Почему дети не говорят

Дизартрия возникает у детей в виде нарушения произношения речи. Патология связана с неправильной иннервацией мышц гортани, языка, губ и др., а также органическим поражением ЦНС (центральной нервной системы). Отличительная черта болезни – то, что у ребенка нарушено произношение не каких-то звуков, а всех слов. То есть страдает речевая моторика, дыхание, изменяется голос, искажаются многие звуки. В запущенных случаях дети перестают говорить (развивается анартрия).

Виды, уровни и формы речевой дизартрии у детей

Таблица видов заболевания по месту поражения

Название формы патологии Особенности
Мозжечковая Возникает при вовлечении в процесс мозжечка. Речь растянута, невнятна, замедленна, громкость постоянно меняется, у ребенка дрожит язык, он разговаривает с выкриками, словно скандирует лозунги. Дополнительные симптомы: нарушенное равновесие, неустойчивая походка.
Бульбарная Вызывается параличом артикуляционных мышц, а также нервов – блуждающего, языкоглоточного, троичного, подъязычного и/или др. У детей отсутствуют некоторые рефлексы, нарушено сосание и глотание, мимика, им трудно пережевывать твердую пищу. Также отмечается повышенное слюноотделение, упрощение (все согласные «сливаются» в один щелевой) и невнятность звуков, гнусавое, хриплое звучание голоса, иногда – его отсутствие.
Псевдобульбарная Возникает при централизованном параличе (спастическом) мышц и их гипертонусе. Речь становится монотонной, ребенку трудно поднять кончик языка, отвести его в сторону, удержать. Отмечается повышенное слюноотделение, першение, расстройство глотания (усиление рефлекса). Речь невнятная, гнусавая, резко нарушается произношение шипящих, свистящих и тоновых звуков.
Экстрапирамидная Возникает при нарушении функции подкорковых ядер, в связи с этим получила второе название – «подкорковая». Речь немного гнусавая, невнятная, смазанная. Присутствуют непроизвольные мышечные движения, мимика, артикуляционные спазмы. Тембр и сила голоса изменяются, нарушается темп разговора, присутствуют случайные гортанные выкрики.
Корковая Поражение тех участков коры головного мозга, которые отвечают за артикуляционные мышцы. Дети выговаривают слова правильно по структуре, но с нарушенным произношением слогов. Отмечается расстройство дыхания при разговоре, голоса.
Холодовая Проявляется как один из симптомов миастении (быстрая утомляемость и слабость поперечнополосатых мышц). Речевые сбои происходят тогда, когда в помещении, где находится ребенок, повышается либо понижается температура воздуха.

Классификация по степеням развития патологии:

  • I (стертая) – неправильное произношение способен выявить только логопед при осмотре и обследовании, возможно почти полное излечение;
  • II – произношение понятно, но дефекты заметны;
  • III – ребенка понимают лишь близкие люди, посторонние – редко;
  • IV – произношение не понимают даже близкие либо речь отсутствует, чаще всего рассматривается в рамках ДЦП.

Важно! Для стертой формы характерны трудности при жевании твердой пищи. Родители не должны из-за этого менять рацион ребенка. Необходимо постепенно приучать его пережевывать наравне со всеми людьми. Источник:
Е.Ф. Архипова
Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319

Причины возникновения и признаки

Болезнь провоцируется рядом вредных факторов:

  • вирусные заболевания будущей матери;
  • патологии плаценты на стадии внутриутробного развития;
  • резус-конфликт;
  • гипоксия плода;
  • очень быстрые или замедленные роды с мозговым кровоизлиянием у ребенка;
  • некоторые родовые травмы;
  • недоношенность;
  • инфекции мозга и его оболочек, например менингит;
  • ДЦП (до 85% случаев дизартрии);
  • ЧМТ;
  • гидроцефалия;
  • интоксикации в тяжелой форме;
  • энцефалит. Источник:
    Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова
    Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007

Симптомы и лечение

Основная симптоматика включает следующее:

  • малопонятная, невнятная речь;
  • спастические проявления в артикуляционных мышцах (постоянно напряжена шея, губы, лицо, язык, артикуляция ограничена, губы плотно сомкнуты);
  • гипотония артикуляционного аппарата (губы не смыкаются, язык неподвижно лежит во рту, рот немного открыт, повышено слюноотделение);
  • дистония артикуляционных мускул (когда ребенок пытается разговаривать, тонус его мышц из низкого переходит в превышенный);
  • смазанное произношение;
  • в сложных случаях ребенок пропускает звуки, заменяет их или произносит искаженными; Источник:
    О.Ю. Федосова
    Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41
  • замедленность разговора;
  • невозможность говорить (при тяжелых формах);
  • гнусавый голос без признаков насморка;
  • изменение, пропуск, замена одних звуков другими;
  • затухание фразы к концу ее произнесения, частое дыхание во время разговора из-за нехватки воздуха;
  • очень высокий, почти «писклявый» голос;
  • быстрый или очень медленный поток слов, при этом ребенок не может менять тон.

Что делать? Методы лечения расстройства

Ребенок должен проходить дополнительные занятия у логопеда (дома или в специальном учреждении) по:

  • развитию моторики;
  • формированию ритма и «мелодии» разговора;
  • оттачиванию дикции;
  • исправлению произношения искаженных звуков;
  • расширению словарного запаса;
  • развитию фонетического слуха;
  • запоминанию грамматического строя.

На фоне этого проводится медикаментозная терапия с применением ноотропов. Лекарственные средства этой группы специфически воздействуют на функции мозга: стимулируют умственную активность, когнитивные функции, увеличивают способности к обучению, улучшают память.

В комплекс мер также входит ЛФК – артикуляционная гимнастика для укрепления мышц лица, массаж, упражнения кистями рук и пальцами.

Проблемы со слухом у детей могут долгое время оставаться незамеченными взрослыми. Особенно если в роддоме младенцу провели все необходимые исследования, патологий не нашли, растущий ребенок в принципе слышит. Рассказываем: какие признаки возможной тугоухости должны насторожить родителей, насколько важно своевременное обращение к специалисту.

Почему дети не говорят

Сейчас посмотрим ушки

Мир звуков: чем раньше в него попадешь, тем лучше

Еще пару-тройку десятилетий назад объективно диагностировать нарушение слуха у младенца было сложно. Просто не существовало точного оборудования для этого. Врачи большей частью субъективно оценивали реакции малыша на звук, движение и т. п. Только к двух-четырехлетнему возрасту во многих случаях становилось понятно: слабослышащий ребенок или нет.

А ведь растущему организму важен каждый день, если в раннем возрасте оказывается лишена звуковой информации слуховая кора головного мозга, она не развивается как надо, и это влияет на всю дальнейшую жизнь.

В наши дни возможностей понять, есть ли проблемы со слухом, намного больше. Но и опыт прошлых лет не стоит сбрасывать со счетов, полагаясь только на диагностику в больничных условиях. Важно все. Иногда родители «бьют тревогу», что малыш плохо слышит. А порой лишь специалист, к которому обратились по совсем другому поводу направляет к сурдологу. Например, при задержке речевого развития у ребенка грамотный невролог или психолог посоветует в первую очередь проверить слух.

Почему дети не говорят

Не хочу слышать… Или не могу?

Сверяемся со сроками

  • Уже в роддоме, как правило, на 2-3-ий день жизни всем малышам в РФ должны проводить аудиологический скрининг.
  • В месяц детям, как правило, проводится диспансерный осмотр. В числе специалистов – лор, и тот вновь проводит аудиологический скрининг.

Почему дети не говорят

Ребенок, ты хорошо слышишь?

Проверять слух нужно регулярно по мере роста малыша

Существуют заболевания, генетические патологии, которые приводят к тугоухости, и они могут обнаружиться неожиданно, когда у ребенка начинает снижаться слух. Это может произойти и в год, и в 3, и в 5… Развивается тугоухость постепенно, поэтому долгое время может оставаться незамеченной.

Что должно насторожить взрослых

С рождения:

  • Низкая оценка новорожденного по шкале Апгар.
  • Недостаточная масса тела ребенка.
  • Любые патологии, не связанные напрямую со слухом.
  • Проведенное агрессивное лечение в раннем возрасте (назначение сильных антибиотиков).

Это, разумеется, не означает, что при наличии вышеуказанных обстоятельств малыш будет плохо слышать. Просто повод тщательнее обратить внимание на все факторы развития, в том числе – слух.

Дети до 3 лет:

  • Ребенок не реагирует или плохо понимает сказанное тихим голосом.
  • Воспринимает говорящего, только если видит того.
  • Малыш все время старается приблизиться ухом к источнику звука.
  • Громко и / или нечетко (не по возрасту) разговаривает.

С 3 лет:

  • Малыш неправильно говорит слова, пропускает часть букв и окончаний.
  • Часто переспрашивает. Всматривается в лицо собеседника, как бы пытаясь того понять.
  • Плохо воспринимает информацию на слух.
  • Повышает громкость гаджетов: телевизора, планшета и проч.

Дети старшего возраста:

  • Сами жалуются, что стали хуже слышать.
  • Начинают делать ошибки в словах, чего раньше не замечалось.
  • Учителя жалуются, что ребенок их не понимает. Письменные работы лучше, чем устные ответы, общение у доски.

Что делать, если проблемы обнаружены?

Обращаться к сурдологу – врачу, занимающемуся проблемами слуха (для начала можно записаться к лору) и назначать лечение. Других вариантов нет.

Выявленные патологии не означают автоматически развития глухоты. Многие поддаются коррекции.

  • В большинстве случаев – слуховыми аппаратами. Современные модели настолько комфортны и незаметны, что ребенок с ними будет вести обычный образ жизни. Убедитесь в этом на нашем сайте.
  • Иногда родители с учетом рекомендаций специалистов выбирают оперативное вмешательство. Подробнее об этом можно прочитать здесь и в других статьях.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Почему дети не говорят

Звук, который всегда с тобой

Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →

Почему дети не говорят

Головокружение, шум в ушах, снижение слуха… Может быть, это болезнь Меньера?

Довольно редкая и несмертельная, она способна очень сильно ухудшить качество жизни и привести к глухоте. Как определить и лечить болезнь Меньера рассказывает сурдолог-оториноларинголог медцентра «МастерСлух» в Астрахани Евгения Григорьева. Читать далее →

Почему дети не говорят

Первый звонок услышали все. Что дальше?

Праздник – День знаний закончился. Начались учебные будни. Дети потихоньку вливаются в учебный процесс, но ребятам со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, конечно, сложнее. Родители волнуются. Педагогам, впервые столкнувшимся со слабослышащими учениками, тоже может быть непросто. А ведь еще только сентябрь. Читать далее →

Почему дети не говорят

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если малыш в год не произнёс ни слова, когда следует переживать о задержке речевого развития и что можно сделать.

Для многих родителей день, отделяющий первый год жизни ребёнка от второго — своеобразный рубеж для подведения итогов. Они пристально анализируют достижения сверстников своих детей, сравнивая с тем, что умеет их малыш и тревожатся, если замечают отставание от нормы. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что ребёнок в год не говорит.

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если ребёнок в год не произнёс ни слова? Когда следует переживать о задержке речевого развития? Что можно сделать заранее, чтобы речь годовалого малыша соответствовала норме?

  1. Между нормой и патологией
  2. Возможные причины задержки появления речи в год
  3. Как заниматься с малышом – профилактика отставания речи

Между нормой и патологией

Никому не нужно доказывать важность своевременного освоения родной речи. Это сложный, многоплановый процесс, напрямую связанный со различными психическими функциями: вниманием, мышлением, памятью и речью. От годовалого малыша ждут первых слов, а он не может даже произнести «папа» и «мама», лепечет на своём языке и не собирается осваивать новые слова.

Встревоженные родители начинают изучать семейный анамнез, обращаются к медикам за консультацией и всеми силами стараются ускорить речевое развитие крохи.

Годовалый ребёнок способен произнести от 3 до 12 слов, но по своей структуре они простые, очень похожи на лепет. Гав-гав, би-би, ам-ам, ляля, дай, папа, мама, баба, киса, на, бах или уп – вот примерный лексикон детей в год.

До появления первого слова, речь годовалого ребёнка прошла сложный путь развития. Законы формирования детской речи не меняются со временем. Сегодня, как и 100–200 лет назад, ни один малыш не начинает говорить словами и предложениями, прежде, чем он не пройдёт все стадии речевого развития. Эти стадии связаны с развитием головного мозга, артикуляционного аппарата и слуха.

Ни одна методика раннего развития не способна изменить законы природы, в соответствии с которыми развиваются органы произношения (артикуляции), слух и центральная нервная система человека.

Почему дети не говорят

Если вы обеспокоены, что ваш малыш плохо говорит, ознакомьтесь с основными этапами доречевого развития детей до года:

  • 1–2 месяца – появление в крике интонаций удовольствия и неудовольствия;
  • 1,5–3 месяца – гуление или гуканье, когда дети повторяют за взрослыми гласные с призвуком звука [г] или произносят их самостоятельно, внимательно вслушиваясь в произносимые ими звуки (агу);
  • 4–5 месяцев – лепет, произношение подобий слов, состоящих из нескольких одинаковых слогов (ма-ма-ма, но это ещё не обозначение слова мама);
  • 8–9 месяцев – появление звукоподражаний (пи-пи, гав-гав) и лепетных слов (кука, тата, няня);
  • 11 месяцев – примерно десять лепетных слов ребёнок употребляет в правильном контексте, соотносит их произношение с ситуацией (мама, папа, дай, биби и т.д.).

Что считать патологией? В год ещё рано делать прогнозы развития речи, однако, стоит начать беспокоиться, если годовалый малыш не понимает простую словесную инструкцию, не подкреплённую жестами. Например, «Дай мне мячик», «Покажи, где машинка» и т.д. Отсутствие реакции на слова взрослого может быть симптом нарушения слуха или его полного отсутствия. При этом речь останавливается на стадии гуления, потому что ребёнку не с чем соотносить собственный лепет.

Если на этом этапе не принять срочных мер, речевое развитие в дальнейшем будет очень сложно стимулировать. Важно своевременно обратиться к отоларингологу для проверки слуха. Возможно, при патологиях внутреннего уха врач посчитает нужным ношение малышом слухового аппарата. При серьёзных отклонениях слуха от нормы – это единственная возможность развить и сохранить речь.

Возможные причины задержки появления речи в год

Если малыш совершенно здоров, в его анамнезе нет неврологических заболеваний, но речь в год так и не появилась, скорее всего, причина задержки в неправильно организованном речевом окружении.

Что подразумевается под этим термином? Казалось бы, современных детей окружает настоящий речевой поток: телевизор, радио, мультфильмы, аудиокниги и развивающие игры для самых маленьких детей. Да и родители много разговаривают с детьми.

Дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Если не проводится специальной целенаправленной работы, этот поток для ребёнка звучит примерно так, как для нас звучит шум водопада.

Сегодня из обихода исчезли речевые игры (Сорока-ворона, Ладушки) потешки, пестушки, попевки, приговорки, известные ранее в каждой семье. Эти своеобразные тренажёры мягко вводили малыша в мир родной речи. Они были приспособлены под потребности ребёнка до года, содержали звукоподражания, были понятны детям.

«Дети Маугли», «госпитализм» — все эти термины обозначают задержку появления речи у здоровых детей, лишённых возможности общаться с близкими по причине их отсутствия.

Как заниматься с малышом – профилактика отставания речи

Существует несколько самых простых приёмов развития речи, но не стоит ждать чуда после первой же недели их применения. Здесь срабатывает закон перехода количества в качество. Накопление пассивного словаря, живое и эмоциональное общение близких с малышом обязательно приведут к желаемому результату, и вскоре вы увидите как он разговаривает.

  • Рассказывайте ему простые потешки, игры, сказки, пойте народные детские песенки, поясняйте развивающие мультики. Делайте это, глядя в лицо ребёнка, меняя интонацию, чётко произнося звуки и слова.
  • Рассматривайте предметы окружения и яркие картинки с реалистичными изображениями, задавая ему вопросы и самостоятельно отвечая на них. «Кто это? Собачка (гав-гав). Где она живет? В будке (буд. ). Какие у нее ушки? Маленькие (ма. ). Какие у нее лапки? Большие (боль. )».
  • Если малыш пока лепечет и произносит звукоподражания, повторяйте за ним и добавляйте полный вариант слова. «Би-би (машинка) гудит. Мау (кошка) бежит. Какие красивые тик-так (часики). Ваня кач-кач (качается)».

Выучите потешки, попевки и небольшие стишки (А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова), чаще употребляйте их в общении с малышом на прогулке, во время кормления, игр с ним.

Почему дети не говорят

Современные дети начинают говорить позже. Это факт, давно признанный и врачами, и педагогами. Почему? Существует несколько версий, но все они относятся к разряду предположений и ни одну из них нельзя считать доказанной или научно обоснованной. Рассказывает нейропсихолог, логопед-дефектолог Марина Кузьмина.

Почему дети не говорят

1. Из-за гаджетов

Во времена СССР считалось, что детям до 3 лет нельзя смотреть мультфильмы дольше 15 минут в день. Современные дети зависают в гаджетах чуть ли не с рождения, и это время, как правило, не контролируется. Иногда гаджеты дают ребенку сами родители, ведь там так много «развивающих программ» для детей в возрасте 0+. Хотя специалисты по-прежнему считают, что детям (во всяком случае, до 1,2-2 лет) синие экраны противопоказаны: ребенок должен слышать «живую» речь, видеть движения губ и эмоции, которые возникают на лице говорящего.

2. Из-за обилия информации

Современные дети с момента рождения попадают в перенасыщенную звуками среду: как правило, в доме постоянно работает телевизор, звучит музыка, кто-то разговаривает по телефону. Фоновый шум забивает центры восприятия. Чтобы освоиться и разобраться, малышу требуется больше времени.

3. Из-за сложной беременности или родов

Не секрет, что идеально протекающая беременность в наше время — редкость. Современные мамы работают (а значит, устают, нервничают и т. д.) вплоть до схваток. К задержке становления речи могут приводить неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, родовые травмы, асфиксия в родах и даже ранний перевод на искусственное вскармливание.

Почему дети не говорят

4. Из-за двуязычной обстановки

В семьях, где разговаривают на двух языках, дети начинают говорить позже. Освоить два языка ребенку тяжелее, чем один. Зато, когда малыш заговорит, он будет общаться с каждым на его языке: например, с папой — по-английски, а с мамой — по-русски.

5. Из-за частых перемен

Много путешествуете с ребенком? Часто меняете место жительства? У малыша за полгода сменилось три няни или два детских сада? Имейте в виду: на время привыкания к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается.

Предел терпения

Что делать, если ребенок упорно молчит? Самая большая ошибка — это пассивно ждать, когда он заговорит самостоятельно. Специалисты считают, что простая фразовая речь («давай играть», «пойдем гулять») должна возникнуть к полутора-двум годам. С 2 до 3 лет в речи ребенка обычно расширяется активный словарный запас, появляются двусоставные предложения.

Первое плановое обследование у логопеда все дети проходят в два года. Если родителей что-то беспокоит, лучше обратиться к специалисту раньше.

Самый тревожный симптом, который должен заставить немедленно пройти обследование, — отсутствие реакции на голос родителей. В идеале малыш должен оборачиваться на любой звук. Если этого не происходит, возможно, имеются проблемы со слухом или психические нарушения.

Предел родительского терпения должен наступить в районе трех лет. Если ребенок до этого времени не заговорит, нужно принимать меры.

Почему дети не говорят

Что советуют специалисты родителям «молчуна»?

1. Больше общайтесь с ребенком. У разговорчивых родителей дети редко страдают задержкой речевого развития. На первом этапе не требуется никаких специальных приемов. Просто комментируйте все происходящее и поясняйте ребенку свои действия: «На улице шум. Наверное, поднялся сильный ветер. Сейчас включу чайник и заварю чай».

2. Не дергайте ребенка, заставляя повторять слова: в доме должна быть спокойная доброжелательная атмосфера.

3. Читайте вместе как можно больше, чаще и с выражением. Следите за реакцией малыша. Если книга ему не интересна, отложите и возьмите другую. Это способствует накоплению словарного запаса.

4. Делайте логопедический массаж: ненавязчиво, мягкими движениями массируйте ребенку область артикуляции (щеки, губы, язык). Научите его подтягивать язычок наверх Это помогает разрабатывать мышцы языка и уздечки (подъязычную и две подгубные).

5. Не бойтесь лекарств. Иногда консервативных мер оказывается недостаточно и приходится подключать лекарственную терапию. Есть специальные препараты, которые активизируют деятельность речевых зон.

Ребенок не разговаривает, хотя его ровесники давно уже говорят предложениями. Как поступить в такой ситуации – ждать или обратиться к врачу? Переживания родителей нельзя назвать беспочвенными, потому что учиться говорить малыш должен в определенный период особой восприимчивости к освоению слов и словосочетаний. Этот период приходится на первые три года жизни ребенка, когда он постоянно стремится узнать что-то новое и поделиться своими впечатлениями с близкими. Если за это время малыш не научится говорить, то в дальнейшем ему будет намного труднее.

Почему ребенок не говорит?

1 . Перенесенное внутриутробное кислородное голодание (гипоксия), полученная родовая травма, инфицирование или интоксикация лекарственными препаратами.

2. Поражение слуха. Если малыш плохо слышит и, соответственно, плохо понимает речь окружающих, то он в большинстве случаев страдает каким-либо нарушением в произношении звуков и слов, очень тяжело овладевает собственной речью.

3. Недоношенность или ослабление организма после тяжелых заболеваний, вследствие чего возможна задержка в созревании нервной системы ребенка, а значит и речи.

4. Наследственность. Если мать или отец (или оба родителя) заговорили поздно, то есть большая вероятность, что так же будет и у ребенка. Но если малыш в три года не может говорить простых предложений, то этот вариант не стоит рассматривать.

5. Задержка развития речи может быть следствием общего расстройства развития.

Принято считать, что девочки начинают ходить и говорить на 1-3 месяца раньше, чем мальчики. Также встречаются случаи, когда дети долго молчат, а потом за 1-2 месяца начинают говорить предложениями.

Что делать если ребенок не говорит?

В первую очередь нужно определить конкретную причину возможного нарушения у крохи. Для этого обратитесь к специалистам:

— ЛОР (необходимо проверить, насколько хорошо ребенок слышит);

— невролог или психиатр (уточнение неврологического статуса ребенка, сопутствующих нарушений, причин речевого нарушения, назначение лечения, если необходимо);

— логопед (логопед в ходе обследования определит, насколько речь малыша соответствует его умственному развитию. Для того чтобы подтвердить диагноз, логопед может направить ребенка к психоневрологу, который расспросит маму о протекании беременности и родов, особенностях поведения крохи в разных ситуациях).

Несмотря на то, что диагноз «задержка речевого развития » ставят ребенку после достижения им 3 – 4 лет, желательно проконсультироваться со специалистом, когда крохе исполнится год и повторить осмотр в два и три года. Чем раньше будет найдена проблема ,тем легче с ней справиться.

Но что делать родителям, у которых малыш здоров и нормально развивается интеллектуально? Прежде всего – не паниковать, ведь как показывает практика, большинства детей к двум-трем- трем с половиной годам (у всех индивидуально) происходит сильный скачок в развитии и ребенок начинает говорить. Конечно, просто сидеть и гадать тоже не лучший выход, поэтому, если к двум годам кроха использует всего пару слов и жестов, нужно пробовать заниматься с ним по несложным и увлекательным методикам.

Учим говорить с пеленок

Начиная с первых дней его жизни, как можно больше ласково разговаривайте с крохой, все действия: купание, кормление, одевание — сопровождайте эмоциональной беседой. Поощряйте лепет малютки мимикой радости. Постарайтесь обеспечить своему малышу благоприятное речевое окружение, исключите «сюсюканье» — малыш должен иметь правильный образец для подражания. Говорите с ним медленно, короткими предложениями, спокойно. С ребёнком нельзя говорить в обычном темпе, так как он не всё успевает услышать и понять. Приучайте малыша смотреть в лицо собеседника – зрительное восприятие артикуляции способствует быстрому и точному её усвоению. Сопровождайте неторопливой, четкой, доступной речью все бытовые ситуации, свидетелем и участником которых является ребенок, почаще повторяйте названия окружающих вас предметов — это пополняет словарный запас малыша, помогает овладеть речью.

На более поздних этапах систематически создавайте ситуации, в которых кроха должен высказать свою просьбу словесно, необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала необходимость общения. Если ребенок затрудняется при произношении, переставляя или пропуская слоги, следует ему мягко подсказать. Трудные слова можно несколько раз вместе повторить по слогам, но такое повторение не должно быть навязчивым, излишняя требовательность может обидеть ребенка, вызвать страх «открыть рот», негативное отношение к речи.

Пусть вас не раздражает детская «болтовня», ребенок тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нельзя мешать, когда разговаривают взрослые; играть тихо, когда кто-то спит и т.д.

При раннем речевом развитии не принуждайте ребёнка декламировать «на публику», не перегружайте словами и текстами, недоступными пока его пониманию. Помните – это может привести к заиканию. Не следует рано обучать ребенка чтению БЕЗ ЕГО ЖЕЛАНИЯ.

Развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи. Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. К примеру, учить малыша:

— хватать и опускать предметы;

— брать предметы двумя руками;

— бросать мелкие предметы в коробку или банку;

— перелистывать книжки с плотными страницами;

— игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта);

— перебирать горох, крупы, бусы и т.д.

Очень полезны для речевого развития занятия музыкой.

Какие ошибки в воспитании приводят к тому, что ребенок не говорит?

1. Родители пытаются угадывать желания крохи по жестам. То есть, у ребенка нет необходимости учиться говорить. Его и так понимают без слов.

2. Мама уделяет малышу недостаточно времени, мало с ним говорит, читает, не рассказывает ему сказок во время игр.

3. У ребенка плохо развита крупная и мелкая моторика.

4. Ребенок испытал стресс – его отдали в садик или отдали на несколько дней к бабушке, и малыш замкнулся. Но стресс может оказать и противоположное влияние. Например, в незнакомом месте у крохи появляется масса новых впечатлений, которыми он хочет поделиться.

5. В семье разговаривают на двух языках. Ребенок понимает слова, но не может разделить их по языкам. Или же один и тот же предмет имеет несколько названий и кроха путается. Лучше, чтобы в первые два три года жизни малыша использовался один язык.

Когда нужно бить тревогу?

— малыш поздно начал гулить, и к трехмесячному возрасту не появилось певучее гуление, необходимо срочно пройти обследования слуха, поскольку понимание и наличие слышимой речи определяет все дальнейшее речевое развитие;

— в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мама;

— ребенку уже 8 месяцев, а нет лепета (повторяющихся слогов ба-ба-ба, па-па-па);

— малыш в 12-15 месяцев не произносит простые слова, например «мама», «папа», «дай»;

— в два года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять за взрослым новые слова;

— в два с половиной года активный словарный запас менее 20 слов;

— у малыша любого возраста постоянно открыт рот, наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов), есть трудности в жевании, давится даже кусочком яблока.

Что еще почитать

Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит.

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить.

Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить.

Давидович Л.Р. Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?

Почему дети не говорят

Современные дети начинают говорить позже. Часто можно встретить трёхлетку, который с трудом выговаривает «мама», «папа». Наш новый блогер Ирина Муковозова рассказывает, как отличить серьёзные проблемы с развитием от варианта нормы.

— Вы логопед? У меня ребёнок несколько букв не выговаривает.

— Я, вообще-то, не совсем логопед, нейропсихолог, но поделитесь своими проблемами. Какие буквы он не выговаривает?

— «А», например, или «у».

— Это уже интересно. Рассказывайте всё с самого начала.

Занимательный диалог? Всё больше детей начинают разговаривать достаточно поздно. Ребёнку уже почти три года, а он всё ещё не разговаривает, и родители начинают бить тревогу. Врачи ставят ребёнку диагноз ЗРР, потому что в норме к трём годам у него должна быть уже хорошая фразовая речь. Дальше всё развивается по нескольким сценариям:

  • Кто-то плюёт на этот диагноз и ждёт, когда ребёнок сам заговорит;
  • Кто-то начинает сильно переживать и принимать различные меры;
  • Остальные — это производные от первых двух.

Попробуем разобраться, когда надо ориентироваться на тот или иной сценарий поведения.

Сначала первый, когда особенно волноваться не стоит

Смотрим на ребёнка и видим:

  • Ему меньше трёх лет, он здоров, ловок, развивался по графику и не болел в первый год жизни.
  • Он с удовольствием осваивает беговел, самокат и велосипед, любит качаться на качелях.
  • Хорошо понимает обращённую к нему речь, может выполнить двухуровневую просьбу («пойди туда, принеси то» или «возьми не синий»).
  • Сам пытается что-то говорить, и у него есть свой собственный язык: «Чу ча» — «Хочу чай».
  • Разглядывает и показывает картинки в книжке.
  • Главное: с удовольствием и активно общается. Хотя бы с вами. Общение не обязательно словесное, жесты — это тоже речь. Главное — у ребёнка должно быть желание общаться и у него должно быть что сказать.

Все эти пункты очень важны с точки зрения диагностики речевого развития ребёнка. Если хоть чего-то из этого нет в наличии, за исключением, может быть, беговела и самоката с велосипедом, следует обращаться к специалисту.

Существует много причин задержки речевого развития, и, поверьте, ваша задержка и дальше будет оставаться задержкой, если вовремя не принять определённые меры.

Теперь второй сценарий, когда волноваться стоит

Стоит сильно волноваться, если мама болела в первый триместр беременности и при этом ребёнок нелюдим, не смотрит вам в глаза и вообще как бы не замечает вас. Он вполне себе «самостоятелен», и создаётся впечатление, что вы ему и не нужны вовсе. Если ребёнок так себя ведёт, надо бежать к специалистам, даже если мама не болела в начале беременности и не пила лекарств: это может сигнализировать о серьёзных проблемах в развитии ребёнка, и чем раньше начать что-то делать, тем легче последствия.

Вспомните как развивался ребёнок в свой первый год. Реагировал ли на ваш голос, гулил ли, был ли лепет («агу-угу», «тя-тя», «ба-ба» и тому подобное, что получится), пытался ли уловить движения губ и подражать им, произнося уже что-то похожее на слоги «па-па-па», «ма-ма-ма», «тя-тя-тя», ловил ли интонацию.

Если что-то не так, у вас есть повод для беспокойства. Это этапы речевого развития, которые должен пройти каждый ребёнок, прежде чем произнести свои первые детские слова. Начать надо с врачей, проверить слух и зрение.

Дальше надо обратить внимание на моторную неловкость. Возможно, ребёнок неуклюж, ходит на цыпочках, часто падает или просто его «руки сами по себе, ноги сами по себе». Речевые мышцы — тоже мышцы, и, возможно, ребёнку трудно координировать не только работу ног и рук, но и губ, щёк и языка. Это может отследить невролог.

Если ребёнок вроде бы и активен, и общителен, но вообще не говорит, даже простые слова («мама», «папа», «дай», «би-би»), особенно если ему уже больше трёх лет, или его речь больше похожа на тихий лепет, а невролог уже поставил диагноз ЗРР, надо искать нейропсихолога, а не ждать у моря погоды. Мы подскажем, что делать и стоит ли волноваться.

Вполне возможно, что ребёнок просто медленнее зреет, чем его сверстники. Хорошо бы быть в этом уверенным и не запустить проблемы, которые лучше решать как можно раньше. Не бойтесь, обращайтесь. Через нас прошло много разных детей: мы видели и норму, и разные проблемы. Поможем. Детские проблемы разрешимы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

В последние годы педиатры, неврологи и логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Все меньше и меньше малышей, у которых речь развивается без серьезных отклонений от нормы. Родители бьют тревогу: «Почему?»

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Причиной могут быть и ухудшающаяся экологическая обстановка, и последствия тяжелых родов мамы, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций и социальные факторы, когда отсутствуют адекватные условия для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речь ребенка невостребована, ведь его и так все понимают по жестам и взглядам. Крайне вредно пребывание малыша в избыточно информированной речевой среде (речь взрослых между собой, радио, телевидение). Он привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову.

Некоторые родители, заметив, что у ребёнка плохая речь, или, вообще, он долго не начинает разговаривать, обращаются к специалистам. Другие же, к сожалению, послушав знакомых, надеются на то, что ребенок «перерастёт», мол, «мой тоже молчал до трех лет, а потом как заговорил!». Это ошибочная позиция! Конечно, у каждого ребенка свой темп развития речи. Но малышей, молчавших до трех-четырех лет и потом чисто и правильно заговоривших, очень мало.

Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в два, ни в три, не теряйте драгоценного времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше выявится причина проблемы задержки речевого развития, тем более решаемой она будет.

Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, назначаемые невропатологом.

Большую роль играют и домашние занятия с малышом. Надо использовать различные дидактические игры (составление целого из частей-разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки-собирайки, игрушки-вкладыши. Оречевляйте все процессы ухода за ребенком, процессы игры. Рассказывайте сказки, рассматривайте картинки в книгах. Общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования словаря.

Рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить:

· Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

· Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

· Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина-би-би, кукля-ля-ля.

· Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

· Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты, ой, ах, ух.

· Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. «изображайте стихи» (пример: мишка косолапый по лесу идет, ребенок показывает мишку)

· Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

· Не говорите при ребенке о его отставании.

· Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждых своих сроков, свои проблемы.

· Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).

· Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «сорока-белобока».

· Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «повтори» лучше применять различные игрушки, «Делай как я», «Как киса говорит?»

· Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.

Помните!

Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка.

«Говорит, как будто кашу в рот набрал», — так характеризуют речь детей, страдающих дизартрией. На самом деле, это серьезное заболевание, которое требует лечения, вплоть до медикаментозного. Однако, как отмечает логопед-практик высшей категории Людмила Казанцева, родители зачастую не придают особого значения проблемам с речью у малышей, считая, что с возрастом пройдет.

Почему дети не говорят

фото Анны Камаловой

Людмила Алексеевна не раз рассказывала читателям «МК на Алтае» о логопедических трудностях, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения в школе. На этот раз мы говорим о нарушениях речевой деятельности у дошкольников, что впоследствии так же может принести немало проблем в процессе обучения, да и просто общения со сверстниками.

— Людмила Алексеевна, давайте начнем с определения. Что такое дизартрия, как она проявляется?

— Если коротко, то можно сказать, что это заболевание, связанное с недостаточной иннервацией речевого аппарата. То есть, нарушена связь нервных волокон, по которым передаются импульсы к головному мозгу. Язык, губы не получают нужной команды, отсюда происходят трудности со звукопроизношением. Речь у таких детей смазанная, невнятная. Они не выговаривают некоторые слоги, «проглатывают» или путают звуки, нарушают слоговую структуру слова, например, говорят «двизда», вместо «звезда». Есть несколько форм дизартрии, вплоть до полного отсутствия речи. Самая распространенная – стертая, легкая форма. Этот диагноз сегодня ставят чуть ли не каждому второму ребенку при поступлении в детский сад.

— Мало кто из трехлеток может проговаривать четко все звуки. Может быть это возрастное?

— Может быть. Но если специалист ставит диагноз, назначает необходимое обследование, лечение, значит, он видит проблему. И не стоит игнорировать эти рекомендации, как, к сожалению, поступают многие родители. Мне дико слышать от мам, у которых ребенок в трехлетнем возрасте не может связать двух слов или вовсе не говорит, что это не страшно, пройдет. «Вон соседский Ванька в пять заговорил, и наш к школе научится», — рассуждают они, не задумываясь о том, что идет серьезная задержка речевого развития. Да, скорее всего ребенок действительно рано или поздно начнет разговаривать, но если пустить патологию на самотек, не пройти лечения, она даст о себе знать в школе в виде дисграфии (нарушение письма) или дислексии (нарушение чтения).

— В каком возрасте родители должны бить тревогу и бежать за помощью к специалистам?

— Есть определенные возрастные этапы развития речи. В год обычно дети уже умеют строить простые фразы «Мама дай», «Собачка гав-гав», в три – говорить предложениями, в четыре, в этом возрасте формируется фонематический слух – речь должна быть четкой, понятной. В пять — проговаривать все звуки, сохраняя структуру слова. Если на каком-то этапе вы видите нарушения, это как минимум повод обратиться за консультацией к неврологу. Дизартрия поддается коррекции, и чем раньше она будет выявлена, тем больше шансов, что ребенок пойдет в обычную, а не коррекционную школу и будет успешно учиться.

— В чем заключается лечение?

— Это комплексная работа невролога, логопеда и, конечно, родителей. Нередко бывают случаи, когда мама отказывается давать медицинские препараты, назначенные врачом, считая, что это всего лишь нарушение речи, зачем пичкать лекарствами. Повторюсь, дизартрия — это заболевание, связанное с нарушением работы нервной системы. После того, как ребенок пройдет курс медикаментозного лечения, подключается логопед. На сегодняшний момент есть достаточно эффективные методики по формированию речевого дыхания, развитию грамматического строя полноценной связной речи. Отличные результаты дают артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, который позволяет нормализовать тонус язычной и мимической мускулатуры. К сожалению, навыками массажа у нас в крае владеют лишь единицы логопедов и, пользуясь случаем, я бы хотела призвать коллег серьезнее отнестись к этой методике. Поверьте, она дает колоссальные результаты.

— Людмила Алексеевна, вы говорите, что дизартрия — довольно распространенное заболевание у современных детей. С чем это связано?

— Когда я только начинала работать в школе, а это было еще в советские годы, ребятишки с нарушением произношения тоже были, но они были скорее исключением. Сегодня проблема приобретает не только массовый, но и глубинный характер. Задержка психического развития у детей, общая недоразвитость речи, когда нарушена вся языковая структура, — увы, не редкость. С чем это связано? Над этим вопросом ломают головы ученые всего мира.

— А у вас есть свои предположения?

— Это может быть тяжелая беременность мамы, кесарево сечение, стрессы, плохая экология, нездоровая пища или все в совокупности. Сегодня мало кто из мамочек может похвастаться тем, что беременность и роды прошли гладко, соответственно, растет число детей, рожденных с той или иной патологией.

— Большой поток информации, который обрушивается на детей с первых дней после рождения, может быть причиной нарушения развития речи?

— Безусловно. Современные детки еще говорить не научились, а уже владеют компьютерами и гаджетами. Причем зачастую родители используют это в качестве поощрения: «Маша, съешь кашку, дам планшет». Дети не успевают усваивать информацию, их мозг засоряется ненужными «файлами». Не случайно же есть определенные ограничения по времени для каждого возраста на просмотр телевизора, компьютерные игры. И это тоже не стоит игнорировать.

— Что в заключение вы посоветуете родителям?

— Больше общайтесь со своими детками, расширяйте их кругозор, словарный запас. Ну а если, так случилось, что у вашего ребенка не получается освоить речь, не ругайте за плохое произношение, а проконсультируйтесь со специалистом. Все поправимо, главное — желание.

Почему дети не говорят

За время работы воспитателем в детском саду, я неоднократно оказывалась в ситуации, когда ребёнок говорит «нет», «не хочу» и «не буду» и не соглашается с тем, что предлагает ему взрослый. Такие ситуации в общении с детьми случаются достаточно часто, поэтому важно научиться с ними взаимодействовать. Мне очень помог профессиональный опыт, и я вот уже 2,5 года использую его во взаимоотношениях с дочерью. В этой статье я расскажу, почему дети сопротивляются и поделюсь несколькими приёмами, которые помогают избежать конфликта с ребёнком или смягчить его.

Дать ребёнку время

Иногда «нет», которое говорит ребёнок в ответ на вашу просьбу, означает «мне надо подумать». Если мы принимаем это «нет», не сопротивляемся ему, не убеждаем ребёнка в обратном, ему бывает проще сказать нам «да».

Вместо спора с дочкой, я говорю: «Хорошо, ты не хочешь, я поняла». Это не значит, что я согласилась. Это значит, что я приняла её мнение в расчёт и даю ей время подумать. Часто по прошествии какого-то времени, возвращаясь к разговору, я получаю уже не «нет», а «да».

— Мы идём гулять?
— Нет, я не хочу!
— Хорошо, скажи, когда будешь готова идти со мной на прогулку.

Дать возможность выбора

Если мы предлагаем ребёнку выбрать решение (в границах разумного), которое ему подойдёт больше, то, скорее всего, конфликта не будет. Дети любят, когда их мнение учитывается. Если вы знаете, что есть какая-то трудная для ребёнка ситуация, можно подумать, какой выбор ему предоставить.

Например, в ситуации с уборкой, можно спросить: «Ты сам уберёшь или тебе помочь?». Тогда ребёнок будет чувствовать, что его не принуждают, а советуются.

— Нам нужно одеться на прогулку. Какую шапку мы оденем? Ты хочешь надеть сначала шапку или носки?

Найти компромисс

Этот метод больше подходит старшим детям. Когда у них появляется возможность учитывать чувства и потребности других, с ними можно пытаться договориться. Рассказать о своих потребностях, желаниях и чувствах, выслушать другую сторону и попробовать найти вариант, который подойдёт обоим. Если решение принимается вместе, детям гораздо проще ему следовать. Вы удивитесь, насколько реже ребёнок станет говорить «нет».

— Я поняла, что тебе не хочется сейчас убирать игрушки. Но нам пора спать, поэтому я хочу, чтобы мы всё-таки прибрались. Может, ты хочешь поиграть ещё десять минут, а потом будем убираться?

Выбрать удачный момент

Если вам предстоит трудная ситуация, в которой вы ожидаете сопротивления от ребёнка, постарайтесь найти удачный момент для разговора. Важно, чтобы малыш был сыт, выспался, был с вами в контакте, и тогда можно говорить на трудные темы. Если же он устал, голоден, соскучился по вам, хочет пить или в туалет, скорее всего, конструктивного разговора не получится.

— Я вижу, что сейчас ты устал и не хочешь со мной разговаривать. Поговорим об этом позже, когда ты отдохнёшь.

Присмотреться к потребностям

Если ребёнок постоянно говорит «нет» в одних и тех же ситуациях, возможно, для него есть что-то важное, о чём мы не знаем и чего не видим. Например, малыш сопротивляется, когда его одевают — раз за разом, при любых обстоятельствах, вне зависимости от самочувствия. Возможно, у него сейчас сильна потребность в самостоятельности и независимости от взрослого, а мы не успели перестроиться. Возможно, он уже научился что-то делать сам (или хотел бы научиться), поэтому сопротивляется, когда мы ему запрещаем. Если вне трудной ситуации мы сможем приглядеться к потребностям ребёнка и обеспечить их удовлетворение, ему будет проще.

— Тебе не нравится, когда я тебе помогаю? Ты хочешь это сделать сам?

Установить с ребёнком контакт

Достаточно часто мы, как родители, обращаемся к детям дежурно: «иди обедать», «пора идти», «одевайся». Это можно понять, так как не всегда есть время и возможность подумать о том, как преподнести нашу просьбу, чтобы они согласились.

Но бывает и так, что, чтобы выполнить нашу просьбу, ребёнку необходимо почувствовать связь между ним и родителем. Для этого достаточно подойти к малышу, опуститься на его уровень, дотронуться до него и только потом попросить. Если позволяет время и ситуация, можно присесть рядом, на несколько минут увлечься тем, чем занят ребёнок, поинтересоваться его игрой, и только потом просить о чём-либо.

— Я так рада, что ты у меня есть, я люблю играть с тобой, люблю с тобой разговаривать. Давай вместе поиграем или почитаем книжку, а потом пойдём обедать?

Дать право отказать

Если мы ожидаем стопроцентного послушания, то, скорее всего, конфликтов в наших отношениях случится достаточно много. Просто потому, что конфликт интересов — это нормальная часть жизни. Если у ребёнка есть право ответить «нет», и этот отказ мы принимаем спокойно и с пониманием, то, скорее всего, этим правом малыш будет пользоваться не так часто. Если же мы наказываем, ругаем, обижаемся, тогда желания настоять на своём будет только возрастать.

— Ты не хочешь сейчас кушать? Хорошо, мы можем покушать попозже.

Обращать внимание на возрастные особенности развития

Почему дети особенно сопротивляются в определённом возрасте? Есть такие периоды, когда желание говорить «нет» у ребёнка настолько сильное, что даже если он хочет сказать «да», у него это не выходит. Обычно такая большая потребность настоять на своём проявляется у детей 2—3 лет. Так они пытаются убедиться, что их мнение учитывается взрослыми и они могут влиять на ход событий, принимать решения. Если мы знаем об этом, нам будет проще с пониманием отнестись к ситуациям, когда ребёнок сопротивляется и видеть за таким поведением не злую волю, а потребности развития.

— Ты хочешь всё делать сам. Это здорово!

Наверняка это не все способы, помогающие найти взаимопонимание с детьми. Возможно, не каждому они подойдут и ребёнок будет продолжать на всё говорить «нет». Но я всё-таки прошу попробовать их применить на практике, и вы увидите, как хорошо они работают.

Автор — Ольга Лопатина

Мини-курсы для родителей за 199 рублей

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector