Назад Вперёд
Загрузить презентацию (340 кБ)
Курс, специальность: 1 курс, специальность 34.02.01 Сестринское дело, группа 191.
Тема раздела: Множественные аллели. Наследование групп крови.
Тема занятия: Наследование групп крови и резус-фактора.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Место проведения: кабинет медицинской генетики.
Продолжительность: 90 мин.
Число участников: 20 человек.
- Ознакомить с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека.
- Актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта.
- Способствовать осмыслению полученных знаний и умения применять их на практике.
Задачи занятия:
- Изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора
- Научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач
- Разъяснить наследование групп крови и резус-фактора.
- Научить студентов решать задачи на определение наследования групп крови и резус-фактора.
- Научить прогнозировать вероятность рождения детей с гемолитической болезнью.
- Развивать умение обобщать, анализировать, делать выводы.
- Стимулировать интерес к поисковой , познавательной деятельности.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать самостоятельность суждений студентов.
- Способствовать развитию практических навыков будущего медработника.
- Воспитывать интерес к своей профессии;
- Воспитывать чувство ответственности за здоровье пациента.
- Воспитывать аккуратность, внимательность, точность.
Используемые методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Используемые принципы: принцип доступности, принцип научности, принцип наглядности.
Форма организации занятия: самостоятельная работа, индивидуальная работа, беседа, фронтальный опрос, решение ситуационных задач.
Планируемые результаты обучения:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– характеризовать современные научные открытия в области биологии;
– устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества;
– самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты;
– анализировать и использовать биологическую информацию;
– пользоваться биологической терминологией и символикой;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные биологические теории идеи и принципы, являющиеся составной частью современной естественнонаучной картины мира;
– о методах биологических наук: цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, экологии;
– о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера);
– о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке.
Ожидаемые результаты: все студенты освоят изложенный материал и научатся применять полученные знания в профессиональной деятельности жизненных ситуациях.
Приобретаемые навыки обучающихся:
– Навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
– Навыки работы с ПК, электронной презентацией.
– Навыки работы использования интернет-ресурса.
– Навыки самообразования.
– Навыки устной и письменной речи.
– Навыки самоконтроля.
– Навыки самоанализа учебной деятельности.
Оценка, приобретаемых знаний:
– Общая успеваемость 100 %
– Качественная успеваемость > 65%
Оснащение: компьютер, ноутбуки, экран с мультимедийным проектором, презентации по теме занятия, доступный интернет, карточки с таблицами групп крови и генетическими обозначениями.
Цели использования ИКТ на занятии:
– средство активации деятельности обучающихся ( презентация позволяет преподавателю вести беседу со студентами, задавая вопросы по теме, помогает обучающимся актуализировать знания, полученные ранее, в том числе и по другим дисциплинам; высказывать и анализировать получаемую информацию, сравнивать обобщать);
– компьютерные демонстрации для решения ситуационных задач;
– способ повышения интереса студентов;
– источник дополнительной информации по дисциплине;
– умение пользоваться интернет-ресурсами.
Основные понятия: антигены, антитела, агглютинация, донор, реципиент, резус фактор, резус-конфликт, рецессивный ген крови, доминирующие гены крови.
Межпредметные связи: медицина, иммунология, цитология, патология, психология.
Внутрипредметные связи: цитогенетика, генетика онтогенеза, молекулярная и биохимическая генетика.
Основная литература:
1. Н.В.Чебышева. Биология. Москва. «Академия», 2011
2. Э.Д.Рубан. Генетика человека с основами генетической генетики. Ростов на дону: Феникс. 2013
3. Н.П.Бочкова. Медицинская генетика. Москва. «Академия»,2009.
4. А.Ю.Савченко. Основы медициеской и клинической генетики. Ростов на Дону: Феникс. 2008.
Фильтрация проб крови сквозь гель, импрегнированный моноклональными реагентами — агглютинация + гель-фильтрация (карточки, перекрестный метод). При необходимости (обнаружение А2-подтипа) проводится дополнительное тестирование с использованием специфических реактивов.
Синонимы: Анализ крови на определение группы; Группа крови АВ0; Группа крови по системе АВО; Определение группы крови. ABO Grouping, Blood Typing, Blood Group, Blood Type.
Краткое описание исследования Группа крови
Группа крови — это генетически наследуемый признак, не изменяющийся в течение жизни. Определение групповой принадлежности крови используется в клинической практике при переливании крови и ее компонентов, в гинекологии и акушерстве при планировании и ведении беременности. Система групп крови AB0 является основной системой, определяющей совместимость (или несовместимость) переливаемой крови, так как эти антигены наиболее иммуногенны. Особенностью системы АВ0 является то, что в плазме у неиммунных людей имеются естественные антитела к отсутствующему на эритроцитах антигену. Систему групп крови АВ0 составляют два групповых эритроцитарных антигена − агглютиногены А и В, и два соответствующих антитела − агглютинины плазмы α (анти-А) и β (анти-В). Различные сочетания антигенов и антител образуют четыре группы крови:
- группа 0αβ (I) − на эритроцитах отсутствуют групповые агглютиногены, в плазме крови присутствуют агглютинины α и β;
- группа Aβ (II) − эритроциты содержат только агглютиноген А, в плазме крови присутствует агглютинин β;
- группа Bα (III) − эритроциты содержат только агглютиноген В, в плазме крови содержится агглютинин α;
- группа AB (IV) − на эритроцитах присутствуют агглютиногены А и В, плазма крови агглютининов не содержит.
Определение групп крови проводят путем идентификации специфических антигенов и антител (двойной метод или перекрестная реакция).
Несовместимость крови наблюдается, если эритроциты крови донора (реципиента) несут агглютиногены (А или В), а в плазме крови реципиента (донора) содержатся соответствующие агглютинины (α или β), при этом происходит реакция агглютинации. Переливать эритроциты, плазму крови и особенно цельную кровь от донора к реципиенту нужно строго соблюдая групповую совместимость. Лучше всего переливать кровь, эритроциты и плазму той же группы, которая определена у реципиента. В экстренных случаях эритроциты группы 0 (но не цельную кровь!) можно переливать реципиентам с другими группами крови; эритроциты группы А можно переливать реципиентам с группой крови А и АВ, а эритроциты от донора группы В − реципиентам группы В и АВ.
Кровь донора
Кровь реципиента
Эритроциты донора
Кровь реципиента
Антигены системы АВ0 выявляются не только на эритроцитах, но и на клетках других тканей. Они развиваются на ранних стадиях внутриутробного развития и у новорожденного уже находятся в существенном количестве. Кровь новорожденных детей имеет возрастные особенности − в плазме крови могут отсутствовать характерные групповые агглютинины, которые начинают вырабатываться позже (постоянно обнаруживаются после десяти месяцев), и определение группы крови в этом случае проводится только по наличию антигенов системы АВ0.
Трудности при определении группы крови вследствие подавления реакции гемагглютинации возникают также после введения плазмозаменителей, переливания крови, трансплатации, септицемии и пр.
Наследование групп крови В основе закономерностей наследования групп крови системы АВ0 лежат следующие понятия. В локусе гена АВ0 возможны три варианта (аллеля) − 0, A и B, которые экспрессируются по аутосомно-кодоминантному типу. Это означает, что у лиц, унаследовавших гены А и В, экспрессируются продукты обоих этих генов, что приводит к образованию фенотипа АВ (IV группа крови). Фенотип А (II группа крови) может быть у человека, унаследовавшего от родителей или два гена А (генотип АА), или гены А и 0 (генотип А0). Соответственно, фенотип В (III группа крови) − при наследовании или двух генов В (генотип ВВ), или В и 0 (генотип В0). Фенотип 0 (I группа крови) проявляется в случае наследования двух генов 0 (генотип 00). Это объясняет, почему в том случае, если оба родителя имеют II группу крови (с возможным генотипом А0), кто-то из их детей может иметь первую группу (генотип 00), или в случае, если у одного из родителей группа крови A (II) (с возможным генотипом А0), а у другого B (III) (с возможным генотипом В0), дети могут иметь не только группы крови А (II) и B (III), но и 0 (I) и АВ (IV).
С какой целью определяют Группу крови
Помимо ситуаций, связанных с необходимостью переливания крови, определение группы крови, резус-принадлежности, определение наличия аллоиммунных (изоиммунных) антиэритроцитарных антител должно проводиться при планировании или во время беременности для выявления вероятности иммунологического конфликта матери и ребенка, который может приводить к гемолитической болезни новорожденных (см. тест № 140).
Гемолитическая болезнь новорожденных – гемолитическая желтуха новорожденных, обусловленная иммунологическим конфликтом между матерью и плодом из-за несовместимости по эритроцитарным антигенам. Болезнь обусловлена несовместимостью плода и матери по D-резус- или АВО-антигенам, реже имеет место несовместимость по другим резус- (С, Е, с, d, e) или М-, М-, Kell-, Duffy-, Kidd-антигенам. Любой из указанных антигенов (чаще D-резус-антиген), проникая в кровь резус-отрицательной матери, вызывает образование в ее организме специфических антител. Последние через плаценту поступают в кровь плода, где разрушают соответствующие антигенсодержащие эритроциты.
Предрасполагают к развитию гемолитической болезни новорожденных нарушение проницаемости плаценты, повторные беременности, медицинские аборты, выкидыши, внематочные беременности, инвазивные диагностические и лечебные вмешательства (биопсия ворсин хориона, амниоцентез, кордоцентез и др.), кровотечения во время беременности, ретрохориальная гематома, абдоминальные травмы и переливания крови женщине без учета резус-фактора и др. При раннем проявлении заболевания иммунологический конфликт может быть причиной преждевременных родов или выкидышей.
В основе наследования групп крови у человека лежит кодоминирование, а также множественный аллелизм.
Кодоминирование заключается в том, что пара аллельных генов, оказавшись в одном генотипе, полностью проявляют себя. Ни один из них не является ни доминантным, ни рецессивным. Также не наблюдается промежуточный признак, характерный для неполного доминирования.
Множественный аллелизм заключается в том, что в генофонде популяции существует не две, а более аллелей одного гена. Конечно, в генотипе каждой особи присутствуют только два аллеля, но, поскольку аллелей больше, могут образовываться множество различных их комбинаций. Если при двух аллелях гена может быть три генотипа (AA, Aa, aa), то уже при трех аллелях (например, A, a, a’) вариантов генотипов 6 (AA, Aa, Aa’, aa, aa’, a’a’).
Ген, определяющий группу крови, локализуется в аутосоме. Часто его обозначают буквой I (от английского варианта слова «изогемагглютиноген»). Существует три аллеля этого гена: I A , I B , I 0 . Аллели I A и I B доминантные, а I 0 — рецессивный.
Доминантные гены, оказавшись в генотипе, вызывают синтез каждый своего агглютинина (определенного антитела в крови). У человека с генотипом I A I B в крови будут присутствовать два агглютинина, соответствующие каждый своему аллелю гена. Такую кровь называют четвертой группой.
Люди с генотипом I 0 I 0 не имеют в крови соответствующих антител. Их группа крови первая.
Вторую и третью группы крови определяют по два генотипа. Это I A I 0 и I A I A (для второй), I B I 0 и I B I B (для третьей).
Теперь посмотрим, как происходит наследование групп крови.
Когда оба родителя имеют первую группу крови, то у всех детей будет такая же.
Когда один из родителей имеет первую, а другой — вторую группу крови, то наследование групп крови детьми будет зависеть от генотипа второго родителя. Если он гомозигота (I A I A ), то все дети будут со второй группой (их генотип окажется I A I 0 ). Если же родитель гетерозигота (I A I 0 ), то половина детей будет с первой, а другая — со второй группой (т. е. 50% x 50%).
Подобная ситуация будет наблюдаться, если один из родителей обладатель третьей группы, а второй — первой (либо все дети будут с третьей группой, либо половина с третьей, а половина с первой).
Если один из родителей имеет вторую, а другой – третью группы, и при этом оба родителя гетерозиготы, то дети могут иметь любую группу крови с равной вероятностью (по 25%). Действительно,
Поскольку наследование групп крови достаточно сложно, то строят таблицы, где отражают возможные генотипы детей и их вероятность от родителей с тем или иным генотипом.
Для обывателя из таблицы наследования групп крови становится ясно, что если ребенок имеет группу крови, отличную от родителей, то это не всегда значит, что он неродной.
По такому типу осуществляется, например, наследование групп крови системы АВ0. Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (точнее, локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях ( J A , J B или j 0 ). Генотипы и фенотипы лиц с разными группами крови приведены в таблице 1.
Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0
Группа | Генотип |
---|---|
I (0) | j 0 j 0 |
II (A) | J A J A , J A J 0 |
III (B) | J B J B , J B J 0 |
IV (AB) | J A J B |
У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?
- Генотип мальчика – j 0 j 0 , следовательно, каждый из его родителей несет ген j 0 .
- Генотип его сестры – J A J B , значит, один из ее родителей несет ген J A , и его генотип – J A j 0 (II группа), а другой родитель имеет ген J B , и его генотип J B j 0 (III группа крови).
У родителей II и III группы крови.
У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?
Родители имеют II и III группы крови. Какие группы следует ожидать у потомства?
В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.
Первая пара родителей
У одного родителя – I группа крови – генотип j 0 j 0 . У второго родителя – II группа крови. Ей может соответствовать генотип J A J A или J A j 0 . Поэтому возможны два варианта потомства:
Р | ♀ J A j 0 II группа |
× | ♂ j 0 j 0 I группа |
или | ♀ J A J A II группа |
× | ♂ j 0 j 0 I группа |
гаметы | |
||||||
F1 | J A j 0 II группа |
j 0 j 0 I группа |
J A j 0 II группа |
Первая пара может быть родителями и первого, и второго ребенка.
Вторая пара родителей
У одного родителя II группа ( J A J A или J A j 0 ). У второго – IV группа ( J A J B ). При этом также возможны два варианта потомства:
Р | ♀ J A J A II группа |
× | ♂ J A J B IV группа |
или | ♀ J A j 0 II группа |
× | ♂ J A J B IV группа |
гаметы | |
|
|
|
|||
F1 | J A J A II группа |
J A J B IV группа |
J A J A J A J B II группа IV группа |
J A j 0 J B j 0 II группа III группа |
Вторая пара не может являться родителями второго ребенка (с I группой крови).
Первая пара – родители второго ребенка. Вторая пара – родители первого ребенка.
Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?
- Генотип женщины – J B J B или J B j 0 .
- Генотип мужчины – j 0 j 0 .
В этом случае возможны два варианта:
Р | ♀ J B J B III группа |
× | ♂ j 0 j 0 I группа |
или | ♀ J B j 0 III группа |
× | ♂ j 0 j 0 I группа |
гаметы | |
||||||
F1 | J B j 0 III группа |
J B j 0 III группа |
j 0 j 0 I группа |
Суд вынесет следующее решение: мужчина может являться отцом ребенка, так же, как и любой другой человек с такой же группой крови.
В каких случаях судебная экспертиза может дать однозначный ответ об отцовстве ребенка?
Тема: «Наследование групп крови человека» Цель занятия: определить механизм наследования групп крови у человека. Задачи: • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: познакомить обучающихся с понятием множественного аллелизма на примере групп наследования крови и принципом решения задач на множественный аллелизм; расширить знания обучающихся о группах крови человека о Rh-факторе. • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: пропагандирование донорства как гуманной акции спасения жизни людей. • РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: развитие интереса к предмету через получение новых знаний, умения решения генетических задач, через работу с научно-популярной литературой.
Содержимое публикации
План занятия
Тема: «Наследование групп крови человека»
Цель занятия: определить механизм наследования групп крови у человека.
познакомить обучающихся с понятием множественного аллелизма на примере групп наследования крови и принципом решения задач на множественный аллелизм; расширить знания обучающихся о группах крови человека о Rh-факторе.
пропагандирование донорства как гуманной акции спасения жизни людей.
развитие интереса к предмету через получение новых знаний, умения решения генетических задач, через работу с научно-популярной литературой.
Организационный момент.
Изучение новой темы
Преподаватель:наше занятие я хочу начать с эпиграфа: «Чтобы познать невидимое, смотри внимательно на видимое» (древняя мудрость).
В 1832 году 20 апреля в больницу привозят истекающую кровью роженицу. Молодой акушер Андрей Мартынович Вольф решается на неслыханное. Он делает то, чему научился за границей и что до него никто в стране не делал. Вольф уговаривает стать донором мужа женщины, который одновременно и не доверяет доктору, и надеется. Берет у мужчины кровь и переливает роженице. И получилось! Женщина спасена.
Однако последующие четыре попытки окончились смертью больных. В 1873 г. подсчитали, что всего на земном шаре было произведено 247 переливаний, из них 176 окончились смертью.
С давних времен люди пытались применить переливание крови. Считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми. Папа Римский Иннокентий 8, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Результат был печален. Умерли и юноши и папа.
Таким образом, переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь. Как это объяснить?
Сегодня мы поговорим о наследовании групп крови у человека. И так, тема нашего занятия «Наследование групп крови человека».
Термин «группа крови» у всех на слуху. Что вы знаете о группах крови и что вы хотите узнать? Я предлагаю вам заполнить таблицу(раздаточный материал)
Хочу узнать…
Представители микрогрупп озвучивают вопросы 2-й колонки
В ходе сегодняшнего занятия мы ответим на поставленные вами вопросы.
Цель занятия: определить механизм наследования групп крови у человека.
Задание для микрогрупп
Группы заполняют кластеры и представляют их. Кластеры сравниваются с кластером преподавателя.
Изучение теоретического материала
Микрогруппам предлагается изучить теоретический материал (на полях можно проставить значки:
«v» если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
«–» если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
«+» если то, что вы читаете, является для вас новым;
«?» если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Открытие группы крови
В 1901 г. немецкий ученый Карл Ландштейнер открыл три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще четвёртую группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.
На чем основаны групповые различия?
Оказывается, на эритроцитах находятся вещества белковой природы — антигены, которые называются агглютиногены (склеиваемые факторы). В крови людей были найдены 2 вида агглютиногенов и обозначены буквами латинского алфавита А и В. Эти вещества и отвечают за группы крови.
У обладателей II группы на эритроцитах присутствует антиген А, III группы — антиген В, IV группы — оба антигена, а у тех, кто относится к I группе, нет ни А, ни В.
При изучении темы «Генетика» в 10-м классе большой интерес у учащихся вызывает вопрос о наследовании групп крови. В презентации рассматривается алгоритм, решение и проверка таких задач; дифференцированное домашнее задание; кроссворд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasledovanie_grupp_krovi.pptx | 415.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наследование групп крови Учитель высшей категории Смагина Ольга Павловна
Кодоминирование – отсутствие доминантно-рецессивных отношений Наследование групп крови зависит от трёх аллельных генов (А,В,О), но у каждого человека их может быть только два . Они комбинируются в диплоидных клетках по два и могут образовывать 6 генотипов. При этом нет ни доминантного , ни рецессивного . А = В = О
Группы крови Группа (фенотип) Генотип Данные по Европе I (О) ОО 46% II (А) АА, АО 42% III (В) ВВ, ВО 9% IV (АВ) АВ 3%
Схема совместимости групп крови при переливании Донор – человек, дающий свою кровь для переливания. Реципиент – человек, получающий кровь донора при переливании. III IV II I
Склеивание эритроцитов при неправильном переливании крови
Rh – понятие о резус-факторе Наибольшее практическое значение имеет так называемый Rh (резус-фактор). Он впервые был обнаружен в крови обезьяны – макаки-резус . Примерно у 85% людей в эритроцитах содержится белок – резус-фактор, а 15% населения его не имеют. На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности. Rh «-» – людям следует переливать только в R h «-» кровь, т.к. при попадании в кровь Rh “+” белка (антигена) на него начинают вырабатываться антитела. У новорожденных, если мать Rh “-” , а плод развивается Rh “+” – мать вырабатывает антитела и ребенок рождается с гемолитической болезнью (апельсиновый цвет кожи). Rh – резус-фактор, открыт Карлом Ландштейнером совместно с исследователем Винером в 1937–1940 гг. За оба открытия Ландштейнеру дважды присуждалась нобелевская премия.
Задача У матери I группа крови,а у отца IV . Может ли ребёнок унаследовать группу крови своего отца? решение мать : I – OO отец : IV – A В дети ? Р ♀ ОО × ♂ АВ G О А, В F 1 АО (II ), ВО( III ) Ответ : не может
Задача В родильном доме перепутали двух детей. У одного ребёнка I группа крови, а у другого – II группа. Анализ показал,что одна пара родителей имеет I и II группы, а другая – II и IV группы. Определите родителей обоих детей. решение Р (1) ОО × АА (АО) G О А (А, О) F 1 АО( II) , OO(I) Могут быть родителями и одного и другого ребёнка ——————————————— Р(2) АО(АА) × АВ G А, О А, В F 1 АА, AB, AO, BO ( II) (IV) (II) (III) Ребёнка с I группой у этой пары быть не может, значит их малыш имеет II группу крови.
Задача Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу крови, утверж — дая , что он отец ребёнка. У ребёнка I группа. Какое решение должен вынести суд? решение Р ♀ В О(ВВ) × ♂ ОО G В , О О F 1 ВО( III), OO(I) Ответ: мужчина может являться отцом ребёнка, также как и другой человек с такой же группой крови.
задачи на закрепление 1 вариант 1) Отец имеет третью группу крови ( гетерозигота ), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2) 2) Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови? (2) 3) Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя? (3) 4) Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным? (3) 5) У матери первая группа крови с положительным резус-фактором ( гетерозигота ), у отца – третья ( гомозигота ) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? (5) 2 вариант 1) Мать имеет вторую группу крови ( гомозигота ), а отец первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2) 2) Может ли пара с четвертой группой крови иметь ребенка с первой группой крови? (2) 3) Один из родителей имеет третью группу крови, ребенок – первую. Какая группа крови может быть у второго родителя? (3) 4) Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям? (3) 5) У матери первая группа крови с положительным резус-фактором( гетерозигота ), у отца – вторая( гомозигота ) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? (5)
Домашнее задание А) У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен ; б) отец гетерозиготен . Б) У матери “+” резус-фактор (она гомозиготна ), а у отца “-” резус фактор. Какой резус-фактор может быть у их детей. В) Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя? Г) Придумать свою задачу на группы крови и оформить ее на отдельной карточке. Д) Решить кроссворд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Наследование групп крови человека»
Данный урок предназначен для учащихся 9 класса, при изучении раздела «Генетика». Урок включает традиционные этапы: актуализация опорных знаний, изучение новой темы (с проблемной ситацией и выполнением.
презентация к уроку «Наследование групп крови человека»
Презентация используется совместно с уроком » Наследование групп крови человека» , конспект которого находится на мини — сайте.
«Группа крови и характер»
беседа с родителями.
разработка урока и презентация по теме «Группы крови. Переливание крови»
методическая разработка содержит тему, цель, задачи урока, приложение в виде презентации. Тип урока- комбинорованный, метод обучения — проблемный. Методическая разработка составлена к уроку по п.
Группы крови. Переливание крови.
В презентации отражен материал для урока биологии в 8 классе в соответствии с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. Человек». На слайдах представлены факты из истории переливания крови, отли.
Урок биологии 8 класс к разделу «Кровь. Кровообращение», презентация на тему «Тканевая совместимость. Группы крови».
Данная презентация содержит материал, который полностью расскрывает тему «Тканевая совместимость». На слайдах присутствует информация, которая завладевает вниманием учеников с первых минут урока. В не.
Презентация «Переливание крови. Группы крови»
Презентация закрепляет знания глухих обучающихся о составе и функциях крови, знакомит с понятиями о потерях крови, переливании крови, группах крови, донорах крови.. Речевой материал, изученный н.