Мелкая моторика мозг

Под термином мелкая моторика подразумевают точные движения мышц кистей рук. Говоря проще, ловкость пальцев. Казалось бы, чего стоит взять и удерживать карандаш? Но даже такое элементарное движение требует одновременной слаженной работы нервной, зрительной и мышечной систем. У детей с диагнозом ДЦП преимущественно поражаются двигательные зоны головного мозга, то есть двигательные функции попросту не развиваются. Дети с ДЦП, особенно при тяжёлых формах, не способны самостоятельно стоять, ходить. И без специальной коррекции аномалия моторного развития будет негативно влиять на весь процесс формирования нервно-психических функций у ребёнка, в том числе, речевых.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ

Современные исследования показали, в проекции коры головного мозга, отвечающей за двигательные функции, почти третью часть площади занимает проекция кисти руки. Более того, она близко соседствует с речевой зоной. Это доказывает взаимосвязь чётких движений пальцев и развитие речевой функции. Учёные даже присвоили кистям рук своеобразный статус органа речи. Двигаюсь – значит говорю. Поэтому крайне важно следить за тем, чтобы моторика ребенка развивалась своевременно. У детей с ДЦП моторная функция нарушена и помимо двигательных присутствуют и речевые дефекты. Улучшение мелкой моторики будет способствовать развитию интеллекта и речи.

ПОЧЕМУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ МОТОРИКУ ПРИ ДЦП

Часто родители умышленно ограничивают общение своих особых детей с окружающими людьми. Боятся осуждения, негативных оценок, способных травмировать и без того нарушенный психо-эмоциональный фон ребёнка. Ещё одна распространённая ошибка в том, что стремясь облегчить жизнь малыша с ДЦП, мамы, папы и другие родственники стараются всё делать за него. Такая чрезмерная забота оказывает медвежью услугу.

Ребёнок лишается возможности самостоятельно пробовать, познавать, тренировать свои навыки. А без двигательной активности, без развития моторики при ДЦП ухудшаются все показатели: страдает речь, память, внимание и т.д. И наоборот упорная, постоянная тренировка мелкой моторики при ДЦП стимулирует кору головного мозга, развивает чувство ритма, координацию, интеллект, зрительную и чувственную сферы. Ведь через руки малыш знакомится с предметами и познаёт окружающий мир. Руки задействованы во всех рабочих движениях человека. Детям с ДЦП развитие моторики позволит в будущем обслуживать себя без посторонней помощи: самостоятельно есть, мыть посуду, одеваться, рисовать и даже писать.

КОГДА НАЧИНАТЬ РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ ПРИ ДЦП

Своё первое хватательное движение ребёнок делает, как только родился. Малыш сжимает и разжимает кулак. И на основе этого движения в будущем формируются многие важные функции: опорная, удерживающая и др. У детей с подозрением на диагноз ДЦП мелкая моторика не развита с первых месяцев жизни. По разным причинам (патологическое формирование конечностей, отсутствие координации, гипертонус мышц) малыш с ДЦП в 3 мес. не сможет дотянуться и ухватить подвешенную игрушку, в 7-8 мес. не будет самостоятельно сидеть, в 1 год не начнёт ходить и т.д. Поэтому чем раньше диагностировано заболевание, чем скорее начато лечение и в частности развитие моторики при ДЦП, тем больше у ребёнка шансов стать полноценным человеком.

КАК РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ПРИ ДЦП

Занятия по улучшению мелкой моторики у детей с ДЦП необходимо проводить регулярно, по нескольку раз в день. Только постоянная работа позволит добиться ощутимого результата. Начинать можно с массажа пальцев и кисти рук, затем тренировать элементарные действия (расправлять ладонь, разводить пальцы) и постепенно переходить к более сложным упражнениям. Существует много авторских методик с подробным описанием занятий для пальчиковой гимнастики. Но самостоятельно родителям на начальном этапе справиться сложно, необходима профессиональная помощь.

Многие родители знают о важности развития мелкой моторики у детей.

Действительно, это очень важный аспект в развитии ребёнка. Развитие речи, координаторных навыков, ловкости, интеллекта зависят именно от того, насколько развита мелкая моторика пальцев рук. Дело в том, что центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев, расположены близко и развивая одно, развивается и другое.

Как развивать мелкую моторику у детей, какие игры и упражнения бывают? Примерный перечень я для вас подготовила. Пробуйте со своим малышом и наблюдайте, как он с этим справляется. Не всё может получаться сразу, для некоторых игр и заданий необходимо сформировать навык. В процессе упражнений тренируется ловкость, точность движений. Если в 5-6 лет задания даются с трудом, ребёнок избегает такие игры и задания, то рекомендую прийти на консультацию к логопеду, чтобы в школе дети не испытывали проблем с письмом. Неспособность выполнять точные движения у детей этого возраста могут свидетельствовать о нарушениях, требующих диагностики и коррекции.

От 1 года до 3 лет

массаж пальчиков, ладошек и самомассаж, включая игольчатый шарик (су-джок), массаж кистей рук щёткой для волос;

массаж кончиков пальцев бельевой прищепкой + цеплять прищепки к верёвке, на лист бумаги;

рисовать пальчиками на песке;

массаж в крупе с морской солью (высыпать в ёмкость крупу, соль) + доставать мелкие предметы из крупы и пытаться на ощупь определить предмет;

перебирать крупу (горох, фасоль, гречка, рис); раскладывать обеими руками крупу по разным баночкам;

пальчиковые игры (коза-корова, колечки, цепочки, веер, домик, ладушки и пр.) и театр теней;

перелистывание страниц книги;

перебирать пальчиками мелкие бусы;

собирать мелкие предметы по одному в горсть;

завинчивать, закручивать крышки, гайки;

строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.

От 3 лет до 4-5 лет

лепка из пластилина;

растягивать резиночку пальцами одной руки;

рисование по трафаретам;

собирать крупную и мелкую мозаику, пазлы;

нанизывать бусины на верёвочку (нить);

игры с конструкторами (лего и пр.), собирать конструктор по схемам;

рвать бумагу на мелкие кусочки;

скатывать одной рукой шарики из пластилина;

застёгивать, расстёгивать пуговицы;

завязывать, развязывать узлы (можно в узлы «вплести» бусины,пуговицы).

рисование по точкам, пунктирным линиям;

собирание конструктора с мелкими деталями (лего, металлический конструктор);

штриховка, аккуратно раскрашивать цветными карандашами фигуры;

шнуровать обувь, в том числе по схемам;

выкладывать фигуры, буквы, цифры, колодец из спичек, мелких палочек;

вырезать из бумаги фигуры, резать по обозначенным линиям;

рисовать мелом (на доске, асфальте), проходить дорожки красками по заданным «маршрутам»,

Мелкая моторика мозг

Крупная моторика — это набор навыков, для выполнения которых нужно задействовать основные мышцы тела. Мы используем такие навыки каждый день: ходим в магазин, бежим за малышом на площадке, поднимаем игрушки с пола, заправляем кровать. Список можно продолжать бесконечно: мы не придаём повседневным движениям большого значения, они получаются у нас на автомате. Хотя всё немного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Мелкая моторика мозг

Крупная моторика регулирует работу мышц и нервной системы, отвечает за координацию и баланс. А ещё это основа мелкой моторики, которая поможет малышу совершать более мелкие движения кистями и пальцами.

Какие навыки крупной моторики должны быть у малышей разного возраста

Сейчас мы расскажем об общих возрастных нормах, но помните, что каждый ребёнок — уникален. Если вас беспокоит физическое развитие вашего малыша, то лучше обратиться к своему педиатру.

  • держит головку, лёжа на животе
  • умеет переворачиваться со спинки на бок
  • переворачивается полностью: с животика на спинку и наоборот
  • делает первые попытки в сидении с вашей поддержкой
  • сидит сам
  • «скользит» животиком, пытается встать на четвереньки
  • начинает ползать
  • подтягивается, чтобы встать
  • делает первые шаги, держась за вас 2 годика
  • ходит (иногда падает)
  • бегает (тоже не без падений)
  • прыгает на двух ножках
  • может стоять на одной ноге
  • поднимается и спускается по ступенькам, держась за вашу руку
  • учится карабкаться по лазалкам на площадке

Мелкая моторика мозг

Больше информации о усреднённых нормах веса, роста и поведении малыша — в Календаре развития от «ФрутоНяни». Перейти в него можно по ссылке

Нескучные упражнения для младенцев

Это моя игрушка!

Вариант занятия с ребёнком, который уже умеет хватать и держать предметы. Когда малыш лежит в кроватке, дайте ему в ручки мягкую погремушку и осторожно, слабо потяните её на себя. Пусть малыш попробует перетянуть игрушку к себе. Такое упражнение позволяет тренировать бицепсы, которые отвечают за сгибание рук в локте и повороты кистей.

Экспедиция за детскими сокровищами

Разложите по комнате или манежу любимые игрушки малыша и дайте ему свободу движений: пусть он сам пытается ползти к своим любимым зайчикам, кубикам и пирамидкам. Это разбудит у ребёнка интерес к самостоятельным движениям.

Разноцветные листочки

Упражнение подходит для крох, которые уже делают первые попытки по вставанию на ножки, держась за бортики кроватки. На стену, у которой стоит кроватка, приклейте несколько цветных стикеров — они должны быть недосягаемыми из положения сидя. Но малышу должно быть легко их доставать, поднимаясь на ножки. Карапузу наверняка понравится отрывать листочки со стены. Не оставляйте малыша со стикерами без присмотра.

Мелкая моторика мозг

Нескучные упражнения для малышей постарше

Даже для выполнения простых упражнений могут быть свои противопоказания в зависимости от особенностей развития и состояния здоровья малыша. Поэтому перед выполнением таких упражнений необходимо проконсультироваться с педиатром, который малыша наблюдает. Например, заболевания сердечно-сосудистой системы могут быть противопоказанием к активным играм и бегу. Аллергические заболевания требуют осторожности при использовании растворов для мыльных пузырей и игре с подушками (из-за домашней пыли), заболевания опорно-двигательного аппарата ограничивают катания на самокате, велосипеде.

Догонялки с мыльными пузырями

Эта игра подойдёт малышам, которые уже уверенно ходят и бегают. На прогулке или дома выдувайте мыльные пузыри и предложите малышу их полопать ладошками.

Невозможно предсказать траекторию полёта мыльного пузыря — именно поэтому, пытаясь догнать его, малыш будет быстро менять свои движения, подпрыгивать или, наоборот, уворачиваться.

Полоса препятствий

Для этого упражнения нам понадобится беговел, трёхколёсный велосипед или самокат. Сделайте препятствия из пластиковых конусов и предложите ребёнку их обойти. Ещё один вариант упражнения: начертите на асфальте белую линию и попросите малыша проехать по ней как можно более ровно.

Воздушный акробат

Это — домашний вариант упражнения с меловой линией. Просто наклейте малярную ленту на пол, пусть кроха пройдёт по ней с расставленными в стороны руками. В дополнение можно придумать игровую легенду. Например, что лента натянута высоко-высоко над облаками, а под ножками скрываются вершины белоснежных гор.

Совершенствуем навыки

А что ещё поможет деткам 2-3 лет совершенствовать свои навыки крупной моторики? Смотрим!

По определению Т.А. Ткаченко, мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Моторные навыки руки и пальцев часто называют ловкостью.

К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

В жизни человек постоянно совершает какие-нибудь действия мелкой моторики: манипулирование мелкими предметами, застёгивание пуговиц, рисование, письмо и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Речь ребёнка и ее развитие тесно связано с развитием мелкой моторики, потому что около одной третьей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная недалеко от речевой зоны.

И.П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние.

Действия с предметами оказывают большое влияние на развитие функции мозга ребёнка. В овладении движениями рук большую роль играет подражание.

Важна роль развития кисти руки для формирования речевых зон в коре больших полушарий, так как именно кисть имеет наибольшую зону в коре головного мозга.

Ещё во 2 веке до нашей эры в Китае подчеркивали важность ручных действий на развитие мозга. По мнению специалистов игры с участием рук и пальцев (типа «Сороки – белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Отечественные физиологи и их исследования подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Именно развитие мелкой моторики, движения пальцев рук предшествует появлению звуков и слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Это доказывают исследования современных физиологов.

Уровень развития мелкой моторики — это один из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка. Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности.

Со всеми психическими процессами взаимодействует мелкая моторика: со вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью, речью.

По умелости детской руки педагоги, педагоги-психологи определяют особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выясняют степень соответствия возрастным нормам, требованиям и «стандартам», степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению.

Для психического развития человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная. Развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить. В головном мозге самые большие зоны «обслуживают» движение руки, особенно кисти и больше всего – большого пальца.

Таким образом, изучив связь мелкой моторики с основными функциями головного мозга, я еще больше убедилась в необходимости и важности работы с детьми по развитию мелкой моторики. Позиции таких ученых как Бехтерев В.М., Кольцова М.М. мне очень близки. Они доказывают, что чем более развиты пальцы рук – мелкая моторика, тем более развитие и умнее будет человек. На кончиках пальцев ребенка находится его ум. А работу по развитию нужно начинать именно в детском возрасте, когда из ребенка можно формировать и развивать личность. Зная связь мелкой моторики с основными функциями, ее влияние на формирование психических процессов, этапы развития ребенка можно правильно спланировать работу в данном направлении.

Таким образом, мы видим, что движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для развития ребёнка. Если это сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением в школе письму и другие проблемы в развитии ребёнка.

Для начала стоит отметить, что моторика рук в целом, напрямую связана с речевым развитием. Это доказали исследования ученых. Согласно их выводам, тонкие движения пальцев рук оказывают положительное воздействие на развитие речи ребенка. Впрочем, это затрагивает не только речь. Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг.

Мелкая моторика мозг

И, конечно же, мы не забываем о необходимости завязывания шнурков, застегивания пуговиц, письме — вещах, которые являются очевидными для взрослого, но которые пока тяжело даются маленькому ребенку.

Первые упражнения для рук можно начать выполнять с уже восьмимесячным малышом. Что это за упражнения? Для начала используйте различные фактуры. Это могут быть мелкие камушки, бусинки, крупа. Не забывайте, что такие игры можно устраивать только под внимательным наблюдением взрослых.

Можно начать с рисунков из крупы. Например, нарисовать на поверхности контур предмета. И помочь малышу по нему насыпать крупу, сформировав таким образом, рисунок. Можно также дать в руки ребенку пинцет и попросить его переложить крупинки или бусинки со стола в бутылку с узким горлышком.

Не стоит забывать и о пластичных материалах. Глина, пластилин, соленое тесто. Лепка фигурок отлично развивает мелкую моторику. Попросите ребенка слепить что-нибудь на свой вкус — и он уже будет развивать не только моторику, но и воображение.

Ученые из университетов Цюриха и Лейпцига выяснили: чем больше размер мозга у человека либо животного, тем больше продолжительность его развития.

На примере 36 видов приматов было проведено исследование, включающее более 10 тысяч наблюдений, собранных в течение более чем семи лет. Предметом исследования стало полное онтогенетическое развитие манипулятивных навыков с первой недели рождения и до тех пор, пока особи не достигли компетентности навыка взрослого уровня.

Мелкая моторика мозг

У видов с большим мозгом период незрелости оказался длиннее, чем у видов с меньшим мозгом.

И виды с большим мозгом достигают навыковой компетентности позже, потому что они либо начинают позже, должны пройти больше шагов, либо проходят эти шаги медленнее.

Именно поэтому дети медленно осваивают мелкую моторику: в период их незрелости размер мозга еще недостаточно большой. Дети начинают целенаправленно хватать предметы только в возрасте несколько месяцев, а на то, чтобы научиться хорошо управлять мелкой моторикой, например, есть вилкой или завязывать шнурки, им требуется несколько лет.

Верно и обратное: детям с замедленным развитием рекомендуют именно занятия, связанные с мелкой моторикой.

Еще один вывод, к которому пришли исследователи во время своих наблюдений — это строгая последовательность овладения навыками. Каждое последующее более сложное умение полагается на уже освоенные приемы. Причем чем больший размер мозга у взрослого, тем больше времени требуется их детенышам на освоение мелкой моторики.

Причина, полагают ученые, в незрелости мозга при рождении у человека и приматов, мозг продолжает развиваться в процессе роста человека, и этим же объясняется более высокая продолжительность жизни homo sapiens. С другой стороны, именно виды, имеющие большую продолжительность жизни, смогли в ходе эволюции развить большой объем мозга и значительные навыки мелкой моторики.

Первым языком, который освоил человек, был язык жестов. Наши конечности являются своеобразными энергетическими каналами, через которые мы получаем информацию о мире. А в кончиках пальцев сосредоточены точки этих каналов. Зачастую мы не понимаем смысла тех сигналов, которые посылает нам мозг через пальцы на руках.

Мелкая моторика мозг

Вспомните, общаясь со своим собеседником лично, или даже по телефону, мы как правило, сопровождаем жестами свой разговор. Любую информацию, которую видим в окружающем мире, которую чувствуем внутри себя и видим в своих мыслях, мы можем выразить руками и пальцами. Все пальцы человеческих рук выразительны. Кроме того, каждый наш палец ответственен за определенную сторону нашего психоэмоционального состояния.

Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант (1724—1804) писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.

Связь между рукой и мозгом неимоверно важна. Ученые установили, что на общей площади зоны движения в коре головного мозга, одну из самых обширных частей, наряду с проекциями мимической мускулатуры и мышц языка, занимает проекция мускулатуры кисти руки. И если у взрослого человека взаимосвязь происходит по схеме «мозг—рука» (мозг дал команду — рука сделала), то у ребенка осуществляется обратная информационная связь. Рука изучает окружающий мир, сообщает мозгу «результаты наблюдений» — мозг управляет рукой, используя эту новую информацию; рука выполняет новую команду мозга и в прямом смысле слова нащупывает очередные сведения. И снова в мозг поступает «отчет о результатах». Таким образом, именно руки позволяют новорожденным «включить» мозг и развивать его. Так что можете не сомневаться: массаж ладошек новорожденного, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры — это уже школа раннего развития вашего ребенка.

Проекция кисти руки на коре головного мозга расположена совсем рядом с речевой зоной. Воздействие на руки ребенка, работа над мелкой моторикой и ловкостью ручек способствуют стимуляции этой зоны мозга. То есть пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика для детей, которые еще только и умеют, что выражать свои взаимоотношения с миром громким гулением и лепетом, уже работают на развитие речи ребенка.

Наш мозг состоит из двух полушарий, имеющих разные функции. В правом полушарии возникают образы окружающего мира — явлений, предметов, в левом — они получают свое словесное оформление, то есть вербализуются.

В ежедневные обязательные занятия с ребенком — гимнастику, массаж, развивающие игры — должны обязательно включаться упражнения для мелкой моторики, ловкости и гибкости рук.

Исследованиями также подтверждено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Большинство людей даже не догадываются, какая могучая сила заключена в наших руках. Именно они могут вносить изменения в окружающий мир, преобразовывая его.

Большой палец выполняет особую функцию. Область мозга, которая связана с его чувствительностью и координацией, гораздо обширнее других.

Большой палец является ключом к пониманию характера человека.

· Если человек способен отставлять большой палец от остальных под прямым углом, это значит, что данная личность идет по жизни искренне и с разумом, открытым для новых знаний.

· В случаях, если такой угол не более 20 градусов, то индивидуум в своих действиях скован и зажат.

· Чем подвижнее данный палец у человека, тем он решительнее и активнее.

Указательный палец, является выразителем воли Личности, отвечает за гармонию, связан с энергией, концентрирующейся в самом центре лба.

Средний палец, обладает энергией, находящейся у основания шеи, является пальцем, ответственным за действия.

Безымянный палец, связан с энергией, что находится в области сердца, ответственен за чувства, отвечает за творчество.

Мизинец, связан с энергией, что исходит из области солнечного сплетения, влияет на коммуникацию человека, умение общаться и слушать собеседника, отражает состояние разума и способность к рассуждению.

Известно, что энергетика, проходящая сквозь пальцы, способна улучшить наше состояние:

· Объятия нас успокаивают.

· Поглаживание ушибленного места помогает снять боль.

На руках находятся проекции органов человека. Каждый палец связан с определенным органом. Легкое воздействие на пальцы способствует избавлению от некоторых недомоганий эмоционального и физического свойства.

Гимнастика для пальцев и массаж:

· Большого пальца – снимет головную боль, улучшить деятельность лимфатической системы и головного мозга. Также устраняются депрессия и беспокойство. Весьма способствует остроте зрения восьмерка, проведенная трижды ногтем большого пальца вокруг глаз.

· Указательного – убрет боль в мышцах, нормализовать работу желудка и кишечника, бороться с упадком сил. Значительно облегчаются боли в позвоночнике.

· Среднего – избавит от физической усталости, а также убрать злость и раздражительность. Кроме того, улучшается работа кишечника.

· Безымянного – устранит недомогания пищеварительной системы, восстановить функции печени, убрет негатив и уныние.

· Мизинца – улучшит работу сердца, справится со стрессом и нервными расстройствами (страхом, пани

Мелкая моторика мозг

Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине Лариса Сорокина рассказала о пользе пальчиковой гимнастики для развития когнитивных способностей, сообщает сайт «Аргументы и факты» .

Она отметила, что память и интеллектуальные способности непосредственно связаны с развитостью мелкой моторики. Сорокина подчеркнула, что мозг очень чувствителен к пальчиковым упражнениям.

«У взрослых людей, в том числе старшего возраста, функции мышления, памяти, речи напрямую зависят от движения рук. Можно сказать, что те, кто вяжет, вышивает или занимается мелкой ручной работой, сохраняют «ясную голову». Именно поэтому для взрослых не меньше, чем для детей, важна пальчиковая гимнастика», – заявила Сорокина.

Касаясь роли подобных упражнений, врач отметила, что они помогают улучшить взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Кроме того, пальчиковая гимнастика позволит усовершенствовать мелкую моторику, координацию и внимание.

«С возрастом происходит ослабление функций мозга, поэтому людям старшего поколения особенно необходимо тренировать мелкую моторику, разрабатывать суставы, возвращать ловкость рукам», – сказала Сорокина.

Она добавила, что главным преимуществом пальчиковых упражнений является то, что они не занимают много времени и сил. В то же время Сорокина отметила, что необходимо соблюдать регулярность при выполнении такой гимнастики.

Специалисты заметили, что при выполнении пальчиковых упражнений происходит приток крови к мозгу. Кроме того, они подчеркнули, что 10 минут гимнастики гораздо полезнее, чем трата того же времени на гаджеты или безделье. Также пальчиковые упражнения необходимы для того, чтобы предотвратить синдром запястного канала, который приводит к болям в пальцах и их онемению.

Среди упражнений на пальцы эксперты советуют «Кольца», которое заключается в поочередном соединении подушечки большого пальца с каждым из других. Также они предлагают попробовать «Кулак – ребро – ладонь», когда человек совершает три указанных в названии положения руки.

Кроме того, специалисты предлагают попробовать упражнение «Рыбка». Во время его выполнения руки складываются вместе ладонями, после чего нужно водить ими в стороны, как бы создавая эффект плавания.

Эксперты также советуют одновременно рисовать зеркально одинаковые фигуры обеими руками на двух листах. С помощью рук можно поиграть и в «крестики-нолики», то есть поочередно соединять средний и указательный пальцы, а затем подушечки большого и указательного, имитируя упомянутые в названии фигуры.

Ранее врачи рассказали о том, почему вредно ставить ноутбук на колени при работе с ним. В частности, они подчеркнули, что мужчины, которые сидят за устройством таким образом, подвергают опасности свою репродуктивную функцию.

Мелкая моторика мозгФизическое развитие

Моторика — это общая способность к выполнению действий, связанных с движением. Мелкая моторика отвечает за ловкость рук и пальцев, умение манипулировать мелкими предметами. Крупная — за координацию движений, четкость действий частей физического тела.

Свойства моторики и чем она обусловлена

Моторика, т. е. общая физическая подготовка человека и его развитие, обусловлена прежде всего правильным построением и деятельностью двигательной системы. Она находится в неразрывной связке с функционированием нервной системы. И, несомненно, главную роль в выполнении различных операций, связанных с движением играет структура и состояние костно-суставной и мышечной системы, позвоночника, туловища и конечностей.

Составляющие моторики — это прочность и выносливость, координация, равновесие тела, а также сила, подвижность, скорость реакции и способность.

Различают 2 основных вида моторики — моторику большую и мелкую.

Координация движений

В координации движений помимо мозга участвует все тело или его большая часть. Говоря о крупной моторике мы имеем в виду такую активность, как ходьба, бег, прыжки, ползание по-пластунски, езда на велосипеде или плавание. А еще преодоление препятствий, игры с мячом, другие активности, в которых важна зрительно-двигательная координация.

Мелкая моторика

Мелкая моторика — это движения руки и пальцев. Она требует сосредоточенности, внимания и точности. Например, письмо, рисование, резьба, лепка из пластилина, завязывание обуви, отворение дверей ключами, хватание предметов, шитье, застегивание пуговиц, заплетание косичек, работа за компьютером с помощью мыши или сенсорным способом по экрану.

Мелкая моторика мозг (c)freepik.com

Как идет развитие моторики ребенка?

Детская моторка сознательно и несознательно тренируется и совершенствуется с первого дня после рождения.

  • Как известно, к шестому месяцу жизни младенец должен держать голову, переворачиваться со спины на бок. Уметь садиться, держась за палец взрослого.
  • Малыш до года жизни должен сидеть без опоры, ползать, класть предметы в емкость, ударять их друг о друга.
  • Ребенок до 2 лет — самостоятельно ходить, бегать, подпрыгивать, широко расставляя руки, манипулировать предметами, катить мяч. А также подниматься и спускаться по лестнице, придерживаясь за перила, подниматься на носки.
  • Ребенку до 3 лет впору уметь подниматься по лестнице без помощи перил, обходить препятствия. Несомненно, предпринимать попытки самообслуживания. Тем не менее, он все еще нуждается в поддержке и помощи, потому что его движения ещё недостаточно точные. В этот период лучше всего осваиваются основные «локомотивные» действия. Особенно быстрыми темпами расширяется объем двигательных навыков.
  • Ребенок дошкольного возраста: эффективно использует устройства, свободно бегает и прыгает. Развивается его зрительно-двигательная координация, улучшает баланс, вестибулярный аппарат, оттачивается ловкость движений. К концу дошкольного периода ребенок полностью осваивает все навыки самообслуживания. Умеет объединять несколько двигательных действий в последовательность. Хватает, бросает, лазает по стенке, канату, через ограждение. Копирует действия окружающих.
  • Дети младшего школьного возраста осваивают почти половину движений, характерных для взрослого человека. Имеют навыки самообслуживания, гигиены, ухода за одеждой и комнатой, обращения с простыми инструментами. Движения становятся гармоничными, ритмичными и плавными. Возраст 9-12 лет — это «золотой период подвижности».
  • В период полового созревания двигательное развитие, как правило, подвергается разбалансировке. Наблюдается ухудшение координации движений и точности их выполнения. В общем это связано с тем, что разные органы и части тела развиваются скачкообразно. Например, пару месяцев усиленно растут лишь ноги, затем руки, шея. Рост разных органов и частей тела не связан между собой. Недаром говорят: «нескладный, как подросток».
  • К 18-20 годам, как правило, рост двигательной системы завершается, диспропорции выравниваются выравнивается и качество моторики достигает наилучших показателей.

Мелкая и крупная моторика — как улучшать?

Развитие крупной и мелкой моторики является первостепенным не только для полноценной физической подготовки, но и повседневной жизни. Для того, чтобы ребенок мог правильно выполнять сложные движения из мелкой моторики, нужно иметь прочно заложеный фундамент из основы крупной моторики. Поэтому приоритетная задача — координация движений, то есть развитие общей подвижности. А уж потом на этой основе можно заняться развитием моторики ребенка.

Координации требуют движения крупных частей тела — рук, ног, туловища, спины, шеи. Мелкая моторика требует совершенствования мелких частей тела, в частности, точных движений пальцев и кистей рук.

Изобретать здесь велосипед не нужно — методы известны давным давно. Для крупной моторики это активности на свежем воздухе, ежедневная зарядка, плавание, бег, прыжки. Весьма полезно будет посещение спортивных секций, да и просто уроки физкультуры в школе.

Для мелкой моторики — кружки по интересам, работа по дому, уборка квартиры, сбор урожая на приусадебном участке, интерактивные игры и обучающие программы. Например, на нашем обучающем сервисе iqclub. Среди игр вы найдете «Кликер» и другие увлекательные программы для ребятишек.

Заключение

Моторику, безусловно, необходимо тренировать и развивать с рождения. При этом необходимо иметь в виду, что темпы развития аппарата в немалой степени определяются и генетическими факторами, типом телосложения, врождёнными двигательными особенностями, а также внешними воздействиями окружающей среды. Развитие двигательных навыков у детей проходит неравномерно, с разной скоростью и разными результатами в одном возрасте — об этом стоит помнить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector