Творчество детей дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и освоение смысловой стороны слова. В этом возрасте основное освоение системы родного языка завершается, хотя по-прежнему активно протекает словотворческий процесс.

Важную роль играет целенаправленное обучение, осуществляемое в игровой форме, направленное на совершенствование навыков построения высказываний. Ребенок в старшем дошкольном возрасте, узнает много нового об окружающем мире и естественно испытывает огромное желание, поделится со сверстниками и взрослыми своими наблюдениями и впечатлениями. Появляется потребность в овладении новыми формами и качествами родного языка.

Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста – это один из факторов формирования общих творческих способностей во всех видах художественной деятельности, доступной для дошкольников. Процесс влияет на волевую, эмоциональную и познавательную области дошкольника.

За основу формирования речевого творчества дошкольников берут опыт восприятия содержания литературных произведений и их художественной формы. Детей знакомят с разнообразными литературными жанрами, с их особенностями. Это помогает детям учиться воспринимать художественные образы, что помогает более глубоко погружаться в театральную и изобразительную деятельность.

Лишь только в старший дошкольный период появляется возможность формировать творческую речевую деятельность. Это связано с тем, что у детей к этому времени формируется достаточный объем знаний о том, как устроен окружающий мир, что закладывает основание для содержания речевой творческой активности. Дошкольники изучают сложные виды связной речи, развивают лексический запас. Они учатся действовать согласно замыслу.

Воображение в этот период очень пластично и достаточно легко поддается влиянию со стороны педагогов. Формирование речевого творчества изучалось О.С. Ушаковой, Е.И. Тихеевой и другими исследователями, которые разработали тему и типы рассказывания, методики и алгоритмы обучения.

Чтобы дошкольники достигли успеха в словесном творчестве, нужно обогащать их опыт впечатлениями, пополнять словарь и активизировать его.

Если у ребенка мало впечатлений от жизни, он проводит мало наблюдений, мало общается, это приводит к тому, что процессы словотворчества не возникают, а если и появляются, то быстро угасают.

Работа по формированию речевого творчества должна быть осуществлена при формировании художественного воображения детей, их навыков коммуникации и при формировании всех его речевых сторон.

Чтобы развивать речевое творчество, нужно формировать целостное восприятие произведений литературы, подмечать единство их содержания и формы. Контаминация разных произведений литературы позволяет формировать способности к воображению.

То, как разные виды художественной деятельности связаны между собой, позволяет обогатить творческие способности детей, помогает им соотносить художественные образы, которые возникают при восприятии произведений искусства и при создании личных сочинений.

Уже на пятом году дошкольники интересуются речевым творчеством. Они учатся придумывать небылицы, сказки и стихи.

У старших дошкольников интерес к речевому творчеству замечен практически у каждого ребенка. Он выражается в разных формах так, что некоторые создают действительно оригинальные сочинения, а некоторые нет. Их воображение обладает воссоздающими способностями. Их память побуждает детей самостоятельно пытаться реализовывать собственные сказки и истории в словесном замысле.

Ученые пишут, что главное, чтобы дети могли различать жизненную правду от сказочного вымысла, могли критически воспринимать собственные сочинения, чтобы у них не формировался ложный обман.

Поэтому детям нужно помогать. И так как словотворчество позволяет совершенствовать все личностные аспекты детей, то нет необходимости формировать у них способность к придумыванию сказок.

Многие исследования доказывают, что уже в этот период можно наблюдать у дошкольников наклонности литературно-творческого характера.

Задача развития речевого творчества заключается в том, чтобы этот процесс постепенно становился внутренней способностью быстро и легко ориентироваться в новых словах и даже самостоятельно их создавать.

А эта потребность всегда имеется, ведь люди постоянно что-то создают новое или открывают для себя новые явления или объекты. И им нужно присваивать имена.

Усваивая способы словообразования, нужно испытывать к словам интерес, уметь творчески применять умения и знания. Без этой базы нельзя развивать правильные грамматические методы образования новых слов.

Таким образом, при формировании речевого творчества у дошкольников можно заметить три этапа повышения степени сложности творческих заданий. На первом этапе эти задания требуют до дошкольников первоначальной деятельности и ориентировки. Для этого дети учатся изменять, находить и придумывать.

Следующий этап – это целенаправленные действия детей, поиск тех или иных решений. Дети понимают, что основываясь на старом, можно находить иные комбинации, что-то менять и улучшать.

Третий этап подразумевает самостоятельную активность дошкольников. Эти задания позволяют выявить способности любого ребенка.

Формирование детского творчества – это актуальная проблема современной педагогической системы. От решения этой проблемы зависит то, насколько успешно будет протекать воспитательный процесс и насколько активной будет творческая личность ребенка.

В дошкольный период проще всего начинать формировать способности ребенка во всех направлениях. Это же касается и речевого творчества.

Есть разные подходы к тому, что может запускает и формирует творчество дошкольников. А.В. Бакушинский и К.Н. Вентцель воспринимают творчество, как результат зарождающихся внутри ребенка сил. Ученые считают, что эти способности возникают спонтанно.

Психология детского творчества: сравнительная характеристика развития творчества у детей дошкольного возраста, учеников начальной школы и подростков.

Несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего последующего развития художественных способностей в онтогенезе, психологические закономерности детского творчества исследованы пока еще недостаточно.

Творчество детей дошкольного возраста

Последнее время во всем мире наиболее популярны международные выставки детского изобразительного творчества, общество проявляет особый интерес и заботу о развитии изобразительных способностей детей. Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития художественных способностей) очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

Для того, чтобы понять причины затухания творческих способностей к моменту окончания ребенком школы, необходимо проанализировать основные закономерности развития художественных способностей в онтогенезе.

К детскому творчеству психологи относят: хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игра, сочинение сказок и стихов, фантазия.

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям — это развитие психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный крен в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества.

Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит активизируется работа моторной зоны мозга — основы для нормального развития речи. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, на эмоции танцующего малыша способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С самого раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не контролирующей функции сознания, которая развивается в достаточной степени только к 8-10 годам, а окончательно — к 18-20 годам.

Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.

Следующим видом детского творчества, имеющим огромное значение для развития художественных способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. К сожалению, практика детских садов показывает, что наибольшее место в изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации. Тогда как основой для этих более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более удобным для самовыражения.

Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается «битва» с развивающимися художественными способностями за аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее «опасными» занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка важно так же, как и говорить.

На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов. Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели игнорируют использование классической музыки (хотя в последнее время продается множество прекрасных записей классической музыки, аранжированной специально для малышей) во время занятий.

Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector