2 5 года ребенок не разговаривает

Если ребенок не умеет ходить к двум годам, родители понимают, что это нарушение развития. Однако к тому, что ребенок к двум годам не умеет разговаривать, родители обычно относятся по-разному. Некоторые слышали, что у знакомых дети начали сами говорить после трех лет, другие надеются на помощь детского сада в развитии речи. К сожалению, чуда не случается — речь ребенка всецело зависит от функционального развития головного мозга.

2 5 года ребенок не разговаривает

О неврологических нормах

Почему считается, что дети должны говорить в два года? Существуют неврологические нормы, основанные на физиологических данных. Неврологические критерии разрабатывались с учетом этапов развития работы мозга. Ребенок начинает ходить, когда в год-полтора у негоактивизируется двигательные функции, связанные с прямохождением, в том числе мозжечок. Нарушения двигательной сферы могут также привести к задержкам развития.

Речь как высшая функция мозга зависит от развития практически всех его отделов. Но два отдела особенно важны:

  • зона Брока;
  • зона Вернике.

Зона Брока в головном мозге отвечает за воспроизведение речи — ребенок учится говорить, повторяя за окружающими. Это моторная функция, которая имеет большое значение для развития ребенка. Зона Вернике отвечает за понимание речи, это — сенсорная функция. Обе области активизируются до 2-х лет, что соответствует нормам развития ребенка. Активизация может происходить с опозданием (это не является нарушением, хотя происходит достаточно редко), и ребенок может заговорить самостоятельно. Но всегда сохраняется риск более тяжелых нарушений.

Последствия задержки развития

Родители, которые ожидают, что ребенок заговорит к 3-4 годам, должны понимать, что отсутствие речи может привести к различным нарушениям:

  • задержке психического развития;
  • тикам;
  • психологическим проблемам.

Для устранения задержки развития требуется неврологическая, психологическая и логопедическая помощь. К 7 годам ребенок должен быть готов к школьному обучению. Если терапию ребенку не проводить, задержка в развитии может повлиять на всю его дальнейшую жизнь.

С чего начать

Если вашему ребенку 2 года, но он еще не говорит, то стоит посетить речевого невролога. Именно с посещения этого специалиста начинается процесс выявления причин и лечениязадержки развития. В некоторых случаях требуется психоневролог. Врач осмотрит ребенка и назначит необходимые обследования.

Для выявления причин нарушения могут понадобиться:

  • анализы крови,
  • ЭЭГ (электроэнцефалография),
  • УЗДГ (ультразвуковая допплерография) сосудов головы и шеи,
  • ВП (вызванные потенциалы) слуховые и/или зрительные,
  • обследование сурдолога,
  • МРТ (магнитно-резонансная томография).

Исследования необходимы для выявления причин нарушения развития головного мозга.

Однако не всегда причина заключается только в соматических нарушениях. Могут потребоваться консультации у специалистов, занимающихся педагогической коррекцией нарушений:

  • нейропсихолога;
  • дефектолога;
  • логопеда.

Посещение этих специалистов необходимо для проверки состояния интеллекта, развития высших психических функций, выявления особенностей восприятия. По результатам диагностики будет разработана реабилитационная программа, учитывающая особенности маленького пациента. Такая программа будет эффективной именно благодаря своей индивидуальности. Ведь причины отставания в развитии бывают разными.

Родителям важно понимать, что упущенные в детстве проблемы оказывают влияние на всюдальнейшую жизнь ребенка. Из-за постоянной занятости зачастую этим нюансам не уделяется достаточного внимания, уповая на то, что само пройдет или «вот такой уродился». Если вы сомневаетесь в правильном развитии ребенка, лучше обратитесь к врачу.

Не надо следовать рекомендациям соседей и знакомых, отдавать ребенка в садик, чтобы он там всему научился. Отставание в развитии не преодолевается средой — его можно устранить только путем индивидуальной терапии и индивидуальных занятий, нацеленных на решение конкретных задач.

Организм ребенка — сложный механизм, он требует осторожного подхода. Советы людей, не имеющих медицинского образования, могут нанести непоправимый вред. Да и проявления чаще всего одинаковые, а причины нарушений у каждого ребенка свои. Лечение вашему ребенку может назначить только компетентный специалист, узконаправленно занимающийся восстановлением детей, — речевой невролог.

Современные родители сталкиваются с противоречивой информацией об этапах развития ребенка, о причинах его отставания от нормы и о методах, которые могут ему помочь. Родителям нелегко правильно оценить уровень психического развития своего ребенка. Развивается ли малыш по возрасту? Что делать, если вы подозреваете отставание? Рассказывает Ольга Дмитриевна Азбукина, руководитель центра развития речи «АиБ», научный сотрудник Института коррекционной педагогики.

Почему так важен сензитивный период

Неправильно оценив уровень развития ребенка, родитель рискует ошибиться и потерять время. Это может иметь критические последствия. Дело в том, что для возникновения и развития каждой функции или навыка существует так называемый сензитивный период, то есть наиболее благоприятный период для их формирования. Вне этого сензитивного периода функция формируется значительно труднее, что оказывает влияние на весь ход развития малыша.

Еще сложнее бывает родителям подобрать помощь, которая подходит именно их ребенку. Ведь в основном родители черпают информацию из интернета или получают ее от знакомых, которым довелось столкнуться с подобной проблемой. Далеко не всегда то, что поможет чужому ребенку, будет полезно вашему. Поэтому мы еще раз повторим: обращайтесь к специалистам.

2 5 года ребенок не разговаривает

Почему родители упускают время

Родители отлично понимают, что такое речевое развитие, поскольку всегда внимательно следят за появлением у малышей слов и фраз. Но некоторые взрослые неправильно представляют себе этапы развития речи у ребенка и способы, повзволяющие устранить проблемы. Как руководитель Центра развития речи «АиБ» я ежедневно сталкиваюсь с подобным. Одни родители, слишком оптимистично оценив ситуацию, успокаиваются и бездействуют, другие, напротив, находят у своих детей несуществующие проблемы — и тревожатся. И то, и другое мешает мамам и папам обратиться за помощью вовремя.

Чтобы этого не происходило, я расскажу о том, какие встречаются мифы о речевом развитии ребенка и почему не надо им верить.

Вредные мифы о развитии речи у детей

Миф 1. Сейчас все дети начинают говорить позже, особенно мальчики.

Миф 2. У каждого ребенка свой темп развития. Подождем до 5 лет.

Миф 3. У наших знакомых сын заговорил после 5 лет. Это нормально.

Все это — большое заблуждение.

Мнение специалистов однозначное: ждать до 5 лет с неговорящим ребенком нельзя! Конечно, каждый ребенок развивается в своем темпе, однако временная вариативность при этом колеблется от 1 до 3 месяцев, а уж никак не лет.

Что должно насторожить родителей

Если у ребенка в 9–12 месяцев отсутствует указательный жест;

если в 9–10 месяцев малыш не выполняет речевую инструкцию «Покажи, где мама. А где у тебя глазки? Покажи, где киса»;

если ребенок в 10–12 месяцев не пользуется лепетными словами (ам, ту-ту, би-би);

если у ребенка от 12 до 18 месяцев не появляются первые слова;

если в 18–24 месяца не формируется простая фраза;

то в 2,5 года малыш не начнет использовать распространенные фразы с союзными словами.

Это — отставание от нормы. Повторим еще раз: если ребенок 2,5 лет пользуется единичными словами, лепетными словами, и у него отсутствует фраза, то вам необходима консультация специалиста.

Скорее всего, вам потребуются и специальные занятия. Ведь формирование речи с задержкой — это признак отставания в психическом развитии, а значит, дело нельзя пускать на самотек.

Задержка речи всегда имеет причину, которую должны обнаружить профессионалы, чтобы предложить ребенку подходящую помощь.

Уважаемые родители, не затягивайте с обращением за консультацией. Оценить уровень моторного, психического и речевого развития ребенка поможет специалист-дефектолог. Он не только оценит состояние ребенка, но и поможет вам определиться с дальнейшими действиями.

Каждый родитель считает, что его ребенок самый способный и развитый. Но как быть, когда один из основных показателей развития малыша – речь – не соответствует возрасту? Ведь если молчащий или агукающий младенец вызывает умиление, то ребенок 2,5 лет, который не разговаривает, заставляет тревожиться. Все, что нужно знать о речи ребенка этого сложного возраста, расскажет Летидор.

Речевые нормы для ребенка 2,5 лет
Прежде чем вести ребенка к специалисту, стоит определить, что же является примерной нормой в этом возрасте. Примерной, поскольку все дети разные, и это касается не только внешности, но и этапов развития. Ориентироваться необходимо на медицинские данные, а не на рассказы подруг или соседок, ведь многие мамы склонны преувеличивать достижения своих чад.
Итак, к 2,5 годам здоровый ребенок должен:

  1. Знать порядка 200-300 слов и использовать их в речи;
  2. Интересоваться новыми предметами и словами (что это? как это называется?);
  3. Практически полностью отказаться от искажений слов и собственных словечек и упрощений;
  4. Знать голоса пары десятков животных и птиц;
  5. Различать родных по именам;
  6. Строить предложения из трех и более слов, в том числе с прилагательными;

Произносить правильно все звуки кроме шипящих и «р», «л». Разумеется, возможны частичные несоответствия норме. Например, у мальчиков речь развивается на 3-5 месяцев позже, чем у девочек, или городской ребенок может неохотно учить голоса животных, поскольку не видел их и не понимает, о ком речь.

Причины задержки речевого развития

Если задержка в речевом развитии очевидна, стоит выяснить, с чем она связана, чтобы устранить причину. Вариантов может быть множество, причем о многих могут знать только родители.

Самыми распространенными причинами являются:

Проблемы со слухом;

Моторная апраксия мышц лица или языка;

Неблагоприятные условия во время внутриутробного развития плода, сложные роды;

Тяжело протекающие простудные и вирусные заболевания в первые 2 года жизни;

Черепно-мозговые травмы, в том числе легкие;

Стресс от переездов, изменения состава семьи;

Отсутствие потребности в речи (родители предугадывают любое желание ребенка);

Двуязычная семья или среда обитания.

Помощь специалистов

Если ребенок постоянно наблюдается у педиатра, то проблемы с развитием речи будут диагностированы на раннем сроке и врач сам направит семью к специалистам. Если же постоянного педиатра нет или он не разделяет родительских волнений, стоит обратиться к докторам следующих специализаций:

Лишь после консультации всех этих докторов (иногда в этот список добавляется и ортодонт) можно с точностью определить, что является причиной задержки речевого развития у ребенка и как с ней бороться.

В зависимости от того, в какой сфере будет выявлена проблема, определится и тип лечения. Стоит быть готовыми к тому, что большинство подобных случаев нуждается в медикаментозном лечении. Препараты, прописанные неврологом или дефектологом, способствуют активизации «речевых» зон мозга и дают необходимое питание нейронам.

Помимо препаратов врач может назначить электрорефлексотерапию и магнитотерапию. Оба метода действенны и помогают восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за речь, словарный запас, дикцию и интеллектуальные способности. При этом у обоих способов есть строгие противопоказания.

Помимо лекарственных препаратов и витаминов, огромную роль играют развивающие занятия, заниматься которыми можно начинать и дома, как только вы заметили отставание речевого развития малыша.

Дети в 2,5–3 года должны разговаривать. Обычно их речь состоит из двусловных или трехсловных предложений. Если же малыш до этого возраста молчит или общается только с помощью звуков, родителям стоит незамедлительно показать его специалисту, заявил в эфире познавательного ток-шоу «Здорово здоровым быть» на телеканале «Беларусь 1» врач-педиатр Дмитрий Чеснов.

2 5 года ребенок не разговаривает
По словам специалиста, в 2,5 года ребенок должен общаться с помощью слов, а не звуков.

– Но не просто «мама» или «папа». Ребенок должен говорить «мама дай», «мама покажи». Он должен изъясняться речевыми оборотами, пусть и неправильными, – обратил внимание педиатр.

Причиной молчания малыша, считает Дмитрий Чеснов, могут быть наследственные факторы, когда кто-то из родителей также не разговаривал до трехлетнего возраста, а после начал хорошо говорить.

Иногда дети не изъясняются с помощью слов из-за невостребованности речи. Например, ребенок не говорит, только издает звуки, которые понимают все члены семьи.

– В такой ситуации малышу незачем говорить, его и так все понимают, – отметил специалист.

Вместе с тем проблема может указывать на наличие серьезных заболеваний у ребенка. Одной из таковых является глухота. Чтобы исключить это, нужно обязательно обратиться за помощью к ЛОР-специалисту.

Самой распространенной причиной задержки речи Дмитрий Чеснов назвал заболевания центральной нервной системы.

– Мало ли, ребенок перенес гипоксию при родах или инфекционное заболевание, связанное с поражением центральной нервной системы, а процессы дозревания или процессы поражения речевого центра сказываются только сейчас . Поэтому обратиться нужно не к логопеду или педагогу, начинать необходимо с педиатра, невролога и ЛОР-специалиста, – резюмировал педиатр.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector