Особенности психического развития слабослышащих детей

Врождённая или приобретённая тугоухость – не самое редкое явление. И в современном мире ребёнок, у которого она диагностирована, может развиваться наравне со сверстниками. Главное – вовремя помочь, заказав подходящие слуховые аппараты. С помощью легкого и удобного устройства малыш начнёт лучше различать звуки. Его можно будет обучить базовым навыкам, которые дети осваивают перед школой: устной речи, письму, чтению и другим необходимым умениям.

Тугоухость серьёзно сказывается на социальной жизни и учёбе ребёнка, если её не корректировать. Важно вовремя обнаружить симптомы и принять меры. Развитие детей с нарушением слуха может протекать в обычном темпе. В плане умственных способностей они ничем не уступаю слышащим малышам. Главное – проявить внимание и заботу, и не опускать руки. Даже у детей с IV стадией тугоухости есть остатки слуха, и этого вполне достаточно, чтобы научить их говорить.

Слуховые аппараты можно и нужно носить с самых ранних лет. Чтобы их подобрать, обратитесь к специалисту по слуху. Он учтёт индивидуальные особенности ребёнка и задаст оптимальные настройки. Лучший вариант – купить два маленьких прибора, по одному в каждое ушко. Одним слуховым аппаратом ограничиться можно только при острой нехватке денег на покупку пары.

Особенности психического развития слабослышащих детей

Умственное и психическое развитие детей с нарушением слуха

Если ребёнок с рождения частично лишен возможности слышать, его психическое развитие происходит медленнее. Его картина мира немного ограничена. В отдельных случаях сложнее выстроить связь причин и последствий. Например, малыш не знает, что упавшая со стола кастрюля причинит окружающим дискомфорт громким шумом. Тугоухость влияет на мышление, внимание и память.

Развитие детей младшего возраста с нарушением слуха со стороны кажется медленным. Малышу тяжело находить причинно-следственные связи в простых примерах. Задача родителей – научить его сопоставлять факты и делать определённые выводы. Если ребёнок с тугоухостью не получает должного внимания со стороны своей семьи и педагогов, адаптация к жизни в коллективе займёт гораздо больше времени. Ведь малышу никто не объяснит, как устроена та часть мира, которую он не может воспринять сам. Но ситуацию спасёт грамотный подбор слухового аппарата. Если ребёнок начнёт слышать звуки, со временем он к ним привыкнет и не будет отставать от сверстников.

У детей с нарушением слуха могут возникать проблемы при концентрации внимания. Им гораздо сложнее одновременно слушать учителя и записывать или быстро отвечать на заданные вопросы. Ребёнок, у которого нарушен слух, медленнее сверстников переключается со слушания на чтение и обратно. Эту особенность учитывают педагоги, которые занимаются со слабослышащими детьми в специализированных школах.

Полностью здоровый ребёнок ежесекундно запоминает большой объём информации. У слабослышащего малыша достаточно ресурсов, чтобы от него в этом не отставать. Однако источников новых сведений меньше. Ведь звуки частично пропадают из его жизни. Если ребёнок слышит очень слабо, у него лучше получается запоминать вещи, связанные со зрительными образами. А вот звуковые и абстрактные понятия вызывают мало ассоциаций, поэтому их запоминание длится дольше.

Особенности психического развития слабослышащих детей

Формирование речи у слабослышащих детей

При грамотном подходе педагога и ответственном отношении родителей слабослышащий ребёнок может хорошо владеть устной речью к 6-7 годам, а уже в 2-3 года иметь неплохой словарный запас. Главное – сделать всё возможное, чтобы малыш мог различать звуки. Если нет никак противопоказаний, установка слуховых аппаратов за оба ушка возможна уже в младенческом возрасте.

Это означает, что ребёнок с нарушением слуха будет слышать звуки и различать их. Если малыш лишен этой возможности, он может не слышать и собственный голос. Даже при внимательном отношении родителей и сурдопедагогов обучение будет продвигаться медленно. Ребёнок привыкнет искажать слова и «глотать» окончания. Это осложнит его дальнейшую адаптацию в коллективе. Важно вовремя диагностировать тугоухость, тогда с формированием речи не возникнет сложностей.

Реабилитация детей с нарушениями слуха

Реабилитацию ребёнка, у которого нарушен слух, следует начинать с возраста 2-3 лет. Пока он слишком мал для специализированного детского сада, помочь могут родители. Важно разговаривать с ребёнком и обучать его всему, чем учат слышащих ровесников их мамы и папы.

Если ребёнок стал слабо слышать с возрастом, ему понадобится помощь психолога. Задача родителей – объяснить малышу: тугоухость не делает его хуже других детей. Если он почувствует себя комфортно дома, реабилитация и привыкание к новой среде (садику, обычной или специализированной школе) пройдут спокойнее.

Особенности психического развития слабослышащих детей

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

В мире около 32 миллионов несовершеннолетних с разной степенью потери слуха.

В нашей стране — более миллиона детей страдают теми или иными нарушениями слуха. Кто-то родился без возможности воспринимать мир звуков и обрел физический слух только после операции – кохлеарной имплантации. У других слух снижался постепенно: в год, в 3 года, в 5 лет, в 15… А некоторые дети жили абсолютно здоровыми, но оглохли после болезней или травм. В каждой ситуации непросто и ребенку, и родителям. Советы, как адаптироваться к новой жизни после потери слуха на разных возрастных этапах, дает сурдопедагог ООО «МастерСлух» Татьяна Васильева.

Особенности психического развития слабослышащих детей

Развитие детей с нарушениями слуха – требует большой работы от членов всей семьи и специалистов разного профиля

Малыш родился слабослышащим или полностью глухим

Тяжелая ситуация для семьи. Переживать взрослые, конечно, будут. Но важно не раскисать, не терять времени! Чем раньше ребенок начнет носить слуховые аппараты или будет имплантирован, тем быстрее он вольется в нормальную жизнь, догонит в речевом развитии сверстников. Само по себе это, разумеется, не произойдет. Родителям детей с нарушениями слуха следует настраиваться на активную работу:

  • подготовительную (к операции);
  • реабилитационную – к импланту или слуховым аппаратам;
  • постоянным настроечным сессиям, занятиям с сурдопедагогами и т. д. и т. п.

Слух у ребенка начал снижаться в раннем возрасте

С одной стороны, это лучше, чем родиться полностью глухим, т. к. у малыша все-таки было время научиться слушать, слышать и воспринимать звуки окружающего мира, приобрести слуховой опыт. До какого-то момента он ничем не отличался от окружающих.

С другой, слух у детей обычно пропадает не резко, в один день (для подобного должны быть серьезные причины), он снижается постепенно, незаметно. Родителям долгое время может казаться, что их ребенок просто невнимательный, непослушный – сразу не откликается на слова взрослых или часто переспрашивает, начал хуже учиться из-за шалостей, лени… А на самом деле у него проблемы со здоровьем. Например, недавно мы рассказывали о девочке, которой смогли поставить диагноз лишь спустя 14 лет – педагоги уже успели записать ее в слабоумные, а нужно было просто подобрать слуховой аппарат!

При небольших степенях тугоухости идеально подойдут слуховые аппараты, и не абы какие, а самые современные. Они должны быть высокотехнологичными и непременно многоканальными, с большими настроечными возможностями. Это пенсионеру, живущему в деревне, можно пойти на компромисс, ведь большую часть времени он пребывает в двух-трех акустических ситуациях. У растущего человека возможностей должно быть больше (какие аппараты можно порекомендовать для детей, читайте в этой статье).

Если специалисты советуют кохлеарную имплантацию, это значит, что у ребенка страдает разборчивость речи Стоит согласиться. Просто так такую сложную и дорогую операцию никто не навяжет. Зато она позволит ребенку с нарушением слуха развиваться по возрасту, влиться в нормальную жизнь.

Чем раньше начать реабилитацию, тем больших успехов можно добиться. Но семье нужно понимать, что привычный образ жизни поменяется. Реабилитация к слуховому аппарату или кохлеарному импланту не имеет границ: она не может закончиться после установки, настроечной сессии и нескольких занятий. Она будет присутствовать в каждом моменте жизни семьи. На занятиях сурдопедагог, по сути, задает вектор, формирует у маленького пациента умение слушать, слышать, понимать, но в устойчивый навык он превратится, когда будет доведен до автоматизма. А это возможно только при многократном повторении в семье, при помощи родителей.

Слух снизился или пропал в подростковом возрасте

У тинейджера проще заметить снижение слуха, подобрать аппараты, ведь это не младенец, реакции которого специалистам надо угадывать. Но сколько может «вылезти» психологических проблем! Для подростка с нарушением слуха оказаться не таким, как все, носить слуховые аппараты, проходить реабилитации, столкнуться с ограничениями – настоящая трагедия.

В этом возрасте, помимо чисто медицинского аспекта коррекции тугоухости, очень важна грамотная психологическая помощь. Нет ничего зазорного обратиться к специалисту этого профиля и с его помощью, если самостоятельно это сделать не получается, научиться принимать себя таким, как есть, только с изменившимися возможностями.

Родителям, как никогда, важно поддерживать сына или дочь. Но с другой стороны — не делать из детей “хрустальную вазу”, не упаковывать в гиперопеку. Вместе нужно будет прорабатывать ситуации из разных сфер жизни, которые могут возникнуть у слабослышащего (не понял преподавателя на уроке, не разобрал звуковую информацию в общественном транспорте, оказался в незнакомой обстановке, а у тебя вышел из строя слуховой аппарат или сели батарейки в процессоре импланта и т. д. и т. п.). Поддержите ребенка, но не живите его жизнь за него.

Материальное положение, конечно, у всех разное, но экономить на слуховом аппарате для молодого человека нельзя. Нужен как можно более современный и технически продвинутый, со множеством функций: прослушиванием музыки, подключением к смартфону и другим умным устройствам и т. п.

  • Во-первых, подростку это поможет наладить по максимуму использовать возможности современных технологий.
  • Во-вторых, чем современнее слуховой аппарат, тем большими настроечными возможностями для разных акустических ситуаций он обладает.

Не ограничивайте ребенка в общении с разными людьми: и с абсолютно здоровыми, и с нарушениями слуха (особенно успешными, их пример, как говорится, заразителен).

К сожалению, некоторые профессии для людей со сниженным слухом недоступны. Мечты о карьере в силовых структурах, работе переводчиком-синхронистом, музыкантом, возможно, придется скорректировать.

Ничего страшного в этом нет. Когда закрывается одна дверь, открывается много других. Умение пользоваться возможностями, а не сосредотачиваться на проблемах – тоже навык, и подростку с нарушением слуха нужно будет его освоить. Обязательно пригодится в жизни.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Особенности психического развития слабослышащих детей

Звук, который всегда с тобой

Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →

Особенности психического развития слабослышащих детей

Головокружение, шум в ушах, снижение слуха… Может быть, это болезнь Меньера?

Довольно редкая и несмертельная, она способна очень сильно ухудшить качество жизни и привести к глухоте. Как определить и лечить болезнь Меньера рассказывает сурдолог-оториноларинголог медцентра «МастерСлух» в Астрахани Евгения Григорьева. Читать далее →

Особенности психического развития слабослышащих детей

Первый звонок услышали все. Что дальше?

Праздник – День знаний закончился. Начались учебные будни. Дети потихоньку вливаются в учебный процесс, но ребятам со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, конечно, сложнее. Родители волнуются. Педагогам, впервые столкнувшимся со слабослышащими учениками, тоже может быть непросто. А ведь еще только сентябрь. Читать далее →

Особенности психического развития слабослышащих детей

Атаева, Е. О. Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха / Е. О. Атаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 147-148. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51244/ (дата обращения: 29.10.2021).

Изучением личности занимались ученые из разных областей науки. Л. С. Выготский отмечал, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность. В трудах Л. С. Выготского обосновано положение о том, что глухой ребёнок достигает того же развития, что и нормально слышащий, но это происходит с помощью иных, способов и средств. Важно знать пути, по которым следует развивать ребёнка. Психическое развитие детей, формирование личности в целом тесно связаны с процессом обучения и воспитания [2, с. 134].

Ребенок с нарушением слуха зачастую лишается возможности слушать музыку, смотреть телевизор, слышать звучание человеческой речи, что приводит к дефициту эмоций, упрощению межличностных отношений. А. П. Гозова отмечает у глухих детей значительные трудности понимания различных видов эмоций у других людей, у них с трудом формируются морально-этические представления и понятия. Так же дети не дифференцируют речевые и неречевые звуки [1, с. 98].

Отечественные психологи, такие как: Л. С. Выготский; С. Я. Рубинштейн; П. Я. Гальперин, в качестве лидирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, выплаченный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и происходит развитие способностей и формирование личности [3, с. 198].

Нарушение слуха — проблема социальная. Л. С. Выготский назвал данный дефект — «социальным вывихом». Это основная причина детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный выброс, совершенно аналогично телесному вывиху, когда грубо разрываются обычные связи и соединения, и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами [2, с. 170].

Главная проблема социализации — это отклонения от нормального становления личности детей с нарушением слуха. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному искажению личности.

Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет или останавливает процесс усвоения информации и неблагоприятно сказывается на фoрмирoвaнии личнoсти. Труднoсти в oбщении могут привести к формированию негативных черт личности, именно поэтому, многие дети с нарушением слуха агрессивны, вспыльчивы и замкнуты [5, с. 33].

Дaнный дефект сужает круг общения, ограничивает социальные связи. В связи с этим у ребенка возникают проблемы с рaзвитием речи, объемом внимания, памяти и возникает замедленный темп становления личности.

Дети с нарушением слуха замечают, что окружающие относятся к ним не так, как остальным детям. Ребенок чувствует любовь, заботу, уважение, сострадание, жалость, но в это же время ребенок чувствует себя обузой и ненужным в данном обществе. Отсюда возникают эгоцентрические черты личности.

Для детей с нарушенным слухом характерно преувеличение своих возможностей, проявление лидерства в своем обществе, завышенная самооценка. Дети недостаточно контролируют себя и свои эмоции. Трудности связаны и с особенностями овладения связной речью: слово воспринимается не как одна смысловая единица, а как последовательность элементов [4, с. 416].

Проанализировав литературу можно сделать вывод, нарушение слуха приводит к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс получения информации, либо полностью

Дети обладают завышенной самооценкой, они агрессивны, замкнуты в себе и не готовы принимать помощь со стороны взрослых. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей, как в общении, так и в психофизическом развитии. Эти особенности не позволяют им эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.

Особенности личности детей с нарушением слуха характеризуется наличием эгоцентрических черт, таких как: злость, агрессивность, замкнутость, неадекватная самооценка и негативное отношение к социуму [1, с. 54].

Таким образом, развитие личности у детей с нарушением слуха значительно ниже, чем у детей, развивающихся в норме. Самооценка таких детей зачастую завышена, в сравнении с нормой. Дети проявляют негативизм, злость, вспыльчивость и агрессию.

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Особенности психического развития слабослышащих детей

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector