Психология ребенок

Психология воспитания — направление психологии, которое занимается разработкой приемов и методов воспитания, а также психологических основ обучающего процесса.

Психология ребенок

Это прикладная отрасль психологии, так как ее целью является решение проблем, возникающих на практике. Но, в то же время, ее можно назвать настоящей психологической лабораторией, даже полем, для изучения фундаментальных вопросов.

Психология ребенок

Психология ребенок

Психология ребенок

Психология ребенок

Основные понятия психологии воспитания детей

Психология ребенок

Понятие «воспитание» рассматривают различные науки. Его часто используют в психологии, педагогике, социологии, философии. Но единого определения, из-за многозначности самого понятия, до сих пор нет, так как оно изменяется вместе с развитием социума. Воспитанием называют целенаправленное воздействие на индивида, осуществляемое другими людьми, целью которых является формирование у него поведенческих навыков, отношения к себе, труду и социуму, оценочной системы.

Его связывают и с другими понятиями, такими как:

  1. Формирование личности. Это процесс личностных изменений, которые происходят при взаимодействии с объективной реальностью, возникновение в структуре личности новых психологических и социальных образований.
  2. Становление. Достижение ребенком определенного уровня развития, при котором он осознает свои отношения с миром и сможет сделать собственный выбор. А также будет готов к самостоятельной жизни.
  3. Социализация. Индивид находится в новых социальных условиях, что сказывается на процессе формирования его личности. И, в соответствии с этим, он устанавливает для себя такие же нормы и правила, которые приняты в данном социуме или общественной группе.

Главная цель психологии воспитания — развитие личности ребенка, формирование у него полезных качеств, необходимых для полноценной жизни.

В зависимости от ситуации в обществе или от смены в нем отношений, цель и задачи воспитания могут изменяться. На них влияют тенденции развития общества, от которых зависят требования, которые предъявляются ко всем его членам.

Психология воспитания: дополнительные компоненты

Психология ребенок

К понятиям психологии воспитания также относят:

  1. Общие для всех цели воспитания, которые нужны для того, чтобы вырастить детей ответственными людьми, развитыми нравственно и духовно.
  2. Специальные цели, которые могут меняться вместе с общественным прогрессом. Они заключаются в том, чтобы характеры школьников способствовали достижению их целей, позволяли им проявлять инициативу, достигать значительных успехов.

Психологию воспитания нужно знать, ведь в ней есть противоречия, которые оказывают заметное влияние на детей. Их можно обнаружить между общественным опытом и индивидуальным, формами воспитания коллективов и характером познания ценностей. А также еще есть ряд закономерностей, реализовав которые, можно добиться правильного становления и формирования личности.

Воспитание без ошибок

Психология ребенок

Ответственность родителей перед детьми очень высока. Ведь с самого рождения ребенка они должны заниматься его воспитанием, следить за правильным развитием и формированием личностных качеств. В их силах воспитать его так, чтобы ребенок вырос счастливым, не испытывал с возрастом таких чувств как разочарования или собственной ущербности.

Многие папы и мамы хотят знать, как правильно воспитывать детей, психология ошибок воспитания позволит им понять, что не следует говорить ребенку или с ним делать:

  1. В воспитании ребенка родителям нужно отказаться от собственнических чувств. Ведь перед ними — личность. Пусть совсем маленькая (пока что), без опыта и навыков, но со своими потребностями и талантами. Нужно помочь ему стать настоящим человеком, а не предъявлять ему невыполнимые требования или проявлять по отношению к нему всеобъемлющую заботу. Гиперопека — одна из самых частых ошибок родителей.
  2. Публичный выговор обычно сильно ранит ребенка и заставляет его переживать происшедшее в одиночку. Ведь если папа или мама воспользовались моментом и выставили малыша перед сверстниками или воспитателем не в лучшем свете, то станет ясно, что искать защиты ему не у кого. Чтобы не травмировать психику ребенка, лучше предложить ему обсудить данный случай позже, без посторонних.
  3. Угроза физического наказания — не лучший выбор взрослых. Так как запугиванием проблем не решить. Мало того, ребенок быстро сообразит, что пустая угроза за собой ничего не влечет. В итоге, призвать его к порядку станет еще труднее. В этом случае, нужно суметь достучаться до малыша и серьезно поговорить с ним.

Психология ребенок

Попытка напугать ребенка также довольно плохой аргумент. Плохо засыпает? Нужно понять, а его ли это вина. Может, ему было позволено перед сном немного поиграть в компьютерные или подвижные игры. Эмоциональное возбуждение проходит долго, следует просто подождать, пока малыш успокоиться, а в следующий раз предложить ему книжку или немного порисовать. Взрослым нельзя забывать, что страшные сказки «на ночь глядя» — прямой путь к энурезу, вылечить который не всегда просто.

Заключение

Психология ребенок

Психология воспитания детей учитывает следующее — лучше всего дети воспринимают наглядные примеры. Абстрактные, оторванные от их жизни понятия для них не имеют практической ценности. Поэтому так важен для них пример родителей, привычки которых и поведение они копируют.

Если ребенок плохо понимает родителей и норовит поступать по-своему, взрослым нужно усилить акценты.

Как в старом «немом кино», задействовать мимику, причем можно даже немного перебрать в выражениях удивления, скорби, или возмущения и следить, чтобы ребенок не рассмеялся и не испугался. Если это произойдет, значит была допущена ошибка, останется лишь посмеяться вместе с ним, а позже просто потренироваться перед зеркалом.

Психология воспитания успешного ребенка — видео

То, как сложится жизнь ребенка в обществе, как он будет контактировать с другими людьми и чего добьется в жизни, напрямую зависит от отношений с родителями. Через общение с родителями ребенок узнает большую часть картины мира, это закладывает фундамент его личности. А какой это будет фундамент, зависит от родителей, потому что они имеют представление о мире и знают что делать, а ребенок – нет.

Ультиматум для любви

«Никто не любит непослушных детей» — подобные фразы вселяют страх в наивное сознание ребенка. Он начинает бояться, что его разлюбят, и он станет ненужным, что его выгонят из дома или отдадут кому-нибудь, это влияет на его психологический рост. Дети в раннем возрасте не отличаются логичным мышлением и то, что для взрослых покажется абсурдом, сильно напугает ребенка. Даже если он понимает, что этого не случится, страх все равно будет следовать за ним. Либо же появится озлобленность, чувство никчемности и неуверенности.

Дети часто совершают ошибки, в том числе и социальные, если после каждой из них его будут пугать, ругать или наказывать, желание развиваться отпадет надолго, если не навсегда. Психология познания мира ребенком в том, что он определяет границы дозволенного, только так он может понять, где быть можно, а где – нет. Родителям нужно выступать не в роли цербера, а в роли наставника, который объяснит и расскажет, что происходит и какие действия здесь будут уместны.

Нет поступку, да человеку

Ребенок пробует этот мир на вкус, для него нет тех границ, что плотно приросли к уму взрослых. Когда ребенок выходит за рамки приличий, стоит объяснить ему, что он делает. Как это будут воспринимать другие люди и почему этому прекрасному юному человеку стоит воздержаться от подобных действий сейчас и в будущем.

В большинстве случаев ребенок ведет себя «плохо» потому что где-то это увидел и теперь повторяет. Это нормальный процесс обучения, если перекрыть этот канал наказаниями или длинными лекциями, обучаемость ребенка ухудшится. Если научить его фильтровать информацию из мира, емко и доходчиво объяснить что к чему, он сможет выжить в мире информации.

Важно отметить, что простая фраза — «не надо все повторять», ничему его не научит или он поймет ее по-своему. Ребенок не хочет капризничать и делать это вам на зло, настоящие причины кроются в другом, если это происходит, значит, в его воспитании были допущены ошибки.

Психология общения с ребенком и положительные моменты

Если все ошибки ребенка выделяются, а достоинства и победы игнорируются, создается напряженная атмосфера. Ребенок будет думать, что он все делает не так, что он неудачник и только расстраивает родителей.

Если говорить ребенку только то как не надо делать – «не разговаривай так со взрослыми», «не делай так», «не говори так», он будет бунтовать, потому что ему непонятно как «так». У взрослых сформированы шаблоны, так надо, так не надо. Поначалу у ребенка их нет, позже ему придется натянуть свой кокон стереотипов чтобы жить в социуме. Необходимо заменить эти фразы на побуждение к действию, и сконцентрировав внимание на похвальном поведении. Ребенок переключится и будет знать что ему нужно делать чтобы заслужить похвалу. А родители получат самостоятельного, психологически зрелого ребенка, с правильным подходом к жизни.

Психология ребенок

Когда родители испытывают трудности в воспитании детей, на помощь им приходят книги от психологов. В них разбирают типичные причины конфликтов с детьми и объясняют, как их разрешить.

Но иногда только этих книг оказывается недостаточно. Вроде бы вы поняли все идеи автора, а донести их до ребенка никак не удается. Он просто не хочет воспринимать то, что ему говорят родители. С этим разобраться тоже помогут книги по психологии. Только другие, написанные специально для детей. Ребенок может читать их один, чтобы понять, как справляться со своими эмоциями и общаться со сверстниками, или разбираться в проблеме вместе с родителями. Вот шесть отличных книг по психологии специально для детей.

Психология ребенок

Психология для малышей: #Дунины сказки. Продолжение занимательных историй

Автор: Суркова Лариса

Поучительные истории в этой книге подаются в формате сказок. Конечно, все сказки учат детей чему-то, но в этих разбираются более простые и жизненные ситуации.

Психолог Лариса Суркова предлагает решения проблем, с которыми сталкиваются все родители и дети. В книге есть сказки о распределении домашних обязанностей, уходе за питомцами, ночных кошмарах, общении детей в саду и на игровой площадке. В конце каждой сказки есть вопросы, которые помогут лучше понять ее смысл и применить советы на практике.

Психология для детей. Дома, в школе, в путешествии

Автор: Суркова Лариса

Эта книга того же автора подойдет детям постарше. В ней полезные советы дает главный герой историй — мальчик Степа. Вместе с читателями он учится разбираться в своих эмоциях, справляться с грустью и ревностью, общаться с родителями, сестрами и одноклассниками.

В книге есть два раздела. В первом истории Степы о доме и школе. А во втором важные советы для детей, которые отправляются в семейные путешествия.

Психология ребенок

Американский психолог и психиатр Эрик Берн придумал и внедрил такое понятие психологии и философии, как транзактный анализ. В этой парадигме он описал внутренние состояния человека, которые появляются во время общения/контакта с другими людьми. Это «внутренний ребенок», «родитель», «взрослый».

— С позиции психологии «внутренний ребенок» и есть «истинное я» человека. Подобное эго-состояние описано и в других психологических парадигмах. Берн описал их через транзакции. «Истинное я» с нами всю жизнь, потому что каждый из нас когда-то был ребенком. Потом мы можем стать «взрослыми», минуя родительскую стадию. Или «родителями», не дойдя до «взрослости». Однако «внутренний ребенок» остается с нами навсегда.

Специалист объясняет: это удобный инструмент для измерения взаимодействия двух людей или частей личности человека внутри самого себя.

О признаках «внутреннего ребенка»

При этом «ребенка» можно воспринимать как существо веселое, озорное и беззаботное. А можно как человека, который получил психологическую травму/рану в детстве и теперь нуждается в «лечении». Без терапии рана сохраняется и становится больше, с лечением — меньше.

Психология ребенок

— Отследить подобное эго-состояние у собеседника или себя — реально. Вот несколько признаков.

Использование в речи таких оборотов, как «хочу/не хочу», «буду/не буду», «ну, не знаю»/ «ну, такое». Подобные выражения характеризуют детскую позицию человека.

Если человек использует несколько другие речевые обороты при общении. Например, «я считаю», «с точки зрения», «исходя из жизненного опыта», «на мой взгляд»… Это обучающая позиция «я-родителя».

При этом «родитель» тоже может быть разным. Допустим, теплым, понимающим, принимающим. Тем, который хвалит, поддерживает… А может быть авторитарным и подавляющим.

— Позиция «взрослого» в любом случае характеризуется более системным восприятием. Например, «я должен», «я считаю нужным для себя». Т.е. человек отстаивает свою точку зрения, уважая границы других.

«Я-ребенок» и «я-родитель» уживаются не всегда

Специалист говорит, что в любом случае важно не переусердствовать в любой из позиций. Например, встречаются парень и девушка. Он занимает роль «родителя», она — «ребенка».

Девушка невербальными знаками показывает, что нуждается в заботе. Ей нравится, когда за ней ухаживают, тепло к ней относятся, создают атмосферу безопасности и принятия.

Психология ребенок

Парень дает ей это получить и создает вокруг атмосферу комфорта. Он — «родитель». Пара взаимодействует сбалансированно. Однако любые отношения имеют тенденцию к развитию. Рано или поздно он начинает ее поучать, мол, ты должна одеваться так, тебе нужно заниматься тем-то, развиваться… Если она продолжает находиться в позиции «ребенка» и принимает игру, то все и дальше идет гармонично.

— Однако так бывает не всегда. Подобные системы часто претерпевают сбои. Особенно в современном обществе. Девушки сами хотят развиваться, путешествовать… Они не хотят быть «детьми». Они «взрослые». Потому не терпят, решают вопрос здесь и сейчас. Соответственно, отношения такой пары могут портиться.

Каждому есть за что благодарить реальных родителей!

Вот почему еще в детстве важно не сравнивать своего малыша с кем-то, говоря, что этот кто-то лучше сына/дочери. Лучше говорить, мол, я тебя люблю, но сейчас ты ведешь себя плохо.

— Сравнение с другими запоминаются и могут негативно сказываться на дальнейшей, уже взрослой жизни человека. В психологии это называется импринт (имеющий огромное значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, которые формируют у человека убеждение или систему убеждений, — прим. ред.).

— Часто во время терапии приходим к тому, что родителя необязательно прощать. Но по выходу из нее можно быть благодарным маме и папе минимум за одну вещь. Они научили нас, как не надо делать в контакте с другими людьми.

Что делать, если «внутренний ребенок» мешает жить?

Прежде чем бороться с проблемой, важно понять/осознать, что она вообще есть. Второй этап — получить информацию по теме. Благо, сейчас есть много возможностей. Например, читать, слушать и смотреть специалистов, изучать блоги. А вот с тематическими форумами нужно быть особенно внимательными. Там много непрофессионалов, можно излишне перепугаться.

— Еще один способ — отследить состояния с помощью дневника. В течение дня отмечать свои эго-состояния при контакте с разными людьми. Важно, чтобы люди были значимыми. Отмечать состояния можно в контексте «приятно/неприятно» и безоценочно относительно себя. Новые мысли вам обеспечены. И это хорошо.

Если самостоятельно разобраться сложно, можно обратиться к специалисту.

Именно он может помочь понять, что мы живем здесь и сейчас. Наше прошлое закончилось. И снова закончилось, и каждую секунду оно заканчивается. Будущее еще не началось, оно всегда впереди нас. Живем мы здесь и сейчас. Это важно осознать и принять.

Еще одна рекомендация — быть наблюдательными. Что-то пошло не так, почему это пошло не так? Приятно мне это или нет? Если нет, то какие действия можно предпринять?

— Отвечайте себе на эти вопросы. Если не можете, лучше обратиться к специалисту.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector