Особенности работы с детьми

Автор: Ситникова Ольга Викторовна

Организация: МОУ «Школа №2»

Населенный пункт: Саратовская область, р.п. Новые Бурасы

В современном дошкольном образовании стоит задача о необходимости пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. В процессе перехода на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования эти задачи не потеряли своей актуальности, но их решение требует инновационных подходов к организации образовательной деятельности в ДОУ.

В дошкольном образовании сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на такие формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.

Поэтому образовательный процесс выстраиваем таким образом:

  • в ходе организованной образовательной деятельности учитываем возрастные возможности и интересы детей;
  • организуем образовательную деятельность в форме совместной игры;
  • организуем игру в совместной деятельности с одним ребенком, небольшой группой детьми или всеми таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;
  • обучение проводим в спокойном тоне;
  • откликаемся на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняем причину;
  • в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности находим время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, даем возможность проявить интерес и выполнить задания правильно.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Поэтому необходимо создать условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Целью индивидуального подхода является организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременно коррекции недостатков в развитии. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

К началу учебного года нами была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком.

  • Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.
  • Психологическое сопровождение образовательного процесса.
  • Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений).
  • Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.д.

Программные цели и задачи реализуются при комплексно-тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т.д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Формы и методы выбираем самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Формы работы при организации двигательной детской деятельности:

  • подвижные игры с правилами;
  • подвижные дидактические игры;
  • игровые упражнения, игровые ситуации;
  • спортивные игры и упражнения;
  • спортивные праздники;
  • гимнастика (утренняя и пробуждения).

Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:

  • наблюдение, экскурсия;
  • решение проблемных ситуаций;
  • экспериментирование, исследование;
  • коллекционирование;
  • моделирование;
  • реализация проекта;
  • интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
  • увлечения.

Формы работы при организации игровой деятельности:

  • сюжетные игры, игры с правилами;
  • создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);
  • игры с речевым сопровождением;
  • пальчиковые игры;
  • театрализованные игры.
  • беседа, ситуативный разговор;
  • речевая ситуация;
  • составление и отгадывание загадок;
  • игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);
  • этюды и постановки.

Формы работы при организации трудовой детской деятельности (самообслуживание, бытовой труд и труд в природе):

  • дежурство;
  • коллективные и индивидуальные поручения, задания;
  • совместные действия.

Следующие формы организации образовательного процесса – проектная деятельность и педагогическая игра.

Проектная деятельность разворачивается из проблемной ситуации.

Участники проектной деятельности должны быть мотивированы и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.

Дети младшего дошкольного возраста с большим удовольствием исследуют свойства песка, красят воду, проверяют предметы на плавучесть. Работа в этом направлении ведется подгруппами.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассматривают свойства льда, проверяют действие магнитов, изучают предметы живой и неживой природы. Вся эта работа приводит к положительным результатам.

Игровые формы образования проводятся в индивидуальном, подгрупповом, фронтальном виде организации работы с воспитанниками.

В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.

Основная задача при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.

Нами были определены основные задачи при организации образовательной деятельности:

  • наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
  • творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;
  • широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций; вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);
  • исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;
  • внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

Таким образом, в нашей группе, мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности.

Взаимодействие взрослых с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Маленький ребёнок способен воспринимать обращения взрослых преимущественно тогда, когда они адресованы к нему лично.

Особенности работы с детьми

Занятия, в ходе которых взрослые обращаются не к каждому малышу, а к группе в целом, менее эффективны. Даже на занятиях, которые предполагают коллективные формы организации (музыкальные, физкультурные и др.), необходимы не только обращения к группе в целом, но и индивидуально к каждому ребёнку. Маленькому ребёнку необходимо присутствие взрослого рядом с ним, взгляд в глаза, ласковое прикосновение.

Следующая особенность работы с детьми раннего возраста — опора на практические действия ребёнка в конкретной ситуации. На этом этапе развития чисто вербальные методы воспитания и обучения — инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию и т.п. — чаще всего оказываются неэффективными. Мышление и речь маленького ребёнка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями. Поэтому многие абстрактные объяснения и требования взрослых могут быть непонятны малышам. Речевое общение с ребёнком должно быть включено в контекст его реальной жизнедеятельности, главное место в которой занимают действия с предметами.

В работе с детьми раннего возраста следует учитывать характерную особенность психической организации маленьких детей — не- посредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать своё внимание только на том, что им интересно, что их увлекает.

Особенности работы с детьми

Поэтому все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными». Интерес к деятельности легко передаётся маленькому ребёнку, когда взрослый сам увлечён ею. Слова воспитателя должны быть не просто включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включённость в неё самого воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют собственную активность каждого ребёнка.

Общемировая эффективная норма при включении детей с ОВЗ — 10-15 % детей с особыми потребностями от количества учащихся в классе.

Ресурсный класс
Ресурсный класс — это не отдельный класс коррекции, а специальная комната, где дети с РАС и другими нарушениями могут восстановить свои ресурсы, а также заниматься индивидуально и в малой группе, тренируя академические навыки и необходимое учебное поведение.

Инклюзия в модели «Ресурсный класс» позволяет детям с аутизмом успешно компенсировать свои основные дефициты — в коммуникации и социализации.
Уроки с регулярным классом вводятся постепенно по мере подготовленности ребенка.

  • Тьютор осуществляет поддержку двух и более детей;
  • Дети обучаются в малокомплектных классах;
  • Инклюзия через общешкольные мероприятия, уроки физкультуры, изо, музыки и т. д. Обратная инклюзия на переменах и в группах продленного дня;
  • Обучение ведется преимущественно фронтально для всего класса или в маленьких группах.

Особенности работы с детьми

На что мы можем опираться при организации обучения детей с РАС?

На первых этапах обучения ребенку с нарушениями предлагается среда и виды деятельности, наилучшим образом адаптированные к его способностям и возможностям. Образовательный маршрут строится с учетом динамической оценки возможностей ребенка при включении в социальную группу.

Интеграционный маршрут ребенка с РАС в образовательной организации:

  • Начальный этап (диагностика, определение задач и формы организации обучения учащегося с РАС);
  • Этап индивидуального обучения;
  • Этап включения в группу (мини-группа: 2-3 ребенка – 1- 2 взрослых);
  • Этап группового обучения (специализированный класс малой наполняемости (5-6 учащихся), частичная инклюзия, полная инклюзия).
  • Работу с детьми по принятию особенностей сверстников (в том числе «Уроки доброты»);
  • Обучение всего персонала, контактирующего с особенными учениками (от охранника до завуча);
  • Работу с родителями (важный транслятор разных стереотипов);
  • Затрудненное восприятие речи, особенно на слух;
  • Ослабленная имитация (отчего учиться «из воздуха» как все дети они не могут);
  • Специфические интересы (могут настолько поглощать ребенка, что он не видит широты окружающего мира);
  • Слабое понимание социального контекста.

Особенности работы с детьми

Элементы АВА

Прикладной анализ поведения (или ПАП, или АВА) — база, на которой в современном мире строится абилитация детей с РАС.

Положительное подкрепление желаемого поведения

Дети с РАС обычно (!) слабо реагируют на социальные поощрения (похвалу, взгляды, сопричастность, оценки), а также им может быть сложно учиться тому, что нейротипичные дети «берут из воздуха». Их можно и нужно поощрять теми вещами/активностями, которые прямо сейчас приносят им удовольствие. Важно, что предоставление поощрения должно не просто радовать ребенка, а и увеличивать вероятность желаемого поведения в будущем (нет универсальных «призов», которые можно выдавать аутичным детям и не все «призы» работают).

Типы подсказок (от самой сильной к самой слабой):

  • Полная физическая помощь (берем руки ребенка в свои и делаем);
  • Частичная физическая помощь;
  • Вербальная (говорим);
  • Моделинг (взрослый показывает пример/модель);
  • Визуальная (пример написания букв/ таблица умножения на столе);
  • Жестовая;
  • Позиционная / По цвету или размеру.

Для успешности в освоении академических навыков, многим ученикам с РАС необходима адаптация учебного материала.

Необходимо делать упор на максимум визуальной информации и минимизацию информации «на слух». Адаптация текстов — исключение сарказма, аллегорий, крылатых выражений.

  • насыщение мышечными, суставными и проприоцептивными ощущениями (качели, балансиры, утяжелители, массаж, бег);
  • тактильное (сенсорные коробки, глина, пена, тесто, жвачка для рук);
  • слуховое (тихое место, легкая музыка, наушники);
  • свет (приглушенный, темнота, светящиеся игрушки);
  • орально (грызунки, жвачки).

Посыл от ребенка с РАС

«Я лучше понимаю медленную, спокойную, четкую, краткую речь. Меня тревожит неопределенность и внезапные изменения, в такие моменты спокойно объясните мне, что происходит, и я успокоюсь. Я не люблю спешить, мне комфортно знать, какие события и когда будут происходить в течение дня.

Я не слышу вас издалека (дальше 1м), если чем-то очень занят, и услышу ваш голос лучше, если вы дотронетесь до моего плеча и спокойно скажете: „Ваня“, находясь в поле моего зрения. Я путаюсь в местоимениях (ты, я, его, моя), но помню имена, лучше говорить: „Ваня, дай Соне варежку“ вместо „так ты ей отдай ее“. Я очень хочу общаться с людьми, но я затрудняюсь говорить как вы, мне проще задать математический вопрос, когда в действительности я бы хотел сказать „давай поговорим или поиграем!“ Спасибо за терпение!»

Особенности работы с детьми

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателям нашего ДОУ спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.

В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослаблены» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. Планируя индивидуальную работу, педагоги нашего детского сада учитывают психические и индивидуальные особенности ребёнка.

Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке.

Индивидуальная работа — это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, воспитатель определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели руководствуются следующими принципами:

— уважение самооценки личности ребенка;

— вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;

— постоянное усложнение и повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности;

— создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.

Индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в знаниях, проводятся преимущественно в форме игры. Партнёром по игре бывает и взрослый, и другой ребёнок.

В первую половину дня воспитатели проводит большую индивидуальную работу с малышами. Например, организует специальные игры и упражнения с теми из них, которые нуждаются в исправлении недостатков речи или с отстающими в каких-либо движениях. Они занимаются с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками. Недостаточно любознательным детям поручаются интересные наблюдения (например, за синичками, которые прилетели на участок, полюбоваться красотой зимнего утра и т. п.).

Во второй половине дня воспитатели проводят индивидуальную работу с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов речи.

Во время прогулок воспитатели так же проводят индивидуальную работу с детьми: для одних организуются игры с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии. Проводя индивидуальную работу на прогулке, учитываются сезонность и погодные условия.

Планируется индивидуальная работа с детьми и во время режимных моментов (воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности развитие речи, движений и т. д.) и ведётся педагогами на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности.

Если проанализировать по условиям, которые предъявляет ФГОС, то индивидуальная работа в детском саду в рамках реализации ОП ДО занимает значительное место и способствует выполнению следующих условий:

— психолого-педагогические условия — учет индивидуальных особенностей ребенка по разным психологическим характеристикам личности, способу усвоения информации, типу восприятия информации. Взаимодействие с педагогом — психологом ДОУ.

— Кадровые условия — воспитатель, но взаимодействие с узкими специалистами даст еще более высокие результаты.

— Материально – технические условия — достаточно оснащения группы и помощи родителей, но для подбора содержания по темам не всегда достаточно методической литературы и наглядных пособий.

— Требования к развивающей предметно- пространственной среде -при пополнении РППС необходимым материалом для организации индивидуальной работы со всей группой необходимо учитывать принципы построения среды: безопасность, вариативность, трансформируемость, информативность, полифункциональность, принцип педагогической функциональности.

— Сильной стороной организации индивидуальной работы со всей группой детей в ДОУ, считаю возможность реализации ФГОС, повышение качества освоения программы дошкольниками и развития интегративных качеств, учет индивидуальных особенностей ребенка — дошкольника, создание положительного имиджа группы, ДОУ для всех участников процесса, повышение уровня активности родителей.

Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, направленной, прежде всего, на развитие моторики, речи и коммуникативного поведения. Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно, с учетом формы заболевания и возраста ребенка.

С первых месяцев жизни ребенка необходимо активно стимулировать к накоплению им чувственного опыта, побуждать к обследованию окружающих предметов посредством зрения, слуха, осязания.

Важно как можно раньше воспитывать у этих детей ощупывающие движения рук. С этой целью в ручки ребенка вкладывают различные по форме, величине и фактуре игрушки, привлекая к ним его зрительное внимание. Для улучшения ощущений перед такими упражнениями целесообразно провести массаж кистей и кончиков пальцев щетками различной жесткости.

В возрасте от 1 года до 3 лет у ребенка необходимо развивать предметно-манипулятивную деятельность, обучая его овладевать навыками действий с различными предметами и начальными способами общения с окружающими. Основными задачами на этом этапе является развитие речевого и предметно-действенного общения, воспитание самостоятельности.

На основе предметно-практической деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, закрепляют связи между словом, предметом и действием. Детей необходимо учить называть предметы, объяснять их назначение, знакомить с новыми, используя зрение, слух, осязание, а где можно, обоняние и вкус; показывать, как производить действия с этими предметами и стимулировать к активному выполнению. Обучать интонации просьбы.

Специальные серии упражнений, направленные на тренировку сенсорных функций, знакомят детей с различными качествами предметов и создают условия для формирования перцептивных действий. Для этого используют различные по форме, протяженности, цвету, температуре и другим свойствам предметы, расположенные в виде классификационных групп, например: серии колец разного размера, серии поверхностей разной шероховатости шарики различных цветов и т. п.

Детей необходимо обучать парным сопоставлениям предметов по их свойствам, выполнению предметных действий, выбору по образцу. В качестве материала используют пары геометрических фигур, предметы всех основных цветов, игрушки типа башенок, матрешек, вкладок, парные картинки. Основная задача взрослого — обучение внешним ориентировочным действиям. При помощи инструкции типа: «Положи в эту коробку все игрушки, а в эту — всю одежду» и совместного с ребенком выполнения задания формируют начальные обобщающие понятия: игрушки, одежда.

Пассивный словарь обогащают такими словами, как форма, величина, цвет, такой же, похожий, больше, меньше. Учат сравнивать контрастные по величине предметы, различать объемные формы предметов, показывая и называя их: шар — шарик, куб — кубик, большой — маленький. Объясняют назначение отдельных предметов в практической деятельности — мячом играют, ложкой едят, из чашки пьют, на кровати спят и т.д.

Обучают сличать предметы и их изображения, слушать и понимать речь взрослого, рассматривать картинки в книгах. Ребенку необходимо рассказывать о предметах, нарисованных на картинках, и просить его показать названную картинку. Подбирайте игрушки, для захватывания которых необходимо участие большого пальца.

Большое значение имеет развитие игровой деятельности в общении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены, формирование манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации.

Очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены, а также других бытовых навыков. Ребенок должен твердо знать, что он имеет обязанности, выполнение которых значимо для других членов семьи, и стремится справляться с ними. Постоянное соблюдение режима, спокойная доброжелательная обстановка в семье способствуют укреплению нервной системы ребенка, его умственному, физическому и нравственному развитию.

Ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, как и всякого другого, необходимо всячески оберегать от травм. Однако его нельзя постоянно ограждать от трудностей. Вырастая в тепличных условиях, он впоследствии окажется беспомощным, неприспособленным к повседневной жизни. Очень важно сформировать у него правильное отношение к себе, к своим возможностям и способностям. Для этого следует многократно подчеркивать, что наряду с недостатками у него есть большие достоинства, что он сможет многого добиться в жизни, если приложит усилия.

Родителям детей с таким серьезным заболеванием, как церебральный паралич важно знать, что им нужна не только медицинская, но и педагогическая помощь, нужно вместе со специалистами — педагогами, врачами составить единый комплекс воздействия на ребенка. Детей необходимо обучать правильным движениям, применять соответствующую дефекту лечебную гимнастику работу на тренажерах, водолечение, длительный массаж, ортопедические средства. Огромное значение имеет ранняя логопедическая работа. Эффективность физиотерапевтического и логопедического воздействия возрастает за счет медикаментозного лечения. Вместе с тем должна проводиться необходимая коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность, боязливость и т.п.

Необходимо формировать познавательную деятельность малыша, воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.

Подготовила дефектолог РПМПК Шилова Т. Г.

1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: 1975.

2. Михеев В.В. Нервные болезни. – М.: 1958.

3. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: 1998

Характеристика детей с особыми образовательными потребностями

Термин, определяющий понятие «детей с особыми образовательными потребностями», является относительно новым, используемым в обществе тех стран мира, которые переходят от унитарного общества к открытому гражданскому. Это связано с тем, что новое гражданское общество приходит к осознанию того, что в используемом им языке необходимо ввести такое понимание, которое бы не нарушало прав детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. То есть термин, который будет указывать на уважительно отношение к детям с отклонениями и при этом отражать всю суть ситуации.

Кроме того значимость термина «дети с особыми образовательными потребностями» состоит еще и в том, чтобы исключить из обихода такие термины как «аномальные дети», «дети с нарушениями развития», «дети с отклонениями» и т.д., а так же конкретизирующие их термины (идиот, даун, дибил, имбицил, алалик и т.д.). То есть те термины, которые напрямую указывают на неполноценность или ненормальность ребенка.

Таким образом, современное общество отказывается от деления детей на полноценных и неполноценных, а новый термин закрепляет за всеми детьми право на получение образования.

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, имеющие определенные недостатки в развитии (без указания конкретных нарушений и отклонений), требующие специального подхода к процессу их воспитания и обучения.

В настоящее время термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется не только в широком социальном понимании, но и в рамках научного контекста. Непосредственно в научном контексте данный термин очень важен, так как он ориентирует исследователя на «проницательность» границ между нормальным и аномальным развитием детей. А так же дает понимание того, что дети с особыми образовательными потребностями имеют различные психические и физические нарушения, исходя из которых, выстраивается процесс их обучения. Обучение детей, имеющих нарушения и отклонения в развитии всегда индивидуально. Именно это и определяет понимание «особых образовательных потребностей».

Готовые работы на аналогичную тему

Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями

На сегодняшний день проведено достаточно количество исследований, позволяющих выделить как общее, так и разное у категории детей с нарушениями в их развитии, определить их образовательные потребности, предупредить возможные трудности в обучении.

Исследователями установлено, что процесс специального обучения детей с нарушениями в развитии необходимо начинать непосредственно с момента установления (диагностирования) нарушения или отклонения в развитии. Только в этом случае можно будет достичь высоких результатов работы над исправлением (коррекцией) нарушения.

Например, если у ребенка было установлено нарушение зрения или слуха в конце первого месяца жизни, то и коррекционную работу (обучение) необходимо начинать именно с этого момента. Не нужно ждать взросления ребенка. Ожидание не способствует исправлению проблемы, а только лишь усугубляет ее.

Важно так же отметить, что при выявлении у ребенка нарушения недостаточно осуществлять только медикаментозное лечение, необходимо проводить работу с ребенком по всем направлениям, в том числе и методами специального обучения.

Особенности содержания специального обучения заключается в том, что у детей с нарушениями и отклонениями имеются специальные потребности. На основании данных потребностей в процесс обучения вводятся специальные разделы, в зависимости от нарушения.

Например, если у ребенка нарушение слуха, то необходимо ввести занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия.

Если у ребенка отмечается умственная отсталость, то необходимо ввести занятия по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и занятий, направленных на социальную адаптацию ребенка в рамках современного общества.

Специфичность обучения детей с особыми образовательными потребностями требует такой организации обучения, при которой предусматривается «пошаговое» обучения.

Например, при обучении слабовидящих или слепых детей, прежде чем осваивать чтение необходимо освоить рельефно-точечный шрифт Брайля.

Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями подразумевает так же качественную индивидуализацию процесса. Требуется не только специально разработанная программа, но и специально оборудованная образовательная среда.

Например, обучение детей с аутизмом подразумевает создание особого структурированного образовательного пространства, которое бы облегчало им процесс понимания происходящего вокруг. Это дает детям возможность планировать свое поведение и предсказывать дальнейшее течение образовательного процесса.

В аспекте границ образовательного пространства существует необходимость максимального расширения образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. В обучении детей с особыми образовательными потребностями, все чаще используются инновационные технологии, которые подразумевают проведение занятий вне учебного заведения.

Например, в настоящее время актуальность приобретает процесс взаимодействия особенных детей и животных. Это требует проведения занятий на ипподроме (иппотерапия), в дельфинарии (дельфинотерапия) и т.д. Тем самым образовательный процесс выходит за рамки учебного заведения.

В аспекте продолжительности обучения существует необходимость длительного процесса обучения и выхода за пределы школьного возраста. В данном случае обучение детей с отклонениями не ставится в возрастные рамки, важно достичь поставленного результата обучения.

С точки зрения определения круга лиц, вовлеченных в образование, и их взаимодействия — необходимость скоординированного участия квалифицированных специалистов разных профилей (логопед, детский психиатр, психолог, дефектолог и т.д.). Только в этом случае процесс обучения будет успешен и может гарантировать достижение поставленных целей.

Основные понятия и термины по теме:дети с особыми образовательными потребностями.

План изучения темы:

1.Характеристика детей с особыми образовательными потребностями

2.Трудности в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

3.Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Краткое изложение теоретических вопросов:

3.Характеристика детей с особыми образовательными потребностями

Дети с особыми образовательными потребностями — Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним.

Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", "дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии" и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.

Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатками, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

Термин "дети с особыми образовательными потребностями" используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен потому, что он ориентирует исследователей на "проницаемость" границ между науками об аномальном и нормальном ребёнке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами.

2. Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные потребности и соответственно определить трудности в обучении.

В аспекте времени начала специального образования — потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребёнка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребёнка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии все усилия взрослых направлены исключительно на попытку лечения ребёнка, реабилитацию только средствами медицины.

В аспекте содержания образования — потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребёнка (например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.).

В аспекте методов и средств обучения — потребность в построении "обходных путей", использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение нормально развивающегося ребёнка (например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т.п.).

В аспекте организации обучения — потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды (так, например, дети с аутизмом нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать своё поведение).

Особенности работы с детьми

В аспекте границ образовательного пространства — потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

В аспекте продолжительности образования — потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.

В аспекте определения круга лиц, участвующих в образовании, и их взаимодействия — потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включении родителей проблемного ребёнка в процесс его реабилитации средствами образования, созданными специалистами. Складываются подходы к дальнейшей дифференциации понятия "особые образовательные потребности". Выделяются такие термины, как "особые образовательные потребности разных категорий детей с нарушениями психофизического развития"; "общие образовательные потребности разных категорий детей применительно к одним и тем же задачам и этапам развития"; "варианты особых образовательных потребностей конкретных детей по отношению к разным этапам развития и индивидуальным образовательным маршрутам" и др.

В этом параграфе рассмотрим работу вожатого с детьми двух возрастных интервалов: дети среднего школьного возраста 11 — 12 лет и подростки 13—14 лет.

Возраст 11 — 12 лет считается одним из самых сложных в организации общения с детьми. У детей в этом возрасте начинает активно формироваться самосознание, усиливается любознательность, круг их интересов становится более широким и избирательным. Однако младшие подростки часто меняют свои увлечения и наклонности, так как не всегда могут сразу определить свои способности. Для ребенка данного возраста авторитет взрослых несколько ослабевает, возникает критический взгляд на отношение к нему родителей и педагогов, легко вызвать его раздражение, может отыгрываться за свои неудачи на младших братьях и сестрах, более слабых товарищах.

Для детей 11—12 лет возрастает роль коллектива, общественного мнения. Значимым становится не столько мнение взрослого, сколько сверстников. Ребенок стремиться приобщиться к определенной молодежной субкультуре, в которой присутствуют такие элементы, как стиль общения и одежды, нормы, предпочтения, интересы, музыка и т.д. Включаясь в эту субкультуру, дети стремятся показать, что они уже взрослые. Однако при этом правила поведения, принятые во взрослом мире, система ценностей, приоритетов младшими подростками чаще всего отрицаются. Ведущую роль в жизненном самоопределении и формировании самооценки, а также определении его статуса в глазах сверстников играет принадлежность ребенка к определенной группе. Если возникает конфликт между требованиями со стороны взрослых и интересами сверстников, дети выбирают нормы, принимаемые сверстниками. В этой ситуации ребенок может начать употреблять алкоголь или наркотические вещества, совершить противоправные действия из боязни быть отвергнутым сверстниками. Чтобы не идти на открытый конфликт со взрослыми, ребенок начинает обманывать, изворачиваться. В таких случаях требуется не ругать ребенка, а выяснить причины и мотивы такого его поведения.

Так как дети 11 — 12 лет хотят быть самостоятельными и проявляют активность в деятельности, вожатый может использовать преимущества общения с младшими подростками, развивать у них инициативу, организаторские способности и ответственность за порученные дела.

Младшие подростки менее уравновешенный, чем дети младшего школьного возраста, поэтому среди младших подростков часто возникают конфликты. Причины возможных конфликтов:

  • • стремление отстоять свое мнение, защититься от грубости ответной грубостью;
  • • демонстрация мальчиками мужского поведения, а девочками —

• демонстрация поведения и общения, усвоенного в значимой

• невыполнение требований взрослых.

Повышенная конфликтность объясняется физиологическими причинами — началом полового созревания. У девочек это проявляется раньше — лет с 10—11, а у мальчиков — с 12—13 лет. У младших подростков мышцы постепенно растут, но физической силы пока недостаточно, организм еще не готов к серьезным физическим нагрузкам. Нервная система продолжает совершенствоваться, отличается повышенной возбудимостью. Наблюдается некоторая дисгармония в работе сердечнососудистой системы, поэтому ребенок может чувствовать приступы учащенного сердцебиения, головокружения, частые головные боли, нервозность. Заметны различия в физическом и интеллектуальном развитии мальчиков и девочек, в их поведении и интересах.

Отношения между мальчиками и девочками становятся натянутыми, они держатся обособленными группами, подвергая насмешкам взаимные симпатии. Мальчики пытаются создать представление о мужественности, девочки — о женственности.

В число дезадаптированных младших подростков входят дети замкнутые, робкие, но самолюбивые, у которых коммуникативные навыки формируются позже других, а также дети, которые в начальной школе придерживались аффилиативной манеры общения и компенсировали свой инфантилизм за счет покровительства педагога.

Советы вожатому по работе с младшими подростками:

  • 1) используйте такие виды деятельности, которые дают возможность удовлетворить мускульную активность (например, подвижные игры, спортивные состязания);
  • 2) организуйте занятия по интересам;
  • 3) организуйте разумное руководство деятельностью детей, пробуждайте у детей интерес к окружающему миру;
  • 4) так как дети данного возраста очень чутко реагируют на оценку их деятельности окружающими, то поощряйте детей и хвалите (для детей с заниженной самооценкой часто важной бывает оценка не только результата, но и мотива деятельности).

Подростки 13—14 лет начинают достаточно явно проявлять особенности характера. Становление характера и личностных характеристик неразрывно связано со стремлением к самостоятельности, что влечет за собой попытки освободиться от опеки взрослых, определить свое отношение к окружающим. У подростков проявляются типичные поведенческие реакции: пренебрежительное отношение к советам взрослых, скептическое отношение к нормам поведения, критиканство, иногда открытое противодействие окружающим. Подростки в лагере пытаются самоутвердиться либо за счет активного участия в деятельности, либо за счет нарушения норм поведения.

Подростки имеют на все свои суждения, которые могут быть скоропалительными и эмоциональными, но не всегда справедливыми. Это создает трудности в общении с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Трудности при общении в большинстве случаев болезненно переносятся детьми в зависимости от их темперамента и особенностей характера и проявляются либо подчеркнутой резкостью в общении и поведении, либо мучительными внутренними переживаниями и замкнутостью. Подростки 13—14 лет считаются с мнением коллектива, поэтому вожатый может воздействовать на ребенка не прямо, жестко указывая на соблюдение правил жизни в лагере, а через создание общественного мнения, т.е. через его сверстников. Кроме того, замечания в форме советов или пожеланий воспринимаются ребенком с большим пониманием.

В 13—14 лет у подростков сильнее всего проявляется стремление объединяться в группы. Одни объединяются, чтобы получить защиту и самоутвердиться, другие, чтобы не выделяться из толпы, третьи — чтобы проявить свои лидерские способности. Происходит изменение мотивации деятельности у детей. Появляется способность к достижению целей, даже отдаленных по времени.

В этом возрасте наблюдаются серьезные физические различия между мальчиками и девочками. У девочек половое созревание практически заканчивается, а у мальчиков только начинается. Сердечно-сосудистая система подростка хорошо приспосабливается к упражнениям на скорость и выносливость. Разница между силовыми возможностями мальчиков и девочек становится более выраженной.

Особенности работы с детьми

Миссия воспитателя малышей 3-7 лет чрезвычайно важна как для самих ребят, так и для их родителей. Мы все это знаем: и кто любил ходить в детский сад, и кто терпеть этого не мог. Если вы понимаете, что хотите работать с маленькими детьми, помогать им в освоении мира, научить их любить, дружить и прощать, становиться самостоятельными, ответственными и инициативными, – смело осваивайте профессию воспитателя ДОУ. А мы расскажем, как это сделать быстро и практично, какие требования предъявляет общество к профессии воспитателя и какими качествами необходимо обладать.

Особенности профессии воспитателя

Воспитатель – это, прежде всего, педагог, который работает с дошкольниками. В его обязанности входит присмотр за детьми и организация развивающих занятий. Эта профессия всегда была востребована, ведь воспитатели дошколят работают не только в детсадах, но и в учреждениях дополнительного образования, приютах, интернатах, реабилитационных центрах, детских сезонных или спортивных лагерях.

Обычно новички в профессии начинают свою карьеру с должности помощника воспитателя, которая в ряде случаев не предполагает профильного образования. В проведении занятий помощник не принимает участия, но общается с детьми, приобретая опыт, следит за чистотой в помещениях детского сада, выполняет функции няни. На этом этапе можно учиться, чтобы двигаться в профессии дальше. Если специальное образование уже есть, вы можете устроиться младшим воспитателем. После получения квалификации по профилю – вы самостоятельный специалист. А трехлетний практический опыт работы даст вам возможность стать старшим воспитателем, а затем и заведующим ДОУ.

Педагоги-воспитатели работают непосредственно с детьми, и главная их цель – разностороннее развитие вверенных детей, их подготовка к следующей образовательной ступени – школе. Под надзором воспитателей детишки осваивают правила личной гигиены, учатся общаться со взрослыми и сверстниками, развивают творческие и умственные способности, соблюдают режим дня и занятий, занимаются физкультурой.

Особенности работы с детьми

Задача старшего воспитателя – разработка и внедрение методических планов, программ и рекомендаций детям и родителям. Такой специалист ведет отчетность, планирует мероприятия, контролирует работу педагогов и следит за их квалификационным уровнем знаний и навыков.

Заведующий детским садом выполняет управленческую функцию.

Если вы задумываетесь о воспитательской карьере – важно сразу понять, в какой должности вы хотели бы трудиться, чтобы целенаправленно приближаться к освоению желаемой профессии.

Тест на профпригодность воспитателя ДОУ

Хотите понять, сможете ли вы работать воспитателем детского сада? Для этого понаблюдайте за своими действиями и эмоциями в процессе взаимоотношений с маленькими детьми.

вы не можете найти общий язык с ребенком;

не можете долго общаться с детьми, быстро от них устаете;

вас раздражает постоянный шум и беготня;

вам неприятны детские голоса, крики, слезы,

Плюсы и минусы воспитательской работы

Явными плюсами будут:

Общение с увлеченными людьми. Обычно, коллектив в детском саду предан своему делу, высока вероятность встретить тут увлеченных единомышленников, способных поддержать вас в карьерном и профессиональном росте.

Атмосфера детства. Веселые игры, неуемная детская фантазия и непосредственность, разноцветье интерьера — все это дает возможность ощутить себя молодым.

Работа с детьми. Понятно, что профессия изначально предполагает любовь к детям. Тут общение с малышами будет постоянным удовольствием.

Осознание, что вы вносите важный вклад в будущее каждого ребенка — дети много времени проводят в саду, и пример воспитателя для них не менее важен, чем родительский.

Творческая инициатива. Обычно старшие коллеги всячески поощряют инновационные идеи менее опытных коллег по проектированию и реализации занятий для малышей.

Продолжительность отпуска. По закону воспитатели отдыхают 42 дня, чтобы полностью восстановить силы и вернуться к работе в бодром расположении духа.

Привилегия без очереди отдать собственного ребенка в детский сад. Если у специалиста есть дети, это огромный бонус.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector