Работа с одаренными

Работа с одаренными

Особенности работы с одаренными детьми в школе

  • отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
  • функционально — целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
  • ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

Формы работы с одаренными детьми

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы — урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов.

Метод проектов

Психологические особенности одаренных детей

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул — побеждать. Хотя цена этих побед — долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» — отмечает Крейг Барретт, и с этим невозможно не согласиться.

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Список литературы:
1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова

Сведения об авторе:

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №58» г. Набережные Челны Республики Татарстан

С точки зрения психологии, одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Выделяются следующие категории одарённых детей:

  • Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
  • Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.
  • Дети с высокими творческими (художественными)способностями.
  • Дети со спортивными способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы – создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

Формы работы:– классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

– консультирование по возникшей проблеме;
– дискуссия;
– игры.

Очень важны:– предметные олимпиады;

– интеллектуальные марафоны;
– различные конкурсы и викторины;
– словесные игры и забавы;
– проекты по различной тематике;
– ролевые игры;
– индивидуальные творческие задания.

Как правило, у одаренных детей проявляются:– высокая продуктивность мышления;

– легкость ассоциирования;
– способность к прогнозированию;
– высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:– обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

– стимулировать познавательные способности учащихся;
– работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
– принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
– анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
– отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

– принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
– принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:а) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе;

б) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.Итак, первый этап работы с одаренными детьми – это этап предварительного поиска, выявления одарённых и талантливых детей. Став классным руководителем, я, прежде всего, посетила семьи детей своего класса. Побеседовав с родителями, узнала об особенностях каждого ребенка, об их интересах и способностях. Встречалась с воспитателями детских садов, которые дали характеристику каждому ребенку. На первом родительском собрании родителям было предложено заполнить анкету “Ребенок: способный или одаренный?” В анкете приведен перечень характеристик одаренных детей. Единственное пожелание родителям – подходить к оценке способностей своего ребенка беспристрастно и объективно. На вопросы анкеты необходимо отвечать словами “да” или “нет”. Положительные ответы родителей на все вопросы дали серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному.

Провела 2 онлайн консультации на сайте

alt=»💥» />ДИАГНОСТИКА ОДАРЁННОСТИ alt=»💥» />

В прикреплённых файлах Вы найдёте полезные методические рекомендации и сборники по диагностике одарённости:

Сборник методик по выявлению способностей и одарённости детей;

Психолого-педагогическая диагностика одаренности школьников
на разных возрастных этапах;

Методические рекомендации для специалистов, работающих с одарёнными детьми.

alt=»🌱» />КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ И НЕВРОЗОВ У ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ alt=»🌱» />
В статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы одаренных детей, обосновывается эффективность применения арт-терапевтических техник при коррекции эмоциональных нарушений у ребенка, приводятся упражнения, направленные на снятие страхов и формирование положительного эмоционального состояния одаренных детей.

Автор: Селиванова Елена Анатольевна – кандидат психологических наук, методист отдела научной работы, доцент кафедры управления, экономики и права государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».

ПОДРОБНЕЕ — В ПРИКРЕПЛЁННОМ ФАЙЛЕ!

alt=»💥» />СТАТЬЯ "КАК ВЫЯВИТЬ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ" alt=»💥» />
ОБРАЗЕЦ КАРТЫ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА, ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА И НОВЫЙ ПЛАН СЕМИНАРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЙ.

Чтобы выявить одаренных воспитанников, проведите диагностику и заполните карту одаренного ребенка. Психологическое сопровождение поможет таким детям развить свои способности. Также предлагаем план семинара, чтобы объяснить педагогам, как работать с талантливыми детьми.

КАК ВЫЯВИТЬ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ. Чтобы выявить одаренных детей, используйте метод наблюдения, изучайте их психологические особенности, речь, память, мышление. У одаренных детей более высокие по сравнению с другими детьми интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности. У них доминирует познавательная активность. Они испытывают радость от того, что добывают знания, от умственного труда.

КАКОЙ ОШИБКИ ИЗБЕГАТЬ. Задача педагога-психолога не в том, чтобы выявить, кто одарен больше, кто меньше. Вам нужно предоставить возможность для развития разных по одаренности детей.

Автор статьи: ТАТЬЯНА БОНДАРЕВА, педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ № 1 «Сказка», г. Лодейное поле, Ленинградская область

Работа с одаренными Дорогие друзья, рады представить вам Томковскую Ольгу Викторовну, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ города Новый Уренгой. В своей статье Ольга Викторовна делится своим взглядом на ситстему работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования. Статья будет интересна педагогам, преподающим в школах и в учреждениях дополнительного образования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector