Психология младшего школьного возраста

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.

Память. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.

Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.

Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо видно на следующем примере. Когда детей просили рассказать, что нарисовано на картине, то дети от 2 до 5 лет перечисляли изображенные на ней предметы, от 6 до 9 лет – описывали картину, а ребенок старше 9 лет давал свою интерпретацию увиденному.

Воля. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.

Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возрасте очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан, как там дышат животные и т. д.

Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.

В начале младшего школьного возраста мышление отличается эгоцентризмом – особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного определения некоторых проблемных моментов.

Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.

Уже в конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия между детьми: одни – «теоретики» или «мыслители», которые легко решают задачи в словесном плане; другие – «практики», им нужна опора на наглядность и практические действия; у «художников» хорошо развито образное мышление. У многих детей эти виды мышления развиты одинаково.

В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов, и, как говорил Д.Б. Эльконин: «память становится мыслящей, а восприятие думающим». Важным условием для развития теоретического мышления является формирование научных понятий и применение их на практике. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Детям дошкольного и школьного возраста задавали вопрос: «Что такое плод?» Дошкольники говорили, что это то, что едят и что растет, а школьники отвечали, что плод – это часть растения, содержащее семя.

Теоретическое мышление позволяет решать задачи, основываясь на внутренних признаках, существенных свойствах и отношениях. Развитие теоретического мышления зависит от типа обучения, т. е. от того, как и чему ребенка учат.

В.В. Давыдов в книге «Виды обобщения в обучении» (М., 1972) дал сравнительную характеристику эмпирического и теоретического мышления. Он показал, что для развития теоретического мышления требуется новая логика содержания учебных процессов, так как теоретическое обобщение не развивается в недрах эмпирического (табл. 8)

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Возраст (6/7–10 лет) детей, обучающихся в I–III (IV) классах отечественной начальной школы. В М. ш. в. у ребенка формируется учебная деятельность, которая для него является ведущей деятельностью. Младший школьник… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Младший Школьный Возраст — период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность , в которой происходит усвоение … Психологический словарь

младший школьный возраст — jaunesnysis mokyklinis amžius statusas T sritis švietimas apibrėžtis Amžius, beveik sutampantis su antrąja vaikyste. Tai 6(7)–10(11) gyvenimo metai. Šį amžių pradėta skirti, kai įvairiose šalyse buvo įvestas visuotinis pradinis mokymas remiantis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

младший школьный возраст — jaunesnysis mokyklinis amžius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Amžiaus tarpsnis nuo 7 iki 11 metų, kuriame auga ir bręsta visi jauno žmogaus organai bei sistemos, lavėja intelektas. atitikmenys: angl. junior school age vok.… … Sporto terminų žodynas

Младший школьный возраст — Возраст 6–10 лет, соответствующий обучению ребенка в младшей школе (1–4 классы). В М. ш. в. он обладает большими потенциальными возможностями для обучения и физического совершенствования. Важным условием для этого является здоровый образ жизни,… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в нач. школе. Хронологич. границы М. щ. в. различны в разных странах и конкретно ист. условиях. До 1943 в РСФСР и др. республиках дети поступали в школу в возрасте 8 лет, впоследствии… … Российская педагогическая энциклопедия

Младший школьный возраст — этап онтогенеза, границы которого (от 6 7 до 10 11 лет) приблизительно соответствуют периоду обучения в начальной школе. Основное содержание социальной ситуации развития в М. ш. в. составляет переход к систематическому школьному обучению. В М. ш … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Младший школьный возраст — этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы М.ш.в. различны в разных странах и конкретно исторических условиях. После 1943 граница М.ш.в. снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 до 6 лет. Т.о.,… … Педагогический терминологический словарь

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — этап развития ребенка, соответствующий периоду обучения в образовательных учреждениях начального общего образования. Границы младшего школьного возраста могут быть условно определены в интервале от 6 7 до 10 11 лет; их уточнение зависит от… … Профессиональное образование. Словарь

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — период жизни от 6 7 до 10 11 лет, соответствующий периоду обучения в 1 4 классах; один из основных периодов психического и физического развития детей, в том числе формирования у них различных двигательных навыков, тонких координаций движений,… … Психомоторика: cловарь-справочник

Психология младшего школьного возраста

Нижняя граница младшего школьного возраста определяется поступлением ребенка в школу. Чаще всего – это ребенок 6,5-7 лет. Система современного дошкольного образования предполагает подготовку к школьному обучению, которая включает в себя как развитие когнитивных навыков и школьно-значимых высших психических функций, так и формирование психологической готовности к школе. Несмотря на это детей младшего школьного возраста достаточно часто приводят на прием к психологу с самыми различными жалобами. Поступление в школу вносит важные изменения в жизнь ребенка и семьи. Меняется социальный статус, требования взрослых, увеличивается эмоциональная и физическая нагрузка, что является серьезным испытанием для адаптационных механизмов психики. Проблемы данного возраста могут быть также связаны с трудностями адаптации в школьном коллективе, сложностями учебной программы и многими другими факторами, даже не имеющими прямого отношения к школьному обучению. Детскому психологу необходимо знать не только возрастные особенности младших школьников, но и начальные проявления психических расстройств, закономерности процесса адаптации, условия формирования мотивации и многое другое.

Цель семинара: познакомить слушателей с психологическими особенностями младших школьников, актуальными запросами родителей, спецификой возрастной проблематики.

Семинар предназначен: для психологов, психотерапевтов, педагогов, студентов педагогических и психологических факультетов, и всех желающих, интересующихся проблемами адаптации и успешного обучения детей младшего школьного возраста.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector