Развитие памяти детей с зпр

Старший дошкольный возраст – это период интенсивного развития всех психических процессов, в том числе и памяти и речи, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Без развития памяти и речи невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна и его деятельность.

Формирование слухоречевой памяти, предполагает развитие мыслительной деятельности детей, развитие речи, словаря. Научить детей думать – это значит научить их анализировать, т.е. выделять в предметах определенные свойства и признаки; сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходство и различие; осуществлять обобщение, объединяя различные объекты по каким-либо общим признакам; классифицировать, т.е. группировать предметы и явления на основании произведенного обобщения и т.д.

Низкий уровень развития слухоречевой памяти, трудности запоминания информации на слух, отрицательно сказывается на результативности обучения в детском саду. В связи с этим, на сегодняшний день проблема изучения слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста является достаточно актуальной.

Для эффективного обучения детей в дошкольных организациях, в дальнейшем в школе, необходима подготовленность ребенка, то есть зрелость всех высших психических функций: внимания, памяти, речи, мышления. Нарушения памяти у детей с нарушениями слуха не дают возможность достичь желаемого результата в процессе работы. В связи с этим все актуальнее становится изучение памяти у дошкольников с задержкой психического развития, в особенности слухоречевой.

Слухоречевая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых и неречевых), слов, предложений, рассказов (лексического материала).
Слухоречевая память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. На протяжении длительного времени ученых привлекали процессы памяти и её свойства.

Изучением процессами памяти занимались такие ученые как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Г. Маклаков, Т. П. Зинченко и многие другие. У учёных, занимающихся изучением проблемы слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития, различный взгляд на структуру и развитие памяти. По В. В. Захарову слухоречевая память складывается не обособленно от остальных психических процессов, а во взаимодействии с ними. Система, в которой формируется память, будет меняться в течение возрастного развития детей, будет модифицироваться и её психологическое содержание. В психологической науке накоплено огромное количество материалов по влиянию различных индивидуальных особенностей, окружающего мира на формирование слухоречевой памяти [1].

Л.М. Шипицына и О.В. Заширина в результате комплексного психолого-педагогического и нейропсихологического обследования детей с ЗПР обнаружили следующие тенденции: снижено количество запоминаемых предметов, предъявляемых как при произвольном, так и при непроизвольном запоминании; произвольное зрительное запоминание снижено в большей степени, чем непроизвольное зрительное; снижен объем слухоречевой памяти. У детей с ЗПР эффективности запоминания не зависит от количества повторений. В норме наблюдается прямая зависимость — чем больше повторений, тем лучше результат, у детей с задержкой психического развития — чем больше повторений, тем хуже результат [2].

Необходимо отметить, что слухоречевая память детей с задержкой психического развития формируется в процессе деятельности так же, как и у нормальных дошкольников. Но процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у детей с задержкой психического развития имеют свои особенности. На современном этапе развития дошкольного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов дошкольных учреждений.

У детей с задержкой психического развития наблюдается снижение познавательной активности, памяти, что связано со сложностью формирования всех высших психических функций. Это в свою очередь снижает эффективность обучения. Поэтому важно в период дошкольного возраста уделять особое внимание развитию у детей памяти, в особенности у детей с ЗПР.

1.МакароваО.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. 2013. № 1. С. 30-40.

2. Шипицына, Л.М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии[Текст]// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. №3.

Развитие памяти детей с зпр

Оценить 498 0

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с задержкой психического развития, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Когда речь идет о детях с проблемами в развитии особую важность приобретает проблема развития памяти. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, имеющих задержку психического развития.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. У таких детей преобладает игровая деятельность. В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы.

Проблемой изучения особенностей памяти дошкольников с задержкой психического развития занимались ученые Т. А. Власова, Л.С. Выготский, М. С. Певзнер, В.И. Лубовский и другие психологи и педагоги.

Память — это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

У детей с задержкой психического развития происходят те же новообразования памяти, что и у нормально развивающихся дошкольников, но с отставанием на два, три года. Так если у нормально развивающихся детей саморегуляция процессов запоминания и воспроизведения к пяти, шести годам уже сформирована, то у детей с задержкой психического развития обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процессов запоминания и в младшем школьном возрасте [1].

Так, в исследованиях Л.С. Выготского отмечено, что у детей с задержкой психического развития замедляется темп запоминания предложенной им новой информации, непрочное сохранение и неточное воспроизведение материала [2].

В своих работах Т.В. Егорова говорит о том, что у детей непроизвольная, механическая и непосредственная память преобладает над опосредованной, произвольной, логической [3].

Очень важно, чтобы ребенок понимал, что значит запомнить. Это особая задача, специфический вид психической деятельности. Но не все даже нормально развивающиеся дети к моменту поступления в школу понимают специфику таких заданий. Не понимая поставленной перед ними задачи, дети с ЗПР не могут применить специальные приемы заучивания (проговаривание вслух, повторное называние, группировка материала), продуктивность такого запоминания очень низка и практически равна непроизвольному запоминанию [4].

На основе теоретического анализа научной теоретической литературы по проблеме нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, цель которого заключалась в изучении особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ центр развития ребенка — детский сад № 56 «Гусельки» города Тамбова. В исследование принимали участие 5 детей. Согласно протоколу городской психолого-медико-педагогической комиссии у всех детей стоял диагноз: задержка психического развития. Дети обучаются в старшей группе. Для изучения памяти у дошкольников с ЗПР был адаптирован комплекс методик. Целью исследования являлось изучение особенностей развития памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Методика «Пять картинок», направлена на исследование формирования образной памяти — узнавание предметных изображений, а также изучение словесной памяти — запоминание слов написанных на карточках.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили, что память у детей с ЗПР имеет свои особенности.

Рисунок 1. Результаты изучения особенностей развития образной памяти детей с ЗПР по методике «Пять картинок»

17% детей получили 1 балл по методике «Пять картинок».

33%детей получили 2 балла по методике «Пять картинок»;

50% детей получили 3 балла по методике «Пять картинок».

Таким образом, по методике «Пять картинок», мы выявили, что дети с ЗПР имеют особенности. Замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии не даёт детям с ЗПР менее точно и длительно хранить наглядный материал. У них возникают трудности словесного опосредования, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов. Кроме того, у таких детей происходит замедление процесса формирования понятий, резко искаженно произношение, ограничен запас слов.

Рисунок 2. Результаты изучения особенностей развития слуховой памяти детей с ЗПР по методике «10 слов»

14%получили 2 балла по методике «10 слов»;
43% получили 3 балла по методике «10 слов»;

43%% получили 4 балла по методике «10 слов».

Таким образом, по методике «10 слов», мы выяснили, что дети с ЗПР не очень хорошо запоминают слова на слух. Они часто называют слова синонимы, не замечая ошибок. Воспроизведение слов по порядку для них так же затруднительна.

Дети с задержкой психического развития имеют ряд особенностей. Обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процесса запоминания, на выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети.

Таким образом, у детей с задержкой психического развития наблюдаются разнообразные нарушения памяти: объем, и точность произвольного запоминания снижены в сравнении с нормой, обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процесса запоминания, на выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети, наблюдаются отклонения как в области зрительной, так и в области слуховой памяти. Но зрительная память нарушена в меньшей степени.

В последнее время отмечается увеличение числа детей, страдающих задержкой психического развития. ЗПР является одной из самых распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, для которого характерна незрелость отдельных психических функций или психики в целом. И поэтому проблема помощи детям с ЗПР приобрела актуальность.
Память – это одна из основных психических функций. А от них в свою очередь зависят и все остальные функции. Исследование развития памяти у детей с ЗПР – одна из наиболее актуальных задач дошкольной психологии, т.к. в старшем дошкольном возрасте уже идет подготовка к школе. И детям с ЗПР сложно будет в начальной школе если момент коррекционной работы будет упущен. Проблема развития памяти требует постоянного изучения и исследования.
Актуальность данной темы обусловлена важностью памяти для формирования личности ребенка. Учитывая, что правильно подобранные коррекционные мероприятия залог эффективного развития памяти, данное исследование является важным и своевременным.
Цель исследования: изучение особенностей развития памяти детей дошкольного возраста с ЗПР и методов ее развития.
Объект исследования: память детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: особенности развития памяти у дошкольников с ЗПР.
Гипотеза: память детей с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей.
При выполнении данной работы поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные понятия и виды памяти;
2. Определить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР
3. Рассмотреть особенности психолого-педагогического развития детей с ЗПР.
4. Определить средства диагностики памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР.
5. Рассмотреть основы коррекции развития памяти у дошкольников с ЗПР, с учетом ее особенностей
Теоретические и прикладные аспекты развития памяти рассматривались в трудах: Черемошкиной Л.В., Гамезо М.В., Апчел В.Я., Цыган В.Н., Немов Р.С., Самыгин С.И., Штерн А.С. и другие. Вопросы развития памяти у детей с ЗПР изучали Деревянкина Н.А., Лебединский В.В., Мамайчук И.И., Никишина В.Б., Стребелева Е.Л., Трофимова Н.М., Власова Т.А., Лубовский В.И. и многие другие.
Работа состоит из двух глав. В первой главе представлены теоретические основы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР. Во второй главе дано описание методики исследования памяти у дошкольников с ЗПР. Проведен анализ полученных данных и даны рекомендации. Исследование проходило на базе дошкольного образовательного учреждения с детьми подготовительной к школе группы.
Практическая значимость данного исследования заключена в возможности его применения в работе с детьми с ЗПР по выявлению индивидуальных особенностей развития памяти и коррекционной деятельности.
Основными методами исследования явились: исследовательские методы (анализ специальной литературы, изучение документов), диагностические методы (наблюдение, тесты на развитие памяти), метод анализа полученных данных.

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Развитие памяти детей с зпрРазместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

Развитие памяти детей с зпр

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы Развитие памяти детей с зпр

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован Развитие памяти детей с зпр

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector