Сенсорное развитие детей 4 5 лет

К 5-му году жизни малыш уже освоил много навыков и теперь может занять себя, а не просто подражать взрослому. У крохи окончательно сформировались все органы чувств, происходит совершенствование головного мозга.

важноПроцесс воспитания ребенка дошкольного возраста должен включать в себя развитие сенсорики.

Развивать ее у детей 4 лет можно, опираясь на те умения, которые присущи малышам такого возраста:

  • появляется прочная связь между названием цвета и представлением о нем (т.е. говоря о каком-то цвете, кроха ясно себе его представляет);
  • дети начинают чувствовать темп и ритм музыки;
  • детки хорошо усвоили понятие «большой-маленький», и теперь они начинают чувствовать разницу между понятиями «далеко» и «близко»;
  • восприятие формы обычно связано с уподоблением каким-то предметам. Говоря о чем-то круглом, карапуз скажет «как солнышко», а о чем-то прямоугольном – «как телевизор».

Зрение детей

Помимо развития остроты зрения у малышей развивается тонкое восприятие оттенков. Обычно к моменту поступления в школу малыши различают основные цвета, но у дошкольников 4-5 лет все еще остается несовершенным улавливание различий между сходными оттенками.

  • Чтобы стимулировать развитие восприятия цветов у вашего малыша, предлагайте ему игры, направленные на выкладывание цветных узоров, игры с мозаикой, рисование красками.
  • Можно улучшить остроту зрения, если правильно проводить упражнения с крохой, направленные на различение приближенных и удаленных объектов.
  • При этом родителям лучше учесть, что кроха не должен перенапрягать глазки, рассматривая объекты при слабом или мерцающем освещении.

Возможные отклонения от нормы

советИногда, ссылаясь на недостаточное развитие остроты зрения, характерное многим деткам, можно оставить без внимания близорукость или дальнозоркость. Так, если вы замечаете, что малыш не обращает внимания на детали картинки, проявите бдительность и проконсультируйтесь у окулиста.

Достаточно редко, но все же у детей бывает нарушение восприятия цветов. Малыш может не видеть оттенков зеленого или красного, поэтому путает их, гораздо реже нарушается различие оттенков синего и желтого. Очень редко можно столкнуться с полным отсутствием восприятия цветов. То есть кроха не ощущает их, а только различает светлоту изображения.

Слух ребенка 4-5 лет

Начав свое формирование еще в раннем детстве, слух продолжает развиваться и в дошкольном возрасте. О правильном и достаточном его развитии может свидетельствовать то, что ребенок хорошо говорит. В процессе общения у крохи происходит совершенствование слуха. В возрасте 4-5 лет он имеет большие различия, заложенные индивидуально. Некоторые малыши будут иметь очень тонкий слух, у других же слуховая чувствительность может быть очень низкой, но в пределах нормы.

Вы можете способствовать развитию слуховой чувствительности крохи, регулярно занимаясь музыкой. Давайте ему постоянно слушать разную музыку. Также можно наигрывать малышу легкую мелодию и просить его, чтобы он напел то, что услышал.

Нормы и отклонения

важноТо, что взрослые могут описать как рассеянность и невнимательность ребенка, на самом деле может быть вызвано снижением слуха.

Ребенок может плохо слышать, но это остается незамеченным, потому что компенсируется тем, что к 4-5 годам дети уже могут различать интонации и понимать смысл сказанного, глядя на выражение лица и движение губ того, кто к нему обращается.

Двигательные и кожные ощущения

Двигательные ощущения играют важную роль в осуществлении разнообразных движений и участвуют в процессах отражения всего, что окружает малыша.

Дети в 4 года умеют правильно оценивать ощущения, поступающие от разных органов чувств:

  • они начинают более точно чувствовать разницу в массе предметов;
  • у них появляется представление о предметах или явлениях благодаря ощущениям, которые они получают одновременно от нескольких органов чувств, работающих вместе.

Эстетическое восприятие детей в 4-5 лет

Это качество не дается малышам от рождения, а проявляется в процессе становления личности. К четырем годам маленькие ценители искусства начинают воспринимать эмоциональную окрашенность сказок, сопереживают их героям. Развитие художественного восприятия сказывается на умении давать оценку услышанному или увиденному. Правильно подобранное музыкальное сопровождение дает возможность деткам ближе воспринимать художественный образ.

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Ощущения — это потоки электрических импульсов, которые «включают» нервные клетки (нейроны) и запускают нервные процессы.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

И каждая сенсорная система поставляет в мозг свои сигналы, из которых наш мозг должен как мозаику собрать целостный образ представлений о предмете или явлении, о самоощущении.

Представьте себе, что вы чистите и едите апельсин.

Мы получаем информацию об апельсине через ощущение запаха, цвета, поверхности апельсиновой кожуры, его сладкий сочный вкус.

Наш мозг всю информацию об апельсине собирает в одно целое, и мы понимаем, что у нас в руках один апельсин, а не несколько.

Что бы передать информацию о своих ощущениях от апельсина, нам нужно эти ощущения перевести в слова.

Ребенок изначально не владеет словарем, описывающим ощущения себя и окружающего мира. Научиться понимать свои ощущения и говорить о них – одна из важных задач раннего развития.

Как же способствовать сенсорному развитию ребенка.

Сенсорное развитие в раннем возрасте является основой интеллектуального развития, упорядочивает представления ребёнка о мире, развивает внимание и концентрацию, а также является основой для развития воображения и эстетического чувства.

Для малышей не обязательно иметь сложные материалы для сенсорного развития.

Это могут быть сенсорные дорожки с различной поверхностью и наполнителями.

Сенсорные коробки с различными наполнителями (фасоль, горох, манка). Сенсорную коробку изготовить очень легко: обычный пластиковый контейнер или таз наполняется крупой. Ребенку также можно дать баночки, ложки для пересыпания, поместить в коробку различные предметы, камушки, крупные бусины, ракушки.

Фотография сайта m.babyblog.ru

Для слуха можно использовать самодельные погремушки. Их можно сделать из пластиковых футляров, коробочек от детских сладостей. Их можно наполнить разными крупами, и ребенок может слушать различные звуки.

Сенсорные мешочки с различными материалами: ракушками, шишками, кусочками кожи, меха, ткани, коры и др.

В возрасте от двух лет можно активно пополнять сенсорный словарь ребенка наглядными опытами и примерами: большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий, полный-пустой и др.

Очень хорошо идут игры-сортировки предметов по цвету, форме.

Не забывайте про вкусовые ощущения. Изучайте с ребенком вкус различных продуктов, обязательно в водите в словарь ребенка названия вкусовых ощущений: горький, сладкий, кислый, соленый…

Очень дети любят угадывать овощи и фрукты по вкусу.

После трех с половиной лет, когда речь ребенка становиться более развитой можно играть в исследовательские игры, описывать предметы, сравнивать их между собой.

В старшем школьном возрасте хорошо идут игры, связанные с описание предметов:

«Угадай предмет по описанию», «Опиши предмет как можно большим количеством слов».

Так же можно угадывать предметы по звукам. Например, звук режущих ножниц, звон чашек, стук карандаша. Определять по звуку из чего сделан предмет (стеклянный, металлический, деревянный, пластиковый, фарфоровый.

Идей игр для сенсорного развития множество.

Пусть игра и общение с ребенком приносят Вам радость и удовольствие!

К автору уже обратились 126 человек с сайта

Сенсорное развитие детей 4 5 лет

«Сенсорное развитие
ребенка раннего возраста –
необходимое условие его
конструктивной деятельности».
Сенсорное развитие детей 4 5 лет
❓Что стоит за этим красивым словом❓

✅Сенсорное восприятие происходит от слова sense: чувство\ощущение\сознание и неразрывно связано с работой органов чувств ребенка (зрение\осязание\слух\обоняние и тд
✅Чувственное\сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия предметов и развитие представлений о свойствах предметов: об их структуре, форме, цвете, величине, текстуре, температуре, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.
✅На основе сенсорного восприятия строятся мышление, воображение и запоминание, способность к исследованию, обследованию, абстрагированию, группировке. Сенсорное развитие напрямую взаимосвязано мелкой моторикой и речью ребенка.
✅Сенсорное развитие крайне важно для последующего развития ребенка и подготовки его к будущей творческой деятельности. Познание ребенка тем глубже и многообразнее, чем выше качество и уровень развития его сенсорного опыта.
✅Сенсорное развитие подразумевает предоставление ребенку максимально широкой информации о мире и его предметах, о причинно-следственной связи и свойствах предметов; о положении предметов в пространстве и связи зрительного восприятия с осязанием.
?Напомню основные этапы сенсорного развития ребенка на первом году жизни:
?В 1 месяц ребенок следит за движущейся игрушкой. Это самый первый, зрительный этап сенсорного восприятия.

?В 3 месяца появляются первые неправильные движения руки к игрушке, ребенок отводит руки до плеча. Ребенок начинает ощупывать собственные ладошки или предметы. Иногда захватывает и удерживает игрушку. Это есть начало сенсорного развития. Начинается второй, осязательный этап сенсорного развития.

?К 4 месяцам ребенок захватывает, ощупывает, рассматривает и перекладывает в руках игрушку, низко висящую над ним, узнает «знакомую» игрушку. Находит глазами невидимый источник звука (звонящий телефон, дверной звонок, радио). Рассматривает руку. Четче видит и наслаждается яркими красками. Фиксирует движущийся предмет.

?В 5 месяцев ребенок овладевает полным объемом движений рук: он берет игрушку из рук взрослого, захватывает ее двумя руками, тянет ее в рот. Также тянет в рот предметы, руки и ноги. Играет с пальцами ног. Начинает тянуться за предметами, координируя движения глаз и рук. Так начинается третий, координационный этап сенсорного развития ребенка.

?В 6 и 7 месяцев ребенок может долго рассматривать, изучать и перекладывать в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку. Он начинает изучать свойства предметов и причинно-следственную связь.

?К 8му месяцу ребенок уже хорошо вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими. Начинает подражать действиям взрослых с игрушками (катает, стучит, вынимает и т.д.).

?С 9 месяцев ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами («пинцетный захват»), начинает складывать пирамидку, действует с предметами, в зависимости от свойств (катает, открывает, гремит и прочее), выбрасывает игрушки на пол, кивает. Захват предметов двумя пальцами. Может установить кубик на кубик.

?В возрасте после 14- 18 месяцев ребенок начинает группировать , сортировать, обобщать предметы и конструировать (это развивает мышление, логику и пространственное восприятие).
❓Что нужно знать родителю про сенсорное развитие?
✅Начинать развивать ребенка можно прямо с самого рождения.
✅ Ни в коем случае не нужно надевать на ребенка царапки – это тормозит сенсорное восприятие.
✅ Прямо начиная с рождения можно делать массаж пальчиков рук ребенка.
✅ Нужно предоставлять ребенку максимальное разнообразие текстур\звуков\фактур\температуры\формы для изучения.
✅Не нужно запрещать ребенку все тянуть в рот (ведь если он тянет все в рот, значит он находится на этапе оральной стадии познания мира).
✅Не нужно запрещать ребенку все бросать и разрушать построенные башенки\пирамидки (ребенок находится на этапе изучения причинно-следственной связи).
✅ С помощью целенаправленных действий ребенок изучает новые качества и свойства предмета: трясет чтобы понять звук; гладит чтобы понять текстуру; катает чтобы понять форму; поднимает чтобы понять размер, бросает чтобы понять вес, и т. д.
✅Основная задача родителя в период развития сенсорных способностей – вовремя обучить ребенка всем этим действиям и помочь ребенку систематизировать хаотически получаемые данные: обучить цветам\формам\звукам и тд.
✅Во время игр с ребенком родитель описывает и обобщает предмет, например: «Это мячик. Он синий. Он катится.». Или описывает и систематизирует, сравнивает с другими: «Это красный кубик. Положим все красные кубики в эту коробочку.». Или проводит аналогии: «Это зеленая машинка. Как травка».
✅Вначале изучаются грубые и самые базовые описания предметов (например цвет- красный), потом выявляются детали (например, оттенки красного: бордовый\розовый\алый).
✅На определенном этапе (примерно к 5-6 годам) накопленный сенсорный опыт позволяет оценивать предметы без их осязания, появляется так называемое «зрительное ощупывание» (ребенок может определить свойство предмета без его ощупывания).
✅Самые простые сенсорные игры включают в себя как простое изучение предметов, ощупывание их и знакомство с их формами и свойствами, так и игры на сортировку предметов по их какому-либо качеству (цвету\форме и тд), специальные игры, направленные на развитие сенсорного восприятия: попытка угадать предмет с закрытыми глазами на ощупь \ по звуку\ по вкусу.
✅ Необходимо помнить о мерах безопасности и правилах оказания первой помощи при играх с мелкими предметами. Игра ребенка с мелким предметом должна осуществляться в присутствии взрослого человека. Об безопасности и первой помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути я обязательно напишу в ближайшее время отдельно!

?И хотя производители мелких предметов пишут на упаковке возраст от 3 лет, тем не менее, именно возраст до 3 лет является наиболее важным для контакта с мелкими предметами и необходимым для стимуляции пинцетного захвата и нормального сенсорного развития, а также навыков сравнения, сортировки и группировки – важнейших мыслительных операций.

?Очень важно в период максимального сенсорного развития не давать ребенку в руку плоский планшет. Как бы Вы не радовались тому, что ребенок складывает в 1,5 года паззлы на планшете, знайте, что это происходит за счет и в ущерб сенсорному развитию.

?Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. В раннем возрасте максимальное влияние необходимо уделять именно сенсорному развитию ребенка, а не раннему математическому или лингвистическому развитию ребенка. Активное раннее математическое и лингвистическое развитие может происходить в ущерб сенсорному развитию. Иными словами, упор в первые годы жизни нужно делать упор на сенсорное, чувственное развитие, а не учить буквы.
?Свободная игра летом на природе с ее разнообразием шумов, звуков, форм, цветов и текстур – один из лучших сенсорных примеров. Обратите внимание ребенка на детали: что у всех деревьев листики разные, в лесу предложите закрыть глаза и послушать шум леса и пение птиц, или предложить с закрытыми глазами понюхать разные цветы, грибов, зелени, травы. Мы с сыном очень любим играть в игру «определить еду с закрытыми глазами». А в Японии дети должны расставить стаканчики с водой по степени солености воды – для развития вкусовых рецепторов.

☺️Будьте счастливы и получайте удовольствие от сенсорных игр с Вашими детьми!

❗️Напомню, что ранее я писала о задержке речи, о вреде планшета, об аутизме, о детях с синдромом Дауна и о неврологическом развитии недоношенных детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector