Ребенку 5 лет

В этом возрасте дети уже полностью осознают себя как личность, стремятся к самостоятельности и к общению со сверстниками.

Ребенку 5 лет

Физическое развитие

Пятилетний ребенок быстро бегает, хорошо прыгает и на двух ногах, и на одной, залезает и спускается по веревочным лестницам и шведским стенкам, перебирается через препятствия, двумя руками играет в мяч, освоил самокат и велосипед.

Всё это он умел делать и раньше, но к 5 годам он становится более выносливым, активен подолгу и меньше устает. Появляется уверенность — ваше чадо уже не остановится в раздумье перед лестницей, она теперь уже не преграда для него.

Костно-мышечный аппарат в 5–6 лет достаточно сформирован, многие малыши начинают всерьез заниматься спортом, и опытные тренеры уже видят их потенциал.

Моторно-двигательные умения

Тренировка мелкой моторики очень важна. Самому справляться с молниями на одежде, застегивать пуговицы, завязывать шнурки — это не только развивает самостоятельность, но и стимулирует работу мозга.

Впереди школа, и то, что должен уметь 5 летний ребенок делать руками — необходимый набор навыков для подготовки к учебе:

  • уверенно держать карандаш;
  • проводить линии в заданном направлении или по точкам, не отрывая карандаш от бумаги;
  • штриховать рисунок прямыми линиями, аккуратно, не выходя за контур;
  • обводить готовый контур рисунка, повторяя начертание;
  • вырезать из бумаги сложные фигуры по контуру;
  • самостоятельно делать аппликации из отдельных элементов по образцу;
  • лепить из пластилина или глины отдельные детали и соединять их в простую составную композицию.

Развитие памяти, мышления, внимания

ВАЖНО!
К пяти годам психические процессы у детей совершенствуются и становятся все более управляемыми. Если раньше концентрация внимания, запоминание происходили самопроизвольно и только на чем-то очень интересном, то пятилетние малыши способны к осознанной познавательной деятельности и к решению более сложных задач.

Список того, что должен уметь ребенок 5–6 лет, уже отвечает требованиям подготовки к школе:

  • удерживать внимание на одном задании до 15 минут;
  • запоминать до 10 картинок, их вид, очередность и т.д.;
  • анализировать предметы, явления, рисунки — находить сходства и отличия, лишние элементы, подбирать обобщенные понятия;
  • удерживать в поле зрения до 10 предметов;
  • определять последовательность событий в сказке или рассказе;
  • запоминать и повторять длинные фразы;
  • заучивать стихи, считалки, песни;
  • собирать самостоятельно пазлы из 20 элементов.

Речь и эмоциональное развитие

В активном лексиконе воспитанника старшей группы детского сада около тысячи слов, которыми он владеет свободно. Понимает в четыре раза больше, и словарный запас все время пополняется.

В норме дети произносят чисто все звуки, кроме «р» — с ним до постоянных передних зубов многим справиться трудно.

Важно, чтобы речь была разнообразной, выразительной и логичной; в 5 лет ребенок должен уметь по стандарту начала подготовки к школе:

  • строить фразы и предложения из 5–6 слов;
  • использовать все части речи — глаголы, существительные, прилагательные, местоимения, числительные;
  • правильно изменять слова по падежам, временам и числам;
  • описывать предметы и наоборот, угадывать по описанию;
  • понимать отличия в описании человека и животных (у людей руки, ноги, волосы, а у животных лапы, шерсть и т.д.);
  • вести диалог — слушать и слышать, точно отвечать на поставленный вопрос;
  • рассказать о себе — имя, возраст, где живет, как зовут родителей, что любит, а что нет;
  • описать день — когда встал, где был, что было на нем надето и т.д.;
  • пересказать сказку, рассказ, мультфильм;
  • знать наизусть стишки, загадки.

Общие знания

У дошкольника 5–6 лет общее представление о мире, в котором он живет, включает знания:

  • о растениях — различает деревья, кустарники, фрукты, овощи;
  • о животных, диких и домашних — зверях, птицах, насекомых, рыбах и т.д.;
  • о временах года, погоде;
  • о своем доме, городе и т.д.

В этом возрасте детсадовец не просто отличает по картинке лошадь от собаки и бабочку от рыбки, но и способен объяснить, в чем разница.

В списке того, что должен уметь ребенок в пять лет, — начальные математические навыки:

  • различать основные геометрические фигуры — треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг;
  • знать числа от 1 до 9 и соответствующие цифры, считать до девяти предметов;
  • уметь расставить числа от 1 до 5 в прямом и обратном порядке;
  • сравнивать количество предметов, определять, где больше/меньше/поровну;
  • ориентироваться в пространстве: справа/слева, выше/ниже, впереди/сзади.

Если ваш дошкольник уже научился производить простейшие арифметические действия — прекрасно, если нет — не пугайтесь. Читать и считать в пять лет еще рано.

Ребенку 5 летСформирована правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге, хорошо координирует движения рук и ног при ходьбе. Умеет не только ходить, но и уверенно бегать на цыпочках (на носках).

Ребенку 5 летВсе дети в этом возрасте могут стоять на одной ноге 5–6 секунд, большая часть — от 8–10 секунд и больше. На ведущей ноге может стоять с руками, сложенными на груди.

Аккуратно идет по линии: узкой дощечке, бордюру.

Способен наклониться и коснуться пальцами рук своих стоп (носков), не сгибая ноги в коленях. Умеет попрыгать на одной ноге 2–3 метра. Способен научиться ездить на двухколесном велосипеде. Ударяет мяч о землю и ловит его. Крепко пожимает руку взрослому. Способен ритмически двигаться под музыку — танцевать.

Бытовые навыки ребенка в 5 лет

Полностью сам одевается и обувается, раздевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Самостоятельно моет с мылом не только руки, но и лицо. Вытирает их полотенцем. Чистит зубы самостоятельно, в том числе аккуратно управляется с нанесением пасты на зубную щетку. Умеет поддерживать чистоту и порядок в своей комнате.

Ест полностью самостоятельно.

Ребенку 5 лет

Игра ребенка в 5 лет

Самостоятельно собирает матрешку из пяти вкладышей (5 матрешек разного размера) в одну, ориентируясь на размер. Должен обходиться без помощи для правильного совмещения рисунка в двух половинках каждой матрешки.

Ребенку 5 лет

В сюжетно-ролевой игре хорошо понимает необходимость выполнения правил. Сам выбирает друзей для игры. Заботится о меньших детях и о домашних животных. Успокаивает друзей, расстроившихся в игре. Продолжительность игры может достигать 40–50 минут.

Играя один, складывает сложные конструкции. На рисунке по образцу строит четыре ступеньки из 10 кубиков. В возрасте пяти лет должен построить хотя бы три ступеньки из шести кубиков. Должен уметь расставлять предметы в возрастающем и убывающем порядке.

Ребенку 5 лет

Хорошо копирует крест. К пяти годам ребенок должен уметь копировать квадрат (рисовать по предъявленному образцу), а в пять с половиной лет — и треугольник. Если у ребенка не получается еще копирование, то несколько раз перед выполнением задания по копированию покажите ребенку, как это делать (нарисуйте сами квадрат под предъявленным образцом со словесным объяснением). Копирует некоторые буквы алфавита с предъявленного образца. Несколько букв может написать самостоятельно.

Ребенку 5 летРисует человечка из четырех — шести и более частей: туловище, голова, ноги, руки, иногда с пальцами. Рисует домик с дверью, окнами, крышей и трубой. По собственному желанию рисует сюжеты с несколькими предметами и элементами их фона. Рассказывает содержание рисунка. Раскрашивает картинки аккуратно, оставаясь в пределах контурных линий. Четко различает правду и ложь. Продолжает развиваться чувство юмора. Понимает и любит шутки и загадки. Следит за своей собственностью, уважает чужую собственность, может делать настоящие покупки за деньги. Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим.

Можно научить ребенка считать до десяти с использованием его пальцев рук. Ориентируется в сторонах собственного тела (где справа, где слева). Может показать, где справа, где слева у другого человека. Правильно отвечает на вопросы «Какое сейчас время дня?», «Какое сейчас время года?». Понимает планирование времени в течение предстоящего дня. Различает вчера и завтра.

Речь ребенка в 5 лет

Речь плавная и грамматически верная.

Внимание!

Называет свой возраст, имя, фамилию и адрес. Некоторые дети называют и свой день рождения, номер телефона. Начинает говорить взрослым «вы». Постоянно спрашивает о значении услышанных им абстрактных слов и употребляет их затем к месту и не к месту.

Сколько спит ребенок

От 3 до 7 лет ребенок спит 1 раз днем около 2 часов, ночной сон длится 10 часов

Кризис 5 лет у ребенка — это неизбежность, которую нужно принять, чтобы вы и ваша кроха прошли данный этап с минимальными эмоциональными потерями. Как говорил Н. Макиавелли: «Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне». Борьба действительно предстоит нешуточная, ведь еще вчера послушный малыш с ангельским характером может внезапно стать маленьким неуправляемым монстром, вьющим из вас веревки. Вот только бороться мы будем не с детьми, а с детскими, но такими серьезными проблемами, страхами, растерянностью — неизменными спутниками развития.

Малыш становится взрослым, или с чего начинается кризис 5 лет у ребенка?

Ребенку 5 лет

Чаще всего кризис пяти лет начинается из-за диссонанса между желаниями ребенка и его возможностями. Например:

  • Кризис самостоятельности.

Малыш хочет быть, как мама и папа, пытается все делать сам, но у него плохо получается. Просто потому, что он еще мал, не может делать все, что умеют взрослые. Разочарование побуждает злость, которая тут же обрушивается на окружающих.

  • Кризис общения.

В 5 лет ребенок достаточно хорошо владеет речью, испытывает потребность к общению. Но далеко не всегда дети реализуют данную потребность, так как недостаточно развиты навыки коммуникации. Еще один повод внутреннего недовольства.

  • Эмоциональный кризис.

Гамма эмоций ребенка 5 лет становится намного богаче. Проблема в том, что управлять ими, сдерживать, правильно выражать свои чувства малыш еще не научился. Он не умеет делиться переживаниями, поэтому чувствует себя одиноким, несчастным.

  • Трудности самоидентификации.

Ребенок накапливает осознанный опыт взаимодействия с окружающим миром, узнает много нового о себе, людях, отношениях, обществе. Одни вещи открываются ему с новой стороны, а другие остаются непонятными. Столкновение с реальностью формирует у малыша собственный взгляд на вещи, и он либо замыкается, переваривает изменения внутри, либо громко и бурно протестует.

  • Трудности в попытке реализовать себя.

Именно в 5 лет, когда активно развивается мозг, проявляются детские таланты, появляются первые увлечения. Часто дети быстро перегорают, так как им не хватает способностей, знаний, усидчивости, других качеств, чтобы добиться успеха в интересном деле.

Все эти причины можно объединить в одну — неумение использовать свой огромный потенциал. Единственный правильный способ помочь ребенку — быть терпеливыми, учить, развивать способности, поощрять новые интересы.

Как проявляется кризис 5 лет у детей? Изменение поведения и другие симптомы

Ребенку 5 лет

Чем раньше вы обнаружите проблему, тем проще будет ее решить, поэтому психологи советуют родителям пятилетних малышей быть особенно внимательными к таким проявлениям кризиса:

  • отстраненность, скрытность;
  • непослушание, протест, действие наперекор просьбам родителей, даже если такие поступки имеют неприятные последствия для самого ребенка;
  • появление неуверенности, страха перед неизвестным;
  • беспричинные приступы агрессии, грубость в отношении близких и посторонних людей любого возраста;
  • капризы, плаксивость, истерики;
  • непреодолимое упрямство в попытках отстоять свое мнение;
  • заявки на личную независимость, самостоятельность, взрослость;
  • попытки диктовать свои условия всем членам семьи, основанные на уверенности, что власть — прерогатива взрослых, а «я уже тоже большой и могу командовать»;
  • появление чрезмерной, неестественной активности, которая быстро истощает малыша морально и физически;
  • шутовское, вызывающее поведение;
  • постоянная неудовлетворенность всем, что окружает ребенка, в том числе людьми;
  • выдумывание неправдивых историй с попыткой выдать их за правду.

Кризис пяти лет у всех детей протекает с разной интенсивностью, длится разное время. Все зависит от индивидуальных особенностей вашего чада. Один ребенок переживает свою внутреннюю борьбу так тихо, что родители даже не замечают перемен. Другой заставит своих маму и папу испытать все прелести кризиса, который пройдет так же быстро, как и начался. А у третьего трудности самоопределения могут в цикличной форме тянуться несколько месяцев, а то и год.

Как «лечить» кризис детского возраста 5 лет? Советы родителям

Ребенку 5 лет

Самостоятельно, без вашей помощи малышу никак не справиться с навалившимся на него бременем адаптации к внутренним переменам. Следуя советам психолога, вы можете избежать множества острых углов, но главное — поможете крохе взрослеть позитивно.

Как вести себя с ребенком во время кризиса 5 лет?

Развитие как способ преодоления кризиса

Ребенку 5 лет

Несмотря на все проблемы кризиса, пять лет — самый благоприятный период для интеллектуального, творческого развития дошкольников. Именно в этом возрасте на фоне эмоционального формирования ребенка, преобразования мышления и стремления к самостоятельности можно направить детскую энергию в созидательное русло. Если вы найдете для малыша интересное занятие, оно может стать одновременно серьезным долговременным увлечением и способом самовыражения.

Такое полезно-интересное занятие для дошкольников 5-7 лет вы найдете в Школе ментальной арифметики Соробан®. На курсах быстрого счета дети:

  • развиваются интеллектуально — становятся внимательными, наблюдательными, рассудительными, тренируют память, логику, учатся мыслить образно, обрабатывать информацию, справляться с большими умственными нагрузками;
  • развиваются социально — получают опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками (осваивают принципы командной работы, общения, совместных игр, соперничества);
  • приобретают ценные волевые качества — упорство, уверенность, целеустремленность;
  • становятся самостоятельными в учебе;
  • приобретают стимул к самообразованию;
  • растут как личности.

Когда ребенок чувствует себя нужным, любимым, ощущает родительскую поддержку, если он имеет увлечение, которое нравится и помогает реализовать таланты, в его жизни не остается места тревогам и злости. Наоборот, такой малыш доверяет мирозданию, а потому легче преодолевает трудности возраста, учебные проблемы, преграды в общении.

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Ребенку 5 лет

К 5 годам ребенок уже полностью осознает себя отдельной личностью, активно проявляется стремление к общению со сверстниками и желание быть частью социума. Сейчас родителям нужно быть особенно внимательными, не вмешиваться без повода в общение малыша с другими детьми, позволить ему находить контакт самому, но если совсем не получается – деликатно помочь. И помните, то, как ваш ребенок общается с окружающими зависит от вас – пятилетки копируют родительское поведение.

Развитие памяти и внимания

Нервная система пятилетки уже значительно окрепла, мозг почти полностью развит и нейронные связи выстроены.

  • В этом возрасте память становится несколько иной – если раньше кроха просто запоминал то, с чем часто сталкивался, то теперь ваш дошкольник может заучивать стихи, песни и даже прозу осознанно и целенаправленно. Объем памяти значительно увеличился и она становится смысловой – то есть, ребенок не просто зазубривает текст, но и понимает, о чем рассказывает.
  • 5-летний ребенок может сконцентрировать свое внимание на чем-либо уже около 20-30 минут, а иногда и дольше.
  • К 5 годам ребенок знает дни недели, время суток, понимает, что означает сегодня, вчера, завтра. Знает времена года и понимает, чем они отличаются, может на картинке показать время года.
  • Психологи рекомендуют начинать целенаправленное изучение иностранного языка именно с этого возраста – сейчас ребенок полностью освоил язык родной и не станет путать иностранные слова с родными.
  • У ребенка развивается абстрактное мышление, хотя это только начальный этап, но уже очень нравиться его использовать.

Ребенку 5 лет

Физическое развитие 5-летнего ребенка

Координация 5-летки уже значительно лучше, вестибулярный аппарат крепчает и если малыш склонен к укачиванию в дороге, теперь это случается реже.

  • Пятилетний ребенок уже может освоить двухколесный велосипед, по прежнему с удовольствием катается на беговеле и самокате, но уже пытается выполнять всевозможные трюки – езда по прямой дороге для него слишком проста.
  • С удовольствием бегает, перепрыгивает небольшие канавки и лужи, ходит по бордюру без помощи взрослых (ну, или почти без помощи).
  • Прекрасной тренировкой для пятилетки станут популярные сейчас веревочные парки, где приходится использовать координацию и тренировать ловкость и смелость.
  • Может выдержать довольно долгие пешие прогулки, запоминает то, что видит по дороге и может удержать в памяти несколько историй.

Речь 5-летнего ребенка

  • Считается нормой, если ребенок к 5 годам знает около 3000 слов, правильно (почти всегда) строит предложения и может вести осмысленный диалог.
  • Малыш не просто может поддержать беседу (если захочет, конечно), но сам старается произносить слова и звуки правильно – заканчивается время смешных словечек и милых дефектов речи.
  • После 5 лет, как правило, ребенок может произнести все звуки, исключение составляет звук «р», сложности с которым могут быть вплоть до школьного возраста.
  • Кроме слов, ребенок учится активно пользоваться интонацией, чтобы придать речи эмоциональную окраску. Но тут так же многое зависит от родителей – если вы читали раньше много и с выражением, малыш уже знает, как произносить вопросительное предложение, а как подать восклицание.

Ребенку 5 лет

Источник: instagram @milana__barcelona

Эмоциональное развитие пятилетнего ребенка

Поскольку в маленькой головке уже образуется множество мыслей и историй, 5-летний ребенок склонен «фатазировать» — рассказывать то, чего на самом деле не было. И вот тут родителям придется поучиться различать фантазии от самой настоящей, хоть и неумелой, лжи.

  • В 5 лет ребенок должен понимать, что другому живому существу может быть больно, грустно, страшно, так же, как и ему самому. Он не станет обижать слабого, будь то другой ребенок или котенок, если родители поступают так же. И наоборот, если родители проявляют грубость в отношении кота и или собаки, 5-летка поступит точно так же и слова здесь вряд ли помогут.
  • Старший дошкольник становится обидчивым , его можно задеть не только словом, но даже интонацией, с которой сделано замечание. Он уже вполне определившаяся личность, хочет, чтобы с ним считались, и будет добиваться этого доступными ему методами (например, демонстративным протестом).
  • Вопросов пятилетка задет по-прежнему много, возможно даже больше, чем раньше. Но они качественно меняются – вместо общего «почему?», появляются более конкретные «как?», «зачем», «что будет?» и т.д.
  • Задумывается о смерти и может переживать по этому поводу, но пока эти переживания довольно быстро проходят и редко вызывают серьезные страхи.

Ребенку 5 лет

Источник: instagram @foto.sochi

Игра пятилетнего ребенка

  • Пятилетки в основном предпочитают ролевые игры, причем как мальчики, так и девочки. Хотя сюжеты мальчиковых и девчачьих игр могут значительно отличаться.
  • Поскольку внимание пятилетнего ребенка может быть сконцентрировано дольше, он лучше складывает пазлы (больше фрагментов), при игре с конструктором может использовать инструкцию – правда, если она простая и составляет не более 7-10 шагов.
  • Рука пятилетки уже почти хорошо его слушается, поэтому, ему очень нравиться рисовать, как карандашами, так и красками, лепить из пластилина (глины, пластики, теста). Многие пятилетки уже могут изобразить что-то по своему желанию и иногда получается похоже 🙂
  • Если вы играли в буквы раньше, то ваш пятилетний малыш уже знает и находит в тексте почти все буквы, причем как заглавные, так и прописные.
  • Ребенок может достаточно долго играть самостоятельно, при этом игра обычно сюжетная и задействованы не только игрушки, но и другие предметы. Часто детки во время такой игры беседуют, причем говорят от имени разных персонажей игры.

Старший дошкольник умеет сам одеваться и раздеваться, моет самостоятельно руки, умывается и чистит зубы. Застилает постель, помогает убирать в доме и в своей комнате, складывает игрушки после игры – хотя, может упрямиться. Возраст 5-6 лет психологи называют периодом покоя – это время эмоционального плато, когда кризис 3 лет миновал, а кризис 6-7 лет еще не наступил.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Ребенку 5 лет

Исследования доказывают Folktales and riddles and the development of the affective and cognitive domains of preschool children : загадки обогащают активный словарь дошкольника, развивают мышление Riddles – The Way of Fostering Your Children’s Thinking , правильную речь, анализирующее восприятие, умение выделять выразительные признаки предмета или явления. Не говоря уже о том, что образные задачки улучшают воображение и помогают иначе взглянуть на самые обыкновенные предметы.

Загадки также помогают ненавязчиво обучить ребёнка и познакомить его с окружающим миром. Например, про животных или птиц можно спрашивать в парке, а про овощи или фрукты — в магазине.

Загадки про домашних животных

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.

Я, друзья, совсем не злая.
В дом чужой идёт — залаю.
Задавака? Забияка?
Нет! Обычная…

Вместо носа — пятачок,
Вместо хвостика — крючок.
Голосок визгливый, звонкий,
У кого?

Завиточки на рогах
И колечки на боках.
Вышел он поесть ромашек.
Как зовут его?

Я питаюсь очень ловко:
У меня с собой кладовка.
Все продукты за щекой
Я таскаю день-деньской.

Без расчёски причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.

С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова.

Носик — круглым пятачком,
А задорный хвост — крючком.
Мама — хрюшка, папа — свин.
Он у них любимый сын.

Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.

Живёт она у нас в хлеву,
Жуёт и сено, и траву,
И молоко попить даёт.
Так кто её мне назовёт?

На цепи она сидит,
Дом хозяйский сторожит.
Если кто-то вдруг идёт,
Звонким лаем знать даёт.

Ребенку 5 лет

В пять лет ребенок вступает в особый период своей жизни – старший дошкольный возраст. Психологи называют его базовым, так как в этот период закладываются 90 процентов черт личности взрослого человека. Он уже отходит от авторитета и полного принятия мнения взрослого, продолжаются активные процессы самоидентификации, начавшиеся в три года. У малыша формируется свое мнение и свой взгляд на мир. Для взрослых в этот период важно найти подход к ребенку, чтобы сохранить с ним эмоциональную связь и помочь ему сделать первые шаги к взрослению.

Что умеет ребенок в 5–6 лет?

Здоровый малыш с пяти до шести лет:

Хорошо развит физически: может менять скорость и направление ходьбы или бега, ходить на пятках и носках, приставными шагами, высоко поднимая колени. Может совершать различные манипуляции с мячом: ловить, забрасывать, подбрасывать, прыгать на двух ногах, в том числе через препятствия. Спрыгивать с небольшой высоты, играть в спортивные игры, соблюдая правила;

Обладает навыками самообслуживания: сам чистит зубы, моет руки, раздевается и одевается, складывает свою одежду, спокойно сидит за столом;

Владеет навыками общения: здоровается и прощается, благодарит и просит прощения, взаимодействует с людьми, активно включается в игровую и познавательную деятельность со сверстниками, понимает инструкции взрослого и действует в соответствии с ними;

Развивается интеллектуально: знает геометрические формы, фигуры, цвета. Способен к целенаправленному запоминанию, прослеживает пространственно-временные и причинно-следственные связи, начинает анализировать, группировать, обобщать, считает минимум до десяти и знает цифры, решает простые задачи на сложение и вычитание, знаком с днями недели и месяцами;

Развивает речь: оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, произносит все звуки, может придумать короткий рассказ.

10 принципов развития ребенка 5–6 лет

Я – Родитель предлагает вам десять принципов воспитания ребенка (https://www.ya-roditel.ru/parents/base/) в возрасте от пяти до шести лет, которые помогут ему успешно преодолеть сложности данного этапа развития.

1. Начинайте готовить ребенка к обучению

Ребенку 5 лет

С пяти лет ребенок может и хочет систематически учиться. Для того, чтобы в будущем малышу было легче адаптироваться к школе, постарайтесь организовать регулярные обучающие занятия для ребенка. Это могут быть как развивающие занятия с педагогом с обучением грамоте и основам математики, так и домашние уроки вместе с родителями. Не стоит относиться к занятиям так же серьезно, как в школе, – обучение проводится в более легкой и игровой форме, однако оно способствует формированию привычки к регулярному получению и усвоению знаний.

2. Формируйте навык концентрации внимания

Пяти-шестилетка еще очень нуждается в игре, он не умеет в нужной мере контролировать свое внимание и отвлекается на внешние раздражители. Задача родителей – постепенно, в игровой форме, помочь ему сформировать навык удержания внимания на одной задаче с целью довести ее до завершения.

3. Расширяйте кругозор ребенка

Доказано, что в пять лет ребенок способен запомнить максимальный объем информации. Именно сейчас он начинает активно интересоваться окружающим миром. Взрослым стоит поощрять этот интерес: читайте с малышом энциклопедии об окружающем мире, посещайте музеи и выставки, рассказывайте о том, что знаете сами.

4. Тренируйте память

Пока у малыша в большей степени функционирует непроизвольная память, он хорошо запоминает только то, что ему интересно. Нужно тренировать и память произвольную: учить стихи, пересказывать рассказы, играть в игры на запоминание.

5. Следите за развитием речи

Родителям важно обратить внимание на то, насколько четко ребенок произносит звуки, связна ли его речь, может ли он четко выразить свои мысли. При появлении проблем стоит обратиться к логопеду: сейчас самое время для коррекции речевых нарушений. Лучше устранить все проблемы до школы, чтобы они не стали причиной трудностей в обучении и общении со сверстниками.

6. Начинайте учить чтению

Многие дети, с которыми часто занимались, уже сами проявляют интерес к грамоте. Необходимо больше читать ребенку, выбирая яркие и интересные книги. Читая, посадите ребенка так, чтобы он видел текст: водите пальцем по строкам или используйте закладку для чтения. Так закладывается связь между звучанием слов и их написанием.

7. Играйте в сюжетно-ролевые игры

В пять-шесть лет ребенок начинает придавать значение правилам игры и соблюдать их. Также в этом возрасте начинает бурно развиваться фантазия. Поэтому важна осмысленная игровая деятельность. Если ребенок не ходит в детский сад, он обязательно должен регулярно проводить время вместе со сверстниками: сейчас он особенно нуждается в обществе детей того же возраста и совместных, так называемых, свободных играх.

8. Развивайте таланты ребенка

Ребенку 5 лет

Старший дошкольный возраст – самый плодотворный возраст для занятий рисованием, музыкой, конструированием. Если вы не сделали этого раньше, то теперь самое время выбрать малышу кружок по интересам. Хорошо, если родители найдут время и для домашних занятий: ребенок уже может вырезать ножницами, самостоятельно делать аппликации, рисовать, лепить.

9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности

С возраста пяти–шести лет ребенок уже готов к осмысленной трудовой деятельности. Нужно понемногу приучать его к домашнему труду, пусть у него будут свои обязанности по дому.

10. Подавайте детям хороший пример

Родители по-прежнему остаются для ребенка главным авторитетом. Одновременно он приобретает способность анализировать и оценивать их поведение, подмечать особенности взаимоотношений между взрослыми. Поэтому грамотное поведение родителей и позитивные отношения в семье станут залогом полноценного развития и душевного здоровья ребенка.

Дети в пятилетнем возрасте приближаются к порогу старшего дошкольного возраста, но по-прежнему нуждаются в привычной для них игровой деятельности. По мере взросления малышей, игра приобретает новый характер. И вроде бы в игротеке ребят всё те же игрушки, но вот уровень игровой деятельности меняется. Девочки и мальчики разыгрывают целые сюжетные истории, вдохновение для которых они черпают из реальной жизни. Игрушки для детей 5 лет должны выбираться по возрасту. Для этого производители детских товаров указывают на упаковке возрастное ограничение. Значок «5+» или указательная надпись «от 5 до 7» лет сориентирует вас мире игр, поможет сделать правильный выбор. А мы, в свою очередь, также ответим на ваш вопрос, какие игрушки нужны ребенку в 5 лет, и рассмотрим возможные варианты игр отдельно для мальчиков и девочек.

Ребенку 5 лет

Об игрушках мальчику 5 лет

  1. Конструкторы. Это, пожалуй, самый длинный список. На сегодняшний день в детских магазинах можно найти всевозможные наборы: электронные, электромеханические, блочные, винтовые, металлические, деревянные, динамические, геометрические, керамические, творческие, пластмассовые, магнитные. А также конструкторы с мягкими деталями, блочно-электронные, светодиодные, на солнечных батарейках, научные.
  2. Машины, транспорт, механизмы – это многочисленные инерционные, радиоуправляемые, антигравитационные, механические модели. Сюда можно отнести игрушки на пульте управления, на солнечных батарейках, со свето-звуковыми эффектами, машины-перевёртыши, серию машин-роботов, машин-трансформеров, машин-конструкторов. которые обязательно понравится ребятам. Для любителей конструирования можно рассмотреть сборные модели. Для коллекционеров подойдут масштабированные модели.
  3. Роботы, тоботы, трансформеры, автоботы, роботы-трансформеры, роботы-машины, трансформеры-динозавры, трансформеры-предметы, трансформеры-животные, трасформеры-самолёты (поезда, машины, мотоциклы) не оставят без внимания мальчишек.
  4. Настольные игры, такие как: хоккей, футбол, аэрофутбол, баскетбол, «ходилки», «морской бой». В эти игры захотят играть не только ребята. Папы и дедушки не заставят себя долго ждать, они обязательно примут приглашение, чтобы сразиться на зелёном поле или на ледяной арене.
  5. Оружие в различных исполнениях. Луки, арбалеты, холодное оружие (мечи, сабли, шпаги), бластеры и снежные бластеры. Огнестрельное оружие (пистолеты, автоматы) может стрелять шариками, шариками с краской, мягкими пульками, присосками, может издавать светозвуковые эффекты, трещать, хлопать. Водное оружие заряжается баллонами с водой. Сколько сражений можно разыграть благодаря такому разнообразию военного инвентаря, например, исторические, захват корабля пиратами, защита отважными мушкетёрами несправедливо обиженных.
  6. Игрушки для активного отдыха на улице: мячи, клюшка с шайбой, тир, дартс, боулинг, наборы для метания. Это всё пригодиться для спортивных мальчишек, а также тех, кто не любит сидеть на одном месте.
  7. Интерактивные игрушки: говорящие фигурки, двигающие драконы и динозавры, роботизированные предметы суперменов (шлем, руки-роботы). Кто из мальчишек откажется поиграть в супер сильных героев, способных изменяться, а кто откажется примерить интерактивный шлем, с помощью которого может измениться голос?
  8. Творческие наборы (выжигание, моделирование, конструирование, рисование, раскрашивание, аппликация, рисование песком).
  9. Сюжетно-ролевые и тематические наборы: «Строительная площадка», «Спецтехника», «Спецслужбы», «Космос» и т.д.
  10. Средства передвижения: велосипед, самокат, беговел, ролики, коньки.

Об игрушках девочке 5 лет

  1. Кукла – самая желанная и любимая игрушка девочки. Одни любят пупсиков, другие предпочитают, например, кукол Baby Born. Есть малышки, увлекающиеся коллекционированием. Им будет приятно получить коллекционные модели, среди которых могут быть народные куклы, куклы-герои, куклы-модели. Для кого-то станут сюрпризом всемирно известные Barbi, Bratz, Winх, My Little Pony, Novi Stars. Найдутся любительницы театральных кукол. С помощью этих героев можно разыграть целые спектакли, рассказать сказку. Есть уникальные куколки: растущие (Blume), LOL. Можно играть с бумажными вариантами кукол, наряжать их, или даже придумывать наряды самостоятельно, рисуя и вырезая из бумаги.
  2. Кукольные дома – мечта каждой девочки. Сегодня есть возможность осуществить давнее желание ребёнка и приобрести для неё один из вариантов, представленных на «рынке недвижимости» объектов. Варианты существующих домиков: меблированные и без мебели, полностью укомплектованные (дом + мебель + декор + кукла), одноэтажные и многоэтажные, из картона, пластика, дерева, электрифицированные (свет), интерактивные (свето-звуковые эффекты).
  3. Кукольная одежда разного назначения (сезонная, праздничная, спортивная, карнавальная), аксессуары и украшения, транспорт (машины, карета, коляски).
  4. Конструкторы Lego для девочек – разноцветные блоки для создания яркой истории.
  5. Интерактивные игрушки, например, домашние животные на радиоуправлении. Дадут возможность ребёнку почувствовать себя настоящим другом питомцу, за которым нужно ухаживать, убирать, кормить.
  6. Творческие наборы (плетение браслетов из резиночек, собирание lego браслетов, рисование, лепка, скрапбукинг).

Ребенку 5 лет

Универсальный вариант игрушек

Список можно вести бесконечно, ведь многое мальчики и девочки любят одинаковые игры и развлечения. Например, кататься на велосипеде, играть в бадминтон, проводит семейные вечера за разными настольными играми, которых огромное множество. Можно выбрать именно ту игру, которая будет интересна всем участникам. Запускание самолёта, воздушного змея, выдувание мыльных пузырей – это так весело! Дети с удовольствием сами или при участии родителей увлекательно проводят свой досуг подобным образом. Даже рукоделие и игра в солдатиков может заинтересовать как одну, так и другую сторону. Не стоит этому препятствовать, пусть мальчики и девочки изучают окружающий мир и накапливают свой багаж знаний.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Чем ближе дело идет к школе, чем больше родители начинаются задумываться, нормально ли развит их чадо по всем показателям. Сегодня мы освятим один из критериев нормального развития и поговорим о том, какая должна быть речь ребенка в 5 лет.

Особенности речевого развития данного возраста

Хочется начать с того, что если ребенку уделялось должное внимание и интерес к его становлению, то речь пятилетнего малыша практически не отличается от взрослой.

Если же нет, то у вас есть два года перед школой на исправление своих ошибок и занятия с преподавателем. В ином случае, к тому времени, когда нужно будет идти в школу, вы столкнетесь с большими проблемами.

Ребенку 5 лет

Словарный запас этого возраста включает в себя уже более 3000 слов. Малыш хорошо знаком с обобщающими словами и правильно их употребляет. Он способен назвать не только предметы, которые встречаются в быту, но и поговорить о достаточно отвлеченных вещах.

Дети уже накапливают к это времени достаточно опыта и знаний, чтобы обсудить и взрослые темы в своем понимании. Например, такие как вселенная, взаимоотношение людей, дружба и т.д.

Так как речевой аппарат считается абсолютно сформированным к возрасту 6 лет, то в произношении допускается все меньше ошибок. Если их и можно встретить, то, наверняка, это будут малознакомые и многосложные слова. Теперь чадо способно заметить ошибки не только у окружающих, но и у себя самого.

Предложения в речи более сложные, полные и развернутые. Грамматические формы в основном всегда согласованы и правильны, однако могут встречаться ошибки, например, в образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например, «котенков» вместо «котят».

Нормы речевого развития

Ребенку 5 лет

К пяти годам диапазон развития связной речи достаточно широк. Он может начинаться с монотонной и односложной речи дошкольника, родители которого не занимались с ним, и заканчиваться способностью сочинять сказки и говорить наравне со взрослыми.

Все же есть критерии, исходя из которых можно определить те самые нормы.

  1. Практически полное отсутствие грамматических ошибок.
  2. Развитая артикуляционная система и правильное произношение.
  3. Верное ударение в словах, за исключением незнакомых.
  4. Развернутые ответы на вопросы.
  5. Способность составить рассказ по картинкам, додумать конец истории самостоятельно, сочинить сказу, пересказать прочитанный рассказ.
  6. Умение дать широкое описание предметов, напоминая многие его качества.
  7. Способность классифицировать слова по группам. Например, клубника, малина, смородина, черешня – это ягоды.
  8. В предложениях используются все части речи, в том числе причастные и деепричастные обороты.
  9. Умение контролировать темп и громкость речи.

Симптомы задержки развития речи в 5 лет

К сожалению, никто от этого не застрахован. Самый главную вещь, которую нужно сделать родителям, подозревающим какие-либо нарушения, проанализировать, понятна ли речь ребенка или нет. Обсудим эти признаки.

  1. Посторонним людям тяжело разобрать речь малыша.
  2. Его произношение непонятно.
  3. В грамматическом строе встречается множество ошибок.
  4. Активный и пассивный словарные запасы скудны.
  5. Фразы и предложения очень короткие, состоящие из 2-3 слов.
  6. В речи в основном используются только существительные и глаголы.

Наличие хотя бы одного их этих пунктов может говорить о том, что присутствует задержка речевого развития.

Диагностика речевого развития пятилетнего ребенка

Есть методы, которые помогут вам самостоятельно в домашних условиях произвести анализ речи своего чада и определить, есть ли у него какие-либо дефекты. Давайте рассмотри эти задания подробнее.

  1. Проверьте, сможет ли ребенок описать какой-либо предмет, упоминая его качества: форма, цвет, размер, материал и т.д.
  2. Способен ли он контролировать темп и громкость речи?
  3. Рассмотрите, как ребенок отвечает на ваши вопросы: развернуто, эмоционально или же совсем наоборот. Заинтересован ли он в разговоре?
  4. Умеет ли он составлять рассказ по картинкам или нет.
  5. Проанализируйте, какие ошибки встречаются в речи малыша: грамматика, произношение, ударение и т.д. Это даст вам направление для ваших дальнейших действий.

Если вы заметили какие-либо недостатки по тому или иному пункту, не спешите сразу паниковать и бежать к врачу. Конечно, речевой развитие в этом возрасте не полностью сформировано. Поэтому везде допустимы огрехи. Но, если же вы понимаете, что состояние весьма печально, до обратитесь к проверенному специалисту. Главное – сделать это вовремя. Тогда вы сможете избежать проблем в дальнейшем.

Как развивать речь в 5 лет?

Основная роль родителей на этом этапе – развивать связную и логичную речь. Для этого требуется:

  • расширять словарный запас (знакомится с понятиями, синонимы, антонимы);
  • практиковать умение точного пересказа;
  • формировать грамотную речь (правильное склонение по числам, родам и падежам).

Не стоит забывать, что в этом возрасте ваш ребенок еще малыш (как бы странно это не звучало). Поэтому на каждом занятии стоит помнить об элементах игры. Ниже мне хотелось бы привести примеры упражнений и игр, которые вы сможете использовать, занимаясь со своими детьми.

  1. Подбираем синонимы. Вы называете любое слово и просите малыша назвать аналогичное. Например, печальный – грустный.
  2. Подбираем антонимы. Все так же как и с первым упражнением, но уже задача назвать противоположный по значению слова. Например, большой – маленький.
  3. Отнести предметы в ту или иную группу по определенным признакам. Например, спросите ребенка, каким бывает диван (мягкий, большой, удобный, угловой и т.д). Затем подумайте, какому предмету свойственны те же качества. Например, кресло. Вспомните вместе обобщающее слово для этих предметов – мебель.
  4. Упражнения на грамматику. Тренируйте правильное согласование чисел, рода и падежей. Например, вы говорите: «У меня одна книга, а на тумбочке…», и ребенок продолжает: «…много книг».
  5. Составляем предложение из слов. Вы показываете карточки со словами. Например, мы, любить, слушать, музыка. Задача – грамматически правильно составить предложение: мы любим слушать музыку.
  6. Чтение детской художественной литературы, стишков, поговорок, скороговорок и потешек. Это до сих пор является одним из самых эффективных способов речевого развития. Так что старайтесь читать как можно больше.
  7. Игра «Угадай». Вы называете признаки предметов, а ребенок его угадывает. Например, красный, зеленый хвостик, растет летом, добавляют в салаты – помидор.
  8. Игра «Испорченный телефон». В нее здорово играть всей семьей. Загадайте слово, и произносит его друг другу тихо на ушко. Последний человек выдает то, что он в итоге услышал. Это развивает произношение и слух.

Помните главное правило – уделяйте вашему чаду как можно больше времени и общайтесь с ним. Ваше время, внимание, любовь, забота, опыт и знания – это самое ценное, что вы можете подарить своим детям.

Речь ребенка в 5 лет еще поправима. Так что все в ваших руках. Жду ваших лайков и комментариев. До новых встреч!

Многие родители, вспоминая годы своего детства, встречаются со своими любимыми книжными героями и хотят, чтобы через много лет, их дети также с трепетом относились к каждой прочитанной в детстве странице.

На книжных полках и просторах Интернета глаза разбегаются от обилия детских книжек, манящих своими яркими обложками. В этой статье представлены 20 лучших книг для детей 5-ти лет, на которые точно стоит обратить внимание.

1. Ханс Христиан Андерсен. Дюймовочка

Знакомая с детства сказка про Дюймовочку, про ее поиски истинного счастья, любовь, дружбу и взаимопомощь. В возрасте пяти лет эта книга станет для ребенка фундаментом для понимания справедливости, доброты, и вечной победы добра над злом, научит ребенка принимать других людей такими, какие они есть.

2. Аркадий Гайдар. Чук и Гек

Добрые отношения между родственниками и в принципе между людьми в повести «Чук и Гек» дают ребенку идеал человеческих взаимоотношений уже в столь маленьком возрасте. Кроме интересного содержания плюсом является и понятный гайдаровский слог, удобный для чтения и слушания.

3. Алексей Толстой. Золотой ключик или приключения Буратино

Это замечательная книга, которая уже научит дитя распознавать и отличать плохое от хорошего, справляться с трудностями и преградами, совершать добрые поступки и не поддаваться на провокации людей со злыми умыслами.

4. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей

Рассказы о коротышках, живущих в цветочном городе, главным героем которых является Незнайка – очень любознательный, не любящий сидеть на одном месте персонаж. Так как в обществе коротышек каждый является яркой индивидуальностью, ребенок поймет, что существуют разные люди, с различными характерами и интересами, и каждый имеет право на сосуществование с другими.

5. Астрид Линдгрен. Пеппи Длинный Чулок

Истории про смелую, ловкую и добрую девочку запомнятся детям своим юмором, а главная героиня Пеппи Длинный Чулок покажет пример отваги, проворности и свободы – в ней они смогут найти кумира всего детства, которому будут подражать.

6. Сергей Маршак. Кошкин дом

Всем известная сказка про двух котят, просивших приюта у Кошки, которая справляла новоселье, и о том, как неожиданно может поменяться ситуация. По сюжету, после того, как у Кошки сгорел дом, и никто из гостей, так любезных с нею раньше, не принял ее у себя, ее приютили котята. Она вместе со своим сторожем осталась у них жить, поняла свою вину и стала жить с котятами. Сказка учит детишек тому, что в любой ситуации нужно оставаться милосердным к ближнему.

7. Воллиман Доминик,Ньюман Бен. Профессор Астроктот и его путешествие по телу человека

Увлекательное пособие об основах анатомии и строении человеческого тела, представленное в понятной и интересной форме приключений профессора Астрокота и его товарищей по телу доктора наук Воллимана Доминика.

8. Алан Милн. Винни-Пух и все-все-все

История о медвежонке и его друзьях, которой уже исполнилось 100 лет, пропитана атмосферой дружбы между всеми обитателями волшебного леса. Герои сказки научат малышей хорошему отношению друг к другу, показав свой пример на страницах книги, состоящей из 18 историй.

9. Сергей Аксаков. Аленький цветочек

Не менее известная сказка об искренней любви главной героини к заколдованному чудищу. История покажет, что внешность зачастую обманчива и человека стоит любить ща его внутренний мир. Недобрые умыслы сестер не осуществляются, что в еще один раз покажет настоящую силу добра и его превосходство над злом.

10. Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон

В книге приключения Малыша и его друга с крыши Карлсона описаны куда более подробнее и интереснее, чем в экранизированной версии. Появляются новые герои, а с ними и новые истории. Познакомившись с этим замечательным произведением, ребенок узнает о настоящей дружбе, взаимоподдержке и помощи.

11. Тамара Ильина. Игровой букварь для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.

12. Володина Н.В. Считаю и решаю: для детей 5-6 лет

С этой книгой малыш освоит азы счета, цифры, основу арифметики для дошкольной программы. Так же, как и в предыдущем случае, сборник оснащен картинками, заданиями для практики и, конечно, большим объемом полезной информации, разбитой на темы.

13. Андрей Усачев. Этикет для детей различных лет

Книжка в легкой стихотворной форме объяснит малышам, что можно и нельзя делать в обществе, как себя вести в том или ином месте. Правила поведения, заключенные в стихи, запомнятся в детской памяти и будут постоянным напоминанием.

14. Виталий Бианки. Рассказы о животных

Виталий Бианки много лет своей жизни посвятил наблюдениям за животным миром и донес его красоту до самого юного читателя. В рассказах Бианки животные обладают чувствами и эмоциями, читатель может взглянуть на животных с другой стороны, и в то же время изучить их поведение и фауну в целом.

15. Золушка

Жизнь нелюбимой злой мачехой девушки, ее прекрасном преображении и встрече с принцем, в очередной раз покажут, что добро всегда превосходит зло. А трудолюбие и честность всегда вознаграждается.

16. Виктор Драгунский. Денискины рассказы

Юмористические истории о Дениске и его друзьях учат своей морали. Основной темой являются дружба, честность, милосердие.

17. Джанни Родари. Путешествие Голубой стрелы

Трогательная история о чудесах в Новогоднюю ночь. Каждый ребенок, который не может получить свои подарки, не останется без них. Игрушки сбегают из магазина и совершают путешествие к таким детям. Сказка учит добру, вере в исполнение желания, тому, что нужно помогать тем, кто нуждается в этом.

18. Русские волшебные сказки

Без фольклора, конечно же, никуда. Всем знакомые сказки раскрывают в себе морали и правила жизни, учат добру, справедливости, честности и любви.

19. Алексей Волков. Волшебник Изумрудного города

Прекрасная сказка о девочке из Канзаса Элли, идущей в Изумрудный город за исполнением своих заветных желаний с Дровосеком, Страшилой и Тотошкой. На протяжении всей книги герои поддерживают друг друга, не сдаются ни при каких обстоятельствах и продолжают двигаться вперед, чему и учат юных читателей.

20. Даниель Пеннак. Собака Пёс

Книга о дружбе собаки и мальчика, которая побуждает к ответственности и за приученных нами животных. Книга полезна детям около 5-ти лет. Она разовьет в них чувство любви к животным и ответственности за них.

Без сомнений, книга – путь к развитию нравственности малыша, формированию его как личности. Поэтому, возраст около 5-ти лет не стоит упускать из виду и прививать малышу любовь к чтению. Представленная выше подборка произведений поможет в этом родителям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector