Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Распространенным речевым нарушением среди детей является общее недоразвитие речи, которое имеет тенденцию к значительному росту. Дети с нарушением произносительной стороны речи составляют особую категорию детей с особыми предпосылками к обучению грамоте. На сегодняшний день общепризнанным является то, что имеется тесная связь между проявлениями нарушения устной речи и нарушением письменной речи, а именно чтения и письма.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Для успешного усвоения школьного курса родного языка у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.

В исследованиях Д.Б. Эльконина, Г.П. Беляковой, Л.Е. Журовой, С.Н. Карповой и других показано, что успешность обучения грамоте во многом зависит именно от того, насколько для ребенка разделены звуковая и смысловая стороны слова. Осознание звуковой структуры слова — необходимая предпосылка обучения грамоте.

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Перейдем к характеристике особенностей произносительной стороны речи у детей с ОНР.

Произносительная сторона речи подразумевает под собой фонетическое оформление речи, а также совокупность речедвигательных навыков, с помощью которых оно определяется. Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовая функция и просодика (интонация, мелодика, ритм, темп, тембр и логическое ударение).

Часто нарушения звукопроизношения и невнятность речи у детей с ОНР обусловлены недостаточно сформированным фонематическим слухом. В результате этого ребенок не различает на слух акустически похожие фонемы и произносит их неправильно, заменяя на созвучные парные глухие либо мягкие звуки, пропускает, переставляет звуки в словах.

Звукопроизношение — это процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы (ЦНС). До пяти лет физиологические ошибки ребенка, обусловленные недостаточной сформированностью фонематического слуха и/или артикуляционного аппарата, являются возрастным несовершенством звукопроизношения. После пяти лет физиологические ошибки переходят в патологические. В норме к пяти годам у ребенка должны быть сформированы все группы звуков (гласные, губно-губные, взрывные, заднеязычные, губно-взрывные, свистящие, шипящие), кроме сонорных звуков, они формируются к шести годам.

Нарушения звукопроизношения могут наблюдаться в четырех формах: отсутствие звука, искажение звука, замена звука и смешение звуков. Отсутствие звука обусловлено несформированностью правильного артикуляционного уклада. Ребёнок не может произнести звук изолированно и пропускает его в употребляемых языковых единицах. При искажении звук не исключается из слова, а получает собственное аномальное звучание, не характерное для фонетической системы родного языка. При замене один звук заменяется на другой. При смешении звуков происходит взаимозамена звуков, при этом у ребенка сформированы все артикуляционные позиции, но нет умения различать некоторые из них, то есть правильно осуществлять выбор звуков.

По результатам исследования было выявлено, что у детей в пять лет и после года обучения наиболее часто встречается отсутствие сонорного звука, и именно эта форма наиболее трудно поддается коррекции. Искажение сонорных звуков встречается намного реже, но корректируются гораздо легче, как и замены. В группе шипящих звуков можно наблюдать очень интересную закономерность: в любой форме нарушений легче поддаются коррекции те звуки, которые меньше подвержены нарушению. Наиболее распространенная форма нарушений среди шипящих — это замена звуков. В группе свистящих чаще встречается межзубное искажение, причем всех звуков этой группы. Анализируя группу свистящих звуков при данной форме нарушений, можно наблюдать, что корректируется всего один звук из данной группы и лишь в половине случаев. В группе взрывных звуков наблюдается только искажение, которое достигает нормы во всех случаях.

При нарушениях произносительной стороны речи страдает как звукопроизношение, так и просодика речи. Так, после года логопедических занятий с детьми, полной коррекции поддались взрывные и свистящие группы звуков и вся просодика, то есть речь детей стала внятной. Частичной коррекции поддались шипящие и сонорные, причем в большей степени по сравнению с шипящими. По формам нарушения самыми распространенными являются искажения, они нелегко поддаются коррекции, и на основе полученных данных только у части детей после года занятий наблюдается норма. Норма достигалась легче при такой форме нарушений, как замены.

Нарушения звукопроизношения имеют разную степень выраженности и разные формы. Своеобразие дефектов произношения звуков у детей с нарушением звукопроизношения характеризуется отсутствием в речи звуков, всевозможными заменами, искаженным произношением звуков и разными нарушениями просодической стороны речи у детей.

Таким образом, общее недоразвитие речи представляет собой речевую патологию у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Выделяют 4 уровня речевого развития при ОНР, каждый из которых имеет определенные особенности.

Отмечая особенности произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОНР можно сделать вывод, что наиболее часто у детей встречается отсутствие сонорного звука, и именно эта форма наиболее трудно поддается коррекции. Искажение сонорных звуков встречается намного реже, но корректируются гораздо легче, как и замены. В группе шипящих звуков можно наблюдать очень интересную закономерность: в любой форме нарушений легче поддаются коррекции те звуки, которые меньше подвержены нарушению. Наиболее распространенная форма нарушений среди шипящих — это замена звуков. В группе свистящих чаще встречается межзубное искажение, причем всех звуков этой группы. В группе взрывных звуков наблюдается только искажение, которое достигает нормы во всех случаях.

Список литературы:

Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. — 320 c.

Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М.: Издательство «Гном и Д», 2000. — 128 с.

У ребенка раннее психомоторное развитие протекало с задержкой.

Состояние мелкой моторики

Мелкая моторика рук развита недостаточно; ведущая рука – правая; пробы Хеда выполняет выборочно. Испытывает небольшие трудности при овладении графическими навыками (Например: при закрашивании рисунков выходит за контур, выходит за строчку).

Состояние общей моторики

Отмечается заторможенность движений, нарушена их переключаемость. Мальчик испытывает небольшие трудности при имитации движений; мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; замены движений и синкенезий не наблюдается.

Строение артикуляционного аппарата

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Строение лица не нарушено, строение губ нормальное, прикус неправильный, верхняя челюсть несколько выступает вперед.

Строение твердого и мягкого неба не нарушено. Подъязычная связка укороченная. Язык вялый, малоподвижный. Наблюдаются незначительные гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений; движения языка замедлены, с затруднениями. Ребенок не может длительно удерживать положение органов артикуляции; переключаемость движений нарушена, тонус низкий; при выполнении артикуляционных упражнений мышцы языка слабые. Речевая моторика развита недостаточно.

Общее звучание речи

Речь маловыразительная, невнятная, неразборчивая, малопонятная для окружающих; голос средне-модулированный; дыхание свободное, неглубокое; темп и ритм речи в пределах нормы.

Понимание речи

Речь окружающих понимает в пределах уровня своего интеллекта; выполняет задания по словесным инструкциям (Например: «Покажи где кошка? Где собака?»).

Звукопроизношение

Нарушены группы звуков (свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты).

Фонематические процессы

Фонематический слух недостаточно сформирован, наблюдается смешение звонких и глухих согласных; отсутствуют навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Звукослоговая структура слова значительно и стойко нарушена. Очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слов, приближённо (Например: голубь – «го»; иди – «ди»). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры (Например: автобус – «ауп»). Наблюдаются упрощения слов, перестановки, замены букв, слогов.

Словарный запас

Ниже возрастной нормы развития. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью, ограничены обиходно – бытовой тематикой. Задания на подбор антонимов, синонимов, признаков вызывает затруднения. Наиболее страдает употребление предлогов, прилагательных.

Пассивный словарь преобладает над активным.

Грамматический строй речи

Связная речь

Наблюдается грубое недоразвитие связной речи. Мальчик неотчётливо произносит слова; имеет бедный опыт речевого общения.

Один — два односложных предложения вместо рассказа, пересказ недоступен. Навыками чтения и письма не владеет. Знает несколько букв алфавита.

Координация и ориентировка в пространстве

Ребенок путается в определении правой – левой руки, правильно определяет части тела. Зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно.

Познавательные процессы

Внимание неустойчивое, рассеянное, темп работоспособности низкий, быстрая утомляемость. Восприятие — правильно показывает основные цвета, в оттенках путается. Простые геометрические фигуры знает, правильно соотносит с образцом, складывает большие разрезные картинки из 4-х частей. Преобладает зрительная память; объем памяти маленький, запоминание кратковременно. Низкий уровень развития мышления. Не выстраивает причинно-следственные связи. Мышление конкретно-ситуативного характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это речевая патология, при которой страдают все составляющие вербального общения: грамматика, произношение, словарный запас. Существует 4 стадии такого состояния. Самая тяжелая из них первая. Диагноз можно установить в возрасте 3–4 лет. Тогда отличие между малышом и его сверстниками проявляется ярко: все уже говорят, а он не может толком построить даже самую простую фразу.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

ОНР 1-й степени: что это и откуда берется

Характеристика общего недоразвития речи 1-го уровня такова. Вместо слов — лепет, как у девятимесячного младенца, звукоподражания. Встречаются единичные слова, обозначающие важные бытовые вещи, но и они искажены до неузнаваемости. Сложные слова упрощаются до 1–-2 слогов. Чаще всего нарушено и произнесение отдельных звуков. Общаются такие дети мимикой, жестами и интонациями. Понимание речи может находиться на разном уровне — от вполне соответствующего возрасту до непонимания слова вне контекста или ситуации.

Причины первого уровня недоразвития речи неврологи ищут в тяжелом течении беременности, серьезных состояниях у новорожденных, перенесенных инфекциях и черепно-мозговых травмах.

ОНР можно конкретизировать, установив его клиническую форму:

  • алалия — несформированность понимания или воспроизведения речи;
  • афазия — полная или частичная утрата уже сформированной речи, как правило, связанная с болезнью или травмой;
  • дизартрия — нарушение, связанное с изменением формы или нарушениями проводимости нервов органов артикуляции — языка, губ, челюстей;
  • ринолалия — состояние, возникающее из-за расщелин верхней губы и нёба и связанной с ними задержкой развития речи.

Бывает, что физически с ребенком все в полном порядке, но речь не сформирована. Это обычно связано с неблагоприятными условиями развития — частым нахождением в стационарах, педагогической запущенностью и социальной изоляцией, нехваткой эмоционального взаимодействия. Встречаются подобные проблемы у детей глухонемых родителей и малышей, проживающих в двуязычных семьях.

Диагноз: как не пропустить важное

Общее недоразвитие речи 1-го уровня у ребенка может сочетаться с заболеваниями уха, горла, носа, психическими отклонениями и стоматологическими проблемами. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» ребенка может обследовать, кроме логопеда, невролог (в том числе специализирующийся на логоневрологии — нарушениях речи, связанных с болезнями нервной системы). При необходимости можно получить консультацию психиатра.

Логопед, ознакомившись с историей развития ребенка, оценивает общее состояние и активность речи, артикуляцию малыша, произношение отдельных звуков, способность к построению фраз, количество слов. На основании осмотра он определяет:

  1. наличие и степень недоразвития речи;
  2. клиническую форму и ее конкретный вид, например сенсомоторная алалия;
  3. болезни, которые привели к речевым проблемам или сопровождают их.

Результатом обследования становится индивидуальный план коррекции речи, который может включать, кроме чисто логопедических занятий, рекомендацию по наблюдению или лечению у врачей различного профиля. Если ребенку нужен комплексный подход, специалисты нашего Центра обеспечат его. Взаимодействие логопеда с врачами, которые исправляют речевые нарушения, делает помощь ребенку более эффективной.

ОНР 1-й степени почти никогда не проходит самостоятельно. Без занятий с логопедом ребенка не смогут принять в общеобразовательную школу. Ему сложно будет устанавливать отношения со сверстниками. При отсутствии речи без специальных занятий страдает умственное и психическое развитие. Всего этого можно избежать, своевременно обратившись к логопеду.

От молчания к первым фразам

Системное недоразвитие речи 1-го уровня устраняют параллельно с лечением его причины. На начальном этапе малыша в игровой форме учат понимать речь: находить игрушки, угадывать предметы, выполнять простые инструкции. Во время занятий расширяется словарный запас. Чтобы активировать речь, детей учат подражать голосам животных, звукам музыкальных инструментов. Их обучают указательным местоимениям, показывают, как обращаться к родственникам.

Одновременно ведется работа над развитием функций, без которых речь невозможна. Это внимание, память и мышление. С ребенком играют в «Что лишнее», предлагают выполнить простые действия по образцу.

На этом этапе коррекции главное — появление простой фразы и повышение активности речи. Правильно произносить звуки ребенка научат позже.

Логопедическая работа при ОНР 1-й стадии занимает минимум 3–4 года, а борьба с остаточными явлениями может продолжаться и в школьном возрасте.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector