Методика развития детской речи

Методика развития речи – это один из разделов методики преподавания русского языка, изучающий закономерности усвоения речи, определяющий содержание обучения, а также принципы и методы развития речи школьников.

Объект методики развития речи – речь, а ее предмет – развитие в обучении русскому языку.

Развитие речи – процесс овладения правильной речью, то есть языковыми средствами и механизмами выражения собственных мыслей.

Развитие речи учеников предполагает последовательные и прогрессирующие изменения на каждом уровне каждого компонента обучения: фонетическом, лексическом, грамматическом и семантическом.

К задачам методики развития речи относят:

  • изучить закономерности усвоения речи;
  • исследовать принципы и методы развития речи учеников;
  • определить содержание школьного обучения родному языку, способствующее развитию речи;
  • создать целостную методическую систему развития речи учеников.

Задачи методики развития речи тесно связаны с задачами обучения, воспитания и общего развития учеников. Теория методики и программа по русскому языку обычно включает в себя три направления работы по развитию речи:

  • обучить нормам русского литературного языка, в результате чего может быть достигнуто овладение культурой речи;
  • обогатить словарный запас и грамматический строй речи, чем предполагается словарно-семантическая работа и обучение морфологии и синтаксис;
  • развивать связную речь учеников, то есть работать над всеми видами речевой деятельности, над умениями и навыками порождения текстов и их восприятия.

Эти три направления развития речи включают в качестве обязательной составной части работу, направленную на предупреждение и устранение речевых ошибок.

Готовые работы на аналогичную тему

К основным типам уроков относят:

  • изучение нового материала;
  • комбинированный урок;
  • закрепление изученного материала;
  • контрольный урок;
  • работа над ошибками;
  • анализ письменных работ.

Методы развития речи учащихся

Основными методами развития речи школьников являются:

  • рецептивный метод – помогает в формировании речевой деятельности учеников. Данный метод состоит из бесед, рассказа учителя, чтения текста, чтения правил;
  • репродуктивный метод – состоит из нескольких видов заданий по развитию речи, например, выполнения слова или текста по алгоритму, составления словосочетаний, предложений и пересказ текста;
  • моделирование – предполагает создание текста на основании опорных слов, написание сочинений в соответствии с готовым планом.

Развитие речи учеников – это привитие им умения устно и письменно сформулировать собственную мысль правильно и понятно, выразить ее в соответствии с ситуацией общения и встречного высказывания, а также умения перерабатывать речевую информацию и вести диалог.

Научить детей правильно и красиво говорить – сложнейшая задача, требующая определенного подхода. От степени успешности ее решения непосредственно зависит дальнейшее обучение и воспитание учащихся школ. На сегодняшний день система образования встретилась с проблемой того, что количество трудностей в обучении школьников постоянно возрастает. Проблему развития речи обычно рассматриваются в теории и на практике преподавания русского языка в качестве одной из наиболее важных. Данная проблема находилась и находится в центре внимания большого числа наук, которые занимаются изучением деятельности человека: педагогика, психология и филология.

У учащихся должны быть сформированы следующие умения:

  • осознавать мотивы и ставить цели;
  • настраиваться на воспроизведение речи;
  • осознавать предлагаемый к изучению материал и ставить цели;
  • настроиться на понимание текста и правил говорения;
  • передавать умения адресанта;
  • узнавать звучание языковых единиц;
  • прогнозировать возможных адресатов;
  • узнавать графические единицы;
  • составлять устную речетворческую схему;
  • анализировать слова и предложения, воспринимая их на слух;
  • составлять письменные речетворческие схемы;
  • восстанавливать социокультурный контекст прочитанного текста;
  • отобрать необходимую информацию для конструирования устного высказывания;
  • оценить главное и второстепенное в предложенной теме;
  • отбирать нужную информацию для составления письменного высказывания;
  • уметь анализировать;
  • отбирать необходимый языковой материал;
  • учитывать стилистические особенности текста;
  • производить предложения и тексты;
  • подготавливаться к адекватным ответам;
  • правильно оформлять и записывать текст;
  • восстанавливать замыслы писателя.

Теоретические вопросы развития речи отражены в трудах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков Ушинского К.Д., Леонтьева А.А., Ладыженской Т.А., Занкова Л.В., Немова Р.С., Жинкина Н.И., Выготского Л.С., Львова М.Р., Никитиной Е.И. и др.

Сегодня центром внимания является целенаправленное, системное и базирующееся на лингвистических знаниях обучение школьников разнообразным видам речевой деятельности. Основная задача современного этапа – сформировать у учащихся потребность овладеть знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками учеников.

Одним из решающих условий этой задачи выступает правильно развитая речь, выступающая важнейшим пластом всестороннего полноценного развития ребенка. Чем более обширной и правильной будет речь учеников, тем легче он будет высказывать свои мысли, и тем шире будут его возможности в познавательной деятельности.

Формирование правильного произношения – сложнейший процесс, дети учатся управлять своим артикуляционным аппаратом, воспринимать обращенную к ним речь, контролировать речь окружающих и собственную речь.

Иными словами, процесс развития речи учащихся является практической стороной обучения русскому языку, формированием умений и навыков, способствующих обогащению активного словарного запаса, свободному использованию всех грамматических средств – форма частей речи, словосочетаний, предложений разных типов, словообразовательных моделей, а также формированием навыков, необходимых для выражения собственных мыслей, знаний и чувств.

Детская речь как научная дисциплина — онтолингвистика

Основные понятия: детская речь, онтолингвистика, «вертикальный» подход, «горизонтальный» подход, наблюдение, эксперимент.

Термин детская речь имеет разные значения. Во-первых, это совокупность особенностей речи ребенка, обусловленных его возрастом и уровнем интеллектуального развития. Особенности детской речи могут быть звуковыми (специфика произношения тех или иных звуков и их сочетаний), грамматическими (специфика употребления грамматических конструкций, детские инновации и др.) и семантическими (специфика отбора и употребления слов, овладения понятиями).

Во-вторых, детская речь — это наука, изучающая процесс усвоения детьми родного языка. Научная дисциплина, изучающая процесс усвоения детьми родного языка, носит название лингвистика детской речи, или онтолингвистика.

Онто лингвистика отвечает на вопросы:

  • ? как происходит овладение ребенком конкретными речевыми умениями — произносительными, лексическими, словообразовательными, грамматическими;
  • ? какие черты характерны для речевого навыка у детей на различных возрастных ступенях;
  • ? как увидеть процесс формирования речи ребенка в его перспективе.

Ведущий российский исследователь С.Н. Цейтлин выделяет два подхода к изучению языковых явлений в речи ребенка. Первый подход, так называемый вертикальный, основан на взгляде на речь ребенка «сверху» — с позиций языковой системы взрослого человека, на сопоставлении единиц и категорий детской речи с единицами и категориями языка взрослых. Это дает возможность дифференцировать правильное и ошибочное в речи ребенка, выделить речевые инновации.

Второй подход условно называется «горизонтальным». Детская языковая система рассматривается до известной степени как автономный объект, в котором значения многих слов специфичны, правила образования словоформ более просты, чем во взрослом языке и т.п. Речевое развитие ребенка может быть представлено как постепенное изменение временных языковых систем, каждая из которых отражает собственную, также временную когнитивную систему ребенка.

Исследователями признается, что только интеграция обоих подходов позволит изучить в полном объеме феномен детской речи.

Наиболее распространенными методами изучения детской речи являются естественные (наблюдение и эксперимент).

Наблюдение — преднамеренное, целенаправленное и систематическое восприятие речи ребенка, как правило, бывает длительным (лонгитюдным). Результаты наблюдения фиксируются в дневниках (чаще всего родительских), а также с помощью современных цифровых носителей. Дневники наблюдений за речевым развитием ребенка показывают последовательность овладения теми или иными средствами языка и бывают двух типов:

  • а) дневники общего типа, отражающие усвоение ребенком всех структурных уровней языковой системы (фонетического, лексикосемантического, морфемного и синтаксического);
  • б) дневники выборочной фиксации, в которых характеризуется развитие какого-либо одного компонента языковой способности (например, освоение звукопроизношения).

В онтолингвистикс используются и некоторые виды психо- лингвистического эксперимента.

Ассоциативный эксперимент используется с целью изучения понимания ребенком значений слов и их связей между собой. На слово-стимул, названное взрослым, ребенок отвечает первым, которое пришло в голову, словом-реакцией. (Эксперимент проводится в виде игры, в ходе которой взрослый, называя слова, бросает ребенку мяч или катит машинку, а он быстро выполняет то же действие в отношении взрослого и называет свое слово: альбом рисовать, ветка — конфетка.)

Методика толкования слов позволяет увидеть особенности понимания значений слов его носителями. <Хвост. Он приделан к зверям сзади. Например, корова кончается и начинается он. Оля Л., 4 года.)

Методика дополнения, которая заключается в том, что ребенку предлагается восстановить текст, в котором пропущены отдельные слова. Эта методика позволяет проследить механизмы рождения связного текста.

Методика классификации. Ребенок выполняет классификацию предложенного языкового материала. Например, педагог предлагает ребенку отложить рисунки с изображением существ, которые летают (плавают, бегают); найти «лишнего» среди трех-четырех изображений (например, среди трех животных и одной птицы) и т.п. Данная методика показывает, каким образом ребенок осуществляет операцию выделения существенных признаков объекта, а также операции обобщения, анализа и синтеза.

Сегодня широко используются методы компьютерной обработки и фиксации детских текстов (например, программа CHILDES).

Полученные в ходе экспериментальных исследований результаты не всегда имеет смысл соотносить с возрастом того или иного ребенка, ведь у каждого человека путь в родной язык индивидуален. Важнее обращать внимание па последовательность появления тех или иных черт, характеризующих процесс овладения языком.

В настоящее время выделяют, как минимум, три направления онтолингвистичсских исследований:

  • 1) изучение освоения родного языка тем или иным конкретным ребенком;
  • 2) исследование общих закономерностей усвоения родного языка разными детьми;
  • 3) выявление общих закономерностей усвоения разными детьми разных языков.

Все три направления непосредственным образом связаны, решение каждого из последующих так или иначе основывается на решении предыдущих.

Методика развития речи связана с дошкольной педагогикой, особенно с дошкольной дидактикой. Общие положения дидактики (принципы обучения, условия для эффективной учебной деятельности детей, средства и методы воспитания и обучения) в методике развития речи используются применительно к ее содержанию, к особенностям развития речи детей. В процессе работы по развитию речи воспитатель не только формирует речевые умения ребенка, обогащает его знания об окружающем и словарь, но и проводит большую воспитательную работу в соответствии с задачами дошкольной педагогики: развивает мышление, умственные способности, формирует нравственные качества, эстетические представления и т. д.

Язык выступает и как средство воспитания. Язык художественных произведений, речь воспитателя и всех окружающих оказывают всестороннее воздействие на ребенка. В связи с этим в методике развития речи рассматриваются требования, предъявляемые к речи воспитателя, пути совершенствования речи персонала дошкольного учреждения, средства методического просвещения родителей воспитанников, т. е. общие вопросы педагогической пропаганды.

Процесс развития речи детей в детском саду должен представлять единство обучения и воспитания. Поэтому курс «Методика развития речи» изучается после усвоения студентами курсов педагогики, психологии и истории педагогики.

Естественна связь методики развития речи с историей дошкольной педагогики.

Знакомство с историей методики развития речи помогает видеть динамику науки, глубже понимать ее состояние на современном этапе. Кроме того, многое из прогрессивного методического наследства прошлого может быть использовано в существующей системе обучения детей.

Методика развития речи в детском саду контактирует с методикой обучения русскому языку в начальной школе. Перед воспитателем стоит задача способствовать успешному овладению дошкольниками практическими речевыми умениями и навыками, которые подготовят их к овладению грамотой, к учению в школе.

Основные разделы методики — формирование связной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря и грамматических навыков в устной речи детей. Важные разделы — подготовка детей к обучению грамоте, формирование художественно-речевой деятельности на базе ознакомления с детской художественной литературой. В процессе обучения речи и повседневном речевом общении ребенка подводят к осознанному отношению к своей речи, развивают на базе языкового материала лингвистические интересы и познавательную деятельность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector