Аффективнореспираторные приступы у детей

Респираторные аффективные судороги наблюдаются у детей с повышенной возбудимостью в возрасте от 7 — 8 мес до 2 лет. В 30% случаев они носят семейный характер и провоцируются психогенным фактором: испугом, сильпой болью, гневом. Ребенок начинает кричать, затем наступает задержка дыхания на вдохе (инспираторная остановка дыхания), развивается цианоз, голова запрокинута назад, зрачки расширены, сознание утрачивается на несколько секунд. Мышечный тонус обычно снижен, но иногда отмечается гипертония. Если это состояние не ликвидировать, то в результате гипоксии могут начаться генерализованные судороги. В конце приступа наблюдается непроизвольное мочеиспускание, ребенок вял, сонлив, по может быть и в нормальном состоянии. При переключении его внимания до появления цианоза приступ может купироваться на этом этапе.

Психомоторное развитие в большинстве случаев не страдает, однако в анамнезе иногда имеются указания на патологию преперинатального периода. В неврологическом статусе можно обнаружить микросимптоматику (асимметрию мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, непостоянный симптом Бабинского и др.). На ЭЭГ в 38—45% случаев обнаруживаются изменения, характерные для органического поражения,— фоновая кривая с многочисленными медленными волнами, разрядами пиков, асимметрия колебания биопотенциалов. У 50% детей с аффективными судорогами наблюдаются эмоциональные и поведенческие нарушения. Диагноз этого вида судорог не представляет трудностей, так как они всегда следуют за отрицательной эмоциональной реакцией. Если имеются изменения на ЭЭГ, такой ребенок должен быть отнесен в группу «высокого риска» по развитию в дальнейшем эпилепсии.

Диагноз судорожного синдрома у новорожденных и грудных детей представляет в некоторых случаях затруднение. Это связано с атипичным течением, абортивпостыо, кратковременностью пароксизмов. У новорожденных не всегда четко выражен двигательный компонент. Такие судороги часто принимают за обычные движения новорожденного и диагностируют их лишь после трансформации в генерализованные или выраженные локальные пароксизмы.

У детей грудного и более старшего возраста родители, как правило, отмечают судороги с момента их возникновения. Генерализованные судорожные припадки фиксируются сразу. Малые припадки, особенно если это касается абсансов, улавливаются не всегда, так как ребенок не падает, не теряет сознания. И только по мере их повторения родители обращаются к врачу.
С целью подтверждения клинических данных и уточнения этиологии заболевания используется ряд дополнительных методов обследования.

Аффективнореспираторные приступы у детей

У новорожденных с судорожным синдромом необходимо провести тщательное биохимическое исследование крови на содержание кальция, натрия, фосфора, глюкозы, пиридоксина, аминокислот. Важное значение имеет люмбальная пункция. Она делается для исключения менингита и субарахноидального кровоизлияния. Повышенный клеточный состав указывает на воспалительные изменения, эритроциты — на субарахноидальное кровоизлияние, повышенное давление ликвора — на внутричерепную гипертензию.

Нейрорентгенологическое исследование следует проводить во всех случаях судорожного синдрома у детей раннего возраста. Оно включает краниографию, пневмоэнцефалографию. С их помощью можно получить информацию о состоянии костей черепа, желудочковой системы, субарахноидальных пространств и выявить гидроцефалию, порэнцефалию, атрофию полушарий мозга и другие аномалии развития. Локальное расширение ликворных пространств свидетельствует о корковой атрофии. Задержка газа перед каким-либо участком субарахноидального пространства указывает на слипчивый процесс в оболочках. На краниограммах можно обнаружить внутричерепные очаги обызвествления вследствие паразитарных заболеваний, кровоизлияний. В последние годы для обследования больных с судорожными пароксизмами начинает применяться компьютерная томография. С ее помощью можно обнаружить кальцнфикаты, атрофические процессы, гидроцефалию, опухоли.
Ангиография позволяет диагностировать сосудистые аномалии (аневризмы, ангиомы), которые могут быть причиной судорожного синдрома.

Наиболее важное значение как дополнительный метод исследования при судорожном синдроме имеет электроэнцефалография (ЭЭГ). На ЭЭГ можно выявить более тонкие функциональные изменения, которые связаны с механизмом, провоцирующим возникновение припадка. Метод ЭЭГ как наиболее безопасный широко применяется в раннем детском возрасте. ЭЭГ позволяет не только установить наличие пароксизмальной активности мозга, но в некоторых случаях определить и локализацию патологического очага. Следует отметить, однако, что данные ЭЭГ не всегда коррелируют с тяжестью заболевания. При выраженных изменениях на ЭЭГ у больного могут быть редкие припадки, и, наоборот, частые припадки могут сочетаться с незначительными или мало выраженными дезорганизованными кривыми. ЭЭГ-исследование следует проводить в динамике для оценки эффективности лечения.

В зависимости от характера судорожных пароксизмов и изменений нервной системы, при которых они возникли, на ЭЭГ можно обнаружить различные отклонения. Судорожные припадки возникшие у новорожденного в результате родовой травмы, характеризуются наличием остроконечных волн, которые в дальнейшем сменяются высоковольтными волнами и пиками или комплексами «пик—волна» с атипичной следовой волной.

Для детей с различными вариантами малых пропульсивных припадков характерна гипсаритмия (нерегулярные генерализованные высокоамплитудные медленные волны и разряды пиков, различной длительности и изменяющейся локализации). На фоне пшсаритмии возникают разряды пиков с гиперсинхронными медленными волнами (2—2,5 колебания в 1 с).

При органическом поражении центральной нервной системы на фоне общих диффузных изменений, характерных для этого вида поражения, обнаруживается диффузная дисритмия медленного типа с наличием гиперсинхронных тета- и дельта-колебаний. Патологическая картина более выражена в затылочной области, что характерно для детского возраста.

Комплексное клинико-электроэнцефалографическое и нейро-рентгенологические исследования способствуют ранней этиологической диагностике и целенаправленному лечению.

Аффективно-респираторный синдром встречается у 5% детей в возрасте до 5 лет. Диагностируют заболевание, если при эмоциональном напряжении случаются приступы апноэ: ребёнок не может дышать в течение 10-60 секунд. Иногда апноэ сопровождают судороги, кратковременные потери сознания.

В это время мозг испытывает острое кислородное голодание, что может повлечь за собой опасные последствия для нервной системы, в частности. Поэтому дети с аффективно-респираторным синдромом даже в лёгкой форме должны наблюдаться у невролога.

АФФЕКТИВНО-РЕСПИРАТОРНЫЙ СИНДРОМ: ПРИЧИНЫ

По МКБ 10 аффективно-респираторные синдромы относят к группе истерических расстройств личности. Однако следует понимать, что серьёзная эмоциональная нестабильность не всегда сопровождается приступами апноэ.

Аффективно-респираторный синдром у детей напоминает эпилепсию, только в более спокойной форме. Однако это самостоятельное заболевание, требующее своего лечения. Код по МКБ 10 у аффективно-респираторного синдрома F60.4. Несмотря на кажущуюся угрозу, эти неконтролируемые состояния относительно неопасны и не приводят к смерти, но могут указывать на наличие серьёзной патологии.Давайте разберемся в ее причинах.

Почему у пациентов при сильном неконтролируемом возбуждении случаются приступы:

  • Этому способствует повышенная чувствительность и эмоциональная нестабильность, связанная с типом нервной системы: темпераментом и особенностями висцеральной нервной системы (которая находится в теле и управляется мозгом).
  • Наследственный фактор. Гипервозбудимость по этому типу может передаваться по наследству: четверть детей с аффективно-респираторным синдромом рождены в семьях, где уже были подобные случаи.
  • Воспитание. Если формирование нервной системы ребёнка происходит в специфической обстановке, когда родители допускают ошибки при решении конфликтов, это может спровоцировать респираторно-аффективный синдром.

, MD, Golisano Children’s Hospital at Strong, University of Rochester School of Medicine and Dentistry

Аффективно-респираторные приступы обычно вызваны физически болезненными или эмоционально негативными событиями.

Типичные симптомы включают бледность, остановку дыхания, потерю сознания и судорожные припадки.

Несмотря на драматизм симптомов, приступы не представляют опасности.

Истерики, которые часто являются частью аффективно-респираторных приступов, можно предотвратить, отвлекая ребенка и избегая ситуаций, которые вызывают приступы.

Аффективно-респираторные приступы случаются у 5% здоровых детей. Они обычно начинаются в первый год жизни, и их пик приходится на возраст 2 лет. У 50% детей они проходят к 4 годам, а к 8 годам — примерно у 83% детей. У незначительной части таких детей приступы могут продолжаться и во взрослом возрасте. Существует две формы аффективно-респираторных приступов:

И цианотическая, и бледная формы являются непроизвольными — это означает, что дети не задерживают дыхание намеренно и не контролируют приступы. Аффективно-респираторные приступы легко отличить от редко встречающихся непродолжительных случаев умышленной задержки дыхания у некоторых детей. Дети, которые преднамеренно задерживают дыхание, не теряют сознание и возобновляют нормальное дыхание после того, как получают то, чего они хотели, или после того, как почувствуют дискомфорт, если не получают то, чего они хотели.

Цианотическая форма аффективно-респираторного приступа, которая встречается чаще всего, подсознательно инициируется детьми младшего возраста часто вместе с детской истерикой или в ответ на ругань или другие неприятные события. Пик эпизодов приходится примерно на 2 года и редко встречается после 5 лет.

Как правило, ребенок вскрикивает (не обязательно осознавая, что он делает), выдыхает, а затем дыхание останавливается. Вскоре после этого кожа начинает синеть («цианотический» значит «синий», «синюшный»), и ребенок теряет сознание. Может произойти кратковременный судорожный припадок. Через несколько секунд дыхание возобновляется, возвращается нормальный цвет кожи, и ребенок приходит в сознание. Эпизод можно прервать, поместив холодную тряпку на лицо ребенка, как только приступ начинается. Несмотря на угрожающий характер эпизода, дети не испытывают каких-либо опасных или длительных воздействий. Родители должны пытаться не допускать усиления возникающего поведения. В то же время родители не должны избегать установления надлежащих рамок для детей из-за страха вызвать приступы. Лучшие способы профилактики и лечения этих приступов — это отвлечение внимания ребенка и предотвращение ситуаций, которые приводят к истерикам. Ребенку с цианотическими аффективно-респираторными приступами врач может порекомендовать прием препаратов железа, даже если у ребенка нет железодефицитной анемии, и лечение синдрома обструктивного апноэ во сне (если ребенок страдает им).

Бледная форма обычно происходит после болезненного опыта, например, после падения и удара головой или после внезапного испуга. Головной мозг посылает сигнал (через блуждающий нерв), который сильно замедляет частоту сердечных сокращений, вызывая потерю сознания. Таким образом, при этой форме потеря сознания и остановка дыхания (и то, и другое носит временный характер) происходит в результате ответной реакции нервной системы на испуг, что приводит к замедлению работы сердца.

Ребенок перестает дышать, быстро теряет сознание и становится бледным и вялым. Может возникнуть судорожный припадок и недержание мочи. Обычно во время приступа сердце бьется очень медленно. После приступа сердце ускоряется снова, дыхание возобновляется, и сознание возвращается без какого-либо лечения. Поскольку эта форма имеет симптомы, схожие с симптомами некоторых заболеваний сердца и головного мозга, врачам, возможно, будет необходимо провести диагностическое обследование, если приступы происходят часто.

Довольно часто на приеме у детского невролога родители жалуются на импульсивность, эмоциональную лабильность ребёнка, эпизодах «заходящегося плача» во время сильной истерики. Преимущественно, это дети 2-ого года жизни, хотя подобные приступы отмечаются у малышей с 6 месяцев до 3 лет.

Как это происходит?

Ребёнок на высоте плача замирает на вдохе с широко открытым ртом, носогубный треугольник синеет. Затем, малыш «обмякает как тряпочка» или вытягивается в струну, если время задержки дыхания затянулось. Обычно это длится 30 – 60 секунд, но для родителей это время кажется вечностью.

Подобные приступы называются аффективно-респираторными пароксизмами‼ Чаще всего, они провоцируются испугом, перевозбуждением, недовольством, обидой. Немаловажную роль играет поведение родителей и общая атмосфера в доме.

Как помочь ребёнку во время приступа!?

✅ Не впадать в панику, перестать суетиться, взять ребёнка на руки. Помните, что кратковременная задержка дыхания не может навредить его здоровью.

✅ Попытаться рефлекторно восстановить дыхание: слегка похлопать по щекам, помассировать ушные раковины, побрызгать водой в лицо, в общем, нужно попытаться отвлечь.

✅ Не отвлекайтесь на собственные эмоции, действуйте сразу вначале приступа, тогда его легче остановить.

✅ После инцидента не акцентируйте внимание на произошедшем. Переключите внимание ребёнка на что-либо другое.

Родителям важно понимать, что их задача – научить малыша контролировать свои эмоции. Не нужно потакать всем прихотям своего маленького «царя», не стоит пытаться постоянно оберегать его от негативных эмоций.

Ограничьте гаджеты, мультфильмы, ведь это дополнительный раздражитель для детского мозга. А зависимость формируется очень быстро.

Мнение, что подобный пароксизм переходит в эпилепсию — ошибочно. Обследования, как правило, не выявляют никаких отклонений. Специального лечения при аффективно-респираторных пароксизмах не требуется. Однако, иногда приходится прибегать к лечению успокоительными препаратами. Но, как правило, с возрастом АРП проходит самостоятельно.

Берегите деток, будьте здоровы.

Ческидова Инна Иннокентьевна. Врач-невролог.

Аффективно-респираторными приступами называют внезапную остановку дыхания в состоянии аффекта, то есть в момент негативных эмоций. В данном случае следует учитывать не только управляемые и осознанные гнев и обиды, но и эмоции, возникающие во время страха, испуга или боли. Так, достаточно часто дети «заходятся» (как в народе называют такую ситуацию), когда кушают что-то слишком горячее, сильно ударяются головой, боятся чужого человека. Аффективно-респираторные приступы могут случиться у каждого ребенка, но чаще всего они касаются детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, реже до 6 лет.

Условно такие приступы можно разделить на 3 группы:

1. с посинением (такие имеет примерно 60% детей);

3. белые / синие (20%) – касаются детей, которые могут иметь приступы двух предыдущих видов.

Статистика утверждает, что белые приступы есть более сложными, чем синие. Вырастая, человек, у которого они были, склонен к обморокам. Опасность приступов такого типа кроется также в нарушении сердечного ритма, когда они возникают. Возможна даже остановка сердца на несколько секунд.

Повышают вероятность АРП такие факторы, как:

— не высыпание, сонливость;

— раздражительность или плохое настроение.

Аффективно-респираторные приступы могут выглядеть со стороны очень страшно, ведь ребенок перестает дышать и, посинев, теряет сознание. Главная и первая задача в таком случае – не дать ребенку удариться, ведь черепно-мозговая травма, которая может случиться в результате падения, значительно опаснее, чем сам приступ.

Если ребенок уже начал заходиться, но еще находится в сознании, тогда его нужно как можно скорее отвлечь, например, полить водой, громко крикнуть, обратить на что-то внимание, подуть и тому подобное.

После того как ребенок придет в сознание, психологи и неврологи категорически не позволяют:

1. идти на поводу у ребенка и покупать (давать) ему вещь, в следствии запрета на которую и случился АРП;

Обязательно нужно записаться на прием к врачу если первый аффективно-респираторный приступ возник после 3 лет, а так же:

— есть приступы агрессии (если ребенок наносит повреждение себе или бьет маму);

— приступы возникают часто (более 1 раза в неделю).

Достаточно часто подобные приступы являются способом ребенка повлиять на ситуацию и изменить поведение или мнение родителей. Иногда это своеобразный способ манипуляции. Поддаваться на провокацию каждый раз после аффективно-респираторного приступа не стоит, ведь это только усугубляет ситуацию.

Целесообразнее в таком случае создать условия, при которых подобных действий ребенка не будет (отвести в детский сад, нанять няню, установить четкие правила).

Аффективнореспираторные приступы у детей

01 Дек Аффективно – респираторные приступы у детей

Ребёнок плачет – обычная картина, но внезапно начинает «заходиться»: пытается вдохнуть , широко открывая рот, сначала бледнеет, затем может посинеть. Возможно, это так называемый аффективно-респираторный приступ.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются в основном в возрасте от 6 месяцев до 3- 4 лет. Проявляются чаще всего во время плача внезапной остановкой дыхания на вдохе в течение от 10-15 секунд до 10-20 минут. У ребёнка появляется бледность, а затем и цианоз (синева) носогубного треугольника, при продолжительном приступе может наступить потеря сознания и даже судороги. Частота приступов может быть различной: от единичного в несколько месяцев, до нескольких раз в день. Отличительной и очень важной чертой является проявление их непосредственно на фоне плача. Вот, например, ребёнок упал или ударился и очень сильно расплакался ( многие родители даже отмечают непохожесть плача в данном случае на другой, т.е. он более выражен), затем беззвучно открывает рот, синеет, а через определённое время приходит в себя. Внешне проявляются эти приступы бурно и очень пугают родителей. Внимательные родители, у которых ребёнок страдает данным недугом очень чётко определяют, когда может развиться данный приступ (плач очень сильный и выраженный). Обусловлены аффективно-респираторные приступы недостаточным поступлением кислорода к головному мозгу, поэтому при достаточно длительной их продолжительности может сформироваться эпилептический очаг, дающий в последующем различные судороги. Вполне обоснованы в данном случае страхи родителей в отношении схожести этих приступов с эпилепсией. По данным кафедры детской неврологии БелМАПО, аффективно-респираторные приступы в 5,8% могут «перерасти» в эпилепсию, но опасность существует только в определённых случаях:

  • при продолжительных приступах (более 10- 20 минут);
  • при наличии в роду больных эпилепсией (наследственная предрасположенность);
  • при наличии у ребёнка ещё каких-либо судорог;
  • возникновение аффективно-респираторных приступов спонтанно, т.е. внезапно, когда им не предшествует плач.

Что же делать, если у вашего ребенка развился подобный приступ? В это время необходимо отвлечь ребёнка каким-либо другим родом деятельности, что в плане предотвращения приступа может быть очень эффективным и в некоторых случаях единственным способом борьбы с недугом. Вывести из этого состояния ребенка можно воздействуя каким-либо внезапным раздражителем: подуть на ребёнка, побрызгать холодной водой, дать вдохнуть пары нашатырного спирта.

Но при наличии у вашего ребёнка аффективно-респираторных приступов обязательно необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу в любом случае, даже если вы научились сами справляться с ними, не говоря уже об описанных выше проблемах.

Специалист после того, как проведёт сбор анамнеза (подробно расспросит вас о характере приступов у ребёнка, провоцирующих факторах, наследственности, уточнит как у вас протекала беременность, роды и послеродовой период), осмотрит малыша, назначит ряд обследований, который будет включать:

  • проведение ультразвукового исследования ( УЗИ) головного мозга при наличии открытого большого родничка на темени;
  • электроэнцефалограмму (ЭЭГ), т.е. исключить судорожную готовность головного мозга.

Нужно понимать, что это абсолютно безопасные и безболезненные, но достаточно информативные методы исследования. В каждом конкретном случае могут понадобиться дополнительные методы исследования. Кроме того необходимо исключить патологию со стороны внутренних органов (сердечно- сосудистой системы, эндокринной системы, системы органов дыхания).

Также желательна консультация врача-психотерапевта, так как в более взрослом возрасте дети могут манипулировать взрослыми, попросту симулируя данные приступы.

При своевременном обращении к специалисту купирование аффективно-респираторных приступов является безопасным и эффективным.

Подводя итог вышесказанному, следует ещё раз обратить внимание, что родителям детей с аффективно-респираторными приступами не стоит впадать в панику, но и нельзя оставлять её без внимания.

Дубоделова Мария Александровна, врач – невролог первой категории.

Первый приступ эпилепсии не всегда может рассматриваться эпилептологами как дебют эпилепсии. Много различных заболеваний приводят к развитию состояния, похожего на первый приступ эпилепсии.

Разберем самые частые варианты, которые встречаются на приёме у невролога, когда пациенты обращаются с эпизодом, похожим на эпилепсию.

По статистике единичный эпилептический приступ может перенести каждый двадцатый человек. 5% людей всей популяции перенесли один типичный приступ, как при эпилепсии. Но затем второго приступа может никогда и не случиться.

Приступ может быть спровоцирован разными факторами: высокой температурой, интоксикацией, алкоголем, электротоком, лишением сна, стрессом, обменными нарушениями, переутомлением, длительным просмотром телевизора или занятиями за компьютером. Такой единичный пароксизм, мы называем «ситуационно обусловленный». Подобные приступы могут далее повторяться, но они неэпилептического генеза. Их бывает непросто отличить от эпилепсии. Ведь приступы при эпилепсии тоже могут быть спровоцированы этими же факторами.

После первого эпиприступа требуется обратиться к эпилептологу и провести обследование для выявления его причины.

Возможный круг заболеваний, при которых могут быть один и более приступы, широкий. К таким состояниям относится токсическое, метаболическое, посттравматическое, инфекционное или органическое поражение головного мозга.

И, безусловно, на первом месте этот единичный приступ рассматривается неврологами как начало эпилепсии.

Требуется точно и подробно описать первый приступ эпилепсии:

  • дату, время;
  • что перед этим делал пациент;
  • последовательность события;
  • как выглядело со стороны;
  • что ощущал сам человек;
  • что произошло сразу после приступа;
  • вызывали ли Скорую помощь;
  • купировался ли приступ самостоятельно или после введения лекарственных средств;
  • был ли госпитализирован;
  • результаты обследования;
  • изучение предоставленных медицинских документов;
  • как чувствовал себя в течение последующих часов и дней;
  • не заболел ли (например, ОРВИ).

Причиной первого неэпилептического приступа, похожего на эпилепсию, может быть патология:

  • судорожный синдром при различных заболеваниях (например, травмах, кровоизлияниях в мозг, инфекциях),
  • обморок при ВСД,
  • нарушения сердечного ритма (пароксизмальная тахикардия, экстрасистолия),
  • преходящие нарушения мозгового кровообращения,
  • апноэ у детей (например, при аспирации слюны),
  • миоклонус неэпилептического генеза (например, в виде сокращения мышц лица, заведение глазных яблок),
  • парасомнии (нарушения сна неэпилептического генеза, снохождение, сноговорение),
  • доброкачественное головокружение,
  • эссенциальный тремор,
  • головные боли различного происхождения,
  • мигрень,
  • аффективно-респираторный синдром,
  • боли в животе различного генеза,
  • невротические реакции,
  • психические заболевания,
  • и многие другие состояния.

На приеме после подробного расспроса пациента и свидетелей приступа, для уточнения происхождения единичного приступа, похожего на эпилептический, врач определит необходимость проведения дополнительных методов обследования:

  • электроэнцефалографии (фоновой или по показаниям ЭЭГ сна, ЭЭГ видео мониторинга),
  • визуализация с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) или компьютерной (КТ) головного мозга.

Для диагностики после первого приступа эпилепсии, возможно, потребуется проведение таких дополнительных методов исследования, как:

  • общий анализ крови,
  • общий анализ мочи,
  • биохимический анализ крови,
  • в том числе анализ на содержание сахара в крови,
  • электрокардиография (ЭКГ),
  • кардиоинтервалография (КИГ),
  • ультразвуковое исследование (УЗИ) сердца,
  • УЗИ внутренних органов.

Также, при первом приступе эпилепсии для исключения или подтверждения диагноза может потребоваться консультация специалистов:

  • психиатра,
  • психолога,
  • эндокринолога,
  • нейрохирурга,
  • гастроэнтеролога,
  • генетика,
  • уролога,
  • пульмонолога,
  • кардиолога,
  • отоларинголога,
  • окулиста,
  • инфекциониста
  • и других.

Не все эти методы исследования и консультации всех этих врачей требуется у каждого человека, перенесшего первый приступ эпилепсии. Круг обследования определяет эпилептолог, даёт направления и ориентирует, где и каким образом можно дообследоваться пациенту.

В том случае, если по клиническим проявлениям первый приступ был типичным для определенной формы эпилепсии, а также есть явная эпилептиформная активность на ЭЭГ, данные МРТ не противоречат этой форме эпилепсии, есть наследственная отягощенность, есть очаговые неврологические симптомы (например, парезы), есть интеллектуальные и поведенческие нарушения, то можно думать о дебюте эпилепсии. Все эти проявления могут быть в разной степени выраженности и в разных сочетаниях. Только если у врача имеется точная уверенность на основании этих факторов, тогда уже после первого приступа можно поставить диагноз эпилепсия с учетом её формы по международной классификации.

А дальше встанет вопрос: «Лечить ли эпилепсию после первого приступа?»

После проведения необходимых методов исследования после первого приступа, как при эпилепсии, возможными вариантами могут быть Диагнозы:

  1. Единичный эпилептический приступ.
  2. Единичный эпилептический приступ, дебют эпилепсии (с указанием формы по классификации).
  3. Эпилептическая энцефалопатия, с когнитивными и поведенческими нарушениями, единичный приступ.
  4. Судорожный синдром при других заболеваниях.
  5. Пароксизм неэпилептического генеза (с уточнением заболевания).
  6. Конверсионное расстройство.
  7. Парасомнии.
  8. Множество других вариантов.

И тактика лечения этих заболеваний разная, часто совершенно противоположная. И чем раньше поставлен диагноз эпилепсия, чем раньше назначено рациональное лечение, тем лучше прогноз на выздоровление. Вот почему так важно поставить правильный диагноз сразу после первого приступа эпилепсии.

Итак, из статьи мы узнали, что первый приступ эпилепсии требует обязательного обращения к неврологу, который после внимательного изучения характера пароксизма может определить перечень обследования, выявить причину, поставить правильный диагноз. Причиной первого приступа, похожего на эпилепсию, могут очень многие заболевания, лечить которые нужно другими методами.

Поделиться:

Озноб или жар, сильное головокружение, недостаток кислорода, учащённое сердцебиение, дрожь, звон в ушах, потливость, тошнота… Паническая атака проявляется по-разному. Человеку в этот момент может казаться, что он задохнётся, описается, потеряет сознание. Появляется ощущение, будто вот-вот что-то должно произойти. Ему кажется, что он предчувствует надвигающуюся смерть или катастрофу. Иногда в этот момент он ощущает сильную боль в груди, которую можно принять за сердечный приступ.

Охранительное поведение — повод для самоизоляции

На деле паническая атака — это резко возникшая тревога из-за того, что происходит в данный момент в теле. Это не более чем приступ страха собственных ощущений. Чаще проблемой является не сам приступ паники, а боязнь атаки и мысли о её последствиях — страхе сердечного приступа или сумасшествия, боязни опозориться или потерять контроль.

В результате контроль ещё больше усиливается, появляется настороженность и концентрация на собственных чувствах и ощущениях. Возбуждение нарастает и ведёт к усилению физических ощущений, волнению, слабости. Появляется ложная тревога: именно сейчас я сойду с ума или умру.

Вот в этот момент происходит пик паники, то есть сама паническая атака.

Из-за возникающего страха пережить это снова появляются тревожные мысли: это опять случится, если я буду волноваться, полечу на самолёте, спущусь в метро. Тогда возникает охранительное поведение. Человек начинает искать способы уберечь себя от волнения. Он перестаёт посещать людные места, летать в отпуск, отказывается от публичных выступлений и других дел, которые, по его мнению, могут спровоцировать приступ, и таким образом всё больше ограничивает себя в активной жизни. Охранительное поведение не кажется ему ограничивающим. Он воспринимает его как защитное.

Это не опасно для жизни!

У одних панические атаки случается несколько раз в год. У других, при тяжёлых состояниях, и несколько раз в день.

Чтобы разобраться в механизме развития этого состояния, приведу слова врача-невролога и рефлексотерапевта Акмарал Казибековой. « Приступ панической атаки вызывает выброс адреналина — гормона, который готовит человека к реакции на опасность и включает механизм “бей и беги”. Таким образом, паническая атака — это всего лишь своеобразный сбой в системе, из-за которого без видимой причины включается аварийный механизм. Основное, что нужно знать пациенту с паническими атаками: это состояние не опасно для жизни » .

Большая часть панических атак связана с гипервентиляцией лёгких, то есть с учащённым дыханием. В этот момент в организм поступает большое количество кислорода, а углекислого газа выдыхается недостаточно. В крови накапливается избыток O 2 , который приводит к сужению артерий и сосудов, что блокирует доставку кислорода в мозг.

Именно по этой причине панические атаки могут случаться ночью, если у человека бывали случаи апноэ (приостановки дыхания) и изменялся уровень углекислого газа в крови. Также атаки может спровоцировать жаркая погода или духота, которые приводят к обезвоживанию и учащению пульса.

Но есть и психологические причины возникновения атак. К ним относятся информационный перегруз, высокая ответственность, расставание или его угроза, сильная усталость и внезапные неудачи. Но это лишь следствие. Как правило, самостоятельно невозможно определить первопричину возникновения паники, что ещё больше увеличивает тревогу, повышает контроль и напряжение, которые усиливают риск повторных приступов.

Учимся предотвращать атаки

Паническое расстройство отлично лечится с помощью психотерапии. Но если по какой-то причине невозможно посетить специалиста, воспользуйтесь приведённой ниже инструкцией, которая поможет предотвратить атаку:

  • Определите, в чём суть страха. То есть, чего именно вы боитесь. Ещё раз напоминаю, атака и паническое расстройство — не причина, а следствие.
  • Осознайте и подробно опишите своё охранительное избегающее поведение.
  • Подумайте, что будет вас мотивировать к изменениям. В чём польза изменений.
  • Выстройте страхи по иерархии — создайте список страхов от самого слабого до самого сильного.
  • Оцените рациональность и логичность своего страха.
  • Проживите страх в своём воображении: «Что будет, если я…»
  • Тренируйтесь встречаться со страхом каждый день в реальной жизни, постепенно учитесь проживать страх. Например, если страшно посещать торговый центр, для начала просто подойдите и постойте у его входа. На следующий день зайдите внутрь на пару минут. Потом постепенно увеличивайте время пребывания внутри.
  • Наблюдайте за своими ощущениями, просто проживая их. Не сопровождайте наблюдение мыслями о последствиях. Только наблюдайте.
  • Переключайте внимание. Замечайте цвета вокруг. Например, найдите пять предметов синего цвета и два — жёлтого.
  • Дышите медленно, животом, положив руку на грудь, чтобы замечать, как она всё медленнее и медленнее поднимается.
  • Помните! Все панические атаки имеют временной промежуток. Подумайте, что вы будете делать, когда она закончится.
  • Помассируйте шею, уши, мизинцы.
  • Носите с собой бумажный пакет. В тот момент, когда почувствуете приближение приступа, плотно прижмите его к лицу, медленно вдыхайте и выдыхайте в него. Делайте это до тех пор, пока дыхание не станет ровным. Если нет пакета, дышите в сложенные в виде чашечки ладони.
  • Помните, что паническая атака не приводит к смерти и сумасшествию. Начните иначе думать о происходящем. Не как о катастрофе, а как о реакции организма на какое-либо событие. Вспомните, что те ощущения, которые вы проживаете, имеют отношение только к тому, что происходит сейчас и ничего не говорят о будущем.

Влада Олейник, психолог, системный семейный терапевт, сексолог

Причины детской агрессии чаще всего лежат в особенностях взаимоотношений в семье. Если ребенок проявляет неконтролируемую агрессию, в подавляющем большинстве случаев, причиной этого является один из следующих механизмов:

Образец поведения. Если в раннем детстве ребенок при помощи агрессии добился желаемого, он будет неосознанно повторять этот образец поведения, так как мозг всегда идет по наиболее легкому пути;

Копирование. Самый большой и важный пример для ребенка — его родители. Если в семье проявляют агрессию взрослые, ребенок в силу любви, родительского примера будет копировать их поведение.

Самозащита. Давление родителей, рамки, осуждение, несправедливость, насилие и другое негативное воздействие вызывает ответную защитную реакцию в виде агрессии, тем более, если хотя бы раз при помощи нее ребенку удастся «отбиться» от направленного на него негатива.

Недостаток любви. Если ребенку не хватает внимания и при помощи демонстрируемой на других агрессии удается привлечь внимание родителей, он будет снова и снова прибегать к этому методу, как только почувствует потребность получить подтверждение в том, что его любят.

Добавляют свое и такие причины как неумение контролировать эмоции, обилие насилия и агрессии на экране, межличностные конфликты, слабая социальная адаптация, низкая самооценка, наличие психотравм и т. п.

Существуют также случаи, когда причины агрессии у подростков и детей лежат в физиологических причинах: органические поражения головного мозга, соматические заболевания, шизофрения, эпилепсия, невротические расстройства психики, переутомление, хронический стресс.

Симптомы детской агрессии наблюдали многие: ребенок кусается, плюется, обзывается, отбирает игрушки, плачет, орет, щипается, рвет одежду, ломает игрушки, бросается предметами, матерится, и т. п. Вспышки агрессии намеренно выставляются напоказ, ребенок демонстративно отказывается соблюдать даже режимные моменты.

Аффективнореспираторные приступы у детей

Если приступы агрессии вызваны объективными причинами и носят временный характер, то, скорее всего, ничего делать с этим не нужно. Если же вспышки приобретают регулярный характер, ребенок становится неуправляемым, испытывает трудности в общении, необходимо предпринимать меры. Особенно опасной становится скрытая агрессия у подростков, когда они проявляют подобное поведение только при особых обстоятельствах и в узком кругу сверстников, а дома ведут себя нормально. Вдали от родных они становятся особенно жестокими, плетут интриги, мстят, шантажируют, часто получают удовольствие от своих действий. Впоследствии из таких подростков вырастают агрессоры и манипуляторы, они лицемерны и коварны. Характер вспышек может становится особенно тяжелым, вплоть до намеренного и извращенного причинения физического и морального вреда окружающим. Такие случаи требуют профессиональной помощи.

Как лечить приступы агрессии у детей?

Здесь необходима комплексная работа, причем не только психиатрическая, но и полное изменение поведения родителей. Психотерапия приведет к выраженному результату только если будет сочетаться с грамотным поведением окружающих людей.

Если агрессия вызвана внутренними конфликтами ребенка, взаимоотношениями в семье, окружением, то основным методом лечения здесь будет психотерапия, которая имеет возрастные особенности и проводится в виде игр, сказок и другой понятой ребенку деятельности.

Если в основе агрессивного поведения ребенка лежат физиологические причины, то работа психотерапевта будет сочетаться с медикаментозным лечением, а также коррекцией основного состояния или заболевания, если оно поддается коррекции. Используют также физиотерапевтические методы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector