Списки литературы, которые детям выдают в школе на лето, вызывают у родителей много вопросов. Они огромные: например, у дочки — будущей второклассницы — 25 произведений. У знакомой ученицы 4-го класса — 19, а у сына подруги — шестиклассника — 54! По какому принципу они составляются? Надо ли все обязательно успеть прочитать? И кому нужен читательский дневник? Разбираемся с кандидатом педагогических наук, завлабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.
Екатерина Андреевна, самое интересное, что тексты в этих списках пересекаются. Например, «Аленький цветочек» Аксакова дают как после первого, так и после третьего класса. Почему?
Екатерина Асонова: Начнем с того, что списки на лето — вне закона. Никакого обязательного летнего чтения нет. Есть примерные рекомендации, причем у каждого учителя — свои. Летнее чтение — это в первую очередь про удовольствие, про свободу и немного — про «не забыть буквы». Важно, с какими словами учитель дает список литературы: «буду спрашивать», «буду проверять дневник читателя», «прочитайте что-то на ваш выбор». Кстати, нередко инициаторами списков на лето становятся сами родители. Знаю это, так как сама работала в школе. Их тревогу можно понять: девять месяцев ребенок был постоянно занят и вдруг — лето, свобода, график сбит. Кажется, что список чтения на лето будет организовывать длинный летний день. Но тогда хорошо бы иметь в этом списке названия фильмов, настольных игр и мест для путешествий. А книги должны быть по всем предметам — от поэзии до определителя растений.
В некоторых школах на каникулах предлагают читать тексты из программы будущего учебного года. Зачем?
Екатерина Асонова: Такое бывает, когда список летнего чтения составляется, чтобы разгрузить учебные будни. Но это, к сожалению, ловушка: как показывает опыт, легче не становится. Тот, кому трудно дается чтение, плохо помнит в январе то, что читал в июле. Однако есть нюанс: в старшей школе, учитывая наши реалии и перегруженность школьной программы, какие-то тексты все-таки имеет смысл читать заранее. Важно в принципе читать — то, что нравится ребенку, чтобы развивалась самостоятельность, собственный подход к выбору книг.
А что посоветуете?
Екатерина Асонова: Хочу обратить внимание: несмотря на обилие текстов, современная школьная программа крутится лишь вокруг реалистических произведений, очень тщательно когда-то отобранных в советское время. Нет того литературного разнообразия, которым, без сомнения, обладает наша культура. Это и игровая литература, и фантастическая литература, сказки. Да, в начальной школе мы предлагаем их детям, а потом они становятся как бы не важны. Это не так. Сказочная и фэнтезийная, мифологическая культура очень богата, это и Гарри Поттер, и Алиса в стране чудес — фэнтези, новые миры. Есть сказки, где фольклорные Баба-яга или Горыныч оказываются в новых, современных обстоятельствах: например, в книгах, которые пишут Дмитрий Емец, Сергей Седов, Антон Соя, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак и многие другие авторы. Конечно, школа такое включить в программу не может, но детям было бы интересно и полезно их почитать.
Словом, на лето, да и просто для «домашнего» чтения» я бы выбрала ту литературу, которой не будет в школе, включив туда игровую и ироничную поэзию Артура Гиваргизова и Андрея Усачева, комиксы Андрея и Натальи Снегиревых. Кстати, ни «Алиса в стране чудес», ни «Приключения Винни-Пуха», ни «Старика Хоттабыча» нет в школьной программе. Такие прекрасные вещи могут пройти мимо вашего ребенка.
Читательский дневник — боль для многих родителей. Нужно ли его вести и как?
Но главное — помнить: летом ребенок должен прежде всего отдыхать. Гулять, бегать, прыгать. И еще: тяга к чтению отлично стимулируется поездками, путешествиями, походами в кино и музеи. Увидел, заинтересовался, прочитал. Это работает.
Девочки, а что вы читаете/читали во время беременности? И что приносит/-ло наилучшие эмоции.
Читаете ли вы для малыша что-то вслух?
Как вы думаете, то что мы читаем во время беременности, как-то отражается на малыше?
Все те же вопросы касаются и ваших музыкальных опытов)))
Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим «Источник»
HTML-код: |
BB-код для форумов: |
Как это будет выглядеть?
+19 | pure_gold | 03.12.2011 | 280 | 8 | 18 комментариев |
Построим каркасный дом вашей мечты
Каркасный дом с террасой и 4 спальнями V146 «Гуилфорд»
Каркасный дом с террасой V487 «Монро»
Каркасный дом с 5 спальнями V059 «Дьюрант»
Каркасный дом одноэтажный V251 «Фэрфилд»
отражаются . с моим сыном так и вышло. беременная была прочла книжку «Про Веру и Анфису», теперь это его любимая книжка! До сих пор просит прочитать, при этом почти наизусть знает. Хотя я всю беременность читала все подряд — и журналы, и книги всякие разные. Но вот эта сказка прям въелась ему. Наверное, что я ее первой прочла
теперь про музыку. Я беременная просто тащилась под Рамштайн ( вот так меня поперло, не знаю почему), теперь сын любит такую «тяжелую» музыку, а всякие детские песенки до фонаря Я честно пыталась слушать классику, смотреть детские клипы, но меня от них воротило, вот прям до психов не нравились.
Хехехе))) Значит, мой ребеночек Гарри Поттера полюбит?))) Я как на сохранение легла в первые месяцы — захотелось перечитать поттериану)))) Хотя, наверно, тогда еще было рано для какого-либо влияния в этом плане)
читаю)и ей нравится)шевелится в ответ)) музыка..люблю спокойные но муж слушает рэп порой и рэп его слушаю. но вот еще люблю песенки из мультиком..буратино там красная шапочка, про утят. поем и танцуем)))) думаю малышу нравится
Я не против.меня не бесит и не раздражаеттак что пускай слушает да и не часто он дома, так что чаще я сама себе хозяйка
детские книжки честно признаюсь, не читаю. просто разговариваю с малышом
слушаю классику, но не всегда))) очень часто слушаю свою любимую музыку: а там и попса, и джаз и т.д.))) вообще музыку слушаю почти каждый день — делаю на нее акцент.
1.Николай Курдюмов Что нужно знать и делать
если вы хотите заиметь ребёнка
2. Акин Алишани, Стрельцова Дарья Девять месяцев и вся жизнь. Роды нового тысячелетия
3. ДИПАК ЧОПРА БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ ВОЛШЕБНОЕ НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ
4. Оксана Сергеева Все, что нужно знать будущей маме. Готовимся к рождению малыша
5.Айна Мэй Гаскин Духовное акушерство
6. Алла Васильевна Киржаева Откровения матери о родах, и не только о них
7. Изучение любви Мишель Оден
8. Мишель Оден Возрожденные роды
9.Священник Анатолий Гармаев От зачатия до рождения
10. Бертин Андрэ «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях»
11. Омраам Микаэль Айванхов Воспитание, начинающееся до рождения
12 ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЁНКА ДО РОЖДЕНИЯ Томас ВЕРНИ, доктор медицинских наук, в соавторстве с Джоном КЕЛЛИ.
КАК МОЖНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К СЧАСТЛИВОЙ, ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ ДО ЕГО РОЖДЕНИЯ
13. Грентли Дик-Рид — Роды без страха
14. ТОНИ ВЕШЛЕР. «ЖЕЛАННЫЙ РЕБЕНОК. »
15. Уильям Серз и Марта Серз.ВАШ РЕБЕНОК
С ума сойти. )))) Да я уж лучше эти месяцы на классику потрачу, которую никогда в другое время не прочту)) Зато и вкус литературный ребеночку привью. А от таких книжек на беременности можно перезациклиться, наверно)))
все люди разные. я ничего не прочитала и ,как оказалось ко многим нюансам не была готова и когда уже сын родился,жалела,что ничего не прочитала,т.к. потом наверстывала упущенное,но времени уже меньше было. По-крайней мере Сирзы и Оден,как минимум интересны.Зациклиться можно,если все буквально воспринимать,я думаю,а если для себя только важное при прочтении выделять,ориентируясь на свои чувства,то все ок будет.Хотя,если не лежит к душе такое чтиво,то тогда лусше читать то,что хочется,и слушать,и смотреть также. кому рок,а кому и классика-все норм,т.к.,повторюсь,все мы разные)))))
1.Николай Курдюмов Что нужно знать и делать
если вы хотите заиметь ребёнка
2. Акин Алишани, Стрельцова Дарья Девять месяцев и вся жизнь. Роды нового тысячелетия
3. ДИПАК ЧОПРА БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ ВОЛШЕБНОЕ НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ
4. Оксана Сергеева Все, что нужно знать будущей маме. Готовимся к рождению малыша
5.Айна Мэй Гаскин Духовное акушерство
6. Алла Васильевна Киржаева Откровения матери о родах, и не только о них
7. Изучение любви Мишель Оден
8. Мишель Оден Возрожденные роды
9.Священник Анатолий Гармаев От зачатия до рождения
10. Бертин Андрэ «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях»
11. Омраам Микаэль Айванхов Воспитание, начинающееся до рождения
12 ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЁНКА ДО РОЖДЕНИЯ Томас ВЕРНИ, доктор медицинских наук, в соавторстве с Джоном КЕЛЛИ.
КАК МОЖНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К СЧАСТЛИВОЙ, ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ ДО ЕГО РОЖДЕНИЯ
13. Грентли Дик-Рид — Роды без страха
14. ТОНИ ВЕШЛЕР. «ЖЕЛАННЫЙ РЕБЕНОК. »
15. Уильям Серз и Марта Серз.ВАШ РЕБЕНОК
1.Николай Курдюмов Что нужно знать и делать
если вы хотите заиметь ребёнка
2. Акин Алишани, Стрельцова Дарья Девять месяцев и вся жизнь. Роды нового тысячелетия
3. ДИПАК ЧОПРА БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ ВОЛШЕБНОЕ НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ
4. Оксана Сергеева Все, что нужно знать будущей маме. Готовимся к рождению малыша
5.Айна Мэй Гаскин Духовное акушерство
6. Алла Васильевна Киржаева Откровения матери о родах, и не только о них
7. Изучение любви Мишель Оден
8. Мишель Оден Возрожденные роды
9.Священник Анатолий Гармаев От зачатия до рождения
10. Бертин Андрэ «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях»
11. Омраам Микаэль Айванхов Воспитание, начинающееся до рождения
12 ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЁНКА ДО РОЖДЕНИЯ Томас ВЕРНИ, доктор медицинских наук, в соавторстве с Джоном КЕЛЛИ.
КАК МОЖНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К СЧАСТЛИВОЙ, ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ ДО ЕГО РОЖДЕНИЯ
13. Грентли Дик-Рид — Роды без страха
14. ТОНИ ВЕШЛЕР. «ЖЕЛАННЫЙ РЕБЕНОК. »
15. Уильям Серз и Марта Серз.ВАШ РЕБЕНОК
можно добавить?
Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
Ледлофф. «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности»
Цареградская «Новорожденный. Уход и воспитание», «Ребенок от зачатия до года»
Бауэр «Жизнь без подгузника»/
Разахацкая «Грудное вскармливание. Советы кормящей маме»
Некрасов «Материнская любовь»
Хорошие книги. спасибоза дополнение! но, ИМХО,Гиппенрейтер и Некрасов можно уже попозже,когда деточка подрастет,годам к трем в смый раз. Ледлофф — так,для общего развития и не принимая все близко к сердцу,т.к. она сама не была матерью (думаю,вы меня правильно поймете).Три оставшихся автора уже перед родами лучше,чтобы подготовится уходу к уходу за ребенком.Однако,мне некоторые советы этих книг,и в частности Бауэр,не подошли.
Так не обязательно ж все на себя применять и применять! Для общего развития вполне хватит а там каждый для себя решает, кому что подходит! И читать во время беременности времени больше, чем после родов что касается Гиппенрейтер, считаю, описанные ей техники общения пригодятся не только тем, у кого есть дети в общем, сколько людей, столько мнений, конечно, просто, на мой взгляд, все эти книги достойны внимания.
Сказка безусловно необходима для гармоничного развития ребенка.
Когда наступает возраст сказок
Начинать читать сказки любимому малышу можно ещё тогда, когда он находится в животе у мамы. Правда, при этом сам сюжет сказки совершенно не важен: ребёнку важно слышать мамин голос и ласковые интонации. С тем же успехом можно читать не рождённому крохе статьи из женских журналов или «взрослые» художественные произведения.
Новорождённому младенцу читать сказки, в принципе, можно, но гораздо полезнее будет петь песенки, рассказывать потешки, читать короткие авторские стихотворения. В этом возрасте рифма и ритм — то, что нужно для развития речи.
Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.
Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы.
Влияние сказок
Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.
«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.
Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.
Если смотреть на сказку глазами взрослого, логически и рационально мыслящего человека, многие вещи кажутся очень опасными: жестокость, агрессия, гибель героев, хитрость и обман повсюду, равнодушие близких видятся в сказках повсеместно. Иногда кажется, что сказки пропагандируют лень, тунеядство, глупость и другие негативные качества. Всё дело в том, что смотреть на сказку глазами взрослого совсем не нужно. Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо. Например, в сказке про мальчика-с-пальчик родители унесли детей в лес. Казалось бы, что может быть хуже: взрослые, вместо того, чтобы решать свои проблемы, избавляются от детей и отправляют их на погибель. Если копнуть глубже, мы видим, что эта ситуация – символ разлучения ребёнка с родителем, которое, в сущности, является закономерным итогом взросления. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя. Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, «вырабатывает иммунитет» к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.
Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины.
Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с мачехой – она останется ни с чем.
У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.
Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков условное.
Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.
И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.
Какие сказки читать детям?
Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать, что детям нужно читать разнообразные и «правильные» сказки. Что это означает?
Существуют сказки народные и авторские: И те, и другие – несомненно, заслуживают внимания.
Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл. Конечно, в первую очередь ребёнка нужно знакомить со сказками своего народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные ценности. Однако ограничивать ребёнка только сказками своего этноса не стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.
Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:
Добро всегда побеждает зло . Этот принцип не распространяется на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое назначение.
Образный ряд . Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны маленькому человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий смысл.
Стиль изложения . Даже народные сказки сейчас мы читаем уже в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в ребёнке эстетическое чувство и помогает развитию речи.
При умелом использовании сказка действительно становится мощным инструментом воспитания и развития ребёнка, но гнаться за воспитательным эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра, которая должна приносить удовольствие.
Влияние на ребенка раннего возраста сказок многогранно в его развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malysh_i_skazki.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Для чего так важно читать ребенку сказки?
Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни.
Начинать читать сказки малышу можно, когда он находится в животе у мамы. Хотя сюжет сказки совершенно не важен ребёнку, важно слышать мамин голос и ласковые интонации. Новорождённому младенцу полезнее будет петь песенки, рассказывать потешки. Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок достаточно простой и понятный сюжет.
Что дает сказка в развитии малыша:
❖ 1 Сказки формируют нравственные ориентиры, прививают ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле. Существует добро и зло, добро, в конце концов, побеждает. Это положение вещей способствует развитию бодрости духа, стремления к лучшему.
❖ 2 Ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Мир, в котором мы живем – живой. Животные, птицы, растения, даже рукотворные вещи могут говорить с нами. Такое представление формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает.
❖ 3 Через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилия и иметь терпение.
❖ 4 Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. У женщины и мужчины разные задачи и по жизни, и в семье, и в обществе. Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной женщины и доброй матери. У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела.
❖ 5.Через сказки ребенку проще объяснить такие нравственные понятия, как «плохо» и «хорошо». Маленькие дети не любят и не понимают нотации и нравоучения, а в волшебных историях доступным языком рассказывается, как необходимо вести себя в той или иной ситуации.
❖ 6 Сказки расширяют кругозор детей, социализируют их в обществе. Через сказки ребенок узнает о животных, явлениях природы, о волшебных странах, царевнах и царевичах и т.д.
Важно выбрать для ребенка хорошую сказку!
Признаки хорошей сказки:
❖ 1 Добро всегда сильнее зла.
❖ 2 Наличие в сказке приятных и положительных героев.
❖ 3 Красивый стиль изложения.
Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия». С помощью сказок можно справиться с сильными эмоциями, страхами, обидами, сказки помогают наладить отношения в семье, помогают справиться с капризами и слезами, сказки помогают засыпать.
Дорогие родители! Не забудьте прочитать сказку вашему малышу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
В данной консультации освещены вопросы влияния сказок на воспитание детей.
Почему так важно читать ребёнку сказки на ночь.
Консультация для родителей.
Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?» (Консультация для родителей)
Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»(Консультация для родителей) Сказка устно создавалась и передавалась из поколения в поколение. Сказка.
Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
Ребенок, которому с детства читают сказки, с большей вероятностью в будующем начнет увлекаться чтением книг, ведь он с раннего детства будет погружен в мир воображения и слов, — в мир литературы.
Консультация для родителей: «Почему так важно читать детям сказки?»
В наше современное время родители все чаще заменяют «живое чтение» аудиокнигами или же разнообразными видео приложениями на своих гаджетах.Но ведь маленькому человеку очень полезно. чтение .
Почему важно читать детям сказки
Советы родителям о том, как важно для детей чтение сказок, какую пользу оно приносит.
Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие.
Пренатальное развитие — это внутриутробное развитие плода с момента зачатия до рождения. За 9 месяцев успевает сформироваться целый организм. В этот ответственный период происходит закладка и формирование всех органов и систем.
Маленький организм еще до рождения воспринимает информацию из окружающей среды, заранее подготавливаясь к появлению на свет. Для этого у нерожденного малыша достаточно развиты органы чувств — слух, зрение, обоняние, вкус и осязание. Уже в первые месяцы внутриутробной жизни плод способен испытать свой первый чувственный опыт.
Причины возникновения методик пренатального развития
Интерес к внутриутробному развитию ребенка у ученых зародился давно. Появилась даже специальная наука о дородовом воспитании и обучении ребенка до рождения — пренатальная педагогика.
В процессе изучения особенностей развития плода ученые выявили ряд интересных фактов. Вот некоторые из них:
- Если в организм матери поступает недостаточное количество питательных веществ во время беременности, плод запоминает состояние голода. После рождения и на протяжении всей жизни человек употребляет много пищи и страдает ожирением.
- Вкусовые предпочтения начинают формироваться еще в утробе матери. Продукты, употребляемые в пищу беременной женщиной, становятся предпочтительными и для ее ребенка.
- Человеческое ухо начинает слышать с 16-18 недели. Отчетливее всего плод слышит голос матери и шум от проистекающих в ее организме физиологических процессов (сердцебиение, перистальтика, движение крови по сосудам и т. д.) По-разному плод реагирует на музыкальные произведения — классика успокаивает малыша, тяжелая музыка активизирует.
- Стрессы во время вынашивания ребенка приводят к тому, что малыш появляется на свет с проявлениями посттравматического синдрома.
- Все эмоции беременной передаются ребенку, он испытывает те же чувства, что и мать.
С учетом вышеизложенных фактов ученые стали разрабатывать методики, благоприятно воздействующие на развитие малыша до рождения.
Нейрологопедический центр «Выше радуги» успешно занимается развитием ребенка до рождения в Москве. Одно из направлений работы центра — развитие одаренности и особых возможностей головного мозга у детей и подростков. Перед применением той или иной методики, специалист выявляет наличие показаний и противопоказаний. Во время занятий, проводимых в специальных комнатах, женщин сопровождают психологи, нейропсихологи, арттерапевты, перинатальный психолог, двигательные терапевты.
Курс по методу Томатис
Методика применяется более 30 лет и успела завоевать множество поклонников. Она заключается в прослушивании специально обработанной классической музыки. Кроме того, сеансы сопровождаются ароматерапией, цветотерапией, беременные женщины занимаются квилингом, вышиванием, шитьем, делают всевозможные поделки и обереги, расслабляются в сенсорной комнате, зале антигравитации и интерактивном планетарии, дышат чистым воздухом в соляной пещере.
По окончанию курса проводится диагностика по итогам нейроакустической коррекции.
Методика Томаса Верни
Сам Т. Верни считает, что ничто не влияет на ребенка столь положительно, как любовь.
Он также добавляет, что важной частью программы является мир и гармония в семье. Сама методика состоит из нескольких ключевых моментов:
- Мама. Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина.
- Упражнения. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.
- Звук. Томас Верни использует музыку в своих упражнениях, чтобы снять стресс с мамы и будущего малыша. По его исследованиям, оптимальным является прослушивание расслабляющей музыки в течении часа хотя бы 2 раза в неделю на протяжении всей беременности. С пятого месяца рекомендуется пение, разговоры с малышом и чтение для него вслух. Все это способствует развитию слуха малыша. А устойчивый пульс мамы означает для ребенка спокойствие, безопасность и любовь к нему.
- Прикосновения. С шестого месяца к упражнениям добавляются прикосновения. Из-за глубокой связи между движением и эмоциями танец является отличным способом сообщить свои чувства малышу. Также рекомендуются массаж и поглаживания живота.
- Эмоции. С семи месяцев ребенок становится восприимчив к своему внутреннему эмоциональному состоянию, и автор рекомендует общаться с малышом через мысли и мечты. А также учит дышать глубоко и ритмично, чтобы углубить психологическую связь со своим малышом.
Методика «Сонатал»
Методика «Сонатал» существует с 1984 года и разработана Михаилом Лазаревым, профессором, доктором медицинских наук. Это музыкальная методика пренатального развития ребенка, во многом она схожа по своей сути с методикой Томаса Верни. Методика «Сонатал» имеет разную направленность в зависимости от срока беременности.
1 триместр — биоритмы. Методика формирует биоритмы, по которым и будет жить малыш после рождения.
2 триместр — движения. Когда ребенок начинает шевелиться, добавляется двигательная активность мамы: танцы, движения в ритм музыке, похлопывания по животику.
3 триместр — «образовательный». Мамы читают малышам сказки, поют специально подобранные колыбельные, пестушки, детские песенки. Во время занятий мама может воздействовать на малыша звуком или изображать на животе геометрические фигуры. Также будущие мамы занимаются творчеством и дыхательной гимнастикой.
По мнению самого автора, эффективность методики основана на сохранении большего количества нейронов головного мозга малыша из-за постоянной стимуляции светом, звуком, движением и прикосновением. Подобное комплексное воздействие называется «матрица рождения». Она помогает ребенку до рождения услышать базовые звуки и связать их с событиями после рождения. Поэтому бросать занятия после рождения не желательно. Методика имеет послеродовое продолжение, созданы программы дошкольного и школьного развития ребенка. Таким образом, в настоящий момент методика «Сонатал» является цельной программой развития ребенка от зачатия до 18 лет.
Не с пустого места рождаются страшные байки для молодых родителей про вечный недосып. Новорожденные просыпаются по несколько раз за ночь, случается это и со старшими детьми. В чем проблема?
Ночь, в люльке сопит малыш. И вдруг раздается плач. Мама беспокоится: в чем же дело, вроде только недавно кормила?! Неужели снова голоден?
А вот другая история: двухлетний кроха ревет, сидя в своей кроватке – второй раз за ночь. Приснился кошмар? Или все-таки причина кроется в другом?
Ситуация, когда ребенок просыпается ночью, да еще и не по одному разу, случается, вероятно, в каждой семье. Но причины могут сильно различаться. Итак, разберемся со специалистом, почему ребенок просыпается ночью и что делать в таких случаях.
Почему ребенок просыпается ночью
Как вы понимаете, малыш, которому месяц от роду, и ребенок дошкольного возраста – это две разные истории. В том смысле, что причины, которые могут беспокоить чадо, различаются. Причем, даже если мы говорим о грудничках, вовсе не обязательно, что ребенок просыпается ночью, потому что проголодался.
— Причины могут быть и физиологическими, и патологическими, — рассказывает врач детский невролог, кандидат медицинских наук Екатерина Лисаконова.- Дети до года обычно просыпаются ночью от голода или из-за дискомфорта от переполненного подгузника, иногда при смене фазы сна, или когда жарко/холодно/неудобно. Дети более старшего возраста могут просыпаться из-за устрашающих сновидений, ночных кошмаров или, к примеру, из-за боли в животе. Если говорить о неврологических причинах, то чаще всего речь идет о головной боли во сне. Ночью ребенок длительно находится в горизонтальном положении, и анатомически нарушается венозный отток из полости черепа. Поэтому если у малыша есть симптомы повышенного внутричерепного давления, то именно в ночные часы может сильно болеть голова.
Что делать, если ребенок просыпается ночью
Для начала, конечно, нужно понять, с чем мы имеем дело: банально — с физиологией, или же имеет место невралгия? Как отличить физиологические ночные просыпания от патологических?
— Многое зависит от ритуалов при засыпании. Если малыш привык засыпать на руках или во время кормления, и, проснувшись ночью с плачем, он очень быстро успокаивается и засыпает после кормления или на руках у мамы, то, с большей вероятностью можно сказать, что неврологических нарушений у него нет, — отмечает доктор Лисаконова. — Если же успокоить ребенка сложно, он сильно плачет, отказывается от еды или обильно срыгивает молоком после приема пищи, у него нетипичный плач, гримаса боли на лице, ребенку становится лучше в вертикальном положении, хуже в горизонтальном, то мы можем допускать неврологическую патологию, что требует более детального обследования и дальнейшего наблюдения.
Покормить и поменять подгузник
Если мы говорим про младенцев, то пробуждения посреди ночи – обыкновенное дело. Да-да, даже ночью новорожденные просыпаются от голода, а «попросить» пищи в этом возрасте могут только плачем.
— Если речь идет о детях первого года жизни, то в момент ночного пробуждения следует покормить малыша, поменять подгузник и постараться уложить его снова, — говорит наш эксперт. — Но если ребенок просыпается каждый час, чтобы приложиться к груди, при этом много не съедает, а только успокаивается, то я советую уходить от засыпания на груди. То же самое касается укачивания на руках.
Кстати, ребенок может проснуться ночью не только из-за чувства голода или полного подгузника. Поэтому, если эти варианты вы уже исключили, проверьте: не слишком ли прохладно или, наоборот, душно в комнате и не мешает ли малышу в кроватке какой-нибудь посторонний предмет или даже его собственное одеяло.
Если все эти простые манипуляции не помогли, ребенка трудно успокоить, он отказывается от еды, сильно плачет и долго не может снова уснуть, это повод обратиться к специалисту.
Проверьте: не болит ли что
Дети более старшего возраста, а тем более, уже отлученные от груди, как правило, не просят ночью есть. Соответственно, если ваше чадо обычно крепко спит до самого утра, микроклимат в комнате не изменился, тишина и покой, и вдруг ребенок просыпается с плачем, да еще и неоднократно, вероятно, есть проблема.
— Если ребенок долго плачет, не может успокоиться, то нужно исключать соматическую патологию, болевой синдром. Малыша может беспокоить отит, боль в животе или что-то другое. Кроме того, это могут быть головные боли, — отмечает Екатерина Лисаконова.
Что может сделать мама? Попросить ребенка показать, где болит, если он еще не умеет разговаривать, померить температуру, прощупать живот. Если ситуация совсем аховая – можно вызвать скорую помощь.
Исключить нерациональные ритуалы
Иногда проблему могут создавать… сами родители. Притом, сами того не ожидая.
— Если ребенок уснул в кровати родителей, а потом его спящего переложили в свою кровать, проснувшись ночью и не увидев рядом маму, он может испугаться, заплакать и побежать к родителям, — говорит детский невролог. – Обычно получив желаемое (например, смесь, объятия мамы, качание), он быстро успокаивается. В таких случаях причиной ночных пробуждений могут быть нерациональные ритуалы и ассоциации при засыпании.
Похоже на вашу ситуацию? Возможно, вам стоит попробовать укладывать ребенка на ночь по-другому.
Наладить режим
Бывает, что беспокойные ночи случаются и в домах, где дети давно уже вышли из «ползункового» возраста и даже спят в своих собственных комнатах. Конечно, здесь тоже может иметь место болевой синдром – об этом сообщит ребенок сам, родителю остается только принять меры.
Но может быть и такая, казалось бы, банальная причина как ночной кошмар.
— Если речь идет о дошкольниках, которых беспокоят устрашающие сновидения, то для начала стоит успокоить ребенка, проявить чуткость и заботу, может даже посидеть у его кровати, пока ребенок снова не заснет. А в последующем необходимо следить за соблюдением режима дня, избегать перевозбуждения перед сном, — рекомендует доктор Лисаконова.
Популярные вопросы и ответы
К какому врачу обращаться, если есть проблемы со сном, и в каких случаях это необходимо?
— Если родителей тревожат частые ночные пробуждения ребенка, стоит посетить очную консультацию невролога для того, чтобы выяснить причины и помочь ребенку полноценно спать ночью, — говорит наш эксперт.
Можно ли давать ребенку успокоительное?
— Нет, успокоительные самостоятельно давать не стоит, вопрос о назначении медикаментозной терапии решает только врач, — утверждает Екатерина Лисаконова.