Нарушение речевого развития

Нарушение речевого развития

По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.

Как понять, что нарушение есть

О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз «задержка речевого развития», дело не только в «говорить». Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:

    малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;

В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.

Как прояснить ситуацию

Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:

    Проблемы только с речью или прослеживаются и в других сферах (тревожность, странное поведение, чрезмерная активность)?

Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.

Что нужно и не нужно делать?

Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:

1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.

2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.

3. Обратиться к неврологу.

Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:

    Впадать в панику, сравнивать своего малыша с другими, обсуждать в его присутствии проблему и акцентировать внимание на том, как все плохо.

Как разговорить ребенка?

Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:

    Записаться к логопеду. Желательно найти специалиста, владеющего логомассажем. Тактичность в отношении детских проблем и умение не влезать в другие области, приветствуются.

В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.

В статье затрагивается актуальная проблема, очень важная для родителей детей с нарушениями речи и без. Выявляются основные причины вероятного возникновения нарушения речевого развития и звукопроизношения. Статья дает возможность предугадать нарушения речи и своевременно принять меры или же и вовсе избежать их.

Следует отметить, что в настоящее время возросло количество детей с нарушением речи. Современные родители в большинстве своем очень осознанные и ответственные. И когда они сталкиваются с такой проблемой, как нарушение звукопроизношения у ребенка, они сразу же задаются вопросом – «А что же послужило причиной этому?».

В этой статье мы поможем родителям разобраться, что может привести к нарушениям речи. Эта информация будет полезна и для тех, кто хотел бы предотвратить возможность возникновения данного отклонения в речевом развитии.

Под причиной речевых нарушений понимается воздействия на организм внешнего (экзогенного), внутреннего (эндогенного) факторов или же их влияние в совокупности, что в итоге определяет специфику речевого расстройства.

Соответственно причины речевых нарушений можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние (эндогенные) причины нарушений речи:

1. Внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развитию плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес.

  • Внутриутробная гипоксия плода. Токсикозы, гестозы беременности, патология плаценты, повышение артериального давления у беременной, а также различные соматические заболевания матери могут стать причиной гипоксии плода.
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
  • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы.
  • Несовместимость крови матери и плода (резус-конфликт или конфликт по группе крови). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество — непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. К асфиксии (или гипоксии) во время родов может привести различная акушерская патология (неправильное предлежание плода, многоплодная беременность, многоводие, преждевременное отхождение околоплодных вод, узкий таз, затяжные или стремительные роды).

3. Употребление алкоголя, наркотических веществ и табачных изделий матерью во время беременности. В науке описан алкогольный эмбриотический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития. Никотин отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте, что приводит к замедлению транспортировки аминокислот от матери к плоду.

4. Работа на вредном производстве (чрезмерные физические нагрузки, контакт с вредными химическими веществами, воздействие ультрафиолетового излучения, ионизирующей радиации).

5. Особенность психического состояния нервной системы матери в период беременности (стресс, длительно текущее депрессивное состояние, нагрузки социального характера, экономические и материальные трудности).

6. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

7. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, хронические заболевания).

Внешние (экзогенные) причины нарушений речи:

  1. Немаловажное значение для развития ребенка имеют социально-бытовые условия, в которых он растет. Неблагоприятные социально-бытовые условия, могут приводить к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
  2. Речь ребенка развивается по подражания. Из-за этого крайне важно, чтоб ребенка окружали люди с правильной речью. И если в семье имеются старшие дети с дефектом звукопроизношения, важно своевременно заняться его исправлением.
  3. Стресс, испуг, психотравмирующая ситуация в семье и другие различные психические травмы могут стать причиной возникновения нарушения речи. Помимо того, что это задерживает развитие речи, в ряде случаев это может приводить и к психогенным речевым расстройствам: мутизм или невротическое заикание.
  4. Сам факт общения имеет большое значение в развитии речи. Ребенку недостаточно просто слышать звуки (телевизор, радио), необходимо именно прямое общение со взрослыми. Важно общаться с ребенком соответственно его возрасту. Если с ребенком первого года жизни нормой является поддерживать эмоциональное общение, то с ребенком по старше (2-3 года) следует переходить уже на предметно-действенное общение. Если же этот переход не осуществляется, то следует задуматься о риске возникновения задержки психо-речевого развития.
  5. Подлаживание взрослых под детскую речь (сюсюкание) является одним из видов неблагоприятного социального воздействия, которое может мешать развитию речи и закреплять неправильное звукопроизношение.

В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.

Речь – является высшей психической функцией, важнейшим критерием, по которому оценивается общее развитие ребенка. Развитие речи тесно связано с другими психическими процессами: мышлением, памятью, воображением, вниманием. Именно поэтому важно следить за речевым развитием ребенка, чтобы вовремя выявить нарушения речи у детей, если они имеют место быть.

Развитие речи у каждого ребенка происходит в собственном ритме, поэтому не все задержки или нарушения речи у детей нужно считать патологиями. Исследователи выделяют несколько этапов формирования речи по месяцам и годам:

  • С рождения до 4 месяцев ребенок без нарушений речи должен эмоционально реагировать на голоса взрослых, агукать, улыбаться, плакать.
  • До года ребенок должен научиться произносить простые слоги «ма-ма-ма», «ав-ав» и т.д.
  • От 12 до 18 месяцев ребенок должен знать имена родных, реагировать на них, узнавать указываемые предметы, знать их названия.
  • До двух лет включительно ребенок учится использовать простые словосочетания с существительным и глаголом в составе.
  • В 3 и 4 года ребенок без нарушений речи уже может составлять длинные предложения и относительно четко произносить звуки.
  • К шести годам ребенок должен владеть более 2500 слов, иметь правильное произношение, уметь пересказывать события, правильно использовать времена.

Нарушения речи у детей диагностируют в случае заметного отставания от этих приблизительных норм. Помимо задержки речевого развития, существует несколько видов нарушений речи у детей, которые, также могут встречаться и у взрослых.

Причины нарушения речи у детей:

Основные факторы, приводящие к нарушениям речи у детей делятся на внешние и внутренние, иногда они могут сочетаться. Итак, что влияет на развитие нарушений речи у детей:

  • Внутриутробные патологии, наследственность
  • Родовые травмы, недоношенность
  • Заболевания, травмы матери во время вынашивания ребенка
  • Употребление матерью алкоголя, курение, пребывание в плохих условиях среды, прием лекарств
  • Стрессы матери
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни, травмы
  • Нарушения слуха

Часто причиной нарушений речи у детей является среда и окружение. Для нормального развития, ребенку необходимо внимание и общение с родителями. К сожалению, даже в благополучных семьях, с детьми могут недостаточно заниматься и общаться: ребенок играет с планшетом, телефоном, игрушками, но эти вещи никак не развивают его речь.

Иногда родители не пытаются спровоцировать разговор с ребенком – они угадывают его желания, сразу выполняют просьбы и т.д. Таким образом, ребенок просто не испытывает потребности говорить. Кроме того, ребенку необходимы постоянные новые впечатления, в однообразных бытовых условиях развитие ребенка замедляется.

Виды нарушений речи у детей:

  • Дисфония (афония) – изменение голосового аппарата посредством напряжения и спазма в связках. При этом заболевании голос становится хриплым, меняются высота и тембр.
  • Брадилалия – правильная, но сильно замедленная речь. Существует обратное этому нарушение речи – тахилалия. В этом случае речь сильно ускорена, могут пропускаться или повторяться отдельные слоги.
  • Заикание – нарушенная ритмика речи, возникает из-за судорог в речевом аппарате.
  • Дислалия – нарушение речи, связанное с затруднением произношения отдельных фонем, например, шепелявость и картавость.
  • Ринолалия – гнусавость
  • Дизартрия – происходит из-за плохой подвижности органов речи, в результате страдает артикуляция. Приводит также к нарушениям письма, чтения и речи в общем.
  • Алалия — возникает из-за недоразвитости речевых центров мозга. Заболевание может быть врожденным или приобретенным. — означает утрату уже сформированных функций и вызывается поражением речевых зон лобной коры. При этом серьезном нарушении речи, у детей наблюдается полная или частичная утрата способности понимать обращенную к ним речь и говорить самому.

К наиболее серьезным нарушениям речи относят алалии, афазии и их виды.

Лечение нарушений речи у детей

Лечение нарушений речи у детей проводят в нескольких направлениях – это логопедическая, психологическая, педагогическая, неврологическая работа с возможным применением лекарств. Огромное значение в успешности лечения играет участие родителей и обстановка в семье.

Если с небольшими нарушениями речи может справиться детский логопед, то такие заболевания как различные алалии требуют комплексного подхода и участия нескольких специалистов, а само лечение может быть достаточно продолжительным.

В большинстве случаев лечения нарушений речи заметна положительная динамика. Однако, в школе у ребенка с алалией и афазией могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. Для улучшений интегральных свойств мозга, детям нередко назначают ноотропные препараты, улучшающие память, нейронные связи, стимулируют психические процессы.

Родители должны помнить, что нарушения речи у детей в дошкольном возрасте могут повлечь последствия в дальнейшем, если не приступить к их коррекции и лечению.

Григорий Андреевич Макагонов 27 октября 2021

Лекция для врачей «Задержка речевого развития у детей (ЗПРР, задержка речи у детей)». Лекцию для врачей проводит детский невролог к.м.н. Воронов Игорь Анатольевич (стаж 34 года)

На лекции для врачей рассмотрены следующие вопросы:

  • Что делать, если ребенок не говорит в год?
  • Как помочь ребенку заговорить?
  • Роль указательного жеста в развитии речи. В каком возрасте идти к детскому неврологу?
  • Дети-билингвы и задержка развития. Как правильно разговаривать с ребенком?
  • Если до 5 лет ребенок не говорит — сможет ли заговорить?
  • Назначение лекарств при задержке речи
  • Почему дети в детском саду начинают быстрее разговаривать?
  • Правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек?
  • Когда можно говорить о наличии ЗПР?

Медицинская литература по детской неврологии

Нарушение речевого развития

Неврология новорожденных: острый период и поздние осложнения — Ратнер А. Ю.

Детально рассматривается клиническая картина их развития (острые нарушения спинального и мозгового кровообращения, шейный остеохондроз, «цервикальная» близорукость, ночной энурез, нейроортопедические осложнения, судорожные состояния у детей и др.).

Нарушение речевого развития

Патология головного мозга у новорожденных и детей раннего возраста — Власюк В. В.

Разнообразие форм поражений головного мозга у детей, как эти поражения отличаются от патологии мозга у взрослых и какова роль инфекций, гипоксии, родовой травмы и других факторов в их происхождении. Текст сопровождают более 450 цветных иллюстраций (фотографии, схемы и графики)

Нарушение речевого развития

Детская неврология — Бадалян Л.О.

Сведения по семиотике поражения нервной системы у детей и основным нозологическим формам неврологических заболеваний детского возраста.

Нарушение речевого развития

Ортопедия первых шагов — Мицкевич В. А.

Организация стояния и ходьбы ребенка. Исследование нижних конечностей. Влияние обуви на стопу и ходьбу. Деформации роста нижней конечности. Дисплазия и гипермобильность. Системные дисплазии. Рахит. Дисплазия развития тазобедренного сустава. Варусная деформация проксимального отдела бедра. Деформирующий остеохондроз большеберцовой кости

Дефекты речи – это искаженное произнесение звуков, которое возникает в результате нарушений в работе речевого аппарата. Неправильное произношение у взрослого человека чаще всего связано с травмами, операциями, сильными стрессами. У детей патологии обычно возникают вследствие неврологических расстройств или наследственного фактора. Дефекты речи лучше исправлять в детстве, тогда шансы на то, что ребенок будет говорить правильно и внятно значительно увеличиваются. Решение данной проблемы необходимо доверить грамотным специалистам, таким как в клинике «Доктор звуков».

ВИДЫ ДЕФЕКТОВ

Дефекты подразделяются на несколько видов, чаще всего диагностируется картавость или шепелявость. У детей, занимающихся в логопедических центрах подобные недостатки устраняются относительно легко.

Картавость и шепелявость

По сути картавость и шепелявость – это естественные дефекты речи, которые проявляются в период, когда ребенок только учится говорить. А вот их закрепление и длительность сохранения зависят от внешних причин. Например, поощрение родителями неправильного выговаривания определенных звуков, наличие патологий произношения у окружающих, которые ребенок копирует, стресс и эмоциональное потрясение.

Дислалия

Этой патологией страдают люди с нормальной работой слухового аппарата и его связью с нервной системой. В этом случае человек смешивает звуки, меняет их, некоторые не произносит вообще. Проблема обычно устраняется при помощи заучивания скороговорок.

Дизартрия

Данное расстройство связано с поражением нервной системы или же с патологиями связи ЦНС и речевым аппаратом. В этом случае у человека наблюдается низкая подвижность мягкого неба, губ и языка. Именно из-за этого возникают дефекты речи.

Ребенку с дизартрией плохо дается письмо, чтение, также наблюдается общее недоразвитие речи. Взрослые с этим видом патологии услышанную речь воспринимают хорошо, но письмо и чтение не меняются.

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, это лишь симптом травмы, опухоли нервной системы, нейроинфекции, сбоя мозгового кровообращения, ДЦП и др.

Ринолалия

Этот вид дефекта характеризуется гнусавостью при проговаривании звуков. Патология является следствием расстройства речевой функции носа.

Заикание

Основными признаками являются нарушения ритма, интонации или ударений, частые повторения звуков или слогов, паузы во время разговора . Причина такой симптоматики – судорожное состояние мышц речевого аппарата. Заикание формируется в возрасте от 2 до 5 лет, в то время, когда происходит активация развития речи.

Мальчики страдают заиканием чаще, чем девочки.

Алалия

Алалия формируется при поражении зон мозга, которые отвечают за функции речи. Такое может случиться во время родов, а также при травмах в период внутриутробного развития ребенка. При этом проблем со слуховым аппаратом или замедления умственного развития не наблюдается.

ЭТИОЛОГИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ

Все причины можно разделить на две категории: врожденные и приобретенные. В первом случае проблемы человека связаны с наследственностью, особенностями организма, тяжелым протеканием беременности. Во втором расстройства возникают и развиваются вследствие запущенности болезней, патологий слухового аппарата, стрессов и т.д.

Причин расстройств речи множество, классифицировать их можно относительно триггеров (профоцирующих факторов):

  1. Наследственные – речевые патологии наследуются от родителей.
  2. Врожденные – расстройства вызваные осложнением беременности, приемом беременной некоторых лекарственных средств.
  3. Перинатальные – осложнения во время родов.
  4. Постнатальные – появляются после родов, например, из-за преждевременных родов.
  5. Функциональные – имеются патологии органов, которые принимают участие в произношении.
  6. Эндокринные – связаны с психомоторным развитием ребенка.
  7. Психосоматические – аномальная речь провоцируется негативными мыслями, и наоборот – трудности в проговаривании звуков провоцируют негативное мышление. Психосоматическое расстройство чаще встречается у взрослых людей.
  8. Связанные с окружающей обстановкой – ближайшее окружение человека оказывает не последнюю роль на его лингвистические способности.

Причины неправильного произношения могут быть связаны со строением артикуляционного аппарата. Также возможен сбой в работе центральной регуляции дыхания – ограничение подвижности языка, голосовых связок, губ, гортани, мягкого неба.

В некоторых случаях наблюдается педагогическая запущенность – у ребенка нет грамотности, отсутствие правильной речи у окружающих. Реже диагностируется нарушение фонематического слуха – плохое понимание слов окружающих, невозможность различия фонем.

КОГДА РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЕСПОКОИТЬСЯ?

Обычно в раннем возрасте возникают проблемы с выговариванием шипящих, а также букв «р» и «л». В их образовании участвует самый кончик языка, и его движения должны быть точными и мелкими. Кроме того, плохое выговаривание данных букв может быть связано с укороченной уздечкой (перемычка под языком), слишком крупным размером языка, неправильным прикусом, высоким небом. Точно разобраться с этиологией возникновения дефектов может только специалист.

В возрасте 1 года малыш должен выговаривать 5-10 слов. Если он не произносит ни одного слова – это уже звоночек. Если к 3 годам он так и не заговорит, назвать это просто «особенностью» уже никак нельзя.

В возрасте 3 лет ребенок уже может произносить небольшие фразы, но если малыш разговаривает односложно, вообще не говорит или неправильно произносит звуки, визит к врачу лучше не откладывать.

К 4 годам он должен хорошо говорить. Сложные звуки уже даются более легко. В своем лексиконе малыш должен иметь слова, которые обозначают пространственные и временные понятия. В 5 лет он уже может выговаривать все шипящие буквы.

К 6 годам в речи должны присутствовать длинные фразы, человек должен хорошо выговаривать букву «р» и проговаривать скороговорки.

Нарушение речевого развития

Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

  • Первичная консультация — 4 000
  • Повторная консультация — 2 500

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

  • изменение темпа — ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
  • гнусавость;
  • заикание;
  • дислалия или косноязычие — «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
  • афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов — моторная, сенсорная, —
  • проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
  • дизартрия — нарушение артикуляции;
  • олигофазия («мало слов») — состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
  • мутизм (молчание);
  • дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Изменение темпа

Нарушение речевого развития

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Афазия

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.

Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.

Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок развивался и рос в нормальном русле, без каких-либо задержек или нарушений. Однако, сегодня современные дети подвержены различным факторам, которые в той или иной мере воздействуют в неблагоприятной форме на их развитие. В первую очередь, это касается речи ребенка. Многочисленные опросы и статистические данные говорят о том, что каждый второй ребенок имеет проблемы с речью, кто-то в большей степени, а кто-то – в меньшей.

И проблемы касаются не только правильного произношения слов, некоторые дети совсем не говорят до дошкольного возраста, а пользуются лишь жестами. В любом случае, какие бы не были проблемы с речью у ребенка, необходимо при первых же симптомах обращаться за помощью к логопеду.

Итак, какие же факторы влияют на развитие речи ребенка и что нужно делать, чтобы данная проблема вас не затронула.

Основные причины задержки развития речи

Недостаточное общения с ребенком

Первая и самая значимая причина задержки речи ребенка заключается в том, что родители не уделяют ему должного внимания, мало контактируют с малышом. На самом деле, ребенок нуждается в общении, даже если он еще не умеет разговаривать. С первых дней жизни он начинает все слова, привычки и действия «впитывать» от своих родителей. Чем больше мама и папа разговаривают с ребенком, тем лучше. Рассказывайте ему больше сказок, пойте детские песни, общайтесь между собой в семье. Тем самым, ребенок будет подражать родителям и начнет разговаривать в полной мере без нарушений.

Техника и гаджеты

Вторая причина, как ни странно, заключается в использовании в воспитательных целях современной техники: смартфонов, телевизоров и компьютеров. Звучит странно, не правда ли? Но на самом деле гаджет сегодня – это «паразит» в жизни человека. Мы не можем прожить без наших телефонов, выхода в интернет, любимой телепрограммы или сериала. Даже в воспитании ребенка родители нередко прибегают к использованию техники. Хочется выпить чашку кофе и отдохнуть? Не проблема! Можно усадить ребенка перед телевизором, включить ему мультфильм и забыть о нем на пару десятков минут. Но что в это время происходит с ребенком? Его нервная система возбуждается, тем самым начинается торможение развития речевого аппарата. Тишина и свобода – это конечно хорошо, но ребенок и его развитие должно стоять на первом месте, поэтому не прибегайте к данному методу воспитания, а лучше почитайте ему интересную детскую книгу.

Отсутствие культуры чтения

Из второй причины плохого развития речи малыша вытекает третья – нежелание ребенку читать. Чтение книг является основополагающим фактором в воспитании. Как было сказано выше, когда мы разговариваем с ребенком и читаем ему детские книги, он начинает все запоминать и пытаться повторить. Соответственно, чем больше этому мы уделяем времени, тем лучше. Купите хорошие детские книги: сказки, развивающие журналы, стихотворения. Главное, чтобы книга несла добрый и поучительный смысл, тогда вы принесете больше пользы для воспитания и развития своего ребенка.

Чрезмерное внимание к ребенку

Как ни странно, постоянное внимание и усиленная опека ребенка может вызвать у него нежелание разговаривать. И это еще один фактор нарушения речи. Как он проявляется? Очень просто! Замечали ли вы хоть раз, что ваш ребенок в детском саду разговаривает намного усиленнее, чем дома? Это связанно с тем, что там мало его понимают и не знают его предпочтения, поэтому ребенку нужно говорить, чтобы добиться того, что он хочет, чтобы с ним поиграли или дали покушать. А дома мама и папа задают только такие вопросы, на которые малыш дает ответ «да» или «нет», так как знают предпочтения своего чада. Поэтому необходимо провоцировать ребенка на диалог, больше с ним разговаривайте, чтобы малыш давал вам развернутый вопрос.

Нарушения в физиологическом развитии

И последней, но не маловажной причиной позднего развития речи являются физиологические причины, не зависящие от родителей. Проблемы с речью могут быть связаны со слабыми мышцами языка, тугоухостью, другими врожденными особенностями, а также гипоксией в родах и спецификой течения беременности. Все это можно исправить либо хирургическим вмешательством (например, подрезать уздечку), либо помощью логопеда.

Итак, разобравшись с причинами, влияющими на развитие речи ребенка, нужно понять, что делать, если все-таки эта проблема вас затронула.

Речевое развитие ребенка в Волгограде

Как уже говорилось ранее, главное – заниматься с ребенком, больше с ним разговаривать, читать детские книги. Можно родителям ознакомиться самостоятельно с книгами по логопедии и попробовать самим начать заниматься с ребенком. Возможно, что-то из этого получится. Но не стоит уповать только на собственные силы. Все-таки профессиональный специалист справится с этой проблемой намного эффективнее и быстрее. Поэтому, если вы сами не уверенны в своих силах, то обратитесь к профессиональным логопедам центра «Говоруня». В нашем Центре созданы все необходимые условия для проведения успешной коррекции общей задержки развития речи у детей.

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это распространенное нарушение, которое может возникать в виде неотягощенного самостоятельного диагноза. Или сопровождать более серьезные неврологические состояния, к примеру, детский церебральный паралич или эпилепсию. Задержка речи у ребенка может также дополняться таким нарушением, как задержка психологического развития.

Современные методы лечения позволяют стабилизировать состояние ребенка. Если применяется профессионально составленная программа лечения, базовые эффективные приемы терапии, а также последние разработки в плане технологий, маленький пациент демонстрирует отличную динамику, быстро переходит в фазу фразовой речи.

Задержка психического и речевого развития у детей

Задержка психического развития у детей в комплексе с отставанием в плане речи (ЗПРР) – это не патологические и зачастую слабо- или средневыраженные нарушения психического развития. Эти отклонения обычно связаны с неврологическими нарушениями или просто замедленным созреванием психики ребенка.

Дети с ЗПРР хорошо слышат, хорошо выговаривают звуки и степень зрелости мышления у них обычно в норме. Они много играют, хотя примитивный или специфический характер игр может вызывать некоторую настороженность у родителей.

Если родители знают нормы и стадии развития речи у ребенка, они могут выявить признаки нарушений в 2 или 3-4 года. А специалисты утверждают, что чем меньше возраст, в котором диагностируется задержка психологического развития у детей, тем легче и быстрее проходят лечение и реабилитация.

Стадии развития речи:

  • Первые 12 месяцев жизни – подготовка к словесной речи. Ребенок, услышав голос другого человека, ищет его глазами, ближе к концу первого года жизни реагирует на произношение своего имени. Также появляются голосовые реакции.
  • Конец 1-го-начало 2-го годов жизни – постепенное овладевание языком, формирование звуковой речи. К концу первого года жизни в арсенале малыша может быть уже до 300 слов.
  • 2,5-6 лет – активная речевая практика и стремительное развитие ребенка, его речи. Развитие происходит в процессе общения. Ребенок автоматически учит и использует новые слова (часто не до конца понимая их смысл), услышанные от родителей или окружающих. Словарный запас к поступлению в школу (6-7 лет) составляет примерно 2-3 тысячи слов, которые используются чаще всего.
  • Период обучения в школе – систематическое обучение языку и даже 2-3 языкам параллельно, овладевание письменной речью. Активный и пассивный словари ребенка регулярно пополняются.

Родители должны оценить, соответствует ли возраст ребенка актуальной стадии развития речи.

Причины и симптомы задержки развития

Задержка речевого развития и/или психологического развития, причины:

  • Особенности характера ребенка или воспитательного процесса.
  • Неврологические заболевания, нарушения.

Задержка речи у ребенка и/или психологического развития, симптомы:

  • Ребенок не проявляет интереса к познавательным занятиям.
  • Вспыльчивость или неестественная веселость.
  • Скудный словарный запас.
  • Быстрая утомляемость, капризность.
  • Эмоциональная реакция на яркий свет, громкую музыку.
  • Плохие успехи в обучении.

Реабилитация и лечение детей с ЗРР и ЗПРР в Хабаровске

ЗРР и ЗПР у детей в медицинском центре «Неокортекс» лечатся эффективными проверенными методиками. К каждому маленькому пациенту с задержкой психо-речевого развития специалисты находят особенный, индивидуальный поход. Соответственно, создается индивидуальный план лечебных и реабилитационных мероприятий.

В центре «Неокортекс» есть все условия и современные технологии, чтобы поставить точный и окончательный диагноз, оценить степень проблемы, выявить и устранить причины отклонений. Методика лечения, основанная на участии родителей и специалистов разного профиля, дает эффективный результат. Однако прогноз нормализации состояния психики и успешности речевого развития находятся в прямой зависимости от возраста ребенка и ранней диагностики нарушений.

Лечебная программа направлена на восстановление ЦНС, нормализацию реакции на внешние раздражители, улучшение способности к обучению, развитие речевых навыков.

Методы, которые применяются в лечении ЗРР и ЗПР (стимуляция мозговой деятельности):

    . . .
  • Аудиотренировка. . .
  • Психологическое сопровождение. . .

Целесообразность применения того или иного метода определяется после диагностики и консультации специалистов (одного или нескольких) – психолога, психиатра, невролога и других. Ознакомиться подробно с программами можно в нашем материале в блоге по этой ссылке «Программы реабилитации для детей с задержкой речевого развития»

Нарушение речевого развития

Специалистами Центра разработаны методические способы работы с детьми с задержкой речевого развития, имеющими значительные нарушения речи при расстройствах аутистического спектра, а также при моторной и сенсорной алалии и при выраженных формах дизартрии. Ниже кратко описываются нарушения речи, при которых самостоятельное развитие речевой функции у ребенка практически невозможно.

У неговорящих (мутичных) детей может быть, как нормальный слух, так и тяжелая степень тугоухости. Их органы речи могут быть органически сильно повреждены, а могут и не иметь видимых патологий, интеллектуальный уровень развития иногда бывает очень высоким, а порой – значительно снижен. В каждом конкретном случае причину патологического развития речи определяет врач, опираясь, как на свой профессиональный опыт, так и на результаты объективного обследования ребенка. Если же обследование не показывает органических нарушений речедвигательного и речеслухового аппаратов, а также нет видимых предпосылок для грубого недоразвития мыслительных процессов, но у ребенка замечены выраженные особенности эмоционально-волевой сферы, то в этом случае может быть заподозрен диагноз раннего детского аутизма (РДА).

Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром. Современные инструментальные возможности (ЭЭГ, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс и т. д.) позволяют выявить имеющиеся морфологические и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункций мозга больного аутизмом. Хотя эти же методы при тяжелых нарушениях аутистического спектра могут не выявить никаких значимых нарушений морфологии или обмена. В тяжелых случаях ребенок не в состоянии произнести не только слова, но и отдельные звуки речи. При выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата ему не удается найти их нужную позицию. Причем в этих случаях теми же органами свободно выполняются любые «непроизвольные» движения (дети без затруднений едят, глотают, облизывают испачканные губы и т. п., могут спонтанно вокализировать отдельные звуки).

Моторная алалия — не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения. У ребенка с алалией не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить комплекс последовательных артикуляционных движений, трудности переключаемости. Отмечается несформированность ритмической структуры слова и фразы. Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, ограничен рамками обиходно-бытовой тематики. Речь сбивчивая, непонятная, страдает временная и причинно-следственная связь.

Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, так у него не развиваются слухоречевые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.

При сенсорной алалии имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца речеслухового анализатора, в котором происходит первичный анализ речевых звуков. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком. Распознавание сенсорной алалии, ее дифференциальная диагностика с другими видами нарушений затруднена. При отсутствии или недостаточности понимания речи, прежде всего, возникает вопрос о состоянии слуха человека. Как показали многократные специальные исследования, в подавляющем большинстве случаев дети с сенсорной алалией имеют некоторое незначительное снижение тонального (физического) слуха, но оно не столь серьезно, чтобы существенно влиять на развитие понимания речи. Неполноценность восприятия объясняется не снижением слуха, а специфическим состоянием коры головного мозга.

Иногда ребенок понимает только одного человека – мать, педагога и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой. При этом реакция на звуки не зависит от громкости звучания. В тяжелых случаях у безречевого непонимающего ребенка отмечается двигательное беспокойство, имеются выраженные трудности поведения: ребенок прыгает, кричит, стучит, хаотичен в деятельности. Реже такие дети бывают ласковыми, стеснительными, в какой-то мере осознающими свой дефект.

Некоторые дети с сенсорной недостаточностью пользуются для общения ограниченным набором жестов. Слушают музыку, избирательно относятся к мотивам. Тишина успокаивает детей, громкие же разговоры, крик раздражают. Они правильно реагируют на изменение интонации, не понимая при этом слов-обращений. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов, повторяются слова, воспринимаемые в данное время или воспринятые ранее – эхолалия. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется.

Дизартрические расстройства речи в раннем возрасте трудно диагностируются, т.к. могут наблюдаться при самых различных в топическом плане очаговых поражениях мозга и поэтому не сразу дифференцируются от других форм тяжелого нарушения речевой функции. Для специалиста, работающего с ребенком, важно вовремя выделить признаки имеющейся дизартрии, потому что приемы коррекции речи в этом случае будут отличаться от методов работы над устранением проявлений моторной или сенсорной алалии.

Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как требуется длительный период систематической работы целой команды специалистов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно. Однако, при первично сохранных интеллектуальных способностях ребенка, своевременное начало работы над становлением речевой функции очень часто позволяет ему в дальнейшем обучаться по программе массовой школы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector