовании зрения детям закапывают специальные капли для расширения зрачка. Диагностика у маленьких детей проходит в игровой форме.
Если у ребенка или подростка обнаруживают плохое зрение, ему назначают корригирующие очки или контактные линзы.
В салонах «Счастливый взгляд» работают опытные детские офтальмологи, которые находят подход к каждому ребенку. Диагностика проходит в непринужденной игровой обстановке.
Если ребенку нужны очки, врачи могут подобрать очковые линзы для разных зрительных задач:
- для коррекции зрения вдаль и вблизи;
- для коррекции астигматизма;
- для защиты от синего света экранов цифровых устройств;
- для устранения усталости глаз при высоких зрительных нагрузках (очки с поддержкой аккомодации).
В Мегаоптике детям могут подобрать очковые линзы при прогрессирующей близорукости (миопии) — Stellest. Они помогают остановить снижение зрение у ребенка. Мегаоптика находится в Санкт-Петербурге на Лиговском, 52.
Если ребенку неудобно носить очки, ему подберут контактные линзы:
- для коррекции близорукости и дальнозоркости;
- для коррекции астигматизма.
В некоторых случаях возможно проведение аппаратного лечения на специальных тренажерах. Они восстанавливают работу глазных мышц и укрепляют их. Помогают при развитии косоглазия и нарушении бинокулярного зрения.
Зрение необходимо ребенку не только для того, чтобы видеть и различать предметы. Зрительный анализатор позволяет изучать мир, развивать интеллект, обеспечивает зрительный контроль при освоении моторных навыков. О том, когда у новорожденных появляется зрение и как оно развивается, поговорим сегодня.
Как развивается зрительная система?
Зрительная система начинает развиваться задолго до появления ребенка на свет. Примерно на второй-третьей неделе беременности у плода начинают формироваться глазные пузырьки (зачаток глаза в эмбриональном периоде). Ближе к концу четвертой — началу пятой недели появляется хрусталик, и начинают формироваться сосудистые оболочки глаза. К концу первого триместра уже развиты склеры, глазные камеры, веки, зрачок, слезные железы и даже ресницы. Одним словом, к моменту появления на свет практически все составляющие зрительной системы сформированы, но еще функционально незрелые.
Особенности зрения у новорожденных
Несмотря на то, что зрительная система развивалась на протяжении всей беременности, малыш, приходя в этот мир, видит его очень плохо: все вокруг — лишь череда нечетких образов. Однако единственное, что сейчас нужно видеть ребенку, — это лицо мамы и ее грудь (или бутылочку).
После рождения зрение новорожденного проходит несколько этапов развития. Этот процесс происходит в течение долгого времени и закончится к школьному возрасту (а в некоторых моментах — только в пубертате).
Светочувствительность. С первых минут жизни малыш реагирует на свет. Однако в первые дни яркий свет, скорее, пугает кроху, поэтому малыш рефлекторно закрывает глазки. Примерно через 2–5 недель ребенок способен фиксировать свой взгляд на различных источниках света: фонарике, люстре, дисплее мобильного телефона и др. Светочувствительность у новорожденных резко снижена по сравнению со взрослыми людьми: к 6 месяцам она соответствует 2/3 от должного уровня и только к подростковому возрасту достигает нормальных значений.
Центральное зрение — способность глаза замечать и различать мелкие предметы. Вот как происходит развитие этой важнейшей функции зрения у новорожденных и подросших малышей по месяцам. Она появляется к 2–3 месяцам жизни (тогда же малыш начинает хорошо фокусировать зрение на игрушках и лицах) и дальше постепенно совершенствуется. Примерно через 2 недели малыш может следить за достаточно крупной и яркой игрушкой. К 4–6 месяцам ребенок начинает различать лица, в 7–10 месяцев умеет распознавать различные фигуры, к дошкольному возрасту — нарисованные образы.
Цветовосприятие. При рождении малыш способен различать только черный и белый цвета. Способность идентифицировать цвет появляется у разных детей в разном возрасте — от 2 до 6 месяцев.
Бинокулярное зрение — это способность одновременность видеть обоими глазами и создавать при этом один объемный образ. Можно сказать, что эта функция определяет пространственное зрение. Этой способностью зрительный анализатор сразу после рождения не владеет. Только после двух месяцев малыш начинает осваивать ближнее пространство, хотя к моменту рождения ребенок способен на расстоянии 25–30 см улавливать взглядом фигуры и силуэты.
Поля зрения — это пространство, которое видимо для человека при фиксированном взгляде. Первые недели малыш способен видеть только то, что находится непосредственно перед ним, а все, что расположено сбоку, остается им незамеченным — вот какое зрение у новорожденных. Постепенное расширение полей начинается после двухмесячного возраста.
Кроме того, глядя на глазки только что родившегося малыша, можно заметить их нескоординированные движения, взгляд будто «сквозь тебя», поэтому иногда родители начинают бить тревогу, думая, что у их малыша косоглазие. Да, подобные явления возможны и совершенно физиологичны. Это обусловлено слабостью мышц глазного яблока. К 6 месяцам жизни эти отклонения исчезают.
Острота зрения у новорожденных
У новорожденных детей острота зрения гораздо ниже, чем у взрослых людей, и находится в диапазоне 0,005–0,015 (в норме 0,8–1,0). Причина этому — незрелость зрительной системы: сетчатка еще продолжает формироваться, а желтое пятно (участок сетчатки, где острота зрения в норме достигает максимального значения — 1,0 или 100%) еще не появилось. В течение первого года жизни острота зрения постепенно возрастает, но приблизится к взрослым показателям только к 6–7 годам.
Как проверить зрение у новорожденного?
Сразу после рождения оценка зрения проводится только по медицинским показаниям (например, при недоношенности, врожденных аномалиях глаз). Здоровые доношенные детки впервые попадают на плановый осмотр к офтальмологу только в 1 месяц жизни.
Обследование зрительной системы малыша включает в себя несколько этапов:
наружный осмотр: осматривают глазные яблоки, оценивают их симметричность, работу глазодвигательных мышц;
определяют способность фиксировать предмет взглядом;
оценивают реакции на свет;
проводят офтальмоскопию — оценивают глазное дно (состояние сетчатки, сосудов глаза, диск зрительного нерва).
Таким образом, оценка остроты зрения у новорожденных детей проводится крайне редко, обычно это рекомендуется делать уже в более зрелом возрасте.
Когда нужно обращаться к врачу?
Хотя проблемы с развитием органов зрения у новорожденных и малышей первого года жизни встречаются не так часто, есть ряд признаков, на которые стоит обратить внимание и немедленно обратиться к офтальмологу:
чрезмерное слезоотделение или наличие гнойного отделяемого из глаза — это может быть признаком непроходимости слезного канала;
покраснение глаза/век (в сочетании с гнойным отделяемым или без) или покрытые коркой веки могут свидетельствовать об инфекционном процессе;
повышенная восприимчивость к свету;
постоянное вращение глазных яблок;
неполное открытие одного из глаз, асимметрия глазных яблок;
отсутствие фиксации на лице родителей после 4–5 месяцев;
появление белого участка на зрачке может свидетельствовать о ретинобластоме.
Как можно помочь развитию зрения у новорожденных и детей первого года жизни?
Есть немало простых способов, которые могут помочь правильному развитию зрительных навыков у малышей.
Используйте ночник или другую тусклую лампу в комнате ребенка в первые 2–3 месяца жизни малыша.
Часто меняйте положение кроватки и положение ребенка в ней.
Держите игрушки, до которых можно дотянуться и дотронуться, в пределах фокуса ребенка.
Разговаривайте с ребенком, прогуливаясь по комнате; говорите эмоционально, давайте время разглядеть ваше лицо.
Чередуйте правую и левую стороны при каждом кормлении.
Тренируйте фиксацию взгляда на игрушке — водите яркой крупной игрушкой перед малышом на расстоянии 30–40 см, ближе к 3–4 месяцам — на расстоянии 60 см (держать игрушки лучше на уровне пупка малыша).
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Первые 2 недели своей жизни дети практически не реагируют на зрительные раздражители. Под влиянием яркого света у них лишь сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение еще слабо связано с сознанием.
Нормой считается острота зрения, равная единице. У новорожденного она намного слабее, чем у взрослого человека, и достигает 0,015, затем, однако, постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще не сформировалась, а желтое пятно (тот участок сетчатки, благодаря которому зрение становится 100%-м) еще вообще отсутствует.
Если бы такое зрение было у взрослого, ему жилось бы нелегко, но малышу пока и смотреть-то особенно не на что и незачем. Все, что ему нужно, это мамино лицо, ее грудь да бутылочка с соской, а они всегда близко и достаточно велики для того, чтобы поймать их взглядом.
На 10-й день после рождения крошка уже следит глазами за яркой крупной игрушкой, если она больше 15 см и попадает в поле его зрения на расстоянии 20-25 см.
Через 2-5 недель младенец в состоянии фиксировать взгляд на ярком световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте).
В течение 2-го месяца жизни ребенок следит за движением яркой игрушки вверх, вниз, влево, вправо. У него складываются первые представления об объеме предмета. Специалисты считают, что ребенок даже различает простейшие цвета (например, желтый и оранжевый). Младенцы в основном смотрят в горизонтальной плоскости и только со временем — в вертикальной.
Родители часто пугаются, когда замечают, что глазки у малыша направлены в разные стороны, то есть каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Сразу после рождения это вполне нормально. Только через 4, а иногда и 8 недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более 8 недель, нужно показать ребенка врачу.
На 3-4-м месяце уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно высок. Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша развивается быстрее. Этому также способствуют основанные на хватательном рефлексе манипуляции с различными предметами размером с кубик.
Однако когда ребенок старается что-либо достать, он, как правило, неверно оценивает расстояние до предмета. Кроме того, малыш часто ошибается и в определении объема предметов. Он пытается схватить движущиеся тени, солнечного зайчика, цветок, вытканный на мамином платье. Восприятие объема у детей развивается только тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.
Острота зрения продолжает повышаться до ОД-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня.
Способность различать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 месяцев. Ученые считают, что восприятие цветов начинается, прежде всего, с желтого и красного, способность распознавать зеленый и синий цвета возникает позже, а заканчивается обычно формирование цветового зрения к 4-5 годам.
С 6-го месяца ребенок рассматривает и активно обследует свое ближайшее окружение, при этом значительно улучшаются навыки хватания, которое становится все более точным. На основе этого у младенца формируются зрительные представления о расстоянии, что, в свою очередь, развивает трехмерное восприятие окружающего мира. В этот период острота зрения не увеличивается сильно, зато непрерывно совершенствуются другие зрительные навыки.
В период от 8 до 12 месяцев малыш начинает воспринимать предмет не только в целом, но и по частям. Он начинает активно искать игрушку, внезапно исчезнувшую из поля его зрения.
В домашних условиях остроту зрения ребенка можно проверить по его способности различать мелкие предметы и их детали, замечать перемещение разных фигурок, людей. От года до 2 лет острота зрения находится в пределах от 0,3 до 0,6, достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого. В этом возрасте точно определить остроту зрения у ребенка достаточно просто, так как большинство детей уже свободно различают значки на специальной таблице для проверки зрения. Однако поскольку кривизна роговицы у малыша меньше, чем у взрослого, ее преломляющая способность также меньше. Это объясняет дальнозоркость различной степени у большинства детей (92%).
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.