Методики раннего развития ребенка

Коллеги, добрый день! Я и моя коллега Анастасия Шевченко выпустили серию методических пособий по раннему развитию детей (издательство «Ювента»).Вышло всего семь книжек:

• «Развитие цветовосприятия у детей от 1 года до 2 лет«,

• «Развитие мелкой моторики рук для детей от 1 года до 3 лет«,

• «Подвижные игры и игровые упражнения»,

• «Лепка для детей от 1 года до 2 лет«,

• «Массажные паузы на развивающих занятиях в детском клубе» и «Развитие внимания в детей 3-4 лет«.

«Развитие внимания у детей 3-4 лет»

В книгах приводятся не только конкретные игровые упражнения, но и показана методика их применения. Все упражнения располагаются в порядке возрастания сложности материала. И для каждого урока предусмотрен увлекательный, игровой сюжет, что очень помогает оставлять внимание ребенка включенным в процесс обучения в течение всего занятия. Все эти методики прошли апробацию на занятиях в нашем московском детском эко-клубе «Умничка».

Методики раннего развития ребенка

Привожу несколько упражнений из этих книг:

Развитие мелкой моторики

Игра с пуговицами и шнурками «Корм для курицы и цыплят».

Цель: развитие мелкой моторики руки, развитие речи.

Материалы: рабочий лист с нарисованными курицей и цыплятами, пуговицы

Говорим, что курица пошла гулять с цыплятами в поле — искать в траве червячков. А

трава выросла высокая и густая, не найти червячков цыплятам. Стали цыплята

жалобно плакать: «Есть хотим, есть хотим!»

— Как цыплятки разговаривают?

— А как курочка говорит? Ко-ко-ко-ко! Не могу я в траве червячков найти.

— Не расстраивайся, курочка, мы тебе зёрнышек насыплем.

Раздаем пуговички. Ребенок берет пальчиками по одной пуговице и выкладывает в

хаотичном порядке на рабочий лист.

— Вот и наелись курочка с цыплятами! Спасибо!

Лепка

Работа с мягким пластилином. «Пятнышки для божьих коровок».

Цель: формирование умения раскатывать шарики из комка пластилина, умения

придавливать пластилин пальчиком, развитие координации движений рук, мелкой моторики руки.

Материалы: лист с божьими коровками без пятнышек (можно заменить

вырезанными контурами из красного картона с прорисованным телом и головой, заранее скатанные шарики диаметром 7-9 мм из пластилина чёрного цвета (8 шариков).

На ладошке посидела

И на небо улетела.

Говорим, что божьи коровки попали под дождь и у них смылись чёрные

— Давай божьим коровкам сделаем точки на спинке.

Ребенок прямым напряжённым пальчиком придавливает шарики на спинку

Пальчиковые игры

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем).

Много нас (пальцы растопыриваем,

А он один (показываем только один палец)

Эта долька для ежа (пальцы сложены все вместе в кулачок и отгибаем по одному пальчику – дольке,

Эта долька для стрижа (отгибаем следующий пальчик,

Это долька для утят (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для котят (отгибаем следующий пальчик,

Эта долька для бобра (отгибаем следующий пальчик)

А для волка кожура! (ладони вниз и пальчики растопырены)

Он сердит на нас, бед (погрозить пальцем!

Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу!

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Методики раннего развития ребенкаРазвитие мелкой моторики Буклет «Советы заботливым родителям» «Развитие мелкой моторики» Уважаемые коллеги, 3 года я работаю над темой: «Развитие мелкой моторики.

Ранее развитие ребенка — очень популярный тренд , который не только не теряет актуальности , но и все время пополняется новыми методиками. Как и образовательное пространство Барнаула — новыми центрами раннего развития.

Altapress.ru подготовил краткий образ самых популярных методик , по которым обычно работают с малышами.

Методики раннего развития ребенка

  • Методика Монтессори
  • Методика Глена Домана
  • Методика Николая Зайцева
  • Ментальная арифметика
  • Методика Масару Ибуки
  • Методика Никитиных

Методика Монтессори

Основана итальянским педагогом , врачом и ученым Марией Монтессори в начале XX в. По мнению Монтессори , в определенные периоды у ребенка развиваются определенные участки мозга. Поэтому важно создать в это время условия , которые позволят максимально развиться навыкам , связанным именно с этими участками.

Главное — создать для ребенка благоприятную среду саморазвития , иначе дети могут навсегда потерять интерес к тем или иным областям знания и занятиям.

Методика Глена Домана

Основана американским врачом-физиотерапевтом Гленом Доманом в конце 40-х гг. XX в. Первоначально создавалась для реабилитации детей с поражениями мозга и нервной системы , оказалась настолько эффективной , что стала универсальной системой развития.

Метод известен прежде всего как система раннего обучения чтению не по буквам и слогам , а табличкам со словами. Доман считал , что любое обучение продуктивнее всего в период роста мозга , а человеческий мозг активнее всего развивается в первые три года жизни.

Методики раннего развития ребенка

Методика Николая Зайцева

Еще одна нетипичная методика обучения чтению , созданная советским педагогом Николаем Александровичем Зайцевым в начале 80-х годов ХХ века. Считается , что с одной стороны , это метод , родственный методике Домана ( часто педагоги совмещают их в своей практике , с другой , сам Зайцев видел себя приемником Толстого , который методом складов учил читать крестьянских детей.

Суть его подхода в том , что в наша речь состоит из 246 складов , которые Зайцев разместил на гранях специальных кубиков. С помощью этих кубиков и занятий в игровой форме малышей от 2−3 формируются навыки к чтению , зрительная память , творческое мышление. Аналогичная система разработана и для обучения счету.

Ментальная арифметика

Строго говоря , эту методику к раннему развитию можно отнести условно , она предназначается для развития детей от 4 до 14 , но поскольку она очень популярна , расскажем и про нее. Ментальная арифметика — это азиатская система обучения очень быстрому счету в уме , по которой учат в Китае , Японии и Турции. Для обучения используются счетные доски ( типа наших счетов).

С помощью такого метода дети учатся мгновенно складывать в уме шестизначные числа , извлекать корни и так далее. Но скептики считают , что этот метод хорошо только для устного счета , а остальные важные математические способности- логику , например , он не развивает.

Методики раннего развития ребенка

Методика Масару Ибуки

Основана учредителем и президентом компании SONY Масару Ибуки в 70-х гг. XX в. Сын Масару Ибуки страдал аутизмом , и отец стал педагогом , чтобы помочь ему. Главная идея методики — с самого рождения создать для ребенка благоприятную среду для развития способностей , все время находиться рядом и внимательно наблюдать за ним.

Ибуки считал , что умственные способности человека закладываются до трех лет. Цель методики — вырастить счастливую гармоничную личность.

Методика Никитиных

Основана советскими педагогами и многодетными родителями Борисом и Еленой Никитиными в 60−80 годах XX в. Борис Павлович считал , что ребенок с возрастом безвозвратно утрачивает способность к эффективному развитию , поэтому родители должны как можно раньше создать все условия , способствующие физическому и умственному развитию детей.

Поэтому в доме должно быть спортивное оборудование , развивающие игры и пособия. Родители должны активно заниматься с детьми.

Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции — она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.

Забота о малыше не ограничивается тем, чтобы обеспечить ему комфортные условия жизни — правильный рацион, режим сна и отдыха, прогулки. Не менее важно грамотно и с пользой организовать его досуг. Понимая это, современные родители начинают интересоваться способами раннего развития ребенка с момента его рождения, а нередко и ожидая пополнение в семье. Этот вопрос имеет значение и для воспитателей детских садов, а также других занимающихся педагогикой специалистов. Вероятно, актуален он и для вас, раз вы заглянули на эту страничку нашего сайта. Специально для всех небезразличных — наша обзорная статья. Уделив ее чтению 5-10 минут, вы узнаете:

  • когда лучше начинать заниматься с малышом;
  • какие методики раннего развития детей можно применять в домашних условиях и центрах обучения ребят дошкольного возраста.

Выбираем подходящий момент: мини-тест от detyam-vse.ru

Еще пару десятков лет назад понятие раннего возраста, в котором начинали применять методики развития детей, было весьма условным: одни называли цифру «3 года», другие — не раньше 5-6 лет. К счастью, сегодня специалисты по дошкольной педагогике пришли к единому мнению. Оказалось, что наиболее благоприятный возраст — от полугода. Однако все малыши неповторимы, поэтому среднестатистический показатель применим далеко не всегда. Чтобы выяснить, пора ли в вашем случае использовать методики раннего развития детей, предлагаем ответить на несколько несложных вопросов.

1. Пытается ли ваш малыш имитировать различные звуки (например, интонацию вашей речи, крик животных и проч.)?

  • Да.
  • Нет.

2. Проявляет ли ребенок простые аналитические способности (например, указывает на предмет, который вы называете)?

  • Да.
  • Нет.

3. Пытается ли ваш малыш сидеть или ползать?

  • Да.
  • Нет.

4. Реагирует ли ребенок на вашу мимику и эмоции?

  • Да.
  • Нет.

Результат теста:
Если вашему ребенку не менее 6 месяцев и на 3-4 вопроса из нашего теста вы сказали «да», смело начинайте использовать методики развития детей раннего возраста. Если же положительных ответов меньше половины, вероятно, малыш еще не совсем готов, и вам стоит подождать месяц-другой.

3 проверенные временем методики раннего развития детей

1. Кубики Никитина. Дидактическая игра, разработанная супружеской парой талантливых советских педагогов в 1980-х. Пользуется популярностью не только в России, но и за рубежом. Эта методика развития детей раннего возраста обычно рекомендуется малышам от 1 года, однако эта цифра ориентировочная. Основная цель — развить интеллектуальные и комбинаторные способности ребенка с малых лет, сформировать простейшие навыки конструирования.

В чем суть игры?
Малышу предлагается набор разноцветных деревянных кубиков, из которых нужно сложить различные фигуры. Например, можете попросить построить башню, составив 10 элементов друг на друга. Еще вариант — поезд (4 кубика в ряд) и мост (1 деталь стоит на двух других). Придумать свою версию задания вы можете, проявив фантазию или воспользовавшись книжкой-инструкцией, которая входит в набор.

2. Логические блоки Дьенеша. Это еще одна из методик раннего развития детей от года, которую родители успешно применяют в домашних условиях вот уже более 50 лет. Ее автор — венгерский ученый и педагог мирового уровня, доктор наук. Игра имеет явный математический уклон и учит малыша анализировать, сравнивать, мыслить логически, обращать внимание на детали. Сложность заданий устанавливается по нарастающей.

В чем суть игры?
В набор входят геометрические фигуры, различные по форме и цвету. Сначала можно предложить ребенку выбрать все элементы, к примеру, зеленого оттенка, затем — желтого, синего и т. п. до тех пор, пока не получатся группы. Таким же образом можно выделить только квадраты, треугольники и проч. И это лишь несколько заданий из множества возможных!

3. Палочки Кюизенера. В основе этой методики развития детей раннего возраста заложена идея об ассоциативном соотношении цветов и чисел. В стандартный набор входят как минимум 10 разных по длине, ширине и оттенку палочек. С их помощью очень легко объяснять понятия «маленький — большой», «высокий — низкий» и проч. А ребятам постарше они пригодятся при изучении кратных чисел: обычно все красные палочки кратны двум, синие — трем, желтые — пяти.

В чем суть игры?
Малышу нужно будет группировать палочки по различным параметрам, а затем считать их. Чтобы внести в игру разнообразие, можно воспользоваться специальным альбомом. В нем содержатся сюжетные картинки, на которые нужно выкладывать элементы различным образом. Постепенно плоское изображение как бы становится объемным. Такой эффект очень нравится ребятам!

Какие еще методики раннего развития детей можно попробовать?

Выше мы охарактеризовали 3 наиболее популярных варианта, на которых «выросло» не одно поколение советских и российских малышей. И вместе с тем ими ваш выбор не исчерпывается. Существуют и другие действенные методики раннего развития детей в домашних условиях. К их числу относятся:

Как развивать ребенка? Пожалуй, каждая мама задает себе этот вопрос. Забота о развитии малышей до года — залог счастливой жизни вашего чада. Сегодня родители стараются обучать своих детей практически с пеленок. Какие существующие методики раннего развития ребенка, рассказала психолог и эксперт проекта «Таємниці ДНК» Татьяна Ларина. Подробности — в материале.

Методики раннего развития ребенка

Раннее развитие — обучение малыша с самого рождения. Каждый ребенок рождается с огромным потенциалом. В первые годы жизни в головном мозге малыша устанавливаются и укрепляются связи между нервными клетками. В этот период ребенку все интересно, он хорошо копирует поведение других и быстро запоминает информацию. А чтобы правильно и гуманно воспитать малыша, нужно использовать различные методики развития.

Методика раннего развития Глена Домана

Эта методика развития подходит детям в возрасте от одного месяца. В серию методик входят раннее чтение и обучения математике, а также физические нагрузки. Суть метода Домана заключается в том, что мозг ребенка развивается только тогда, когда работает. Поэтому главная задача родителей — обеспечить нагрузку.

Методики раннего развития ребенка

Для начала важно познакомить малыша с окружающим миром: с явлениями, предметами быта. Это, как правило, делают с помощью карточек Домана. Например, на карточке обязательно должно быть изображение фрукта и написано его название. Такая методика развития ребенка дает возможность с раннего детства запоминать образы, их названия, а со временем научиться читать.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Главный принцип этой методики заключается в тесном общении родителей и детей. Родители часто путают понятия «внимание» и «опека». Внимание — это общение с ребенком, ответ на интересующие его вопросы и похвала талантов малыша. А опека мешает развитию ребенка, ограничивает свободу действий и сводит внимание к бытовым вещам. Родители, которые заботятся о собственном чаде, уделяют меньше внимания развитию ребенка как личности.

Методики раннего развития ребенка

Основа методики развития заключается в обучении детей без навязывания мыслей взрослых. Нужно развивать малыша в разных сферах, раскрывать в нем таланты. Дарить ребенку любовь и тепло, не относиться к нему свысока, общаться на равных. И познания малыша будет вызвано интересом, а не строгими требованиями.

Методика раннего развития Марии Монтессори

Итальянский педагог Мария Монтессори разработала специальную методику развития ребенка, которая славится игровой формой обучения. Задача взрослого — обеспечить пространство для малыша, чтобы он развивал свой творческий потенциал. Взрослые должны четко понимать, что интересует ребенка, обращая внимание на его увлечения. Для этого необходимо обустроить комнату так, чтобы малыш мог легко достать необходимое. Важно приобрести детский столик и стульчик для занятий.

Методика раннего развития Масару Ибука

Основной принцип этой методики — развитием детей необходимо заниматься с первых дней их жизни. Ибука считает, что реальные возможности ребенка ограничены во времени. Поэтому нужно воспитывать гения с раннего детства. До трех лет мозг формируется на 70—80%. А в дальнейшей жизни пригодятся те знания, которые родители успели заложить ребенку до этого возраста.

Методики раннего развития ребенка

Для повышения творческого потенциала и развития ребенка Ибука предлагает учить наизусть стихи, перестать смотреть мультфильмы, вместо этого — изучать творения Рембрандта и Леонардо да Винчи. И даже танцевать не под детские песни, а под классическую музыку.

Методика раннего развития Тюленева

Обучение счету, чтению и осознание особенности различных предметов — главная основа методики раннего развития Тюленева. В качестве учебных материалов желательно использовать карточки с буквами, цифрами, нотами, магнитную азбуку, компьютер, картинки с видами фруктов и птиц. Главная задача родителей — заинтересовать малыша игровыми занятиями.

Развитие детей до года направлено на совершенствование знаний вашего чада. Создайте приятную атмосферу для своего малыша, чтобы он проявил собственную уникальность. Не упустите возможность всесторонне развить ребенка всеми возможными методами и сделать его будущее счастливым!

Методики раннего развития ребенка

Известный психолог Татьяна Ларина рекомендует родителям много разговаривать со своим ребенком, уделять ему достаточно внимания и научиться слушать:

«Мамы часто считают, что если ребенок не говорит — то им тоже нужно молчать. И это неправильно. Все, к чему прикасаются дети, называйте своими именами. И повторяйте информацию от одного до трех раз. Поскольку у детей маленькая концентрация, они трудно запоминают с первого раза».

Методики раннего развития ребенка

По словам психолога, малыш может усвоить азбуку в первые годы своей жизни. Для этого родителям нужно заниматься с ребенком, указывать на буквы и проговаривать сам звук, а не то, как называется буква.

«Если вы хотите, чтобы ребенок в будущем свободно разговаривал на иностранных языках, — учите его с детства. Малыш сначала будет смешивать два языка, но потом их разделит. И главное — не повышайте голос, не ругайте за ошибки свое чадо».

Читайте нас также в Viber и Telegram СТБ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Методики раннего развития ребенка Методики раннего развития ребенка

На самом деле, зачем? Если нет никаких предпосылок, то вряд ли ребёнок (даже при условии регулярных развивающих занятий) будет вундеркиндом. Скорее всего, малыш всё равно будет развиваться согласно средней возрастной норме, с поправкой на личные таланты и способности. Зачем же тогда нужны методики раннего развития и стоит ли вкладывать свои силы и время в занятия с малышом? Стоит. Но вовсе не для того, чтобы попытаться вырастить юного гения.

До 3-5 лет малыш проходит особый период в своем развитии, когда происходит становление многих психоэмоциональных функций. Эти функции будут играть важную роль в дальнейшей жизни ребёнка. Формируется познавательный интерес, привычка самостоятельно думать, внимательность, способность размышлять, действовать самостоятельно: эти функции будут помогать ребёнку в жизни даже тогда, когда он вырастет и начнёт активно учиться и работать.

В этот же период можно увидеть способности, которыми обладает ваш малыш. В этом возрасте дети с радостью пробуют что-то новенькое, не особенно переживая, если что-то получается не так хорошо. Бурными темпами идёт развитие памяти, восприятия и мышления. Ребёнок учится учиться — осознанно выделяя время для забавных, но очень важных занятий.

Внимательная мама, воспользовавшись развивающими методиками, может помочь своему ребёнку развиваться максимально гармонично и естественно. В процессе занятий у малыша будут формироваться полезные психоэмоциональные функции, а также может произойти толчок для развития талантов и способностей, и появятся первые интересы в жизни. Кроме этого, ребёнок такой мамы не будет проявлять нежелание учиться в школе.

Мама, используя развивающие методики в процессе развития ребёнка, сама постоянно растёт, узнаёт новое и теснее общается со своим чадом.

Как наиболее продуктивно организовать этот процесс? Можно отдать малыша в развивающий центр, детский сад или посещать индивидуальные занятия по раннему развитию у специалистов, но если такой возможности нет, то любая мама сможет заниматься со своим малышом и дома.

С чего начать

Развитие головного мозга у маленьких детей тесно связано с развитием мелкой моторики его пальчиков. Наши предки, вероятно, тоже знали об этом, именно поэтому сохранились от наших бабушек и дедушек всевозможные пальчиковые игры («Ладушки», «Сорока» и т.д.).

В магазине можно найти развивающие игруши, направленные на развитие мелкой моторики (паззлы, шнуровки, рамки-вкладыши, конструкторы и специальные куклы, наборы карточек, кубиков и т.д.). Играя с этими предметами, малыш совершенствует и мелкую моторику, и память, и внимательность, учится распознавать предметы. К сожалению, развивающие игрушки недешёвы, а играть в них нужно часто и, по возможности, разнообразить игровой «рацион». Как вариант — сделайте игрушки своими руками! В каждом доме наверняка наёдутся материалы для создания развивающих игрушек, не уступающих аналогам из магазина.

Как сделать развивающие игрушки самостоятельно

  • Сшейте массажную дорожку для малышей. На ненужный небольшой матрасик нашейте несколько карманов из плотной ткани. Желательно снабдите их замками-молниями, чтобы менять наполнители. Внутрь карманов можно поместить крупы (гречка, рис, фасоль, косточки вишни, каштаны, горох). Все крупы нужно предварительно прокалить в духовке. Предложите малышу поползать по такой массажной дорожке: пусть попробует описать свои тактильные ощущения.
  • Карточки с картинками. В такую игру можно играть, начиная с 3 лет. На плотный картон наклейте изображения разнообразных предметов. Можно создать несколько серий по разным направлениям: природа, животные, посуда, фрукты и овощи, музыкальные инструменты, техника и т.д. Попробуйте называть с малышом предметы, придумывать забавные истории. Такая игра не только пополняет словарный запас, но и тренирует память, внимательность и сообразительность.
  • Карточки для обучения счету до 5. Точно такие же карточки можно сделать для обучения основам математики, изготовив их в виде тканевых подушечек. Тему для этой серии выбирайте любую: водный мир, деревня, фрукты и овощи. На поверхность нужно наклеить или нашить предметы окружающего мира числом от одного до пяти (1 морковка, 2 картошки, 3 арбуза и т.д.). Таким несложным образом в игровой форме можно легко научить малыша считать до пяти.
  • Для развития музыкальных способностей купите малышу несколько музыкальных инструментов с различными заложенными мелодиями. Ставьте музыкальные произведения разных направлений, во время музыки учите ребёнка кружиться, прихлопывать в ладоши, притоптывать в такт звучащей мелодии.
  • Отлично развивают мелкую моторику разнообразные материалы для лепки: пластилин, специальная полимерная глина, солёное тесто, кинетический песок. Из этих материалов можно лепить всё, что угодно, создавая целые истории на темы, выбранные малышом.

Можно придумать множество своих вариантов игр с малышом в развивающие игры: ведь малышу важно не то, что игрушка куплена в модном магазине, а внимание и любовь мамы.

Методики раннего развития ребенка

Какая методика лучше развивает творческие способности, а какая — коммуникативные навыки, где акцент делается на мелкую, а где — на крупную моторику. Подробный обзор от клинического психолога.

Методики раннего развития ребенка

Современные родители начинают заниматься обучением ребенка с его рождения: помимо развития моторики и речи, в ход идут иностранные языки, уроки живописи и математики. Существует много обучающих центров и школ раннего развития детей, работающих по разным методикам.

Чтобы вам легче было в них разобраться, расскажем о самых популярных.

1 Методика Никитиных

Авторы методики — многодетные родители, которые учили своих детей самостоятельности и старались воспитать гармонично развитую личность. Методика Никитиных базируется на «трех китах».

  • Создание условий для физического развития ребенка. Сюда относится как свободная одежда, не стесняющая движений, так и разные тренажеры. Важно, чтобы здоровый образ жизни и спорт стали для семьи естественной средой обитания. Например, чтобы родители с первых дней жизни использовали различные закаливающие процедуры.
  • Свобода в творчестве. Идея заключается в том, что ребенок, который может сам выбрать себе занятие, быстрее развивается творчески. В семье Никитиных всегда было изобилие игрушек и пособий. Это не всегда привычные игрушки в общепринятом понимании. Например, для их дети могли использовать в игре почти любые предметы быта — поварешки, крышки от кастрюли и другую безопасную утварь.
  • Родительская поддержка. Только при наличии интереса мамы и папы к тому, чем занимается хи малыш и что его интересует, развитие ребенка будет успешным. Поэтому в методике Никитиных заложен эффект «подкрепления», согласно которому родители не мешают, а включаются в деятельность ребенка.

Плюсы и минусы методики

+
Никитины разработали специальные развивающие игры, в которых используются кубики, квадратики, кирпичики и детали конструкторов. Такие игры учат детей критическому мышлению, анализу, логике и креативности. У малышей формируется любознательность к окружающему их миру. Они не боятся ошибиться в процессе игры с этими простыми фигурками, наоборот, учатся по-разному применять их — строить сооружения, использовать в качестве вспомогательной материала, раскладывать по разным группам в соответствии с формой и так далее.


Из минусов можно отметить, что в методике не предусмотрен индивидуальный подход. Закаливание, по методике Никитиных, имеет достаточно радикальный характер. Не все родители хотят обливать свое чадо холодной водой. Также кого-то настораживает то, что авторы программы уверены, что дети должны заниматься в основном тем, что им нравится и тем, что легко дается. В этой методике ребенок практически не развивается творчески, не играет в сюжетные игры, машинки, куклы. Основной акцент — на развитии крупной моторики, мелкой уделяется меньше времени.

2 Методика Монтессори

Методики раннего развития ребенка

Плюсы и минусы методики

+
Методика развивает мелкую моторику и логическое мышление, интеллект — у ребенка активно работает левое полушарие мозга. Основным принципом является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит личное пространство окружающих людей. Обучение дается малышу легко, потому что знания преподносятся в игровой форме. Ребенок развивается самостоятельно, согласно своим индивидуальным особенностям.


Педагоги, работающие по методу Монтессори, мало занимаются развитием у ребенка творческих качеств, воображения и коммуникативных навыков. Также минимально задействованы эмоции ребенка, отсутствует сюжетно-ролевая игра и мало времени выделяется развитию крупной моторики.

Ребенок, воспитанный по данной методике, привыкает получать знания без особых усилий. В будущем это может привести к проблемам с поступлением в школу. Причины как минимум две: сложности при организации своей деятельности и нежелание подчиняться дисциплине.

3 Методика Глена Домана

Методики раннего развития ребенка

Методика раннего развития ребенка по Доману основана на обучении через карточки. Малышу показывают снимки реальных объектов и проговаривают то, что на них изображено. Она уникальна, поскольку затрачивая небольшое количество времени в течение дня, можно развить интеллект ребенка и фотографическую память, а также заложить мощный фундамент для дальнейшего успешного обучения. Это простая и доступная для всех методика, в которой можно исключить педагогов, а карточки на различные тематики печатать дома самостоятельно.

Плюсы и минусы методики

+
Благодаря таким занятиям у ребенка развивается логическое мышление, речь, внимание и память. Поскольку обучение проходит в игровой форме, ребенок вовлечен в процесс и ему не скучно.

Методики раннего развития ребенка

4 Методика «Школа Семи Гномов»

Авторская методика Дарьи Денисовой направлена на развитие и обучение детей от 0 до 7 лет. Она соответствует современным стандартам образования и интересам малышей разных возрастов. В программу включены яркие и красочные книги с рисунками и материалами. Всего в программе семь комплектов, то есть для каждого года обучения, по 12 книг в каждом.

Программа обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, то есть родители могут использовать определенные обучающие материалы не по инструкции, а когда ребенку это необходимо. Автор методики выступает за разностороннее развитие детей. Из книг малыши узнают, что значит «плохо», а что — «хорошо». Дети запоминают новые слова и звуки, а также идентифицируют предметы вокруг.

Плюсы и минусы методики

+
Методика подразумевает развитие с рождения. Обучение по программе позволяет детям развивать эмоциональные, творческие и умственные способности.


Основным недостатком такого обучения является отсутствие активности и физического развития. Дети много времени проводят сидя, рассматривая карточки, играя в игры и изучая другие материалы. Кроме того, у ребенка не развивается тактильность, поскольку предметы, изображенные на карточках, нельзя потрогать. Это лишает детей возможности понять реальные размеры и объемы предметов.

Методики раннего развития ребенка

Педагогика и психология берут свое начало еще из древних времен. За это время происходило множество изменений в понимании развития ребенка, для улучшения педагогического процесса педагоги-новаторы, психологи разрабатывали разнообразные методики раннего развития детей. Многие из них и сейчас пользуются большой популярностью в среде педагогов и психологов. Вот наиболее популярные из них.

Методика Монтессори

Эта женщина разработала методику раннего развития детей, состоящую из трех частей: ребенок, учитель и окружающая среда. По методике Марии Монтессори следует, что мышление ребенка отличается от того, как мыслит взрослый человек. Поэтому, для того, чтобы ребенок хорошо развивался, необходимо создать вокруг него благоприятную среду, для нахождения ребенком самостоятельно того, что ему необходимо для полноценного развития.

Кроме того, ребенок должен видеть вокруг себя правильное поведение и слышать грамотную речь уже с самых маленьких лет, ведь он как «губка», впитывает в себя все вокруг. Мария Монтессори разработала ряд игр по своей методике, которые, прежде всего, направлены на развитие образного мышления, сенсорики, математики, письма, а также чтения. Девиз автора «помоги мне сделать это самому».

Методика Николая Зайцева известна всем как «Методика Зайцева»

Она предполагает отказ от традиционных методов обучения чтению, так как они негативно влияют на психику и здоровье ребенка. Вся методика основана на игровой форме обучения. Во время занятий дети играют: по одному, в группе. Для овладения чтением используются кубики Зайцева с распространенными в речи слогами, отличных друг от друга по размеру, цвету и звону, который они издают. Пособия автора рассчитаны на все категории детей: слабых и сильных, быстрых и медленных. Удивительно, но эта методика направлена на детей от двух лет.

Методика четы Никитиных

Никитины, педагоги-новаторы и многодетные родители 7 детей — горячие приверженцы нетрадиционного воспитания. Труд, творчество, естественность и, конечно же, близость к природе – все это составляет основу данной методики. Она предполагает отсутствие каких-либо специально-организованных занятий, дети сами делают то, что им хочется.

Родители занимают место помощников, подталкивают детей, а не опережают их. Большое внимание уделено играм на свежем воздухе и физическому развитию ребенка. Спортивные снаряжения — неотъемлимая часть обычной жизни растущего ребенка. Спортом он занимается походя, так же и развивается, закаляется, адаптируется к окружающей среде.

Методика раннего развития Дормана

Гленн Доман разработал свою методику раннего развития. При помощи различных внешних раздражителей происходит стимулирование клеток мозга. Это разнообразные карточки для запоминания, разбитых по категориям знаний и множество других пособий. Уже к четырем годам дети решают задачи, умеют правильно структурированно мыслить. Основной упор автор делает на развитие физической формы ребенка, которая, по его мнению, не только влияет на общую активность тела, но и развивает мышление, стимулирует мозг.

Методика Занкова

В методике Занкова опора идет на интересы, индивидуальные способности и желания детей при помощи психодидактики. Главная цель — научить, а не навредить. Интерес к процессу обучения формируется у детей при помощи специальных игр и упражнений. Главное — ненавязчиво идти от целого к частному и большое внимание уделять эстетическому и нравственному развитию малышей. Ребенка учат правильно общаться в коллективе, уметь играть с другими детьми, решать конфликты. Важно умень выслушать оппонента и привести достойные аргументы в ответ.

Вальдорфская система ранего развития

В этой системе уделено много внимания возрастной психологии восприятия различной информации, педагоги этой формации дают новые знания строго по возрасту. В дошкольной возрасте и первые годы школы ососбое внимание уделено развитию мелкой моторики маленьких учеников, они активно занимаются лепкой, вышиванием, бисероплетением, конструированием, работой с глиной, капнем и другими природными материалами.

Особое внимание уделено музыкальному образованию, сочетанию музыки и других развивающих занятий. Это развивает межполушарные связи в головном мозге обучающихся.Системы оценок нет вообще в данной методике развития детей, есть только педагогические рекомендации.

Обзор данных методик раннего развития детей поможет родителям определиться, чего они хотят для своего ребенка, ведь давно известно, что до 7-8 лет дети способны воспринять огромные массивы информации, особенно если они организованы и поданы в игровой форме с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Не обязательно стремиться воспитать из ребенка вундеркинда и нагружать его сверхмеры, лишая детства, как считают многие традиционные стихийные педагоги, но тем не менее учится воспринимать и систематизировать информацию ребенок именно в первые годы своей жизни. И это время желательно не упустить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector