Что должен уметь недоношенный ребенок

Что должен уметь недоношенный ребенок

Физическое развитие – динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребенка в определенном периоде детства, в основном, запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определенному плану при оптимальных условиях жизнедеятельности. Это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания.

Физическое развитие детей имеет огромное социальное и медицинское значение. Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют показатели физического развития как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка.

Для оценки физического развития детей до 1 года используют следующие показатели:

● пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);

● статические функции (двигательные умения ребенка); своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

Многочисленные современные исследования показывают, что долговременное когнитивное развитие ребенка находится в прямой зависимости от темпов роста в раннем неонатальном периоде и после выписки из перинатального центра. Параметры физического развития представляют различную клинико-диагностическую ценность. Длина тела характеризует процессы роста детского организма, масса свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. Увеличение окружности головы в первые месяцы жизни, отражающее активный рост головного мозга, имеет важное прогностическое значение для дальнейшего умственного развития дошкольного и подросткового возраста. Если ребенок не растет скелетно, не прибавляет в массе соответственно заложенной генетической программе развития, то в этот период нет прибавки и массы головного мозга, как и любого другого органа. Задержка в развитии может оказаться в дальнейшем нереабилитируемой по интеллекту.

Недоношенные дети имеют целый ряд анатомо-физиологических особенностей. Физическое развитие недоношенного ребенка нельзя оценивать по критериям их доношенных сверстников, поскольку это всегда будет приводить к занижению его параметров и искусственному утяжелению состояния ребенка.

При оценке физического развития у недоношенных детей следует учитывать такие понятия, как гестационный, постнатальный, постконцептуальный и корригированный возраст.

Гестационный возраст – число полных недель, прошедших между первыми сутками последней менструации и датой родов.

Постконцептуальный возраст – общий (то есть гестационный плюс постнатальный) возраст недоношенного ребенка в неделях с начала последнего менструального цикла матери. Например, 7-недельный ребенок (ребенку 1 месяц 3 недели), родившийся на 25-й неделе гестации, трактуется как ребенок с постконцептуальным возрастом 32 недели.

Постнатальный возраст – это фактический (календарный) возраст, то есть число месяцев, прошедших после рождения ребенка.

Для расчета корригированного возраста необходимо из календарного возраста отнять те недели, на которые раньше срока родился недоношенный. Физическое развитие недоношенных детей необходимо оценивать только по корригированному возрасту.

Оценку показателей производят преимущественно двумя способами: параметрическим или сигмальным и непараметрическим – центильным.

Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратического отклонения).

Центильные таблицы показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. За нормальные величины приняты значения – в интервалах 25–50–75-го центиля.

Для оценки роста в неонатологии используют кривые роста плода и недоношенного ребенка. Кривые роста представляют собой графическое отображение динамики показателей антропометрии в зависимости от срока гестации. Кривые роста, как правило, содержат три измерения: массу, рост и окружность головы. Измерение массы, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, является точным измерением, поскольку для этого используют электронные весы. Окружность головы также может быть измерена с высокой степенью точности. Рост ребенка, по мнению экспертов, может быть измерен менее точно из-за вопросов позиционирования.

Современные кривые роста Фентона (2013) могут быть использованы для мониторинга роста плода и недоношенного ребенка (рис. 1 и 2).

Что должен уметь недоношенный ребенок

Рис. 1. Центильные кривые параметров развития девочек в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)

Что должен уметь недоношенный ребенок

Рис. 2. Центильные кривые параметров развития мальчиков в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)

Кривые Фентона включают в себя 3, 10, 50, 90 и 97-й перцентиль веса, роста, окружности головы, которые нанесены на сетку. В зоне от 10-го до 90-го перцентиля располагаются средние показатели физического развития, свойственные 80 % недоношенных детей. В зонах от 10-го до 3-го и от 90-го до 97-го перцентиля находятся величины, свидетельствующие об уровне развития ниже или выше среднего, свойственные только 7 % условно здоровых недоношенных. Величины, находящиеся ниже 3-го и выше 97-го перцентиля – это области очень низких и очень высоких показателей, которые встречаются у здоровых недоношенных не чаще, чем в 3 % случаев. График позволяет сравнить рост недоношенного ребенка с ростом плода, начиная с 22 недель гестации и до 10 недель постнатального возраста. Диаграмма специально продлена до 50 недель, поскольку большинство недоношенных детей выписывают домой именно к этому возрасту.

Транзиторная потеря массы тела у недоношенных детей составляет до 10–20 %, в норме восстанавливается к 3–4 неделям жизни. Масса тела глубоконедоношенных детей удваивается к 2,5–3,5 месяцам, утраивается к 5–6 месяцам, а к году увеличивается в 4–7 раз. Недоношенные дети по физическому развитию сравниваются с доношенными детьми к 2–3 годам жизни, а с массой тела менее 1000 г – только к 6–7 годам. При этом крайне незрелые дети по абсолютным показателям роста и массы тела значительно отстают («миниатюрные» дети), 1–3 «коридор» центильных таблиц. В последующие годы глубоко недоношенные дети сохраняют «гармоничную» задержку физического развития.

Ежемесячная прибавка длины тела в первом полугодии составляет 3–4 см, во втором полугодии – 0,5–2,5 см в месяц, в среднем за год рост увеличивается на 27–38–40 см. Глубоко недоношенные дети растут быстрее.

Первый период вытягивания (ускоренного роста) у недоношенных детей наблюдается на 1–2 года позже, чем у доношенных детей.

Ежедневный прирост окружности головы у недоношенных детей в первые 3 месяца составляет 0,07–0,13 см (измерение проводится каждые 5 дней). В среднем, увеличение окружности головы в первом полугодии – 3,2–1 см, во втором полугодии – 1–0,5 см за месяц. К концу 1-го года жизни окружность головы увеличивается на 15–19 см и достигает 44,5–46,5 см. «Перекрест» показателей окружности головы и груди у здоровых недоношенных происходит между 3-м и 5-м месяцами после рождения.

Темпы увеличения окружности груди у недоношенных детей составляют примерно 1,5–2 см ежемесячно.

Физическое развитие (ФР) — совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Эксперты ВОЗ определяют показатели ФР как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка. Многочисленные современные исследования показывают, что долговременное когнитивное развитие ребенка находится в прямой зависимости от темпов роста в раннем неонатальном периоде и после выписки из перинатального центра.

Параметры ФР представляют различную клинико-диагностическую ценность.

Длина тела характеризует процессы роста детского организма, масса свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов.

Увеличение окружности головы в первые месяцы жизни, отражающее активный рост головного мозга, имеет важное прогностическое значение для дальнейшего умственного развития дошкольного и подросткового возраста. Если ребенок не растет скелетно, не прибавляет в массе соответственно заложенной генетической программе развития, то в этот период нет прибавки и массы головного мозга, как и любого другого органа. Задержка в развитии может оказаться в дальнейшем нереабилитируемой по интеллекту.

ФР недоношенных детей необходимо оценивать только по скорригированному возрасту, что особенно важно для детей, рожденных с массой тела менее 1500 грамм.

Для детей, рожденных в 32-33 недели или позже, коррекция гестационного возраста может завершаться в возрас­те 1 года. Корригированный возраст у недоношенных детей должен рассчитываться в первые два года жизни.

Для оценки ФР недоношенных детей целесообразно использовать диаграммы, позволяющие оценивать основные антропометрические параметры (массу, длину тела, окружность головы). Для недоношенных новорожденных до 50 недели постконцептуального возраста целесообразно пользоваться диаграммой Фентона (рис. 1 и 2). Антропометрические показатели считаются соответствующими гестационному возрасту, если они находятся на данной диаграмме между 10 и 90 перцентилем.

Что должен уметь недоношенный ребенок

Рис. 1. Центильные кривые параметров развития девочек в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013).

Кривые Фентона включают в себя 3, 10, 50, 90 и 97-й перцентиль веса, роста, окруж­ности головы, которые нанесены на сетку. В зоне от 10-го до 90-го перцентиля располагаются средние показатели ФР, свойственные 80% недоношен­ных детей. В зонах от 10-го до 3-го и от 90-го до 97-го перцентиля находятся величины, свидетельствующие об уровне развития ниже или выше среднего, свой­ственные только 7% условно здоровых недоношенных. Величины, находящиеся ниже 3-го и выше 97-го перцен­тиля, — это области очень низких и очень высоких пока­зателей, которые встречаются у здоровых недоношенных не чаще, чем в 3% случаев.

В более старшем возрасте (после 50 недели постконцептуального возраста) рекомендуется переходит на дифференцированные диаграммы, позволяющие проводить оценку физического развития до достижения ребенком скорригированного возраста 36-38 месяцев.

У детей с ОНМТ и ЭНМТ прибавка массы тела происходит более интенсивно; их масса к 2-2,5 мес. удваи­вается, к 3-3,5 мес. утраивается, а к 1 году масса тела у этих детей увеличивается в 6-8 раз.

Что должен уметь недоношенный ребенок

Рис. 2. Центильные кривые параметров развития мальчиков в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)

За первый год жизни рост недоношенных детей увеличивается в среднем на 26-35 см и к году со­ставляет 70-75 см. Наиболее интенсивно на первом году жизни увеличивается рост глубоконедоношенных детей (на 30-32 см).

До окончания коррекции возраста при формулировании заключения о ФР в индивидуальной истории развития недоношенного ребенка используют следующие выражения: «Физическое развитие соответствует сроку гестации» или «Физическое развитие не соответствует сроку гестации» с указанием превышения иди дефицита какого-либо параметра (массы, роста, окружностей головы и груди).

Нередко, дети с ЭНМТ плохо растут в раннем детстве, и часто эта проблема сохраняется в дальнейшем. К 5 годам дефицит массы могут иметь 30%, а роста – 50% детей, родившихся до 30 недели гестации. Периоды «вытягивания» в данной группе детей начинаются на 1-2 года позднее. У детей, родившихся с массой тела менее 800г., к 3 годам длина тела и окружность головы ниже 5-го перцентиля, а масса тела – около 10-го перцентиля. Наиболее часто нарушения роста (задержка темпов роста) выявляются у детей с кардиореспираторными проблемами, патологией ЦНС (нарушение глотания), анемией и другими хроническими заболеваниями.

Уменьшение размеров окружности головы (менее третьего перцентиля) часто ассоциируется с нарушением когнитивной функции в школьном возрасте (по сравнению с детьми, имевшими нормальный рост головы в первые два года жизни, дети с замедленным увеличением окружности головы имели индекс ментального развития значительно ниже).

Прирост окружности головы (ОГ) и груди (ОГр) у недоношенных по месяцам в первый год жизни:

Что должен уметь недоношенный ребенок

Многие недоношенные дети испытывают трудности с поддержанием состояния бодрствования, восприятием изображений и звуков, а также при выражении позитивной реакции на прикосновения. Такой ребенок может тратить много энергии на питание, рост и блокирование интенсивных световых и звуковых раздражителей, поэтому у него остается мало энергии для социального взаимодействия.

Иногда родители чувствуют себя растерянными, если они не в состоянии установить визуальный контакт с малышом или почувствовать связь при прикосновениях к нему. Однако, будьте спокойны, потому что эти трудности нормальны. Из рекомендаций ниже вы можете узнать, как происходит развитие недоношенного ребенка и как вы можете помочь ему справиться с трудностями.

Позвольте малышу направлять ваше взаимодействие

Сначала, когда вы пытаетесь смотреть на ребенка и говорить с ним, он может глядеть в другую сторону, засыпать или становиться вялым. Ваш малыш подает сигнал о том, что он не готов смотреть, слушать и двигаться одновременно. В этом случае, сократите ваше взаимодействие, просто позволив ему смотреть на ваше лицо. Позднее вы можете тихо и мягко нашептывать ему, чтобы малыш следил за медленными движениями вашей головы из стороны в сторону. Но до поры до времени уважайте сигналы, подаваемые вашим ребенком, отводя взгляд или сохраняя тишину. Вы даете ему время, чтобы подготовиться к более активному взаимодействию. Кормление является особенно трудным для многих слабых младенцев, поскольку оно требует большой концентрации при совершении нескольких действий одновременно. Возможно, лучшая стратегия в течение этого периода — сохранять тишину. Ваш малыш даст вам понять, когда он сможет справиться с большей стимуляцией.

Понимание недоношенных детей

«Я взволнован» — сигналы, которые означают, что ребенку нужно успокоиться или побыть в тишине, включают:

ускорение или задержки в дыхании

потуги (как при дефекации)

побледнение или покраснение кожи

изменения в напряжении тела, такие как выпрямление ног или рук или вялость

внезапные резкие движения, судороги, вздрагивания

капризность в течение долгого времени

отвлеченность во время социального взаимодействия

засыпание в то время, когда малыш должен бодрствовать

«Я готов» — сигналы, которые означают, что ребенок организован и готов воспринимать информацию, включают:

неизменный цвет кожи

мягкие движения рук и ног

зафиксированный взгляд на вашем лице или каком-либо объекте

спокойный сон в приемлемое время, чтобы у малыша была энергия для восприятия информации во время бодрствования

Другие полезные советы для поддержки вашего недоношенного ребенка:

Обеспечьте успокаивающее окружение

Ваш малыш может быть чувствительным к свету, звукам или новым ощущениям, поэтому будьте особенно внимательны, когда он устал или пытается сосредоточиться на сложных задачах, таких как кормление или восприятие вашего голоса. Следите за местами и ситуациями, которые могут быть дискомфортными для малыша, и пытайтесь их избегать. Простой поход в продуктовый магазин с младенцем может оказаться тяжелым для его восприятия; малышу, возможно, нужно еще повзрослеть, чтобы справляться с возбуждением, которую создают подобные ситуации.

Позаботьтесь о темпе и времени

Будьте внимательны к потребности вашего ребенка просыпаться самостоятельно. Недоношенные дети стараются установить свой цикл сна и бодрствования. Следите за сигналами, говорящими о том, что ваш малыш готов к игре, но будьте уверены, что вы даете ему время, чтобы восстановиться или подремать.

Обеспечьте последовательность и предсказуемость

Как и большинству взрослых, малышам тоже нужно знать, чего ожидать. Это снижает тревогу и помогает им эффективнее справляться с задачами. Обеспечить ежедневный распорядок, работать с одним и тем же специалистом по уходу и укладывать ребенка спать в одну и ту же кровать — вот примеры того, как можно создать организованный и предсказуемый мир. Это помогает малышам чувствовать себя в безопасности, расслабиться и быстрее осваивать новые навыки.

Поддерживайте вашего малыша в старании помогать себе самому

По мере роста малыши учатся самостоятельным действиям и испытывают удовольствие от успеха. Даже самые незначительные попытки успокоиться — посасывая большой палец, например, — оправдывают себя и закладывают основу для последующих стараний. Слабый малыш может нуждаться в дополнительной помощи. Один из способов — поддержать его плечо, чтобы он мог переместить руку ко рту. Другой — помочь ему схватиться за ножку, чтобы он почувствовал больше стабильности. Эта, казалось бы, незначительная поддержка имеет огромное влияние на достижения вашего малыша.

Бережно обращайтесь с малышом

Когда ваш ребенок бодрствует, важно перемещать его нежно и медленно. Дети, рожденные раньше срока, по-прежнему с трудом двигаются плавно и порой не могут удержать руки и ноги от болтания или выпрямления. Держите ребенка ближе к себе, чтобы он почувствовал поддержку и тепло вашего тела, или пеленайте его — это будет необходимо до тех пор, пока его движения не станут целенаправленными и контролируемыми. Недоношенные дети иногда испытывают трудности с быстрыми движениями, и скорее всего вы увидите сигналы «Я взволнован», когда их перемещают резко или без пеленки или поддержки.

Следите за действиями малыша, которые позволяют ему стать более организованным. Они включают:

захватывание и удержание одеяла, вашего пальца или других объектов

захватывание постельных принадлежностей ногами

закрывание лица руками или засовывание их в рот

сосание соски или пальца

поджимание тела вперед с помощью сгибания рук и ног

Вскоре вы познакомитесь с индивидуальными способами коммуникации вашего малыша и будете в состоянии обеспечить поддержку, в которой он нуждается, чтобы взаимодействовать с миром.

Риск задержки моторного развития у недоношенных деток намного выше, чем у тех, кто пришел в этот мир точно в «намеченный срок». Недавние исследования показали, что у детей, рожденных раньше срока, чаще наблюдаются проблемы с учебным процессом, возникают отставания в психоэмоциональном развитии. Самые важные отделы головного мозга наиболее активно развиваются на последних 5-6 неделях беременности. Поэтому недоношенные младенцы сразу же попадают в группу риска.

Опасность преждевременных родов

Количество недоношенных новорожденных растет, и медицина научилась их выхаживать на экстремально ранних сроках. Однако такие малыши очень уязвимы в плане дальнейшего развития. Увеличение среднего возраста будущих мам, развитие вспомогательных репродуктивных технологий привело к тому, что все чаще детки рождаются раньше того срока, который отвела на это природа.

Развитие моторики у малышей зависит от работы отделов мозга, которые отвечают за правильную позу, осанку, координацию движений. Малыш, родившийся раньше срока, начинает самостоятельно передвигаться только после того, как его опорно-двигательный аппарат сформировался. А поскольку он развивался в утробе недостаточное время, ему нужно оказать комплексную помощь, которая включает не только медикаментозное лечение, но и реабилитацию двигательной системы.

Особенности моторного развития недоношенных деток

Сразу хочется отметить, что часто психика малышей восстанавливается намного быстрее моторики. Поэтому вопросу развития двигательной функции и координации стоит уделять повышенное внимание.

  • С момента рождения до возраста 4,5-6 месяцев недоношенные малыши значительно отстают в развитии от доношенных деток.
  • В период с 4,5 месяцев до полугода скорость моторного развития немного увеличивается. Если подключить к процессу реабилитации специалистов, темпы развития могут догнать доношенных детей.
  • С 6 до 9 месяцев опять наблюдается снижение скорости развития недоношенных деток по сравнению с доношенными.
  • После 9 месяцев, в наиболее благоприятном случае, происходит выравнивание в моторном отставании. Передвижение и равновесие нормализуется к возрасту 13-18 месяцев. Наблюдается неловкость и неуклюжесть в движениях, однако это проходит к 42 месяцам или раньше, если проводить специальные занятия и реабилитацию.

Недоношенные детки догоняют своих сверстников по моторному развитию к 20 месяцам, по речевому – к 2-м годам. Это приблизительные сроки – здесь все зависит от индивидуальных неврологических нарушений, которые появились в результате преждевременных родов.

Дети, рожденные от 24 недель

Развитие передовых перинатальных центров в РФ привело к быстрому росту количества недоношенных младенцев с низкой и экстремально низкой массой тела. Сегодня доля деток с весом меньше 1500 грамм составляет 1-2%, а весом меньше 1000 г – 0,5%. И хотя процент выживаемости этих детей заметно повысился, риски инвалидизирующих патологий никуда не делись.

Малыши, рожденные на сроке 32-36 недель, встречаются с проблемами развития патологий и инвалидности намного реже, чем те, которые родились на 24-32 неделе. По статистике 1 из 5 недоношенных с массой тела 1500 г имеет несколько причин инвалидности. У 32% недоношенных деток развивается детский церебральный паралич, у 15-44% — бронхолегочная дисплазия, у 5-8% — умственная отсталость, у 3-5% — гидроцефалия. Есть риски развития слепоты, тугоухости, эпилепсии.

Изучение состояния здоровья недоношенных малышей с очень низкой массой тела играет ключевую роль – в первый год жизни возможно ранее прогнозирование инвалидизирующих патологии и проведение эффективных реабилитационных программ. В нашем Центре практикуется раннее вмешательство, которое предотвращает высокий уровень психомоторных нарушений и соматической патологии у глубоко недоношенных детей.

Фундамент реабилитационных программ стоит на трех «китах»:

  • Раннее начало реабилитации. Мы начинаем работать с недоношенными детками уже на 5-6 месяцах их жизни.
  • Индивидуальный подход. Учитываем возраст, зрелость, тяжесть патологий, сопутствующие заболевания, генетические характеристики.
  • Комплексная реабилитация. Она включает физические, психологические и медикаментозные средства.

Традиционно недоношенным деткам назначают курс массажа, однако он противопоказан в целом ряде случаев и не решает проблему ЗМР.

Задача нашего Центра – не только выходить недоношенного малыша, но и поставить его на ноги. И в этом нам помогают проверенные европейские методики реабилитации.

Лечение ЗМР у недоношенных детей

Перед тем, как назначить курс реабилитации таких малышей, наши специалисты проводят первичную диагностику, чтобы выявить спектр имеющихся проблем и разработать стратегию их решения. Программа лечения только комплексная и строго индивидуальная.

Все занятия и упражнения подбираются исходя из физических особенностей и потребностей маленьких пациентов. То, что эффективно работает с одним, может навредить другому. Поэтому мы не работаем «на поток» — в нашем деле спешка и невнимательность могут играть решающее значение.

Для того, чтобы не упустить время и не пропустить тревожных симптомов в развитии недоношенных малышей, мы предлагаем специальную программу динамического наблюдения. Первый визит мы рекомендуем провести в 4 месяца, а далее в 8 и 12 месяцев.

Мы поможем вам разобраться, какие особенности развития малыша носят временный характер и легко устранимы, а какие, возможно, потребуют больше внимания и знаний.

Программа лечения ЗМР у недоношенных деток включает:

  • Терапия по методу Войта
  • Методика Бобат
  • Методика
  • JKA-метод
  • Занятия на платформе Галилео
  • Микро-мануальная терапия
  • Краниосакральная терапия
  • Child’Space метод

Реабилитационный курс недоношенных малышей с ЗМР корректируется с учетом состояния пациента и темпов его развития.

В программу обязательно включается диагностика и занятия по методу Войта. Это уникальная терапевтическая методика лечения новорожденных с различными патологиями моторных функций, вызванных нарушениями ЦНС. Это хоть и трудный, но на 100% верный путь к движению и активности малыша.

Терапия Войта дает результат и в грудном, и даже в более старшем, подростковом возрасте. Занятия для младенцев достаточно интенсивные, но они дают оптимальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и помогают запустить рефлексы. Плюс этой терапии в том, что ее могут выполнять родители. Наши специалисты проведут обучающий курс, покажут и расскажут, как и что нужно делать – а вам остается только работать вместе с малышом на результат.

Мы не обещаем чудесного исцеления и моментального результата. Мы предлагаем трудную совместную работу, которая в итоге даст вашему недоношенному малышу реальные шансы на полноценную жизнь и крепкое здоровье.

Что должен уметь недоношенный ребенок

Основным критерием определения степени недоношенности является масса новорожденного. Если ребенок рождается меньше 2500 г, он просто недоношенный. До 1500 г — недоношенный с низкой массой тела. Менее 1000 г — недоношенный с экстремально низкой массой тела. Однако бывает, что и доношенный ребенок рождается с массой менее 2500 г. таких детей относят к «маловесным».

Почему же малыш торопится появиться на свет раньше, чем запланировано природой?

Наиболее часто преждевременные роды связаны (обусловлены) с заболеваниями матери. Это соматическая патология, острые и хронические инфекционные заболевания, гинекологическая патология. Большое значение имеет отягощение акушерского анамнеза предшествующими абортами и выкидышами. Причиной преждевременных родов часто бывают осложнения беременности и родов. Особенно поздний токсикоз, иммунологическая несовместимость беременной и плода, преждевременная отслойка плаценты и раннее излитие околоплодных вод. Так же к недонашиванию могут привести профессиональные вредности, физические и психические травмы, вредные привычки матери. Фактором риска является так же возраст матери — моложе 18 и старше 35 лет.

Со стороны плода причинами преждевременных родов могут быть хромосомная патология и внутриутробная инфекция. Недоношенного малыша можно внешне отличить от ребенка, рожденного в срок. У недоношенных телосложение не пропорциональное. Голова велика относительно туловища. Кости черепа податливы, швы и малый родничок открыты. Кожа тонкая, темно-красная, подкожная клетчатка практически не развита. Кожа обильно покрыта нежным пушком. Ушные раковины мягкие, ногти очень тонкие. Пупок расположен ниже середины живота. У девочек недоразвиты половые губы, в связи с чем половая щель зияет. У мальчиков яички не опущены в мошонку.
Внутренние органы и системы так же незрелые. У недоношенных и «маловесных» детей защитные силы организма более слабы и несовершенны. Период адаптации к внешнему миру протекает у них напряженнее, чем у доношенных. В связи с этим неблагоприятные воздействия переносятся малышами особенно остро. Часто на этом фоне развивается патология. Заболевания, не представляющие опасности для других детей, у недоношенных и «маловесных» протекают тяжелее.

Что ждет малыша, родившегося раньше срока?

Что должен уметь недоношенный ребенокИз роддома или из специального стационара выхаживания недоношенных, где они проходят полное обследование, и при необходимости, лечение, после стабилизации состояния малыша выписывают домой под наблюдение педиатра.
Медицинское наблюдение за недоношенными и «маловесными» детьми в амбулаторных условиях должно проводиться очень тщательно. Специалисты нашей клиники уделяют особое внимание таким малышам.

Недоношенным и «маловесным» детям проводится регулярный контроль за динамикой физического развития малыша. Это показатели роста и массы тела. Так же очень важно своевременно выявить «тревожные» отклонения нервно-психического развития ребенка. Для этого необходимо регулярное наблюдение педиатра, консультации невропатолога. Невропатолог консультирует малышей от 1 до 3 раз в квартал в течение первого месяца жизни. Частота наблюдения педиатром и медицинской сестрой устанавливается индивидуально, в зависимости от состояния малыша и конкретных условий.

Чаще у недоношенных детей развивается анемия, рахит. Дети подвержены инфекционным заболеваниям, часто болеют простудой, отитом и др. Педиатры проводят профилактику этих заболеваний и своевременное лечение. Что значительно улучшает здоровье малышей. Всем недоношенным детям проводится аудиологический скрининг. У малышей повышен риск нарушений слуха, в связи с поражением нервной системы в неонатальном периоде, возможных эпизодов задержки дыхания и др. Так же все недоношенные малыши в обязательном порядке осматриваются офтальмологом. Первый осмотр проводят в возрасте старше 4-6 недель, и далее 1 раз в три месяца. Наблюдение окулиста необходимо для выявления ретинопатии. Эта тяжелая патология развивается вследствие недоразвития сосудов сетчатки глаза. Но своевременная диагностика признаков РПН, и последующее лечение с помощью современных методов крио- и лазеротерапии позволяют остановить прогрессирование болезни и сохранить зрение.
Хирург-ортопед осматривает всех новорожденных не реже 4 раз (в возрасте 1, 3,6 и 13 месяцев). Такой контроль позволяет вовремя обнаружить нередко встречающуюся у недоношенных, патологию, как дисплазия (недоразвитие) суставов. Правильно поставленный диагноз и своевременное лечение исключает возможные осложнения этого заболевания. Так же малыша осматривает ЛОР-врач минимум 1 раз в полгода. Если наблюдается дефицит роста и массы, ребенка консультирует эндокринолог. Для каждого малыша разрабатывается индивидуальный план мероприятий по реабилитации (восстановлению) здоровья. Особое внимание уделяется развитию двигательной сферы. Для этого используются программы массажа, лечебной физкультуры, закаливающим процедурам.

Необходимо и систематическое развитие психической сферы ребенка. Этому способствует постоянное теплое общение и разговор с малышом, показ игрушек. Для оценки гармоничности развития желательно, чтобы со второго полугодия жизни ребенка консультировал логопед и детский психолог.

Сложная проблема — профилактическая вакцинация маловесных и недоношенных детей. Исследования показали, что при вакцинации по общепринятому календарю прививок, иммунитет вырабатывается только у половины таких малышей. Поэтому детям, родившимся с массой менее 1200 г, вакцинация переносится на более старший возраст. Вакцинопрофилактику должны проводить квалифицированные специалисты. Ведь в каждом конкретном случае сроки ее проведения индивидуальны.

Отметим, что исследователи пристально изучают проблему недоношенности. Многолетние наблюдения показывают, что, несмотря на описанные особенности малышей, при хорошем уходе, должном внимании старания родителей и врачей не проходят зря! Дети успешно развиваются, и после года догоняют своих сверстников по психо-физическому развитию. Вспомним, что основоположник современной физики — Исаак Ньютон родился недоношенным. Бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу, лежавшую на лавке, из которой он однажды выпал и сильно ударился головкой об пол). Известно, что великий полководец Наполеон Бонапарт так же родился недоношенным. И был таким маленьким, что принимал ванну в деревянной кружке, вырезанной специально для него. Крупнейший государственным деятелем Винстон Черчилль родился на сроке семи месяцев. Эти известные личности родились недоношенными, но это не помешало им стать великими.

Проведена оценка динамики показателей здоровья 519 недоношенных детей в течение трех лет жизни. Дети были разделены на 3 группы: 1-я группа — дети с экстремально низкой массой тела — 44 ребенка; 2-я группа — с очень низкой массой тела — 142 младенца и 3-я группа — с низкой массой тела — 333 человека. Выявлено, что исходы перенесенных заболеваний у недоношенных детей исследуемых групп к концу первого года жизни и к трем годам были разнообразны — от практически здоровых до детей с ограниченными возможностями. К трем годам число здоровых детей увеличивается. Психомоторное развитие также улучшается в познавательном и моторном аспекте. Речевое развитие остается со значительной задержкой.

Ключевые слова: недоношенные дети, экстремально низкая масса тела, психомоторное развитие.

N.N. KRYVKINA, E.N. AKHMADEEVA

Bashkir State Medical University

Dynamics of health indicators of premature infants during the first three years

An assessment of dynamics of health of 519 premature infants during the first three years of life was made. Children were divided into three groups: the 1 st group — with extremely low body weight — 44 children, the 2 nd group — with very low body weight — 142 babies, the 3 rd group — with low body weight — 333 babies. It was revealed that outcomes of perinatal pathologies varied during the first three years of life — from apparently healthy to those with disabilities. The number of healthy children increases by the 3 years. Psychomotor development also improves in cognitive and motor aspects. Linguistic development remains very poor.

Key words: premature infants, extremely low birth weight, psychomotor development.

Внедрение современных научных достижений в области перинатальных технологий выхаживания младенцев, родившихся с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ) и очень низкой массой тела (ОНМТ), позволило повысить уровень их выживаемости и перейти к новым критериям живорожденности, рекомендуемым ВОЗ (ведение преждевременных родов при сроке беременности 22 недели и более; интенсивная терапия и выхаживание новорожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела) [1-3]. Однако это также привело к росту перинатальной заболеваемости и увеличению числа детей, имеющих грубый неврологический дефицит, различные нарушения в психомоторном развитии [4]. Дети с ЭНМТ, вес которых при рождении менее 1000 г, составляют около 0,5% от всех живорожденных. В развитых странах, перешедших на критерии ВОЗ более 30 лет назад, среди детей с массой тела до 500 г выживают 10-12%, от 500 до 749 г — 50%, от 750 до 1000 г — около 80-85%. Число здоровых среди детей, родившихся с ОНМТ и ЭНМТ, не превышает 10-25%, а процент тяжелых неврологических отклонений (инвалидность с детства: детский церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость) составляет от 12 до 32%. Частота неблагоприятных исходов среди выживших детей, родившихся с массой до 1000 г, достигает 40-50%, повышаясь до 70-90% при рождении детей с массой 500-750 г [5-7].

Изучение состояния здоровья и оценка психомоторного развития детей, родившихся с ОНМТ и ЭНМТ необходимо, так как именно среди этого контингента детей высоки показатели младенческой смертности, инвалидизации в раннем возрасте [8-10].

Целью исследования явилась оценка динамики психомоторного развития по шкале КАТ/КЛАМС детей с ОНМТ, ЭНМТ и низкой массой тела (НМТ) в первые три года жизни, выявление значимости факторов риска, влияющих на формирование здоровья недоношенного ребенка [11].

Материалы и методы

Под динамическим наблюдением в течение пяти лет, с 2006 по 2011 год, находилось 519 детей в возрасте от 0 до 3 лет, родившихся недоношенными. В периоде новорожденности дети наблюдались в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) и отделения недоношенных и патологии новорожденных (ОНиПН) Республиканской детской клинической больницы (РДКБ) г. Уфы. В течение трех лет жизни дети находились под динамическим наблюдением в кабинете катамнеза данной клиники.

В соответствии с поставленной целью и задачами все дети были разделены на три группы наблюдения, в зависимости от массы тела при рождении. В первую группу включены 44 (8,5%) новорожденных с ЭНМТ (масса тела при рождении менее 999,0 г). Ко второй группе отнесены 142 (27,4%) ребенка с ОНМТ (с массой тела от 1499,0 г до 1000,0 г). В третью группу вошли недоношенные дети с НМТ при рождении (2499,0-1500,0 г) — 333 (64,1%).

Проведен анализ факторов риска у матерей исследуемых детей (возраст, акушерско-гинекологический анамнез), оценка длительности пребывания недоношенных детей в ОРИТ, ОНиПН, сроков респираторной поддержки, оценено состояние здоровья недоношенных детей к году и к трем годам жизни. Для истинной оценки психомоторного развития использовалось понятие «постконцептуальный возраст» (ПКВ) — гестационный плюс постнатальный возраст в неделях от начала последнего менструального цикла матери. Развитие оценивалось по шкале КАТ/КЛАМС: Clinical Adaptive Test (CAT) Clinical linguistic and auditory milestone scale (CLAMS) and Gross Motor (GM)[1]. Понятие CAT/CLAMS and GM складывается из определения возраста развития с точки зрения навыков решения наглядных CAT (КАТ), речевых задач CLAMS (КЛАМС) и оценке макромоторики GM. Возраст развития отражает уровень функциональной зрелости ребенка. Решение вопроса о соответствии ребенка возрасту развития проводилось путем сопоставления с фактическим (хронологическим) возрастом. Подсчет коэффициента развития (КР) осуществлялся при помощи уравнения:

КР = возраст развития / Хронологический возраст х 100.

Коэффициент развития 75 и выше свидетельствовал о соответствии психомоторного развития фактическому возрасту ребенка. Коэффициент развития высчитывался раздельно по трем описанным параметрам. При их совпадении и соответствии фактическому возрасту или если коэффициент развития больше либо равен 75, считается, что ребенок имеет нормальное развитие. Если коэффициент развития ниже 75 — ребенок отстает в развитии, а различные показатели в трех системах говорят о диссоциации развития.

Результаты и обсуждение

Проведен анализ возрастной структуры матерей детей исследуемых групп (табл. 1).

Во всем мире 17 ноября отмечается Международный день недоношенных детей. В преддверии даты клинический психолог, специалист по грудному вскармливанию Морозовской детской больницы Татьяна Безкопыльная рассказала, как родителям найти в себе силы и помочь малышу в этот непростой, хрустальный период.

Недоношенными считают детей, которые родились на сроке гестации от 22 до 36,6 недель. По данным мировой статистики, каждая 10-я беременность заканчивается преждевременными родами. В России этот показатель значительно ниже — он составляет 5-6%.

Что чувствуют родители, если встреча с долгожданным малышом произошла значительно раньше запланированного срока?

Самый первый и главный страх, с которым сталкиваются семьи, — страх за жизнь и будущее здоровье ребенка. Пребывание ребенка в реанимации усиливает родительскую тревогу. Неизбежно к опасениям потерять малыша прибавляется чувство материнской несостоятельности — мама начинает винить себя в том, что не смогла доносить ребенка. Папы, как правило, более рациональны и сдержаны. Некоторые женщины также способны самостоятельно справиться с возникшей ситуацией, но многих матерей тревога, страх, неизгладимое чувство вины и краха несбывшихся надежд погружают в состояние фрустрации. Это опасное состояние, в котором женщина замыкается и уходит от реальности. Например, она может часами сидеть и смотреть в одну точку. Она находится в так называемой психологической яме: подавлена и не понимает, что делать, куда двигаться дальше. Маму необходимо вывести из подавленного эмоционального состояния и побудить к действиям. Ребенку нужен любящий и сильный родитель.

Что чувствует в это время малыш?

Во время беременности между малышом и мамой устанавливается тесная связь. Ребенок чувствует ее прикосновения, запах, голос, тепло, вкус околоплодных вод, эмоции, испытываемые мамой. Если глубокая внутриутробная связь внезапно обрывается, малыш, такой незащищенный и ранимый, начинает испытывать страх. Он стремится найти привычное ощущение безопасности, которое дарит ему мама. Чем быстрее найдет — тем больше ресурсов для развития и восстановления у него будет. Нахождение мамы рядом с малышом дает ему силы бороться за жизнь. Родители — лучшее лекарство. Поэтому так важно не отчаиваться, верить в себя, малыша и вместе с врачами спасать ребенка.

Как члены семьи и близкие люди могут поддержать маму недоношенного ребенка?

Недоношенный ребенок — большой труд всей семьи. Поддержка семьи очень важна, но создать поддержку — это не проявлять навязчивое беспокойство. Близким необходимо быть максимально корректными. Если не знаете, как поддержать, просто скажите: «Я рядом с тобой. Ты можешь на меня рассчитывать. Когда тебе понадобиться помощь — скажи». Кроме того, поддержка должна быть безоценочной, без обвинений женщины. Но ни в коем случае нельзя допускать обесценивание ситуации. Фразы «Ничего страшного, вырастет», «Ничего страшного, выживет» — не допустимы. Если хотите поддержать — проявите заботу, настройте маму на позитив. Например, скажите: «Ты — лучшая мама», «Все будет хорошо, малыш будет здоров».

Что маме поможет собраться с мыслями и начать действовать?

Структурировать день и начать выводить себя из подавленного состояния маме помогут несложные правила.

Первое, нужно составить режим дня и стараться его придерживаться. Женщина должна вовремя есть, отдыхать, если нет медицинских противопоказаний, выполнять простые гимнастические упражнения. Режим дня можно написать на листе бумаги или сохранить в телефоне.

Второе, маме важно ориентироваться на сохранение грудного вскармливания и стимулировать лактацию: ежедневно каждые три часа сцеживать грудное молоко. Если нет медицинских противопоказаний, малыши могут получать по несколько капель материнского молока уже в реанимации. Когда малыша переведут в неонатологическое отделение — грудное вскармливание будет продолжено. Если мама не будет сцеживаться, лактация завершится.

Третье, важно посещать ребенка в реанимационном отделении. Здесь мама может находиться столько, сколько позволяет ее физическое состояние. У нас есть мамы, которые проводят с малышом весь день — с 9 утра до 8 вечера. Все условия для пребывания мамы созданы. Находясь с малышом, мама может его «кенгурить», то есть выкладывать себе на грудь «кожа к коже», поглаживать или просто положить на него руку.

Четвертое, положительно зарекомендовали себя дыхательные практики, как способ стабилизации эмоционального состояния. Как только у матери начинается эмоциональный «шторм», ей необходимо найти удобное положение, сделать спокойный вдох и медленный выдох, проговаривая: «вдыхаю спокойствие — выдыхаю тревогу, вдыхаю расслабление — выдыхаю напряжение». Каждый раз важно проговаривать эмоции, которые женщина хотела бы приобрести, и от которых хотела бы избавиться.

Пятое, в реанимации, где ребенок проходит лечение, мама может получить профессиональную психологическую поддержку.

В чем заключается психологическая поддержка?

Мы помогаем найти опоры, внешние и внутренние ресурсы для того, чтобы преодолеть препятствия и двигаться дальше. Все зависит от индивидуального запроса мамы. Например, помогаем проявить и осознать собственные чувства, проговариваем эмоции, которые наполняют женщину, применяем техники, позволяющие ей увидеть себя со стороны, ответить на беспокоящие вопросы, учим улавливать чувства ребенка.

Мы проводим индивидуальные беседы с мамами. Индивидуальная консультация длится около часа, проходит 2-3 раза в неделю. Это не утомительно для родителя и этого времени достаточно, чтобы обсудить и проработать один вопрос.

Недавно в одном из мессенджеров мы создали группу поддержки для мам. Участники — мамы, малыши которых проходят лечение в неонатологическом отделении. После выписки женщины также продолжают общение. Мамам важно, что они имеют возможность обменяться информацией, переживаниями и опытом с референтной группой. Кроме того, я с ними всегда на связи и при необходимости могу быстро оказать психологическую помощь.

В скором времени планируем организовать школы для мам. Это будут тематические групповые занятия по психо-эмоциональной поддержке мам, по уходу за малышами, по организации грудного вскармливания.

Как мамы могут обратиться к психологу?

В каждой палате неонатологического отделения размещена памятка, где указаны необходимые контакты. Мамы, которые находятся в других отделениях и нуждаются в психологической поддержке, могут сказать об этом лечащему врачу. По запросу врача, будет назначена встреча. Встревоженным мамам важно быть услышанными. Активное безоценочное слушание — прекрасный способ психопрофилактики.

Что должен уметь недоношенный ребенок

Что должен уметь недоношенный ребенок

Начиная с 1983 года, уже 38 лет, в родильном доме № 2 города Магнитогорска по решению Министерства здравоохранения Челябинской области начали принимать преждевременные роды у женщин юга Челябинской области и выхаживать недоношенных детей.

Начиная с 2012 года, после изменения законодательных норм, жизнеспособными стали считать недоношенных детей, начиная с 500-граммового веса, с 23-ей недели беременности.

Родильный дом № 2, а ныне акушерский стационар (Гагарина, 36) Центра охраны материнства и детства, оснащается самым современным оборудованием для оказания медицинской помощи роженицам и малышам. Министерство здравоохранения Челябинской области заботливо следит за поставками всего необходимого, потому что здесь ведется борьба за каждую маленькую жизнь. В 2020 году в родильном доме № 2 появилось на свет 24 ребенка с весом менее одного килограмма, четверо из них родились глубоко недоношенными, менее 700 граммов.

Что должен уметь недоношенный ребенок

Что должен уметь недоношенный ребенок

Татьяна Анатольевна Рядчикова, главный врач акушер-гинеколог г. Магнитогорска:

«Отделение реанимации для новорожденных родильного дома № 2 оборудовано современными аппаратами ИВЛ, реанимационными системами-трансформерами, включающими инкубатор для ребенка и реанимационный комплекс для оказания экстренной помощи. Есть у нас неинвазивные аппараты ИВЛ для подачи кислорода ребенку через назальные канюли. Поступили инфузоматы, позволяющие в круглосуточном режиме дозировано вводить детям лекарственные препараты. У нас есть обогревающие детские устройства: матрасы, лампы для фототерапии. Ну а самое главное наше богатство – высокопрофессиональный медицинский коллектив».

«Золотые» медицинские кадры родильного дома, опытные врачи акушеры-гинекологи, неонатологи, анестезиологи-реаниматологи, всегда готовы прийти на помощь роженице и малышу. Все недоношенные дети требуют оказания реанимационной помощи сразу при рождении. У врачей родильного дома существует термин «золотой час» — это первый час жизни ребенка после рождения, когда в его организме происходит настоящий переворот, система кровообращения отделяется от матери, малыш начинает самостоятельно дышать и удерживать температурный режим. Период стабилизации недоношенного ребенка длится в течение первых суток жизни. Это самое сложное время, когда мультидисциплинарная бригада специалистов борется за его жизнь и помогает маленькому человечку с незрелыми органами и системами адаптироваться в нашем мире.

Что должен уметь недоношенный ребенок

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ЧУКАНОВА, врач анестезиолог-реаниматолог, заведующая отделением реанимации и интенсивной терапии для новорожденных акушерского стационара (родильного дома № 2) ГАУЗ «ЦОМиД г. Магнитогорск»:

«Уже в родильном зале или операционной малыша, который рождается преждевременно, встречает реанимационная бригада, состоящая, как минимум, из четверых специалистов: врача анестезиолога-реаниматолога, неонатолоаг, акушера-гинеколога, акушерки, детской реанимационной медицинской сестры или сестры-анестезиста. У недоношенного ребенка легкие еще не зрелые, он не готов дышать самостоятельно, альвеолы слипаются. Такому ребенку вводится препарат сурфактант, препятствующий слипанию альвеол, малыша помещают на аппарат искусственной вентиляции легких».

Если у недоношенного ребенка нет дополнительных патологий в виде гнойно-септических заболеваний, то, прежде чем начать дышать самостоятельно, он от 6 до 24 часов будет подключен к аппарату ИВЛ. Глубоко недоношенные дети с весом менее одного килограмма могут жить на искусственной вентиляции легких в течение первого месяца жизни и дольше.

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ЧУКАНОВА, врач анестезиолог-реаниматолог, заведующая отделением реанимации и интенсивной терапии для новорожденных акушерского стационара (родильного дома № 2) ГАУЗ «ЦОМиД г. Магнитогорск»:

«Питательные вещества недоношенному ребенку весом менее полутора килограммов в течение первых суток жизни вводятся через вену, желудочно-кишечный тракт у таких детей еще незрелый. Мы вводим глюкозу, белки и жиры с помощью специальных катетеров. Даже в отделении реанимации мы активно поддерживаем грудное вскармливание. Для детей, которые находятся на аппаратах ИВЛ, используем «метод кенгуру», кладем малышей на грудь мамы».

Что должен уметь недоношенный ребенок

Что должен уметь недоношенный ребенок

После родильного дома недоношенных малышей вместе с мамами переводят в отделения для новорожденных детей многопрофильного стационара ГАУЗ «ЦОМиД г. Магнитогорск», передают в руки опытных неонатологов детской больницы. Самые «тяжелые» малютки поступают в отделение реанимации новорожденных.

Что должен уметь недоношенный ребенок

Нелли Ивановна Бростилова, заведующая отделением реанимации новорожденных ГАУЗ «ЦОМиД г. Магнитогорск»:

«В отделении реанимации новорожденных мы выхаживаем недоношенных детей, имеющих различные проблемы со здоровьем. Основной вид патологии у наших маленьких пациентов – это респираторные нарушения, тяжелые пневмонии, бронхо-легочные дисплазии, разрывы легких. Отделение оборудовано современными аппаратами ИВЛ, предназначенными для глубоко недоношенных детей. У нас работают медицинские сестры-ювелиры, которые профессионально ставят катетеры, толщиной в волосок».

Остается добавить, что системой выхаживания недоношенных детей, организованной в городе Магнитогорске, сами медицинские работники Центра охраны материнства и детства очень гордятся. Подтверждением профессионализма медиков служат важные статистические показатели, по которым оценивается эффективность системы здравоохранения. По итогам работы в 2020 году показатель неонатальной смертности (смертности детей в течение первых 28 дней жизни на тысячу родившихся) в городе Магнитогорске составил 2, 2 промилле. Это более чем в 2 раза ниже общероссийского показателя неонатальной смертности, который в 2020 году составил 4,6 промилле.

Сохранить жизнь и выходить малыша, рожденного с весом менее одного килограмма – верх медицинского искусства, колоссальный, длительный, кропотливый труд, который под силу только профессионалам.

Согласно результатам последних исследований дети, рожденные с применением ЭКО, имеют повышенный риск развития различных неблагоприятных для здоровья состояний, включая низкую оценку по шкале Апгар, осложнения неонатальной адаптации, такую специфическую для недоношенных детей патологию, как внутрижелудочковое кровоизлияние, и, как следствие, более длительное пребывание в клинике и последующие госпитализации. Остается спорным вопрос о факторах, провоцирующих данные осложнения. Таковыми могут являться препараты и методы, выбранные для лечения бесплодия, или патология репродуктивной системы, сопутствующая дальнейшей индуцированной беременности. Остается открытым вопрос: связано ли нарушение здоровья детей с отягощенным преморбидным фоном матери по экстрагенитальной и акушерско-гинекологической патологии или является следствием ЭКО?
В статье приведен клинический случай, демонстрирующий подходы к ведению недоношенного ребенка, родившегося после применения метода ЭКО и имеющего проблемы экстремальной морфофункциональной незрелости. Выхаживание подобных детей и создание благоприятных условий для их вскармливания с учетом скорригированного возраста становится первостепенной задачей врача на педиатрическом участке. Знание особенностей роста и развития недоношенных на 1-м году жизни приобретает особую актуальность в практической работе врачей первого звена.

Ключевые слова: здоровье детей, репродуктивные технологии, ЭКО, недоношенность, экстремально низкая масса тела.

Для цитирования: Дружинина Н.А., Панова Л.Д., Мерзлякова Д.Р., Ширяева Г.П. Клинический пример наблюдения недоношенного ребенка, рожденного после экстракорпорального оплодотворения. РМЖ. Мать и дитя. 2019;2(2):151-154. DOI: 10.32364/2618-8430-2019-2-2-151-154.

Preterm infant born after in vitro fertilization: case report

N.A. Druzhinina, L.D. Panova, D.R. Merzlyakova, G.P. Shiryaeva

Bashkir State Medical University, Ufa, Russian Federation

Recent studies demonstrate that children born after in vitro fertilization (IVF) are at higher risks of various unfavorable conditions including low Apgar scores, complications of neonatal adaptation, and intraventricular hemorrhage, a disorder specific for preterm children. The results are greater hospital stay and further hospital admissions. Factors provoking these complications are still controversial. Among them are medications and methods for infertility, or reproductive system disorders accompanying pregnancy after IVF. It is still disputable whether health impairments in children result from mothers’ extragenital and gynecological comorbidities or IVF itself.
The paper addresses clinical case illustrating management strategy of a preterm infant born after IVF considering the issues of extreme morphological and functional immaturity. Preterm infant management and providing favorable conditions for their feeding considering corrected age are the primary task for pediatricians. Knowing of the specifics of growth and development of preterm infants is of particular importance in daily clinical practice.

Keywords: children health, assisted reproductive treatment, IVF, prematurity, extremely low birth weight.
For citation: Druzhinina N.A., Panova L.D., Merzlyakova D.R., Shiryaeva G.P. Preterm infant born after in vitro fertilization: case report. Russian Journal of Woman and Child Health. 2019;2(2):151–154.

В статье приведен клинический случай, демонстрирующий подходы к ведению недоношенного ребенка, родившегося после применения метода ЭКО и имеющего проблемы экстремальной морфофункциональной незрелости.

Введение

Клиническое наблюдение

Анамнез жизни и заболевания

Данные осмотра и обследования в кабинете катамнеза РДКБ

Результаты лабораторных и инструментальных исследований, проведенных в кабинете катамнеза

Рекомендации

Заключение

Продемонстрированы подходы к ведению ребенка, родившегося недоношенным после ЭКО с учетом проблем экстремальной морфофункциональной незрелости. Выхаживание подобных детей с оценкой их физического и нервно-психического развития, создание благоприятных условий для их вскармливания с учетом скорригированного возраста — первостепенная задача врача на педиатрическом участке. Знание особенностей роста и развития недоношенных на 1-м году жизни приобретает особую актуальность в практической работе врачей первого звена, поскольку с 1 января 2012 г. Россия перешла на новые критерии жизнеспособности (>22 нед. гестации), и количество таких детей будет неуклонно расти. Поэтому необходимо расширение знаний участковых педиатров по диспансерному наблюдению за недоношенными детьми.

Сведения об авторах:
Дружинина Наталья Анатольевна — д.м.н., профессор кафедры педиатрии с курсом института дополнительного последипломного образования, ORCID iD 0000-0002-1890-2470;
Панова Людмила Дмитриевна — д.м.н., профессор кафедры госпитальной педиатрии, ORCID iD 0000-0001-7570-7420;
Ширяева Галина Павловна — д.м.н., профессор кафедры педиатрии с курсом института дополнительного последипломного образования, ORCID iD 0000-0002-8137-4463;
Мерзлякова Динара Рафкатовна — аспирант кафедры педиатрии с курсом института дополнительного последипломного образования, ORCID iD 0000-0001-9037-7124.
ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. 450008, Россия, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3.
Контактная информация: Дружинина Наталья Анатольевна, e-mail: [email protected] Прозрачность финансовой деятельности: никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах. Конфликт интересов отсутствует. Статья поступила 19.04.2019.

About the authors:
Natal’ya A. Druzhinina — MD, PhD, Professor of the Department of Pediatrics with the course of the Institute of Further Postgraduate Education, ORCID iD 0000-0002-1890-2470;
Lyudmila D. Panova — MD, PhD, Professor of the Department of Hospital Pediatrics, ORCID iD 0000-0001-7570-7420;Galina P. Shiryaeva — MD, PhD, Professor of the Department of Pediatrics with the course of the Institute of Further Postgraduate Education, ORCID iD 0000-0002-8137-4463;
Dinara R. Merzlyakova — MD, postgraduate of the Department of Pediatrics with the course of the Institute of Further Postgraduate Education, ORCID iD 0000-0001-9037-7124.
Bashkir State Medical University. 3, Lenin str., Ufa, 450000, Russian Federation.
Contact information: Natal’ya A. Druzhinina, e-mail: [email protected] Financial Disclosure: no author has a financial or property interest in any material or method mentioned. There is no conflict of interests. Received 19.04.2019.

alt=»Лицензия Creative Commons» width=»» />
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector